Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Граждане коллеги и читатели, эту книгу, как я вижу, предлагают купить многие букинистические инет-магазины. Оставим куплю-продажу «невидимой руке рынка», «среднему классу», либералам и проч. товарно-денежным субъектам. У нас можно просто скачать и читать.
При том при всем, что мне попалось множество объявлений о продаже, отыскать хотя бы краткую биографическую справку об авторе не удалось. Поэтому – надеюсь на вас, товарищи. Очевидно только, что жил он во второй половине 19 века, возможно, дожил и до начала 20-го. Более чем вероятно - принимал самое деятельное участие в современном ему революционном движении.
Замечательная особенность этой книги – почти половину ее занимает «введение», где изложена, и подробно изложена, политическая история Франции бурбонской реставрации, Июльской революции и июльской монархии. А так и надо рассматривать исторические события – в их генезисе.
Не знаю, было ли продолжение, 2-й выпуск. Пока изучаем первый.
Поехали. Бурбоны начинают и проигрывают.


Луи Эритье (Louis Heritier)
ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1848 года
И ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ


Выпуск I
1 8 1 4 – 1 8 4 8


перевод А.Гинзбурга
Москва-Петроград: государственное издательство, 1923
Ссылки для скачивания

ВВЕДЕНИЕ. Народ и буржуазия при реставрации и буржуазном королевстве. 1814-1848 г.г.


I. Буржуазия и феодальное королевство. 1814—1830 г.г.
II. Июльская революция
III. Интриги из-за вакантного престола
Дополнительные материалы

IV. Буржуазный король и его правление
V. Социализм в эпоху буржуазной монархии
Дополнительные материалы

I. Революция и учреждение республики 1848 г.


Глава 1. Повременная пресса. Партии. Парламентская оппозиция. Решение оппозиции соединиться с народом. Законопроект Дювержье-де-Оран. Банкетная кампания. Ламартин в Маконе, Делеклюз и Ледрю-Роллен в Лилле. Народные движения в Польше, Италии и Швейцарии
Глава 2. Король открывает заседание палаты. Вызов, брошенный оппозиции. Методы борьбы оппозиции. Дебаты по поводу адреса. Подкуп, покрываемый правительством. Токвиль предсказывает социальную революцию. Отмена права собраний. Запрещение собрания в 2-м парижском округе. Вечер накануне боя.
Глава 3. 22-го февраля. Народ на площади Согласия. Участники из студенчества. Вторжение в палату. Парламентская оппозиция. Баррикады. Париж наводнен войсками. События 23-го февраля. Утренний бой. Падение Гизо и его министерства. Кажущийся мир. Драма на бульваре Капуцинов. Дочь с 23-го на 24-е февраля.
Глава 4. 24-го февраля. Бюжо, главнокомандующий армией. Один день управления Тьера. План нападения. Выполнение Победа народа и деморализация войска Попытка внести успокоений. Взятие ратуша. Король в Тюльери. Битва на площади Пале-Рояля. Отказ от престола. Республика в ратуше. Бегство Луи-Филиппа.
Глава 5. Впечатление, произведенное отречением короля в республиканских кругах. В «Nationale» В палате депутатов. Герцогиня Орлеанская. Народ проникает в палату Временное правительство. В «Reforme». Грозный вид Гревской площади. В ратуше. Народ требует республики. Провозглашение республики. Ночь с 24-го на 25-е февраля.
Дополнительные материалы

Глава 6. Республика и социализм. Мнение К.Маркса. Гревская площадь утром 25-го февраля. Право на труд. Красное знамя. Национальные мастерские и социальные мастерские Луи Блана. Министерство прогресса и труда.
Глава 7. Бланки. Франция временного правительства и их партии. Двусмысленное поведение правительства; Рабочие в Люксембурге. Закон о труде. Клубы. Пресса. Выборы. Буржуазия и народная республика. Финансовый затруднения временного правительства. Надбавка в 45% к прямым налогам. Манифестация буржуазии и манифестация рабочих 16-го и 17-го марта.
Глава 8. Революция и социальные, реформы. Кооперативное движение. Проект рабочих жилищ. Люксембургская комиссия и стачки. Законопроект комиссии. Национальные мастерские и реакций; заговор в недрах самого правительства. Иноземные рабочие.
Глава 9. Революция и Европа. Восстание в Вене и Берлине. Волнение в Германии. Италия: Милан, Венеция. Роль Карла-Альберта. Политика временного правительства и европейская революция. Французский народ и иностранные демократы. Попытки к восстанию вольных дружин. Жалкая тактика правительства.
Дополнительные материалы

Картинок ожидается много разных. Кто интересуется портретами, следите за комментариями.
А я начну с массовой сцены (это предпросмотр)



@темы: АРТеФАКТическое/иллюстрации, новые публикации

Комментарии
19.07.2009 в 22:39

Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
Время чаще всего просто снимает тонкий флер свежести и здоровья, как пудру и румяна. И остается то, что есть... Груша.
Eh voila полностью согласна с Вами!

Marty Larny спасибо Вам, и всем спасибо за иллюстрации!
Я сейчас смотрела фильм "Отверженные". Как раз об этом. Иногда бывают у меня такие совпадения.
А есть более новый фильм, с Депардье. Вот, я правильно помню, что там кружок Анжольраса, баррикады, революция почти или вообще не показаны?
Так и проявляются "приметы времени". (
20.07.2009 в 07:33

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Plume de paon
традицией Орлеанского дома: в разное время и в разных формах, но они противопоставляли себя старшей ветви династии, и, таким образом, вынуждены были придерживаться избранной политической линии последовательнее, чем могли себе позволить братья Луи XVI...
Ну и эпоха ВФР и империи зря не прошла. Все равно игнорировать политический опыт нельзя. Даже Бурбоны немножко это понимали. Луи-Филипп тем более.
все же позволю себе обратить ваше внимание - на 1830-40-е годы, как и на 1930-е, приходится интенсивный промышленный рост... несмотря на кризисы и даже всеобщую депрессию. научно-технический прорыв, обнаруживающий себя и в экономике, и в уровне повседневной жизни. В девятнадцатом столетии таким прорывом было использование силы пара, в двадцатом - подъем развития авиации и радиотехники...
Интересно. Я что-то в этом роде и имел в виду, только мысль до конца не довел. Вспомнил лекции Покровского по истории России 19 века - интенсивный промышленный рост, качественный и количественный, приходился на годы николаевской реакции.
А в Европе ж/д начали строить тогда же, во время Меттерниховской и Луи-Филипповской реакции.
герцог Шартрский не был честолюбив в той же степени, как прочие его родственники. Вероятно, не был честолюбив и герцог Орлеанский; не думаю, что его двусмысленное положение совершенно его устраивало, однако едва ли он выжидал своего часа, и еще менее - подготовлял этот час... В его окружении была особа куда более властная, энергичная и более мечтавшая о престоле.
А зачем это ей? Она же все равно не королева, не сопровительница, не регентша.

Eh voila
взгляните снова на Луи-Филиппа, и убедитесь, что Время чаще всего просто снимает тонкий флер свежести и здоровья, как пудру и румяна. И остается то, что есть... Груша.
И я так понял.
Спасибо за гравюры. Это иллюстрации к "Истории" Тьера, нет?
20.07.2009 в 07:36

Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Березовый сок
"Отверженные". Как раз об этом. Иногда бывают у меня такие совпадения.
А есть более новый фильм, с Депардье. Вот, я правильно помню, что там кружок Анжольраса, баррикады, революция почти или вообще не показаны?
Так и проявляются "приметы времени". (

С Депардье вообще не помню. А вчера да, тоже стал смотреть. Не в последнюю очередь из-за Эритье. )
Хотя отдельные герои отличаются от книжных, в целом сильно поставлено.
20.07.2009 в 13:11

Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
О-о-о, граждане!!! Спасибо!!! Книжку утащила, все картинки утащила. Какие же молодцы вы.
Буду заполнять пробелы в своем образовании. "Отверженные" тоже вчера посмотрела, хотя с половины первой серии, специально, из-за недавнего нашего диспута и з-за Эритье. И мне показалось, если этого и нет в книге, то режиссеры явно намекнули в полицейском инспекторе на Фуше.


герцог Шартрский не был честолюбив в той же степени, как прочие его родственники. Вероятно, не был честолюбив и герцог Орлеанский; не думаю, что его двусмысленное положение совершенно его устраивало, однако едва ли он выжидал своего часа, и еще менее - подготовлял этот час... В его окружении была особа куда более властная, энергичная и более мечтавшая о престоле.
Plume de Paon у меня тот же вопрос
А зачем это ей? Она же все равно не королева, не сопровительница, не регентша.
20.07.2009 в 18:05

Eh voila
Вот это да! Вот это коллекция! Спасибо, и кураторам своим передай грандиссимо мерсиссимо )))
Нашел две ссылки на карикатуры 1830-х. Качеством похуже ваших, но тоже можно смотреть, и аннотации имеются:
www.cartoonstock.com/vintage/directory/l/louis-...
www.library.hbs.edu/hc/cc/louisphilippe.html

Plume de paon
Я согласен с вашими наблюдениями, граждане Без диплома и Синяя блуза, и все же позволю себе обратить ваше внимание - на 1830-40-е годы, как и на 1930-е, приходится интенсивный промышленный рост... несмотря на кризисы и даже всеобщую депрессию. научно-технический прорыв, обнаруживающий себя и в экономике, и в уровне повседневной жизни. В девятнадцатом столетии таким прорывом было использование силы пара, в двадцатом - подъем развития авиации и радиотехники... Впрочем, я ничего не обобщаю.
Может, дело все-таки в том, что надстройка идет за базисом? Или, суммарная энергия общества не может распределяться равномерно по всем сферам, то направляется больше на материальное, то на ментальное?
И тот же вопрос, на счет Аделаиды. Она что, копала под последних Бурбонов?
20.07.2009 в 20:52

Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Большое спасибо - за книгу, за картинки и за темы. "Реакционные тридцатые" - по-моему, особая напрашивающаяся тема. Пока не пускаюсь в рассуждения, должна кое-что вспомнить, отыскать и обдумать.

А продолжим мы "массовкой".


С дружиной своей, в цареградской броне...

Торжественный момент...

...который не все увидели ((


А.
20.07.2009 в 21:05

Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером /Лабрюйер/
Marty Larny, большое Вам спасибо, спасибо всем за иллюстрации. Уверенно могу сказать, что навряд ли видел даже десятую часть из всего, и не только потому, что не изучал вплотную этот период французской истории...
Поискав, нашел карикатуру на Луи-Филиппа и королеву Викторию: "Главный миротворец (усмиритель) Европы". Кто подразумевается в гротескном персонаже в центре - Гизо, Талейран (как благослконные к Англии), или Меттерних, не знаю.

Как связаны экономические спады или подъемы, общественная жизнь и политическая цензура, это интересный вопрос. Я склонен согласиться с гражданином ББ: у Луи-Филиппа, возведенного на престол финансовой аристократией, были определенные обязательства и мало свободы для маневров. Отсюда, может быть, и его популизм. В то же время, Июльская монархия расправлялась со слишком решительными противниками без лишнего шума... Вспомнилась чем-то похожая история 1790 года, когда Барнава пожелали удалить с политической сцены посредством дуэли.
20.07.2009 в 21:41

Браво, синьоры и синьорины! Синьор Marty Larny, Вы истинный друг свободы и просвещения. Срываю свой берет и подбрасываю в воздух. ) Если бы это зависело от меня, я бы не рекомендовал, а обязал такую книгу - использовать как учебник.

Временное правительство Второй республики.


Синьор Синяя блуза, о повторяемости 30-х: а в средине века наблюдается заметный общий подъем (европейские революции и освободительные движения 1846-50 годов, "оттепели" и "демократизация" 1950-х), а вот 90-е - это катаклизмы. Можно утверждать, что есть такая закономерность? )

Я сейчас смотрела фильм "Отверженные". Как раз об этом. Иногда бывают у меня такие совпадения.
В самом деле, синьорина Березовый сок, и у меня часты такие совпадения. )

Синьорино Eh Voila, Вы неизменно великолепны. Рядом с Фурье хотел бы поставить портрет Талейрана в старости, а рядом с Грушей - Тьера. Этот последний, впрочем, на меня всегда производит отталкивающее впечатление.
20.07.2009 в 22:56

Быть битым Тьеру... )


Продолжая разгул карикатур, предложу вам, граждане коллеги, задачку:
как полагаете, кто второй персонаж (в костюме арлекина)?
21.07.2009 в 11:56

Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
Marty Larny спасибо. Начал читать. Изложение чем-то напоминает Кареева, и даже в чем-то лучше. Конкретнее, и много важных деталей.
Спасибо всем за рисунки, Eh Voila и его тетушке - особенно.

как полагаете, кто второй персонаж (в костюме арлекина)?
Capra Milana ИМХО, это Гизо, миледи.

"Все для вашего же блага, граждане"
А кто - дама в клетке?

Я и моя собака карикатуру на Луи-Филиппа и королеву Викторию: "Главный миротворец (усмиритель) Европы". Кто подразумевается в гротескном персонаже в центре - Гизо, Талейран (как благослконные к Англии), или Меттерних, не знаю.
Извините, почему-то изображения нет... =)
21.07.2009 в 12:01

Чем больше артист, тем больше пауза!
предложу вам, граждане коллеги, задачку:
как полагаете, кто второй персонаж (в костюме арлекина)?

Хм... (приглядываясь к рисунку) Гражданка Capra Milana, это опять Оноре Домье постарался?
А фигуры - как я полагаю, и не без оснований, канатоходец - Луи-Филипп, арлекин - его министр Франсуа Гизо.
21.07.2009 в 12:03

Чем больше артист, тем больше пауза!
"Все для вашего же блага, граждане"
А кто - дама в клетке?

Полагаю, мистер gran-salis, это - Belle France под игом Июльской монархии...
Впрочем, может быть, это тиранизируемая супруга короля-груши?
21.07.2009 в 13:46

tantum possumus, quantum scimus
Быть битым Тьеру... )
Превосходный портрет Тьера, гражданка Capra Milana.

задачку:
как полагаете, кто второй персонаж (в костюме арлекина)?

Возможно, я ошибаюсь, но в персонаже, одетом в домино, мне видится портретное сходство с банкиром г-ном К.Перье.
И его поза, положение рук словно говорят о том, что он готов подхватить канатоходца в случае, если новый строй и правительство постигнет кризис.

В отношении политических планов семейства герцога Орлеанского... Видите ли, граждане, я обмолвился об этом под непосредственным впечатлением "альтернативного моделирования", и посему прошу вас не придавать моим словам значения полной убежденности, которой у меня в действительности нет. Это впечатление держится лишь на знании характеров обоих персонажей. То обстоятельство, что мадам Аделаида не обретала бы ни короны, ни роли соправительницы, очевидно, разумеется; однако честолюбие и тщеславие порой бывает удовлетворено за счет наших ближних. При том же "совещательный голос" в решении вопросов и определенное влияние на брата она имела.
21.07.2009 в 19:05

Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
я обмолвился об этом под непосредственным впечатлением "альтернативного моделирования", и посему прошу вас не придавать моим словам значения полной убежденности
Или Вы что-то знаете, гражданин Plume de paon, чем не хотите поделиться проговорившись, идете на попятный :). Или у Вас выдающаяся интуиция.
Начнем с банальных сетевых словарных статей:
" When Louis XVIII. had to quit Franco once more, she again followed her brother abroad. After the revolution of July, 1830, she persuaded him to accept the throne. Madame Adelaide, as she was now called, exercised considerable influence on the decisions of the king of the French, and was popularly regarded as his guardian angel."
Продолжим; Юрий Борисов называет мадам Аделаиду „серым преосвященством” короля Луи-Филиппа. Другие биографы Талейрана тоже упоминают, что, будучи послом в Лондоне, Талейран вел ежедневную переписку (через герцогиню Дино или нет, это не важно) с мадам Аделаидой, а не с Луи-Филиппом.
Посмотрите на эту публикацию Ален Масси.
Наконец:
"Svengali in a skirt; Sibling loyalty ... Madame Adelaide and her brother, Louis-Philippe, at the height of their power.
Royal brother-and-sister acts in history are a rarity: that is to say,they are rarely reported. The brother gets the glory, the criticism - and, ofcourse, the throne..."
Статья Antonia Fraser (The Mail on Sunday, London, September 23, 2007)

Что-то за всем этим должно стоять реальное.
Сказали "а", говорите и "б", гражданин.
21.07.2009 в 20:00

Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Plume de paon
Доигрались, в общем, товарищи... как всегда... ;-)
Высылаю всем книгу Рауля Арну про Аделаиду (в английском переводе). Можете проверять работу информационных полей.
А кто - дама в клетке?
gran-salis я и подумал в первый момент, когда прочитал Ваш вопрос, что в клетке - сестра. Попытался найти хоть какой-нибудь контекст к карикатуре, а нашел вот книжку.

Capra Milana
М-да... Карикатура с Тьером ассоциативно напомнила характеристику К.Каутского...
Арлекин в цирке - я предполагаю, что Гизо. Портретное сходство, и в политическую канву вписывается такой сюжет. Перье тут как-то мне не видится.
21.07.2009 в 20:02

Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Для пущей интриги: в книжке и Памела есть, куда без Памелы...
21.07.2009 в 20:22

Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером /Лабрюйер/
Прошу меня извинить, по рассеянности или какой-то другой причине не присоединил файл с картинкой. Вот он.


Вопрос об участии сестры Луи-Филиппа в государственных делах и правда интригующий, АиФ. Гражданин М-Воронин, осмелюсь попросить Вас и мне прислать "экземпляр"? )
Но, коллега Plume de paon, из Ваших намеков я не вполне понял, считаете ли Вы, что ее влияние могло быть реакционным, или же наоборот, она могла, скорее, смягчать политическую тактику?

Отвечая на вопрос о "цирковой" карикатуре, я склонен согласиться с Plume de paon. Основываясь на том, что Перье вскоре стал большим противником Луи-Филиппа, чем Гизо.
21.07.2009 в 21:02

Карикатура с Тьером ассоциативно напомнила характеристику К.Каутского...
М-Воронин +10 )

Я и моя собака
Повод карикатуры - я думаю, "восточный вопрос". Так что, этим чучелом посредине может быть и Пальмерстон, и Гизо, и кто там еще был за мир Франции с Англией.

Capra Milana
Арлекин - Гизо.

Березовый сок
Я сейчас смотрела фильм "Отверженные". Как раз об этом. Иногда бывают у меня такие совпадения.
А есть более новый фильм, с Депардье. Вот, я правильно помню, что там кружок Анжольраса, баррикады, революция почти или вообще не показаны?
Так и проявляются "приметы времени". (

Жалко! А я не обратил внимание в программе. (( А там ведь хороший актерский состав.
21.07.2009 в 21:29

Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
АиФ Надо же. И подумать не могла. ИМХО, все бурбонские женщины - мышки-нарушки, "дети-кухня-платья-церковь"... И в альтернативной игре у Аделаиды роль коротенькая.
Ну же, гражданин Plume de paon, раскрывайте карты! ))

М-Воронин Вы про меня не забыли, с книжкой???

Я и моя собака
Согласна с Синяя блуза
Повод карикатуры - я думаю, "восточный вопрос". Так что, этим чучелом посредине может быть и Пальмерстон, и Гизо, и кто там еще был за мир Франции с Англией.
Луи-Филипп явно воевать собрался. А персонаж в центре - Бобеш. Но кто под ним подразумевается?

Capra Milana
Тьер - чудо. он вообще как бы создан для карикатур.
На карикатуре "В цирке" я только Луи Филиппа знаю, который идет по канату с шестом. )))
21.07.2009 в 22:01

Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Граждане
Я и моя собака
Синяя блуза
Belle Garde
Повод карикатуры - я думаю, "восточный вопрос". Так что, этим чучелом посредине может быть и Пальмерстон, и Гизо, и кто там еще был за мир Франции с Англией.
Луи-Филипп явно воевать собрался. А персонаж в центре - Бобеш. Но кто под ним подразумевается?

Для выдвижения версии и тем более для точного ответа у меня мало знаний. Если Синяя блуза на правильном пути, то это карикатура 1838-39 годов, "персидское дело". И тогда Бобеш - это Пальмерстон; притянутость объяснения в том, что, по некоторым сведениям, Виктория Пальмерстона не очень-то жаловала...
Сослаться могу только на статью В.Виноградова.

Месмерический сеанс королевы Виктории. (картинка защищенная и копированию не поддается, "смотреть, руками не трогать!" ( )
Вот еще встреча на высшем уровне.

Что касается Луи-Филиппа и мадам Аделаиды... Я сам не знаю, какие сведения или домыслы у персонажа; для меня это было полной неожиданностью. Могу поклясться на конституции 1793 года, за пять минут до этого поста ни о чем таком не думал, а раньше - тем более.
Книга Рауля Арно в оригинале имеет заглавие " L'EGERIE DE LOUIS-PHILIPPE. ADELAIDE D'ORLEANS (1777-1847). D'APRES DES DOCUMENTS INEDITS". Путь назад отрезан. Гражданин Очевидец, спасибо за книгу, не оставил товарища наедине с информационными полями в беде... )

Карикатура с канатоходцем и арлекином... В уголке, кажется, инициалы "АВ", что может означать "Огюст Буке". Но смысл это не проясняет. Гизо в ожидании очередного правительственного кризиса в надежде на министерский портфель?..

Березовый сок
более новый фильм, с Депардье. Вот, я правильно помню, что там кружок Анжольраса, баррикады, революция почти или вообще не показаны?
Так и проявляются "приметы времени". (

Фильм с Депардье в роли Вальжана я видел. Но, должно быть, не произвела та экранизация на меня никакого впечатления, ни отрицательного, ни положительного, и насколько там развита "политическая" сюжетная линия, не могу судить.
Зато недавно увидел - совершенно случайно - советский фильм о Гойе, снятый, наверное, по роману Лиона Фейхтвангера. И преисполнился чувства гордости за наш покойный кинематограф - потому что в сравнении с шлягером Формана "Призраки Гойи" и даже с мелодрамой "Гойя в Бордо" сюжет развернут полноценно.
21.07.2009 в 22:23

Синьор Я и моя собака, я не нахожу комментария к самой карикатуре, но она мне очень нравится. )

М-Воронин, книгу получил, раскланиваюсь.
АиФ - благодарю за сведения.
Marty Larny - "Эгерия"?.. Даже вот как!.. (с глубокомысленным видом) Если что мне и приходит в голову, так только то, что мадам Аделаида была хорошим пиарщиком, занимаясь показной благотворительностью...
Синьор Plume de paon, на Вас лежит обязанность продолжить... )
Ради этого я поддержу Вас и проголосую за Перье. ;-)

Тьер вообще как бы создан для карикатур.
Как точно Вы определили его суть, синьорина Belle Garde!..
21.07.2009 в 22:48

Директор театра
опять Оноре Домье постарался?
Карикатурист не указан, но гражданин Marty Larny верно заметил инициалы.
Литографию делал, как всегда, Дельпеш. Опубликовано в журнале "La Caricature".

канатоходец - Луи-Филипп,
1) арлекин - его министр Франсуа Гизо.
2) портретное сходство с банкиром г-ном К.Перье.

Во-от, граждане. Об этом мне и хочется узнать независимое мнение.
Первое мое впечатление - Гизо. Но мысль на счет Перье вполне правомерна.
И его поза, положение рук словно говорят о том, что он готов подхватить канатоходца в случае, если новый строй и правительство постигнет кризис.
Подпись под карикатурой:
allons donc! allons donc! faisons le saut perilleux!
Ну же, ну же! Сделай прыжок!

Так что жест скорее подманивающий.
Осложнение в том, что год журнала не указан. Трудно сориентироваться, был ли тогда министром Гизо, был ли еще среди здравствующих Перье...

Благодарю за книгу, М-Воронин. И я ничего такого не знала, граждане АиФ, а, оказывается, mme Аделаида отмечена как политическая фигура на высоком официальном уровне... ))
Мое представление было таким же, как у синьора L del Kiante : мадам Аделаида была хорошим пиарщиком, занимаясь показной благотворительностью... - разве что слово "показной" я бы пока убрала...

Словом, с этими самозваными персонажами того и гляди, попадешь в какую-нибудь историю...

Я и моя собака - забавная троица!.. По существу к комментариям Marty Larny, Belle Garde и Синяя блуза добавить мне нечего. Был еще один спор на грани драки, о Новой Зеландии.
22.07.2009 в 07:50

В действительности все не так, как на самом деле
Надо же. И подумать не могла. ИМХО, все бурбонские женщины - мышки-норушки, "дети-кухня-платья-церковь"... И в альтернативной игре у Аделаиды роль коротенькая.
Ах, гражданка Belle Garde, тенденция общества может не распространяться на отдельные круги, как и на отдельные личности. И что немаловажно, мне кажется, - она воспитанница мадам Жанлис, а это означает, что ей привиты понятия эпохи просвещения, то есть - необходимость общественной активности... и честолюбие тоже.

мадам Аделаида была хорошим пиарщиком, занимаясь показной благотворительностью...
А тут я скорее соглашусь с гражданином L del Kiante. Мне ли, бывшему семинаристу и учителю коллежа, не знать, что такое благотворительно-попечительские визиты высокопоставленнх особ, ха!..
Но, между прочим, Перье... Казимир Перье, он... Я знаю, что некоторые граждане знают эту историю, а некоторым не очень хочется вспоминать ее ), но расскажу.
В 1832 году в Париже разразилась эпидемия холеры. Муниципалитет и правительство короля-груши-гражданина были вынуждены организовывать лазареты и госпитали, кроме того, желая показать, что они - с народом в этот тяжелый скорбный час, у них было заведено посещение этих богоугодных заведений.
Луи-Филипп и Перье к тому времени относились друг к другу весьма натянуто, но наружно соблюдали политесс. И вместе должны были посетить госпиталь. По преданию, остановившись на пороге (ну да, предчувствия!), Перье тихо сказал, что ему не хочется туда идти; согласно тому же преданию, Груша ответил: "Раз вино в стаканах, его следует пить". Тогда-то Перье и заразился, и через несколько дней умер.
22.07.2009 в 07:52

В действительности все не так, как на самом деле
22.07.2009 в 09:07

Армия принципов прорвется там, где не пройдет армия солдат. Т.Пейн
Большое спасибо, Marty Larny, за книгу, рад иметь теперь ее в совей электронной библиотеке. Спасибо, Capra Milana, и всем-всем, за иллюстрации. ) И ссылку на Анненкова.

Я и моя собака
Может, это карикатура того времени, когда Франция поддерживала Мухаммеда-Али (египетского пашу), Англия – Махмуда II (турецкого султана), Николай I удачно вытеснил европейцев с Босфора – 1833 год. Или, может, 1840 – антифранцузская коалиция (конвенции по охране Константинополя и Дарданелл), когда Луи-Филипп в октябре отправил кабинет Тьера, настроенного на войну, в отставку.
Только, не могу определить, карикатура французская или английская? Мне кажется, английская.
Может быть, и та, что выше, добавленная Анной, - относится к тем же временам? Тогда легко сказать, что она инспирирована партией Тьера. )

Про Луи-Филиппа и Перрье. Не офф-топ, надеюсь. Статья заказная из глянцевого журнала, много от нее не требуйте. Но есть любопытные заметки.
Дмитрий Травин: Великие реформаторы // Луи Филипп и Франсуа Гизо // Коррупция на службе прогресса

Capra Milana
Скорее, Гизо. Может быть, того же времени, 1840 год. «Прыжок» - это смена министерства.
22.07.2009 в 13:39

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Луи Филипп и Франсуа Гизо // Коррупция на службе прогресса
Cosmopolite да, статья со всей очевидностью заказная )). Но в то же время и не косячная с точки зрения историка. По крайней мере, чего-то заведомо ложного я не заметила при первом чтении...

ИМХО, все бурбонские женщины - мышки-норушки, "дети-кухня-платья-церковь"... И в альтернативной игре у Аделаиды роль коротенькая.
тенденция общества может не распространяться на отдельные круги, как и на отдельные личности. И что немаловажно, мне кажется, - она воспитанница мадам Жанлис, а это означает, что ей привиты понятия эпохи просвещения, то есть - необходимость общественной активности... и честолюбие тоже.

Знаете, Belle Garde, - я всецело разделяю мнение Eh voila. Потому что о пед.системе Жанлис получила впечатление яркое. ) Такое воспитание даром не проходит.
Но, говоря чистую правду, мне как-то доныне не приходило в голову оценить роль сестрицы Аделаиды в политике Июльской монархии.

"Сальто-мортале" Луи-Филиппа. Если это в "Карикатур", то это не может быть правительственный кризис 1840 года.
А если это 1830-31-32 годы, то не очень ясно, причем тут Гизо. Он влиятельный политик, конечно, но не настолько.
Ставлю на Перье. )
22.07.2009 в 19:54

Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
Eh voila спасибо. Я эту историю не знала. Читала где-то, что Перье умер во время эпидемии, еще мимоходом подумала, как же, такой богатый, неужели в доме не могли принять меры предосторожности. Мог бы уехать в какое-то загородное имение, подальше от заразы...

Про Аделаиду и Жанлис. Этого я не учла. Просто в французском институте монархии королева номинально считалась самой слабой фигурой, чисто декоартивной. )) Из тех королев, кого я могу припомнить, отличалась Екатерина Медичи. Но она и не француженка, а итальянка, на других традициях воспиталась.
22.07.2009 в 20:50

...чужой среди своих
Спасибо вам, граждане коллеги!
К Анненкову - добавлю Герцена:

БЫЛОЕ И ДУМЫ
ЧАСТЬ 5. ПАРИЖ-ИТАЛИЯ-ПАРИЖ (1847-1852)
ПЕРЕД РЕВОЛЮЦИЕЙ И ПОСЛЕ НЕЕ



А вот и Травин:

Травин Д., Маргания О. Европейская модернизация
Глава 2. ФРАНЦИЯ: ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

(здесь должен стоять дорожный знак "осторожно: гололед!")
22.07.2009 в 22:09

В действительности все не так, как на самом деле
Спасибо, граждане Cosmopolite и Свой среди чужих...!.. О кризисе министерства Тьера есть две статьи Никола Чернышевски в "Современнике"... я только видел упоминание их, но не тексты...

Belle Garde Читала где-то, что Перье умер во время эпидемии, еще мимоходом подумала, как же, такой богатый, неужели в доме не могли принять меры предосторожности. Мог бы уехать в какое-то загородное имение, подальше от заразы...
Да-да, мне приходила такая же мысль!.. Может статься, он и уезжал, но не решался надолго оставить дела... Может, в действительности следовал голосу долга?.. И тут такая случайность... даже... но нет, нет. Луи-Филипп или карлисты - они все-таки не Медичи с их снадобьями...

Чем дольше я разглядываю карикатуру... Все-таки больше он похож на Гизо, этот циркач.
Однако, размышляя логически, эта карикатура наверняка относится ко времени после Июльской революции.
24.07.2009 в 12:14

tantum possumus, quantum scimus
Как представляется мне, обе карикатуры с участием королевы Виктории выполнены одним и тем же "почерком". И если "месмерический сеанс" относится по времени к 1840 году, то позволительно предположить, что и карикатура с Бобешем есть отзыв на международные события 1839-1840 годов. Недостаточное знание не дает мне возможности сказать, не являются ли карикатуры английскими, однако это не манера "La Caricature" или "Шаривари"...

В отношении "цирковой" карикатуры... Может быть, граждане, разглядевшие в ней Гизо, ближе к истине, а я попросту отрицательно-пристрастен к Перье.