Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Граждане коллеги и читатели, эту книгу, как я вижу, предлагают купить многие букинистические инет-магазины. Оставим куплю-продажу «невидимой руке рынка», «среднему классу», либералам и проч. товарно-денежным субъектам. У нас можно просто скачать и читать.
При том при всем, что мне попалось множество объявлений о продаже, отыскать хотя бы краткую биографическую справку об авторе не удалось. Поэтому – надеюсь на вас, товарищи. Очевидно только, что жил он во второй половине 19 века, возможно, дожил и до начала 20-го. Более чем вероятно - принимал самое деятельное участие в современном ему революционном движении.
Замечательная особенность этой книги – почти половину ее занимает «введение», где изложена, и подробно изложена, политическая история Франции бурбонской реставрации, Июльской революции и июльской монархии. А так и надо рассматривать исторические события – в их генезисе.
Не знаю, было ли продолжение, 2-й выпуск. Пока изучаем первый.
Поехали. Бурбоны начинают и проигрывают.


Луи Эритье (Louis Heritier)
ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1848 года
И ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ


Выпуск I
1 8 1 4 – 1 8 4 8


перевод А.Гинзбурга
Москва-Петроград: государственное издательство, 1923
Ссылки для скачивания

ВВЕДЕНИЕ. Народ и буржуазия при реставрации и буржуазном королевстве. 1814-1848 г.г.


I. Буржуазия и феодальное королевство. 1814—1830 г.г.
II. Июльская революция
III. Интриги из-за вакантного престола
Дополнительные материалы

IV. Буржуазный король и его правление
V. Социализм в эпоху буржуазной монархии
Дополнительные материалы

I. Революция и учреждение республики 1848 г.


Глава 1. Повременная пресса. Партии. Парламентская оппозиция. Решение оппозиции соединиться с народом. Законопроект Дювержье-де-Оран. Банкетная кампания. Ламартин в Маконе, Делеклюз и Ледрю-Роллен в Лилле. Народные движения в Польше, Италии и Швейцарии
Глава 2. Король открывает заседание палаты. Вызов, брошенный оппозиции. Методы борьбы оппозиции. Дебаты по поводу адреса. Подкуп, покрываемый правительством. Токвиль предсказывает социальную революцию. Отмена права собраний. Запрещение собрания в 2-м парижском округе. Вечер накануне боя.
Глава 3. 22-го февраля. Народ на площади Согласия. Участники из студенчества. Вторжение в палату. Парламентская оппозиция. Баррикады. Париж наводнен войсками. События 23-го февраля. Утренний бой. Падение Гизо и его министерства. Кажущийся мир. Драма на бульваре Капуцинов. Дочь с 23-го на 24-е февраля.
Глава 4. 24-го февраля. Бюжо, главнокомандующий армией. Один день управления Тьера. План нападения. Выполнение Победа народа и деморализация войска Попытка внести успокоений. Взятие ратуша. Король в Тюльери. Битва на площади Пале-Рояля. Отказ от престола. Республика в ратуше. Бегство Луи-Филиппа.
Глава 5. Впечатление, произведенное отречением короля в республиканских кругах. В «Nationale» В палате депутатов. Герцогиня Орлеанская. Народ проникает в палату Временное правительство. В «Reforme». Грозный вид Гревской площади. В ратуше. Народ требует республики. Провозглашение республики. Ночь с 24-го на 25-е февраля.
Дополнительные материалы

Глава 6. Республика и социализм. Мнение К.Маркса. Гревская площадь утром 25-го февраля. Право на труд. Красное знамя. Национальные мастерские и социальные мастерские Луи Блана. Министерство прогресса и труда.
Глава 7. Бланки. Франция временного правительства и их партии. Двусмысленное поведение правительства; Рабочие в Люксембурге. Закон о труде. Клубы. Пресса. Выборы. Буржуазия и народная республика. Финансовый затруднения временного правительства. Надбавка в 45% к прямым налогам. Манифестация буржуазии и манифестация рабочих 16-го и 17-го марта.
Глава 8. Революция и социальные, реформы. Кооперативное движение. Проект рабочих жилищ. Люксембургская комиссия и стачки. Законопроект комиссии. Национальные мастерские и реакций; заговор в недрах самого правительства. Иноземные рабочие.
Глава 9. Революция и Европа. Восстание в Вене и Берлине. Волнение в Германии. Италия: Милан, Венеция. Роль Карла-Альберта. Политика временного правительства и европейская революция. Французский народ и иностранные демократы. Попытки к восстанию вольных дружин. Жалкая тактика правительства.
Дополнительные материалы

Картинок ожидается много разных. Кто интересуется портретами, следите за комментариями.
А я начну с массовой сцены (это предпросмотр)



@темы: АРТеФАКТическое/иллюстрации, новые публикации

Комментарии
18.07.2009 в 21:17

Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
А я продолжу. Лубочная карикатура, очевидно, со-временная (превьюшка).


Marty Larny спасибо за книжку, сами читали с удовольствием и точно сбережем дочке в качестве учебника. ))
18.07.2009 в 21:52

"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Marty Larny - спасибо!!!

Про автора... хм-хм. Среди деятелей Социнтерна пока не видно, но то, что он из того же круга, это понятно. Бернштайн, Каутский, Энгельс.
Любопытно вот что: сдается, что книга-то была написана по-немецки (1895-96 гг.). Первое русское издание, в переводе того же А.Гинзбурга, имело место быть в 1907 году. Вот, может, там и искать выпуск 2-й? Может, его не переиздавали, если он был в большом тираже?

Сейчас картинку какую-нибудь подберем. )
18.07.2009 в 22:00

"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Библиографическое описание так выглядит:
Эритье, Л. История французской революции 1848 года и второй республики / Л. Эритье; под ред. и с предисл. П.П.Румянцева; доп. В.Эйхофа, Э.Бернштейна. СПб.: Изд. С.Дороватовского и А.Чарушникова, 1907 (Электропечатня Я. Левенштейн). 685 с.: ил. С прил. ст. Э.Бернштейна "От Второй Империи до Третьей Республики".

А это Лафайет. Не думайте, граждане, оно не прикол. Более того, это вроде бы леплено с посмертной маски. Автора не знаем.

18.07.2009 в 22:10

Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Forster2005 - спасибо, понял.

Кстати, об иллюстрациях: в сканированном издании они тоже есть, но сжатые для pdf превращаются в темные пятна Роршаха, почему я их попросту стер.
В порядке компенсации:
карикатура 1830 года - "Газетт де Франс", роялистская пресса

18.07.2009 в 22:32

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Marty Larny СПАСИБО! Вот это книга! Вот как надо писать историю! Все, ставлю чайник, усаживаюсь читать, хоть с экрана пока.

Картинка... Вижу по оглавлению одного одиозного персонажа... ;)

Из "La Caricature", 1833 год. Рисовал предположительно Огюст Буке.
18.07.2009 в 22:40

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Еще одна тематическая ссылка:
В.Мильчина, "Пушкин и Барант"

Гизо живет здесь - несколько портретов мы выложили одновременно с книгой Реизова.

Чтобы барышни не заскучали - напомню:
Мода 1830-х
Мода, в том числе 1815-1830
18.07.2009 в 23:24

Спасибо, граждане коллеги. Читала книгу быстрей, чем товарищ Э.П. упсевал сканировать и присылать. )
Пороюсь хотя бы в словаре БЕ - не может не быть Эритье!

Портреты из серии гравюр 1840-го года, гравера, к сожалению, не знаю точно, а дезинформировать вас не хочу.
Мартиньяк
Лаффит
Гизо
Казимир Перье
Тьер
Руайе-Коллар
и герцогиня Беррийская, но это гравюра Дельпеша по Бельяру, 1825 год, никаких недомолвок и таинственностей
19.07.2009 в 09:29

Чем больше артист, тем больше пауза!
Спасибо тебе, гражданин Marty Larny!

Народ сжигает трон на площади Бастилии. 1848. Лубочная гравюра.

Это превью, да.

Герцог Шартрский, герцог Орлеанский и, наконец, "король-гражданин"
Eh voila! Это ты "с высоты своих 25 лет", как сказала гражданка Анна, издеваешься?!..
19.07.2009 в 09:51

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Marty Larny спасибо. И за рисунки спасибо всем.
Вот еще, два борца за свободу. 31 июля 1830.


Герцог Шартрский, герцог Орлеанский и, наконец, "король-гражданин"
Eh voila! Это ты "с высоты своих 25 лет", как сказала гражданка Анна, издеваешься?!..

Почему издевается? Если их с младенчества так воспитывали, что каждый рвался посидеть на троне. И для этого все они готовы были перегрызть горло братьям, дядям и племянникам. Что Луи 18, что Карл. И этот тоже вот.
19.07.2009 в 10:12

Чем больше артист, тем больше пауза!
Почему издевается? Если их с младенчества так воспитывали, что каждый рвался посидеть на троне. И для этого все они готовы были перегрызть горло братьям, дядям и племянникам. Что Луи 18, что Карл. И этот тоже вот.
Хм, гражданин Без диплома... Это-то очевидно, однако мне показалось, портреты поставлены в ряд с несколько иным намерением... В бытность свою герцогом Шартрским он, казалось, не отличался особым честолюбием, а в качестве генерала не сделал ничего, чтобы заслужить презрение и насмешку. Впрочем, кто знает, какие политические планы были тогда у этого семейства.

Вот еще, два борца за свободу. 31 июля 1830.
Как же своенравна человеческая память и признательность... Командующий армией провалил начало военной кампании 1792 года, в самые трудные для Франции времена вовсе устранился от дел; "искренний республиканец", выступить против Бонапарта он осмелился лишь тогда, когда империя агонизировала; благополучно переждал обоих братьев Капета - и прослыл человеком твердых убеждений и кристальной честности.
19.07.2009 в 10:48

Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Продолжим пинание освещение Июльской монархии средствами "La Caricature".
Несколько листков мы уже помещали , в связи с статьей об Армане Карреле...
и герой двух миров здесь
Король - "свой парень"
Под отеческим управлением столь просвещенного монарха науки будут процветать
Совет министров во всеоружии
"Папенька наверняка доволен"
Неважно - куда, главное - в ногу!
"Последний сухой якорь" (правительственный кризис)
Король на помочах
19.07.2009 в 11:05

Спасибо! За книгу и за картины.

Marty Larny
Директор театра
+ 1000! :))))
"Последний сухой якорь" (правительственный кризис)
ИМХО, Талейран на берегу. Он-то всегда в самом безопасном месте.
А акулы - это оппозиция или "пипл".
19.07.2009 в 11:11

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Неважно - куда, главное - в ногу!
Это на все времена. Хоть сегодня, актуально )))))))))))))))

А газета была легальная?
19.07.2009 в 11:29

Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Без диплома А газета была легальная?
То-то и оно.
И отметились в этом журнале многие наши рисовальщики: Раффе, Шарле, Беланж, Девериа, Джоб...
В вики есть статья, поскольку она взята из словаря Ларусса, я спокойно на нее ссылаюсь.
Там же переход к статьям о "Шаривари" и "Силуэт".

Продержался журнал в таком качестве необыкновенно долго. Что характеризует Июльскую монархию, Луи-Филиппа и его окружение как явление очень неоднозначное и непростое.
19.07.2009 в 11:35

Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Синяя блуза Вот тоже Груша, в триколоре.
) Почему-то, к слову, тема "медитации" (не в сегодняшнем понимании, конечно) обыгрывается в отношении Луи-Филиппа? Есть еще карикатура, "викторианский месмеризм"... если найду ее, то покажу. Виктория из Англии там в роли гипнотизера.
19.07.2009 в 12:52

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Marty Larny Продержался журнал в таком качестве необыкновенно долго. Что характеризует Июльскую монархию, Луи-Филиппа и его окружение как явление очень неоднозначное и непростое.
Спасибо.
Не знаю, имхо, это как-то связано с экономическими методами принуждения этой капиталистической фазы.
19.07.2009 в 13:05

Без диплома
это как-то связано с экономическими методами принуждения этой капиталистической фазы.
Типа, зачем только запреты, есть захотят - сами на брюхе приползут. Ага.
Вообще, почему так: в 30-40 годы три века подряд, наблюдалась какая-то глобальная реакция. В 18 веке. в 19 и в 20. Ну, в Европе, по крайней мере. Реакционные режимы, ступор в политической жизни. на счет искусства только сложно сказать, 1830-е отметились, все-таки, всплеском в литературе и живописи. А так...

Еще герой. Ламартин с триколором.

Картинка большая, это превьюшка.
19.07.2009 в 13:12

"Я очень близок к решению, - ответил Вильгельм, - только не знаю, к которому"
Тоже Ламартин, рисунок Шассерье.

И Моле, из-за которого был сыр-бор. Подозреваю, что вырезано из портрета, написанного тем же Шассерье.


Спасибо за книгу и иллюстрации.
(Почему у нас нет таких учебников? (( )
19.07.2009 в 14:29

Чем больше артист, тем больше пауза!
Моле Подозреваю, что вырезано из портрета, написанного тем же Шассерье.
Весьма похожая манера. Теодор Шассерье, да, он писал и портрет Токвиля, и внучатой племянницы нашей гражданки Терезы - Терезии Кабарюс...

Почему у нас нет таких учебников?
Потому, маленькая гражданка Maria-S, вернее - для того, чтобы вы считали существующий порядок самым лучшим и единственно возможным.

Продолжим, однако. Взглянем, наконец, на порядочных людей. Франсуа Ламенне. Собирался я продемонстрировать вам портрет его, граждане коллеги, еще при публикации Волгина... (пре-вью)

Литография года 1839-го.
19.07.2009 в 14:51

Нельзя уставать, товарищи, - отряд не закончил войну
Marty Larny спасибо! За картинки тоже спасибо всем, гражданки и граждане. Буду отвечать в школе историю по Эритье. И пусть попробуют не зачесть. ))

И вот хорошие люди: Франсуа Борье, Жан Поммье, Шарль Рауль и Шарль Гобен, четыре сержанта из Ла Рошель.
Медальон Давида Анжерского.

19.07.2009 в 14:58

"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
И вот хороший человек - Брюн. Это гравюра Дюплесси-Берто, 1798-1800, так что пока только генерал. )

19.07.2009 в 15:33

Кибальчиш спасибо. Твой настрой мне нравится. )

четыре сержанта из Ла Рошель. Медальон Давида Анжерского.
Давид из Анжера - один из революционеров 1848 года, член парижского муниципалитета. И почти всех персонажей книги Эритье можно найти среди Давидовых моделей (надеюсь, доберемся и до такого вернисажа).

Жан Франсуа Луи Клер Борье, родился в 1795 году, казнен в 1822.
Гравюра из большой серии, изданной в 1850-м.


Maria-S - портрет Моле может принадлежать или Шассерье, или же Энгру. (Встретила такую информацию: Au Salon de 1827, il présente L'apothéose d'Homère, pour le plafond du Musée Charles X au Louvre (386 x 515, Louvre). Il est nommé professeur à l'École des Beaux-Arts (1829) et officier de la Légion d'honneur (1833). On peut alors noter les portraits de Louis François Bertin, le fondateur du Journal des Débats (1832, Louvre) et du comte Mathieu Molé (1834, coll. part.).) Не с чем сверить в данный момент, в альбоме, составленном Калитиной, Моле нет.

Продолжение следует... )
19.07.2009 в 19:26

tantum possumus, quantum scimus
Я тоже желал бы, молодые граждане Maria-S и Кибальчиш, быть уверенным в том, что знания ваши в истории будут оцениваться по достоинству... и что вам не придется ни сталкиваться с серьезными неприятностями из-за ваших убеждений, ни поступаться ими.

характеризует Июльскую монархию, Луи-Филиппа и его окружение как явление очень неоднозначное и непростое.
Очень неоднозначное, гражданин Marty Larny. Как я думаю теперь, не в последнюю очередь обусловленное традицией Орлеанского дома: в разное время и в разных формах, но они противопоставляли себя старшей ветви династии, и, таким образом, вынуждены были придерживаться избранной политической линии последовательнее, чем могли себе позволить братья Луи XVI...
это как-то связано с экономическими методами принуждения этой капиталистической фазы.
зачем только запреты, есть захотят - сами на брюхе приползут.
в 30-40 годы три века подряд, наблюдалась какая-то глобальная реакция. В 18 веке. в 19 и в 20. Ну, в Европе, по крайней мере. Реакционные режимы, ступор в политической жизни. на счет искусства только сложно сказать, 1830-е отметились, все-таки, всплеском в литературе и живописи. А так...
Я согласен с вашими наблюдениями, граждане Без диплома и Синяя блуза, и все же позволю себе обратить ваше внимание - на 1830-40-е годы, как и на 1930-е, приходится интенсивный промышленный рост... несмотря на кризисы и даже всеобщую депрессию. научно-технический прорыв, обнаруживающий себя и в экономике, и в уровне повседневной жизни. В девятнадцатом столетии таким прорывом было использование силы пара, в двадцатом - подъем развития авиации и радиотехники... Впрочем, я ничего не обобщаю.

мне показалось, портреты поставлены в ряд с несколько иным намерением... В бытность свою герцогом Шартрским он, казалось, не отличался особым честолюбием, а в качестве генерала не сделал ничего, чтобы заслужить презрение и насмешку. Впрочем, кто знает, какие политические планы были тогда у этого семейства.
Напрасно ты приписываешь иные намерения, Директор театра, а ирония - ирония обстоятельств - в том и состоит, что герцог Шартрский не был честолюбив в той же степени, как прочие его родственники. Вероятно, не был честолюбив и герцог Орлеанский; не думаю, что его двусмысленное положение совершенно его устраивало, однако едва ли он выжидал своего часа, и еще менее - подготовлял этот час... В его окружении была особа куда более властная, энергичная и более мечтавшая о престоле. Это... мадам Аделаида.
19.07.2009 в 19:29

tantum possumus, quantum scimus

Жак Шарль Дюпон из Эвре. Портрет работы Ари Шеффера.
19.07.2009 в 20:50

Все меняется, ничто не пропадает

Карикатура, вероятно, принадлежит Оноре Домье. 1832 год. Слева - воинственный Луи-Филипп, который будет "продолжать сражаться против всех факций с еще большей энергией", справа - Луи-Филипп, превыше всего ставящий "мир в Европе".

герцог Шартрский не был честолюбив в той же степени, как прочие его родственники. Вероятно, не был честолюбив и герцог Орлеанский; не думаю, что его двусмысленное положение совершенно его устраивало, однако едва ли он выжидал своего часа, и еще менее - подготовлял этот час... В его окружении была особа куда более властная, энергичная и более мечтавшая о престоле.
Что это значит, Plume de paon?
19.07.2009 в 21:53

В действительности все не так, как на самом деле
портреты поставлены в ряд с несколько иным намерением... В бытность свою герцогом Шартрским он, казалось, не отличался особым честолюбием, а в качестве генерала не сделал ничего, чтобы заслужить презрение и насмешку. Впрочем, кто знает, какие политические планы были тогда у этого семейства.
Какие же Вы мне намерения приписываете, гражданин Директор театра, да еще "с высоты 25 лет"?!..

Это Шарль Фурье, портрет из Дижонского музея. Сколько горечи, но и сколько силы в его лице, сколько мысли в его взгляде, сколько благородства в осанке!.. Разве этот портрет, портрет старика, не прекрасен?..
Посмотрите на портрет Сильвена Марешаля. Угловатые контуры, что-то трогательно-смешное во всем облике, но весь он светится умом и добротой!..
А потом - взгляните снова на Луи-Филиппа, и убедитесь, что Время чаще всего просто снимает тонкий флер свежести и здоровья, как пудру и румяна. И остается то, что есть... Груша.
19.07.2009 в 22:04

В действительности все не так, как на самом деле
Ах, ну вот. Еще гравюры, серия 1850 года. Пожалуй, я все их сделаю с предпросмотром, чтобы не слишком расходовался трафик.
Прованс

Артуа

Герцогиня Беррийская

Мартиньяк

Полиньяк

Манюэль

Пюираво

Лене

Пейроне

Ламарк (генерал, а не ботаник)

Вилель

Бенжамен Констан

Бриан-Шато ;-)

Брюн

Жак Лаффит

Казимир Перье

Луи-Филипп