Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
Комментарии
2015-10-02 в 19:49 

Синяя блуза
в событиях, остановивших победную поступь революци
Чего-чего? это революция "победно" буксовала шествовала с момента процесса над "ультра"?..
Один лишь Карье, страшный проконсул Вандеи, некогда отозванный Робеспьером за превышение власти
Не, МР диктатором не был. Но вот типа мог взять один, по своему хотению, и отозвать комиссара Конвента... Почтенный автор, логика-то где?

Березовый сок, спасибо. Не читал я сочинения А.П.Л., кроме как про Марата. Хоть буду знать в цитатах ). В общем, ясно, Г.Кунова Левандовский честно осилил.

2015-10-02 в 21:36 

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
Почтенный автор, логика-то где?
Синяя блуза, я тоже не в восторге от А.П.Л., этой книги и других, но все-таки он "наш" же, умеренно-красный ). А логики мало, да, даже в этом отрывке. Давид - более последовательный революционер, не перебежавший справа налево, и больше сделал для ВФР, чем Вадье? :hmm:

2015-10-03 в 19:57 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Комитета общественного спасения – высшего органа власти якобинской Франции
Ну да. И МР Карье из Нанта самолично отозвал... Эх, и что ж за беда такая у наших и ненаших историков - постоянно неточно выражаться.

Березовый сок, собс-но, на русском языке Вадье и ББ больше ни у кого не говорят (не считая переводы). А, ну Алексей Николаевич еще, конечно, но он по вторичке... Синяя блуза, наверное, прав, Левандовский тут опирается на книги Кунова. Интересно, заметки Буонарроти он переводил С-откудова?..

Но этот пассаж, конечно, нечто.
И тот, давнишний, портрет, о котором художник сегодня едва ли стал бы вспоминать, являет яркий контраст его полотнам поры изгнания. …никогда и в голову не придёт, что оратор выступает на подобную тему: слишком уж он элегантен и отутюжен, слишком изогнут его стан, слишком чист и невинен лик, обрамлённый хорошо завитыми локонами; кажется, будто перед вами не грозный политик, обрекающий на смерть «тирана», а юный Парис, дамский угодник, воркующий на великосветском приеме…
Ладно, пусть А.П.Л. было не до разбирательств с Ланевилем, пусть Давид отвечает за этот портрет. Но, что удивительно, "контраста" все равно никакого нет. Психологизм, как говорят искусство(в)еды, не спрячешь. Ну, уделяли люди внимание своей внешности, даже перед эшафотом (или особенно перед эшафотом). МР и Антуан 9 термидора принарядились. На решающую битву. Почему бы ББ не принарядиться на процесс над Луи? Главное-то в этом портрете - контраст жеста, позы - и выражения физиономии и глаз в частности. Кто б его ни рисовал-писал, такого портрета художнику нечего стыдиться... А по мысли А.П.Л., кто ж тут все-таки виноват, художник или модель? Запутали, Анатоль-Петрович, запутали все и вся.

2015-10-03 в 20:40 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Что придираетесь к Анатолию Петровичу? Вон что и как стряпают в университетах...

2015-10-04 в 09:53 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Эх, и что ж за беда такая у наших и ненаших историков - постоянно неточно выражаться.
Где была бы наша наука и техника, если б мы себе такое позволяли... Или юристы...

Но этот пассаж, конечно, нечто.
В этом пассаже, товарищи forster2005, как в зеркале еще и полное непонимание эпохи - в гендерном плане ).
С-откудова переводил Левандовский... Думаю, что "с" Альберта Захаровича. Который перевел из гражданина Альбера Матьеза.
Березовый сок, можно, я уж сюда же Манфреда притащу? Цитировать так цитировать. Пусть будет, на память грядущим поколениям )).

2015-10-04 в 10:08 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Психологически было вполне понятно, что все эти (увы автору! :bricks: ) Билло, Колло, Вадье — члены могущественных комитетов общественного спасения и безопасности, при всех своих грехах люди стальной закалки — кипели негодованием, видя, как какой-то ничтожный Ровер, цинично признававшийся в том, что он «ласкал собачку Кутона, чтобы завоевать благоволение ее хозяина», теперь в Комитете общественной безопасности распоряжается судьбами людей и купается в золоте!
Конечно, эта запоздалая и уже беспредметная самокритика имела у «левых термидорианцев» свой индивидуальный оттенок. Умный, гибкий, беспринципный Барер де Вьезак, умевший всегда оставаться на поверхности стремительного потока, — Барер, который, будучи в свое время председателем Клуба фельянов, смог позже стать почти единственным бессменным членом Комитета общественного спасения, в своих мемуарах, написанных или редактированных спустя более тридцати лет после трагических событий 1794 года, признавал, что «9 термидора разбило революционную силу». Он утверждал с нескрываемым негодованием, что к власти пришла «контрреволюционная коалиция», состоящая, по его мнению, из преданных Дантону людей, представителей «болота» и секретных агентов Людовика XVIII; он даже именовал их презрительно «термидорианцами» <Ипполит Карно, предпославший изданным (вместе с Давидом д'Анжером) мемуарам Барера обширное и содержательное введение, указывает, что Барер начал работать над своими мемуарами в первые годы империи, а редактировал их в последние годы своей жизни>, понятно исключая себя из их числа. Но Барер воспринимал эти события прежде всего как личную катастрофу: термидор стал контрреволюцией не потому, что было свергнуто возглавляемое Робеспьером революционное правительство, а потому, что вскоре после термидора бездарные «любители власти» (amateurs du pouvoir), не прощавшие ему, Бареру, его популярности и талантов, оттеснили его от руководства <Барер среди прочих приводимых им в «Мемуарах» свидетельств в свою пользу воспроизводит и сказанные будто бы ему Гране из Марселя слова: «Подай в отставку: этим все будет закончено. Только действуя таким образом, ты обретешь спокойствие, так как эти люди не прощают тебе твоей известности, твоих длительных успехов на трибуне. Надо им уступить и освободить для них место» (Mеmoires de В.Barеre. T.2. P.219-220).>. Пересматривать же свое отношение к Робеспьеру, политически переоценивать роль Неподкупного в революции — от этого Барер был бесконечно далек. Конечно, как умный человек, он должен был признать и достоинства Робеспьера: «безупречную честность, любовь к свободе, твердость принципов, любовь к бедности, преданность делу народа»; иначе было бы непонятно, как мог он, Бертран Барер, разделять с ним славу и власть в Комитете общественного спасения. Но в главном и основном Барер и после длительного опыта торжества буржуазной, а затем феодально-аристократической реакции повторял в своих мемуарах старую версию о ненасытном, властолюбивом деспотизме Робеспьера и, явно рисуясь, преувеличивал свою роль в событиях 9 термидора.
Барер, таким образом, и тридцать лет спустя после падения и гибели Робеспьера продолжал оправдывать борьбу против него как якобы героический подвиг спасения революции от угнетавшей ее тиранической диктатуры.
В распоряжении историка нет, к сожалению, таких же полных, как мемуары Барера, источников, раскрывающих идейные позиции других «левых термидорианцев» после их политического крушения. Приходится довольствоваться обрывочными сведениями, косвенными доказательствами, оставляющими место для догадок.
Из записок Филиппа Буонарроти о встречах с Барером и Вадье в бельгийском изгнании в годы Реставрации, опубликованных в свое время французским историком Матьезом, мы можем составить отчетливое представление о взглядах и идейных позициях обоих участников переворота 9 термидора.
Впечатления и суждения Буонарроти о Барере в целом полностью подтверждают тот политический автопортрет, который нарисовал Барер в своих мемуарах, опубликованных примерно пятнадцать лет спустя после этих встреч. Характеристика Барера, данная Буонарроти, свидетельствует о замечательной проницательности и точности суждений автора этих заметок.
Влиятельнейший член Комитета общественной безопасности, непримиримый воинствующий противник церкви и религии, Вадье сыграл немалую роль в подготовке и организации термидорианского переворота. Тридцать лет спустя, когда Буонарроти вновь встретил его <Буонарроти находился в 1797 году более трех месяцев в заключении на острове Пеле, близ Шербурга, вместе с Вадье, по ошибке привлеченным к делу «заговора равных».> в брюссельском изгнании, это был глубокий старик, перешагнувший за девятый десяток. Но даже этот почтенный возраст не мог внушить Буонарроти уважения к бывшему грозному руководителю Комитета общественной безопасности. Буонарроти пишет о нем в пренебрежительном и недоброжелательном тоне: «Ненавидеть дворян и издеваться над религией — вот вся политика Вадье. Он очень любит равенство, если только имеет хорошие доходы, может выгодно сбыть свои товары и сохраняет некоторое влияние на политические дела»14. Таков престарелый Вадье — без маски, без прикрас, нарисованный Буанарроти с натуры в будничные дни его прозябания. Этот мелочный, обозленный и тщеславный старик, каким его рисует Буонарроти, конечно, считал теперь день 9 термидора гибельным и роковым, ибо отсюда начались бедствия родины, которые он отождествлял со своими собственными несчастьями. Но так же, как и Барер, только грубее и примитивнее, без всяких оговорок, он полностью оправдывал свое участие в борьбе против Робеспьера и повторял все избитые и вымышленные обвинения, выдвигавшиеся против Робеспьера в 1794 году.
У нас нет данных, позволяющих предполагать какое-либо изменение отношения к Робеспьеру со стороны главарей «левых термидорианцев» — Колло д'Эрбуа и Билло-Варенна.
Самый близкий к эбертистам член Комитета общественного спасения, ответственный за чрезмерные жестокости в Лионе, осужденный революционным правительством — Колло д'Эрбуа, имевший все основания бояться Робеспьера, сыграл одну из главных ролей в решающие дни термидора. Это он председательствовал на роковом заседании Конвента 9 термидора, злоупотребляя своей властью в пользу заговорщиков, и это его Робеспьер в своей последней гневной реплике с места назвал «председателем убийц». Брошенный через несколько месяцев в тюрьму, а затем сосланный в гниющую в тропической лихорадке Гвиану, чтобы найти там смерть, переоценил ли Колло д'Эрбуа на соломе тюремного тюфяка значение событий, в которых он играл столь зловещую роль? На этот счет нет никаких свидетельств; догадки же в данном случае неуместны. Колло д'Эрбуа остался в истории таким, каким его видели 9 термидора, — неистовым, злобным врагом Робеспьера.
Строгий, твердый, оставшийся до конца своих дней убежденным демократом, Билло-Варенн в своих посмертно опубликованных записках оказался гораздо справедливее к Робеспьеру, чем был в действительной жизни. «Если бы меня спросили, каким образом Робеспьер сумел приобрести такое влияние на общественное мнение, я бы ответил, что это было достигнуто путем подчеркивания самых строгих добродетелей, безусловным самопожертвованием, самыми чистыми принципами», — писал Билло-Варенн. Но и он, как и Барер, как Вадье (и даже, может быть, в большей мере, чем они, ибо был принципиальнее их), не склонен был критически переосмысливать роль, сыгранную им летом 1794 года.
Карье, подобно Колло д'Эрбуа, опасавшийся революционного возмездия за преступные жестокости в Нанте, за прямое участие в попытке несостоявшегося восстания эбертистов в марте 1794 года и уже по одному этому ставший деятельным сообщником антиробеспьеристского заговора, оказался, по злой иронии судьбы, одним из первых, кого правые термидорианцы, объявив «охвостьем Робеспьера», потащили на гильотину. Знаменитая фраза Карье в его защитительной речи в Конвенте: «Здесь все виновно, все вплоть до звонка председателя!» — имела ясный подтекст: вся Гора, весь Конвент ответственны за террор и политику насилия, которые ставятся в вину лишь одному ему, Карье. Логика этих рассуждений должна была привести к косвенной реабилитации и Робеспьера. Но эта фраза не имела продолжения. Карье скатывался под откос, и скрытая угроза в этих продиктованных отчаянием словах не помогла ему зацепиться на поверхности. Напротив, будучи хорошо понятой, она лишь ускорила его падение и гибель.
Нужно ли говорить о других «левых термидорианцах»?..

(А.З.Манфред, "Три портрета...")

2015-10-04 в 13:50 

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
АиФ, что же Вы меня спрашиваете... ) Манфред и Левандовский, мне кажется, очень близки в своих оценках. Не знаю, они были лично знакомы?

Еще цитата про Вадье - из "Потомок Микеланджело" А.П.Л.


Но этот пассаж, конечно, нечто.
forster2005, специально и процитировала. Смешно, но грустно.

собс-но, на русском языке Вадье и ББ больше ни у кого не говорят
Еще же Валентинов, "Дезертир". И Гладилин.

Эх, и что ж за беда такая у наших и ненаших историков - постоянно неточно выражаться.
Может, это профессиональная болезнь? :facepalm2:

2015-10-04 в 14:16 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Манфред и Левандовский, мне кажется, очень близки в своих оценках. Не знаю, они были лично знакомы?
Березовый сок, в -изме своем они близки. А в оценке Бонапарта расходятся под углом 110 градусов.
Очень вероятно личное знакомство. О дружбе или научном сотрудничестве их - ничего не знаю.

2015-10-05 в 20:13 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Интересно, заметки Буонарроти он переводил С-откудова?..
forster2005, "С" Матьеза, который данный документ "ввел в научный обиход", насколько я поняла. Если я в состоянии это перевести, то А.П.Л. и подавно.
С оценкой оценки фра Филиппо не согласна. Не тот он человек, по моему представлению, чтобы водить компанию - без пользы для общего блага - с людьми, которых даже не уважает.

Березовый сок, спасибо. У А.П.Л. еще кое-что есть, что я только сейчас обнаружила. Ведь, признаюсь, как и Синяя блуза, не читала сочинения Автора подряд и внимательно - проглядывала по диагонали...

2015-10-07 в 07:38 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
С оценкой оценки фра Филиппо не согласна. Не тот он человек, по моему представлению, чтобы водить компанию - без пользы для общего блага - с людьми, которых даже не уважает.
Capra Milana, по фрагменту, который приводит Матьез в своей статье, мне тоже не показалось, что у Ф.Б. к этим двоим товарищам глубокая антипатия. Скорей звучит сожаление об их эпохальной ограниченности. Ну в самом деле, Буонарроти, что ли, не знает, что "право собственности священно" и будет Вадье перевербовывать за полную общность имущества? И про ББ он бы не вспомнил через цать лет - так ведь писал ему зачем-то письма. Неужели чисто из светской вежливости?..
А еще, сдается мне, А.П.Л. и сам товарищ религиозный, не менее фра Филиппо и МР. В том смысле, что нравственный императив видит где-то вне человека и над обществом. Что-то эдакое у него проскальзывает, во всяком случае.
Кстати, не хотите сюда же перенести заметку ББ о Буонарроти? Для равновесия ).

2015-10-08 в 07:02 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Березовый сок, спасибо. Видно, настал период перечитывания и прочитывания книжек, которые в детстве не читались ).

А еще, сдается мне, А.П.Л. и сам товарищ религиозный
М-Воронин, может быть!

А по поводу: фра Буорринато человек, и ничто ему не чуждо человеческое. Оценка интеллектуальная, бывает, идет вразрез с оценкой эмоциональной. Что бы ни писали, ни гадали тт. Матьез, Манфред и Левандовский, и мы с вами, факт останется фактом - Ф.Б. поддерживал тесные отношения с обоими экс-комитетчиками, и письма ББ писал, и Викторине Вадье.

2015-10-08 в 07:21 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Из записок Филиппа Буонарроти о встречах с Барером и Вадье в бельгийском изгнании в годы Реставрации, опубликованных в свое время французским историком Матьезом, мы можем составить отчетливое представление о взглядах и идейных позициях обоих участников переворота 9 термидора.
Впечатления и суждения Буонарроти о Барере в целом полностью подтверждают тот политический автопортрет, который нарисовал Барер в своих мемуарах, опубликованных примерно пятнадцать лет спустя после этих встреч.

Перечитал я сие еще раз. Две беды у наших и ненаших историков - привычка хронически неточно выражаться и привычка хронически упускать из виду, что ничье мнение и представление (имеется в виду - мемуаристов) не может быть абсолютным и "отчетливым"...
А то в итоге оказывается, что ББ был настолько самокритичен, что "политическим автопортретом" себя разоблачает как беспринципного перебежчика?..
Предлагаю, в дополнение к предложению Марианны, ввести обязательный курс арифметики и психологии на исторических факультетах ). И логики, что ли, хотя последнее никого, увы, еще не спасало.

фра Буорринато человек, и ничто ему не чуждо человеческое. Оценка интеллектуальная, бывает, идет вразрез с оценкой эмоциональной.
forster2005, вот именно. "Ничто человеческое..." Совершенная обособленность в бельгийской колонии могла оказаться не по плечу даже Буонарроти, и Вадье с ББ стали отдушиной для него. По пословице "на безрыбьи и рак - рыба".

2015-10-08 в 08:35 

Martine Gabrielle
Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательность... но одним лишь дуракам даровали боги умение говорить правду, никого не оскорбляя
…никогда и в голову не придёт, что оратор выступает на подобную тему: слишком уж он элегантен и отутюжен, слишком изогнут его стан, слишком чист и невинен лик, обрамлённый хорошо завитыми локонами; кажется, будто перед вами не грозный политик, обрекающий на смерть «тирана», а юный Парис, дамский угодник, воркующий на великосветском приеме…
Ладно, пусть А.П.Л. было не до разбирательств с Ланевилем, пусть Давид отвечает за этот портрет. Но, что удивительно, "контраста" все равно никакого нет. Психологизм, как говорят искусство(в)еды, не спрячешь. Главное-то в этом портрете - контраст жеста, позы - и выражения физиономии и глаз в частности. Кто б его ни рисовал-писал, такого портрета художнику нечего стыдиться...
Но этот пассаж, конечно, нечто.
В этом пассаже, как в зеркале еще и полное непонимание эпохи - в гендерном плане ).

Как искусствоед )), позволю себе вмешаться. В исторических полотнах Давида нет вообще индивидуальной психологии персонажей, а есть условные эмоциональные маски. Это идет напрямую от традиции, сложившейся еще в Высокое Возрождение. В частных портретах он проявляет себя как внимательный психолог, но глубина проникновения в мир модели, говоря нашими клише ), зависит и от того, как близко подпускает к себе модель. Поэтому и у Давида немало портретов довольно поверхностных.
У Ланевиля психологизм другого рода, он более тонкий и трудней уловимый. Но индивидуальные черты он передает точнее, чем Давид. Меньше обобщает.
ББ на трибуне Конвента - модель "закрытая". И между прочим, его поза - это поза скрытого замешательства. Наблюдая за людьми, я давно заметила, что подбочениться часто означает - усилием воли поднять свою уверенность в себе, изобразить уверенность. По его лицу и по глазам мало что можно прочитать. Разве что старание не выдать своих настоящих чувств и мыслей.
Я согласна, кто б ни был художник, а я за Ланевиля ), стыдиться этой работы ему нечего. Но и А.П.Л. не прав.

Можно построить много догадок, почему и зачем Ф.Б. водил дружбу в Брюсселе с бывшими комитетчиками. Это могут быть как причины политические, так и дань сентиментальной стороне натуры. Как бы объяснить?.. Язык документов, а, значит, и стиль мыслей бабувистов - ясный, категоричный. Это язык и стиль действия. Но ведь Буонарроти еще воспитан на той же велеречивой, "оттеночной" культуре, что и ББ и Вадье. Если можно сравнить, "Коммунистический манифест" и "Нищета философии" Маркса - разные стороны его мышления и публицистического дарования. Так и Ф.Б., среди равных он реализует более современную, реалистическую часть себя, с бывшими комитетчиками - другую, "из прошлого".

2015-10-08 в 11:09 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
ББ на трибуне Конвента - модель "закрытая". И между прочим, его поза - это поза скрытого замешательства. Наблюдая за людьми, я давно заметила, что подбочениться часто означает - усилием воли поднять свою уверенность в себе, изобразить уверенность. По его лицу и по глазам мало что можно прочитать. Разве что старание не выдать своих настоящих чувств и мыслей.
Martine Gabrielle, сформулировано превосходно. Гораздо тоньше и точней, чем у А.П.Л. )

Если можно сравнить, "Коммунистический манифест" и "Нищета философии" Маркса - разные стороны его мышления и публицистического дарования. Так и Ф.Б.
А это еще лучше )).

2015-10-08 в 19:49 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Martine Gabrielle, портрет Вы охарактеризовали исчерпывающе. Правда ).
Касаемо двоякости культурного багажа Ф.Б.... Возможно. Однако в культуре и, извиняюсь за выражение ;), ментальности, движение идет по синусоиде (кажется). И Вадье-вольтерьянец более ясен и категоричен должен был бы быть, нежели ББ-руссоист... А вот (что к теме мало относится) насколько я продвигаюсь в чтении ББ-шных мемауров, он не производит впечатление алогичного. По крайней мере, в сравнении с Вилатовым иррациональным "потоком сознания".

2015-10-09 в 07:23 

Свой среди чужих...
...чужой среди своих
Вадье-вольтерьянец ... ББ-руссоист
И как они уживались!.. *это не вопрос, т.е. вопрос в пространство ))*

Дорогая кузина Martine Gabrielle, Вы бесподобны )

2015-10-11 в 09:59 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Вадье-вольтерьянец ... ББ-руссоист
И как они уживались!.. *это не вопрос, т.е. вопрос в пространство ))*

Во-первых, ББ толерантен, извините, терпим к людям до неприличия. Во-вторых, во времена КОС и КОБ оба были заинтересованы в координации своих действий и сотрудничестве. В-третьих, в изгнании они жили не под одной крышей: Вадье с семьей - в Брюсселе, тогда как ББ с Маргаритой - в Монсе.
Это не ответ, Свой среди чужих..., а так, в пространство... ;)

2015-10-11 в 17:04 

L del Kiante
«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
кажется, будто перед вами не грозный политик, обрекающий на смерть «тирана»
У Автора есть сомнения относительно "тирана"? или относительно правомочий Конвента? или относительно исторической необходимости процесса над "тираном"? уж не бутафория ли это, о-о?! Еще шаг - и Автор скажет, как какая-нибудь современная эльфийка: "Людовик 16 был добрый, но слабый"...

но все-таки он "наш" же, умеренно-красный ). А логики мало
То-то и оно, синьорина Березовый сок, что он наш, но выражает мысли дурно, и, потом, не зря Вы заметили - умеренно-красный.
За цитирование Вам спасибо.

Соглашаюсь с Вами, синьора Martine Gabrielle. Поверхностный этот портрет или "закрытый", впечатление от него весьма непростое и неоднозначное. Но не в том смысле, что у Автора.

Вадье-вольтерьянец ... ББ-руссоист
И как они уживались!..

Уживаются ведь ленские с онегиными. Если хорошенько подумать и пофантазировать, то можно удивиться и тому, как МР с Антуаном уживались, а уж МР с Кутоном...

2015-10-12 в 09:33 

Я и моя собака
Истинно мягкими могут быть только люди с твердым характером /Лабрюйер/
Даже не знаю, с какой стороны удобней подключиться к разговору... Мне кажется, отношения Буонарроти и бывших комитетчиков - намного больше, чем светская вежливость, чем вынужденное в изгнании общение, но меньше, чем товарищество и соратничество. И потом, у Буонарроти могли быть какие-то собственные идеологические причины отмежевывать Вадье, Амара и других якобинцев 1793 года от движения равных. То есть, я хочу сказать, он подчеркивает непричастность Вадье, но это не значит, что на самом деле Вадье абсолютно непричастен.

По поводу стиля А.П.Л. Это не самая сильная его сторона, приходится признать. Это объясняется и его симпатией, предпочтениями и целью его работ. У него почти нет светотени, а лучшие свои краски он тратит, конечно, на своих персонажей, а не на "чужих" и чуждых ).
Комментарий его к портрету ББ не очень удачный. А по существу, если верить другим авторам, Давид к ББ относился с уважением. И если правда, что ББ предупредил Давида о возможных эксцессах 9 термидора, художник должен бы быть ему благодарен. Но чем рассуждать на основе худ.публицистики, я лучше спрошу у специалистов по ББ: есть документальные источники об их отношениях в период бельгийского изгнания?

У А.П.Л. еще кое-что есть, что я только сейчас обнаружила.
Capra Milana, что именно? :shuffle:

2015-10-14 в 17:55 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Гражданин Палмер ничего принципиально нового нам не сообщает, а кое-какие фразы почти дословно совпадают с текстом нашего американского друга. И, видимо, восходят к одному и тому же первоисточнику - заметкам фра Филиппо.

2015-10-16 в 21:49 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Capra Milana, у Вас - Катерина ночами является в образе статьи, а у меня в рукаве Анри. Как оказалось, он тоже мальчик серьезный и не шутит, поскольку сделал одно заявление...
Но я о другом тут и сейчас. В нашей большой (не)дружной... хм, в общем, в наших анналах фигурирует Франсуа Рюд. Так вот, он через своего друга-автора решил нам сделать подарок тоже.
Тут пока все, теперь пытаемся разобраться с Анри.

2015-10-17 в 09:44 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Палмер утверждает, что Луи-Филипп "любил поговорить со стариком" ББ (?.. они встречались единожды в 1830 или 1831 году, как я понимаю), а также что правительство "короля-гражданина" платило ББ как "информатору". Вот не отвязаться ему от реноме шпиЁна... хоть и неизвестно, на кого же он давал информацию.
Да ну его, Палмера. Чем подтвердите, сэр? А вот у Тома спецдонесения от луи-филипповской администрации в Тарбе - и они свидетельствуют в пользу того, что за ББ за самим хорошенько надзирали и не считали благонадежным...
Франсуа Рюд через своего друга-автора решил нам сделать подарок тоже.
А кто конкретно выступает гарантом сведений с этих страничек? Во-первых, там опять вторая дочь у Вадье народилась, из Брюссельской капусты, наверное, и теперь она уже "Каролина"... Во-вторых, это ж как же Анри "élevé par lui dans la baine violente des thermidoriens", если родился он в 1810 году? Или как сие понимать?
И в то же время от этой картинки веет чем-то правдоподобным ).

2015-10-17 в 11:43 

С-Нежана
На свете нет ничего нового, но есть кое-что старое, чего мы не знаем
А.П.Л., этой книги и других, но все-таки он "наш" же, умеренно-красный ). А логики мало
что ж за беда такая у наших и ненаших историков - постоянно неточно выражаться.
И МР Карье из Нанта самолично отозвал
А если и правда отозвал? Не самолично, но это произошло по его инициативе. Как нужно выразиться автору, чтобы точно передать действие?

кажется, будто перед вами не грозный политик, обрекающий на смерть «тирана»
У Автора есть сомнения относительно "тирана"? или относительно правомочий Конвента? или относительно исторической необходимости процесса над "тираном"? уж не бутафория ли это, о-о?! Еще шаг - и Автор скажет, как какая-нибудь современная эльфийка: "Людовик 16 был добрый, но слабый"...

Мне кажется, синьор L del Kiante, здесь кавычки использованы потому, что автор передает термин якобинцев, то, как они называли Людовика. Это не ирония и не сомнения.

Колло д'Эрбуа остался в истории таким, каким его видели 9 термидора, — неистовым, злобным врагом Робеспьера.
А сам МР – не враг самого Колло? Если он (МР) собирался устранить из Комитетов нескольких граждан, в том числе Колло, Бийо, ББ и Вадье, а они действовали в ответ и всего лишь успели опередить МР?.. Это к вопросу о точности выражений и точности смысла.

как в зеркале еще и полное непонимание эпохи - в гендерном плане ).
Возможно. Поэтому у него персонажи выглядят очень современно и говорят современным языком (почти бытовым языком второй половины 20 века).
Но я все же хотела заступиться за земляка )). А может быть, А.П.Л. выбрал такой стиль специально? Нельзя ведь сказать, что он не имел понятия, как выражались в ту эпоху. Он знаком с мемуарами, с документами. Может быть, он решил через более понятный его читателю стиль приблизить к нему персонажей?
Но как бы ни было, объяснение есть более очевидное:
По поводу стиля А.П.Л. Это не самая сильная его сторона, приходится признать. Это объясняется и его симпатией, предпочтениями и целью его работ. У него почти нет светотени, а лучшие свои краски он тратит, конечно, на своих персонажей, а не на "чужих" и чуждых ). (Я и моя собака)

У Ланевиля психологизм другого рода, он более тонкий и трудней уловимый. Но индивидуальные черты он передает точнее, чем Давид. Меньше обобщает.
ББ на трибуне Конвента - модель "закрытая". И между прочим, его поза - это поза скрытого замешательства. Наблюдая за людьми, я давно заметила, что подбочениться часто означает - усилием воли поднять свою уверенность в себе, изобразить уверенность. По его лицу и по глазам мало что можно прочитать. Разве что старание не выдать своих настоящих чувств и мыслей.

Martine Gabrielle, я с Вами согласна, чем крупней художник, тем больше он склонен обобщать и жертвовать индивидуальными частностями в пользу чего-то иного. А портрет Вы описали прекрасно. Именно уверенности и ясности в нем нет, при всех его мягких цветах и ровном освещении.

2015-10-17 в 16:22 

heritier
их дело не пропало
Еще про портрет (мнение Михаила Владимировича Алпатова, цитата из статьи о Кипренском)

2015-10-18 в 09:16 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
И МР Карье из Нанта самолично отозвал
А если и правда отозвал? Не самолично, но это произошло по его инициативе. Как нужно выразиться автору, чтобы точно передать действие?

С-Нежана, так и выразиться: Карье был отозван Конвентом через КОС (или просто отозван КОС - это дело тонкое, тоже надо уточнять) по предложению МР, по инициативе МР, по запросу МР, по требованию, наконец. Ну не было у него, у МР, такого права - единолично принимать решение о действиях комиссаров. И ни у кого не было. А вот у комиссаров, т.е. представителей в миссиях, было. На свой страх и риск именем Конвента и Республики, единой и неделимой, они могли принимать решения и принимали. С разным успехом. Это ведь не только от комиссаров зависело, но и от местных и ситуации конкретной.

А может быть, А.П.Л. выбрал такой стиль специально? Нельзя ведь сказать, что он не имел понятия, как выражались в ту эпоху. Он знаком с мемуарами, с документами. Может быть, он решил через более понятный его читателю стиль приблизить к нему персонажей?
Возможно. Но мне верится с трудом ).


heritier, ну вот, пожалуйста. Три мнения спецов - искусствовед Изольда, искусствовед Алпатов и публицист Левандовский - и все разные ))).

2015-10-19 в 14:38 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
2015-10-19 в 18:14 

Snow palace
Высокие идеи прокладывают себе дорогу в повседневности. Трагедия принимает образ житейской мелочи и обыкновенных людей.
За почти-земляка заступаться я не буду, он действительно далеко не "мастер слова". Кроме того, к любимым своим персонажам относится очень ревниво и лишний "комплимент", даже справедливый, сделать кому-то другому - это выше его сил. Эффект получается как в дамском романе: главная героиня или герой успевает за первые 10 страниц так осточертеть читателю, что он предпочтет любого отрицательного персонажа, но жизненного. При этом умом я понимаю, что если бы сама вздумала взяться за перо/клавиатуру, ничем бы от А.П.Л. не отличалась ;-).

Но на счет идеологии Вадье думаю, что по существу правы и Буонарроти, и А.П.Л. Его демократизм не показной, но того же сорта, что у Вольтера и Руссо: обида на то, что наверх их не принимают.

А сам МР – не враг самого Колло? Если он (МР) собирался устранить из Комитетов нескольких граждан, в том числе Колло, Бийо, ББ и Вадье, а они действовали в ответ и всего лишь успели опередить МР?.. Это к вопросу о точности выражений и точности смысла.
С-Нежана, если ПО Левандовскому, то да, Колло и другие действуют в ответ. А в действительности... Я не знаю. После возвращения Колло из Лиона прошло уже столько времени, столько всего произшло и ситуация столько раз поменялась, что говорить о пушечных расстрелах как прямой причине недовольства МР как-то не логично.

А о портрете - в другой теме, ближе к теме ).

2015-10-20 в 21:02 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Да ну его, Палмера. Чем подтвердите, сэр? А вот у Тома спецдонесения от луи-филипповской администрации в Тарбе - и они свидетельствуют в пользу того, что за ББ за самим хорошенько надзирали и не считали благонадежным...
forster2005, как же это "ну"? он же Палмер ). Интерпретировать можно все с точностью до наоборот и опять и снова наоборот. Его избрали в Генеральный совет департамента? старого, нищего, при виде которого на улицах "старые слуги прежних аристократов крестились" (Тома!). Нет ли тут тайной протекции со стороны администраторов Луи-Филиппа?!.. Оливье Блан, дарю идейку! :pom:

2015-10-21 в 11:49 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Интерпретировать можно все
И всяко (
Его избрали в Генеральный совет департамента? старого, нищего, при виде которого на улицах "старые слуги прежних аристократов крестились" (Тома!). Нет ли тут тайной протекции со стороны администраторов Луи-Филиппа?!.. Оливье Блан, дарю идейку! :pom:
И ведь оглянуться не успеешь, как он или кто-то из той же категории применит! (((

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная