08:01 

Антуан Барнав. И материалистическое понимание истории

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
"…можно сказать, что Барнав заинтересовал историков, главным образом, со стороны внешних событий своей действительно необыкновенно яркой по успеху и не менее стремительной по падению жизни. Но удивляться тут не приходится: бурное время, когда пришлось жить и действовать Барнаву, сплетало для своих героев и не такие неожиданности. Напротив, содержание политико-социальных идей Барнава, не говоря уже об историко-философских его взглядах, как-то не привлекало к себе внимания исследователей.
Между тем, когда имеешь дело с таким мыслителем, как Барнав, убеждаешься в том, что политические воззрения далеко не исчерпывают его "идеологии", так как они сами оказываются только выводами, построенными на стройно обдуманной и целостно претворенной системе законченного историко-философского мировоззрения.
Более того, с методологической точки зрения оказывается возможным говорить об историзме Барнава, как о своеобразной стихии, которая определяла не только его политико-социальные построения, но предопределяла известный подход к нравственно должному и к фактически сущему. Диалектически разматывая клубок всемирной историй и устремляясь вперед вместе с беспокойно-подвижной стихией общественных трансформаций, — Барнав отдает дань духу своего времени, явившемуся отцом всей последующей философии истории. В этой связи идей он предвосхищает отдельные важные моменты диалектического понимания истории, развитого впоследствии в теориях великих социалистов XIX века. Но, вместе с тем, он умеет отдать должное своеобразной особенности отдельных явлений, подойти к ним с меркой исследователя и применить к ним историческую индукцию. С одной стороны, он живет и полной грудью вдыхает атмосферу рационалистического века, с другой — он заходит далеко вперед и смело намечает результаты, к которым пришли наиболее глубокие достижения исторической мысли XIX века.
Барнав—историк и философ объясняет нам Барнава—политика и революционера. И не случайным, быть может, является то обстоятельство, что загадки и легенды, окутывающие судьбу Барнава, отчасти обязаны своим возникновением тому, что к изучению ее подходили не с той стороны и не с тем методом, которых заслуживает этот любопытнейший из «людей 1789 года», в котором одни видели черты самовлюбленного Нарцисса, другие — «кровожадного палача» революции, а третьи — коварного заговорщика из таинственного «австрийского комитета», прельщенного чарами Марии-Антуанетты.
…историко-философское мировоззрение Барнава, погребенное в тайниках семейного архива почти до самой средины прошлого века (1842 г.), является необходимым звеном в цепи преемственной связи идей, материалистически объяснявших явления прошлого. В этом отношении младшие материалисты подают руку позитивистам-идеологам, а последние воспитывают ту духовную атмосферу, в которой оказывается возможным появление гения Сен-Симона, обогатившего своими прозрениями как раз то поколение, к которому принадлежали Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
Мысли Барнава ценны, как наиболее яркое и талантливое выражение великого поворота к историзму, знаменовавшего конец XVIII века; более того, они замечательны как симптом того, что материалистическая концепция истории уже существовала и носилась в воздухе перед тем, как пришли теоретики и философы с готовым запасом наблюдений и фактов; биение ее мы одновременно ощущаем и в реакционной романтике виконта де Бональда, и в идеалистической метафизике Гегеля, и в социологических экскурсах адептов «религии» Сен-Симона."


Иннокентий Лаврентьевич ПОПОВ-ЛЕНСКИЙ
(1893 - ?)

Антуан БАРНАВ
и
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ в XVlll веке
ИЗДАТЕЛЬСТВО «КРАСНАЯ НОВЬ» Г.П.П.
МОСКВА 1924 ЛЕНИНГРАД


ОГЛАВЛЕНИЕ

Ссылки на материалы о Барнаве

Другие персонажи этой книги – Кондорсе, Тюрго, Дюпор и Александр Ламет, Бриссо, Дантон, Руссо и Дидро, Рейналь, Гельвеций и Гольбах, Монтескье, Гизо, Тьерри, Каррель, Годвин, Жозеф де Местр, Сийес, Редерер. И, конечно, Мунье. )


P.S. Об авторе могу сказать только, что данные его отыскала в окружении литературоведа Франца Петровича Шиллера.

P.P.S.-UPD 30.09.2011
Иннокентий Лаврентьевич Попов-Ленский (1893-1931) проф. истории Ин-та Маркса и Энгельса - Введенское кладбище (Москва)

@темы: философия, социальная история, свобода-право-власть, революции, полезные ссылки, персона, массы-классы-партии, либерализм, история науки, история идей, историография, историки, Просвещение, Великая французская революция, 19 век, 18 век

Комментарии
2009-12-17 в 09:22 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Capra Milana, спасибо!!! Ура, ура! Иннокентий Лаврентьевич и гражданин Барнав - пожалуйста, располагайтесь на книжной полке. :)

2009-12-17 в 11:56 

...чужой среди своих
Capra Milana - спасибо!
Почему-то мне казалось, что эта книга Попова-Ленского выходила в 1915 году. Или правда, переиздавалась? или я с чем-то путаю. )
А написано-то как!.. "жовиальный"... "Конститюанта"... "плетор"... :)

2009-12-17 в 12:00 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Спасибо Вам, товарищ коллега Capra Milana. Барнав получил рождественский подарок, и мы. :)

2009-12-17 в 13:29 

Свобода начинается с иронии
Ты чудо, гражданка Capra Milana, спасибо! Подарок так подарок! Барнаву - ура!

URL
2009-12-17 в 14:03 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Я рада, что вы рады, граждане коллеги. )
эта книга Попова-Ленского выходила в 1915 году. Или правда, переиздавалась? или я с чем-то путаю. )
Свой среди чужих... Не уверена, что это переиздание. Во всяком случае, такой информации у меня нет. А в 1915 году, в серии работ слушательниц высших женских курсов по отделению историко-философскому, была издана брошюра Ольги Андреевны Старосельской-Никитиной "Кондорсе как социолог" - интересная вещь, но требует чтения очень неспешного, уже хотя бы потому, что большие фрагменты текстов Кондорсе приведены в оригинале. Она у нас в ОРК, может быть, когда-нибудь расщедрю библиотекаря и откопирую...

2009-12-18 в 05:05 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Capra Milana спасибо огромное! И ведь какой правильный автор - ссылочки дает. ) Теперь будем знать классических биографов тов.Барнава по имени. А там вдруг и в лицо удастся познакомиться.

2009-12-18 в 08:48 

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
Capra Milana, спасибо Вам за щедрый труд. С удовольствием начала читать. *И подумала: а ведь Захер три свои книги писал в очень похожем ключе? (Сен-Жюст, Тюрго, МР)*

2009-12-18 в 11:49 

Синяя блуза
Capra Milana - СПАСИБОЧКИ! Барнав не наш, но умен и зрит в корень. )
А вообще, интересно, как исторические персонажи оказываются востребованы в разное время. Конец 19 - начало 20 вв. - интерес к науке и научности, извлекли на свет Кондорсе и Барнава. В литературе - экспрессионизм - вспомнили забытого Георга Бюхнера. Пошла волна реакции - эксгумировали "романтиков" типа Бриана-Шато.

2009-12-18 в 14:27 

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Capra Milana, спасибо! "Проглотил" за одну ночь. *Хорошо, жаль что мало. Хотелось бы побольше в части про философию, с длинными цитатами, какк у Герье. )*

2009-12-18 в 20:04 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
2009-12-19 в 08:50 

В действительности все не так, как на самом деле
Forster2005 Символ, однако, гражданин Барнав. )
И это кроме шуток! Ну, кое-кто еще постоянно присутствует на картах и открытках своего родного департамента... :) А я хотел показать фреску. Современную. В библиотеке...
(отсюда)
Словно он пришел, как гость и как хозяин: "Добрый день, как вы живете, через 200 лет?.."

2009-12-19 в 12:47 

Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. (Теккерей)
Eh voila кто же это додумался! Какая прелесть, правда. Я уже себе мысленно нарисовала библиотеку, зал, и эту фреску...
Capra Milana спасибо за книгу. Я не очень хорошо знаю этого персонажа, но всегда в нем чувствовала что-то такое, трогательное, что мало отвечает его репутации политика и идеолога. Не знаю, как это сказать...

2009-12-19 в 17:05 

Свобода начинается с иронии
Eh voila ой... Просто вот ой, и больше слов нету. Что-то снизошло на оформителя библиотеки.

URL
2009-12-19 в 18:06 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Eh voila действительно. Бывает же такое. Как будто то самое - открыл дверь в 1793 году и очутился в 19-каком-то.

2009-12-19 в 20:22 

Nevile
Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
Capra Milana спасибо. Может, как-нибудь соберусь и прочитаю целиком "Введение в ФР". Но мне, правда, нужен "комментатор", потому что не всегда понятно, что хотел сказать автор.
А как вы думаете, леди и джентльмены, "критика историцизма" Поппером, вообще постпозитивизм, оказал влияние на исторический ревизионизм? Если правильно понимаю, у них довольно много общего.
*подумалось, как так, Барнав-Конт-Венский кружок, у Попова-Ленского влияние неопозитивизма чувствуется, ИМХО. И все. Отрицание отрицания :)
Тем более, смотрю на молодое поколение, как они учатся вопросы ставить. *

2009-12-19 в 20:24 

Nevile
Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
Eh voila да, странное впечатление от этой фрески. Не понятно, что в ней такого, но впечатление сильное.

2009-12-19 в 21:38 

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
Capra Milana и Eh voila спасибо. Что-то есть мистическое, что эта книга и картинка тут вместе. У меня тоже ассоциация - дверь, порог, Время. И вот как будто где-то дверь распахнулась, и в лицо пахнуло ветром Той Эпохи.........

2009-12-19 в 22:32 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Eh voila завораживает фреска... А уж это окно от дома Барнавов! ну, товарищи французы, ну, патриоты...
А как вы думаете, леди и джентльмены, "критика историцизма" Поппером, вообще постпозитивизм, оказал влияние на исторический ревизионизм? Если правильно понимаю, у них довольно много общего.
*подумалось, как так, Барнав-Конт-Венский кружок, у Попова-Ленского влияние неопозитивизма чувствуется, ИМХО. И все. Отрицание отрицания :)

Nevile Непосредственно - наверное, нет, не повлиял. Все-таки, обнаружить прямое влияние, на это не требовалось бы научному миру 20-30 лет.
А в целом - да, конечно... Думаю - да, так скажем. Постпозитивизм был, видимо, реакцией на противоречие между принципиально новыми фактами и классическими методами эксперимента и интерпретации, прежде всего в физике. Где-то когда-то мне такое попадалось, что относительность знания была перетолкована в релятивизм, а там и в агностицизм, т.е. принципиальную непознаваемость мира.
С ревизионизмом общее - фрагментарность знания, переключение внимания на язык самой истории с ее событийного содержания. Ну, в конце концов, от лучших работ ревизионистов (мало их, но можно такие выделить, как я предполагаю) тоже есть прок. История не закончилась и не стоит на месте, товарищи "прагматики", будем же "прагматиками". Бабефу было куда хуже. А темнее всего, говорят, - в предрассветный час. )))

Березовый сок спасибо, Бочаровское пособие любопытное.

2009-12-19 в 22:50 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
гражданка Оксана и мистер Невил, мне тотчас захотелось поерничать... по поводу всего "у целом".
- Кант? Еще один шар, надутый воздухом и пущенный на забаву глупцам! Материализм и спиритуализм - это две отличные ракетки, которыми шарлатаны в мантиях отбивают один и тот же волан. Бог ли во всем, по Спинозе, или же все исходит от бога, по святому Павлу... Дурачье! Отворить или же затворить дверь - разве это не одно и то же движение! Яйцо от курицы, или курица от яйца? (Передайте мне утку! ) Вот и вся наука.
- Простофиля! - крикнул ему ученый. - Твой вопрос разрешен фактом.
- Каким?
- Разве профессорские кафедры были придуманы для философии, а не философия для кафедр? Надень очки и ознакомься с бюджетом.

"Нищета историцизма" метила прямо в "Нищету философии". А "Открытое общество и его враги" - это же просто библия ревизиониста.

2009-12-19 в 22:57 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Фреска... "Завораживает", именно. До легкого звона в ушах.

Что окна касается - генуэзцы тоже поставили какой-то обломок у ворот в старый город и объявили, что это кусок стены дома, где родился Колумб. Но, сказать правду, если даже это курьез, что-то в нем есть... величественное простодушие, - и посмеяться не тянет.

2009-12-19 в 23:19 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
О! Граждане, хотите развлечься? (офф-топ. Говорит сам ревизионист - тема Второй мировой войны, но доклад, это же песня...)

2009-12-19 в 23:21 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
генуэзцы тоже поставили какой-то обломок у ворот в старый город и объявили, что это кусок стены дома, где родился Колумб. Но, сказать правду, если даже это курьез, что-то в нем есть... величественное простодушие, - и посмеяться не тянет.
Capra Milana да молодцы они.

2009-12-19 в 23:31 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
"А был ли мальчик?" - тоже характерный для ревизионизма вопрос. Причем по тем направлениям, где и фактических доказательств достаточно. Но ведь для ревизиониста что важно? Увести дискуссию в область "знаков и дискурсов". Чем обсуждать, откуда у быка рога и зачем они ему, давайте лучше рассуждать, что такое "рога" в современном представлении, мы же не знаем, есть ли бык и есть ли у него рога...
Нет, Ксана, это не паранойя и не шизофрения. Это тонкая игра в маниакально-депрессивный психоз по статьям "Ярбух фюр психоаналитик унд психопаталогик" (С) Ильф и Петров.

2009-12-19 в 23:32 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
О фреске из библиотеки так и хочется сказать - "откровение". У художника было. )

2009-12-20 в 10:47 

Синяя блуза
Нет, граждане. Этот типус, который измеряет научный информационный поток поисковиком Гугл и "сохраняет моральную и интеллектуальную чистоту", - это сумеречное состояние души, осложненное не только МДП, но и либеразмом головного и спиного мозга. Это не лечится медикаментами, только гильотиной. (

2009-12-20 в 10:54 

Синяя блуза
Capra Milana и библиотека его имя носит? Надо ж. Кстати, да, ББ на карте В.Пиренеев очень часто, Барнав на карте Изера, МР на карте Па-де-Кале. И что-то больше никого я не видал из наших, в основном все вояки, ученые, литераторы. И жирондистов нет, что не может не радовать. )

2009-12-22 в 19:27 

«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Спасибо, синьора Capra Milana. Благодаря Вам Барнав сопровождал меня в командировку по вьюжным степям Забайкалья, и согревал мою душу в неуютных аппартаментах. )

2009-12-22 в 19:29 

«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
И жирондистов нет, что не может не радовать. )
Почему, синьор Синяя блуза? Верньо мне попадался.

2009-12-24 в 13:59 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
Capra Milana Eh voila - спа-си-бо!!! *Хорошо Попу-Ленскому, он все биографии Барнава прочитал. Мог бы нам побольше рассказать. ) Фреска - супер.*

2009-12-26 в 19:19 

Свобода начинается с иронии
"А был ли мальчик?" - тоже характерный для ревизионизма вопрос. Причем по тем направлениям, где и фактических доказательств достаточно. Но ведь для ревизиониста что важно? Увести дискуссию в область "знаков и дискурсов". Чем обсуждать, откуда у быка рога и зачем они ему, давайте лучше рассуждать, что такое "рога" в современном представлении, мы же не знаем, есть ли бык и есть ли у него рога...
Нет, Ксана, это не паранойя и не шизофрения. Это тонкая игра в маниакально-депрессивный психоз по статьям "Ярбух фюр психоаналитик унд психопаталогик" (С) Ильф и Петров.

Marty Larny
Видишь, ревизионизм - это действительно вроде частичного органического поражения головы. Если существует трудность сформулировать полноценное определение какого-то явления, например, "феодализма", "абсолютизма", или группы ("буржуазия" и т.д.), проблема решается просто - "нету определения, нету и явления". ;)))

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная