Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
22:00 

об истории и ее проблемах

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Я решила здесь тоже поместить пост Оксаны (из обсуждения в ЖЖ). Потому что, мне кажется, изложено очень ясно, а тема - очень важная, на эту тему мы натыкаемся практически в любой дискуссии.

1. Начнем с такого постороннего примера. В чайнике у нас горячая вода. Мы опускаем в воду термометр – видим, что его столбик быстро поднимается.
Видим – значит получаем информацию от собственного ощущения. Или, иными словами, мы с вами наблюдаем факт.
Но мы еще с вами знаем, как связаны способность спирта (или ртути, смотря какой термометр) расширяться при нагревании и температура среды, куда термометр погружается. Уже ЗНАЕМ. Т.е. это эмпирически многократно подтверждено опытом людей. И нам не надо устанавливать эту связь заново. Мы просто говорим – «температура воды в чайнике 90 градусов по Цельсию».
Говорим – значит описываем факт.
А вот если мы станем рассуждать о том, каким образом кинетическое движение молекул воды вызывает нагрев стекла резервуара термометра, благодаря теплопередаче нагревается внутри резервуара спирт, и т.д., и т.п. – это будет уже ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФАКТА.
читать дальше

@темы: вопрос-ответ, дискуссии, историки, историография, они и мы, товарищам

URL
Комментарии
2008-10-02 в 22:40 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Хм... Спасибо, конечно, за такую высокую оценку моих заметок :)
Я отвечала на вполне конкретные вопросы товарища, так что и акценты расставила соответ.образом. А о чем-то вообще не сказала.
Если вы, граждане коллеги, дополните или возразите - я только рада буду.

2008-10-03 в 08:22 

Forster2005 постулирование недоверия присуще всему картезианству (эмпиризму в данном случае) в целом. не согласиться с этим нельзя. Конечно находятся люди, оспаривающие картезианский метод, но все научное знание основывается на нем. Вы очень емко и понятно описали метод. Спасибо вам за примеры, это интересно.
Что до меня, то я как раз сейчас занимаюсь именно изучением методологии истории, поэтому для меня это очень актуально. Спасибо!

2008-10-03 в 15:34 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
=LiRi=
Договорились: вот мы вернемся с каникул, и обсудим методологию истории.
Это действительно важно. Все ведь в нее упирается.
Тем более есть еще формы и методы истор.исследования, которых я не коснулась.

2008-10-03 в 21:16 

Forster2005 :lala2: а у вас каникулы?

2008-10-03 в 23:49 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
=LiRi=
Ага. Мы все сговорились. :)))
А если серьезно - появилась необходимость ехать на другое предприятие на обмен опытом. Что и как будет со связью и со временем - пока что понятия не имею. Поэтому могу пропасть на пару недель, вот и предупреждаю.

2009-12-19 в 22:54 

Опыт - это слово, которым мы называем свои ошибки
Прошу простить, коль ненароком,
Окинув посторонним оком,
Вдруг что то резко произнес
Иль оскорбление нанес
Порой догматами грешу,
Консерватизмом или страстью,
Воспринимайте как напасти,
Но лицемерно не пишу

Я так люблю наше (позволительно так считать мне?) собрание, оно уникально, это очевидно. Оно уникально не своим потрясающим фондом, но той страстью, которая объединила нас. Что касается отношения к Истории, то ведь меня волнует именно тайна сохранения баланса. Когда мы тянемся к фактам, оставаясь подвержены страсти, страсти не абстрактного собирательства или поиска раритетов, а любви к эпохе. Мне кажется, мы пытаемся через факты понять психологию героев, их мотивы, мировоззрение. Вот что мне хотелось сказать в своем эпатажном наскоке. Факты не ради них самих, а ради нашего осознания поведения толпы, личностей. Простите еще раз, если я путанно излагаю, все же отсутствие гуманитарной базы сказывается

2009-12-21 в 08:00 

Синяя блуза
Оно уникально не своим потрясающим фондом, но той страстью, которая объединила нас
Arrigo да уж, конечно, таких фондов пруд пруди, и они с неба сваливаются... В общем, я по-пролетарски, без политесса: наговорили Вы много несправедливого и обидного, ИМХО. (
А главное, я так и не понял, в чем Вы тут увидели противоречие. Кому претензия обращена по поводу собирания фактов? - что люди не болтовней заняты, а книжки собирают, что ли?

2009-12-22 в 09:49 

В действительности все не так, как на самом деле
Я все же напомню, о чем гражданин Arrigo начал разговор.
Arrigo
А есть ли смысл изыскивать цитаты,
Коль нас интересует побужденья
Истоки действий, а не цифры, факты...
Которые подвержены сомненьям?

Что истина и что здесь непреложно?
Пустое, скажете, критерии не ложны -
Ведь цифры, даты... Кто посмеет спорить?
Но граждане, давайте видеть море,

а не фрагмент, пусть дивной красоты,
Простите за пассаж... а странные мечты...

Салоны отошли, исчез талант бесед,
Все заменили прагматизм и точность,
И в правоте нас убеждает прочность
Каркаса фразы. Уже эмоций нет...

Метафоры, эпитеты вредны,
Свои пристрастия мы одеваем в саван,
И дарим экзальтированным дамам,
не замечая, как теперь бедны

Eh voila
А есть ли смысл изыскивать цитаты,
Коль нас интересует побужденья
Истоки действий, а не цифры, факты...
Которые подвержены сомненьям?

Ах, гражданин Arrigo... "Истоки действий" и "побуждения" установить трудно даже в поступках тех, кто вокруг Вас там, сегодня... что же говорить про другие эпохи. "Цифры", "факты" и "цитаты" - единственные ориентиры на этом пути. Ну, разве что Вы верите в говорящие блюдечки и вертящиеся столики... :)
Видеть море, конечно, можно. То есть любоваться им. Но не зная химического состава воды, не зная биологический мир, от поверхности зеркала до дна, не зная геологического профиля, и много чего еще, Вы так и будете стоять на берегу и любоваться... не понимая.
Для меня, не любителя внешних эффектов и романов, красота стройной научной гипотезы и азарт долгого пути к ней всегда будет выше, чем самая поэтическая картина, в которой нет отражения Природы, а есть только воображение поэта.

Arrigo
Возможно не удалось выразить в полной мере свои сомнения, вернее, вихрь противоречий (увы ), но меня обуревают сомнения - как совместить чувства и математический анализ? Мы анализируем ИЗВЕСТНЫЕ факты, но что если некоторые из них противоречат созданному нами же психологическому портрету героя, эпохи, ситуации? Как интегрировать сухую теорию и зеленеющее древо жизни? Позволительно ли эмоциям вторгаться в мир алгебры??
На всякий случай, предвосхищая возможное замечание - я категорический не сторонник всяких гипотетических альтернативных историй. Т.е. их можно моделировать, но ими нельзя жить и нельзя их изучать.
Как бы выразиться..., хочется изучать, используя строгие методы, но при этом стараться понимать страсти, побуждения, то, что заставляло титанов двигать горы. Иначе, мне кажется, ошибки неизбежны.

Eh voila
Мы анализируем ИЗВЕСТНЫЕ факты, но что если некоторые из них противоречат созданному нами же психологическому портрету героя, эпохи, ситуации? Как интегрировать сухую теорию и зеленеющее древо жизни?
В моем понимании, гражданин Arrigo, факты – это и есть древо жизни. А вот созданный нами вне фактов портрет – это и есть сухая схема, пусть в ней сколько угодно эмоций. Не странно ли больше верить схеме, родившейся в чьей-то голове, нежели живой истории?..
И, между прочим, насколько вообще «факт» может быть «неизвестным»? Факт – это то, что устанавливает и фиксирует человек, эмпирическая форма знания. ;) Впрочем, и не все, что человек фиксирует, является точным фактом…
А вообще, я крайний любитель гипотетических альтернативных историй...

И мне все ж любопытно услышать ответы на мои встречные вопросы. Итак?..

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная