08:01 

Антуан Барнав. И материалистическое понимание истории

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
"…можно сказать, что Барнав заинтересовал историков, главным образом, со стороны внешних событий своей действительно необыкновенно яркой по успеху и не менее стремительной по падению жизни. Но удивляться тут не приходится: бурное время, когда пришлось жить и действовать Барнаву, сплетало для своих героев и не такие неожиданности. Напротив, содержание политико-социальных идей Барнава, не говоря уже об историко-философских его взглядах, как-то не привлекало к себе внимания исследователей.
Между тем, когда имеешь дело с таким мыслителем, как Барнав, убеждаешься в том, что политические воззрения далеко не исчерпывают его "идеологии", так как они сами оказываются только выводами, построенными на стройно обдуманной и целостно претворенной системе законченного историко-философского мировоззрения.
Более того, с методологической точки зрения оказывается возможным говорить об историзме Барнава, как о своеобразной стихии, которая определяла не только его политико-социальные построения, но предопределяла известный подход к нравственно должному и к фактически сущему. Диалектически разматывая клубок всемирной историй и устремляясь вперед вместе с беспокойно-подвижной стихией общественных трансформаций, — Барнав отдает дань духу своего времени, явившемуся отцом всей последующей философии истории. В этой связи идей он предвосхищает отдельные важные моменты диалектического понимания истории, развитого впоследствии в теориях великих социалистов XIX века. Но, вместе с тем, он умеет отдать должное своеобразной особенности отдельных явлений, подойти к ним с меркой исследователя и применить к ним историческую индукцию. С одной стороны, он живет и полной грудью вдыхает атмосферу рационалистического века, с другой — он заходит далеко вперед и смело намечает результаты, к которым пришли наиболее глубокие достижения исторической мысли XIX века.
Барнав—историк и философ объясняет нам Барнава—политика и революционера. И не случайным, быть может, является то обстоятельство, что загадки и легенды, окутывающие судьбу Барнава, отчасти обязаны своим возникновением тому, что к изучению ее подходили не с той стороны и не с тем методом, которых заслуживает этот любопытнейший из «людей 1789 года», в котором одни видели черты самовлюбленного Нарцисса, другие — «кровожадного палача» революции, а третьи — коварного заговорщика из таинственного «австрийского комитета», прельщенного чарами Марии-Антуанетты.
…историко-философское мировоззрение Барнава, погребенное в тайниках семейного архива почти до самой средины прошлого века (1842 г.), является необходимым звеном в цепи преемственной связи идей, материалистически объяснявших явления прошлого. В этом отношении младшие материалисты подают руку позитивистам-идеологам, а последние воспитывают ту духовную атмосферу, в которой оказывается возможным появление гения Сен-Симона, обогатившего своими прозрениями как раз то поколение, к которому принадлежали Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Мысли Барнава ценны, как наиболее яркое и талантливое выражение великого поворота к историзму, знаменовавшего конец XVIII века; более того, они замечательны как симптом того, что материалистическая концепция истории уже существовала и носилась в воздухе перед тем, как пришли теоретики и философы с готовым запасом наблюдений и фактов; биение ее мы одновременно ощущаем и в реакционной романтике виконта де Бональда, и в идеалистической метафизике Гегеля, и в социологических экскурсах адептов «религии» Сен-Симона."


Иннокентий Лаврентьевич ПОПОВ-ЛЕНСКИЙ
(1893 - ?)

Антуан БАРНАВ
и
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ в XVlll веке
ИЗДАТЕЛЬСТВО «КРАСНАЯ НОВЬ» Г.П.П.
МОСКВА 1924 ЛЕНИНГРАД


ОГЛАВЛЕНИЕ

Ссылки на материалы о Барнаве

Другие персонажи этой книги – Кондорсе, Тюрго, Дюпор и Александр Ламет, Бриссо, Дантон, Руссо и Дидро, Рейналь, Гельвеций и Гольбах, Монтескье, Гизо, Тьерри, Каррель, Годвин, Жозеф де Местр, Сийес, Редерер. И, конечно, Мунье. )


P.S. Об авторе могу сказать только, что данные его отыскала в окружении литературоведа Франца Петровича Шиллера.

P.P.S.-UPD 30.09.2011
Иннокентий Лаврентьевич Попов-Ленский (1893-1931) проф. истории Ин-та Маркса и Энгельса - Введенское кладбище (Москва)

@темы: философия, социальная история, свобода-право-власть, революции, полезные ссылки, персона, массы-классы-партии, либерализм, история науки, история идей, историография, историки, Просвещение, Великая французская революция, 19 век, 18 век

Комментарии
2009-12-27 в 18:23 

Старый сплетник-сказочник
«Венков потомки мимам не плетут» /Шиллер/ - Потомки переплетают все, что наплели современники (Ф.Топорищев)
Capra Milana спасибо! И фреска - да, потрясающая своей простотой. Как памятники, которые установлены без высокого пьедестала, в обыкновенный человеческий рост, гораздо больше чувств вызывают.
Хотел на Рождество подарить большую фотографию Робеспьера, восковая кукла, очень тщательно, любовно сделанная. Но картинка слишком большая, не помещается в дневник, поэтому отправил по почте.

2010-01-03 в 19:32 

marianne68
Ceux qui font les révolutions à moitié ne font que se creuser un tombeau
Capra Milana, спасибо. Пожалуй, остается такое чувство, что автору что-то не позволило развернуть все тезисы до конца (автору - П.-Л., конечно). И кроме него и нынешнего Тырсенко, Барнавом у нас никто не интересуется, выходит?
Интересный, кстати, момент: П.-Л. относит Барнава к "демократам". А он таковым действительно является?

2012-04-10 в 20:34 

universants
Справедливость нужна прежде милосердия, как рубашка нужна прежде кружев. (Шамфор)
Capra Milana, спасибо.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная