13:33 

Разум и "Верховное существо" - вместе или против?

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Ну вот, граждане коллеги, продолжаем дехристианизацию ).

Альфонс ОЛАР
КУЛЬТ РАЗУМА и КУЛЬТ ВЕРХОВНОГО СУЩЕСТВА
ВО ВРЕМЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


Перевод Е. С. КОЦ и А. Н. КАРАСИКА
Москва: «Сеятель». 1925.

I. Культ Разума и культ Верховного Существа у философов: Руссо, Вольтера, Рейналя, Дидро, Мабли, Монтескье, Тюрго
II. Предвестники культа Разума. Религиозные идеи Учредительного Собрания и Конвента
III. Первые шаги культа Разума Андре Дюмон в Аббевиле. Фуше и Шометт в Невере. Поведение Конвента и правительства. Первый случай дехристианизации: коммуна Риз-Opaнжи. Парижская Коммуна и якобинцы. Неудача идеи об отделении церкви от государства. Подготовка отречения Гобеля
IV. Заседание 17 брюмера II года
V. Праздник Разума в Соборе Парижской Богоматери. Поведение общественных властей
VI. Культ Разума в парижских секциях
VII. Культ Разума и философия. Статьи Салавилля
VIII. Культ Разума и отношение к нему парижского населения. Политические катехизисы
IX. Культ Разума в провинции
X. Попытки установить обрядность культа Разума
XI. Общая характеристика культа Разума
XII. Начало реакции против культа Разума
XIII. Выступление Робеспьера 1 фримера II года
XIV. Парижская Коммуна отступает. Поведение Дантона. Отречение Шометта
XV. Декрет о свободе культов и богослужения 16 фримера II года
XVI. Противодействие политике Робеспьера
XVII. Казнь Гебера, Дантона и Шометта
XVII. Предвестники культа Верховного Существа
XIX. Робеспьер и Жан-Жак Руссо
ХХ. Доклад Робеспьера и декрет 18 флореаля II года о Верховном Существе
XXI. Коммуна. Якобинцы и декрет 18 флореаля. Поведение Карно
XXII. Приготовления к празднику Верховного Существа и настроение общества
XXIII. Праздник Верховного Существа (20 прериаля II года)
XXIV. Последствия праздника Верховного Существа
XXV. Попытка ввести единообразие в культ Верховного Существа. Катехизисы и ритуалы
XXVI. Культ Верховного Существа в провинции. Стремление приноровить культ к католическому образцу. Стремление слить его с культом Разума. Продолжение дехристианизации
XXVII. Патриотизм и культ Верховного Существа
XXVIII. Культ Верховного Существа растворяется в патриотизме
XXIX. Революция 9 термидора и культ Верховного Существа

Из всех современных исследователей Великой Французской революции Альфонс Олар является, без всякого сомнения, наиболее авторитетным. Колоссальная эрудиция Олара по всем вопросам, так или иначе связанным с историей Французской Революции, стоит, таким образом, вне всякого сомнения, вследствие чего каждая написанная им строчка всегда достойна самого внимательного изучения.
Однако, Олар не только ученый, но и довольно заметный политический деятель. Олар не только защищает Революцию от нападок ее литературных критиков (этой цели посвящена его книга «Тэн как историк Французской Революции», убийственная для этого реакционного историка), но и стремится к осуществлению заветов великой буржуазной революции в современной ему Франции эпохи Третьей Республики. С начала 30-х г.г. он сотрудничает в газете Клемансо «La Justice», принимает участие в борьбе радикалов с клерикализмом и в стычках с всесильным в то время в академических кругах влиянием клерикальной и монархической реакции. Олару не раз приходится терпеть ожесточенные нападки со стороны своих коллег по педагогической и научной работе.
Научные взгляды Олара вполне соответствуют его политическим убеждениям. Будучи не столько идеалистом, сколько скорее тем, что можно назвать позитивистом, Олар, однако, чрезвычайно далек от материалистического взгляда на историю. Сравнительно мало интересуясь экономической историей (недаром его главный труд носит название «Политической истории Французской Революции»), Олар вместе с этим недооценивает и социальной истории.
Предлагаемая читателю книга посвящена одному из интереснейших моментов классовой борьбы 1793-1794 гг. - истории культов Разума и Верховного Существа.
При полной невозможности для широких русских читательских кругов ознакомиться не только с использованными Оларом архивными источниками, но даже и с теми документами, которые имеются в печатном виде, хотя и не переведены на русский язык, книга Олара является единственным и незаменимым пособием по одному из важнейших отделов истории революционной Франции в 1793-1794 гг. Фактический материал, содержащийся в предлагаемой книге, несомненно должен быть усвоен всеми, интересующимися историей Французской Революции, а оценить этот материал и сделать из него выводы, может быть, очень часто отличающиеся от тех, к которым приходит Олар - это уже дело самого читателя.
(См. материалы об Оларе и его работы в сети)
Як. ЗАХЕР

Во II году Республики (1793 г.), как известно, революционная Франция сделала безуспешную попытку сперва упразднить христианскую религию посредством введения культа Разума, а потом заменить ее культом Верховного Существа.
Этот смелый замысел изумил и напугал Европу того времени, но он потерпел неудачу, и потому его объявили скандальным фактом, а не поучительным явлением; стало признаком хорошего тона представлять культ Разума и Верховного Существа как одну из самых вздорных нелепиц революционного безумия.
Но явились писатели, которые стали возражать против столь упрощенных суждений: одни из них склонны были видеть в антихристианском гебертизме лучшее воплощение идей Энциклопедии; другие признавали деизм сторонников Робеспьера религией, согласной и тогда и даже теперь с духом французской расы. Самый правдивый (если не самый точный) историк Революции Мишле полагал, что ни сухость, которою проникнут культ Разума, ни холод, которым веет от культа Верховного Существа, не могут быть родственны людям ХVIII века в их голове, наполненной идеями Дидро, в их сердце, влюбленном во Францию, зародилась новая религия, культ родины и человечества. Если бы дух этой религии, который, по словам Мишле, жил в тайниках народной души, проявился в политике его правителей, он оплодотворил бы Францию, воспитал бы народные чувства в истинно национальном духе и, быть может, озарил бы весь мир.
Проникновенное изучение Эдгара Кинэ привело его к совсем иным результатам. Этого мыслителя не оскорбляла нечестивость наших предков, и тем не менее он не мечтал о торжестве свободной мысли. Обвиняя деятелей Революции в чисто французской робости, едко высмеивая нерешительность этих рассудительных Полиевктов, которые оскорбляли догмат, но боялись уничтожить его или по настоящему изменить, Эд.Кине упрекает их в том, что они из самого христианства не почерпнули новой религии для современности. К какому же невысказанному выводу приводят его все эти блестящие насмешки над духовным рабством Гебера или Робеспьера? К тому, что им следовало ограничиться обращением Франции в протестантство!
Что же касается церковных писателей, из коих многие порассказали о противохристианском движении в некоторых областях Франции, от них нельзя требовать вдумчивого беспристрастия в таких вопросах, как нельзя его требовать и от памфлетистов враждебного им лагеря, которые и сейчас еще поспешно и слепо ищут в воспоминаниях эпохи Террора необходимое оружие в вечной борьбе между наукой и религией.
Таким образом, большинство историков ставят себе вопрос, в чем должны были быть религиозные дерзания Революции, а не стараются выяснить, чем они были в действительности, и таким образом они скорее судят, чем излагают события. Читали ли эти историки сотни брошюр того времени, где в форме отчетов, речей или поэтических произведений запечатлены столь забытые сейчас манифестации в честь Разума и Верховного Существа? Повидимому, они не заглядывали даже в наиболее известные архивы, если только не занимались областными исследованиями. Ни один из них не обрисовал в целом и на основании фактического материала это движение, одно из наиболее поучительных в истории Франции, да и всего человечества вообще. С другой стороны, это движение изучали изолированно, прибегая к рискованным отвлечениям, разобщая от условий, которые ему предшествовали, сопутствовали, которые, по нашему мнению, его породили. Из-за этого дехристианизаторы 1793 и 1794 гг. оказались теоретиками, которые использовались лишь случаем, чтобы применить на практике свои априорные взгляды.
Надеюсь, что этот исторический, чисто описательный очерк, составленный исключительно по документальным данным, покажет читателю, что и культ Разума, и культ Верховного Существа не были замыслами философского или религиозного характера, не имеющими корней в историческом прошлом Франции и тесной связи с событиями, что они не были насильственным вторжением в ход истории, но являлись необходимым и притом политическим следствием состояния войны, в которое вверг революцию старый режим своим сопротивлением против нового строя.
Кто прочтет эту работу, тот признает вместе с нами, что наши предки, возводя на трон в Соборе Парижской Богоматери богиню Разума, или прославляя на Марсовом поле бога Руссо, преследовали прежде всего чисто патриотические цели и в этих посягательствах против традиционной веры видели боевое оружие национальной обороны...
<…> Принято связывать культ Разума с предшествовавшим философским движением, о котором мы только что упомянули в нескольких словах. В Гебере видели сына Дидро, как в Робеспьере сына Жан-Жака. Различали в философии XVIII века две тенденции: одну натуралистическую и атеистическую, другую спиритуалистическую и деистскую. Эти две тенденции боролись во время революции, как они боролись и в теории. Сперва энциклопедисты оказались победителями: культ Разума. Потом они были побеждены и вытеснены спиритуалистами, учениками «Савойского викария»: культ Верховного Существа
С философской точки зрения эти взгляды нельзя назвать ошибочными, но им не хватает исторического обоснования, которое делало бы понятным, почему именно в этот момент и именно в такой форме оказался возможным опыт дехристианизации, за которым последовал немедленный поворот обратно к христианству.
Оба эти движения при надлежащем истолковании истории оказываются непосредственным следствием борьбы новой Франции против реакционной Европы.
Думать, что французский народ, кат одический в 1791 г., проникся через каких-нибудь два года, и благодаря прогрессу просвещения философскими идеями, - значило бы дать доказательство своей наивности.
Когда утверждают, что французы, взятые в массе, были католиками в начале революции, то этим не хотят сказать, что их вера не была поколеблена Вольтером и философами. В общем, буржуазия, знать и даже часть высшего духовенства смеялись над догмой. Высмеивали тайны, но не хотели отложиться от церкви - таково именно впечатление, которое получается при внимательном чтении наказов 1789 г. Хотели продолжать называть себя католиками; требовали добрых пастырей, которые были бы блюстителями морали, а не проповедниками догмата. Аббат Грегуар был идеальным кюрэ. Что касается крестьянина, то он оставался верен своим унаследованным привычкам. Он хотел только, чтобы его кюрэ, крестьянин, как и он сам, не был больше козлом отпущения для высшего, сановного духовенства. Вообще в крестьянине не было ни тени фанатизма.

Далее в комментах мы сделали кое-какие выписки ;)

Сканировала книжку товарищ Л. СПАСИБО!!!

@темы: 18 век, Великая французская революция, Вольтер, Дантон Жорж-Жак, Ж.-Ж.Руссо, Клоотс, М.Робеспьер, Просвещение, Сильвен Марешаль, Франция, Фуше, Шометт, Эбер, имена, события, календарь, историки, история идей, источники/документы, новые публикации, религия и церковь, событие, философия

Комментарии
2009-05-27 в 13:37 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Фуше как философ

Гобель

аббат Грегуар

Парижская Коммуна - вот где был истинный очаг антихристианской пропаганды. (для неопытных читателей: речь о Коммуне 1793 года, а не 1871!)

23 брюмера парижские протестанты присоединились к движению:

Теперь надо остановиться на том, какова была истинная мысль провозгласителей нового культа, каковы были его дух и тенденция. Это было, говорят, торжеством атеизма над деизмом. Бюше, Луи-Блан, монсиньор Гамель скорбят поэтому, и то же самое заставляет радоваться защитников Шометта и Гебера. Прочтите брошюру Тридона о гебертистах, прочтите небольшую работу Реньяра о Шометте, и вы увидите там, что культ Разума был посрамлением бога Жан-Жака.

2009-05-27 в 13:37 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Салавиль

Шантре

2009-05-27 в 13:38 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
«Вакханки», типа

…церемония (в Шартре), несомненно пышная, искусно организованная, изумившая современников, но гораздо менее одухотворенная, чем грандиозный спектакль дехристианизации в Страсбургском соборе.

Движение это (отнюдь не материалистическое, а глубоко деистическое) принимало в Париже, поскольку в нем участвовал сам народ, легкомысленные формы, было радостным и веселым; но становилось сухим и бездушным в проповедях некоторых интеллигентов. Провинция отнеслась к этому движению более серьезно. Там мы встречаемся с искренними и серьезными попытками упразднить старую религию и основать новую. Там богинями Разума не были актрисы, как в Париже, а юные девушки, прекрасные и добродетельные, принадлежавшие к самым избранным кругам буржуазии. Этого не отрицают даже наиболее враждебные Революции современники.

Посредством ловкого софизма Робеспьер предлагает изобразить дехристианизаторов атеистами (хотя почти все они были деистами) и официально утвердить веру в бога. Это будет значить: заимствовать из королевских манифестов их фразеологию и воспользоваться ею в интересах революции. Из всех христианских догматов именно догмат существования бога противопоставляли европейские монархи революции. Софизм этот мог пойти на пользу лишь христианству. Но, ловко придуманный, он показался весьма действительным, и так была принята идея обратить против враждебной Европы те самые богословские аргументы, которые она направляла против французской революции. Однако, недостаточно было склонить на сторону новой политики все правительство. Прежде всего и главным образом надо было убедить Дантона.

Слово имеет Дантон:

Родившись католиком, Робеспьер оставался им в такой же степени, как Жан-Жак кальвинистом. Послушайте, что он говорит:

Смерть Робеспьера, таким образом, не повлекла за собою закрытия храмов, посвященных религии, которую он хотел создать.

2009-05-27 в 14:06 

Свобода начинается с иронии
Спасибо, граждане, спасибо!!! Такие подарки! )

URL
2009-05-27 в 14:32 

Армия принципов прорвется там, где не пройдет армия солдат. Т.Пейн
Большое спасибо за обе книги Олара! Давно мечтал иметь в своей библиотеке. )

2009-05-27 в 14:33 

Синяя блуза
Спасиб большой и огромный, и патриотический ! :)

2009-05-27 в 14:36 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Огромное-преогромное спасибо, синяя блуза, capra milana, forster2005! Угостили вы нас на славу ))

…церемония (в Шартре), несомненно пышная, искусно организованная, изумившая современников, но гораздо менее одухотворенная, чем грандиозный спектакль дехристианизации в Страсбургском соборе.
А почему ты, Оксана, эдак с хитрецой процитировала именно эту фразу? ;)

2009-05-27 в 18:18 

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Спасибо за обе книги. Прочитаю, выскажусь содержательно, а пока - очень благодарен.

2009-05-27 в 18:32 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Салавиль. Как ни странно, отловил в сети на русском, а на французском лишь упоминания мимоходом.
Жан-Баптист (Salaville, 1755—1832) — франц. политический писатель и журналист, был одним из секретарей Мирабо, подготовлявших его речи и сочинения; составил много брошюр в духе умеренных революционеров. Главные труды С.: "De l'organisation d'un Etat monarchique ou Considérations sur les vices de la monarchie française et sur la nécessité de lui donner une constitution" (1789, несколько изданий), "L'homme et la société" (Пар., 1798), "De la Révolution française comparée à celle d'Angleterre" (Пар., 1790) Некоторые приписывают С.: "Théorie de la royauté d'après doctrine de Milton" (перев. с англ., 1789) и "Les lettres du comte de Mirabeau à ses commettants" (1791).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Граждане коллеги, огромное спасибо за Оларовские очерки!
... а интересно, сколько тут среди нас "дехристианизаторов"? ;) И как бы вообще вы определили свое отношение к 1) гражданскому устройству духовенства, 2) культу Разума, 3) культу В.с., 4) дехристианизации, 5) свободе совести, 6) отделению церкви от государства?
Маленький такой опросик, для желающих поговорить на эту коварную тему.

2009-05-27 в 18:49 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Мои ответы (надо подать пример ;) )

2009-05-27 в 21:31 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
А я буду Богиней Разума !

Спасибо за книжечки! Надо же, и почему за 85 лет их ни разу не переиздали???

2009-05-27 в 21:55 

Я и моя собака
Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером /Лабрюйер/
Родившись католиком, Робеспьер оставался им в такой же степени, как Жан-Жак кальвинистом. Послушайте, что он говорит:
Наверное, вся цитата у Олара - из этого источника?
"La vie et les crimes de ROBESPIERRE" (Abbé Proyard) (1795)
Странно, что даже на Галлике этого памфлета нет. Во всяком случае, я не нашел. Может быть, это к лучшему.

Большое спасибо за такие ценные книги.

Ответить на вопросы гражданина М-Воронин мне несколько затруднительно.

2009-05-27 в 22:32 

Синяя блуза
Эх ты... А не подскажете тогда, Я и моя собака, кого тут упоминает Олар:
"Что касается Гебера, то я очень извиняюсь перед памятью Авенеля и Тридона, но не могу видеть в нем ничего, кроме стилиста". Кто такие эти господа или товарищи?

Ответы на вопросы

2009-05-27 в 22:38 

Я и моя собака
Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером /Лабрюйер/
Синяя блуза
Просто набрал в поисковике )
Гюстав Тридон (1841-1871). Бланкист, участник Коммуны 1871 года. Книга называется "Эбертисты".
С Авенелем ничего не получилось.

2009-05-27 в 22:41 

Синяя блуза
Я и моя собака Пасиб! Я, значит, неправильно написал Тридон, через Th.
А сайт классный, "Контр-культура". Там наших-то полно ;-)

2009-05-27 в 22:47 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Гражданин Синяя блуза!
Avenel (Henri). Histoire de la Presse française depuis 1789 jusqu’à nos jours. Paris, 1900, in-4
Avenel (Georges). Lundis révolutionnaires, 1re série. Paris, 1875, gr. in-8.

Возможно, это даже братья. Первый родился в 1853 году, а второй - в 1855-м... И оба историки?.. Хи-хи.
По названию книги первого из авторов можно определенно сказать, что мимо гражданина Эбера он не прошел.

2009-05-27 в 22:50 

Синяя блуза
Eh voila - понял. Будем искать дальше. Тебе спасибо, с меня коробка шоколада ;)
Кстати, как ты на счет дехристианизации? или это неудобный вопрос к конституционному викарию?

2009-05-27 в 22:59 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Неудобны, гражданин Синяя блуза, обычно ответы, а не вопросы. ) О культе Верховного существа я уже высказывал свое мнение, но... если так нужно... может, я порассуждаю еще немного на эти темы. Но только после других ответов!

2009-05-27 в 23:00 

Синяя блуза
Eh voila Неудобны, гражданин Синяя блуза, обычно ответы, а не вопросы.
+1 )
Ладно, ждем-с.

2009-05-28 в 07:26 

Свобода начинается с иронии
Синяя блуза - извиняюсь, это я смахнула Ваш коммент два раза, вместо одного продублированного (

URL
2009-05-28 в 07:49 

Свобода начинается с иронии
К вопросам тов.Очевидца

URL
2009-05-28 в 11:12 

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
Большое спасибо за книги! Понятно и интересно написано, и нет надоевших исторических штампов.
ответы на вопросы

2009-05-28 в 11:15 

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
Nataly Red Rose Синяя блуза Я и моя собака Belle Garde М-Воронин очень интересные ответы. Задумалась ), не меньше чем над Оларом.

Eh voila
Мне тоже было бы интересно узнать Вашу точку зрения.

2009-05-28 в 22:43 

Старый сплетник-сказочник
«Венков потомки мимам не плетут» /Шиллер/ - Потомки переплетают все, что наплели современники (Ф.Топорищев)
Спасибо за такие замечательные книги, друзья!

2009-05-28 в 23:11 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
…церемония (в Шартре), несомненно пышная, искусно организованная, изумившая современников, но гораздо менее одухотворенная, чем грандиозный спектакль дехристианизации в Страсбургском соборе.
А почему ты, Оксана, эдак с хитрецой процитировала именно эту фразу? ;)

да чего уж тут, товарищи АиФ, какая "хитреца". У меня же всегда все на лице написано, лицемерить так и не научимшись мы до старости...
В общем, никаких тайн версальского двора тут нет. Когда у нас зашел очередной раз разговор про миссии в Эльзасе, товарищ Э.П. распространил интересную статью. Так вот, у Олара даже численные данные по В.- и Н.-Рейну (присягнувших и неприсягнувших) точно сходятся с современной статьей. И даты тоже.
Ключевые слова - одухотворенный грандиозный спектакль. А не "черная месса", которую Шнейдер "с похмелья учинил". Мысль ясна?
Кроме того, Олар объясняет разницу в интенсивности упрочения культа Разума - разными политическими и военными ситуациями в департаментах. Так что вывод на счет разницы ситуации в В.- и Н.-Рейне и комплексные последствия, объективные и субъективные, можно так сказать, подтверждаются.

К вопросам тов.Очевидца.

2009-05-29 в 13:17 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Кстати, вот высказывание Дантона по вопросу о...
Что касается священников, то из слов Гебера вы поняли, что не настал еще момент для их полного уничтожения, что они еще нужны народу, хотя все их сословие нам ненавистно, хотя все сознают лживость тех истин, которые они проповедуют народу, истин, над которыми они сами смеются. Что ж — если нужно — примиритесь пока с их существованием и постарайтесь только ограничить это зло.
Достаточно одного слова Конвента, и вновь воцарится успокоение. Скажите народу просто и ясно: у вас останутся ваши священники до той поры, пока вы сами перестанете считать их необходимыми для вашего счастья.

2009-05-29 в 19:54 

Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. (Теккерей)
Forster2005 Синяя блуза capra milana
спасибо! Где только вы добыли такие книги?! Я всегда если находила по каталогу Олара, то только "Политическую историю".

Я тоже хотела задать один вопрос. Насколько можно доверять свидетельству Дюваля, он ведь оставил воспоминание о празднике Разума в Нотр-Дам?

Прочитала ответы на вопросы гражданина М-Воронин - все настолько верно сказано, что и нечего, кажется, добавить.
Я верующая, "не по канону". Можно, наверное, сказать, что я деистка, но к церкви не принадлежу.
Когда я себе представляю то время, мысленно переношусь туда, меня не оскорбляет дехристианизация. Наверное, прежде всего потому, что это больше антицерковное, чем антирелигиозное, действие. Конечно, Салавиль пишет правильно, что Разум не должен иметь культа, потому что культ - это поклонение, а Разум - это всегда критика и анализ. Но ведь людям нужен праздник, образ, зрелище. В лучшем смысле этого слова.
А культ Верховного существа, мне кажется, содержит в себе ту самую ошибку, про которую уже говорили. Не должна быть личная вера ни добродетелью общественной, ни пороком.

2009-05-29 в 20:32 

Свобода начинается с иронии
Я и моя собака - вот mlle Anais говорит, что на Галлике мемауры аббат Пруаяра есть, но искать надо не по автору, а по названию.

URL
2009-05-29 в 21:52 

Синяя блуза
Nataly Red Rose Галлике мемауры аббат Пруаяра есть, но искать надо не по автору, а по названию.
La vie et les crimes de Robespierre, surnommé le tyran, depuis sa naissance jusqu'à sa mort ([Reprod.]) / par M. Le Blond de Neuvéglise,... - [s.n.] (Augsbourg) - 1795
Оно? Я и моя собака

2009-05-30 в 00:15 

Я и моя собака
Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером /Лабрюйер/
Премного благодарен, Синяя блуза, Nataly Red Rose, и mlle Anais за подсказку. Должно быть, в самом деле, искать нужно и по авторам, и по названиям, потому что с несовпадениями назаний я уже сталкивался не раз.

Раз речь зашла о мемуарах и письмах... Мне очень хочется быть чем-то полезным, и, кажется, нашел кое-что, что может заинтересовать, граждан Forster2005 в первую очередь: несколько маленьких фрагментов переписки Робеспьера и Вадье, и два документа относительно "швейцарских дел". Об остальном - позже, если мне удастся отсканировать всю книгу. )

2009-05-30 в 10:57 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Я и моя собака несколько маленьких фрагментов переписки Робеспьера и Вадье, и два документа относительно "швейцарских дел".
Это очень интересно... Это просто ОЧЕНЬ интересно, гражданин! Спасибо за такое внимание. Можете прислать текст или ссылку?

2009-05-30 в 19:50 

Nevile
Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
Синяя блуза Forster2005 Capra Milana
Большое спасибо. Знания в этом вопросе у меня были самые общие, т.е. самые туманные. Прочитал быстро и с большим интересом.

М-Воронин а интересно, сколько тут среди нас "дехристианизаторов"? ;) И как бы вообще вы определили свое отношение к 1) гражданскому устройству духовенства, 2) культу Разума, 3) культу В.с., 4) дехристианизации, 5) свободе совести, 6) отделению церкви от государства?
Маленький такой опросик

Я не очень согласен с тем выводом в книгах, что революционеры не покушались на религию, как таковую, на принцип, а только на отдельных священников-нонконформистов. Покусились, конечно же, на первый и главный принцип "религиозная власть превыше государственной".
Как атеист, я бы сказал, что "давно пора было". Но, конечно, понимаю, какой больной операцией это было в те времена.
Интересно, насколько разную роль играла католическая церковь. Во Франции в ВФР консервативную, в Ирландии в 17 веке, скорее, диссидентскую...
Я бы положительно проголосовал по пунктам 1, 5, 6.
По пункту 4 - смотря в какой форме происходит дехристианизация. Когда священников гонят и превращают в мучеников, просветлению мозгов народа это не способствует.
Культ Разума - даже не знаю. Восторга не вызывает, но и антипатии тоже.
Культ В.с. - не люблю догматиков. Месье Робеспьер имел, может быть, самые хорошие намерения, но все равно это догма, насильственно утверждаемая. А значит, это плохо.

2009-05-30 в 19:52 

Nevile
Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
Forster2005 там в комментарии ссылка на биографию Шнейдера не работает. Я и так нашел, но, на всякий случай...

2009-05-31 в 13:40 

resoner
Не все ли равно, что я делаю. Спросите, что я думаю / Жюль Ренар
Большое спасибо вам, граждане коллеги Синяя блуза, Forster2005 и Capra Milana. В этом вопросе, о церкви и дехристианизации, в представлении современных людей, включая историков, царит, кажется мне, полное невежество, сколько доводилось разговаривать на эту тему. И да послужит гражданин Олар для долгожданного и столь необходимого просвещения. :)

В годы Революции я бы, вероятно, ратовал за последовательное отделение церкви от государства. И, будучи убежден, что вера может быть лишь личным делом каждого, я, конечно, противник и культа Разума, и особенно культа В.с.

2009-05-31 в 22:34 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
Граждане, смотрите, что вычитала:
Матьез, профессор истории в Канском лицее, говорит в своем «Essai sur l'histoire religieuse de la Revolution» («Очерке по истории религии в эпоху революции»), изданном в 1904 г.: «Проекты гражданского культа, долгое время лежавшие под сукном вследствие противодействия якобинцев, вместе с Робеспьером и Дантоном боявшихся компрометировать дело свободы, лишая его поддержки конституционного духовенства — частично осуществлялись Шометтом, Фуше и их друзьями во время больших опасностей 93-го года. Культ Разума состоял в значительной степени в беспорядочных, но искренних попытках патриотической пропаганды посредством песен речей и спектаклей. Культ Верховного существа, который современники совсем не отличают или мало отличают от культа Разума, был, по правде сказать, только усовершенствованием этого последнего».
Наконец, опровержением измышлений «о скандальном беспутстве» празднества Разума являются художественные памятники этой эпохи. Месяц спустя после церемонии 20 брюмера был вновь отпразднован 20 фримера II года (10 декабря 1793 г.) праздник Разума. У Госсека нашлись последователи. Были исполнены „Увертюра для духовых инструментов» Кателя и «Патриотическая ода» в трех частях для мужского хора с сопровождением духовых инструментов; «Увертюра для духовых инструментов» Мегюля и «Гимн Разуму» его же для трех мужских голосов без сопровождения и смешанного 4-го-лосного хора с сопровождением симфонического оркестра; «Гимн Разуму» Руже-де-Лиля, для 3-голосного хора. Разум праздновался также и в провинции. 16-летний Буальдье написал в Руане «Народную песнь праздника Разума». Сочинения Кателя и Мегюля дошли до нас. Они считаются одними из самых интересных и характерных произведений этого периода.


Пишет профессор Парижской Консерватории. Больше пока не скажу, а то сюрприза не будет ;)

2009-06-01 в 12:02 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Mezzo soprano - вижу вопрос о Дювале; думаю, как тут следует ответить, "объективно" и "субъективно" )

2009-06-01 в 18:02 

Свобода начинается с иронии
Belle Garde - ну, уж даже если Матьез так говорит... ;-)
Очень интересная цитата, гражданка! Наберусь терпения и буду ждать сюрприз.

URL
2009-06-02 в 22:41 

Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательность... но одним лишь дуракам даровали боги умение говорить правду, никого не оскорбляя
Спасибо всем, кто подготовил две такие книги. )

Наверное, дехристианизаторское движение было главным образом политическое, но и просыпающиеся во время Революций разрушительные инстинкты народа свою роль в этом сыграли.
Разрушение в этом случае - значит десакрализация. Сначала низложение и казнь монархов, потом дошла очередь и до церкви, Папы и Бога.

Я считаю веру личным делом каждого, и посредники в лице священства тут не нужны, но, хотя, иногда возникает потребность придти в Храм *даже безразлично, какой конфессии*.
Но отделение церкви от государства, котоое начало Национальное собрание, это процесс был бы затяжной. А дехристианизация ему больше навредила, чем помогла.
А культ Верховного Существа - это культ слабых, как мне кажется...

2009-06-03 в 17:32 

Синяя блуза
культ Верховного Существа - это культ слабых,
Martine Gabrielle как любая религия, это признание своей слабости и бессилия.
Вот мне этот Бийо нравится:
"Философско-религиозная доктрина должна была увенчать Революцию. Пусть так. Но это означало бы, что мы действительно достигли вершины, исполнили все, что следовало, и дальше нам двигаться некуда... Провозгласить новый культ означало признать существующий порядок вещей лучшим и неизменным впредь. А на деле? На деле мы были на перепутье, если не в тупике. Призвав, так сказать, на помощь себе Верховное существо, мы расписывались в бессилии земной власти и останавливали Революцию. Другим способом и другими словами, мы объявляли то же самое, что пытался объявить Барнав в девяносто первом: довольно. Но ведь ты, и я, мы все знали, что еще не довольно. Что вопрос с землей так и не решен. Что равенство не достигнуто, подлинное равенство, и что Республика не гарантирована от возврата к прошлому... Пожалуй, я мог бы сказать: провозглашая новый культ, мы прячем голову в песок от тех проблем, которые решить не в состоянии."

Ни прибавить ни убавить.

2009-06-03 в 20:55 

И из мечты можно сварить варенье - если добавить ягод и сахару
Спасибо за книги, я ничего не хочу сказать плохого, это хорошая и редкая литература, но Олар в этих вопросах заведомо пристрастен, потому что он осуждает все, что бы не делал Робеспьер. И политику культа Верховного существа он так же осуждает, рядом с ним оправдывая даже эбертистов и Шометта.
Религия - это не слабость, а это противодействие ожесточению человека. Те, кто отрицает религиозные ценности, вместе с ними отрицает и ценность человека. Между прочим, об этом сказал Людвиг Фейербах: "Подлинным атеистом (в обычном смысле) надо считать не того, что отрицает божественное сознание, а того, кто отрицает божественные предикаты, как-то: любовь, мудрость, справедливость, так как истинной сущностью является не свойство божества, а божественность свойства."
Конечно, я была бы против дехристианизации и за культ Верховного Существа.

2009-06-04 в 12:29 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Замечательная гражданка Варенье из мечты!..
Олар в этих вопросах заведомо пристрастен, потому что он осуждает все, что бы не делал Робеспьер. И политику культа Верховного существа он так же осуждает, рядом с ним оправдывая даже эбертистов и Шометта.
Безусловно, что и сам Олар своих симпатий к некоторым противникам робеспьеристов не скрывает. Но, на мой взгляд, и к МР он не питает какой-то заведомой предвзятости и тем более антипатии, как исследователь и как повествователь. Во всяком случае, я этого в Оларовых сочинениях не чувствую.
Что касается эбертистов и Шометта, то Олар в данном случае противопоставляет свои исследования и выводы тем коллегам-историкам, кто живописует дехристианизацию и культ разума черными красками.

Те, кто отрицает религиозные ценности, вместе с ними отрицает и ценность человека.
Между прочим, об этом сказал Людвиг Фейербах: "Подлинным атеистом (в обычном смысле) надо считать не того, что отрицает божественное сознание, а того, кто отрицает божественные предикаты, как-то: любовь, мудрость, справедливость, так как истинной сущностью является не свойство божества, а божественность свойства."

Относительно первой фразы... Революционерам все время напоминают "про террор", а защитникам религии - само собой, о жертвах религиозных войн, распрей и гонений, которые с жертвами красного террора просто не сопоставимы, и Вы меня извините за такой аргумент, но факты есть факты. Человек в системе христианства ценен лишь постольку, поскольку он верит в догмат, следовательно, догмат (несмотря на все человеколюбивые декларации нагорной проповеди) выше и жизни, и счастья отдельной личности. Вернее, и жизнь и счастья сводятся к согласию с догматом.
С другой стороны, поносимый гражданином МР Гельвеций отнюдь не утверждал, что существующий порядок вещей, а именно личностный интерес как движущая сила частной и общественной жизни, - это есть хорошо и правильно. Он ставил диагноз. И задавался вопросом, которым задаются и поныне, - "что делать?", а не просто "кто виноват?" возможно ли изменить если не природу человека, то общественное устройство таким образом, чтобы уменьшать зло, творимое эгоизмом и стремлением к выгоде, и способствовать благу. Иначе говоря, цель - сделать "божественные предикаты, как-то: любовь, мудрость, справедливость" не божественными, а человеческими. В этом же духе рассуждал и Руссо, если я правильно понимаю. А МР в своей доктрине В.с. откатывается назад даже по сравнению с Руссо.
Не говоря уже о том, что заставить верить - невозможно. Таким путем можно только плодить конформизм - и нон-конформизм (так же далекий от независимости и свободы), не более.

2009-06-04 в 17:57 

На свете нет ничего нового, но есть кое-что старое, чего мы не знаем
Очень интересно, тем более что такие чайники в ВФР, как я, о культах Разума и Верховного Существа знают мало, к тому же наверняка не очень, мягко говоря, достоверную информацию.
Обязательно познакомлюсь с Оларом. Тогда, может быть, смогу и ответить на вопросы.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная