13:33 

Разум и "Верховное существо" - вместе или против?

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Комментарии
2009-05-27 в 13:37 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Фуше как философ

Гобель

аббат Грегуар

Парижская Коммуна - вот где был истинный очаг антихристианской пропаганды. (для неопытных читателей: речь о Коммуне 1793 года, а не 1871!)

23 брюмера парижские протестанты присоединились к движению:

Теперь надо остановиться на том, какова была истинная мысль провозгласителей нового культа, каковы были его дух и тенденция. Это было, говорят, торжеством атеизма над деизмом. Бюше, Луи-Блан, монсиньор Гамель скорбят поэтому, и то же самое заставляет радоваться защитников Шометта и Гебера. Прочтите брошюру Тридона о гебертистах, прочтите небольшую работу Реньяра о Шометте, и вы увидите там, что культ Разума был посрамлением бога Жан-Жака.

2009-05-27 в 13:37 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Салавиль

Шантре

2009-05-27 в 13:38 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
«Вакханки», типа

…церемония (в Шартре), несомненно пышная, искусно организованная, изумившая современников, но гораздо менее одухотворенная, чем грандиозный спектакль дехристианизации в Страсбургском соборе.

Движение это (отнюдь не материалистическое, а глубоко деистическое) принимало в Париже, поскольку в нем участвовал сам народ, легкомысленные формы, было радостным и веселым; но становилось сухим и бездушным в проповедях некоторых интеллигентов. Провинция отнеслась к этому движению более серьезно. Там мы встречаемся с искренними и серьезными попытками упразднить старую религию и основать новую. Там богинями Разума не были актрисы, как в Париже, а юные девушки, прекрасные и добродетельные, принадлежавшие к самым избранным кругам буржуазии. Этого не отрицают даже наиболее враждебные Революции современники.

Посредством ловкого софизма Робеспьер предлагает изобразить дехристианизаторов атеистами (хотя почти все они были деистами) и официально утвердить веру в бога. Это будет значить: заимствовать из королевских манифестов их фразеологию и воспользоваться ею в интересах революции. Из всех христианских догматов именно догмат существования бога противопоставляли европейские монархи революции. Софизм этот мог пойти на пользу лишь христианству. Но, ловко придуманный, он показался весьма действительным, и так была принята идея обратить против враждебной Европы те самые богословские аргументы, которые она направляла против французской революции. Однако, недостаточно было склонить на сторону новой политики все правительство. Прежде всего и главным образом надо было убедить Дантона.

Слово имеет Дантон:

Родившись католиком, Робеспьер оставался им в такой же степени, как Жан-Жак кальвинистом. Послушайте, что он говорит:

Смерть Робеспьера, таким образом, не повлекла за собою закрытия храмов, посвященных религии, которую он хотел создать.

2009-05-27 в 14:06 

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Спасибо, граждане, спасибо!!! Такие подарки! )

URL
2009-05-27 в 14:32 

Армия принципов прорвется там, где не пройдет армия солдат. Т.Пейн
Большое спасибо за обе книги Олара! Давно мечтал иметь в своей библиотеке. )

2009-05-27 в 14:33 

Синяя блуза
Спасиб большой и огромный, и патриотический ! :)

2009-05-27 в 14:36 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Огромное-преогромное спасибо, синяя блуза, capra milana, forster2005! Угостили вы нас на славу ))

…церемония (в Шартре), несомненно пышная, искусно организованная, изумившая современников, но гораздо менее одухотворенная, чем грандиозный спектакль дехристианизации в Страсбургском соборе.
А почему ты, Оксана, эдак с хитрецой процитировала именно эту фразу? ;)

2009-05-27 в 18:18 

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Спасибо за обе книги. Прочитаю, выскажусь содержательно, а пока - очень благодарен.

2009-05-27 в 18:32 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Салавиль. Как ни странно, отловил в сети на русском, а на французском лишь упоминания мимоходом.
Жан-Баптист (Salaville, 1755—1832) — франц. политический писатель и журналист, был одним из секретарей Мирабо, подготовлявших его речи и сочинения; составил много брошюр в духе умеренных революционеров. Главные труды С.: "De l'organisation d'un Etat monarchique ou Considérations sur les vices de la monarchie française et sur la nécessité de lui donner une constitution" (1789, несколько изданий), "L'homme et la société" (Пар., 1798), "De la Révolution française comparée à celle d'Angleterre" (Пар., 1790) Некоторые приписывают С.: "Théorie de la royauté d'après doctrine de Milton" (перев. с англ., 1789) и "Les lettres du comte de Mirabeau à ses commettants" (1791).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Граждане коллеги, огромное спасибо за Оларовские очерки!
... а интересно, сколько тут среди нас "дехристианизаторов"? ;) И как бы вообще вы определили свое отношение к 1) гражданскому устройству духовенства, 2) культу Разума, 3) культу В.с., 4) дехристианизации, 5) свободе совести, 6) отделению церкви от государства?
Маленький такой опросик, для желающих поговорить на эту коварную тему.

2009-05-27 в 18:49 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Мои ответы (надо подать пример ;) )

2009-05-27 в 21:31 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
А я буду Богиней Разума !

Спасибо за книжечки! Надо же, и почему за 85 лет их ни разу не переиздали???

2009-05-27 в 21:55 

Я и моя собака
Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером /Лабрюйер/
Родившись католиком, Робеспьер оставался им в такой же степени, как Жан-Жак кальвинистом. Послушайте, что он говорит:
Наверное, вся цитата у Олара - из этого источника?
"La vie et les crimes de ROBESPIERRE" (Abbé Proyard) (1795)
Странно, что даже на Галлике этого памфлета нет. Во всяком случае, я не нашел. Может быть, это к лучшему.

Большое спасибо за такие ценные книги.

Ответить на вопросы гражданина М-Воронин мне несколько затруднительно.

2009-05-27 в 22:32 

Синяя блуза
Эх ты... А не подскажете тогда, Я и моя собака, кого тут упоминает Олар:
"Что касается Гебера, то я очень извиняюсь перед памятью Авенеля и Тридона, но не могу видеть в нем ничего, кроме стилиста". Кто такие эти господа или товарищи?

Ответы на вопросы

2009-05-27 в 22:38 

Я и моя собака
Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером /Лабрюйер/
Синяя блуза
Просто набрал в поисковике )
Гюстав Тридон (1841-1871). Бланкист, участник Коммуны 1871 года. Книга называется "Эбертисты".
С Авенелем ничего не получилось.

2009-05-27 в 22:41 

Синяя блуза
Я и моя собака Пасиб! Я, значит, неправильно написал Тридон, через Th.
А сайт классный, "Контр-культура". Там наших-то полно ;-)

2009-05-27 в 22:47 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Гражданин Синяя блуза!
Avenel (Henri). Histoire de la Presse française depuis 1789 jusqu’à nos jours. Paris, 1900, in-4
Avenel (Georges). Lundis révolutionnaires, 1re série. Paris, 1875, gr. in-8.

Возможно, это даже братья. Первый родился в 1853 году, а второй - в 1855-м... И оба историки?.. Хи-хи.
По названию книги первого из авторов можно определенно сказать, что мимо гражданина Эбера он не прошел.

2009-05-27 в 22:50 

Синяя блуза
Eh voila - понял. Будем искать дальше. Тебе спасибо, с меня коробка шоколада ;)
Кстати, как ты на счет дехристианизации? или это неудобный вопрос к конституционному викарию?

2009-05-27 в 22:59 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Неудобны, гражданин Синяя блуза, обычно ответы, а не вопросы. ) О культе Верховного существа я уже высказывал свое мнение, но... если так нужно... может, я порассуждаю еще немного на эти темы. Но только после других ответов!

2009-05-27 в 23:00 

Синяя блуза
Eh voila Неудобны, гражданин Синяя блуза, обычно ответы, а не вопросы.
+1 )
Ладно, ждем-с.

2009-05-28 в 07:26 

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Синяя блуза - извиняюсь, это я смахнула Ваш коммент два раза, вместо одного продублированного (

URL
2009-05-28 в 07:49 

Запутавшемуся миру спешим на выручку
К вопросам тов.Очевидца

URL
2009-05-28 в 11:12 

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
Большое спасибо за книги! Понятно и интересно написано, и нет надоевших исторических штампов.
ответы на вопросы

2009-05-28 в 11:15 

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
Nataly Red Rose Синяя блуза Я и моя собака Belle Garde М-Воронин очень интересные ответы. Задумалась ), не меньше чем над Оларом.

Eh voila
Мне тоже было бы интересно узнать Вашу точку зрения.

2009-05-28 в 22:43 

Старый сплетник-сказочник
«Венков потомки мимам не плетут» /Шиллер/ - Потомки переплетают все, что наплели современники (Ф.Топорищев)
Спасибо за такие замечательные книги, друзья!

2009-05-28 в 23:11 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
…церемония (в Шартре), несомненно пышная, искусно организованная, изумившая современников, но гораздо менее одухотворенная, чем грандиозный спектакль дехристианизации в Страсбургском соборе.
А почему ты, Оксана, эдак с хитрецой процитировала именно эту фразу? ;)

да чего уж тут, товарищи АиФ, какая "хитреца". У меня же всегда все на лице написано, лицемерить так и не научимшись мы до старости...
В общем, никаких тайн версальского двора тут нет. Когда у нас зашел очередной раз разговор про миссии в Эльзасе, товарищ Э.П. распространил интересную статью. Так вот, у Олара даже численные данные по В.- и Н.-Рейну (присягнувших и неприсягнувших) точно сходятся с современной статьей. И даты тоже.
Ключевые слова - одухотворенный грандиозный спектакль. А не "черная месса", которую Шнейдер "с похмелья учинил". Мысль ясна?
Кроме того, Олар объясняет разницу в интенсивности упрочения культа Разума - разными политическими и военными ситуациями в департаментах. Так что вывод на счет разницы ситуации в В.- и Н.-Рейне и комплексные последствия, объективные и субъективные, можно так сказать, подтверждаются.

К вопросам тов.Очевидца.

2009-05-29 в 13:17 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Кстати, вот высказывание Дантона по вопросу о...
Что касается священников, то из слов Гебера вы поняли, что не настал еще момент для их полного уничтожения, что они еще нужны народу, хотя все их сословие нам ненавистно, хотя все сознают лживость тех истин, которые они проповедуют народу, истин, над которыми они сами смеются. Что ж — если нужно — примиритесь пока с их существованием и постарайтесь только ограничить это зло.
Достаточно одного слова Конвента, и вновь воцарится успокоение. Скажите народу просто и ясно: у вас останутся ваши священники до той поры, пока вы сами перестанете считать их необходимыми для вашего счастья.

2009-05-29 в 19:54 

Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. (Теккерей)
Forster2005 Синяя блуза capra milana
спасибо! Где только вы добыли такие книги?! Я всегда если находила по каталогу Олара, то только "Политическую историю".

Я тоже хотела задать один вопрос. Насколько можно доверять свидетельству Дюваля, он ведь оставил воспоминание о празднике Разума в Нотр-Дам?

Прочитала ответы на вопросы гражданина М-Воронин - все настолько верно сказано, что и нечего, кажется, добавить.
Я верующая, "не по канону". Можно, наверное, сказать, что я деистка, но к церкви не принадлежу.
Когда я себе представляю то время, мысленно переношусь туда, меня не оскорбляет дехристианизация. Наверное, прежде всего потому, что это больше антицерковное, чем антирелигиозное, действие. Конечно, Салавиль пишет правильно, что Разум не должен иметь культа, потому что культ - это поклонение, а Разум - это всегда критика и анализ. Но ведь людям нужен праздник, образ, зрелище. В лучшем смысле этого слова.
А культ Верховного существа, мне кажется, содержит в себе ту самую ошибку, про которую уже говорили. Не должна быть личная вера ни добродетелью общественной, ни пороком.

2009-05-29 в 20:32 

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Я и моя собака - вот mlle Anais говорит, что на Галлике мемауры аббат Пруаяра есть, но искать надо не по автору, а по названию.

URL
2009-05-29 в 21:52 

Синяя блуза
Nataly Red Rose Галлике мемауры аббат Пруаяра есть, но искать надо не по автору, а по названию.
La vie et les crimes de Robespierre, surnommé le tyran, depuis sa naissance jusqu'à sa mort ([Reprod.]) / par M. Le Blond de Neuvéglise,... - [s.n.] (Augsbourg) - 1795
Оно? Я и моя собака

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная