"Я очень близок к решению, - ответил Вильгельм, - только не знаю, к которому"
Народ, то — день великий твой!
Ты избежал тогда засады.
Пусть вспомнят камни мостовой,
Как здесь сложили баррикады!
Воспоминанье оживет...
Какая выпала нам карта!
Ведь нас в грядущее ведет
День восемнадцатого марта!

Рычали яростно полки,
Измену генералов чуя,
И голытьба, сжав кулаки,
Отбила пушки, негодуя.
И укрываться от суда
Пришлось правителям-вампирам...
Свисали вольно повода...
Париж чреват был новым миром.

То был твой день, безвестный люд,
День синеблузой диктатуры!
Ее впервые создал труд,
Ей стены удивлялись, хмуры.
Да, ты прославлен на века,
Штаб пролетариев, которым
Стал достопамятный ЦК,
Что дал отпор парламентерам!

И толпы к ратуше стеклись...
Там, жизнерадостный и юный,
Париж, чьи дети поднялись,
Провозгласит свою Коммуну...
И пушки заревели с круч:
Мы разгромим буржуазию!
И солнца выглянувший луч
Ласкал народную стихию...

О, как цвела тогда весна!
Как этим утром, в Жерминале,
Будя народы ото сна,
Знамена красные сияли!
Сверкая в синих небесах,
Лоскутья-флаги золотели,
И даже в мрачных рудниках
Призывно отблески алели.


Эжен Потье

Vive la Commune de Paris!

Вахту, посвященную 140-летию Парижской Коммуны, считать открытой.



«Пушки Монмартра» - первая передача цикла о Парижской Коммуне (онлайн-трансляция состоялась 18 марта, в 18 часов по моск.времени)
«Даже солнце стало коммунаром!» - передача вторая
продолжение следует, вещание на каналах:
Retromusic
Красное ТВ
Свободный узел


Адриен Лежен, Александр Антонович и Ольга Михайловна Кухно (видеоролик из Новосибирска)

Протоколы заседаний Парижской коммуны 1871 года. В 2-х тт.
Первый интернационал и Парижская коммуна: документы и материалы
Письма деятелей Первого Интернационала в дни Коммуны 1871 года / под редакцией В.Адоратского, М.Зоркого, Ф.Ротштейна
Парижская коммуна в борьбе с религией и церковью: сборник документов
Жюль Валлес. Парижская коммуна (историческая драма-хроника , написанная участником событий)
Морис Шури. Париж был предан: истоки парижской коммуны (текст книги, иллюстрации)
Морис Шури. Коммуна в сердце Парижа
А.Луначарский. Жюль Валлес и жанделетры
Вемар. Коммуна
Э.Золя. Карьера Ругонов
Е.Яхнина, М.Алейников. Шарло Бантар
А.Шумеева. Посвящение Коммуне (по прочтении повести "Шарло Бантар")
Поль Брус. Красное знамя
18 марта (песня из фильма "Зори Парижа", 1936 год)
С.Кан. Правительство Тьера и подготовка революции 18 марта 1871 года
Н.Сидорова. Политические клубы Парижа накануне Коммуны 1871 года
Н.Молчанов. В дни Коммуны. 1871-1971
Улицы, площади, парки во Франции, названные в честь Коммуны
Вас.Князев. Никогда коммунары не будут рабами (текст песни)
В.Седых. «Устарел» ли Эжен Потье?
Павел Антокольский. Коммуна 1871 года. Вступление. Песня. Банк
Вандомская колонна. Говорит господин Тьер. Расстрел. Из письма
Огюст Вилье де Лиль-Адан. Произведения времен Парижской коммуны. Картины Парижа. Клубы. Кафе-концерты.
Д.Бонно-Ламотт. "Красные тетради" коммунара Максима Вильома и Шарль Пеги
С.Маневич. Документы ЦК Национальной гвардии: к истории первых дней Парижской коммуны
С.Маневич. Письма парижских коммунаров: март-май 1871 г.

О.Вайнштейн. Парижская коммуна и Французский банк
Е.Козлова. Состав Совета Парижской коммуны
П.Керженцев. Парижская коммуна 1871 года /ре-скан, формат html; нашел Rexy-Craxy/
П.Керженцев. Рабочие клубы во время Парижской коммуны 1871 года
А.Кухно. Жизнь под красным знаменем
В.И.Ленин. Заключительная часть к статье А.В.Луначарского «Парижская коммуна и задачи демократической диктатуры»
А.Молок. Рабочие Парижа в дни Коммуны
Эжен Варлен. Защитная речь на суде в 1868 году
(текст оцифровали товарищи с Политазбуки, сообщила гражданка topolskaya)

Архив Маркса и Энгельса. Т.III (VIII). Подготовительные материалы к работе «Гражданская война во Франции»

Деккер. Восемнадцатое марта
Н.Сидорова. Массовое движение во французской провинции во время парижской коммуны
М.Машкин. К истории борьбы за Коммуну в Алжире в 1870-1871 годах
Э.Желубовская. Борьба за Коммуну в Марселе в 1871 году
Г.Новикова. Бордосская секция I Интернационала во время франко-прусской войны и Парижской коммуны

И.Степанов (Скворцов-Степанов). Парижская коммуна 1871 года и вопросы тактики пролетарской революции
Анри Рошфор. Приключения моей жизни

А.Куприн. Анри Рошфор
В.Баранченко. Парижские коммунары в Москве (из личных воспоминаний)
Н.Ефремова. Елизавета Дмитриева - героиня Коммуны
В.Невлер. Парижская коммуна и демократические силы Италии
Ленин и Парижская коммуна (глава из книги «Ленин во Франции, Бельгии и Дании»)
А.Адамов. Весна Семьдесят первого (пьеса)
А.Молок. Военная организация Парижской коммуны и делегат Россель
А.Молок. Народное просвещение во время Парижской коммуны 1871 года
Евг.Брандис. Парижский коммунар — соавтор Жюля Верна (о Паскале Груссе)
Паскаль Груссе. Краткая биографическая справка, избранные сочинения (в русском переводе)
Ежи Борейша. Валерий Врублевский в период франко-прусской войны и Парижской коммуны
Н.Емельянова. Томас Смит и его «Письма о Коммуне»
Петр Лаврович Лавров и Парижская Коммуна (из архива П.Л.Лаврова). Публикация И.Бах и Ф.Рябова
А.Намазова. Парижские коммунары в Бельгии

И.Бах. Карл Маркс и Фридрх Энгельс в дни Парижской коммуны
Г.Морозов. Профессиональные организации рабочих Парижа и Коммуна 1871 года
Н.Григ. Поражение: пьеса в 4-х актах (перевод с норвежского)
Луиза Мишель. Коммуна
М.Шури. Коммуна в свете неизданных документов архива префектуры полиции
Я.Дразнинас. К истории «красной афиши» и восстания 22 января 1871 года в Париже
Я.Дразнинас. Рождение и исторический смысл Парижской Коммуны

Ж.Брюа. Заметки к истории ссылки коммунаров в Новую Каледонию
Н.Калитина. Гюстав Курбе в дни Парижской Коммуны
Н.Федоровский. К вопросу о формировании образа Парижской коммуны в сознании организованного пролетариата


Н.Пашаева. Историческая библиотека к столетию Парижской коммуны
А.Намазова. Графика и карикатура Парижской коммуны в музее К.Маркса и Ф.Энгельса
Собрание сатирических журналов и отдельных листков времен франко-прусской войны и Парижской коммуны в библиотеке Рупхарт-Карлс Университета (Гейдельберг)


Гравюры и карикатуры (1)
Гравюры и карикатуры (2)
Гравюры и карикатуры (3)
Художественные работы, посвященные событиям Парижской коммуны, на сайте объединенных музеев Франции

«Зори Парижа» (фильм 1936 года, реж. Григорий Рошаль)
«Новый Вавилон» (фильм 1929 года, реж. Григорий Козинцев и Леонид Трауберг)
«Два Друга» (теленовелла по рассказу Ги де Мопассана, 2007 год; реж. Клод Шаброль и др.)
«Пышка» (по рассказу Ги де Мопассана, 1934 год; реж. Михаил Ромм)
«Коммуна» /«Париж, 1871»/ (фильм Питера Уоткинса, дублированный инициативной группой «Политазбуки» и сообщества «Знание - власть»)
Исторические досье: Парижская коммуна (13 передач, подготовленных к 110-летию, автор и ведущий Анри Гийомен; на франц.языке)
Передача от "Друзей Коммуны" (в 3 чч., 1953 год; реж. Робер Менего, комп. Жозеф Косма)

Елена Камбурова. Мальчишки Парижской Коммуны
И.Эренбург. Трубка Коммунара
И.Эренбург. Трубка Коммунара (читает Олег Даль)



@темы: АРТеФАКТическое/иллюстрации, дискуссии, новые публикации, полезные ссылки, товарищам

Комментарии
18.03.2011 в 06:26

Запутавшемуся миру спешим на выручку

MAURICE CHOURY
PARIS LIVRE. LES ORIGINES DE LA COMMUNE
PARIS 1960

Морис Шури
ПАРИЖ БЫЛ ПРЕДАН
истоки парижской коммуны
Перевод с французского А. О. Зелениной и Д. Л. Каравкиной
Редакция и вступительная статья А. И. Молока

М.: издательство иностранной литературы. 1961


Вступительная статья
I. — Седан
II. — 4 сентября
III. — Соревнование в предательстве
IV. — Франтирёры и национальное сопротивление
V. — Голод, холод, нищета
VI. — Капитуляция
VII. — Национальная гвардия вновь поднимает знамя

Скачать скан/pdf 7 Мб

«16 иллюстраций из книги»

La Commune de Paris 1871. Парижская Коммуна 1871 года
*
Баденге
*
Прусский орел, пригвожденный к Книге Истории
*
Обращение французских секций Интернационала к немецкому народу
*
Маршал Базен
*
Франтирёры и мобили
*
31 октября 1871 года
*
Жюль Фавр, Трошю и Дюкро
*
Марионеточное «Национальное» собрание
*
«Гастроном»
*
Красная афиша 6 января 1871 года
*
«План» Трошю
*
«Национальное» собрание в Бордо
*
Экземпляр из Версаля
*
«Выставка северных дикарей в Тюильри»
*
Кровавый карлик Тьер
18.03.2011 в 10:46

С праздником, граждане товарищи!

*к вечеру загружу еще фоток*
18.03.2011 в 12:18

В действительности все не так, как на самом деле
У гражданки Анаис - великолепная праздничная почтовая марка! и многозначительная :)
18.03.2011 в 17:15

Посвящается Парижской Коммуне.

Мы смерти не боялись,
Но так хотели жить!
Свободой наслаждались:
Рабами нам не быть!
Терпели мы лишенья,
Но дух наш не сломить!
Пусть не отцы,
А внуки сумеют победить!
Своей короткой жизнью
Смогли мы доказать,
Что и простых рабочих
Придется уважать!
Борьбе, отдав все силы,
Решимости полны
С победою в глазах
Стояли у Стены....

8 ноября 2005года.

Автор - моя супруга Шумеева А.Н.

Всех с одним из самых светлых праздников на свете.
18.03.2011 в 17:41

"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Ура, товарищи! Первое впечатление о передаче - здОрово! Звукреж, музред, сценаристы и чтецы - всем спасибо. Так держать!

коммунар-Курск, с днем Коммуны. Замечательно, что жена разделяет Ваши взгляды и интерес, и пишет стихи.

Гражданка Анаис!.. Хм... слово материально. Так что "почта СССР 2011" может материализоваться )

Nataly Red Rose, спасибо за книжку и альбом. Вторая на подходе.
18.03.2011 в 18:37

Краткое содержание первой передачи

Чтоб выторговать мир у прусского престола,
Ты, банда Сентября, все в жертву принесла,
И наше золото, и крепости, и села, —
И распята тогда честь Франции была.
У нечестивого, тупого, злого сброда
На наши слезы был один ответ простой:
«Надеждам нашим — смерть: так пропади, Свобода!»
И вот подписан мир — убийственной ценой.
Сперва они в куски отчизну растерзали,
Сперва сказали «да», чтоб дело порешить,
А там Республику затронуть пожелали,
Чтобы голодному Парижу отомстить.
Но чаша горечи наполнилась до края.
Народ шесть месяцев страдания таил,
Вздохнул он, наконец, оковы разрывая,
И яркий стяг его высоко к небу взмыл.
Хвала неведомым, хвала неустрашимым,
Тем ратникам простым на доблестном пути:
Они, смеясь в лицо врагам неотразимым,
Беспечно шли на смерть, чтоб нашу честь спасти.
Да, вопреки ворам, предательству отчизны,
Честь древней Галлии у нас еще жива:
Париж, познавший смерть, Париж исполнен жизни.
Он равные несет всем гражданам права.
Рабочему твердит: «Срывай оковы дружно!
Веками под ярмом ты голову склонял,
Чтоб фабрикант жирел, рабов побольше нужно.
Рабочие, сплотясь, низвергнут капитал».


Вемар, "Коммуна"

Здорово, и композиция, и исполнение. Сопровождение придумали классно! Товарищам всем участникам проекта - коммунарский привет! Уже жду продолжения )
*а можно видеть по счетчикам, сколько слушателей?*

С праздником!
18.03.2011 в 18:40

Огромное спасибо создателям передачи - ЗДОРОВО.
18.03.2011 в 18:41

Анаис!.. "почта СССР 2011" ну, а что? если все соберемся... ;)

коммунар-Курск на дату стиха обратил внимание - 8 ноября. Тоже не случайно.

Nataly Red Rose спасибо! Про франтиреров особенно хотел почитать, т.к. это мало освещалось историками.
18.03.2011 в 18:48

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Граждане товарищи коллеги, здесь присутствующие и присутствующие не здесь! Получилось и эмоционально, и информативно. В общем, думаю я, это нужно внедрять на уроки истории, даже без особых правок.
Спасибо!

великолепная праздничная почтовая марка! и многозначительная :) Очень значительная! )

коммунар-Курск, спасибо. С днем Коммуны!
18.03.2011 в 18:57

Синяя блуза
Нет. 8 число случайно. Просто в этот день моя супруга закончила читать Бантара.
И через час, под впечатлением, появилось сиё произведение.
18.03.2011 в 21:28

...чужой среди своих
Его в года средневековья
Под гул набата понесли
Повстанцы, спаянные кровью.
Пред ним бледнели короли.

Смотрите, вот оно волной
Несется гордо над колонной
И призывает нас на бой!
Посмейте стяг наш боевой,
Рабочей кровью обагренный,
Преступной осквернить рукой!

Была пора кровавой схватки
На поле Марсовом... В те дни
Герои «партии порядка»
Его подняли для резни
.

Его в порыве вдохновенном
Вздымают снова в Феврале —
И стяг становится священным
Для всех рабочих на земле.

Когда сынов своих карает
Республика февральских дней,
Оно в Июне подымает
Восстанье против палачей
.

Пускай трехцветные знамена
Пальбой его на клочья рвут
Во дни Коммуны батальоны
Несут прославленный! лоскут!

Стяг пролетария багряный,
Друг обездоленных судьбой!
Свет знанья, счастье, мир желанный
Народам всем неси с собой!

Смотрите, вот оно волной
Несется гордо над колонной
И призывает нас на бой!
Посмейте стяг наш боевой,
Рабочей кровью обагренный,
Преступной осквернить рукой!



Поль Брусс, "Красное знамя"
18.03.2011 в 21:41

...чужой среди своих
Граждане, я под большим впечатлением от передачи. Товарищеский привет участникам этого проекта, кого не получается лично благодарить.

АРТеФАКТическое - готовые иллюстрации к передаче )

миролюбивый Баденге
*
франко-прусская война, Баденге собрался в поход
*
Плоды авантюры
франко-прусская война
*
франко-прусская война
*
франко-прусская война, бомбардировка Страсбура
*
франко-прусская война
*
франко-прусская война,
*
"Ручку па-азвольте!.." Баденге и кайзер Вильгельм
*
вон из Франции!
*
Но они не особо горюют, на таком осляте... Баденге
18.03.2011 в 21:49

Свой среди чужих..

Спасибо за "Красное знамя" - давно искал.
19.03.2011 в 12:19

"история в картинках" - продолжение

Баденге погнали…
4 сентября 1870 года, низложение Луи Бонапарта и провозглашение республики
.
4 сентября 1870 года, провозглашение третьей республики
.
в Париже уничтожают геральдические символы второй империи
.
идет война народная «Всеобщее вооружение!..»

…но появилось правительство национальной измены
франко-прусская война, правительство национальной измены

«Прелести» осады
франко-прусская война, осада Парижа
.
франко-прусская война, осада Парижа
.
франко-прусская война, осада Парижа
.
франко-прусская война
.
вступление пруссаков в Париж, январь 1871 года Закономерный результат авантюры, помноженной на предательство.
.
мадам Прюдом и Бисмарк Так реагируют обыватели.
.
манифестация против правительства национальной измены Так реагируют граждане, люди с чувством собственного достоинства.
19.03.2011 в 12:26

8 число случайно. Просто в этот день моя супруга закончила читать Бантара
коммунар-Курск ну, значит, знаменательное совпадение )

"Бантар", кстати, в сети есть.

Евгения Иосифовна Яхнина, Моисей Никифорович Алейников
ШАРЛО БАНТАР
повесть о коммунарах и Коммуне


(1962 г.изд.)
Глава первая. Кафе «Весёлый сверчок»
Глава вторая. «Весёлый сверчок» превращается в клуб
Глава третья. Шарло вспоминает…
Глава четвёртая. Три друга
Глава пятая. Вандомская колонна
Глава шестая. Человек с блокнотом
Глава седьмая. В логове хищников
Глава восьмая. Старые знакомые
Глава девятая. На крепостном валу
Глава десятая. Двадцать первое мая
Глава одиннадцатая. В оружейных мастерских
Глава двенадцатая. На холмах Монмартра
Глава тринадцатая. «Коммуна или смерть!»
Глава четырнадцатая. Версальские шпионы
Глава пятнадцатая. У трёх каштанов
Глава шестнадцатая. В западне
Глава семнадцатая. Во имя жизни
Глава восемнадцатая. Мать Луизы
Глава девятнадцатая. «Не пить вам нашего вина!»
Глава двадцатая. В плену у версальцев
Глава двадцать первая. Перед боем
Глава двадцать вторая. Последнее желание Гастона
Глава двадцать третья. «Не надо отчаиваться!»
Глава двадцать четвёртая. Знамя последней баррикады
Глава двадцать пятая. В густом тумане
Глава двадцать шестая. Последний салют
Глава двадцать седьмая. Погодите радоваться, старые коршуны!
Глава двадцать восьмая. Трёхцветные повязки
Глава двадцать девятая. «Побеждённые так не умирают!..»
Глава тридцатая. «Меня прислал господин Маркс»
Глава тридцать первая. Кри-Кри узнаёт, кто такой Маркс

Дети, кто не читал, читайте! да и взрослым не повредит )
19.03.2011 в 15:14

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Vive la Commune de Paris!

Передача захватывает. И музыка точно подобрана, и вообще, как радио-театр. Ведущие хорошо читают, особенно девушка. Спасибо коммунарской команде проекта!
19.03.2011 в 15:23

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Один писатель, про которого еще не упоминали, современник Коммуны. Думаю, не может быть, чтобы он прошел мимо. Может, у него какая-то публицистика есть по теме, я нашел только эпизоды в романе.

И вдруг они вышли прямо к Оршеру. Громкие радостные крики, гул толпы
звонко разносились в прозрачном воздухе. Отряд повстанцев только что вступил
в город. Мьетта и Сильвер вошли вместе с отставшими. Никогда еще они не
видели такого воодушевления. Улицы были украшены, как в дни крестного хода,
когда окна убирают лучшими драпировками. Повстанцев приветствовали, как
освободителей. Мужчины обнимали их, женщины приносили съестные припасы. А на
порогах домов стояли старики и плакали. Ликование бурно выражалось в пении,
танцах и жестикуляции. Мьетту подхватил и увлек за собой огромный хоровод,
кружившийся на Главной площади. Сильвер последовал за ней. Мысли о смерти и
обреченности мигом исчезли. Ему хотелось сражаться, дорого продать свою
жизнь. Он снова был опьянен мечтой о борьбе. Ему грезилась победа,
счастливая жизнь с Мьеттой, блаженные годы всеобщего мира под сенью
Всемирной Республики.


Там еще несколько эпизодов, когда герои в рядах повстанцев, и Мьетта несет красное знамя.
"Карьера Ругонов" Эмиля Золя, конечно.
19.03.2011 в 17:20

Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
А.В.Луначарский
ЖЮЛЬ ВАЛЛЕС И ЖАНДЕЛЕТРЫ

Впервые напечатано в газете «Киевская мысль», 1913, № 248, 8 сентября.
Печатается по тексту первой публикации.
Город Пюи решил воздвигнуть скромный памятник своему славному сыну — Жюлю Валлесу. Как обыкновенно, нынешний председатель Леконт поднял вопрос в комитете общества о делегировании кого–либо из своих членов на открытие памятника. Но тут поднялся шум.
Родившийся в рабочей семье, в глухом городке Пюи, домики которого разбросаны среди причудливо застывшего, полного какой–то свирепой энергии хаоса лавы, Жюль Валлес пробился в ряды интеллигенции. Чрезвычайно даровитый, наблюдательный, полный юмора, трудоспособный, но не способный к низкопоклонству, резкий в выражениях и живописно демократичный во всей повадке, — Жюль Валлес никогда не смог выкарабкаться со дна интеллигенции, из положения часто голодного интеллигентного пролетария. Постепенно в нем окрепли благодаря этому две основные черты его духа: бесконечная жалость к страдальцам общественных низов и ядовитое озлобление по отношению к верхам, выражавшееся в форме кусательных памфлетов. Не примыкая ни к какой социалистической школе, Валлес стал тем не менее журналистом крайней левой 6. Журналистом беспощадным, со слогом отца Дюшена или Рошфора. В годину Коммуны он, естественно, оказался ее другом и понес за это соответственную кару.
Если его ценили Бланки, Барбес, если его обожали парижские пролетарии, то с уважением до конца относились к нему и резко разошедшиеся с ним люди, вроде республиканца–оппортуниста Ранка и Эдмона Гонкура. Гонкур ставил Валлеса крайне высоко и как писателя и как человека. Часто, вспоминая его, он задумчиво говорил окружающим: «Одного не могу простить Жюлю: почему, когда он скрывался, как затравленный зверь, он не пришел за убежищем ко мне?» 7 Как известно, Гонкур был человеком весьма умеренным в политике.
Затеяв основать свою и ныне существующую академию — Гонкур первым вписал в число ее десяти членов имя Жюля Валлеса 8.
Бессмертным наследием этого человека являются его романы. Горькое «Дитя» 9, с классическим описанием захолустья, книга, по психологической глубине, красоте и богатой разработке переживаний детства заменяющая во французской литературе наше «Детство и отрочество» 10.
Тот же Вентра, автопортрет, является главным действующим лицом и в других романах — «Бакалавр» и «Отщепенец» 11, рисует нам весь ужас подлинного существования богемы, отнюдь не похожего на милую идиллию, созданную сентиментальным Мюрже 12. Роман «Бунтовщик» 13 дает любопытное изображение Коммуны.
Нервный слог, с короткими, как удары скальпеля, фразами. Резкий очерк действующих лиц, определенность плана всей картины и над всем царящая огромная правдивость честного и взволнованного наблюдателя с зорким глазом и большим сердцем — делают произведения Валлеса классическими. Душа их, как я уже сказал, — сострадание и гнев. Сострадание, никогда не вырождающееся в слезливость. Гнев, преимущественно одетый в едкую иронию или меткую диатрибу.
Целый ряд французских писателей вышел из Валлеса. Огромно было его влияние на Октава Мирбо. Прямым его продолжателем можно считать Шарля–Луи Филиппа. Его уроками определилась манера Фрапье. Наконец, в последнее время столь возвеличиваемый, гуманный и тонкий Жюль Ренар, с его шедевром — «Рыжиком», черпал из этого же колодца.
На днях было опубликовано письмо Ренара к польской писательнице Ландовской. В нем мы находим, между прочим, такие слова: «Я очень рано прочел «Дитя» Валлеса. Часто говорили, что я подражал ему в моем «Рыжике». Это неточно. Но сопоставления я принимаю за комплимент, ибо «Дитя» я считаю книгой первоклассной, одной из тех, которую каждый французский писатель должен прочесть пораньше, книгой, указующей путь. Меня более всего восхищал всегда юмор Валлеса. Быть может, по молодости я менее чуток оказался к его горьким социальным жалобам» 14.
Таким образом, можно сказать — если отметить еще некоторые параллели между Вентра и Жан–Кристофом, — что Валлес был отцом нынешней передовой французской литературы.
Это заслуживает памятника.
Мадам Северина, большая поклонница и знаток Валлеса 15, отказалась, однако, тоже присутствовать на открытии памятника. Но по совсем другим соображениям, чем жанделетры. Она указала на такую цитату из Валлеса: «Если твоя хозяйка, товарищ, положила в твой жилетный карман несколько лишних су на твои издержки, — не отдавай их на памятник великому человеку. Зачем ставить статуи Прудону, который всю жизнь опрокидывал статуи? Лучше купи его книгу и раздавай ее читать кругом себя».
Валлес терпеть не мог свой родной город и издевался над памятниками. И вот родной город ставит ему памятник! Я думаю, однако, что благодарность хороша даже по отношению к тому, кто запрещает благодарить, и что дети осмеянных Валлесом соседей, выбрав бедного Вентра славой своего города, в сущности, являются выразителями социальной Немезиды.
19.03.2011 в 17:20

Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
примечания
19.03.2011 в 17:22

Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Радио-проект - с дебютом!
(Пьесу Эдварда Грига теперь буду называть "В пещере Тьера" :))) )
19.03.2011 в 18:15

Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Восемнадцатого марта
Музыка: Д.Кабалевский Слова: Ник.Крюков
Песня звучит в фильме "Зори Парижа"

День 18 марта.
Спокойны улицы,дома
А пушки нашего Монмартра
Хотят забрать Леконт,Тома
А пушки нашего Монмартра
Хотят забрать Леконт,Тома

Стоят угрюмые солдаты,
Направив ружья на народ.
Офицерьё, аристократы
Кричат:"Стреляйте в этот сброд!"
Офицерьё, аристократы
Кричат:"Стреляйте в этот сброд!"

Народ на окрик не поддался,
Мальчишка выбежал вперёд,
Он ружей тех не испугался,
Откинул кепи и поёт.
Он ружей тех не испугался,
Откинул кепи и поёт:

(...не разборчиво
...не разборчиво)
Повёл на баррикады драться
На бой идти играет час!
Повёл на баррикады драться
На бой идти играет час!

(...не разборчиво)
Твой сын не выстрелил, поверь,
Кричит в ответ солдат бледнея:
"Ты прав,Свобода или смерть!"
Кричит в ответ солдат бледнея:
"Ты прав,Свобода или смерть!"

...
Вперёд!Вперёд!И не сдаваться!
Не опускать пред смертью глаз.
И до последнего сражаться!
Коммуна или смерть для нас!
И до последнего сражаться!
Коммуна или смерть для нас!

В рабочем сердце не угаснет
И боль и радость этих дней!
Нам ясен путь,наш путь прекрасен!
Народ за нас. Ряды ровней!
Нам ясен путь, наш путь прекрасен!
Народ за нас. Ряды ровней!

Ряды ровней и выше знамя!
Сметём насилье на века.
Ведь на до мной алеет знамя.
Коммуны... (не разборч.)
Ведь на до мной алеет знамя.
Коммуны...(не разборч.)


1936

Слова записаны на слух, я так понимаю, коллегами с сайта "Советская музыка".
Запись в исполнении Антонины Максимовой (в роли Катрины Миляр) и хора
можно скачать.
19.03.2011 в 18:24

"Я очень близок к решению, - ответил Вильгельм, - только не знаю, к которому"
19.03.2011 в 18:33

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Восемнадцатого марта
Песня звучит в фильме "Зори Парижа"

АиФ
А тут видео, кто может смотреть, по ссылке от тов. Rexy-Craxy
19.03.2011 в 18:36

их дело не пропало
Полдень. Члены Центрального комитета обсуждают положение. Они тотчас призывают добровольцев, готовых служить им связными и приносить сведения о происходящем. Вестовые ЦК Национальной гвардии, 18 марта 1871 года Находится множество желающих, которых они рассылают в легионы всех округов, чтобы ускорить постройку баррикад, собрать батальоны и наметить пункты, куда можно будет посылать приказы Центрального комитета.

Пока батальоны строятся и выступают по бульвару Рошешуар, на улице появляются женщины и дети, они смешиваются с солдатами, которые суетятся вокруг пушек.
Когда вмешиваются женщины, значит, что мятеж созрел и победа близка. Приказы стрелять вызывают у солдат отвращение, да к тому же так тесно, что они не могут даже вскинуть ружье к плечу.
братание национальной гвардии и народа, 18 марта 1871 года
Солдаты 88-го линейного полка братаются с национальными гвардейцами 152-го и 228-го батальонов. Генерала Леконта арестовывают собственные солдаты. От бульвара Рошешуар до коллежа Шапталь все улицы перекрыты баррикадами. Солдаты смешались с национальными гвардейцами и спускаются к бульвару Рошешуар. Начинается всеобщее братание. Вооруженный поток катится к площади Пигаль. Генерал Сюсбиель приказывает своим егерям атаковать толпу с саблями наголо. Но солдаты вкладывают сабли в ножны.
19.03.2011 в 19:20

"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"

Морис Шури
КОММУНА В СЕРДЦЕ ПАРИЖА
Перевод с французского Е. М. Шишмаревой
Вступительная статья и редакция проф. А. 3. Манфреда
М.: Прогресс. 1970

Скан/pdf, 21 Мб


По неизданным документам архива префектуры полиции, документам Национального архива, Военно-исторического архива и по опубликованным источникам.
Вступительная статья
Моим советским читателям

Глава первая. ОТ УЛИЦЫ ГРАВИЛЬЕ ДО ПЛОЩАДИ КОРДЕРИ, ИЛИ ОТ РЕФОРМИЗМА К РЕВОЛЮЦИИ
Глава вторая. КОГДА ТРОШЮ ЦАРСТВУЕТ В ЛУВРЕ, ИЛИ СТРАННАЯ ВОИНА 1870 г.
Глава третья. МИР ПРУССАКАМ, ВОЙНА ПАРИЖАНАМ, ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ ГОСПОДИНА ТЬЕРА
Глава четвертая. 18 марта 1871 г. КРАСНОЕ ЗНАМЯ РЕЕТ НАД РАТУШЕЙ
Глава пятая. ПЕРЕКУЕМ МЕЧИ НА ОРАЛА
Глава шестая. КОГДА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА
Глава седьмая. НОЧЬ НАКАНУНЕ СРАЖЕНИЯ
Глава восьмая. «КРОВАВАЯ НЕДЕЛЯ»
Глава девятая. В ПАРИЖЕ ЦАРИТ ПОРЯДОК
20.03.2011 в 12:02

Граждане товарищи, в "топ" прошу этот комментарий не выносить.

Справедливости ради надо сказать, что, хотя Мопассан и пытался "встать над схваткой", симпатии его - быть может, против его воли, - скорее на стороне красного знамени. И рассказ, который я сюда помещаю, это выпад против мелких лавочников и так-сказать-интеллигенции, и выпад небезосновательный, однако суть Коммуны не затрагивает.

Государственный переворот
20.03.2011 в 12:04

дальше
20.03.2011 в 12:04

окончание рассказа
20.03.2011 в 12:15

В действительности все не так, как на самом деле
суть Коммуны не затрагивает
Конечно. Зато выражает суть третьей республики!
20.03.2011 в 19:04

Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
С большой благодарностью - за эти материалы и за передачу, конечно. Очень хочется, чтобы было продолжение ))