23:52 

"Кто варит суп, то пусть и ест его"

Свобода начинается с иронии
“Нет прямой, линейной обусловленности массового сознания экономическими условиями, но, с другой стороны, именно ими предопределяются границы вариативности массового сознания. И никакая, даже самая буйная, фантазия не в силах преодолеть эти границы. Но в заданных базисными отношениями рамках возможно великое множество типов мировоззрения, поэтому выяснение характера экономической детерминированности сознания выступает лишь как первый этап анализа.”

Вторая часть книги Е.М.Кожокина (первая здесь).

Тут у нас понемножку отметились товарищи Мишле, Бланки, Гейне, Луи Блан в качестве социологов, сенсимонисты в качестве утешителей и просветителей.
Но основное, на мой взгляд, не это.

Данные статистики по современным, т.е. первой трети 19 в., источникам (статистические сводки и переписи 1830-40-х гг.; повседневная пресса; переписи 1839-1845 гг.; исследования инспекторов промышленных предприятий, врачей, например, Л.-Р.Виллерме; анкеты; письма самих рабочих и нанимателей, мемуары и даже стихи; полицейские архивы – причем не только данные по Парижу, но по департаментам в первую очередь).

Описание процессов сахароварения, выплавки чугуна и железа, шерстопрядения и изготовления шерстных тканей, работа в угольной шахте.
Сравнение механизации и машинизации 10 важнейших отраслей французской промышленности.

Продолжительность рабочего времени, сезонная занятость, сравнение распределения рабочей силы по отраслям в разных департаментах.

Сколько времени и чему надо было учиться, чтобы овладеть той или иной специальностью.
«…Производственные функции плотника или камнереза, каменщика или токаря-машиностроителя отличались сложностью и многообразием. В письме в газету «Enquete sociale» рабочий-плотник Веллю дал любопытное перечисление знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения плотницких работ. Эти знания включали: 1) определенное представление об архитектуре, необходимое для чтения чертежей и перерисовки их деталей; 2) понимание характерных особенностей различных пород дерева; 3) усвоение элементов статики для правильного закрепления тяжестей на точках опоры и элементов стереотомии для точного рассечения твердых тел различной геометрической формы. При этом Веллю отмечал, что плотникам, работающим в сельской местности и участвующим в возведении водяных и ветряных мельниц, гидравлических машин, бумажных прессов и волочилен, требуются дополнительные знания из области механики, гидростатики и даже алгебры.»
- граждане, начало 19 в., однако. Простой плотник… :)

А вот еще:
«Парижанин, рабочий-плотник в письме в редакцию газеты «Reforme», делая расчет бюджета работника своей профессии, в качестве обязательной статьи расхода указал и плату за месяц обучения в подобной школе.191 Свидетельство такого же рода имеется и в незаконченной книге Венсара. Он писал о профессии камнереза: «Часть заработка уходит на уроки по прикладному черчению и геометрии: на преподавателя, инструменты, бумагу, краски, карандаши - а все это недешево!.. Сколько времени и сил приходится затратить, чтобы обучиться этому богом проклятому ремеслу! Сколько вытерпеть мук, прежде чем можно будет с гордостью сказать: Я - Камнерез!» В анкете о положении рабочих Парижа, опубликованной в газете фурьеристов «Democratic pacifique», отмечалось, что «среди рабочих-плотников практически нет таких, которые на протяжении нескольких лет не посещали бы школу с целью изучения прикладного черчения, почти все они совершили также Тур де Франс»»
- коллеги, скажите мне, а охфес-менеджер много тратит из своего бюджета на профессиональное самообразование? то есть – тратит ли вообще?..


Сколько получали разные специалисты за свой труд и как эти деньги тратили («потребительская корзина» семьи, рассчитанная самим рабочим – обоснованный максимум и реализуемый минимум).

Перегрузки физические и психологические и способы отдыха.
Да нет, не только то, что можно подумать:
«Обязательные годы обучения при всей его ущербности не могли не наложить отпечатка на личность. Во всяком случае у части работников складывалось понимание необходимости положительных знаний. В некоторых же пробуждалась настоящая страсть к учению. Именно страсть могла заставить усталого, часто регулярно не высыпавшегося человека приходить вечером на какие-либо курсы, слушать лекции, читать трактаты по физике или историк. Молодой эльзасец, рабочий-кожевник, совершая Тур де Франс, писал отцу из Безансона, что каждый день он работает с половины пятого утра до восьми вечера, но тем не менее регулярно занимается французским языком и географией, а в Боне ему удалось посещать вечерние курсы чтения, письма и арифметики»
- да, коллеги, а кто-нибудь видел живьем, как работник непроизводственной сферы коммерческого учреждения слагал бы стихи – не ядовитые частушки, а стихи – в честь своего труда?.. А вот французский столяр слагал.

Или:

«Когда в 1848 г. закрылся парижский театр Бомарше, его директор объявил, что банкротство объясняется тем, что вследствие промышленного кризиса театр перестали посещать его постоянные зрители, пролетарии из предместья Сент-Антуан.
Тогда же В.Желю вместе со своими друзьями, портовыми грузчиками, пытался поставить ко дню Карнавала пьесу Шиллера.»


Быт и нравы.
Многое, конечно, было, но картинами, какие рисовали Э.Золя и др.авторы, жизнь не исчерпывалась:
«Солидарность в рамках микрогруппы проявлялась не спорадически, а являлась строгим моральным законом внутренней жизни. Хорошо осведомленная о жизни пролетариата газета «Reforme» писала, например, о таком давнем обычае рабочих-плотников: в том случае, если в каком-либо городе плотницкие работы хорошо оплачивались и рабочих туда стекалось слишком много, город добровольно покидали давно в нем трудившиеся подмастерья, чтобы дать возможность подзаработать вновь прибывшим.»
- покажите мне где-нибудь пример такого альтруизма и солидарности среди каких-нибудь воротничков, все равно какого века. Жажду чуда!

Ходовые лозунги, к слову, тоже выразительны, в комментариях не нуждаются:

«Позор тому, кто не хочет трудиться! Слава трудящемуся каждый день!»
«Жить работая или умереть сражаясь?»


Партикуляристское сознание. Отношение к Луи-Филиппу, Карлу Х, Наполеону Бонапарту.

В общем, прав был Огюст Бланки - «Кто варит суп, то пусть и ест его».

III. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ и ПРОЛЕТАРИАТ в ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.


1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
А. Фабрично-заводское производство
Б. Мануфактурное производство
МЕЛКОТОВАРНЫЙ УКЛАД
2. ОБРАЗ ЖИЗНИ РАБОЧИХ

IV. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ФРАНЦУЗСКИХ РАБОЧИХ в 30-40-е года XIX в.


1. ФОРМЫ СОЗНАНИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ КЛАССОВОМУ
2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КЛАССОВОГО СОЗНАНИЯ
СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССОВОГО ВИДЕНИЯ ОБЩЕСТВА
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО КЛАССА
РАБОЧИЙ КЛАСС И УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

@темы: социальная история, скачать бесплатно, революции, они и мы, новые публикации, массы-классы-партии, либерализм, капитал, история идей, историография, дискуссии, Франция, 19 век, экономика должна

URL
Комментарии
2009-01-04 в 01:34 

Nataly Red Rose
Спасибо!
«Солидарность в рамках микрогруппы проявлялась не спорадически, а являлась строгим моральным законом внутренней жизни. Хорошо осведомленная о жизни пролетариата газета «Reforme» писала, например, о таком давнем обычае рабочих-плотников: в том случае, если в каком-либо городе плотницкие работы хорошо оплачивались и рабочих туда стекалось слишком много, город добровольно покидали давно в нем трудившиеся подмастерья, чтобы дать возможность подзаработать вновь прибывшим.»
- покажите мне где-нибудь пример такого альтруизма и солидарности среди каких-нибудь воротничков, все равно какого века. Жажду чуда!


Напомните, граждане, где это сказано о такой закономерности, что чем выше материальное благосостояние, тем больше индивид руководствуется эгоизмом и готов перегрызть горло?
Шо-то такое было, не помню где.
Я в этом наглядно убедился в перестройку. Те, кого экономически опустили ниже плинтуса, старались помогать друг другу и из чужой глотки кусок не рвали. Те же, кто быстро успел наворовать и "пойти в гору", морально деградировали со страшной скоростью.

2009-01-04 в 05:02 

...чужой среди своих
Спасибо, уже скачал и начал читать.

Кстати, кто-нибудь знает, переписка Гейне и Маркса есть в ПСС, ну, например, 58 года?

И на всякий полезный случай:
Ю. Н. Тынянов. ТЮТЧЕВ И ГЕЙНЕ

2009-01-04 в 14:42 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Свой среди чужих... переписка Гейне и Маркса есть в ПСС
В ПСС 58-59 годов (10 томов) письма Гейне опубликованы в последнем томе.
А в ПСС 1935-38 (11 томов) под письма отведены 10-й и 11-й. Тут и копать. :)
Отдельно переписка не публиковалась. В ПСС Маркса нужно вылавливать.

2009-01-04 в 14:44 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
A propos, эдак я Мишле стану уважать, если он ходил по мастерским, фабрикам и рабочим баракам, а не только вещал о народе за письменным столом.

2009-01-04 в 14:45 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Свой среди чужих...
За ссылку - спасибо. Обязательно пристроим к делу. :)

2009-01-04 в 19:27 

В действительности все не так, как на самом деле
Ах, я нашел важное дополнение!

Бороздин И. Н. Очерки по истории рабочего движения и рабочего вопроса во Франции XIX века
Введение. Великая Французская революция и рабочее движение
I. Рабочее движение и рабочий вопрос в конце XIX в.
II. Экономическое положение рабочего класса и рабочее движение в эпоху июльской монархии
III. Революция 1848 года. Вторая Республика и рабочий вопрос
IV. Рабочий класс и Наполеон III
V. Образование Интернационала
VI. Коммуна
VII. Реакция после разгрома Коммуны
VIII. Образование рабочей социалистической партии
IX. Социализм и парламентская борьба
Х. Рабочее движение и социализм в конце 90-х годов

(Проф. Илья Николаевич Бороздин - редактор перевода с немецкого и комментатор серьезного труда - сборника писем эпохи Французской революции, составленного Г.Ландауэром. Так что не случайный попутчик :) )

2009-01-05 в 03:29 

Свобода начинается с иронии
Eh voila
Находчивый Вы наш гражданин... Спасибо! Войдет в "платиновый фонд Vive Liberta" ^)

URL
2009-01-05 в 04:36 

Nevile
Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
Спасибо. Интересный автор оказался Кожокин. Глава про ВФР как-то меньше впечатлила, т.к. там известные события изложены. А описание жизни и труда в начала 19 века - очень интересно. Пожалуй, ничего похожего и не видел.
Интересно, по Англии есть что-то в этом духе? Кроме Рюде :)

Меня с инженерной точки зрения такой момент заинтересовал.
Солеварение, число предприятий - 538, это в 4-6 раз меньше, чем в др.отраслях (кроме сахароварения), рабочих занято в среднем столько же - 21736, а уровень механизации практически, никакой, 18 паровых машин и 172 др.
А между тем же отрасль была важная и прибыльная. Или это в 18 веке? Помню, что страсти кипели вокруг "соляного налога". Т.е. непонятно, почему при своей важности, в эту отрасль было так мало вложений и она оставалась отсталой.
Чего не хватает этой таблице, это указания, сколько из предприятий принадлежало государству. Из текста это как-то не вполне следует.

2009-01-05 в 04:37 

Nevile
Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
Eh voila
Спасибо, библиотека небольшая, но с редкостями :)

2009-01-05 в 06:43 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
gran-salis Меня с инженерной точки зрения такой момент заинтересовал.
Угу. Эта таблица вообще интересная. В нашу современную ИкономиТческую" логику" совершенно не вписывается.

Чего не хватает этой таблице, это указания, сколько из предприятий принадлежало государству. Из текста это как-то не вполне следует.
Не только. Было б здорово, если бы еще указывалось распределение предприятий каждой отрасли по регионам. Хотя бы так - "север -северо-восток - центральные - юго-восток и юго-запад". Просто на ходу возникла такая версия, что уровень механизации каким-то образом зависел от потенциального количества рабочих рук. Там, где перенаселенность, нет смысла механизировать процесс, кому вертеть валы, и так найдутся.

2009-01-05 в 06:45 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Свой среди чужих...
Хм... Мы, конечно, посмотрим, что у немцев на этот счет. Хотя априорное есть подозрение, что отдельно эта переписка не издавалась.

2009-01-05 в 10:17 

...чужой среди своих
Сограждане волки!
Вы никогда
Не верили лживым писакам,
Которые нагло трезвонят, что я
Перебежал к собакам.

Что я отрекся и принял пост
Советника в стаде бараньем...
Конечно, разбором такой клеветы
Мы заниматься не станем.

Овечья шкура, что я иногда
Надевал, чтоб согреться, на плечи,
Не соблазнила, поверьте, меня
Сражаться за счастье овечье.

Я не советник, я не овца,
Не пес, страшащийся палки -
Я ваш! и волчий зуб у меня,
И сердце волчьей закалки.

Генрих Гейне

Баранье стадо - проправительственные либералы, филистеры и псевдоинтеллигенция.
Волки - непокорные люди, бунтовщики, революционеры.

2009-01-05 в 20:51 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная