• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: Березовый сок (список заголовков)
18:58 

ББ, Вадье и фра Б-у-а-н-о-т-о-р-р-и

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
19:26 

о переводчиках

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
Нашла сайт, не очень богатый. Но там есть Е.М.Шишмарева, Э.В.Венгерова, Н.И.Немчинова.

Не знаю, к какой записи это добавить. Пока пусть отдельно, потом я уберу...

@темы: 20 век, Россия, Советский Союз, историки, историография, литературная республика, персона, полезные ссылки, товарищам

11:11 

следствие ведут-11: дореволюционный портрет Анны

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
23:31 

из истории якобинского клуба

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
Во владении доминиканских братьев-проповедников,
которых обыкновенно называли якобинцами,
была на улице Сент-Оноре зала - длинная, прямоугольная,
с четыремя рядами сидений, годная для многолюдных собраний.
Тотчас после переезда Собрания в Париж, залу эту, полную
трагических воспоминаний о Лиге и некогда слышавшую священников,
проповедовавших цареубийство, наняли члены Бретонского клуба.
Они основались здесь под именем Клуба друзей конституции и приготовили здесь
народную трибуну, явившуюся соперницей другой трибуны...
Париж сделал этот клуб своим собственным и тотчас же отдал его революции.
Париж назвал его Клубом якобинцев; Париж силою вломился в его двери,
открытые вначале только для депутатов...
А с другой стороны, благодаря Клубу якобинцев и его отделениям
в главных городах королевства, Париж мог разлиться повсюду
и заразить своею кипучею жизнью всю Францию.
Луи Блан



Сергей Михайлович МОНОСОВ
ОЧЕРКИ по ИСТОРИИ ЯКОБИНСКОГО КЛУБА

Харьков: Пролетарий. 1925
Текст подготовлен в формате pdf. Скачать


ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. ФРАКЦИОННАЯ БОРЬБА в ЯКОБИНСКОМ КЛУБЕ
На основе протоколов якобинского клуба, собранных А.Оларом, его же «Политической истории Французской революции», протоколов Парижской коммуны и секций, «Истории французской революции» Л.Блана, работ Ж.Жореса «Конвент» и Г.Кунова «Борьба классов и партий» и др. Представлено в семинарии проф.Н.Лукина в Институте Красной профессуры в 1929 году.


I. Вопрос о конституции. Якобинцы и «бешеные»
10 июня, в день декретирования конституции, Робеспьер разразился целым хвалебным гимном в честь нового акта государственного законодательства. Ему возражал неугомонный Шабо: «Первый недостаток этой конституции - она не гарантирует хлеба тем, кто его не имеет…» Колло д’Эрбуа против Жака Ру и Тео Леклерка, а также народных обществ.

II. Борьба робеспьеровцев и дантонистов против левых групп
Шометт и Эбер: разница между интеллигентным пролетариатом и люмпен-пролетариатом. Антифеминизм.
Клоотс: «Точка опоры, которую тщетно искал Архимед, чтобы сдвинуть землю, и которую духовенство нашло на небе, вы, братья мои, найдете во Франции, чтобы опрокинуть троны…»
В далекой, охваченной пламенем войны Вандее, тоже шла борьба между различными группами якобинцев. Россиньоль, Дантон, Бурдон. Робеспьер колебался…
«Газета Горы», Лаво и Фрерон под обстрелом Эбера. Тюрио, Шабо и Осселен против Дюфурни. А Эбер цитирует Верньо.
Дантон: «Констиутция должна пока как бы уснуть…»
Дехристианизаторская политика эбертистов: а ведь «бог - хороший надсмотрщик за подмастерьями и приказчиками в отсутствие самого хозяина… столярной мастерской» К тому же он «хороший утешитель обездоленных, могущих без надежды этого утешителя совершить совсем нежелательные эксцессы… скажем, требовать «хлеба и конституции»».
Робеспьер против второстепенных персонажей левых - Перейры, Проли и Дефье. Дантон возвращается из деревни: «Мы не для того хотели уничтожить суеверие, чтобы заменить его царством атеизма».

III. Продолжение
Объектом нападения левых были дантонисты - но не надо представлять сих последних действительными, принципиальными противниками террора. Чувствительный Камилл не задумался обречь на смерть жирондистов своими лживыми памфлетами, а в день казни эбертистов подал «забавную» мысль народу - носить на пиках трубку папаши Дюшена.
Шабо и 100000 ренты, или кто такие аристократы. «Старый кордельер». Робеспьер признает за Камиллом право заблуждаться. Фабр д’Эглантин против Венсана, Эбер против Фабра, Колло против Камилла, Камилл за Комитет милосердия. Робеспьер: «они для вида борются друг с другом».

IV. Попытка переворота со стороны левых
Резолюция клуба кордельеров: Филиппо нас оскорбил, Бурдон - его соучастник, Фабр - руководитель всей интриги, а Демулен потерял наше доверие. Да здравствуют Комитеты! Симон и Кутон громят народные общества. Лежандр и Эбер не хотят мириться даже при посредничестве Моморо.
Обстановка накаляется: кордельеры против якобинцев, якобинцы против кордельеров. Если верить Бийо, делавшему доклад немедленно после неудачного переворота, левые предполагали назначить диктатора - «регента республики». Конечно, к выгоде правительства всегда изобразить неудавшееся восстание адским замыслом, сулившим всякие ужасы. Перед лицом надвигавшихся событий, ввиду болезни Кутона и Робеспьера, с соответствующей моменту декларацией в Конвенте выступает Сен-Жюст. Контрманевр Колло. Восстание, святое восстание! - но парижане не простили эбертистам гибели Жака Ру; Коммуна колебалась и… Колло взывает к совести патриотов, восхваляя Комитет общественного спасения, кордельеры капитулируют, но уже поздно.

V. Дантонисты и робеспьеровцы
Теперь они воспрянули духом. Тальен, Бурдон из Уазы и Лежандр нападают на Коммуну. Паша заменяют Флерио-Леско. Лакомб сообщает: бюсты Марата скоро будут заменены бюстами Шарлотты Корде. Камилл окончательно распоясался, так что даже Фрерон смущен. Могли ли поднявшиеся до верхов общества представители богемы удовольствоваться «счастьем Спарты»?! Могли ли они подтягивать распеваемым робеспьеровцами гимнам в честь добродетели?!.. Колло бьет тревогу: «Откройте глаза на опасности! Мы, остановившие восстание при его первых шагах, пойдем наперерез умеренным, полагающим, что ради них мы сражались с заговорщиками…» И Робеспьер вынужден поддержать его. «Наконец-то политический горизонт разъяснился», - объявил Кутон.
Заседания клуба, следующие непосредственно за арестом и казнью дантонистов, являют собой неприглядное зрелище. И трижды не пропел петух, как Лежандр отрекся. И мн.др. тоже.

VI. После гибели дантонистов
«Сраженная партия - не последняя», - объявил Кутон. Кто же они, новые враги? «Левый центр» и «правая Горы». Фракционная борьба уходит внутрь. Если при изучении этой эпохи ограничиться только протоколами… о тогдашних общественных настроениях можно составить самое неправильное мнение.
Программа «против»: секционные общества - к стенке и в застенки, народные общества туда же. Программа «за»: чем привязать разные слои населения к власти? Меры ищут и предлагают Дюкенуа, Колло, Изоре и Бийо. У робеспьеровцев в запасе было одно средство, способное укрепить шаткую диктатуру: Высшее Существо.
Вчерашний атеист Лекинио, индифферентный к вопросам религии Колло и член Комиссии народного просвещения Жульен выражают полное одобрение. А как иначе, если атеисты и вольнодумцы отныне автоматически переходят в разряд «изменников отечеству»!.. В помощь Высшему Существу появляется и закон 22 прериаля. «Дело идет не столько о наказании, сколько об истреблении». Бурдон из Уазы клянется, что уважает Кутона, Комитет, закон, и падает в обморок.
Робеспьера обвиняют в тирании, на что он отвечает: «Патриотов стараются выставить в свете несправедливости и бесчеловечности». В революции, как говаривал Колло, всегда трудно решить, что справедливо и что несправедливо…
Робеспьер сосредоточивает обстрел противников на Фуше. И с успехом, но уже через пять дней якобинцы избирают председателем Эли Лакоста. Мог ли в таких условиях Робеспьер, как вождь целой группы, проявить робость или слабость? Конечно, нет. «Болото» выжидает. Но Карно не спит, и Бийо проявляет отчаянное мужество 8-го термидора. Весы еще качаются… Драка в клубе и политическое завещание Робеспьера.
События бурного дня 9-го термидора общеизвестны. А что происходило вечером в Якобинском клубе?..
Коммуна была уже не та.
11-го термидора депутация якобинцев идет в Конвент. Они не знали, что через три с половиной месяца
Но тут заканчивается первая часть работы - попытки изобразить фракционную борьбу как сопряженные наступления и отступления, атаки и контратаки, победы и поражения, за переменчивостью лозунгов которых стояли постоянные величины.


Часть II. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЯКОБИНСКОГО КЛУБА. ЯКОБИНЦЫ в ЭПОХУ РЕАКЦИИ
Для второй части в качестве источников были использованы изданные Оларом протоколы Якобинского клуба т.VI, газета «Mоniteur» т.т.XXI, XXII, и сборник документов Олара - «Париж во время реакции». В качестве пособий использованы Луи Блан - «История французской революции», т.XI, Deville - «Thermidоr et Directоire» и другие работы, указанные в самих ссылках


I. Первые шаги реакции
II. Борьба за сохранение революционного правительства и террористического режима
III. Тщетная борьба с наступающей реакцией
IV. Агония
V. Некоторые итоги



На наших сайтах (рекомендуемые материалы даны нами и в тексте книги)
Я.Старосельский. Проблемы якобинской диктатуры
Проблемы якобинской диктатуры: тогда и теперь (дискуссии 1970 и 1995 гг.)
Н.Владимирова. Якобинский клуб в дни вареннского кризиса лета 1791 г.
Р.Тонкова-Яковкина. Борьба течений внутри якобинского блока по вопросам максимума и революционного террора
М.Славин. Эбертисты под ножом гильотины
ЯКОБИНСКИЕ КЛУБЫ в БОРЬБЕ с РЕЛИГИЕЙ (подборка документов)
ФРАКЦИОННАЯ БОРЬБА 1793-94 гг. (подборка документов)
ТЕРМИДОР (подборка документов)
Посттермидорианский конвент и ликвидация революционного порядка управления (подборка документов)
К.Добролюбский. Термидор
П.Щеголев. После Термидора
П.Щеголев. К характеристике экономической политики термидорианской реакции
А.Матьез. Термидорианская реакция
А.Матвеева-Леман. Праздник Верховного Существа: критический очерк
А.Олар. Культ Разума и культ Верховного существа
С.Моносов, В.Колоколкин. Что такое термидор?


Для сопоставления дат, которыми помечены документы, можно обратиться к декретам о новом летосчислении и календарю

- - -
Подготовили: Люсиль, Э.Пашковский, Валентина Р., 2004 и 2009 гг.

@темы: якобинцы, экономика должна, социальная история, событие, скачать бесплатно, свобода-право-власть, религия и церковь, полезные ссылки, персона, новые публикации, массы-классы-партии, источники/документы, история идей, историография, историки, дискуссии, Шометт, Франция, Термидор, Сен-Жюст, М.Робеспьер, Европа, Дантон Жорж-Жак, Гракх Бабеф, Великая французская революция, 18 век

08:05 

Авроре навстречу - 7 ноября

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
Сегодня – красный день календаря, 94-я годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции.
К этому дню в нашей библиотеке статьи о разных эпизодах революционного движения в России, с историческими аналогиями, параллелями, сравнениями и противопоставлениями.

С праздником, граждане!


«Иртыш, превращающийся в Иппокрену»

Михаил Антонович Алпатов
СИБИРСКИЙ ЖУРНАЛ — СОВРЕМЕННИК
ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ конца XVIII века

Французский ежегодник 1961


- - -
От Александра Николаевича Радищева до декабристов

Евгений Михайлович Кожокин
РОССИЯНЕ и ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
размышления об известном

Французский ежегодник 1987


- - -
Обращение к вопросу о начале социалистической мысли в России представляется на первый взгляд совершенно неоправданным. Конечно, у разных авторов можно обнаружить различную его трактовку, но все же вряд ли кто возьмется оспаривать наличие основной тенденции, определяющей характер освещения данного вопроса в русской историографии. Начало истории социалистической мысли в России давняя научная традиция, развивавшаяся авторами как народнического, так и буржуазно-либерального направлений, относит к 30-м годам XIX в. и связывает с деятельностью университетского кружка Герцена. Первый русский социалистический кружок — так называл его Н.С.Русанов. «Бесспорный родоначальник» социализма в России — писал о Герцене 30-х годов П.Н.Сакулин. И хотя специальному исследованию проблема возникновения русской социалистической мысли в марксистской науке не подвергалась, большинство советских ученых — историков, философов и литературоведов — следуют этой традиции. «...Первыми проповедниками идей социализма у нас надо считать Герцена, Огарева и их ближайших товарищей», — таково авторитетное мнение В.П.Волгина.
Но является ли простое признание того факта, что Герцен и Огарев первыми «привили» социализм русской мысли, решением вопроса? Удалась ли «прививка»? Действительно ли с деятельности кружка Герцена началась в России социалистическая мысль? И если да, где причины укоренения в русской мысли того времени зерен социализма? Иначе говоря, указание на Герцена и Огарева как на первых русских социалистов еще вовсе не означает научного ответа на не такой уж простой вопрос: почему в России 30-х годов — стране, весьма отсталой в социально-экономическом отношении, — появляются приверженцы и пропагандисты самой передовой общественной теории, совершенно не отвечавшей непосредственным задачам национального развития?
И вот ведь что показательно: в дворянско-буржуазной историографии фразы о Герцене как первом стороннике социализма в России, первом русском сенсимонисте вполне уживаются с суждениями, по существу их отрицающими: ничего социалистического в «социализме» Герцена 30-х годов не было, обращение немногих русских юношей к сенсимонизму в 30-е годы XIX в. не было продиктовано какими-либо социальными потребностями, объективными условиями. Указывая на «отвлеченный и даже книжный характер» социалистической мысли в России 30—40-х годов, многие дореволюционные авторы рассматривали ее обычно лишь как невинное, благородное «увлечение», «пустое мечтание» маленькой группки русских интеллигентов-романтиков, лишь как продукт «чувства» — барского сострадания и симпатии к народу, принимавшего — в трактовке некоторых истолкователей «вечного в русской философии» — даже форму религиозных исканий.
Мы не ставили задачу осветить в данной статье все стороны проблемы возникновения социалистической мысли в России. За пределами нашего рассмотрения остались следующие важные аспекты темы: отношение Герцена к религиозным элементам системы сенсимонизма, истолкование в его творчестве 30-х годов идей реабилитации плоти и освобождения женщины, характер влияния на русскую мысль 30-х годов экономического учения, эстетической платформы и других составных частей сенсимонистской доктрины. Осталась невыясненной и степень воздействия идей утопического социализма на других участников
Сознательно или по недостатку фактических материалов оставляя в стороне эти и некоторые другие аспекты проблемы мы стремились подчеркнуть главным образом следующие две взаимосвязанные мысли:
Обращение русской освободительной мысли к социализму явилось началом преодоления того глубокого кризиса, в котором она находилась после поражения восстания декабристов и июльской революции 1830 года.
Начиная с 30-х годов, важнейшим элементом теоретической основы для поисков нового политического учения становится, благодаря сенсимонизму, идея общественной закономерности.

Александр Иванович Володин
О НАЧАЛЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
ИСТОРИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Памяти академика В.П.Волгина (М.: Наука. 1964)


- - -
Имя Николая Платоновича Огарева неотделимо от истории русского революционного движения. Его по праву можно назвать одним из организаторов первого в России революционно-демократического натиска периода революционной ситуации 1859—1861 гг. Но к революционному демократизму Огарев шел сложным путем идейных исканий, начав свой путь дворянским революционером. Решающее значение имела для него при этом разработка двух вопросов, тесно связанных между собой: вопроса о роли народных масс в истории и вопроса о принципиально новом общественном устройстве, т.е. социализме.
Социалистические воззрения Огарева, будучи одной из разновидностей утопического социализма, были порождены в конечном счете задачами антикрепостнической борьбы, развертывавшейся в отсталой крестьянской стране в то время, когда буржуазный строй уже утвердился в большинстве передовых стран мира и отнюдь не мог являться знаменем борьбы трудящихся масс.

Елена Львовна Рудницкая
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ Н.П.ОГАРЕВА
ИСТОРИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Памяти академика В.П.Волгина (М.: Наука. 1964)


- - -
Социалистическая интеллигенция возникает «начиная с кружка петрашевцев», т.е. с 40-х годов XIX в. К этому же времени он относил начало полувекового периода исканий правильной революционной теории, в результате которых Россия «поистине выстрадала» марксизм.
Революционный марксизм, выступивший в Западной Европе перед 1848 г., поставил ближайшей целью — «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти». Для России, страны крепостного права и деспотической монархии, ближайшей исторической задачей был переход к буржуазному строю. Теория научного социализма, которая была «выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы», выражением исторического движения рабочего класса в капиталистических странах, в России долго оставалась недоступной самым передовым умам. Здесь движение рабочего класса было еще делом будущего. Но одновременно с рождением на Западе научного социализма среди русской передовой интеллигенции получили широкое распространение учения критически-утопического социализма. В России они выражали другое историческое движение — подъем классовой борьбы крепостного крестьянства, сопровождавший кризис феодально-крепостнического строя.
Передовые мыслители 40-х годов не могли, в силу условий русской жизни, совершить переворот в общественной науке, поставив ее на материалистическую основу, хотя они пытались идти в этом направлении. Ответы на поставленные ими вопросы мог дать только исторический материализм.

Вера Романовна Лейкина-Свирская
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ ПЕТРАШЕВЦЕВ
ИСТОРИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Памяти академика В.П.Волгина (М.: Наука. 1964)


- - -

Галина Ивановна Заварова
ВОСПРИЯТИЕ в РОССИИ КНИГИ ЛУИ БЛАНА
«ИСТОРИЯ ДЕСЯТИ ЛЕТ»

Французский ежегодник 1981


- - -

Владимир Ефимович Невлер
Н.А.ДОБРОЛЮБОВ и БОРЬБА ЗА ВОССОЕДИНЕНИЕ ИТАЛИИ
ИЗ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ
И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИИ
Сборник статей в память академика Е.В.Тарле
М.: издательство Академии Наук СССР. 1957


- - -

Николай Сергеевич Травушкин
«ЖАКЕРИЯ» МЕРИМЕ
и РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ в РОССИИ
(90-е годы XIX в.)

Французский ежегодник 1981


- - -

Алла Сергеевна Намазова
РУССКИЙ ПУБЛИЦИСТ М. А. ЗАГУЛЯЕВ
о ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Французский ежегодник 1985
- - -

Борис Самуилович Итенберг
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ 70—80-х годов XIX в.
и ОПЫТ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Французский ежегодник 1976


- - -
Рассматривая те формы, в которых опыт французской революции конца XVIII в. учитывался рабочим классом России, его партией, ее создателем и вождем В.И.Лениным накануне и в ходе первой русской революции, мы сосредоточим внимание лишь на следующих наиболее важных аспектах этой проблемы: использование В.И.Лениным и большевиками уроков борьбы Горы против Жиронды в их борьбе против оппортунистов накануне и в начале революции 1905 г., а также значение опыта якобинской диктатуры в открытии В.И.Лениным типа революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, в пропаганде идеи этой диктатуры в ожесточенных схватках с буржуазными либералами и меньшевиками, в разработке и обосновании В.И.Лениным тактических принципов партии большевиков в годы первой русской революции.

Вадим Сергеевич Алексеев-Попов
ЗНАЧЕНИЕ ОПЫТА ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
для РУССКОГО РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ
НАКАНУНЕ и в ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ 1905—1907 гг.

Французский ежегодник 1970


- - -
«Задача реакции — вытравить эти традиции, представить революцию, как «стихию безумия»... заставить население забыть те формы борьбы, формы организации, те идеи, те лозунги, которые в таком богатстве и разнообразии рождала революционная эпоха. Как тупые хвалители английского мещанства, Веббы, стараются представить чартизм, революционную эпоху английского рабочего движения, простым ребячеством, «грехом молодости», наивничанием, не заслуживающим серьезного внимания, случайным и ненормальным уклонением, так и немецкие буржуазные историки третируют 1848 год в Германии… Таково же отношение реакции к Великой французской революции, которая доказывает до сих пор жизненность и силу своего влияния на человечество тем, что до сих пор возбуждает самую яростную ненависть. <…>
…одно дело — хранение традиций революции, уменье использовать их для постоянной пропаганды и агитации, для ознакомления масс с условиями непосредственной и наступательной борьбы против старого общества, другое дело — повторение одного из лозунгов, вырванного из совокупности породивших его и обеспечивших ему успех условий, и применение его к условиям, существенно отличным».

В.И.Ленин vs Плеханов vs Мартынов

Борис Георгиевич Вебер
В. И. ЛЕНИН и ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЯКОБИНЦЕВ
Французский ежегодник 1970


- - -
Ранее опубликовано по теме:

Эрнест Лабрусс
КАК ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
БЛЕСТЯЩЕ ОБЪЯСНЯЕТ И ОПРАВДЫВАЕТ
ГЕРОИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ



А последняя статья – теоретическая, так сказать…

Андрей Ильич Фурсов
РЕВОЛЮЦИЯ КАК ИММАНЕНТНАЯ ФОРМА
РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФОРМАЦИОННЫХ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ИСТОКАХ
ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Французский ежегодник 1987




Статьи готовили граждане Maria-S, Heritier, Без диплома.

@темы: 18 век, 1830-е, 1848, 1871, 19 век, 20 век, Великая французская революция, Европа, Италия, Комитет общественного спасения, М.Робеспьер, Россия, Россия и Франция, Советский Союз, Франция, дискуссии, имена, события, календарь, историки, историография, история идей, история науки, капитал, либерализм, массы-классы-партии, народники, национально-освободительные движения, новые публикации, они и мы, персона, полезные ссылки, революции, свобода-право-власть, событие, социальная история, товарищам, утопия, философия, якобинцы

20:46 

наши историки: Наталия Павловна Фрейберг

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
13 июля с.г. скончалась доцент Историко-философского института Наталия Павловна Фрейберг, в лице которой историческая наука нашего Союза потеряла ценного и работоспособного товарища.
Н.П.Фрейберг начала свою преподавательскую и научную деятельность только в 1920/21 г. До этого времени она имела связи с контрреволюционной партией эсеров. Осознав в период известного процесса эсеров всю преступность своей политической деятельности, она полностью отошла от партии эсеров, одновременно пересмотрев свои теоретические установки в сторону безоговорочного признания марксизма.
Н.П.Фрейберг в основном сосредоточила свою работу на изучении Великой французской революции. Совершенно несомненно, что в этой области она успела стать одним из наиболее сведущих и компетентных работников среди советских историков. Особенно внимательно т.Фрейберг изучала крайне левый фланг революции – так называемых «бешеных». Ее работа «Декрет 19 вандемьера и борьба бешеных за конституцию 1793 г.» («Историк-марксист» № 6) представляет безусловный интерес для выяснения роли и взглядов этой фракции. В сб. «Классовая борьба в эпоху Великой французской революции», организатором которого была Н.П., ею опубликована статья «Шометт, генеральный прокурор Парижской коммуны, в первые годы Великой французской революции». Очень большую работу по подбору и переводу документов проделала т.Фрейберг для сб. «революционное правительство в эпоху Конвента». Вполне закончена и подготовлена была уже к печати монография т.Фрейберг «Русско-французские отношения во второй половине XVIII в.» Незадолго перед смертью ею был подготовлен большой раздел по истории революции в хрестоматии по эпохе промышленного капитализма, подготовленной Институтом истории. В ходе этой работы т.Фрейберг со свойственной ей тщательностью собрала почти все высказывания Маркса, Энгельса, Ленина по вопросам французской революции. Н.П. много занималась изучением аграрного вопроса в революции, в частности пыталась применить ленинское положение о двух путях развития капитализма в сельском хозяйстве к истории Франции. Кроме того, ею написан ряд статей и заметок в БСЭ по истории революции.
В журнале «Историк-марксист» Н.П. на протяжении ряда лет регулярно вела обзор французских журналов, посвященных Великой французской революции. В «Известиях академии наук» т.Фрейберг была опубликована в 1931 г. работа о французских цехах XIV-XVI вв. Тов.Фрейберг была активным работником общества историков-марксистов, секретарем секции по истории промышленного капитализма, много работала в комиссии по массовой работе Общества. Свою педагогическую работу она рассматривала в первую очередь как массовую общественную работу. О ее выдающихся качествах педагога говорит то, что Наркомпроссом ей поручено было участвовать в работе по составлению стабильного учебника по истории. Тов.Фрейберг успела до смерти закончить эту работу – в учебнике по истории для 7-го и 8-го годов обучения ею написан ряд глав, в том числе главы по истории французской революции.
Отличительной чертой т.Фрейберг была исключительная преданность работе и тщательность в ее выполнении, большая работоспособность. Тем более чувствительной является потеря Н.П.Фрейберг, которая многое могла бы еще дать советской науке.

Группа по истории эпохи промышленного капитализма и довоенного империализма
Историк-марксист. 1933. № 5. С.208


Шометт, генеральный прокурор Парижской коммуны, в первые годы Великой французской революции


- - - - -
еще отсебятина

upd: Очень важные материалы от гражданина marty larny, поднимаю из комментов.

Итак, Наталия Павловна Вольногорская
и вредоносные преступные элементы партии социалистов-революционеров.


Попробуем сопоставить

@темы: товарищам, социальная история, революции, полезные ссылки, персона, они и мы, новые публикации, история науки, история идей, историография, историки, Советский Союз, Россия и Франция, Великая французская революция, 20 век, 18 век

08:08 

наши историки: Константин Павлович Добролюбский

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)

Константин Павлович Добролюбский
17.05.1885 – 1.02.1953


1 февраля 1953 года, на 68-м году жизни, скончался доктор исторических наук, профессор Одесского государственного университета Константин Павлович Добролюбский.
К.П.Добролюбский принадлежал к тем деятелям старшего поколения нашей науки, чье мировоззрение складывалось под влиянием революционной борьбы начала ХХ в., формировалось на основе марксизма.
К.П.Добролюбский родился 17 мая 1885 г. в селе Грачёвке, Бузулукского уезда, Самарской губернии. В 1904-1906 гг. он участвует в подпольных социал-демократических марксистских кружках в Оренбурге (г.Чкалов), затем в Казани, где он поступил в 1906 г. на историко-филологический факультет Казанского университета. Летом 1908 г. Добролюбский был арестован за принадлежность к нелегальной организации и выслан на 2 года в Великий Устюг, Вологодской губернии.
В 1911 г. К.П.Добролюбский выехал по политическим мотивам за границу, в Швейцарию. Находясь в 1911-1913 гг. в Цюрихе, Константин Павлович продолжает в местном университете свое историческое образование и начатые еще в Казани научные занятия. Эти годы явились важным этапом в формировании общественно-политических взглядов ученого. К.П.Добролюбский находился тогда под влиянием русских революционных социал-демократов – ленинцев, живших в Цюрихе.
В 1913 г. К.П.Добролюбский поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета и окончил его с дипломом первой степени и золотой медалью. В стенах Одесского университета протекала вся последующая плодотворная научная и педагогическая работа К.П.Добролюбского, в полной мере развернувшаяся лишь после Октябрьской революции.
С 1920 г. К.П.Добролюбский работает в Одесском университете доцентом, затем профессором, с 1933 г. до конца жизни заведует кафедрой новой истории.
Своей многолетней педагогической работой, руководством аспирантами К.П.Добролюбский внес значительный вклад в дело подготовки кадров советских историков.
Лекционные курсы и специальные семинары К.П.Добролюбского отличались не только разнообразием тематики (от истории Франции XVI-XVIII вв. до истории современных международных отношений), но и глубиной анализа излагаемых вопросов.
Наибольшую научную ценность представлял, несомненно, ряд его специальных курсов по историографии и источниковедению нового времени, по истории Франции XVI-XVIII вв. (напечатаны в 1936 г. на стеклографе на парвах рукописи) и в особенности капитальный курс по истории французской буржуазной революции конца XVIII века. Именно изучению этой революции К.П.Добролюбский посвятил главным образом свою научную деятельность. Здесь его авторитет как исследователя особенно велик. В этой области К.П.Добролюбский трудился чрезвычайно упорно и целеустремленно на протяжении 25 лет.
К.П.Добролюбский восполнил один из крупных пробелов в марксистской историографии французской буржуазной революции конца XVIII века. Его статья «Термидорианская реакция», появившаяся в 1926 г. на страницах «Историка-марксиста», открыла серию работ по этому вопросу (всего их было 16). Они печатались вплоть до 1949 г. в ряде наших центральных исторических изданий («Известия Академии наук», «Историк-марксист» и др.), а также в сборниках работ исторических факультетов университетов Одессы, Харькова и Львова.
Подводя итоги проделанным исследованиям, К.П.Добролюбский выпускает в 1930 г. монографию «Экономическая политика термидорианской реакции».
В 1949 г. Добролюбский завершает осуществление плана своих исследований опубликованием второй монографии, «Термидор. Очерки по истории классовой борьбы во Франции в 1794-1795 гг.».
Особо следует отметить многолетнюю работу К.П.Добролюбского по изучению историографии французской буржуазной революции конца XVIII века и нового времени в целом. Добролюский написал ценную общую статью о И.В.Лучицком и о работах Н.И.Кареева по истории парижских секций во время революции.
Свою научную и педагогическую работу Константин Павлович Добролюбский всегда сочетал с общественной деятельностью. В 1939-1947 гг. его избирали депутатом Одесского городского Совета депутатов трудящихся. В 1945 г. К.П.Добролюбский вступил в ряды КПСС.
К.П.Добролюбский обладал редким трудолюбием, высоким чувством научного и общественного долга. Уже тяжело больной, ученый не прекращал работы.
Заслуги профессора Константина Павловича Добролюбского были отмечены советским правительством. Ученого наградили орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.».
Советская историческая наука потеряла в лице К.П.Добролюбского одного из своих видных деятелей.

Вопросы истории. 1953. № 7

К.Добролюбский. Классовая борьба в парижских секциях в первые месяцы после 9 термидора
К.Добролюбский. Термидорианская реакция и общественное настроение в Париже по наблюдениям немцев-очевидцев
К.Добролюбский. Термидор. Очерки по истории классовой борьбы во Франции в 1794-1795 гг.


- - -
от себя лично )

@темы: 20 век, 18 век, история идей, историография, историки, Термидор, Советский Союз, Россия и Франция, Великая французская революция, история науки, новые публикации, они и мы, персона, полезные ссылки, революции, товарищам

15:53 

революционная традиция в России

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)

Игорь Константинович Пантин, Евгений Григорьевич Плимак, Владимир Георгиевич Хорос
РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТРАДИЦИЯ в РОССИИ: 1783–1883 гг.

М.: Мысль. 1986. 343 с.


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМАЦИОННОГО ПОРЯДКА
Глава 2. АЛЕКСАНДР РАДИЩЕВ. У ИСТОКОВ РОСИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ТРАДИЦИИ
               «Нам вольность первый прорицал»
               «Из мучительства рождается вольность»
               «Пример твой мету обнажил»
               «Сей был и есть закон природы»
               «Из вольности рабство»
               «Мир, суд правды, истина, вольность лиются от трона»
               Трагедия «осмнадцатого столетия»
               Зачем нужен нам анализ «духовных драм» революционеров?
Глава 3. РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ в ВОЕННЫХ МУНДИРАХ
               «Почему же не так у нас?»
               Как понимать формулу «Мы были дети 1812 года»?
               Российская «историческая альтернатива» начала XIX века
               «Дворянская революционность – категория общеисторическая, а не только российская»?
               «В просвещении стать с веком наравне»
               Планы восстания и их исполнение
               Декабристы и народ
               На Сенатской площади
               Что же погубило декабристов?
               Могли ли декабристы «творить историю» в случае военной удачи?
               Трагедия не только национальная, но всемирно-историческая
Глава 4. РОССИЙСКАЯ УТОПИЯ ПАВЛА ПЕСТЕЛЯ
               «Мы не будем ходить по розанам»
               «Денежная аристокрация готовит миру новые затруднения»
               Централизм власти ради общего «благоденствия»
Глава 5. У ИСТОКОВ «РУССКОГО СОЦИАЛИЗМА»
               «Жажда в новом мировоззрении»
               П.Я.Чаадаев: «упование в горести»
               «Нам стыдно было бы не перегнать Запада»
               От сенсимонизма – к «русскому социализму»
               «Вы пролетариатом к социализму, мы – социализмом к свободе»
Глава 6. 1861 год: на ПЕРЕЛОМЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
               Реформа 1861 года как побочный продукт революционной борьбы
               Выработка российскими демократами стратегии и тактики революционной борьбы
               Кульминационный момент борьбы
               Крестьянская революция – ожидания и действительность
Глава 7. НИКОЛАЙ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ: на ПУТИ к СОЗДАНИЮ «ПРАВИЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ»
               К историческому материализму
               Критика капитализма. Социализм
               Историческая деятельность «политиков» и «простолюдинов»
               «Что делать?»
Глава 8. НЕЧАЕВ и «НЕЧАЕВЩИНА». ЗАГОВОРЩИЧЕСТВО в РОССИИ
               Революционер или авантюрист?
               Истоки и отголоски «нечаевщины»
               «Во имя любви к народу»
               «Производить как можно более и потреблять как можно менее»
Глава 9. «ХОЖДЕНИЕ в НАРОД»
               Действенное народничество как феномен группового сознания
               «Разделяющая стена между нашим братом и народом»
Глава 10. ТУПИКИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ТЕРРОРИЗМА
               От «хождения в народ» к терроризму
               Зигзаг истории
               Могло ли российское самодержавие поступиться принципом самодержавия?
               Агония революционного подполья
               «В наших тогдашних понятиях царил сумбур»
Глава 11. ДОМАРКСИСТСКИЙ ПЕРИОД ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ в РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ
               Первые этапы революционного движения в России
               Национальное и универсальное в освободительном движении России
               К проблеме типов революционного сознания и поведения
               Разночинство и марксизм
Глава 12. МАРКСИСТСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
               «Русские сюжеты» в теоретическом поиске К.Маркса
               Плеханов о перспективах освобождения России
               Ленинская концепция российской революции
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Источники и литература

скан/pdf, после оглавления - дополнительные ссылки. 15 Мб

Извините, что закончила работу не к сроку, 14 декабря (

upd 8/01/11
В формате DjVu (with raw OCR), 8.2 Mb [HTTP] [GNUnet] подготовил rexy_craxy

@темы: 18 век, 19 век, Великая французская революция, Европа, Просвещение, Россия, декабристы, история идей, источники/документы, либерализм, литературная республика, массы-классы-партии, народники, новые публикации, они и мы, персона, полезные ссылки, революции, свобода-право-власть, социальная история, утопия, экономика должна

09:25 

революционеры и либералы России

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)

РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ и ЛИБЕРАЛЫ РОССИИ


М.: Наука, 1990. 336 с.

В сборнике, посвященном 100-летию со дня рождения Бориса Павловича Козьмина, исследуются взаимоотношения революционеров и либералов - одна из коренных проблем общественного движения. Повествуется о различных течениях революционной мысли в этот период, об идейном разногласии в освободительном движении, о направленности русского утопического социализма.
СОДЕРЖАНИЕ
(Для публикации в нашей библиотеке мы выбрали несколько статей – их названия выделены жирным шрифтом)
В.А.Твардовская, Б.С.Итенберг. За изучением революционного движения в России (К столетию со дня рождения Б.П.Козьмина)
Б.С.Итенберг. Революционеры и либералы в пореформенной России
Б.П.Балуев. Либеральное народничество и Г.В.Плеханов (проблема интеллигенции)

В.А.Твардовская. Революционная демократия и Ф.М.Достоевский
Н.М.Пирумова. «Русский социализм» А.И.Герцена
Е.Л.Рудницкая. «Общество Народного Освобождения» и его русские связи (кружок П.Г.Заичневского)
В.И.Харламов. Публицисты «Недели» и формирование либерально-народнической идеологии в 70-80-х годах XIX в.
В.Я.Гросул. Газета «Общее дело» о событиях в Юго-Восточной Европе (80-е годы XIX в.)
Е.А.Дудзинская. Общественно-политическая деятельность А.И.Кошелева в пореформенное время
А.С.Нифонтов. Письма русского посла Н.А.Орлова 1859-1865 гг.
С.В.Мироненко. «Московский заговор» 1817 г. и проблема формирования декабристской идеологии
Т.В.Мальчикова. Проблемы истории рабочего движения в исследованиях Б.П.Козьмина
О.В.Будницкий. История «Народной воли» в идейной борьбе первой российской революции
Б.М.Шахматов. Журнал и газета «Набат» П.Н.Ткачева (указатель содержания)

Дополнительный список научных трудов Б.П.Козьмина


Скачать


Из статей:

Борис Самуилович ИТЕНБЕРГ
РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ и ЛИБЕРАЛЫ в ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ


Борис Петрович БАЛУЕВ
ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАРОДНИЧЕСТВО И.Г.В.ПЛЕХАНОВ
(ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ)


Елена Львовна РУДНИЦКАЯ
«ОБЩЕСТВО НАРОДНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ» и его РУССКИЕ СВЯЗИ
(кружок П.Г.Заичневского)


Сергей Владимирович МИРОНЕНКО
«МОСКОВСКИЙ ЗАГОВОР» 1817 г.
и ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКАБРИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ


Т. В. МАЛЬЧИКОВА
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ
в ИССЛЕДОВАНИЯХ Бориса Павловича КОЗЬМИНА


Олег Витальевич БУДНИЦКИЙ
ИСТОРИЯ «НАРОДНОЙ ВОЛИ»
в ИДЕЙНОЙ БОРЬБЕ ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


Борис Михайлович Шахматов. Журнал и газета «Набат» П.Н.Ткачева (указатель содержания)


Скачать

Тематические материалы
Т.Кондратьева. Большевики-якобинцы и призрак Термидора
М.Покровский. Очерки русского революционного движения XIX - нач. XX вв.
О.Орлик. Передовая Россия и революционная Франция (1830-е гг.)
П.Ткаченко. Восприятие революционными разночинцами идей западноевропейского утопического социализма
М.Домманже. Бланки


Сканировал гражданин Без диплома

@темы: якобинцы, свобода-право-власть, революции, они и мы, новые публикации, народники, массы-классы-партии, либерализм, история идей, дискуссии, декабристы, Россия, 20 век, 19 век

21:07 

декабристы, народники, марксисты

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)

Vive Liberta

главная