00:04 

дехристианизация, культ разума и культ верховного существа

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии

1. Традиционно под «дехристианизацией» подразумевают стихийное общественное движение (особенно сильное в Париже, менее – в северных департаментах и еще менее – на Юге Франции), продолжавшееся осенью 1793 года, пик его приходится на октябрь-ноябрь, затем оно пошло на спад и фактически прекратилось после разгрома «эбертистов». Заключалось в массовом закрытии и уничтожении культовых учреждений (церквей), отречении от сана католических священников, высмеивании и профанации церковных таинств и так далее.
Это движение можно рассматривать как попытку принудительного внедрения (можно сказать, насаждения) новой светской культуры. Так, дехристианизаторы пропагандировали «культ Разума», в основе которого – свобода от церковных догматов и налагаемых ими ограничений на интеллектуальную и нравственную сферу человека, свобода от контроля со стороны церкви над общественной и личной жизнью, апелляция к естественным законам природы и «разумности» и «целесообразности».

2. «Эбертисты» были главными вдохновителями этого движения (в частности, Жак-Рене Эбер, Пьер-Гаспар Шометт, Жан-Батист Клоотс; в департаментах активную дехристианизацию проводили, к примеру, Жозеф Фуше и Эвлоджий Шнейдер).
Следует отметить, что не все дехристианизаторы были заведомыми атеистами (среди них были пантеисты и деисты, отрицающие церковные формы организации верующих), а не все радикальные атеисты принимали участие в дехристианизаторском движении (так, Сильвен Марешаль, убежденный атеист, видел основную форму борьбы с религиозным невежеством в просвещении, в публицистике, пропаганде и открытой литературной полемике, но не поддерживал какие бы то ни было насильственные действия).
Интересно, что среди дехристианизаторов было немало бывших священников.

У дехристианизаторов не было четкой и далекоидущей программы!

Они не были однозначно поддержаны революционным правительством. Некоторые депутаты Конвента видели в дехристианизаторском движении несвоевременное обострение и без того острых противоречий в обществе и государстве, а некоторые (верующие, например, но находящиеся вне церкви) были просто оскорблены. Таким образом, дехристианизаторы имели много противников и «справа», и «слева». Не в последнюю очередь с этим связан их очень кратковременный успех.

Отношение к дехристианизации со стороны народных масс тоже не было однозначным. В городах поддержка была шире, чем в селах. В традиционно религиозных регионах (Бретань, Вандея) дехристианизация встречала яростный отпор.

3. Не путать «дехристианизацию» (дехристианизаторскую кампанию) с гражданской организацией духовенства, которая проводилась, как государственный курс, со времени Учредительного собрания (с 1790 года)!

4. Культ Верховного существа был введен официально, как общегосударственная обязательная :( «светская религия», Конвентом в мае 1794 года (хотя само понятие «верховное существо» возникло раньше).
Если говорить о терминах, то в определенном смысле это тоже была «де-христианизация», поскольку христианская церковь вытеснялась из общественной жизни.

Но этот культ был и серьезным шагом назад, по сравнению с декретами 1790-1793 годов, постольку, поскольку фактически уничтожал свободу совести, объявляя тех, кто не разделяет новой доктрины, потенциальными врагами народа и государства.

Итак:

дехристианизация связана с культом Разумакульту Верховного существа,
деистский теософский государственный культ Верховного существа атеизму, но может рассматриваться как вид дехристианизации, в расширенном толковании,
гражданское устройство духовенства ни дехристианизации, ни культу В.с.

Тематическая подборка «Церковь и государство» в эпоху ВФР

Атеизм и борьба с церковью в эпоху Великой французской революции (сборник документов)
Захер Я. Великая французская революция и церковь
Домнич М. Великая французская буржуазная революция и католическая церковь
Олар А. Христианство и Великая французская революция 1789-1802
Олар А. Культ Разума и Верховного существа во время Великой французской революции
Олар А. Церковь и государство в эпоху Великой французской революции
Домнич М. К истории секуляризации церковных имущество во Франции
Домнич М. Народные массы Франции в борьбе с клерикальной контрреволюцией XVIII в.
Матвеева-Леман А. Праздник Верховного Существа: критический очерк


о "дехристианизаторах"

Славин М. Эбертисты под ножом гильотины
Захер Я. Дехристианизаторская деятельность Фуше
Захер Я. Анаксагор Шомет - антирелигиозник XVIII века
Фрейберг Н. Шометт, генеральный прокурор парижской Коммуны
Виноградская П. Анахарсис Клоотс



В ЖЖ маршала Мюрата - эссе Фрейда о происхождении религии

Ответ готовили Оксана и Алексей, редакторы Vive Liberta

@темы: религия и церковь, полезные ссылки, история идей, дискуссии, вопрос-ответ, Эбер, Шометт, Фуше, М.Робеспьер, Великая французская революция

URL
Комментарии
2014-03-25 в 13:19 

Ollemri
Не все, что возможно физически, возможно психологически.
Nataly Red Rose, свобода от церковных догматов и налагаемых ими ограничений на интеллектуальную и нравственную сферу человека
От каких именно ограничений? "Не убий"?, "укради"?, "не обмани"?(нет, я знаю огромную разницу между христианскими нормами и практикой :(, но другое дело - отменить сами нормы.)

апелляция к естественным законам природы и «разумности» и «целесообразности».
И что те дехристианизаторы считали "разумностью" и "целесообразностью"?

2014-03-27 в 07:01 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
"Как хорошо уметь читать!.." (В.Берестов)
Как жаль, что после СССР читать не учат.

Ollemri, отвечая на вопрос читателя, мы дали исчерпывающий список литературы по теме. Умеющие читать могут им воспользоваться. Не умеющие... ну, пересказывать документы и книги для таких - дело заведомо бесполезное.

2014-03-28 в 15:36 

Ollemri
Не все, что возможно физически, возможно психологически.
forster2005, Как жаль, что после СССР читать не учат.
Да и в СССР учили плохо, хуже, чем у прушим ;)

мы дали исчерпывающий список литературы по теме
Мне лень перерывать скучные(в большей части) тексты, чтобы найти ответ на один вопрос. Может, ответят те, кто уже знают?
Например, во всем оглавлении работы Олара "Христ-во и ВФР..." я не увидела никаких намеков на ту тему.

А связь атеизма с безнравственными убеждениями и практикой - отдельная большая тема. Вот яркий(и отнюдь не наихудший) образец:
lib.rtg.su/drama/604/97.html ...Доктор Пераль считал себя вольнодумцем чистейшей воды, учеником Ламетри, Гольбаха, Гельвеция. Он был глубоко убежден в том, что чувства и мысли - такие же продукты тела, как моча и пот... Доктор Пераль выдавал себя за гедониста материалистического толка, он утверждал, что единственный смысл жизни в наслаждении...

2014-03-28 в 20:23 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Мне лень
Ollemri, это ключевое слово. И это давно уже понятно, так что - the rest is silence.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная