19:15 

Рождественское - Noël Patriotique

allamarie
Aimons-nous tous, soyons unis, pardonnons а nos ennemis
В связи с западным Рождеством.

Помните у Пушкина это стихотворение?

NOËL

Ура! в Россию скачет
Кочующий деспо́т.
Спаситель горько плачет,
А с ним и весь народ.
Мария в хлопотах Спасителя стращает:
«Не плачь, дитя, не плачь, суда́рь:
Вот бука, бука — русский царь!»
Царь входит и вещает:

«Узнай, народ российский,
Что знает целый мир:
И прусский и австрийский
Я сшил себе мундир.
О радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен;
Меня газетчик прославлял;
Я ел, и пил, и обещал —
И делом не замучен.

Узнай еще в прибавку,
Что сделаю потом:
Лаврову дам отставку,
А Соца — в желтый дом;
Закон постановлю на место вам Горголи,
И людям я права людей,
По царской милости моей,
Отдам из доброй воли».

От радости в постеле
Распрыгалось дитя:
«Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?»
А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки;
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши как царь-отец
Рассказывает сказки».

Название дано по-французски, что наводит на мысль о том, что это подражание какому-то французскому источнику. Может быть, даже существует литературная традиция сатирических стихов на тему рождественской ис тории, имено в форме подобных куплетов? Мне известен только нижеследующий жирондистский Noël Patriotique. Автор - Жирей-Дюпре (Girey-Dupré;). Согласно Мишелю Биару, Жирей-Дюпре был близок к Бриссо и руководил издательством «Французского патриота». Его Noël Patriotique, в котором он высмеивает своих политических оппонентов, был написан в конце 1792 года, приобрёл большую известность, и был перепечатан многими журналами. Возможно, именно эти куплеты и вдохновили Пушкина написать собственную версию уже о российской политической ситуации? Вот текст Жирея-Дюпре. Мой неполный перевод следует ниже.

Внимание!! Если кто считает, что высмеивать якобинцев заведомо не смешно и вообще предосудительно, пожалуйста, не читайте!!

Noël patriotique

Dieu se fait sans-culotte
Pour nous offrir les cieux
D’une vierge dévote
Il naît en ces bas lieux
De sa concepcion vous savez la méthode
Le mari très peu s’en mêla
Il en jura, l’on en glosa
Aujourd’hui c’est la mode

Les rois partent, leur place
Est remplie aussitôt
Jésus fait la grimace
Voyant avec Chabot
Le parti cordelier, ennemi des despotes
Qui les poursuit avec ardeur
Mais pour être leur successeur
Et gagner leur culottes

Jésus crut voir Pilate
Sitôt qu’il vit Danton
Joseph franc démocrate
Le maudit sans façon
La sainte vierge eut peur apercevant Rovère
Le boef vit Legendre et beugla
L’âne vit Billaud et trembla
Pour son foin, sa litière

Suivi de ses dévotes
De sa cour entouré
Le dieu des sans-culottes
Robespierre est entré
« Je vous dénonce tous », cria l’orateur blême
Jésus, ce sont des intrigans
Ils te prodiguent un encens
Qui n’est dû qu’à moi-même

Tout près de Robespierre
Joseph vit Desmoulins
« Ah ! Bonjour cher confrère »
Lui dit le saint malin
« Ah ! Bonjour cher patron », lui répond Camille
On rit… Mais ô soudaine horreur !
Qui pourrait peindre la terreur
De la sainte famille

Marat entre…. A sa vue
Le bon dieu brissotin
De sa mère éperdue
Se cache dans le sein
« Père éternel », dit-il, « quel être épouvantable !
Ah ! Fais-le rentrer en enfer
Attends que je sois au désert
Pour m’envoyer le diable »

Un couple dramatique
Marche après Thuriot
C’est Fabre le comique
Et le sobre Collot
Pour bercer l’enfant dieu
Collot lit « L’Inconnu »
On siffle, on baille, on s’endort
Et l’âne seul veillait encore
Quand la pièce fut lue


Noël patriotique (перевод Аллы Джейкобс)

Господь с небес спустился,
Чтоб свой спасти народ
От девы вновь родился
Спаситель-санкюлот
Зачатия его знакома вам метода
Муж был там как бы ни при чём
Весьма судачили о том -
Такая нынче мода

Волхвы ещё успели
уйти недалеко,
а тут уж кордельеры
явилися с Шабо.
Всех деспотов враги, поборники свободы,
Аристократов и царей
Прогнать хотят они скорей
Чтоб их носить кюлоты

Дантон чуть показался,
«Пилат!» - Иисус вскричал
Иосиф не сдержался,
Дантона обругал
Лежандра увидав, мычит от страха Милка
Осёл, увидевши Бийо
За сено стал дрожать своё
И за свою подстилку

В кругу своих любимцев
Со свитою своей
Вот сам бог якобинцев
Явился - Робеспьер.
Оратор всех разоблачить немедленно настроен.
«Иисусе, все они льстецы,
Тебе они поют хвалы
Каких лишь я достоин!»

Семью перепугал
Видом своим Марат.
«Отче, Иисус сказал,
Верни его ты в ад!
Такого страха я не видывал доныне.
Пусть позже он придёт, когда
Сорок ночей и дней поста
я проведу в пустыне!»

Парочка театралов
Входит за Тюрио:
Фабр, комик каких мало,
И чопорный Колло.
Чтобы Иисус уснул спокойно
Колло читает «Незнакомца»
Заместо детской сказки.
Народ зевал, носом клевал
Один осёл не задремал
Дослушав до развязки.

Куплет про Колло считается первым и единственным пре-термидорианским источником, который можно истолковать, как иронический намёк на склонность к злоупотреблению спиртными напитками. «Sobre» можно читать как «трезвый», а можно как «серьёзный, без чувства юмора». Эта последняя интерпретация вполне оправдана контекстом, поскольку автор противопоставляет Fabre le comique et le sobre Collot, а в следующих строках речь идёт как раз о якобы занудной до потери пульса пьесе Колло, которая всех усыпляет (на самом деле она имела значительный успех, да ведь и не имело бы смысла упоминать пьесу, о которой никто не слышал). Иными словами, до термидорианской реакции Колло поливают грязью как драматурга и якобинца, но только в период термидорианской реакции возникает миф о закоренелом алкоголике...

Всем счастливых и патриотических праздников! :new5:

Комментарии
2013-12-24 в 21:01 

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
allamarie, спасибо! :five: Александр Сергеевич остроумней, конечно, чем жирондистский Noël Patriotique, но, в общем, неплохо у гражданина Дюпре вышло.

до термидорианской реакции Колло поливают грязью как драматурга и якобинца, но только в период термидорианской реакции возникает миф о закоренелом алкоголике...
Ага, а Мишле вентилятор... ;-(

URL
2013-12-24 в 21:10 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Лежандра увидав, мычит от страха Милка
Автор как бэ намекает на профессию гражданина Лежандра :lol2:

Дантон чуть показался,
«Пилат!» - Иисус вскричал
Иосиф не сдержался,
Дантона обругал

А тут не совсем понятно. Разве что министр юстиции - "Пилат". Само собой, неправильный министр и юстиция у него неправильная. Правда, вроде бы в 1792 жирондисты и Дантон еще кое-как находили общий язык, или я ошибаюсь?..

Осёл, увидевши Бийо,
За сено стал дрожать своё
И за свою подстилку

Нормально. Экспроприация экспроприаторов.

до термидорианской реакции Колло поливают грязью как драматурга и якобинца, но только в период термидорианской реакции возникает миф о закоренелом алкоголике...
А что им еще оставалось. Плюс миф об освистании в Лионе, и готов "гысторический патрет".

allamarie, большое спасибо! С Рождеством :dance3:

2013-12-25 в 05:15 

allamarie
Aimons-nous tous, soyons unis, pardonnons а nos ennemis
Александр Сергеевич остроумней, конечно, чем жирондистский Noël Patriotique Полностью согласна. Александр Сергеевич рулезззз :lord:<

А тут не совсем понятно. Разве что министр юстиции - "Пилат". М-Воронин, я думаю, вы правы. А конкретнее, это намёк на то, что Дантон вроде как бы закрыл глаза на сентябрьские убийства, так сказать, "умыл руки".

Бийо, конечно, досталось! Я так понимаю, осёл принял его за собрата, и боится, что теперь придётся делиться :-D

2013-12-25 в 12:05 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
allamarie, спасибо, замечательно! и ново, во всяком случае, для меня ).

Правда, гражданину Жирею-Дюпре хотелось бы вопрос задать
От девы вновь родился
Спаситель-санкюлот

Если так, то этот Спаситель, и все св.семейство вкупе, должны быть лояльны и к кордельерам, и к якобинцам?

2013-12-25 в 13:33 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
allamarie, эх, прелесть-то какая! Спасибо, и с Рождеством )

В кругу своих любимцев
Со свитою своей
Вот сам бог якобинцев
Явился - Робеспьер.
Оратор всех разоблачить немедленно настроен.
«Иисусе, все они льстецы,
Тебе они поют хвалы
Каких лишь я достоин!»


Это, пожалуй, самое удачное у автора. В смысле - ядовито и в точку.

2013-12-25 в 20:35 

Martine Gabrielle
Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательность... но одним лишь дуракам даровали боги умение говорить правду, никого не оскорбляя
allamarie, спасибо, это очень интересно.

Почему Пушкин обратился к этим куплетам именно в декабре 1818 года?
В комментарии Т.Г.Цявловской это не объясняется:
"Стихотворение написано в традиционной во Франции форме сатирических рождественских куплетов, называвшихся «ноэль» (от французского Noël — рождество). Куплеты эти, осмеивающие чаще всего государственных сановников и их деятельность за истекший год, непременно облекались в евангельский рассказ о рождении Христа. «Сказки» — единственный ноэль Пушкина, который сохранился до нашего времени (известно, что он создал их несколько). Это сатира на Александра I, который 22 декабря 1818 г. вернулся с Аахенского конгресса."
И прототипов никаких не приводится.
А вот комментарий С.А.Рейсера:
"Это один из тех самых "ноэлей", которые Пушкин читал на ранних собраниях декабристов; он стал популярной песенкой, и не только в декабристской среде."
Можно это считать ответом?.. ;)

2013-12-26 в 00:09 

allamarie
Aimons-nous tous, soyons unis, pardonnons а nos ennemis
Martine Gabrielle, большое спасибо, понятно, теперь всё встало на свои места. Но какая жалость, что другие ноэли Пушкина не сохранились! :depr:

forster2005, очень рада, что понравилось! ;)

Marty Larny, да, тут действительно противоречие. В первом куплете в оригинале говорится, что бог становится санкюлотом («Dieu se fait sans-culotte»). Далее в шестом куплете автор называет его «бриссотинским боженькой» («Le bon dieu brissotin»). То есть Иисус у него и санкюлот и бриссотинец одновременно. Видимо, санкюлот по социальному происхождению и бриссотинец по политической ориентации :laugh:

2013-12-26 в 09:53 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Почему Пушкин обратился к этим куплетам именно в декабре 1818 года?
"Это один из тех самых "ноэлей", которые Пушкин читал на ранних собраниях декабристов; он стал популярной песенкой, и не только в декабристской среде."
Можно это считать ответом?.. ;)

Martine Gabrielle, хороший вопрос и хорошая мысль. Ну, то есть, хотелось бы видеть связь именно с франц. прототипом 1792 года ). Могли быть и другие, посвежей, антибурбонские. Но 1792, декабристы и А.С. - все так приятно вместе складывается...

2013-12-27 в 12:13 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
allamarie, спасибо!

1792, декабристы и А.С. - все так приятно вместе складывается...
forster2005, ваша правда, товарищи ).

2013-12-28 в 06:33 

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
allamarie, спасибо, забавные куплеты, и хороший перевод.
*а ослы - хорошие животные, их даже Леонардо да Винчи ценил за ум и терпение ))*

2013-12-28 в 10:08 

Mezzo soprano
Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. (Теккерей)
allamarie, большое спасибо!!!
Да, Колло и Бийо здесь не повезло, но их помнят до сих пор, а кто такой Жирей-Дюпре, даже сами французы не знают.

2013-12-28 в 16:54 

allamarie
Aimons-nous tous, soyons unis, pardonnons а nos ennemis
Березовый сок и Mezzo soprano, спасибо, мне очень приятно, что вам понравилось! :ura:
*а ослы - хорошие животные, их даже Леонардо да Винчи ценил за ум и терпение ))*
Это верно. Почему всё-таки Бийо сравнили с ослом? Я склоняюсь к тому, что это просто его довольно продолговатое лицо. Это особенно заметно на этих двух портретах.






Да, Колло и Бийо здесь не повезло, но их помнят до сих пор, а кто такой Жирей-Дюпре, даже сами французы не знают.
Mezzo soprano, :hlop: :vo:
Конечно, хотелось бы, чтобы их помнили получше. Но всё-таки более-менее помнят. Во Франции сейчас есть 2 улицы и 1 аллея Колло д'Эрбуа, раньше была улица и сквер Колло д'Эрбуа в Кайенне. У Бийо тоже наверняка есть чем похвастаться.

2013-12-28 в 21:32 

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Конечно, хотелось бы, чтобы их помнили получше. Но всё-таки более-менее помнят. Во Франции сейчас есть 2 улицы и 1 аллея Колло д'Эрбуа, раньше была улица и сквер Колло д'Эрбуа в Кайенне. У Бийо тоже наверняка есть чем похвастаться.
allamarie, есть! Вот тут собирали.

URL
2013-12-28 в 23:27 

allamarie
Aimons-nous tous, soyons unis, pardonnons а nos ennemis
Nataly Red Rose, спасибо, интересно! Похоже, улицы Колло и Бийо в Ла Рошели и аллеи Колло и Бийо в Мартиге соответственно находятся где-то близко друг от друга.

2013-12-30 в 09:12 

Belle Garde
Логика - это искусство ошибаться с уверенностью в своей правоте
allamarie, спасибо!
Почему всё-таки Бийо сравнили с ослом? Я склоняюсь к тому, что это просто его довольно продолговатое лицо. Это особенно заметно на этих двух портретах.
Наверно. А может, еще и его упрямство.
Но 1792, декабристы и А.С. - все так приятно вместе складывается...
forster2005, Martine Gabrielle, да, имеем право так думать, потому что интерес к ВФР был большой, и со стороны декабристов, и со стороны А.С.

2014-01-03 в 13:34 

Оппортунист
Демократия является худшей формой правления, за исключением всех остальных
allamarie, очень любопытно, спасибо.

это намёк на то, что Дантон вроде как бы закрыл глаза на сентябрьские убийства, так сказать, "умыл руки".
Да, а жиронда, как всегда, белая и пушистая, повозмущаться пост-фактум :puke: Что-то я не помню, чтоб они возмущались резней 10 августа, которую устроил всем, нашим и вашим, Луи Толстый.

2014-01-04 в 17:09 

allamarie
Aimons-nous tous, soyons unis, pardonnons а nos ennemis
Оппортунист, согласна, что несправедливо. Практически в отношении всех. А самый несправедливый и пошлый выпад, на мой взгляд, был против Демулена. Я даже сначала пропустила этот куплет в переводе. До меня не сразу дошло, в чём там был юмор. Теперь понимаю, что речь идёт о циркулировавших в то время в прессе слухах о предполагаемой измене Люсили Камилю. Вот этот куплет:

Увидев Демулена,
Иосиф подмигнул
И: «Здравствуйте, коллега!» -
Хитро ему шепнул.
Находчивый Камиль и тут не растерялся.
Святому он сказал: «А, здравствуйте, патрон!»
На что со всех сторон
Всеобщий смех раздался.

2014-01-04 в 19:41 

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
allamarie, пошлый выпад, нет слов. Насколько вообще я смею судить, во Франции, и тогда, и в другие времена (19 век), публичное полоскание частной жизни было, так сказать, политическим оружием. Но каковы жирондисты, а? Вот вам и "интеллектуалы" и "возвышенные ораторы"! Папаша Дюшен нервно курит в сторонке.
Теперь, если кое-где кто-нибудь опять запоет дифирамбы Жиронде, я точно пущу в дело Вашу находку ).

URL
2014-01-05 в 18:18 

Свой среди чужих...
...чужой среди своих
allamarie, спасибо!
Но каковы жирондисты, а? Вот вам и "интеллектуалы" и "возвышенные ораторы"! Папаша Дюшен нервно курит в сторонке.
Nataly Red Rose, Ваша правда. Это подчеркивал еще небезызвестный Генрих Кунов, что по части площадных ругательств и как бэ юмора роялисты и либералы превзошли Папашу Дюшена.

2014-01-07 в 23:04 

Cosmopolite
Армия принципов прорвется там, где не пройдет армия солдат. Т.Пейн
allamarie, кордельеры без Шабо, как и якобинцы, конечно, задеты за живое, но Вам спасибо за интересную историю )

2014-01-08 в 12:55 

Free-trader
Рынки, так же, как и парашюты, срабатывают, только если они открыты.
Колло и Бийо здесь не повезло, но их помнят до сих пор, а кто такой Жирей-Дюпре, даже сами французы не знают.
Mezzo soprano, если и помнят Колло и Бийо, то отнюдь не добрым словом. Жирондистам +500 :-D

2014-01-10 в 23:43 

allamarie
Aimons-nous tous, soyons unis, pardonnons а nos ennemis
"Помнят" и "поминают" – разные вещи. Их слава всё-таки бессмертна, как ни пытались вычеркнуть их имена из коллективного сознания. А репутацией своей они пожертвовали сознательно. Бийо об этом писал прямым текстом. Но и это не на целую вечность, а до тех пор, пока не пробудится сознание человечества в достаточной степени для того, чтобы оценить их вклад в его освобождение. Это время придёт. Это неминуемо. А пока – МЫ будем вспоминать их добрым словом.

2014-01-11 в 08:13 

Homme de La Rochelle
Все меняется, ничто не пропадает
Спасибо, гражданка allamarie.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная