Chers amis, как и обещал, попытаюсь суммировать. С двумя оговорками.
Первая: рассуждая о марксизме, я, естественно, отдаю себе отчёт, каковы были его три источника и три составных части :), что представление о классах и стадиальности исторического развития появилось задолго до Маркса и т.д. Но оговаривать это всяк раз уж больно занудно. И вторая: я не специалист ни по марсксизму, ни по советской историографии. По которой, кстати, только-только вышла отличная книга А.В. Гордона, к которой всех и отсылаю. А я скажу лишь несколько слов в сугубо прикладном порядке.

Довольно принципиален вопрос, что мы называем марксизмом?
Дальше?
Теперь о советской историографии. Если учесть всё только что сказанное, то она является частным случаем использования марксизма в качестве методологии, причём в совершенно определённом варианте: в качестве идеологии правящей партии, имеющей монополию не только на власть, но и на истину. На базе марксизма с добавлением догматики Ленина и ещё более жёсткой догматики Сталина был создан своеобразный канон.
Дальше?

@темы: Великая французская революция, дискуссии, полезные ссылки, товарищам

Комментарии
11.04.2010 в 09:17

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Capra Milana А Гиту Мэй могу выложить, это пожалуйста. Без перевода только :).
Да, пора переходить в интернациональный режим работы :)
11.04.2010 в 19:07

...чужой среди своих
Capra Milana А Гиту Мэй могу выложить, это пожалуйста. Без перевода только :).
А выложите, пожалуйста. )
13.04.2010 в 18:23

Nataly Red Rose Ну да, увлеклась, извините. Мне показалось, что Вы эту точку зрения полностью разделяете.

В данном случае, Уваров рассказывает об этом в исключительно историографическом плане, никак не высказывая своего отношения к.

В природе существуют размеры и расстояния. А чтоб их изучать, понадобились и единицы измерения. Это мы опять возвращаемся к началу нашей дискуссии: если история - наука, она должна иметь инструментарий, если создается инструментарий - в нем всегда есть некоторая формализация.

Конечно. Вы дважды совершенно правы :) Беда лишь в том, что размеры и расстояния существуют, и дело лишь за тем, чтобы придумать единицу измерения. А вот существуют ли социальные категории, за исключением тех, что выдвигаются при самоидентификации...

Директор театра Например, есть такие животные - белки

Бесспорно. Вы удивитесь, но существование Homo sapiens у меня тоже не вызывает сомнений ;)

Синяя блуза Самая широкое понятие - человек, человечество.

Ну, и отлично. Существование человечества никто, кажется, сомнению не подвергает. И рас тоже :)

Свой среди чужих... монтаньярский Конвент и КОС вели политику осмотрительную, а не агрессивно-воинственную.

А в чём это проявлялось?

Важную роль в ходе процесса, с самого начала, сыграли Жан-Батист Майль и Бертран Барер. Оба - никоим образом не монтаньяры в тот момент. Или Сийес?

Для меня странно видеть в этом списке Майля: он на уши встал, чтобы проголосовать и нашим, и вашим. Не случайно, ещё, кажется, 27 депутатов проголосовало за отсрочку Майля. И в литературе я не встречал иного мнения, кроме того, что он таким образом надеялся и себя спасти, и короля. Но не в том дело. Я же совершенно не говорю, что за казнь выступали только монтаньяры, а все остальные голосовали "за" только и исключительно под дулом пистолета.

Наконец: убит оказался кто? Не защитник Людовика, не голосовавший против казни, а как раз голосовавший «за» Ле Пеллетье.

А судьбу защитника помните? ;) К тому же Ле Пеллетье-то убили, когда голосование уже было закончено, повлиять ни на что эта смерть не могла.

А теперь часто замечаю: и таксация, и дехристианизация шли как раз из провинции в Париж

Я обычно видел обратное, но спорить не рискну: никогда в эти вопросы не погружался.

в любом случае, к жирондистам отношение совсем не единодушное.

:)

Capra Milana Я за любые интересные дискуссии, проблема в том, что кроме монографии А.В.Гордона, немногих статей на русском, жирондистам посвященных, и переведенного Олара нам обсудить нечего. Французских книг немало, но где же их взять и где взять время их прочитать.

Да, есть такая проблема...
14.04.2010 в 12:55

Человек, видящий обе стороны вопроса, в сущности, ровно ничего не видит. О. Уайльд
Есть Ламартин, 1-й том на английском www.gutenberg.org/etext/18094
Конечно, это не совсем история...И возможно у вас это уже есть.
14.04.2010 в 20:30

ipsilanty, большое спасибо. Есть и на английском, и оригинал откуда-то я скачивала. И русское дореволюционное издание нашла в конце концов в отделе редкой книги. Но, как Вы точно заметили,это не совсем история... К сочинениям Ламартина у меня такое же отношение, как к... в общем, как к беллетристике.
У Н.И.Кареева есть разбор противостояния жирондистов и монтаньяров, но и в этом случае у меня странное впечатление, что автор ходит вокруг проблемы, но самую суть все же не улавливает.
15.04.2010 в 18:26

Чем больше артист, тем больше пауза!
Вы удивитесь, но существование Homo sapiens у меня тоже не вызывает сомнений
Что касается меня, гражданин DB, иногда мне кажется, что этим sapiens люди сами себе несколько польстили. Но речь не совсем о том, пример с белками - всего только пример соотношения реальной группы и обобщенного понятия.
Из разговора я вывел следующее: Карл Маркс говорил, что есть некие "средства производства", одна часть общества владеет ими, другая нет. По этому признаку и различаются классы. Допустим; и я склонен с этим согласиться.
Далее Вы, отвечая гражданину Синяя блуза, сказали что Собственность на СП, несомненно, должна быть частная. - из чего я заключил, что Вы признаете, что есть и средства производства, и люди могут находиться в разном к ним отношении, собственника или несобственника. Следовательно, это означает, что и существование классов Вы признаете. Хотя, как утверждают мои недоброжелатели, я не силен в логике, однако мне кажется, мои заключения логичны.

Более того: можно доказать на примере какого-нибудь общества какой-нибудь эпохи, что из отношения людей к средствам производства что-нибудь да следует - образ мыслей, образ жизни, а может статься, еще что-то.


А тебе, гражданка Nataly Red Rose, я адресую другое свое рассуждение.
"Санкюлоты" как само-идентифицируемая группа - это не социальная общность, а ментальная. Или, может, политическая. Что и исследовал ваш почтенный Мишель Вовель, если я правильно его понял. Когда же некую группу идентифицируют как "санкюлотов" - скажем, враги Республики, - тогда, скорей всего, они подразумевают общность социальную, социально-экономическую.
16.04.2010 в 06:47

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Спасибо, гражданин Директор театра, что Вы меня почтили отдельной репликой :)
"Санкюлоты" как само-идентифицируемая группа - это не социальная общность, а ментальная. Или, может, политическая. Что и исследовал ваш почтенный Мишель Вовель, если я правильно его понял. Когда же некую группу идентифицируют как "санкюлотов" - скажем, враги Республики, - тогда, скорей всего, они подразумевают общность социальную, социально-экономическую.
По поводу второго - не могу сказать уверенно, просто не читала в таком количестве роялистских памфлетов, чтобы сделать вывод.
А с первым - так и я о том же. Что политическая общность и общность социальная не всегда совпадают, но при этом между собой тесно связаны. И не наш, к сожалению, хотя, по большому счету, "наш" ) Вовель это и изучал, в той книжке, которую я цитировала (диаграммами).
17.04.2010 в 23:36

"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
DB
В общем очень неоднозначно, у кого было больше друзей, – у того, у кого импортный магнитофон дома или у того, кто классно рисует и песни сочиняет.
Любопытно, что Вы употребляете слово "друзей", хотя, на самом-то деле, каких друзей может принести магнитофон

Ну, так дети, да и взрослые, почти всегда употребляют слово «друзья», хотя отношения под этим подразумеваются очень разные, часто не имеющие отношения к дружбе. Это, так-скаать, психолингвистическая сторона дела. А вторая – люди, бывает, совершенно искренне путают отношение к человеку-как-к-человеку и отношение к человеку-как-обладателю-чего-то. Если точно, то нужно говорить о популярности, пожалуй.
С трудом представляю себе ситуацию, где деньги обеспечивали бы продвиждение по службе, поступление в вуз и т.д.
Поступление в вуз – это как раз случалось. Увы. :(
Насколько я знаю по рассказам, по книгам и по своим воспоминаниям, если не брать кавказские республики, то огромное (подавляющее?) количество систем строилось без учёта денежного фактора. В одних кругах нужны были связи, в других - умение идти по трупам, в третьих - знания, не важно.
Угу. А мы тут разве расходимся? ;-) Но
Получается, власть - это деньги.
Мне кажется, Вы слишком упрощаете. В каких-то случаях, безусловно: маршал Жуков вывозил добро эшелонами. Но обычно, насколько я знаю, те, кто был у власти, не купались в деньгах: они просто получали нужное бесплатно или почти бесплатно. И уж всяко здесь не было прямой корреляции: Вы думаете, какой-нибудь Хрущёв стремился к власти ради денег?

На счет Хрущева не знаю. Но, кажется, поняла, где наши рассуждения не совпадают.
Говоря про деньги, я, честно сказать, имею в виду не только монеты и купюры или кредитные карточки, а шире – возможность приобретения. Статус заменяет в цепочке Д—Т первое звено. Фактически, статус – это и есть «эквивалент» денег, поскольку обеспечивает приобретение чего-то там. С точки зрения экономической я, вероятно, неправа, - просто поясняю свою мысль. И дворяне во Франции 18 века, конечно, хоть и были разные, но стоял же вопрос, прилично ли дворянину «делать бизнес». Правильно – феодальный/сеньориальный титул, то бишь статус, заменял наличные или не наличные деньги.

А кстати, психологи просто констатировали факт или предложили какой-нибудь реальный выход, возможность как-то заинтересовать люд?

Они выяснили, что единственное, что может на этих людей воздействовать, - общественное мнение. И разработали систему, когда за лень или безответственности одного, отвечали и те, кто трудился рядом с ним.

Вообще, это не «общественное мнение», мне кажется. Для общественного мнения нужны сформированные социальные установки как минимум. Там их, как я понимаю, нет. Так что это старый-престарый метод регулирования через общину. Внеэкономическое принуждение. Т.е. если я работаю плохо, а Вы хорошо, наказывать будут нас обоих. Но сможете ли Вы меня заставить работать лучше – вот вопрос? Или придется всю работу на себя взять.
Кстати, Наталка пусть меня поправит, в 30-е годы в наших школах был такой бзик – «бригадный метод». Т.е. всей бригаде ставили одинаковые оценки, если кто-то один получал плохую оценку.

Можно, скажем, судить о Ницше в целом по какому-то одному его произведению? Не получится.
Формакльно Вы правы, конечно

Формально? Хм… Тогда, значит, по первым работам Фюре можно судить о направлении последних работ тоже?

Просто как только мы признаём зыбкость всех и всяческих критериев - а здесь я с Вами совершенно согласен, - как мы будем доказывать, что это развитие, а не топтание на месте, не поворот вспять...
Но что же Вас тогда наводит на мысль, что это движение?
как это всё вписать в развитие?

Я ошибаюсь, или Вы все же ждете, хоть подсознательно, какой-то четкой линии последовательного и поэтапного развития, от «простого» к «сложному», от «худшего» к «лучшему»? Нет-нет. Возвращаюсь к определению движения и развития. :) А прогресс – да не утверждали ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин, ни марксисты, что исторический процесс – это линейное развитие, и все лучшеет и лучшеет наш мир, все совершеннеет и совершеннеет. С линейным ходом истории – тут скорее к г.Тьеру. Как раз наоборот, сколько марксистских работ по общей истории я читала, подчеркивается в них, что за технический прогресс человечество платит регрессом и потерями в других сферах жизни, во всяком случае, у всего есть оборотная сторона, и даже то, что поначалу воспринимается как прогрессивное явление (изобретение, например), оказывается, тащит за собой такие последствия… И тем не менее, на месте не стоим. Вопрос я так поставлю: является ли современное состояние человечества обратимым? Если да, то оно не изменяется; если нет, то качественное изменение все же произошло.

Замечу лишь, что социальные группы - это нередко, условно говоря, единицы измерения. Существует ли в природе сантиметр или метр?
Социальные группы – это тогда уж не единицы измерения, нас ведь не количественные показатели интересуют, а качественные. Это – классы (в общефилософском и общенаучном понятии), которые строят на основе какого-либо выбранного и обоснованного принципа классификации/типологии. Как расово-этническая классификация, или еще по какому-нибудь признаку.
Никакая классификация ни в какой науке никогда не является универсальной и охватывающей все признаки. Но куда наука без этого метода денется?

О капитализме Вы с гражданином Синяя блуза дискутировали, ну и уж я не могу не отреагировать :)
Если сам капитализм понимается по-разному сторонниками Маркса и противниками, то как можно спорить про то, что ему способствовало, а что нет?
Вопрос абсолютно резонный. Но, на самом деле, грамотный автор даст понять, какова его координатная сетка, т.е. намекнёт, что он под капитализмом понимает. К тому же понимание, несомненно, разное, но и общее без труда вычленяется. Примерно, как с любовью: все понимают под ней разное, но сонеты Шекспира всех устраивают

Про Шекспира как раз всякое пишут и думают. То ли это он, то ли она, то ли они, и кому вообще все эти сонеты адресованы… Но все же сонеты не требуют той точности, какой требует понятийный аппарат науки. Cum principia negante, non est disputandum – Кто не признает основ, с тем не спорят. Так, вроде, это выглядит и переводится. Если спорить о капитализме, то на основе общего представления, общего и для сторонников марксизма, и для противников. И что получается? Капитализм – это способ производства, а также формация, базирующаяся на это способе производства. Если историк, имея на то полное право, не признает формационную теорию и способ производства как некий феномен, так о чем и говорить? Ему попросту должно быть совершенно фиолетовы рассуждения марксиста о ВФР как способствующей или нет развитию капитализма во Франции. Нет капитализма, нет и проблемы ;-)
То же самое, как персонаж заметил, с классами. Ну, нет никаких «классов», тогда нет и никаких «средств производства», тогда не должно быть и собственности на них, ни частной, ни общественной, никакой.

Ну, а под закономерностью причины имеется в виду, подозреваю, неизбежная причинно-следственная связь. Я уронил кирпич, он упал вниз - закономерность.
«Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится» (С)
Во-первых, это верно только для условий гравитационного поля Земли. И причинно-следственная связь в этих условиях просматривается легко потому, что эмпирически и теоретически уже установлено, что на кирпич действуют две внешние силы – сила сопротивления воздуха и сила тяготения. Был бы воздух таким плотным, чтоб модуль силы сопротивления был бы больше, чем силы тяготения, кирпич бы парил.
А вот угодит ли он на чью-то голову – это уже другая задача. «Случайно». И в то же время закономерно. Первая закономерность в том, о чем мы уже сказали – в действии закона гравитации. Вторая закономерность – та, что кирпич плохо закрепили или слабо держали. А третья – та, что именно в этот момент злополучный некто шел как раз по этой улице, с определенной скоростью… Этому предшествовала целая цепочка каких-то причинно-следственных связей. Он мог замешкаться на доли секунды на углу. Мог идти быстрее. Мог идти по нечетной стороне улицы вместо четной, где кирпичи падают. Так что тут нет никакого фатализма, но есть встреча нескольких совершенно разных, между собой не связанных причинно-следственных цепочек. Теория вероятностей ведь это вполне себе неплохо излагает. Ни одно событие, тем более историческое, не имеет вероятности 1, но даже совершившееся событие может иметь теоретическую вероятность менее 0,5. Пожалуйста Вам и случайность, и закономерность.

И про «познавательную ценность». Конечно, я могу в порядке контратаки сказать, например, что «Постижение ВФР» Фюре по ценности стремится к нулю, поскольку на половину это ругань в адрес Собуля и Мазорика особенно. Но не скажу :). По моему глубокому убеждению, познавательную ценность имеет практически все. Любая книга, любой источник. А что из них можно извлечь – ну, это дело читателя.
20.04.2010 в 19:03

Forster2005
Вообще, это не «общественное мнение», мне кажется. Для общественного мнения нужны сформированные социальные установки как минимум. Там их, как я понимаю, нет. Так что это старый-престарый метод регулирования через общину. Внеэкономическое принуждение. Т.е. если я работаю плохо, а Вы хорошо, наказывать будут нас обоих. Но сможете ли Вы меня заставить работать лучше – вот вопрос? Или придется всю работу на себя взять.
Экономическое или внеэкономическое, тут может быть 2 варианта. Экономическое оно уже потому, что люди вынуждены продавать свою рабочую силу.
Если трудовой договор или договор подряда заключает работодатель с каждым отдельным работником и при этом экономически оценивает работу не по личным показателям, а по коллективным, это уже внеэкономическое. И противозаконное, чем нас уже не удивишь.
А если договор коллективного подряда, тут чисто экономическое. Работодатель все разборки оставляет на них, платит за общий результат, как и было оговорено.
Я только не пойму, где же тут положительная мотивация. Это мотивация отрицательная. ;)

По моему глубокому убеждению, познавательную ценность имеет практически все. Любая книга, любой источник. А что из них можно извлечь – ну, это дело читателя.
ППКС

Директор театра
Из разговора я вывел следующее: Карл Маркс говорил, что есть некие "средства производства", одна часть общества владеет ими, другая нет. По этому признаку и различаются классы. Допустим; и я склонен с этим согласиться.
Далее Вы, отвечая гражданину Синяя блуза, сказали что Собственность на СП, несомненно, должна быть частная. - из чего я заключил, что Вы признаете, что есть и средства производства, и люди могут находиться в разном к ним отношении, собственника или несобственника. Следовательно, это означает, что и существование классов Вы признаете. Хотя, как утверждают мои недоброжелатели, я не силен в логике, однако мне кажется, мои заключения логичны.

В общем да, напрашивается такой вопрос. Если есть СП и собственность на них, должно быть и различие между собственниками и не-собственниками. А это различие ведет к другим различиям.
20.04.2010 в 19:20

DB
… когда крестьяне шли ликвидировать титулы и архивы в замках, во время антифеодальных (?) волнений 1789 года, они заставляли руководить их отрядами людей пообразованней. Чиновников там разных. Может, третьесословных, а может, там и дворянчики были.
--- И таки он тоже прав :) Я же не говорил, что крестьяне выдвигали в первые ряды только дворян. Очень часто, скажем, нотариусов.

Но раз он сам себя выдвигает от Третьего сословия, то его дворянство уже не является для избирателей определяющим. Так, видимо.
--- Неожиданный вывод :) Почему Вы так думаете?

… люди из крестьян и люди из дворян и из духовенства явно были союзниками, причём нередко (обычно?) крестьяне признавали право дворян ими командовать. вести их в бой, принимать политические решения. Т.е. для меня важно то, что борьбой классов здесь и не пахнет.


Вчерашние крестьяне – волонтеры и солдаты регулярных республиканских войск, тоже признавали право офицеров – вчерашних дворян, вести их в бой, отдавать приказы, принимать решения. Т.е., руководить защитой революции. Тех офицеров, которым доверяли, конечно.
Что я сказать-то пытаюсь – что в глазах представителя одной социальной группы представитель другой может быть и союзником, и врагом. И представитель своей так же. Если дворянин баллотируется от Третьего сословия, выборщики, которые ему доверяют, смотрят на него как на своего, как на защитника их интересов. Это определяет их выбор, а не то, из какого он сословия.
И вандейские крестьяне тоже не были однородной массой, и дворяне какого-нибудь Перигора тоже. Говорили уже о том, что классы по Марксу не совпадают в точности с сословиями или родом занятий. Так что проявления классовой борьбы может быть между крестьянами и крестьянами. Или между дворянами и дворянами. Или между буржуа и буржуа.

Собственность на СП, несомненно, должна быть частная. А власть должна осуществляться теми и так, чтобы это не нарушало некоторого консенсуса в обществе. Ничего более корректного, чем интересы большинства, я придумать не могу. Другое дело, как их измерить и выразить. Т.е. мне видится, что в чём-то просветители интуитивно были правы, когда говорили о народном суверенитете :) "Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает".
Вот по этому пассажу вопросы есть.
1. Если, Вы говорите, мы не можем выделить общие интересы даже у людей, занимающихся в одной сфере, ну, например, крестьян в сельском хозяйстве, то как можно выделить какие-то интересы большинства?
2. А если большинство хочет ничего не делать и все иметь (к рабочим и крестьянам ВФР я это точно не отношу, это к современному офисному планктону, псевдоинтеллигенции и люмпенам), и тогда гипотетическое правительство должно стремиться учитывать этот интерес?
3. «Кто платит, тот и музыку заказывает». Если СП, как Вы сказали, должны быть в руках частных лиц, то и политика будет в их руках. Ну и что их заставит искать какой-то «консенсус» с теми, кого они нанимают у кого нет собственных СП? Плевать они хотели на них, с их интересами.
4. Сакраментальный вопрос - а что практика показывает?
«...Циркуляр вводит денежный ценз на высшее образование, таким образом гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию» - известный «циркуляр о кухаркиных детях», век 19. Это пример учета интересов?
Или вот: «Страну населяет звероподобный сброд, которому просто нельзя давать возможность свободно выбирать. Этот сброд должен мычать в стойле, а не ломиться грязными копытами в мой уютный кондиционированный офис. Для этого и придуманы «Наши», «Молодогварейцы» и прочий быдлоюгенд. Разве не понятно, что при свободных выборах и равном доступе к СМИ победят как минимум ДПНИ и прочие коричневые? Валить из страны надо не сейчас, когда «Наши» и прочие суверенные долбоёбы строем ходят. Валить отсюда надо именно когда всезвероподобной массе, когда этим животным позволят избрать себе достойную их власть.
Вот тогда я первый в американское посольство ломанусь. А сейчас всё прекрасно - бабки зарабатывать можно, в ЖЖ лаять на Кремль можно, летать куда угодно можно. И не надо ребенку еврейскую фамилию на русскую менять, чтоб он в МГУ поступил. Сейчас полная свобода. Просто не надо принимать пропаганду на свой счёт. Ей не нас дурят, ей нас защищают от агрессивной-тупой-нищей массы, которая всё пожрёт, только дай ей волю. Слава России!» (это некто юрий гусаков из проправительственной партии)

Мое мнение – чтобы учитывались разные интересы, хотя бы и большинства, это трудно достичь даже при общественной собственности на СП и демократии. При частной – невозможно в принципе, особенно когда рулят ... такой высокой интеллектуальной культуры, как цитированное ….
20.04.2010 в 23:13

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Синяя блуза что характерно, если сказать: "капиталисты, буржуазия - это звероподобный сброд", привлекут по статье "разжигание социальной розни". А про нищих можно сказать что угодно, публично и на любом общественном уровне - сойдет, в порядке вещей, это "консенсус".
26.04.2010 в 22:31

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Forster2005, тебе большой-большой привет от Вальтраут Шелике! и всем, граждане коллеги!
Я говорила или нет, что нашла ее ЖЖ? ну вот, подробности постараюсь завтра. Лови письмо, может, лучше сама сразу человеку ответишь.

27.04.2010 в 08:52

Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Nataly Red Rose Forster2005, тебе большой-большой привет от Вальтраут Шелике! и всем, граждане коллеги! Я говорила или нет, что нашла ее ЖЖ?
Нет, ты скрыла этот факт от прогрессивной общественности! Немедленно исправляйся! :):):)
04.05.2010 в 21:37

"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Это мне пора исправиться ;-)
Я сослаться сослалась на работы Вальтраут Шелике, а ссылку-то и не поставила, как положено.

Вот она: сайт "Мой Маркс"

.
Когда-то, в универе, изучая диаматовскую философию, с большим интересом читала статьи Вальтраут Шелике и конспектировала. Вспомнила о них и стала искать по сети в связи с нашим спором.
Граждане коллеги, очень и очень рекомендую. И о прогрессе и разных его видах, и об отчуждении и многом другом.

А далее - с разрешения В.Шелике цитирую ее письмо (адресовано было Натали, но и всем нам):
Интересна реакция участников дискуссии на положение о необходимости снятия отчуждения переходом человечества к коммунизму. Но тут спорящие делают типичную, распространенную ошибку путая Марксово Aeusserung (делание внешним, овнешнение) и Endfremdung (отчуждение).При переводе на русский оба понятия часто переводятся просто как отчуждение, отсюда неверное понимание позиции Маркса. У Маркса Aeusserung существует на всем протяжении истории и ему противостоит Aneignung (присвоение, делание своим, овнутрение) , что инстинктивно уловила часть участников дискуссии. А вот второе ( Entfremdung) и есть именно отчуждение ( делание чужым, чуждым и даже враждебным, стоящим над человеком)и оно характерно только для определенного периода истории. Отчуждение (Entfremdung) делает жизнь человека (человечества) обесчеловеченной (entmenschlich) Против обесчеловеченной жизни индивиды и протестуют в социальной революции (по Марксу).
Я в своих лекциях и на семинарах всегда просила студентом подумать над тем, что же не устраивало в жизни накануне революции разных людей из самых различных социальных слоев. Такое начало исходно освобождает ход мысли от грубого экономического детерминизма, приписываемого Марксу, (но Марксу не свойственного) и исходно дает картину целого комплекса противоречий того состояния жизни людей в Англии или Франции,который осознавался людьми на чувственном или идеологическом уровне, и толкавший живых людей (с их потребностями и их идеалами жизни) к революции и к контрреволюции. И этот "хаос" недовольства, идей и мечтаний можно затем обосновать (найти его истоки) в экономической, социальной, политической, духовной жизни людей того предреволюционного времени. Маркс, конечно, не отрицал роль идей в жизни людей, он "только" искал и находил еще и источники самих идей, при том не просто в головах людей, а в самой жизни людей (экономической, социальной, политической, духовной), Эти причины, источники, (экономические, социальные, политические, духовные) революционных и контрреволюционных идей существуют в жизни людей независимо от того, насколько они действительно (адекватно) были осознаны людьми, т.е. они существуют материально (а не экономически). Накануне революции противоречия материальной жизни (т.е. той жизни, которой люди действительно живут независимо от того, понимают , осознают они ее или не понимают и не осознают) дошли до такой степени обесчеловечивания , что становятся и воспринимаются как невыносимые (по разному разными

людьми), как ставящими под угрозу существование или развитию живых индивидов. Вот тогда и созревает социальная революция как протест индивидов против обесчеловеченной жизни (Маркс).
А уж после этого можно углубиться в совокупность конкретных экономических, социальных, политических и духовных противоречий жизни того времени , обнаруживая и вскрывая здесь материальные источники грядущей революции, рассмотреть объективную расстановку классовых сил (что вовсе не противоречит реальной "путаннице" позиций конкретных людей в революции),но понимая, что уровень развития экономических условий жизни людей того времени определяет рамки социальных революций, за пределы которых революции вскочить не могут, хотя и пытаются (иногда только идеологически, иногда только политически, иногда навязывая экономике отношения, к которым она не готова, устраивая заговоры, казня врагов народа и т.д.) Яркий пример перепрыгивания Робеспьер и Бабеф (закон маятника по Марксу).
Только экономически и классово ни одну революцию не понять и не объяснить, это в дискуссии участники уловили правильно.. Только Маркс здесь не причем.

Было бы замечательно, если бы Вальтраут "вживую" к нашему разговору присоединилась, если такая возможность есть. По крайней мере, у меня вопросов к ней - много.
Может отдельную тему завести, как раз завтра день рождения Маркса?
04.05.2010 в 21:49

Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
если бы Вальтраут "вживую" к нашему разговору присоединилась, если такая возможность есть. По крайней мере, у меня вопросов к ней - много.
Прекрасно было бы, если для многоуважаемой В.Ш. это не очень обременительно. Поскольку вопросов, действительно, много, и относятся они не к историографии ВФР, а в большей степени к философии и философии истории.
Может отдельную тему завести, как раз завтра день рождения Маркса?
Чего же ты ждешь, гражданка Оксана?! )
19.05.2010 в 02:12

Директор театра Что касается меня, гражданин DB, иногда мне кажется, что этим sapiens люди сами себе несколько польстили.

Согласен на 100 % :)

Далее Вы, отвечая гражданину Синяя блуза, сказали что Собственность на СП, несомненно, должна быть частная. - из чего я заключил, что Вы признаете, что есть и средства производства, и люди могут находиться в разном к ним отношении, собственника или несобственника. Следовательно, это означает, что и существование классов Вы признаете. Хотя, как утверждают мои недоброжелатели, я не силен в логике, однако мне кажется, мои заключения логичны.

Никогда не стал бы причислять себя к Вашим недоброжелателям, но определённый логический сбой для меня здесь, несомненно, есть :) Предположим, некто А. вводит определение: "Всех мужчин маленького роста я предлагаю называть кузявками". И далее говорит о том, что у кузявок, несомненно, есть общие черты. К примеру, психологические комплексы. А некто Б. говорит: "У меня был одноклассник маленького роста". Можем ли мы из этого сделать вывод, что Б. разделяет теорию А. по поводу общих черт кузявок? ;)

Есть такой термин "средства производства". Я ничего против него не имею, как и против любого другого термина. Многократно говорил здесь о том, что термин - это определение, не больше. Если оно для чего-то нужно, можно его использовать, почему нет? Есть другой термин - "класс", который Маркс определяет через средства производства. Нет проблем. Я опять же не говорю, что такое определение класса не грамотно, что я с ним не согласен и т.д. Я говорил о другом: что лично мне этот термин в моей работе ничего с познавательной точки зрения не даёт. И объяснял, почему.

Т.е., с моей точки зрения, определение класса внутренне логично, как можно его признавать или не признавать? Что же до явления (физического, материального, если угодно), которое стоит за определением, то оно для меня, по большей части, отсутствует. Т.е. мне видится, что словом "класс" определяется слишком широкая группа людей, чтобы историк, оперируя этим термином, мог реально к чему-то прийти. Это не значит, что я в своей работе вообще избегаю абстрактных понятий. Уже шла речь о том, что "революция" - не менее абстрактное понятие, чем "класс", за которым также не стоит физического явления. Не знаю, понятен ли я.

Более того: можно доказать на примере какого-нибудь общества какой-нибудь эпохи, что из отношения людей к средствам производства что-нибудь да следует - образ мыслей, образ жизни, а может статься, еще что-то.

Может быть, можно. Может быть, нельзя :) Я с такими доказательствами, которые бы меня убедили, не сталкивался, но я не центр мира, это не значит, что их нет. Вернее, даже так: ведь и у кузявок, несомненно, есть нечто общее. Пол, например. И можно сказать, к примеру, что анатомия всех кузявок принципиально схожа. Но что-то ведь мешает с восторгом принять этот термин, нет?

Forster2005 Если точно, то нужно говорить о популярности, пожалуй.

Я, собственно, это и имел в виду. Но это совершенно не важно, конечно.

Поступление в вуз – это как раз случалось. Увы.

Спорить не буду. Скорее, действительно, правы Вы: я очень умозрительно представляю себе, что творилось, скажем, в Средней Азии или в Грузии.

Но, кажется, поняла, где наши рассуждения не совпадают. Говоря про деньги, я, честно сказать, имею в виду не только монеты и купюры или кредитные карточки, а шире – возможность приобретения. Статус заменяет в цепочке Д—Т первое звено.

Я, естественно, так и понял. Просто я считаю, что власть для многих сладка сама по себе :) И конвертируется в подчинение, в возможность манипулировать людьми и т.д., а не в возможность вкусно есть и сладко спать.

Вообще, это не «общественное мнение», мне кажется. Для общественного мнения нужны сформированные социальные установки как минимум. Там их, как я понимаю, нет. Так что это старый-престарый метод регулирования через общину.

В чём-то да. Но в чём-то и нет. Использовался, в частности, принцип: "Чтобы у меня было не хуже, чем у соседа". Т.е. некомфортно, условно говоря, устроить свадьбу дочери хуже, чем у. Видимо, какие-то установки всё же есть.

Формально? Хм… Тогда, значит, по первым работам Фюре можно судить о направлении последних работ тоже?

О направлении - нет, конечно :) Но если некто, условно говоря, в ранних работах, к примеру, пишет сущий бред, передёргивает факты и т.д., то формально (что, собственно я имел в виду + простите за глупую опечатку) можно надеяться, что со временем он станет суперисториком или суперэкономистом, но всё же это наводит на некоторые размышления. Не согласны? Я, наверно, не припомню таких перерождений и просветлений. Хотя сталкивался вполне с тем, что историк меняет концепцию чуть ли не на противоположную :)

Я ошибаюсь, или Вы все же ждете, хоть подсознательно, какой-то четкой линии последовательного и поэтапного развития, от «простого» к «сложному», от «худшего» к «лучшему»? Нет-нет. Возвращаюсь к определению движения и развития.

:) Не ошибаетесь. Нетвёрд я здесь :) Думаю, от того, что невольно смешиваю воедино абсолютную телеологичность общеисторической концепции и большой люфт в вопросах прогресса и движения. Culpa mea.

Это – классы (в общефилософском и общенаучном понятии), которые строят на основе какого-либо выбранного и обоснованного принципа классификации/типологии. Как расово-этническая классификация, или еще по какому-нибудь признаку.

Всё же расовая классификация, насколько я себе представляю, имеет за собой фенотип, который можно руками потрогать. Если позволят :)

Никакая классификация ни в какой науке никогда не является универсальной и охватывающей все признаки.

Нет-нет, здесь не спорю, конечно. И никогда не утверждал, что классовая теория никому и ни для чего не пригодилась. Отталкиваюсь только от собственного опыта: то, что я читал о классах во ФР меня не убеждает ни на секунду.

Если спорить о капитализме, то на основе общего представления, общего и для сторонников марксизма, и для противников. И что получается? Капитализм – это способ производства, а также формация, базирующаяся на это способе производства.

А Вы уверены, что Макс Вебер, к примеру, под этим подпишется? Вон, он говорил, к примеру: "Капитализм существовал в Китае, Индии, Вавилоне в древности и в средние века". Как с этим быть?

Был бы воздух таким плотным, чтоб модуль силы сопротивления был бы больше, чем силы тяготения, кирпич бы парил.

:):):) Беседовать с Вами - сущее удовольствие!!!

А третья – та, что именно в этот момент злополучный некто шел как раз по этой улице, с определенной скоростью…

Да, понял, в чём мы с Вами расходимся (наш диалог - определённо серия озарений на эту тему :) Я трактую закономерность как то, что кирпич упал именно на эту голову в силу некоего закона, т.е. на другую упасть не мог. А Вы - как то, что если голову в определённое время и в определённом месте подставить, то кирпич на неё упадёт, а не, предположим, зависнет в воздухе, не долетая до головы. Я прав?

Что приятно, словарь (Ушакова, к примеру) никак нам здесь не помогает: "Отвлеч. сущ. к закономерный, соответствие с законом, последовательное проявление действия какого-н. закона". Но с БСЭ попроще: "Закономерность общественная,
объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории". :) Правда, БСЭ - не Маркс. Помните ли Вы, как это у Маркса? Я, честно признаюсь, не помню.

И про «познавательную ценность». Конечно, я могу в порядке контратаки сказать, например, что «Постижение ВФР» Фюре по ценности стремится к нулю, поскольку на половину это ругань в адрес Собуля и Мазорика особенно. Но не скажу :). По моему глубокому убеждению, познавательную ценность имеет практически все. Любая книга, любой источник. А что из них можно извлечь – ну, это дело читателя.

Ну, Вы куда более толерантны. И мыслите шире :) Но для меня познавательная ценность этой книги в том, что она ставит вопросы, заставляющие думать. Впрочем, могу соврать, читал ещё в студенчестве.

А вот если бы Фюре увидел, что Вы случайно назвали его книгу "Постижение Великой (!) ФР", он бы точно в гробу перевернулся :)

19.05.2010 в 02:12

Синяя блуза

Я только не пойму, где же тут положительная мотивация. Это мотивация отрицательная.

Я не случайно приводил, помнится, ссылку на то интервью, потому как у меня всё усиливается ощущение испорченного телефона: чего-то я сам уже не помню. что-то мог не так истолковать. Цитирую:

Мы нашли точку опоры, или, точнее, почву, на которой можно построить всю систему мотивации.

Оказалось, что единственно значимыми вещами для крестьян являются мнение окружающих людей и искренность. Общественное мнение значимо настолько, что крестьяне не хотят об этом говорить с исследователями. Например, когда им задавали вопрос: «Вам мнение вашего соседа Васи важно?», — ответ был: «Да вы что, да я его, да пошел он!» А когда спросили не его вербальное сознание, а его душу (через тесты), оказалось, что ради мнения этого соседа он готов на луну запрыгнуть.

В ходе опроса моделировались ситуации, когда селянам надо было принять решение самостоятельно. Они тотчас от него отказывались, если оно не совпадало с мнением большинства. Для них значим человек, с которым они постоянно взаимодействуют.

Воруют они колхозное имущество, а ведь в деревнях двери до сих пор не закрывают. У своего соседа по микросреде красть они не будут потому, что сосед — это, как мы уже говорили, единственное, на что можно опереться в трудную минуту. И сосед это знает. Если станет известно, что Вася украл у соседа, Вася станет изгоем. А хуже этого для него нет, потому что система межличностной зависимости для него по эмоциональной значимости находится на уровне жизни и смерти. Мы этим и пользуемся.

Мы попытались создать такую форму социально-экономических отношений, при которой человек был бы включен в коллектив. Я, крестьянин, должен получать деньги, которые обеспечивают нормальное существование. И в то же время от результатов моего труда должны зависеть все окружающие, другие члены микросреды. Гарантом моей эффективной деятельности является не полученный материальный эквивалент, а реакция внешней среды. Как только я начинаю плохо работать, от этого становится хуже всем. А это уже фактор, на несколько порядков лучше обеспечивающий мою эффективность, чем деньги. Для соседа Васи важны не деньги, а то, что я не делаю так, чтобы ему было хорошо. И я знаю, что если я не делаю ему хорошо, он возьмет шило и поправит меня в нужную сторону. Это система индивидуализма и взаимозависимости, сдержек и противовесов.

Были у нас такие случаи. Тракторист поехал на тракторе домой в соседнюю деревню обедать, истратил лишнее время, горючее. Раньше мы пытались таких наказывать — лишали премии, не давали им работать на хорошем оборудовании. Но крестьяне — это целое. Попытка совершить в отношении одного негативную санкцию приводит к свертыванию среды. Нам казалось: это крестьянам дисциплина нужна, а не нам. Когда мы этому трактористу, условно говоря, по голове даем, мы же им лучше делаем. А они видят негативное вмешательство в свою среду и воспринимают нас как врага. Они сплачиваются и воюют с нами, а про то, чтобы со своими разобраться, в пылу забывают.

Существующая теперь система почти исключает наше вмешательство. Она держится на двух вещах: правилах и информации. Мы предложили правила, механизм формирования санкций, их принятие, и отошли. Не мы обеспечиваем их выполнение, а информация. Издается, например, внутренняя газета. В ней мы теперь напишем, что тракторист, его фамилия, имя, отчество, из такого-то колхоза поехал на тракторе домой обедать, израсходовал горючее на такую сумму. Доходность уменьшилась, значит, все получат меньше. Это достаточно для того, чтобы крестьяне бросились выяснять, а Вася в дальнейшем ответственно поступал.


В общем да, напрашивается такой вопрос. Если есть СП и собственность на них, должно быть и различие между собственниками и не-собственниками. А это различие ведет к другим различиям.

Оно, несомненно, есть :) И без всякого Маркса любой дедок в деревне назовёт вам 10 отличий между богатыми и бедными, к примеру. Что, на мой взгляд, ничего не говорит о плодотворности такой категории, как "класс".

Так что проявления классовой борьбы может быть между крестьянами и крестьянами. Или между дворянами и дворянами. Или между буржуа и буржуа.

Вот примерно в этот момент у меня и возникает вопрос: что нам даёт термин "класс" :) И как можно характеризовать огромные исторические периоды, отталкиваясь от системы, выстроенной на этом определении.

Если, Вы говорите, мы не можем выделить общие интересы даже у людей, занимающихся в одной сфере, ну, например, крестьян в сельском хозяйстве, то как можно выделить какие-то интересы большинства?

Над этим, собственно, как Вы знаете, люди XVIII века и работали :)

Выделить-то их не сложно - ну, например, на референдуме. Все ведь заинтересованы, к примеру, в том, чтобы не было плохих дорог и коррупции в ГАИ :) Другое дело, как отделить настоящие интересы от представления людей о них - вот, где засада. И нынешние события в Греции, как мне кажется, вновь ставят этот вопрос.

А если большинство хочет ничего не делать и все иметь (к рабочим и крестьянам ВФР я это точно не отношу, это к современному офисному планктону, псевдоинтеллигенции и люмпенам), и тогда гипотетическое правительство должно стремиться учитывать этот интерес?

А как иначе? Лично я абсолютно уверен, что нынешняя концепция государства в нашем отечестве, когда оно якобы "лучше знает, что нужно" абсолютно не работает. И, главное, не имеет под собой никаких оснований.

«Кто платит, тот и музыку заказывает». Если СП, как Вы сказали, должны быть в руках частных лиц, то и политика будет в их руках. Ну и что их заставит искать какой-то «консенсус» с теми, кого они нанимают у кого нет собственных СП? Плевать они хотели на них, с их интересами.

Если следовать этой логике, то никогда не появилось бы wellfare, концепция социального государства и партнёрства между трудом и капиталом. Но как-то же они появились :) Причём в тех странах, где СП в руках частных лиц.

А Ваш п. 4 как раз и иллюстрирует тезис о соответствии между правительством и народом, нет? :)

АиФ Прекрасно было бы, если для многоуважаемой В.Ш. это не очень обременительно. Поскольку вопросов, действительно, много, и относятся они не к историографии ВФР, а в большей степени к философии и философии истории.

Всеми руками "за". Т.е. для меня и любопытно, и неожиданно, что дискуссия от советской историографии пошла именно ad fontes, но это абсолютно логично.

А Forster2005 отдельное огромное спасибо за LJ Вальтраут Шелике, который мне чрезвычайно интересен её воспоминаниями: я всё же сделал, в своё время, книжечку про Анатолия Васильевича Адо, который учился всего на год позже её.
19.05.2010 в 02:14

И скажите, пожалуйста, только у меня некоторое время назад почему-то изменилось то, как сайт показывается в броузере? Весь текст стал словно выделен жирным.
19.05.2010 в 10:12

Запутавшемуся миру спешим на выручку
только у меня некоторое время назад почему-то изменилось то, как сайт показывается в броузере? Весь текст стал словно выделен жирным.
DB я поменяла гарнитуру шрифта, чтобы и без засечек был, но не такой жесткий, как Arial, приятнее для глаза. Он, может, сам по себе покрупнее, буквы шире, но у меня и в школе, и дома полужирный и обычный хорошо различаются на мониторе... А больше ничего не делала. У кого еще жалобы есть, граждане коллеги?


Вопросы и ответы Вальтраут Шелике - тут. Вопросы начинаются с коммента Марианны, а Оксана периодически добавляет ответы В.Ш., полученные по электронке.
19.05.2010 в 14:35

Nataly Red Rose Понял, спасибо! Не принципиально, естественно, но интересно было :)
28.12.2010 в 23:01

Можно ли здесь ещё обсуждать проблемы описания развития человека и общества?...для начала такая проблемка:границы развития человека...

ДЕМОКРАТИЯ и коммунизм.
Имеется ли состояние человека, когда он ни от кого не зависит(полностью свободен)?...
Таких состояний в истории можно предположить два: первобытный человек(может, скорее, допервобытный), сознание его на нуле(жизнь вне общества), Второе состояние-на пределе развития-БОГ(в обществе не нуждается. потому, что сам умеет всё!).Между этими двумя состояниями-история развития человечества, ДЕМОКРАТИЯ, её уместно сравнить с взрослением ребёнка и последующим становлением взрослого человека: ребёнок сначала набирает сумму знаний, учится анализировать их, взрослый человек всё накопленное трансформирует в производительность общественного труда.По мере накопления знаний и совершенствования сознания человека производительность общественного труда возрастает.

Таким образом, демократия, это культура, трансформированная в процессе истории в рост производительности общественного труда.
Но… история человечества, это постоянный выбор правильного пути развития, человек может «выродиться в животное, но он также в состоянии возвыситься одним желанием своей души до образа Божественного», так говорит Бог человеку в сочинении одного из первых гуманистов Пико делла Мирандолы(14-15век). И история это подтверждает! Многие народы и народности и целые цивилизации исчезли, выродились, и сегодня-одни прогрессируют, развиваются, другие деградируют и вырождаются.
Демократия, это история нашей цивилизации, это всё временное пространство между первым(допервобытным) коммунизмом и вторым(божественным), это жизнь человека в обществе при регулировании прав и свобод самим обществом.В это понятие входят и рабовладение, и феодализм, и капитализм, очевидено, в форме частных случаев.
Та демократия, о которой мы говорим сегодня, тоже частный случай ДЕМОКРАТИИ общей, это момент выхода из рабства.Вся дальнейщая жизнь общества-совершенствование прав и свобод человека обществом-вот это и называется ДЕМОКРАТИЯ.
30.12.2010 в 21:25

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Последним комментарием гениз я открыла новую тему:
www.diary.ru/~vive-liberta/p140282681.htm

20.03.2011 в 16:01

Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Граждане коллеги, в "Знание - власть" товарищ добавил книгу:
Теория отражения
Тодор Павлов (Досев)

(М.: издательство иностранной литературы, 1949)

Кто серьезно занимается историей философии, посмотрите. Гражданки Л. и Оксана и мистер Невил, думаю, это прямо в ваши библиотеки )

02.01.2012 в 16:47

Интересная беседа, и очень высокий интеллектуальный уровень рассуждений. Поэтому обращаюсь к вам с вопросом о революциях, ведь каждый советский человек, или тот, кто краешком своей жизни зацепил советский строй, пытается ответить на вопрос - почему и каким образом социализм развиваясь и далеко опережая в своем развитии загнивающие буржуазные отношения, будучи развитым социализмом и породивший даже особую общность - советский народ, вдруг, на полных парах влетел в капитализм? Каким образом поступательное движение вперед, постоянно развивая производительные силы, вдруг, породило отношения присущие более низким производительным силам?
Зная ваши обширные познания в движении Великой Французской Революции и марксизме, я надеюсь мы сможем выделить закономерности и в процессе конца XX века в России. (Жаль, что я раньше не участвовал в разговоре)
02.01.2012 в 21:46

"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Олег Алексеев, здравствуйте. Вопрос Вы поставили, по-моему, конкретный и весьма интересный. Два совета: 1) все-таки вынести его отдельной темой, для этого надо нажать кнопку "написать в сообщество", она у Вас на мониторе слева вверху должна быть, 2) не ожидать мгновенной реакции, потому что у кого из коллег - отпуск, у кого - сессия, еще мы занимаемся в это время техническими работами на сайте, а в проблему нужно "включиться".
03.01.2012 в 00:10

1) все-таки вынести его отдельной темой
Спасибо, я так и сделал