00:18 

протестные движения в Средние века - расширим нашу "социальную базу" )

Свой среди чужих...
...чужой среди своих

Игорь Владимирович Арский
Крестьянские войны в Испании в XV веке
Борьба классов. 1936, № 5
иллюстрации к статье

Восстание "куруцев" в Венгрии в 1514 году
Борьба классов. 1936, № 7

Крестьянская война во Франции в 1358 году ("Жакерия")
Борьба классов. 1936, № 10

Андрей Осипович Букштейн
Крестьянское движение во Франции в XVI веке (о восстании кроканов)
Борьба классов. 1936, № 6
иллюстрации к статье

Всеволод Львович Керов
Южнофранцузские вальденсы
Вопросы истории. 1974, № 5

Народное еретическое движение бегинов юга Франции и Петр Иоанн Оливи
Французский ежегодник 1968

Нина Александровна Сидорова
Народные еретические движения во Франции в XII—XIII веках
Французский ежегодник 1961

Виктор Федорович Семенов
Восстание Уота Тайлера
Борьба классов. 1934, № 11




«И ЖИВЫ ПАМЯТЬЮ СТОЛЕТИЙ…»
очерки о вождях народных движений в средневековой Европе

Минск: издательство «Университетское». 1987


ОГЛАВЛЕНИЕ

В комментариях - об авторах и от авторов, что нашлось.


upd 1.07.13 Добавил еще две статьи Арского - о жакерии и восстании куруцев.

@темы: утопия, социальная история, событие, скачать бесплатно, священное право восстания, свобода-право-власть, религия и церковь, революции, полезные ссылки, персона, новые публикации, массы-классы-партии, источники/документы, история идей, имена, события, календарь, жакерия, ереси, гуситы, военная история, Франция, Средние века, Италия, Европа, Германия, Великобритания, АРТеФАКТическое/иллюстрации

Комментарии
2013-06-29 в 00:42 

Свой среди чужих...
...чужой среди своих

Все, что имеем от тов. Арского - нашелся!

О тов. Букштейне где-то упомянуто, что он погиб на фронте... - да.

Здесь - о Керове. Думаю, он с нами не последнйи раз.

О Нине Александровне - краткая справка.

Ю.И.Ивонин

Т.П.Гусарова

В.А.Федосик

Людмила Петровна

Нина Антоновна

Владимир Ильич
Кстати, ничего, кроме Жанны, я за ним и не нашел...

2013-06-29 в 10:19 

Синяя блуза
Свой среди чужих..., хорошее дело, подкрепление стягиваем ;))

2013-06-29 в 12:34 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
2013-06-29 в 12:50 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Райцес В.И. "Свидание в Шиноне". Опыт реконструкции // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. 2003. М., 2003. Вып. 5.
Райцес В. Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы. СПб.: Евразия, 2003
Это то, что может быть доступно.

10.05.1928 - 24.08.1995
Некролог из альманаха "Одиссей", 1996 г. - учтите, написан Бессмертным, который сами знаете какой ренегат и предатель родины.

24 августа 1995 г. после тяжелой болезни крови скончался Владимир Ильич Райцес.
Его имя - одно из самых ярких в плеяде провозвестников новой исторической науки в России. Одним из первых у нас начал он нащупывать дорогу к осмыслению прошлого, свободному от представлений о фатальности общественного развития. Его влекло стремление показать людей далекого средневековья во всей их конкретности и неповторимости. Каждый из героев его повествований жил своей особой жизнью, повинуясь собственным страстям и устремлениям и вступая в непредсказуемые по результатам столкновения (или сотрудничество) с себе подобными. Однако под пером В. И. Райцеса это отнюдь не вело к превращению прошлого в хаотическое нагромождение случайностей. В основе его подхода лежала та мысль, что - говоря его собственными словами - "высшей формой" исторического синтеза является "воссоздание индивида, ибо человек - и объект, и субъект истории. И разве, вылепляя человека из глины источников и вдувая в него частицу своей собственной души, историк не уподобляется Господу Богу?.." Этой своей нацеленностью на раскрытие человеческих индивидуальностей, воплощавших в себе своего рода "замысел эпохи", как и своей приверженностью к связному рассказу о прошлом, в котором каждый индивид обрисовывался бы с позиции наших знаний о всех аспектах его существования, В. И. Райцес органично вписывается в наиболее продуктивное направление в мировой исторической науке конца XX в.
Один из центральных сюжетов в исследованиях В. И. Райцеса - так называемые etudes jeaniques ("жаннаистика") - изучение комплекса проблем, связанных с жизнью и деятельностью Жанны д'Арк и с восприятием ее феномена современниками и потомками. Как справедливо писал В. И. Райцес, о Жанне мы знаем больше, чем о ком бы то ни было из ее современников, и в то же время трудно найти среди людей XV в. другого человека, чей образ представлялся бы столь загадочным и противоречивым и порождал бы столько споров и недоразумений. Заново прочитав весь корпус источников, связанных с Жанной, В. И. Райцес смог пересмотреть долгое время господствовавший взгляд на нее как на персонаж, так сказать "запрограммированный" на спасение Франции -то ли в облике "лидера партизанского движения", то ли потенциального представителя крестьянского восстания, то ли святой Девы, противостоящей "грешной Женщине". По мысли В. И. Райцеса, подвиг Жанны может быть объяснен лишь исходя из понимания, с одной стороны, "коренных ментальных структур средневековья" и "конъюнктурных, ситуативных умонастроений широких масс", а с другой стороны - исходя из неповторимого своеобразия самой ее личности. Поразительному природному уму этой юной девушки, ее находчивости, самоотверженности, смелости и решительности посвящены едва ли не самые яркие страницы в повествованиях В. И. Райцеса.
Серия его книг по этой проблематике - "Процесс Жанны д'Арк" (М.; Л., 1964); "Жанна д'Арк. Факты, легенды, гипотезы" (Л., 1982); "Жанна д'Арк: Популярный очерк" (Л., 1959) - пользовалась заслуженным вниманием читателей. В ней как нельзя ярче выявилось редкостное сочетание исследовательского дара, широкой эрудиции и недюжинного литературного таланта автора. Неудивительно, что эти книги переводились на другие языки и получали высокую оценку в печати.
Однако В. И. Райцес останется в науке не только как автор книг о Жанне. Пройдя палеографическую школу своего учителя - А. Д. Люблинской, он сумел ввести в науку весьма важные архивные тексты, по-новому раскрывшие облик некоторых социальных движений во Франции начала XVI в. В первую очередь речь идет о восстании горожан Ажена в 1514 г. Прочитав многие сотни труднейших рукописных документов об этом восстании и впервые опубликовав их, В. И. Райцес смог предложить новую трактовку этого социального конфликта. Последний не вписывается, по хорошо аргументированному мнению автора, в серию прокатившихся в то время по Франции антиналоговых восстаний. Ярко выраженная "аграрная доминанта" небольших городов тип Ажена обуславливала их "стадиальное отставание" и особо важную роль здесь мелких горожанземледельцев, в глазах которых муниципальная олигархия представляла не менее (если не более) ненавистную социальную категорию, чем сборщики королевских налогов. Враждебность по отношению к королю определялась для "аженского демоса" не столько налоговым прессом, сколько готовностью короля поддержать городскую верхушку. И потому городская община была готова даже "отдаться" под власть английского или испанского короля, лишь бы восстановить традиционную справедливость в распределении налогов. С точки зрения рядовых жителей Ажена, со свойственными им чисто средневековыми представлениями о политическом устройстве, французский король был не более чем одним из возможных феодальных сюзеренов и "уход" из-под его власти отнюдь не исключался. Как видим, при анализе Аженского восстания - как и при характеристике феномена Жанны - В. И. Райцес стремился во всей полноте раскрыть роль умонастроений участников событий, конкретность импульсов их действий, своеобразие их поступков и устремлений. Ему была глубоко чужда всякая предвзятость суждений, какими бы формулами она ни прикрывалась.
Говоря о важности научного вклада В. И. Райцеса, я хотел бы сказать еще и о том, что помешало ему полностью реализовать себя. В 1937 году, когда Владимиру Ильичу было 9 лет (он родился 10 мая 1928 г. в городе Клинцы Брянской области) его отец - журналист, позднее партийный работник - был арестован, а затем расстрелян. Его реабилитировали - вместе со многими ему подобными - лишь через 18 лет. В течение всей своей юности и молодости В. И. Райцес нес клеймо "сына врага народа". Это причиняло страдания не только психологического плана (как и многие из его сверстников, он был исполнен романтической веры в идеалы коммунизма). В Ленинграде, где жил В. И., в начале 50-х годов сыну "врага народа", да еще и еврею, нечего было и мечтать о научной карьере. После окончания истфака университета для В. И. Райцеса не нашлось не только места в аспирантуре, которое он заслужил своими успешными занятиями, но и должности учителя истории в городской школе. Шесть лет он преподавал далеко за городом и притом не историю, которую так любил, но логику и психологию И даже в период "оттепели", когда после реабилитации отца В. И. Райцес был принят на один год в аспирантуру кафедры истории средних веков Ленинградского университета, ему не нашлось штатного места по специальности. Наукой он был вынужден заниматься в свободное от работы время. Ситуация не изменилась и после блестящей защиты в 1968 г. кандидатской диссертации о восстании в Ажене. Работа оставалась неизданной 26 лет, а ее автору не было позволено занять имевшуюся вакансию на кафедре всеобщей истории Ленинградского пединститута им. Герцена. Не изменили положения ни успех книг В. И. Райцеса о Жанне, ни его известность как научного консультанта выдающегося фильма Глеба Панфилова "Начало". Когда в 1979 г. международный Центр Жанны д'Арк пригласил В. И. Райцеса "как наиболее крупного специалиста по этой проблематике в СССР" приехать за счет Центра на конференцию, посвященную 550-летию освобождения Орлеана Жанной, ректор пединститута, где В. И. работал тогда сотрудником лаборатории учебного телевидения, отказался подписать выездные документы: дело ведь происходило вскоре после нашумевшей истории с преподавателем того же института Ефимом Эткиндом. Этот неослабевающий моральный прессинг не становился для В. И. Райцеса легче от того, что распространялся на многих и многих его коллег. Постоянное сознание ущемленности отнюдь не способствовало научным занятиям. Можно лишь удивляться, что несмотря на все препоны, Владимир Ильич Райцес успел сделать так много. И нетрудно представить, насколько полнее смог бы реализоваться его талант, не виси над ним десятилетиями "дамоклов меч" незаслуженной дискриминации.
Признание пришло слишком поздно.

Ю. Л. Бессмертный

Тут фактически все переписано слово в слово.

Да, а отец - РАЙЦЕС Илья Симонович 1903 – 09.05.1938 Председатель обл. радиокомитета (Тверская=Калининская область)

2013-06-29 в 15:21 

Cosmopolite
Армия принципов прорвется там, где не пройдет армия солдат. Т.Пейн
Свой среди чужих..., спасибо. На карточке Л.П.Сушкевич очень интересная, судя по названию, книга, Средневековье в терминах...

2013-06-30 в 22:49 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Спасибо, гражданин Свой среди чужих...!

2013-06-30 в 23:18 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Свой среди чужих..., спасибо. Жаки рулят ))

2013-07-01 в 21:27 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
"Свидание в Шиноне". Опыт реконструкции
М-Воронин, вот этот текст я бы с интересом посмотрела. Поскольку знакомый нам мсье Робер тоже ведь реконструирует, ни более ни менее.

На карточке Л.П.Сушкевич очень интересная, судя по названию, книга, Средневековье в терминах...
Cosmopolite, да, крайне любопытно.

2013-07-03 в 08:31 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Свой среди чужих..., спасибо!

О тов. Букштейне где-то упомянуто, что он погиб на фронте...
А вот это похоже на правду.
Букштейн Андрей/Николай Осипович (1910, Тифлис, Грузия — 03.01.1943), асп. каф. средних веков. Красноармеец 107-й арт. штраф.роты 24-й с.д. 65-й армии (ЦАМО ф. 58, оп. 18001, д. 1183).
Источник пока единственный.

2013-07-03 в 08:41 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Арский. Подозреваю, что псевдоним, но пока расшифровать не могу.
Информация к размышлению (из программы спецкурса, в котором, о диво, предусмотрено немного на историографию):
Ленинградский кружок историков-испанистов. Н.С.Масленников. А.М.Розенберг. И.В.Арский. Проблемы истории и культуры средневековой Испании в сборнике «Культура Испании». Судьбы ленинградских испанистов в годы Великой Отечественной войны.
49. Арский И.В. Очерки по истории средневековой Каталонии до соединения с Арагоном (VIII—XII вв.). Л., 1941.
50. Арский И.В. Последнее десятилетие визиготского государства в средневековых испанских хрониках (701—710). // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1935. № 5—6, С.55—75.
51. Арский И.В. Реконкиста и колонизация в истории средневековой Каталонии. // Культура Испании. М., 1940, С.42—68.
52. Арский И.В. Сельская община в готской Испании. // Ученые записки ЛГУ. 1939. Вып.4. № 39. Серия исторических наук. С.191—215.

2013-07-03 в 08:46 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
тогда в Педагогическом институте им. А.И.Герцена (Ленинград) сложилась группа исследователей, изучавших историю средневековой Испании. Это А.Е.Кудрявцев, A.M.Розенберг, Н.С.Масленников, И.В.Арский, Г.Н.Коломиец. Отличительными чертами их работ были стремление к масштабной постановке проблем и к широким обобщениям, преимущественный интерес к социально-экономической истории, к положению крестьянства и городских низов, к народным движениям. Эти аспекты акцентировались и при обращении к истории Реконкисты. Впервые в отечественной историографии появились работы, специально посвященные вестготскому периоду в испанской истории, Реконкисте, Кастилии XIII в., социально-политической борьбе в Кастилии XV в., восстаниям комунерос и жерманий. В 1937 г. А.Е.Кудрявцев опубликовал книгу «Испания в средние века», адресованную широкому кругу читателей, — первую обобщающую книгу по истории Испании со времен «Истории Испании и Португалии» В.К.Пискорского.
Хотя характерные для этой группы испанистов крайности марксистского подхода серьезно ограничили научную значимость их работ, в целом они имели большое значение для развития отечественной испанистики. Особого внимания заслуживает сборник статей «Культура Испании» (1940), в котором были опубликованы, наряду с работами историков, труды замечательных отечественных филологов и искусствоведов того времени, в частности, исследование крупнейшего знатока испано-русских культурных связей М.П.Алексеева «Этюды из истории испано-российских отношений».
К сожалению, самый, пожалуй, талантливый из российских историков-испанистов этого поколения, И.В.Арский, опубликовавший в 1935-1941 гг. серию работ по различным аспектам испанской истории VII-XVI вв., погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны.
Отсель.

По крайней мере, два факта - ЛГПИ и Великая Отечественная война.

2013-07-03 в 08:59 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Спасибо АиФ и Пискорскому (в поисковике за ним подтянулся и Арский. ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ).
Достоинствами работы являются:

2013-07-03 в 09:00 

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Но позвольте: для кого так уж несомненно существование общины? В какое время и в каком виде? Почему не назвать ту книгу или те книги, где вопросу подведены итоги? Ведь как оценил бы такую работу, даже такую ссылку, сторонник общины. А пока что он просто вынужден поверить Игорю Владимировичу Арскому, который говорит: "несомненно"

2013-07-03 в 09:13 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Capra Milana, спасибо. И Ольге Антоновне, конечно, тоже, хотя она и обижает нашего Арского ) - кстати, что там она о марксизме-ленинизме сказала?..
АРСКИЙ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ
доцент кафедры истории средних веков исторического факультета 1; 20-21.

Скачал эту Книгу Памяти, листаю, но справки об Арском не вижу. - Извините, это второй выпуск, а нужен первый.
Зато вот что есть:
Ноябрь (1941)
В боях на "Невском пятачке" погиб в бою доцент исторического факультета И.В.Арский, ушедший на фронт добровольцем в первые дни войны (Там же. С.21).

2013-07-03 в 11:08 

Свой среди чужих...
...чужой среди своих
Capra Milana, АиФ, спасибо! Историки вас не забудут ))

2013-07-03 в 21:08 

marianne68
Ceux qui font les révolutions à moitié ne font que se creuser un tombeau
Свой среди чужих..., АиФ, Capra Milana, спасибо.
И Ольге Антоновне, конечно, тоже, хотя она и обижает нашего Арского ) - кстати, что там она о марксизме-ленинизме сказала?..
АиФ, почему "обижает"? вполне аргументированная деловая критика.
Вы взяли тему слишком обширную. Вы спешили. Вы хотели подать марксизм-ленинизм наспех.
Кажется, больше ничего. Я тут не вижу скрытой или тем более явной полемики.

2013-07-03 в 21:14 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
почему "обижает"? вполне аргументированная деловая критика.
Я это слово употребила не вполне серьезно. Но... понимаете, marianne68, это не упрек персонально Добиаш-Рождественской, это взгляд через 70 лет post factum. Ольга Антоновна - известнейший медиевист, ее работы издавались и переиздавались, и вот в том числе это выступление. А об Арском с великим трудом можно найти информацию (да кто еще станет ее специально искать, кроме идиотов вроде наших сообщников). И текст его диссертации не так просто найти. Получается: он, погибший в 33 года, не успев воплотить свои замыслы научные, не может "оправдаться". Последнее слово осталось за тем, чья судьба сложилась счастливее. Как хотите, а мне грустно от такой несправедливости, и претензии предъявлять некому.

2013-07-03 в 21:26 

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Вы взяли тему слишком обширную. Вы спешили. Вы хотели подать марксизм-ленинизм наспех.
Кажется, больше ничего. Я тут не вижу скрытой или тем более явной полемики.

Полагаю из контекста, что она имеет в виду необходимость горазо бОльших массивов данных по социально-экономическим показателям, чтобы подтверждать фактически наличие/отсутствие каких-либо соц. движений таких категорий, как класс. Кто бы спорил. Просто забавно, что - и никто этого не избежал, ну никто! - что правильность применения марксизма-ленинизма служит таким пряником и кнутом при любом разборе полетов...

2013-07-04 в 11:17 

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)
Последнее слово осталось за тем, чья судьба сложилась счастливее. Как хотите, а мне грустно от такой несправедливости, и претензии предъявлять некому.
АиФ, х10.

Спасибо всем за статьи и сведения.

2013-07-05 в 17:09 

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Спасибо, товарищи граждане коллеги!

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная