15:54 

"идеолог Террора" и "террористка-одиночка". 13 июля 215 лет тому

Nataly Red Rose
Запутавшемуся миру спешим на выручку

Чем известнее историческое событие, тем труднее о нем говорить.

Как будто все уже известно, расписано по минутам,
как 25-летняя девица Анна-Мария Корде д'Армон, республиканка либеральных убеждений, приехавшая в Париж из Кана (Нормандия),
смертельно ранила ножом
50-летнего Жан-Поля Марата,
журналиста, депутата Национального конвента, кумира (и защитника) "четвертого сословия".

Как будто обо всем уже спорено тысячи раз -
и о причинах, и о мотивах, и о последствиях,
и о нравственной стороне, и о политической,
и каждая сторона в этом споре вынесла свой вердикт.

И тем не менее, из года в год, мы
(как до нас - много поколений людей во Франции, в России, в Англии, в Австралии, США и Японии)
испытываем потребность к этому событию вернуться. Они, Марат и Корде, кажутся взаимоуничтожающими противоположностями –
потому что они очень похожи друг на друга.
Два человека, для которых нет ничего выше долга, чести, славы, Отечества, Свободы, - ничего. Собственную ли жизнь принести на алтарь или жизнь другого человека – ни тот, ни другая сомневаются в этом.
Два человека, которые сумели жить так, как им предписывает их понимание долга и убеждения.
Преступление Корде не только не принес столь желаемого ею мира для Франции, напротив – спровоцировал во многом Террор и преследование жирондистов. Но – такова оказалась сила ее убежденности в своей правоте и сила ее кроткого мужества, что и среди современников, и среди потомков миллионы людей склонились в восхищении перед красотой ее кровавого и бессмысленного поступка.
Подумаем о них сегодня. О Марате и о Корде...



Картинки мы предлагаем для того, чтобы вы могли пронаблюдать, как представляют авторы разных эпох это знаковое трагическое событие 13 июля, в зависимости от своих убеждений, на чьей стороне их сочувствие или осуждение.
Маратовский вернисаж у нас был не так давно, сегодня дополним его несколькими медальонами, выполненными во второй половине 19 и начале 20 вв.
Марат. Медальон работы Бессона. 1868 год (слабое фото, сделали, что могли :( )
Марат. Медальон
Марат. Медальон
Марат. Медальон по картине Ж.-Л.Давида
[...] похороны Марата состоялись 16-го вечером - при большом скоплении граждан; члены Конвента, уставленные власти и народные общества образовали процессию, которая следовала за прахом в глубоком молчании под звуки жалобной музыки. В нескольких кварталах города стреляли пушки. Марат был погребен под деревьями сада бывшего монастыря кордельеров, в два часа утра. Его могила - грубый камень без какого бы то ни было украшения.

13 июля 1793 года. Рисунок неизвестного художника (тушь, лавис). 18 в.
Убитый Марат и арест Корде (Л-Л.Буальи ?)
Вечером 17-го на площади Революции свершилась казнь Шарлотты Корде, убийцы Марата. Ее неустрашимое самообладание в последние мгновения послужит, возможно, для сохранения ее имени потомкам более, чем ее преступление. Во время допроса она удивила ее судей и очевидцев спокойствием, достойным и безукоризненным поведением; и даже на пороге смерти она выражалась с самой большой непринужденностью и шутила. Она наотрез отказалась от исповедника. В телеге, которая везла ее к месту казни, и даже на эшафоте, ее дух и движения были изящны и приличны. Она положила голову, без всякой видимой эмоции, под роковое орудие, которое отделяло ее от тела - самая глубокая тишина была соблюдена. Палач, показывая голову зрителям, ударил ее, - на что народ почти всеобщим ропотом выразил свое чувство -
La loi punit et ne venge pas
Закон наказывает, но не мстит.

Голова была бледна, но совершенно красива. Палач показывал ее во второй раз народу, и прилив крови вернул ее щекам прежний жизненный жар - тогда послышались крики «Да здравствует Республика!», и зрители рассеялись, менее впечатленные воспоминанием о ее преступлении, чем ее храбрости и красоты.
British Newspaper Coverage of the French Revolution: Death of Marat and Execution of Charlotte Corday. London Times July 30, 1793. Перевод с англ редакторов Vive Liberta.

Корде в тюрьме. Художник Баталь
Корде в тюрьме. Художник М.-Ф.Тома. Музей Визиле

И нам хочется показать несколько портретов Анны-Марии Корде, не очень распространенных. С ее иконографией дело обстоит не лучшим образом – изображений много, но атрибуция их недостоверна, наверное, в половине случаев. К тому же на счет прижизненного портрета с натуры мнения так и расходятся. Об идеализированных изображениях 19 века и говорить нечего, и мы даже их сегодня не выкладываем, их в сети предостаточно.

Laissez passer la citoyenne Marie, Corday, dgie de 24 ans, taille de 5 pieds i pouce, cheveux et sourcils chdtains, yeux gris, front lev, nez long,. bouche rnoyenne, menton rond fourchu, visage ovale. /Из полицейского протокола/
Портрет Корде. Аноним гравюра. 18 в.
Портрет Корде. Художник неизвестен. Датировано 18 в. Музей Ламбине
Портрет Корде. Художник неизвестен. Датировано 19 в. Музей Ламбине
Еще один портрет Корде. Художник неизвестен. Датировано 19 в. Музей Ламбине
Портрет Корде. Художник Моро (Моро-младший?)
«Тот самый прадед Корнель-Корде»

...Во время процесса Шарлотта заметила, что один из офицеров пытается ее рисовать и чуть повернулась в его сторону, чтобы он мог лучше рассмотреть ее лицо. Это был капитан охраны М.Оэр [Hauer]. Позднее он по своей зарисовке создал портрет, который в 1839 г. был куплен у наследников и помещен в музей Версаля. Этот портрет считается самым похожим, на нем Шарлотта изображена блондинкой с голубыми глазами и очень белой кожей.
Шарлотту Корде писали множество художников. Очень быстро они разошлись во мнении, в чем была девушка в момент покушения. Хотя по показаниям Симоны Эврар, занесенным в протокол, Шарлотта была в коричневом костюме и черной шляпе, все граверы изображают ее в полосатом платье, а Клэр надел на нее юбку старо-розового цвета, украшенную цветочками более яркого розового оттенка.
За несколько часов до казни Оэр, пользуясь своими льготами офицера, получил у начальства разрешение на один сеанс, чтобы закончить портрет. Он был в камере, когда пришел палач Сансон и Шарлотта уже сняла свой чепец, чтобы палач мог отстричь часть волос, закрывавших шею. Шарлотта взяла ножницы из рук палача и, отрезав локон, отдала его художнику, сказав, что это все, что она может дать ему на память.
Художник при этом был взволнован больше, чем она сама.
Она попросила палача позволить ей надеть перчатки, чтобы веревки, которыми ее свяжут, не причиняли ей боли, так как руки ее были в ссадинах и кровоподтеках. Палач заверил ее, что не причинит боли, но позволил ей поступить, как она пожелает.
«Хотя меня обряжают для смерти и делают это грубые руки, — говорит при этом Шарлотта, — они все-таки приближают меня к бессмертию».
Была ли красива Шарлотта Корде? Для многих этот вопрос был излишним. Но «Реестр революционного трибунала», куда заносились показания свидетелей, содержит и оценки ее внешности, нелестные для осужденной.
Много лет спустя в старых бумагах одного библиотекаря нашли записку, продиктованную незадолго до кончины одной восьмидесятилетней женщиной. Вот что было в этой записке: «Мадемуазель Корде была точеная, скорее высокая, чем маленькая, и ее нельзя было назвать красивой; но у нее было такое кроткое выражение, что она внушала к себе любовь раньше даже, чем успевала заговорить: это был ангел Божий!»
...Когда ровно 200 лет назад телега с осужденной двинулась в свой последний путь по парижским улицам, разразилась сильная гроза, и длинный красный хитон — одежда осужденных за убийство — плотно облепил тело девушки, подчеркнув красоту ее форм. Улицы были полны народа, в воздухе витала ненависть. Революционный Париж жадно вглядывался в лицо контрреволюционерки, слышались проклятия.
Здесь же, в толпе возбужденных парижан, находился и депутат Национального конвента, доктор философии и медицины Адам Люкс, немец из Майнца. Это он произнес ставшие знаменитыми слова, что она более велика, чем Брут, и что было бы счастьем умереть вместе с ней.
В ту же ночь он расклеил по стенам листовки, где назвал Шарлотту Корде мученицей революции, освободительницей страны, подобной Жанне д'Арк. Через два дня он написал целый манифест, где впервые прозвучало слово «тираноубийца» и подписал его своим именем. Через неделю после казни Шарлотты его арестовали. Как ни пытались друзья освободить его, Адам Люкс отверг все эти попытки, заявляя, что «последует за той, что зажгла в нем безнадежную, неземную любовь и сделала невыносимым его существование в этом мире».
Его осудили на смерть. После оглашения приговора он просит прощения у Шарлотты, если «не сумеет под конец быть так же смел и добр», как она. Но мужество не покинуло его в момент казни.
Некоторые историки удивляются безрассудству молодой женщины, пожертвовавшей собой, чтобы убить, по сути, уже обреченного, тронутого смертью, гниющего заживо в свои 50 лет Марата. Они сожалеют, что судьба так жестоко свела «самую прекрасную женщину Франции и самого презренного мужчину». Эдгар Кинэ сказал о Шарлотте Корде, что она казалась «выдумкой поэта, осуществленной революцией». Ленотр был убежден: «чтобы понять и полюбить Шарлотту, надо быть равным ей в героизме или безумии».
Насколько образ Шарлотты поразил воображение французов, свидетельствует тот факт, что благодаря ее поступку во Франции едва не возник культ убийства. Даже в 1880 году, т.е. более чем через полвека, в очередном художественном Салоне сразу четыре художника выставляют ее портрет.
На выставке 1889 года внимание публики привлек неожиданный экспонат, принадлежавший принцу Роланду Бонапарту, — череп Шарлотты Корде. Ученые оспаривали его подлинность, пытались и не могли разгадать загадку, что произошло после того момента, как палач поднял отрубленную голову Шарлотты, чтобы показать ее толпе. Среди бесстрастных строк протокольно точного описания экспоната выделяются согретые чьим-то дыханием слова: «Лоб низкий, как у самых прекрасных женщин греческих изваяний».
А.Льдов. Журнал «Художник». 1993. № 5.


Казнь. Художник не окончил портрет. Вариации на тему:
Корде 17 июля 1793 года. Картина 19 в.
Тот же сюжет в исполнении Эмери Дюшена

Хромолитографии 1890-х годов. Интересны тем, как интерпретируются гравюры 18 века и начала 19-го.
*
*
*
*
*
*
*
*

Предлагаем пройтись еще раз по страницам, отражающим событие 13 июля 1793 года, перечитать или вновь прочитать характеристики, которые дают разные авторы главным его участникам.



Проект  декларации прав человека и гражданина с последующим планом справедливой, мудрой и свободной конституции
Из газеты Марата «Друг народа» (1792 г.)
Речь Марата по поводу суда над Людовиком XVI
Ж.Мишле. Кордельеры и Дантон
«Польские письма»
П.Гениффе. Марат - идеолог Террора
Г.Цверава. Марат как естествоиспытатель
А.Чудинов. Шарлотта Корде и смерть Марата
Е.Тарле. Жан-Поль Марат, Друг народа
Убийство Марата в зеркале истории
А.Зильбер. Жан-Поль Марат, врач-труэнт
М.Алданов. Ванна Марата
Товарищ У. Also sprach Marat и Террор - Террор-Изм - Революция - Пресса
на сайте Жан-Пьера Буде
Другие материалы о Марате
Шово-Лагард, мадам Ролан, Салль, Луве, Клопшток, Лежандр и Друэ – о Корде в очерке Н.Мирович
Очень короткая апокрифическая история: Корде и Сен-Жюст
Без посредников и комментариев: ее письма (подруге, май 1792; отцу, 14-16 июля 1793 г.; Барбару, 16 июля 1793 г.; Адрес к французам)
Протоколы Революционного трибунала, см. главу 4
Другие материалы о Корде

При использовании материалов ссылайтесь, пожалуйста, на Библиотеку или этот пост.

@темы: АРТеФАКТическое/иллюстрации, Великая французская революция, Жан-Поль Марат, дискуссии, имена, события, календарь, они и мы, Шарлотта Корде, событие

URL
Комментарии
2008-07-14 в 10:58 

Nataly Red Rose
Запутавшемуся миру спешим на выручку
В журнале mllе Anais опубликованы фрагменты ее же перевода пьесы Франсуа Понсара о Корде.
А в очерке Алданова (см. выше, среди ссылок на публикации) пересказано содержание пьесы Жан-Батиста Салля, одного из жирондистов; пьеса была написана Саллем в те месяцы, что он провел в подполье.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная