13:38 

комиссар Антон Правдин

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)

Альбер СОБУЛЬ
О МИССИИ СЕН-ЖЮСТА в РЕЙНСКУЮ АРМИЮ
(БРЮМЕР II ГОДА РЕСПУБЛИКИ)
Приложение: Переписка и деловые документы народных представителей Сен-Жюста и Леба, посланных с чрезвычайной миссией в Рейнскую армию

ИЗ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1789-1794 годов и РЕВОЛЮЦИИ 1848 года во ФРАНЦИИ
Перевод с французского Э.И.Тастевена под ред. А.В.Адо
М.: Иностранная литература. 1960



Миссия Сен-Жюста в Рейнскую армию во многом способствовала созданию легенды о Сен-Жюсте. Блеск его прокламаций, быстрота, с которой он принимал решения, непримиримость в принципиальных вопросах, быстро восстановленное положение — все это содействовало тому, что еще при жизни имя Сен-Жюста было окружено ореолом славы и легенды. Историки, вместо того чтобы обратиться к документам, полагались на предания, еще более преувеличивая и усиливая их.
Не собираясь излагать здесь историю миссии Сен-Жюста в Рейнскую армию, мы все же считаем своим долгом внести в это дело свой первый вклад, публикуя неизданные тексты его переписки и деловых документов. И тогда Сен-Жюст предстанет перед нами таким, каким он был на самом деле: не богом, не тираном, а последовательным революционером, согласовывавшим свои действия со своими принципами.
Историки, изучавшие историю миссии Сен-Жюста в Эльзасе, интересовались главным образом его военной деятельностью. «Переписка» дает многочисленные подробности этой стороны деятельности Сен-Жюста, давно уже отмечавшейся в литературе. В то же время эта «Переписка» позволяет лучше узнать этого человека и его политические устремления. Мы уже писали в другой работе о том, в какой степени происхождение, воспитание и характер Сен-Жюста делали его восприимчивым к надеждам и чаяниям народа, насколько он понимал необходимость поддержки народа для победного завершения борьбы с аристократией.
Социальная деятельность Сен-Жюста дополняется его политической деятельностью. Во время миссии в Эльзасе политические устремления Сен-Жюста и его концепция санкюлотской демократии проявились, возможно, в гораздо большей степени, чем в период его работы в Комитете общественного спасения и в Конвенте. Находясь во главе управления страной, он не мог недооценивать соотношения социальных сил и должен был считаться с руководящей ролью буржуазии в борьбе с аристократией. В Страсбурге же местные условия и предательство заставили его действовать в тесном контакте с санкюлотами, объединенными в народное общество.
«Переписка» освещает нам не только деятельность Сен-Жюста, она рисует его и как человека. Это «причесанное чудовище», «этот кровожадный тигр» был добрым и чувствительным человеком, этот «жестокий молодой человек», по словам Сент-Бёва, верил в дружбу; этот «архангел смерти», как его называл Мишле, верил в человека и в жизнь. Эти черты его характера нашли яркое отражение в «Переписке». Именно они определяют лицо Сен-Жюста, которого охотно объявляли загадочной личностью, дурно истолковывая его действия с помощью плохо подобранных документов.
Забота Сен-Жюста о человеке, которую он ставил превыше всего, видна прежде всего в его отношении к солдату, в котором он в первую очередь видел гражданина. Сен-Жюст заботился о людях не только вообще, с точки зрения потребностей борьбы, которую приходилось вести. Он проявлял о них заботу и в частностях, в конкретных случаях.
Мы подчеркивали эти черты, могущие послужить для агиографии Сен-Жюста, только для того, чтобы освободить его облик от искажений, характерных для низкопробной литературы. «Переписка» в еще большей мере, чем его труд о республиканских установлениях, показывает нам Сен-Жюста таким, каким он был в действительности. При столкновении с действительностью и с людьми некоторые аспекты его взглядов, казавшиеся нам утопией, проступали ярче. Его деятельность согласовывалась с его принципами.
Мы сохранили при издании «Переписки» орфографию и расположение документов. Номера примечаний к документам совпадают с порядковым номером документа, к которому они относятся. Мы сочли необходимым указать, в каком архиве находится оригинал (если он сохранился) каждого акта или копия и в каком издании он воспроизведен. Наши примечания имели целью уточнение текста документов и не могут дать всех пояснений, необходимых для понимания документов, и не претендуют на это. Для этого было бы, в частности, необходимо идентифицировать и охарактеризовать отдельных членов Страсбургского муниципалитета и департамента Нижний Рейн, столь часто упоминаемых в постановлениях и письмах Сен-Жюста, и, следовательно, обратиться к изучению материалов архивов департамента Нижний Рейн. Пришлось бы также обратиться к административным архивам Военного министерства для выяснения личного состава военных. Но составление подобного комментария вышло бы за рамки данной работы.


Вступительная статья Анатолия Васильевича Адо
Классы и классовая борьба во время Французской революции
Проблемы труда во II году Республики
Максимум заработной платы в Париже и события 9 термидора (А.Собуль и Ж.Рюде)

Политические аспекты санкюлотской демократии во II году Республики
Робеспьер и народное движение в 1793—1794 годах
О миссии Сен-Жюста в Рейнскую армию (брюмер II года Республики)
Французская сельская община (XVIII—XIX века)
Крестьянский вопрос в 1848 году
Пример аграрной концентрации в области крупного земледельческого хозяйства
Приложение: Переписка и деловые документы народных представителей Сен-Жюста и Леба, посланных с чрезвычайной миссией в Рейнскую армию


Альбер Собуль
МИФ о СЕН-ЖЮСТЕ
В сборнике «ПОРТРЕТЫ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ»

Albert Soboul
Le MYTHE de SAINT-JUST (1767 - 1794)
PORTRAITS de RÉVOLUTIONNAIRES
Messidor / Éditions socials. 1988


La formation Формирование
                  Origines familiales et attaches paysannes Семейные корни и крестьянские связи
                  Une jeunesse désœuvrée: «l’Organt» Праздная юность: «Органт»
                  Le choc révolutionnaire: «l’Esprit de la Révolution» Революционный шок: «Дух Революции»
Le révolutionnaire Революционер
                  L’Orateur de la Convention Оратор Конвента
                  L’homme de gouvernement Государственный человек
                  Les décrets de ventôse Вантозские декреты
                  Limites et contradictions de la pensée de Saint-Just Границы и противоречия мысли Сен-Жюста
La mission à l’Armée du Rhin Миссия к Рейнской армии
                  L’action sociale Социальная деятельность
                  L’action politique Политическая деятельность
                  Le souci de l’homme Забота о человеке
Grandeur historique de Saint-Just Историческое величие Сен-Жюста


Avant-propos de Claude Mazauric / предисловие Клода Мазорика
Babeuf, le babouvisme et la Conjuration des Egaux / Бабеф, бабувизм и Заговор Равных
Pour le bicentenaire de la naissance de Bara / К 200-летию со дня рождения Бара
Anacharsis Cloots, l’Orateur du genre humain / Анахарсис Клоотс, оратор рода человеческого
Georges Couthon (extraits) / Жорж Кутон (выдержки)
Un conscience religieuse au temps de la Révolution, l’abbé Grégoire / Религиозное сознание во времена Революции, аббат Грегуар
Jacques-René Hebert et le Père Duchesne en l’an II / Жак-Рене Эбер и «Папаша Дюшен» во II году
Robespierre ou les contradictions du jacobinisme / Робеспьер, или противоречия якобинизма
Gilbert Romme / Жильбер Ромм
Le myth de Saint-Just / Миф о Сен-Жюсте
Madame Tallien / Мадам Тальен



Работы Альбера Собуля в электронных библиотеках и материалы о нем
Материалы о Сен-Жюсте
о Филиппе Леба


Заголовок позаимствовал у Е.Урзовой :). Потому что не захотелось озаглавить пост "архангел террора" или еще каким-то на зубах навязшим эпитетом. И вообще, обожательницам и обожателям, жаждущим любой "инфэрнальности", сегодняшние статьи можно проматывать.

p.s. Как по-вашему лучше - "Миф Сен-Жюста" или "Миф о Сен-Жюсте"? Первое точно, но на наш слух непривычнее.

p.p.s. Прошу прощения, что поздно, полдня глючит дайри, хотя админы уверяют, что все в порядке.


Антуана Сен-Жюста и его друзей из разных времен - поздравляю :)

@темы: 18 век, Великая французская революция, Комитет общественного спасения, Сен-Жюст, Франция, военная история, имена, события, календарь, историки, история идей, источники/документы, новые публикации, они и мы, персона, полезные ссылки, социальная история, товарищам, якобинцы

Комментарии
2010-08-25 в 13:53 

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Без диплома спасибо! *и спасибо за долготерпение, ЕВПОЧЯ :)*

URL
2010-08-25 в 14:34 

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Без диплома спасибо! И тебя тоже - с Днем рождения :)

"Миф Сен-Жюста" или "Миф о Сен-Жюсте"? Первое точно, но на наш слух непривычнее.
Во французском вроде должен был бы быть другой предлог, если б "...о..." Но - не знаю, не знаю...
А так вообще - я за вариант "Миф Сен-Жюста", хотя оно и непривычно на слух, но по смыслу более правильно. В такой формулировке некая само-сотворенность этого самого мифа присутствует ;-)

2010-08-25 в 20:13 

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
Без диплома спасибо.
не захотелось озаглавить пост "архангел террора" или еще каким-то на зубах навязшим эпитетом.
солидарна.
Не знаю, как правильно, я думала, "о" - было бы не de, а sur.

2010-08-25 в 20:18 

ipsilanty
Человек, видящий обе стороны вопроса, в сущности, ровно ничего не видит. О. Уайльд
Спасибо! Как "поклонница" именниника, хочу заметить, что, увидев слова "ангел", "архангел", "Люцифер", мне хочется закрыть книжку.

2010-08-25 в 21:51 

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Спасибо, гражданин Без диплома!
не захотелось озаглавить пост "архангел террора" или еще каким-то на зубах навязшим эпитетом. и далее по тексту ;-)
Ах, что же сказать по этому поводу!.. Бывают люди неординарные, незаурядные, необыкновенные, бывают исключительные - в чем-то... но ведь одновременно они - люди. А значит, во многом самые обыкновенные люди. Таков и сегодняшний именинник.
Поздравляю! :)

2010-08-25 в 22:17 

Plume de paon
tantum possumus, quantum scimus
Спасибо, гражданин Без диплома. И я разделяю мнение гражданок Березовый сок и ipsilanty и гражданина Eh voila... Потому я вседа считал наиболее правдивыми эти версии портрета...

2010-08-25 в 22:31 

Homme de La Rochelle
Все меняется, ничто не пропадает
И, будто говоря только для одной себя, молодая женщина начала длинный монолог, а Карлос и Хорхе только одобрительно кивали головой. Вполне понятно, что жить без политического идеала немыслимо; благоденствие народов не может быть достигнуто сразу; разумеется, были совершены серьезные ошибки, но ошибки эти послужат полезным уроком для будущего; она, конечно, понимает, что Эстебан прошел через тягостные испытания, – и глубоко ему сочувствует, – но он, видимо, оказался жертвой своего неумеренного идеализма; она согласна с тем, что в ходе революции были допущены достойные сожаления эксцессы, однако великие завоевания человечества всегда достигались ценою страданий и жертв. Словом, ничто великое не совершалось на земле без кровопролития.
– Это уже сказал до тебя Сен-Жюст! – крикнул Эстебан.
– Сен-Жюст сказал это потому, что был молод. Как и мы, – ответила София. – Когда я думаю о Сен-Жюсте, меня удивляет зрелость этого юноши, только недавно окончившего коллеж.
Все, что рассказывал кузен, ей было известно, – особенно то, что имело отношение к политике, – и, возможно, известно лучше, чем ему, так как его взгляд на события был пристрастен и ограничен, а порою ему мешали должным образом оценить происходящее всякого рода нелепые пустяки и неизбежные проявления наивности, которые ни в коей мере не умаляли величия титанической попытки.
– Выходит, пребывание в аду ничему меня не научило, ничего не дало?… – снова крикнул Эстебан.
Нет, отчего же, она хотела только сказать, что на расстоянии можно составить более верное – менее пристрастное – представление о происходящих событиях. Она весьма сожалела о великолепных монастырях, подвергшихся разрушению, о прекрасных храмах, погибших в огне, об изуродованных статуях, о разбитых витражах. Однако, по ее мнению, стоило пожертвовать доброй половиной всех средневековых памятников, если того требовало счастье человека. Услышав слова «счастье человека», Эстебан пришел в ярость.
– Берегись! Именно такие вот восторженные глупцы, беспочвенные мечтатели, доверчиво глотающие всякую человеколюбивую писанину, фанатики идеи и воздвигают эшафоты.
– Было бы совсем неплохо, если б мы могли, не медля, воздвигнуть эшафот на площади Де-Армас в нашем глупом и прогнившем городе, – отрезала София.
Да, она бы с удовольствием смотрела, как скатываются с плеч головы бездарных чиновников, землевладельцев, угнетающих своих рабов, спесивых богачей, вояк, кичащихся эполетами, – ведь ими буквально кишел этот остров, которому судьба послала самое жалкое и безнравственное из всех существующих правительств: оно держало его в невежестве и низвело до состояния задворок земного шара, превратило в какой-то ящик для сигар.

2010-08-25 в 22:36 

Homme de La Rochelle
Все меняется, ничто не пропадает
Слова эти не мои, и не во всем я согласен... Кстати, роман Карпентьера в сети: "ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ".
Тебя, Без диплома, я хочу поблагодарить.
увидев слова "ангел", "архангел", "Люцифер", мне хочется закрыть книжку.
Это хорошо, гражданка ipsilanty.
Бывают люди неординарные, незаурядные, необыкновенные, бывают исключительные - в чем-то... но ведь одновременно они - люди. А значит, во многом самые обыкновенные люди. Таков и сегодняшний именинник.
Eh voila - может быть.
Plume de paon (отсюда)

2010-08-25 в 23:07 

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Без диплома спасибо.

Тронуло (RMN, как всегда)

2010-08-27 в 11:37 

Mezzo soprano
Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. (Теккерей)
Все 25 августа о нем вспоминала...

Без диплома спасибо!
Не совсем согласна, и с тобой и с Eh voila
Бывают люди неординарные, незаурядные, необыкновенные, бывают исключительные - в чем-то... но ведь одновременно они - люди. А значит, во многом самые обыкновенные люди.
Мне кажется, если человек необыкновенный, то он такой во всем.

Homme de La Rochelle, спасибо! Долго собиралась прочитать этот роман, наконец дожила, что он в сети, нигде искать не надо :)

Plume de paon, да-да, и я Прюдоновский портрет особенно люблю! А ведь есть еще где-то на art.com версия с короткой прической?

2011-07-01 в 19:30 

Опыт - это слово, которым мы называем свои ошибки
Без диплома Тысяча извинений, что добрался до этой ссылки vive-liberta.narod.ru/doc/sj_soubul_doc.pdf через год. Скажите, ссылка еще живая? У меня она не открывается и это более чем огорчает. Заранее благодарен за ответ и прощу прощения за потраченное на меня время.

2011-07-04 в 05:54 

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Arrigo у нас все ссылки живые, других не держим )))
Если у Вас не открывается файл, значит, нет программы под pdf.
Другая возможная причина - надо перенастроить в браузере прокси-соединения, иногда из-за этого глюк с файлами narod.ru. А файл на месте, и ссылка без ошибок.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Vive Liberta

главная