Записи пользователя: Marty Larny (список заголовков)
19:37 

"бешеные" и Бабеф

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него

Яков Михайлович Захер
БАБЕФ И «БЕШЕНЫЕ»
Французский ежегодник 1960


В середине февраля 1793 г. Бабеф прибыл в Париж, где оставался до 24 брюмера II года Республики (14 ноября 1793 г.). В эти же месяцы достигло своего наивысшего подъема движение «бешеных». Пытаясь установить существование прямой связи между «бешеными» и Бабефом, мы должны обратиться именно к этому времени.
Впрочем, нужно сразу же оговориться. Всем, изучавшим историю «бешеных», хорошо известно, что далеко не все руководители этого движения, несмотря на общность их взглядов и тактики, поддерживали непосредственные личные отношения между собой. Однако отсутствие личных связей не мешало обычно отдельным представителям «бешеных» действовать в одном и том же духе и защищать друг друга от нападок якобинцев.
Совершенно очевидно, что, говоря о возможной связи Бабефа с «бешеными», следует иметь в виду не столько прямую личную связь, сколько общность тактики на отдельных этапах революции и в лучшем случае взаимную поддержку... Поиски такой связи, естественно, следует начинать с выяснения вопроса о взаимоотношениях Бабефа с виднейшим представителем движения «бешеных» — Жаком Ру
Значительно больше данных имеется об отношениях Бабефа и Варле
некоторое отступление: общая характеристика обстановки, сложившейся в первые месяцы термидорианской реакции, а также в период, непосредственно предшествовавший ей.
…Таково было положение в Париже, когда во второй половине августа 1794 г. туда возвратился Бабеф.
Подведем теперь некоторые итоги. Анализ имеющихся в нашем распоряжении источников показал, что если у историка и нет достаточных оснований утверждать существование личных связей между Бабефом и вождем «бешеных» Жаком Ру весной и летом 1793 г., однако их высказывания по ряду важнейших вопросов того периода отличаются большим сходством. Что же касается взаимоотношений Бабефа и Варле, то здесь положение иное и имеются основания говорить уже не только о совпадении высказываний, но и о непосредственной личной связи. И если для 1793 г. существование такой связи мы можем лишь предполагать, то в отношении второй половины 1794 г. и первой половины 1795 г. речь идет о гипотезе, имеющей очень большую степень вероятности. Это подтверждается как фактом совместного участия Бабефа и Варле в деятельности Электорального клуба, так и письмами Варле и его товарищей по заключению к Бруту Манье и письмами Данеля и Жермена к Бабефу.
Но хотя существование личных связей, а на отдельных этапах революции (летом 1793 г. и в начале термидорианской реакции) и тактической связи между Бабефом и некоторыми деятелями «бешеных» представляется более чем вероятным, однако значения этой связи, а также степени влияния взглядов «бешеных» на Бабефа, ни в коем случае не следует преувеличивать. Достаточно сказать, что в то время как «бешеные» не поднялись до осознания необходимости ликвидации частной собственности на средства производства как таковой, независимо от источников ее происхождения, и требовали лишь конфискации богатств, нажитых путем спекуляций, Бабеф уже с 1786 г. во главу угла своих взглядов ставил положение о необходимости отмены всякой частной собственности на средства производства.
Другим вопросом, в котором Бабеф сделал огромный шаг вперед по сравнению с «бешеными», был вопрос о диктатуре. В то время как «бешеные», увидев, что якобинская диктатура направлена не только против аристократов, но и против плебейских масс, пришли к неправильному выводу о необходимости ликвидации всякой диктатуры вообще, Бабеф пришел к заключению, что на смену буржуазно-демократической диктатуре якобинцев должна прийти не буржуазная демократия, а революционная диктатура, осуществляющая «равенство на деле», а не только «равенство в правах».
Все сказанное выше позволяет утверждать, что по сравнению со взглядами «бешеных» взгляды Бабефа представляют собой качественный скачок огромного исторического значения. Но все же, несмотря на это, некоторую роль в развитии взглядов Бабефа сыграла и его связь с «бешеными», и именно в этом (наряду с тем непосредственным влиянием, которое они оказали на ход классовой борьбы) и заключается один из аспектов исторической роли Жака Ру, Варле и их единомышленников.

Другие работы Я.М.Захера и материалы о нем

@темы: социальная история, свобода-право-власть, полезные ссылки, персона, новые публикации, массы-классы-партии, история идей, историки, Франция, Термидор, Комитет общественного спасения, Комитет общей безопасности, Гракх Бабеф, Великая французская революция, 18 век, экономика должна, якобинцы

11:16 

хлорид натрия в политэкономии

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Впервые во Франции узнали имя Бабефа не в 1795 г., когда приобрела известность его газета «Tribun du Peuple», и не в 1796-1797 гг., когда Директория подняла огромный шум вокруг «заговорщиков», арестованных 21 флореаля IV года и перевезенных в клетках в Вандом для предания Верховному суду. В докладных записках генерального контролера финансов, в стенах Учредительного собрания, на столбцах парижской печати это имя появилось гораздо раньше, уже в июне — июле 1790 г., в связи с массовым движением против косвенных налогов в Пикардии, возглавленным тогда еще и не Гракхом, а просто Франсуа-Ноэлем Бабефом. …это движение было его первой политической школой, первым его выступлением как самостоятельного политического деятеля. Оно не только было его боевым крещением и обогатило Бабефа большим опытом. Те черты в поведении и характере Бабефа, которые выявились во время этого пикардийского движения и его первого тюремного заключения, во многом объясняют, почему именно этот до революции скромный провинциальный февдист в захолустном городке Руа стал вдохновителем и организатором навсегда вошедшего в историю освободительной борьбы человечества «Заговора во имя равенства».

Виктор Моисеевич Далин
НАЧАЛО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАБЕФА
Французский ежегодник 1960



собственно о соляном налоге - краткий экскурс

Именно в этих условиях, как рассказал Бабеф 7 марта 1790 г. в своей речи на заседании муниципалитета Руа, к нему обратился председатель объединения трактирщиков этого города, который состоял в переписке с Комитетом докладов Учредительного собрания «по поводу трудностей при взимании налоговых сборов, с просьбой составить мемуар и в нем наилучшим образом защитить их интересы ...Я составил этот мемуар, но в моем духе».
Эту петицию Бабеф направил не только в Учредительное собрание, но и отдельным его членам, которых он считал представителями «патриотической» части, — Барнаву, Грегуару, Петиону де Вильнёв и епископу Отенскому (Талейрану). В этом списке нет Робеспьера, но нет и Ламетов. К ним, как к крупным землевладельцам Перонна, Бабеф относился очень недоверчиво. В этом списке нет уже и Мирабо; его фамилия сперва значилась в одной из рукописей, но была затем вычеркнута: в марте 1790 г. отношение Бабефа к Мирабо уже изменилось. Наличие в этом списке Талейрана объясняется тем, что как раз тогда епископ Отепский выступил в качестве наиболее энергичного сторонника конфискации церковных имуществ, что, естественно, привлекало к нему симпатии Бабефа. Большое впечатление на него, как мы сейчас увидим, произвела речь Петиона при обсуждении Декларации прав человека и гражданина. Обращение к Барнаву свидетельствует о большой популярности, которой еще пользовался тогда будущий руководитель «фельянов».
Ответ Учредительного собрания на этот раз не заставил себя долго ждать. 24 февраля Грегуар от имени Комитета докладов сообщил о том, что петиция направлена в финансовый комитет. Протест Руа был далеко не единственным — сопротивление восстановлению «габели» было совершенно единодушным во всей стране. К тому же практически этот налог все более терял свое значение: за четыре первых месяца 1790 г. он принес только немногим больше миллиона ливров (1116188 ливров). 26 февраля Собрание поручило финансовому комитету в восьмидневный срок внести проект о «замене соляной подати». Бабеф приветствовал это решение и с особым удовлетворением отметил, что «ревностный господин Барнав внес добавление о том, чтобы такая же участь постигла и те налоги, которые носят название aides».
На необходимости уплаты налогов настаивали не только умеренные депутаты Собрания. Ее отстаивал, судя по некоторым документам Бабефа, один из очень влиятельных депутатов, Александр Ламет, считавшийся тогда еще весьма левым. Эту позицию защищал тогда сам Робеспьер, который писал в начале 1790 г. генеральному контролеру финансов де Ламберу: «Я отнюдь не выказал себя столь ревностным сторонником аристократии, чтобы меня можно было абсурдно заподозрить в том, что я желаю способствовать ее видам, колебля законное взимание податей» (по сему поводу стоит посмотреть переписку Робеспьера и комментарии). Не весной 1790 г., а даже позднее, в октябре, эту позицию продолжал отстаивать Жильбер Ромм.
Бабеф совершенно не разделял этой слишком «легалистской» позиции, на которой стояли даже такие честные и последовательные демократы, как Робеспьер и Ромм. Он не отступил перед мартовскими декретами Учредительного собрания. Наоборот, именно тогда он поставил своей задачей распространить движение за пределы Руа. …Бабеф, явно стремясь создать более широкое демократическое движение в Пикардии, отнюдь не ограничивался вопросом о взимании косвенных налогов. Круг вопросов, которые затрагивает Бабеф в своем послании, чрезвычайно широк. Он пересылает в Перонн «учредительный устав» «волонтеров гражданской гвардии» Руа, проект петиции о реорганизации, судопроизводства, свое письмо к Грегуару об отмене права на лишение наследства. Он информирует о борьбе парижских дистриктов за «непрерывность» их заседаний и призывает подражать им. Намечая такую широкую программу деятельности, Бабеф не упускал из виду центральной тактической задачи.
В противоположность позиции, занятой даже Робеспьером, Бабеф доказывал в своем письме необходимость сопротивляться декрету, принятому Учредительным собранием 21—22 марта. Бабеф решительно оспаривал те советы, которые давал пероннцам их депутат Александр Ламет, — подчиниться декрету, выплачивать aides в ожидании дальнейших налоговых реформ. Только тогда, когда «возникла мощная конфедерация» против восстановления соляной подати, Собрание вынуждено было заняться этим вопросом. Но аристократическая часть Собрания добилась все же сохранения застав, сборов с напитков, обязательства оплаты недоимок. «С этим соглашаться нельзя, этому гнету следует сопротивляться».
Бабеф излагает свой план действий: необходимо составить «мемуар», изложить в нем выводы, к которым пришли авторы важнейших произведений о «теории налогов», и обосновать необходимость полной ликвидации aides. Этот мемуар, который будет иметь форму петиции к Национальному собранию, нужно распространить во всех городах провинции. Через деревенских трактирщиков нужно собирать подписи под петицией и во всех деревнях. Петицию следует подписывать в двух экземплярах — один посылается в Учредительное собрание, другой нужно сохранить. Таким образом, «со всех концов провинции начнут поступать одинаковые требования, и притом в одних и тех же выражениях... Этот путь законный, он основан на праве сопротивляться угнетению, это единственный путь, который обеспечивает успех... Нельзя отказать в общем требовании целой провинции, особенно, если оно справедливо». Но если Собрание уступит одной провинции, то это решение будет распространено и на всю страну, так как сейчас законодательство носит общенациональный характер. При всей его кажущейся наивности, он имел, несомненно, рациональное зерно.
Петиция сразу получила самое широкое распространение. Несомненно, петиция дала толчок массовому движению, охватившему всю Пикардию. Об этом можно лучше всего судить по докладам генерального контролера финансов де Ламбера. 28 июня де Ламбер направил председателю Собрания тревожную записку «О положении с взиманием aides в городах бывших округов Амьен и Суассон». В ней констатируется, что Пикардия охвачена постоянным «восстанием» против взимания aides, «очагами восстания являются города Перонн, Сен-Кантен и Руа». Имя Бабефа и его петиция упоминаются де Ламбером многократно...
Этот вывод о роли, которую сыграло движение в Пикардии в крушения aides — второго оплота откупной системы во Франции, — нашел полное подтверждение в работах крупнейшего знатока финансовой истории Франции М.Мариона, специально изучавшего вопрос об оплате налогов в 1790 г. Он констатировал, что «наиболее полное крушение произошло, по-видимому, в области взимания aides...».
Чтобы «просечь зло в самом корне», нужно было прежде всего разделаться как раз с этим «пламенным защитником». Именно эту цель поставила перед собой «клика Билькоков». Но возбужденное ими дело, попало, при содействии Прево, к тому времени в главный податный суд — специальную судебную палату парижского Парламента, занимавшуюся всеми налоговыми «правонарушениями» и находившуюся под нераздельным влиянием «генеральных откупщиков». Здесь дело приняло тот оборот, к которому и стремились «визири Руа». 18 мая муниципалитет получил сообщение, по-видимому, от министра двора графа Сен-Приста: «Генеральный контролер предупредил меня, что податной суд Парижа постановил арестовать г-на Бабефа, жителя Руа, как главного подстрекателя всех беспорядков, происходящих при взыскании aides и других налогов. В интересах общественного спокойствия и соблюдения порядка следует быстро и строго покарать возмутителя, так как в случае безнаказанности он способен совершить новые преступления». Почти в тех же выражениях сообщение о предстоящем аресте Бабефа было прислано на адрес Билькока и самим Ламбером. Письмо это должен был вручить ему лично пристав податного суда, «которому поручено привести этот декрет в исполнение».
На следующий день в 8 часов вечера в Руа прибыл судебный пристав Иоахим Ришар в сопровождении двух стражников. Пока они побывали у Билькока, получили понятого и в сопровождении жандармов добрались до дома Бабефа, наступила уже ночь. В дом ворвалось около десяти человек. Бабефа, спавшего в кровати вместе с сыном, разбудили. Он потребовал прочитать ему приказ об аресте. Сопротивляться было бесполезно, арест не случайно производили ночью (подчеркиваю - для рьяных, но всегда полувнимательных обвинителей Комитетов в частности и якобинской диктатуры вообще). «Так как названный Бабеф является мятежником, мы надели ему на руки кандалы», — гласил протокол об аресте.
В почтовой карете Бабеф был доставлен в Париж. В пятницу, 21 мая, в дна часа дня он был заключен в тюрьму Консьержари и его имя занесли в «тюремную книгу, чтобы находиться там до тех пор, пока он отбудет свой срок». В субботу, 22 мая, он написал свое первое письмо из тюрьмы. В воскресенье, 23 мая, состоялся первый допрос.
Срок пребывания Бабефа в Консьержери оказался гораздо короче, чем надеялись Билькоки в Руа и Клемент де Барвилль в Париже. Но история этой борьбы, в результате которой в начале июля ворота Консьержери открылись не только перед Бабефом, но и перед «поджигателями» парижских застав 12 июля 1789 г., арестованных сразу же вслед за ним, выходит уже за пределы данной работы.
В зимние и весенние месяцы 1790 г. Бабеф впервые выступил (пока еще только в пределах Пикардии) как самостоятельный политический деятель, как организатор и руководитель массового движения, ставившего хотя и важную, но все же частную и второстепенную задачу. Понадобилось еще пять лет для того, чтобы Бабеф возглавил движение, стремившееся разрешить все основные проблемы, от которых зависело развитие но только французской, но и всемирной истории.

p.s.
Все о Бабефе
Другие работы В.М.Далина и материалы о нем

@темы: 18 век, Великая французская революция, Гракх Бабеф, историки, история идей, массы-классы-партии, новые публикации, персона, полезные ссылки, социальная история, экономика должна

19:23 

об аграрном законе и дехристианизации

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Продолжим - о ВФР. Статья из Французского ежегодника поры расцвета этого издания, к тому же - юбилейного тома, 200-летию со дня рождения Бабефа посвященного.

Жорж Лефевр
«РАЗГОВОР ЗАШЕЛ О БАБЕФЕ»
Перевод Ф.В.Шуваевой


Главный персонаж - гражданин Круасси, присяжный кюре Эталона (Пикардия), обвиненный и осужденный Трибуналом весной 1794 года.
"…если кюре Эталона был обвинен, то отчасти потому, что он был известен как ученик Бабефа. Его объяснения…, представляют большую ценность, ибо проливают новый свет на пропаганду Бабефа. Известно, что Бабеф заслужил ненависть нотаблей, господствовавших в администрации, созданной Учредительным собранием, своей борьбой против взимания косвенных налогов старого порядка и против сеньоральных повинностей и своими требованиями возвращения и раздела общинных земель. До сих пор у нас не было никаких оснований полагать, что он пошел дальше и начал открыто проповедовать крестьянам Пикардии аграрный закон. Когда же он на это отважился? …в чем состоял этот проект?
В коммунизме Бабефа не было ничего от коммунизма в современном понимании, ибо он не устанавливал коммунизм в области производства, коллективного использования средств производства, допустим, в его аграрной форме — совхоза или колхоза. Он превращал землю в собственность общины, но предоставлял каждому крестьянину его отдельный участок, неотчуждаемый, правда, но обрабатываемый индивидуально. Коммунизм проявлялся только в организации потребления в том смысле, что каждый производитель сдавал свой урожай в общий амбар. Кюре Птижан в департаменте Шер также восхвалял этот метод. Ясно, что этот потребительский коммунизм был утопичен, и пикардийские крестьяне не могли быть его сторонниками; они, несомненно, пожелали бы сохранить за собой продукт своего труда. Но их привлекало то, что Бабеф обещал разрешить аграрный вопрос таким, каким он представлялся в конце XVIII в.: большая часть крестьян была лишена пахотной земли или имела ее слишком недостаточно, чтобы жить независимо.
Речь шла не о коммунистах, а о тех, кого в 1848 г. будут называть «разделителями». Возражения экономического характера, конечно, общеизвестны: пахотная земля была бы разделена на мириады клочков, на которых прогресс обработки земли был бы почти невозможен. Кроме того, поскольку владельцы этих участков сами бы потребляли продукты своего труда, то непонятно, каким образом удалось бы обеспечить население городов продовольствием. Но если придерживаться исторической точки зрения, то нам до сих пор не известен ни один факт, который доказывал бы, что французские крестьяне во время революции мечтали о предоставлении им каких-либо других земель, кроме земель духовенства, которые не были личной собственностью, или земель эмигрантов, конфискованных в наказание за государственную измену.
Круасси утверждал, что он был противником раздела земель, и возможно, он был искренен. Но он не отрицал своих симпатий к другому виду аграрного движения, правда, гораздо более ограниченному с социальной точки зрения, поскольку оно не угрожало самому существу собственности. Кроме того, в нем были заинтересованы только крестьяне, которые уже имели хозяйство или считали, что они могут вести его: речь шла о разделе крупных ферм. В наказах 1789 г. и петициях революционного периода крестьяне горько жаловались на «сосредоточение» ферм и участков, арендовавшихся исполу, в руках отдельных лиц, что усиливало власть «деревенских петухов» и уменьшало шансы обзавестись хозяйством для младших сыновей зажиточных крестьян и для работавших на фермах батраков, желавших жениться и работать на себя."

Это - сюжет основной. Но не менее интересен сюжет побочный - мотивы обвинения:
"…процесс эталонского кюре принимает особый характер. …Круасси был священником и не скрывал того, что хочет сохранить свой приход. Нотабли воспользовались дехристианизацией, чтобы отделаться от него. Вполне вероятно, что судьи Революционного трибунала не придавали большого значения обвинению, касавшемуся аграрного закона, и осудили в лице Круасси священника, с гневом отнесшегося к упразднению религиозного культа. Во всяком случае можно задать себе вопрос: могло ли возникнуть это обвинение несколькими месяцами раньше и не сыграло ли какую-то роль в смерти эталонского кюре падение эбертистов? Ведь только в жерминале должностные лица эталонского муниципалитета стали обвинять его в так называемой бабувистской пропаганде. Эбертисты были арестованы 22 вантоза (12 марта) и казнены 4 жерминаля (24 марта). Когда детально исследуют революционные репрессии начиная с этого момента, то убеждаются, что и санкюлотам не было пощады. С этой точки зрения социальная реакция началась задолго до 9 термидора, и эталонский кюре был одной из первых ее жертв. Можно не сомневаться, что после его трагического конца никто в Эталоне и в его окрестностях не рисковал более оспаривать преимущества и власть собственников и крупных фермеров."

Словом, еще раз: сторонник аграрного закона в какой-либо разновидности сего закона - совсем не обязательно атеист и дехристианизатор, и наоборот. А использовать дехристианизаторскую кампанию, действительно, могли и тайные и явные контрреволюционеры. Не зря гражданин МР учил нас быть бдительными )


p.s.
Все о Бабефе
Еще работы Жоржа Лефевра и материалы о нем

@темы: 18 век, Великая французская революция, Гракх Бабеф, Франция, историки, история идей, источники/документы, новые публикации, персона, полезные ссылки, религия и церковь, социальная история, экономика должна

12:58 

"прообразы профсоюзов" )

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Статьи двух крупных франковедов, специалистов по XVIII веку и Великой французской революции, посвященные организации - ассоциациям и компаньонажам - французских рабочих.

Софья Андреевна Лоте
«РЕСПУБЛИКАНСКОЕ СОСЛОВИЕ»
Из истории французского предпролетариата XVIII в.

Французский ежегодник 1960
М.: Наука. 1961. С.358-369.


Рабочие бумажной промышленности были лишь одной из групп, входивших в состав французского предпролетариата XVIII в. Однако именно их организации и их выступления привлекли к себе пристальное внимание французских историков. Почему?
Интенданты, субделегаты, инспекторы мануфактур, владельцы предприятий (впоследствии к ним присоединяется ряд историков) указывали на особую мятежность рабочих-бумажников и даже утверждали, что среди них существует общефранцузская ассоциация. Мятежность бумажников настолько тревожила власти, что в официальных документах эти рабочие неоднократно именовались «республиканцами».
Чем же объясняется их действительно большая, как мы увидим, активность и существовала ли, на самом деле общефранцузская ассоциация рабочих-бумажников? Для ответа на эти вопросы надо, очевидно, кратко рассмотреть условия производства в бумажной промышленности, положение ее рабочих и характер их организаций, а также сопоставить эти данные с соответственными явлениями в иных отраслях цеховой и мануфактурной промышленности.

технологический процесс изготовления бумаги

…основной отличительной чертой организации рабочих-бумажников были, конечно, не их «обычаи», а завоеванная фактическая привилегия контроля над порядком найма и увольнения рабочей силы.
И вопрос об «обычаях», и вопрос о порядке найма рабочей силы был предметом обсуждения в ходе одной из двух крупнейших стачек рабочих-бумажников. Мы имеем в виду стачку рабочих 13 бумажных мельниц в Ангумуа в 1750—1751 г.

При иных обстоятельствах протекала вторая крупнейшая забастовка рабочих-бумажников — забастовка 1772 г.
Обе стачки — 1750 и 1772 гг. — отличались своей длительностью (четыре и два месяца), а также тем, что каждая из них охватила предприятия целой округи. Оба обстоятельства свидетельствуют о большом упорстве рабочих в борьбе и о несомненной организованности данных групп рабочих-бумажников.
Однако эти стачки резко отличались друг от друга. Если причиной стачки 1750 г. был материальный интерес, то стачка 1772 г. в значительной мере защищала право, утвержденное обычаем, честь организации, непосредственный же материальный интерес (требование оплаты за дни забастовки) проявился уже в ходе самой забастовки.

С.Лотте. Великая французская революция
С.Лотте. «Дело Ревельона»
Материалы об авторе


Сергей Львович Сытин
8.01.1925 – 3.06.2001
РАБОЧИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВО ФРАНЦИИ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII в.
историографический обзор

Французский ежегодник 1974
М.: Наука. 1976. С.307-329.
Раздел «ИСТОРИОГРАФИЯ»


Настоящее исследование представляет попытку обзора литературы, в которой в той или иной мере рассматриваются вопросы, связанные с рабочими организациями во Франции XVIII в. Обзор такого рода может быть полезным для уяснения места рабочих в острой классовой борьбе 1789—1794 гг.
(и нас ждет встреча с Жоресом, Матьезом, Брюа, Собулем, Лукиным и другими историками)

обязательно - об авторе

Рекомендуемые работы по теме:
К.Раткевич. Французские рабочие в годы Великой революции
Е.Тарле. Крестьяне и рабочие во Франции в эпоху Великой революции
Е.Кожокин. Французские рабочие: от Великой буржуазной революции до 1848 г. (1, 2)
Р.Монье. Сент-Антуанское предместье (1789-1815)
Ю.Кучинский. Условия труда во Франции с 1700 по 1948 гг.

@темы: 18 век, Великая французская революция, Франция, историки, историография, массы-классы-партии, новые публикации, полезные ссылки, социальная история

10:30 

рождественские "встречи"

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
10:08 

вольтерьянцы (мы не нарушаем своей традиции)

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
С небольшим запозданием, но - вспоминаем и напоминаем о дне рождения Вольтера.
Балуемся плюшками статьей из ФЕ-60:

Инесса Ивановна Сиволап-Кафтанова
ВОЛЬТЕР о РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДВИЖЕНИЯХ XVII-XVIII вв.

Французский ежегодник 1960. Скан


Это работа более ранняя, в 1978 году была издана монография Инессы Ивановны "Социальные идеи Вольтера".
Мне статья кажется любопытной во многих отношениях.

"Объективно Вольтер много содействовал подготовке общественной мысли во Франции к Великой буржуазной революции конца XVIII в. Но каково было его субъективное отношение к надвигавшейся революции? Раньше чем ставить такой вопрос, надо установить, было ли доступно даже передовым мыслителям времен Вольтера сколько-нибудь отчетливое представление о грядущей революции, как и о революции вообще?
«Все, что происходит вокруг меня, бросает зерна революции, которая наступит неминуемо, но которой я едва ли буду свидетелем. Французы почти всегда поздно достигают своей цели, но... когда-нибудь они все-таки достигнут ее. Свет распространится все больше и больше; вспышка произойдет при первом случае и тогда поднимется страшная сумятица. Счастлив тот, кто молод — он еще увидит прекрасные вещи». Но насколько серьезны были стремления Вольтера к «сумятице»? Хотел ли он действительно вооруженного выступления народа, увлекала ли его, как Марата, мысль об активном участии низов третьего сословия в ломке старого общества? На этот вопрос можно ответить, только проанализировав отношение Вольтера к народным массам и их революционным выступлениям. В частности, много могут дать высказывания Вольтера-историка, и в первую очередь высказывания о революциях, имевших место в прошлом."

В частности, к недавнему нашему разговору о Кромвеле...

Мысли Вольтера не только об английской революции анализирует автор, но и о русских бунтах XVIII века, и - крайне нелицеприятно - о Фронде. Досталось и вождям германской Реформации, товарищу Томасу Мюнцеру в частности.

@темы: социальная история, свобода-право-власть, революции, Россия, либерализм, Германия, история идей, Европа, новые публикации, литературная республика, массы-классы-партии, персона, Великобритания, 18 век, Великая французская революция, Вольтер, историки, полезные ссылки, Просвещение, 17 век

11:18 

"Он родился вместе с XVIII веком, который он так чудесно изобразил"

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него

КЛАССИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ДРАМАТУРГИИ
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ОЧЕРКИ

Борис Георгиевич Реизов
КАРЛО ГОЛЬДОНИ
1707-1793

Л.-М.: ИСКУССТВО. 1957


Творческое наследие Гольдони колоссально. Он написал около трехсот произведений — сто пятьдесят пять комедий, восемнадцать трагедий и трагикомедий, девяносто четыре либретто для серьезных и комических опер, десятки сценариев для импровизированной комедии и множество интермедий, диалогов, идиллий, всякого рода сатирических и лирических стихотворений. Многое из этого наследия потеряло свою ценность уже в начале XIX века, но шедевры его комедийного творчества вот уж двести лет переводятся почти на все языки мира. Эти комедии сделали скромного «венецианского адвоката», как называл себя Гольдони, одним из крупнейших деятелей мировой культуры.

…Гольдони проводил свою реформу с изумительной последовательностью и упорством. Месяц за месяцем и год за годом он одерживал победы, но они сопровождались частыми, иногда тяжелыми поражениями. На двухвековом отдалении жизнь его может показаться непрерывным рядом триумфов. Но в ежедневной изнурительной борьбе, в напряженном труде, хлопотах, дрязгах, все время отбиваясь от врагов, он часто падал духом и поддавался приступам меланхолии.
В этом есть нечто закономерное и в известном смысле неизбежное. Новаторство Гольдони было слишком велико, оно затронуло слишком важные стороны искусства и жизни, и потому оно встретило сопротивление, которое следует объяснять принципиально различными взглядами на мир и театр.
Среди противников Гольдони были
Творчество Гольдони, несмотря на умеренность его политических взглядов и осторожность мысли, в истории итальянской духовной культуры сыграло прогрессивную и революционизирующую роль. Он указал итальянской комедии магистральный путь, которым она шла в течение более чем ста лет, и противникам Гольдони увести ее с этого пути не удалось.
*
Прошло двести лет. Трагедии, оперы, интермедии, сценарии, диалоги, сатирические и лирические стихотворения Гольдони, составляющие десятки томов, теперь представляют только исторический интерес. Из полутораста комедий Гольдони некоторые забыты. Но многие остались в европейской культуре навсегда.
Несмотря на все разнообразие точек зрения, можно наметить некоторые закономерности в этой причудливой посмертной судьбе Гольдони, хотя история его постановок, изданий, переводов и критических суждений о нем до сих пор подробно не исследована. Немецкие романтики, с их тягой к фантастическому, к «глубокомысленной» символической сказке, предпочитали фьябы Гоцци комедиям Гольдони; французскому романтизму он казался недостаточно критичным и слишком добродушным, а в эпоху эстетизма его Труффальдино и Мирандолины были восприняты как отражение старой веселой Венеции, с ее гондолами, серенадами и неумолкающим смехом.
Любопытно, что даже за пределами Италии особенно напряженной жизнью живут не комедии с «общечеловеческими» характерами, а народные комедии Гольдони, и интеллигентов с утонченным вкусом они восхищают так же, как и широкого, массового зрителя.
Гольдони сам удивлялся тому, что его комедия, полная местного венецианского колорита, написанная на местном языке, волнует людей, далеких от этой весьма специфической деятельности. Можно было бы предполагать, говорит Гольдони, что такую комедию «за пределами наших лагун никто не поймет и не станет ею восхищаться». Но нет! Сам Гольдони отлично знал, в чем причина повсеместного успеха его гениальных «местных» комедий: в них «заключена правда обыденной жизни, хорошо понятная всем людям, хотя она и выражена словами, свойственными только венецианцам», — ведь природа повсюду одинакова, и местные национальные формы ничуть не мешают людям понимать друг друга.
«Ибо я приучил моих зрителей предпочитать простоту мишуре и природу — усилиям воображения».


К теме
Карло ГОЛЬДОНИ (25.02.1707 - 6.02.1793)
Самодуры
Кьоджинские перепалки. Слуга двух господ. Слуга двух хозяев. Феодал. Веер. Трактирщица. Кофейная. Там же - статья Н.Томашевского
А.Дживелегов. Карло Гольдони
М.Розанов. Пушкин и Гольдони

Карло ГОЦЦИ (13.12.1720 - 4.04.1806)

Л.Сидорченко. История зарубежной литературы XVIII века. Раздел III. Итальянская литература. Глава 15. Драматургия Просвещения: Гольдони, Гоцци, Альфьери

Борис Георгиевич Реизов (1.11.1902 — 21.03.1981)

@темы: 18 век, АРТеФАКТическое/иллюстрации, Великая французская революция, Европа, Италия, Просвещение, Франция, историки, история идей, история искусств, литературная республика, новые публикации, персона, полезные ссылки, социальная история, философия

14:48 

"счастье - новая идея для Европы" (попытка Дезами)

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
...свобода... способность действовать сообразно нашей природе, повинуясь закону нашей организации, нерушимому закону, являющемуся источником, непреодолимым правилом всякой воли, драгоценному закону, потому что сущностью его является наше стремление к счастью.

Это — завершенный труд. В нем не более 14—15 листов. Тем не менее, я предлагаю публике законченную систему. Я поставил для себя законом не выходить за пределы этого объема. Жесткий закон: только упорным трудом я смогу свести данный кодекс к столь незначительному размеру. Читатель найдет в этом двойную экономию, — времени и денег.
Он будет выходить по воскресеньям выпусками размером в один лист, на атласной бумаге.
Подписчики получат каждый выпуск на дом.
Вместе с последним выпуском я вручу красиво отпечатанную обложку.
. . .
Каких результатов, действительно, добилась за столько веков бесплодная наука наших моралистов и философов? Какое облегчение принесли человеческому роду их самые прославленные системы?.. Они как будто все исчерпали, а между тем они являются приверженцами только таких политических форм, которые неизменно вращаются в заколдованном кругу неравенства и монополии, порабощения и тирании!
До настоящего времени очень немногие осмеливались атаковать древо зла в самом его корне. Среди этих мужественных новаторов следует особо отметить Морелли и Гельвеция. Последний избежал сожжения заживо исключительно благодаря могущественному покровительству. Что касается Морелли, то это был всего только человек из народа, бедный школьный учитель, и поэтому воздержались от того, чтобы придать известность его творениям. Буржуазная демократия того времени еще более рьяно, чем аристократия, организовала против его «Кодекса природы» заговор молчания, и этот «Кодекс» был предан забвению. Не удивительно, что ветви зла снова зазеленели и, все гуще разрастаясь, продолжают низвергать на землю поток бедствий и преступлений.
Тем не менее, проблема близка к разрешению. Свидетельством тому является великое и прекрасное интеллектуальное кипение, которым в настоящее время охвачены народные массы!
Чтобы завершить разрешение этой проблемы, далеко не излишне, как я полагаю, содействие всех людей доброй воли. Вот почему я тоже беру на себя смелость взяться за перо.
Дело, за которое я принимаюсь, отнюдь не является, следовательно, только делом разрушения; это главным образом органический труд. Я вовсе не принадлежу к числу тех провозвестников несчастья, которые предвещают только бедствия и бури, разорение и катастрофы! Напротив, именно потому, что я чувствую приближение бури и уже слышу, как трещит до основания ветхое здание, я, как ревностный архитектор социального порядка, вношу отныне свой луч света в общий очаг. Начертанный мною план я от всего сердца отдаю на суд и размышление моим согражданам.
Сейчас мой труд закончен, мысль моя полностью оформилась, мое убеждение непоколебимо. Я проанализировал, каждую в отдельности, все части нашей великой и прекрасной социальной машины. Я внимательно рассмотрел их одну за другой; затем я мысленно собрал их все воедино, чтобы уловить их аккорды и услышать, так сказать, общую гармонию, которая должна за этим последовать. И именно потому, что у меня, наконец, не остается более ни тени сомнения и что я чувствую себя в состоянии показать людям сияние спасительной призмы, я с большим, чем когда-либо, энтузиазмом восклицаю: Общность! Общность!

/Париж 1843 год/


Теодор ДЕЗАМИ
КОДЕКС ОБЩНОСТИ

АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ НАУЧНОГО СОЦИАЛИЗМА
под общей редакцией академика В. П. ВОЛГИНА
Перевод с французского Э. А. ЖЕЛУБОВСКОЙ (главы I-Х) и
Ф. Б. ШУВАЕВОЙ (главы XI-XIX, приложение)
Комментарии В. С. АЛЕКСЕЕВА-ПОПОВА
Вступительная статья В. П. ВОЛГИНА
М.: издательство АН СССР. MCMLVI


В. П. Волгин. Утопический коммунизм Дезами

Т. Дезами. Кодекс общности


Введение
Глава I. План настоящей книги
Глава II. Основные законы
Глава III. Распределительное и экономическое законы
Глава IV. Общие трапезы
Глава V. Промышленные и сельскохозяйственные законы
Глава V (продолжение). Организация полевых работ
Глава VI. О торговле
Глава VII. Сравнительная картина режима раздробленности и режима общности
Глава VIII. Философия
Глава IX. О браке, отцовстве, семье
Глава X. Воспитание
Глава XI. Промышленные армии
Глава XIII. Гигиенические законы
Глава XIV. Законы полиции
Глава XV. Наука и искусство
Глава XVI. Истинные причины заблуждений Руссо
Глава XVII. Политические законы
Глава XVIII. Несколько основных истин
Глава XIX. Диалог о режиме переходного периода
Отрывки из произведений Дезами, отмеченные К.Марксом
Комментарии
Биографический очерк
Примечания
Издания произведений Дезами
Литература о Дезами
Указатель имен


Александр Теодор ДЕЗАМИ (4.03.1803 — 24.07.1850)

Существуют четыре способа распределения, четыре способа потребления предметов общественного производства: система частной собственности, сенсимонистская система, абсолютное равенство, пропорциональное равенство.

ДИАЛОГ О РЕЖИМЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА: Коммунист, Реформист, Консерватор, Икариец

Но тут снова начинаются эти низкопробные крючкотворства, эти постоянные несносные разглагольствования о прирожденном неравенстве в физической силе, способностях, дарованиях, в самоотверженности и т.д., о страстях и пороках, присущих человеку от рождения, вследствие чего человек, по словам противников коммунизма, всегда будет смотреть на труд как на мучительное утомление, как на невыносимое бремя… Сейчас я ограничусь опровержением возражений, непосредственно относящихся к нашим основным законам, составляющим предмет изложения настоящей главы. Я с удовольствием признаю, к тому же, что некоторые из возражений, которые я намереваюсь рассмотреть, могут исходить от людей добросовестных, но мало привыкших к размышлениям.

Поборники равенства! Что думаете вы, например, о тех моралистах, учениках Сен-Симона, которые в пылу их мнимой самоотверженности дошли до требования того, чтобы общество приняло все меры к возбуждению великих и прекрасных честолюбивых чувств? Вы порицаете их, не правда ли? И в этом вы согласны с самим Пьером Леру, с единственным социалистом этой школы, который остался еще верен доктрине учителя. Послушайте, в каких выражениях он пытается отвергнуть основной закон Сен-Симона, принцип способностей:
«Сен-симонистский принцип: от каждого по его способностям, каждой способности по ее делам — является как бы утверждением нового вида неравенства, основанного на способностях и делах, т.е. утверждением новой аристократии. А ведь понятен только такой идеал, при котором превосходство ума и физических сил будет порождать скорее обязанности, нежели права, и когда действительные потребности, а не способности и дела будут служить принципом распределения благ» («Revue Independante», ноябрь 1841 г.). Пьер Леру совершенно прав.

Дезами о деятелях и об идеях ВФР

Из вступительной статьи

@темы: экономика должна, философия, утопия, социальная история, свобода-право-власть, религия и церковь, революции, полезные ссылки, персона, новые публикации, массы-классы-партии, литературная республика, источники/документы, история науки, история идей, историография, историки, Шометт, Франция, Сен-Жюст, Просвещение, Мабли, М.Робеспьер, Июльская монархия, Ж.-Ж.Руссо, Дантон Жорж-Жак, Гракх Бабеф, Великая французская революция, 19 век, 18 век

12:48 

Тюрго - философ, историк, психолог и лингвист

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него

Анн-Робер Жак ТЮРГО
ИЗБРАННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Перевод И.А.Шапиро
М.: государственное социально-экономическое издательство. 1937


Сканированный текст книги разделен на 4 файла
От издательства
Критические замечания о труде Мопертюи

Философские размышления о происхождении языков и о значении слов (март 1750)


Письма к аббату Сисе-старшему
О системе Беркли «Происхождение наших знаний» (октябрь 1750)
Второе письмо: понятие о пространстве; существование тел; достоверность моего «я»; пространство и субстанция
Последовательные успехи человеческого разума
Речь, произнесенная в Сорбонне 11 декабря 1750 г.


Рассуждение о всеобщей истории (план двух рассуждений)
Идея введения
Образование правительств и смешение народов (план первого рассуждения)
Прогресс человеческого разума (план второго рассуждения)


Размышления о языках
I. Общие размышления и различные мысли (польза изучения языков для метафизики и истории)
II. Другие размышления о языках (примеры образования слов)
III. О слове «любовь» и о любви к богу
Существование
Определение
О понятии существования
Доказательства существования внешних существ



Ссылки на сетевые публикации экономических произведений мы давали здесь. Если читатель догадается, там же скачает брошюру Я.М.Захерва о Тюрго и перейдет на сводную страницу - смотреть и скачивать другие материалы о персонаже.

@темы: 18 век, Великая французская революция, Просвещение, история идей, история науки, источники/документы, либерализм, литературная республика, новые публикации, оригинальные произведения 18 в., персона, полезные ссылки, философия

15:14 

Великая французская революция и церковь (не 2 и даже не 3, а 5! :) )

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него

Я.Михайлов (Яков Михайлович Захер)
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ и ЦЕРКОВЬ
в 2-х томах. «Атеист». 1929, 1931



Предисловие к 1-му тому (от автора)
Введение
Глава 1. Секуляризация церковных имуществ и гражданское устройство духовенства
Глава 2. Борьба с контрреволюционным духовенством
Глава 3. Перерастание борьбы с духовенством в борьбу с религией
Глава 4. Культ Разума
Предисловие ко 2-му тому
Глава 1. Культ Верховного существа
Глава 2. Отделение церкви от государства (посттермидорский Конвент)
Глава 3. Религиозный вопрос в эпоху Директории
Заключение

Сканированный текст разбит на 7 файлов для скачивания: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

@темы: якобинцы, философия, социальная история, событие, религия и церковь, полезные ссылки, персона, новые публикации, массы-классы-партии, либерализм, источники/документы, история идей, историки, имена, события, календарь, дискуссии, Шометт, Франция, Термидор, Сильвен Марешаль, Просвещение, Монтескье, Мабли, М.Робеспьер, Жан-Поль Марат, Жан Мелье, Ж.-Ж.Руссо, Директория, Дидро, Дантон Жорж-Жак, Гракх Бабеф, Вольтер, Великая французская революция, 18 век

13:56 

Великая французская революция: накануне

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него

Вячеслав Петрович ВОЛГИН
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВО ФРАНЦИИ ПЕРЕД РЕВОЛЮЦИЕЙ
М.-Л.: издательство АН СССР. 1940


Введение
1. Идеализация буржуазного порядка (Вобан, Буагильбер, Дени Верас, физиократы: Франсуа Кине, Груне, Тюрго)
2. Теория мелкобуржуазного равенства (Руссо, Госселен)
3. Критика экономического либерализма (Ленге, Неккер)
4. Коммунистические идеи и кооперативные проекты (Морелли, Мабли, Ретиф де ла Бретонн, Буассель)
5. Политические традиции и «просвещенный абсолютизм» (Боден, Дюбо, д'Аржансон, Мерсье де ла Ривьер, Дюпон де Немур)
6. Теория ограниченной монархии (Монтескье, Дидро, д'Аламбер, Жокур, Монтескье, Дидро)
7. Демократическая теория («Общественный договор» Руссо, Мабли)
8. Буржуазный радикализм накануне революции (Кондорсе, Мерсье де ла Ривьер, Сийес)
Библиография

Дополнительные ссылки указаны в начале текста и после каждой главы.

@темы: история науки, история идей, историки, Франция, Просвещение, Монтескье, Мабли, Ж.-Ж.Руссо, Дидро, Великая французская революция, 18 век, либерализм, литературная республика, массы-классы-партии, новые публикации, персона, свобода-право-власть, социальная история, философия

18:20 

история Французской революции Софьи Лотте

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него

Софья Андреевна ЛОТТЕ
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
М.-Л.: государственное социально-экономическое издательство. 1933


От издательства
ВВЕДЕНИЕ

ОТДЕЛ I
I. Франция перед революцией
Экономическое положение и классы. Политическое устройство Франции перед революцией. Идеология третьего сословия.
II. Непосредственные предпосылки революции и начало революции
III. От взятия Бастилии до революции 10 августа
От взятия Бастилии до событий 5—6 октября. Классы и «партии». Декларация прав и конституция 1791 г. Новое административное устройство Франции. Рабочее законодательство Учредительного и Законодательного собраний. Религиозная политика. Финансовая политика. Аграрное законодательство. Политическое положение и социально-политические движения в 1789—1792 гг. Проблемы войны и интриги двора. Революция 10 августа.
IV. От революции 10 августа 1792 г. до революции 31 мая — 2 июня 1793 г.
Коммуна и законодательное собрание. Начало деятельности Конвента. Дело короля. Вопросы социально-экономической политики от сентября 1792 г. до апреля 1793 г. Борьба левого блока с Жирондой и революция 31 мая — 2 июня 1793 г.

ОТДЕЛ II
I. Якобинская диктатура летом 1793 г.
Крестьянская политика. Продовольственное положение и продовольственная политика. Финансовая политика лета 1793 г. Конституция 1793 г. Политическое положение и политика якобинцев летом 1793 г. События 4—5 сентября.
II. Якобинская диктатура осенью и зимой 1793-94 г. (сентябрь-февраль)
Социально-экономическая политика Конвента и классовая борьба в деревне. Хозяйственная деятельность Конвента. Революционный порядок управления. Гражданское законодательство. Борьба с внешней и внутренней контрреволюцией. Фракционная борьба.
III. Весна и лето 1794 г. (февраль-июль)
Расправа с фракциями. Вантозовские декреты. Экономическая политика и классовая борьба весной и летом 1794 г. Революционное правительство и террор. Новая оппозиция и десятое термидора.

ОТДЕЛ III
I. Смысл и значение термидора
II. После термидора
II. Генезис «коммунистических идей». Бабеф

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Скан/pdf


Книга относится к жанру научно-популярных, а лично мне напоминает во многом «Историю Французской революции» Матьеза (научная она или популярная – это тоже вопрос).
Второй – а может, как раз первый, - сюжет книги Софьи Андреевны – СССР конца 1920-х – начала 1930-х годов, потому в дополнительные материалы я и включил брошюры И.Токина, С.Моносова и В.Колоколкина и монографию Т.Кондратьевой.
Об авторе. На месте руководителей ИВИ РАН, редакторов Французского ежегодника и журналов «Вопросы истории», «Новая и новейшая история» мне было бы мучительно стыдно до сих пор не издать хоть кратчайшего биографического справочника советских историков.

upd По этому ответил сотрудник ФЕ (в комментариях к этой записи). Меня убедил в том, что подготовка такого справочника невозможна силами ФЕ и мой выпад несправедлив. С этим я согласился. А вот в том, насколько такой справочник нужен или не нужен, остаюсь при своем мнени: нужен.
Но поскольку я не историк, не столичный житель и даже не гражданин РФ, архивы и депозитарии мне недоступны, ничего другого не остается, как отсканировать статью-некролог из ФЕ-62 – чуть не единственный источник сведений о Софье Андреевне.

- - -
Работы С.А.Лотте в сети:
Великая французская революция
«Дело Ревельона»
К проблемам классовой борьбы в эпоху феодализма: классовая борьба в цехах
Пролетариат и буржуазия в Великой французской революции
Рабочий вопрос в Лионе накануне революции (По поводу одного конкурса, объявленного аббатом Рейналем)
«Республиканское сословие»: из истории французского предпролетариата XVIII в.

запись создана: 10.01.2010 в 00:44

@темы: 18 век, 20 век, Великая французская революция, Вольтер, Гракх Бабеф, Дантон Жорж-Жак, Дидро, Директория, Ж.-Ж.Руссо, Жан Мелье, Жан-Поль Марат, М.Робеспьер, Мабли, Просвещение, Россия и Франция, Сен-Жюст, Советский Союз, Термидор, Шометт, дискуссии, историки, историография, история идей, массы-классы-партии, новые публикации, они и мы, персона, полезные ссылки, революции, религия и церковь, свобода-право-власть, социальная история, экономика должна, якобинцы

03:14 

нивозовский АРТеФАКТический марафон

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
По решению Комитета Общественного Веселья Vive Liberta,
как директор Шарантончика, объявляю
с 10 по 15 нивоза 217-го года
(31 декабря 2009 до 5 января 2010)
АРТеФАКТический марафон.


Иллюстрации могут быть любые по жанру, технике исполнения, времени создания, стране происхождения и тематике (впрочем, за модераторами остается право цензуры),
обязательное условие - иллюстрация должна быть связана с одной или несколькими публикациями или дискуссиями в сообществе, на которую(ые) автор поста дает прямую ссылку.
И в целях экономии трафика и для быстрой загрузки страницы, прошу, коллеги, выкладывать превью, можно без "моря".
* * *
Даю отмашку.

"Генерал Бонапарт закрывает клуб Пантеона" (монохромный вариант картины, втор.пол. 19 в.)
О клубе Пантеона мы вспоминали неоднократно - в темах "После Термидора", заговора во имя Равенства, развития социальных идей во Франции конца 18 в.
www.diary.ru/~vive-liberta/p74039596.htm
www.diary.ru/~vive-liberta/p71864548.htm
www.diary.ru/~vive-liberta/p76446733.htm
www.diary.ru/~vive-liberta/p80853458.htm
www.diary.ru/~vive-liberta/p83411267.htm

@темы: якобинцы, экономика должна, философия, товарищам, социальная история, событие, свобода-право-власть, реставрация, религия и церковь, революции, предметы материальной культуры, полезные ссылки, персона, оригинальные произведения 18 в., они и мы, новые публикации, национально-освободительные движения, народники, массы-классы-партии, литературная республика, либерализм, капитал, казус ляпсус, источники/документы, история науки, история моды, история искусств, история идей, история дипломатии, историки, имена, события, календарь, дискуссии, декабристы, военная история, веселые картинки, Франция, Термидор, Советский Союз, Сильвен Марешаль, Сен-Жюст, Россия, Просвещение, Парижская коммуна, Нидерланды, Моцарт, М.Робеспьер, Л.-О.Бланки, Июльская революция, Июльская монархия, Италия, Испания, Жан-Поль Марат, Жан Мелье, Европа, Директория, Гракх Бабеф, Германия, Вольтер, Великобритания, Великая французская революция, Бонапарт, АРТеФАКТическое/иллюстрации, homo ludens, 20 век, 19 век, 1871, 1848, 1830-е, 18 век, 17 век

14:02 

социалистические идеи: от легенды о "золотом веке" до века XIX

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него


АКАДЕМИЯ НАУК СССР
Отделение истории

Вячеслав Петрович ВОЛГИН
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ
с ДРЕВНОСТИ до КОНЦА XVIII в.
М.: Наука. 1975


В том избранных трудов акад. В.П.Волгина включены написанные им в разные годы статьи и очерки, посвященные истории социалистических идей — с древних времен до конца XVIII в. Завершают книгу статьи по общим вопросам теории социализма («Социализм и эгалитаризм», «Гуманизм и социализм») и рецензия на вышедшую в 1924 г. книгу В.В.Святловского «История социализма».
В кратком вступительном очерке Б.Ф.Поршнева обрисован жизненный и творческий путь акад. В.П.Волгина.
ОГЛАВЛЕНИЕ
В.П.Волгин
Социализм в древней Греции
Элементы социализма в раннем христианстве
Коммунистические течения в средние века
Коммунистические течения в эпоху Реформации
Историческое значение «Утопии»
Коммунистическая утопия Т.Кампанеллы
Социалистические идеи в Англии XVII века (Джерард Уинстенли, Джон Белларс, Корнелиус, Эверард)
Социалистические идеи в Англии XVIII века (Морелли, Уоллес, Томас Спенс, Огильви, Голл, Томас Пейн)
Социальные идеи В.Годвина
Великая французская революция и социализм (Франсуа Буассель, «Социальный кружок», аббат Фоше, Ланж из Лиона, Прюдом, Рабо Сент-Этьен, Госселен, М.Робеспьер, его «несколько более радикальный ближайший соратник» Сен-Жюст, Жан-Поль Марат, Пьер-Гаспар Шометт, «бешеные» - Жак Ру, Теофиль Леклерк, Жан Варле; Бабеф)
Идейное наследие бабувизма
Социализм и эгалитаризм
Гуманизм и социализм
Рецензия на книгу: В.В.Святловский. История социализма. Изд. 2-е. Л., 1924
Комментарии
Указатель имен (со ссылками на дополнительные материалы по персоналиям)


Из предисловия Бориса Федоровича Поршнева
Ссылки на материалы о Вячеславе Петровиче Волгине и его труды в сети.

Тематические ссылки и ссылки на персоналии даны в тексте. А здесь я выписываю то, что мне, как читателю, кажется особо интересным.

СОЦИАЛИЗМ в ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛИЗМА в РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ

КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ в СРЕДНИЕ ВЕКА

КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ в ЭПОХУ РЕФОРМАЦИИ

СОЦИАЛИЗМ и ЭГАЛИТАРИЗМ
Историческая наука далеко еще не достигла той точности в своих терминах, той определенности в общих понятиях, какими отличаются науки естественные. Этот факт можно считать общепризнанным... Объясняется это, конечно, отнюдь не только сравнительной отсталостью исторической науки. В значительно большей мере в этом факте сказывается непосредственная зависимость развития истории от классовых взаимоотношений и интересов классовой борьбы. На примере понятий, рассматриваемых нами в настоящей статье, в этом нетрудно убедиться.

@темы: 17 век, 18 век, Великая французская революция, Великобритания, Германия, Гракх Бабеф, Дидро, Древний мир, Европа, Ж.-Ж.Руссо, Жан Мелье, Жан-Поль Марат, Италия, М.Робеспьер, Мабли, Нидерланды, Просвещение, Сен-Жюст, Франция, Шометт, дискуссии, историки, историография, история идей, история науки, капитал, литературная республика, массы-классы-партии, новые публикации, они и мы, персона, революции, свобода-право-власть, социальная история, философия, экономика должна, якобинцы

20:05 

коммунистические идеи в годы Великой французской революции

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Монография, которую мы с товарищем Л. ставим сегодня на виртуальную книжную полку, - развитие темы В.П.Волгина (об истории социально-политической мысли) и первый этап в исследовании истории коммунистической идеи во Франции в 18-19 столетиях. Как минимум еще одну работу этого же автора мы рассчитываем представить читателям.

Абгар Рубенович ИОАННИСЯН
КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
АКАДЕМИЯ НАУК АРМЯНСКОЙ ССР

Москва: Наука. 1966


Содержание
(Выношу сюда сведения, если они имеются, о персонажах, с которыми знакомимся или продолжаем знакомство – очевидно, для чего: чтобы дать хотя бы беглое представление о разнообразии социального статуса протокоммунистов. На уже существующие персональные подборки материалов даю ссылки)

Предисловие

Глава 1. От ЭГАЛИТАРИЗМА к КОММУНИЗМУ
«Социальный кружок»
Никола Бонвиль
Джон Освальд
Пьер Доливье (кюре из Маршана)
Франсуа Ноэль Бабеф
Гаспар Борье,
родившийся в 1728 г., педагог и писатель, автор целого ряда произведений, в том числе и сочинении для юношества, впервые выступил на литературном поприще еще в 50-х годах XVIII в.
Кольмар,
уроженец Тионвиля, бывший бальи Лимура, адвокат, автор «Принципов хорошего правительства» и других произведений по политической экономии, доброволец национальной гвардии.
Дюкрюи («гражданин Лиона»)
Жирар (из Кемпера)

Глава 2. КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ в ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ. ОБЩИННЫЙ КОММУНИЗМ и КООПЕРАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ
Проекты ассоциаций
Жозеф-Александр-Виктор Юпей
Жан-Клод Шапюи,
родился, по-видимому, в 1749 г. в провинции Франш-Конте, в городе Салене, в семье нотариуса
«Что такое конституция»
Никола Колиньон,
адвокат парламента и член ряда академий, проживающий в Кастель близ Букерона в Лотарингии
Сильвен Марешаль
Кооперативные проекты
Франсуа Жозеф Ланж

Глава 3. КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ РЕТИФА ДЕ ЛЯ БРЕТОНА

Глава 4. БУАССЕЛЬ и РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОММУНИЗМ
Франсуа Буассель, корреспонеднт Сен-Жюста, М.Робеспьера и Кутона (подробнее в комментариях)

Глава 5. КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ в ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ И ЯКОБИНСКОЙ ДИКТАТУРЫ
Коммунистические идеи в петициях и обращениях к Конвенту
Дюфурни де Вилье,
автор опубликованного накануне революции, в апреле 1789 г., памфлета «Наказы четвертого сословия — бедных, поденщиков, немощных, неимущих и т.д.».
Жак Греню,
уроженец Женевы, изгнанный оттуда за революционную деятельность, высланный затем из Франции, адвокат по профессии, смог вернуться во Францию только после начала революции. Был избран мэром коммуны Большой Саконнекс в пограничном со Швейцарией кантоне Ферней-Вольтер, а в дальнейшем получил должность военного комиссара департамента Мон-Блан. Во время выборов депутатов в Конвент был избран заместителем депутата. Левый якобинец. Инициатор основания в Женеве Якобинского клуба, он был в августе 1794 г. приговорен там заочно к смертной казни.
Жак де Сабаро, бывший Сабаро де ля Верньер,
родился 28 марта 1735 г. в местечке Ампюрани, на территории будущего департамента Ардеш. Получив медицинское образование, Сабаро в период Семилетней войны работал врачом во французских войсках. В дальнейшем он практиковал в Ардеше, где принес много пользы, особенно в борьбе с различного рода эпидемиями. Агреже медицинской коллегии в Ниме, корреспондент Королевского медицинского общества в Париже, Сабаро был автором ряда научных трудов по медицине, которые представлял Медицинскому обществу и Академии хирургии и публиковал как в местных органах печати, так и в «Медицинском журнале».
«Изыскание во имя счастья свободного народа
Жан-Батист Лежэ,
родился 22 декабря 1750 г. в местечке Нофлет, недалеко от Лоня, в семье булочника, по профессии был столяром. Член муниципалитета своей коммуны, комиссар дистрикта по реквизициям, он слыл одним из тех людей, которые, по словам комиссара Конвента, сочетали ярко выраженный патриотизм с преданностью суровым революционным принципам. В то же время это был, очевидно, человек беспокойного, ищущего ума, увлекавшийся изобретательством и пытавшийся даже создать какую-то машину для пахоты. Деревенский житель, столяр, он не имел, естественно, широкого образования и не был даже вполне грамотным.
Я бы добавил в эту главу и проект национального воспитания Мишеля Ле Пеллетье де Сен-Фаржо (есть такой граф – почти коммунист, а младший брат его Феликс – коммунист-бабувист).

Заключение

Автор посвящает свою работу
незабвенной памяти академика Вячеслава Петровича Волгина


«на правах редактора» - прежде всего для тех, кто в теме Великой французской революции

Из предисловия и заключения

ОТ ЭГАЛИТАРИЗМА К КОММУНИЗМУ (выписка из 1-й главы)

Дополнительные материалы

@темы: якобинцы, философия, социальная история, персона, они и мы, новые публикации, литературная республика, история идей, историография, дискуссии, Франция, Сильвен Марешаль, Просвещение, М.Робеспьер, Ж.-Ж.Руссо, Гракх Бабеф, Великая французская революция, 18 век

18:51 

1 вандемьера, год 218-й

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него


Имя этого фрегата-"наблюдателя" - "Вандемьер". Построен на французской атлантической судоверфи в 1989 году.
Почему фрегат? Не все же только "бронепоезд"!

Ежевечерняя осень заката.
Медленно пламя плывёт из-за кадра,
Ярко, как листья, горят облака.
Верхнее, долго пылавшее ало,
Вдруг потемнело и пепельным стало,
Падает, нет - удержалось пока.

Тучи лохмотьями стелются сзади,
Словно костёр свой, уставшие за день,
Боги разводят в лиловом дыму,
Варят похлёбку, а может быть, кофе,
Мир обрекая ночной катастрофе,
Нас приучая к вхожденью во тьму.

Ежевечерняя осень заката.
Были и мы молодыми когда-то.
Вместе с природой состарились мы.
Время иною длиною измерьте,
Сон - это тоже подобие смерти,
Ночь - это тоже подобье зимы.

Нас примитивно устроили боги:
Дремлем, подобно медведю в берлоге,
Суслику в норке и рыбе во льду.
Утро придёт воробьиною песней, -
Снова проснёмся мы, снова воскреснем,
Чтобы весеннюю встретить страду.

Вновь повторится любой промежуток
Времени года и времени суток.
Круг завершится - начнётся второй.
Ежевечернее неба горенье
Кружит нас, как колесо обозренья
В Парке культуры воскресной порой.

(А. Городницкий)


Но, по кругу, по спирали или по параболе, - полный вперед, граждане!

@темы: товарищам, они и мы, имена, события, календарь, Великая французская революция, АРТеФАКТическое/иллюстрации

21:01 

Реставрация, Революция 1830, Июльская монархия и Революция 1848

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Граждане коллеги и читатели, эту книгу, как я вижу, предлагают купить многие букинистические инет-магазины. Оставим куплю-продажу «невидимой руке рынка», «среднему классу», либералам и проч. товарно-денежным субъектам. У нас можно просто скачать и читать.
При том при всем, что мне попалось множество объявлений о продаже, отыскать хотя бы краткую биографическую справку об авторе не удалось. Поэтому – надеюсь на вас, товарищи. Очевидно только, что жил он во второй половине 19 века, возможно, дожил и до начала 20-го. Более чем вероятно - принимал самое деятельное участие в современном ему революционном движении.
Замечательная особенность этой книги – почти половину ее занимает «введение», где изложена, и подробно изложена, политическая история Франции бурбонской реставрации, Июльской революции и июльской монархии. А так и надо рассматривать исторические события – в их генезисе.
Не знаю, было ли продолжение, 2-й выпуск. Пока изучаем первый.
Поехали. Бурбоны начинают и проигрывают.


Луи Эритье (Louis Heritier)
ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1848 года
И ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ


Выпуск I
1 8 1 4 – 1 8 4 8


перевод А.Гинзбурга
Москва-Петроград: государственное издательство, 1923
Ссылки для скачивания

ВВЕДЕНИЕ. Народ и буржуазия при реставрации и буржуазном королевстве. 1814-1848 г.г.


I. Буржуазия и феодальное королевство. 1814—1830 г.г.
II. Июльская революция
III. Интриги из-за вакантного престола
Дополнительные материалы

IV. Буржуазный король и его правление
V. Социализм в эпоху буржуазной монархии
Дополнительные материалы

I. Революция и учреждение республики 1848 г.


Глава 1. Повременная пресса. Партии. Парламентская оппозиция. Решение оппозиции соединиться с народом. Законопроект Дювержье-де-Оран. Банкетная кампания. Ламартин в Маконе, Делеклюз и Ледрю-Роллен в Лилле. Народные движения в Польше, Италии и Швейцарии
Глава 2. Король открывает заседание палаты. Вызов, брошенный оппозиции. Методы борьбы оппозиции. Дебаты по поводу адреса. Подкуп, покрываемый правительством. Токвиль предсказывает социальную революцию. Отмена права собраний. Запрещение собрания в 2-м парижском округе. Вечер накануне боя.
Глава 3. 22-го февраля. Народ на площади Согласия. Участники из студенчества. Вторжение в палату. Парламентская оппозиция. Баррикады. Париж наводнен войсками. События 23-го февраля. Утренний бой. Падение Гизо и его министерства. Кажущийся мир. Драма на бульваре Капуцинов. Дочь с 23-го на 24-е февраля.
Глава 4. 24-го февраля. Бюжо, главнокомандующий армией. Один день управления Тьера. План нападения. Выполнение Победа народа и деморализация войска Попытка внести успокоений. Взятие ратуша. Король в Тюльери. Битва на площади Пале-Рояля. Отказ от престола. Республика в ратуше. Бегство Луи-Филиппа.
Глава 5. Впечатление, произведенное отречением короля в республиканских кругах. В «Nationale» В палате депутатов. Герцогиня Орлеанская. Народ проникает в палату Временное правительство. В «Reforme». Грозный вид Гревской площади. В ратуше. Народ требует республики. Провозглашение республики. Ночь с 24-го на 25-е февраля.
Дополнительные материалы

Глава 6. Республика и социализм. Мнение К.Маркса. Гревская площадь утром 25-го февраля. Право на труд. Красное знамя. Национальные мастерские и социальные мастерские Луи Блана. Министерство прогресса и труда.
Глава 7. Бланки. Франция временного правительства и их партии. Двусмысленное поведение правительства; Рабочие в Люксембурге. Закон о труде. Клубы. Пресса. Выборы. Буржуазия и народная республика. Финансовый затруднения временного правительства. Надбавка в 45% к прямым налогам. Манифестация буржуазии и манифестация рабочих 16-го и 17-го марта.
Глава 8. Революция и социальные, реформы. Кооперативное движение. Проект рабочих жилищ. Люксембургская комиссия и стачки. Законопроект комиссии. Национальные мастерские и реакций; заговор в недрах самого правительства. Иноземные рабочие.
Глава 9. Революция и Европа. Восстание в Вене и Берлине. Волнение в Германии. Италия: Милан, Венеция. Роль Карла-Альберта. Политика временного правительства и европейская революция. Французский народ и иностранные демократы. Попытки к восстанию вольных дружин. Жалкая тактика правительства.
Дополнительные материалы

Картинок ожидается много разных. Кто интересуется портретами, следите за комментариями.
А я начну с массовой сцены (это предпросмотр)


@темы: экономика должна, социальная история, событие, свобода-право-власть, реставрация, революции, персона, новые публикации, массы-классы-партии, история идей, историография, историки, имена, события, календарь, Франция, Июльская революция, Июльская монархия, АРТеФАКТическое/иллюстрации, 1848, 1830-е

12:49 

"по ту сторону Марата лежит неведомая страна" (К.Демулен)

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
А как редактор, я могу написать в поле «настроение»: о пользе духа противоречия, намекая на Патриса Гениффе.

Сегодня у нас на книжной полке

Публицистика Ж.-П.Марата,
глава из книги Юрия Викторовича Попова
«Публицисты Великой французской революции»


(скан/pdf)
Читателям, кто уже основательно знаком с публицистикой и биографией Марата, ничего нового статья не даст, но написано живо и образно, да и не хочется обижать Юрия Викторовича, пусть вся его книга будет в сети. )

Ц. (Г.С.) Фридлянд
Жан-Поль Марат до Великой французской революции


Москва: изд-во Коммунистич. Ун-та им. Я.М.Свердлова. 1926.

С этой книгой мы объединили:
1) Жан-Поль Марат. Проект декларации прав человека и гражданина с последующим планом справедливой, мудрой и свободной конституции (1789);
2) Г.Цверава, «Марат как естествоиспытатель» («Природа», 1988) – единственная, пожалуй, статья такого рода, не считая соответствующих фрагментов в книге Фридлянда.

Подборки материалов о Марата и журналистике ВФР даны, как всегда, либо в примечаниях, либо в конце текстов.
Но если мы повторим здесь наиболее важные, хуже не будет.

Книгу Фридлянда нашла и сканировала товарищ Л. ))

upd: об авторе (Г.С.Фридлянде) - в комментариях к этому посту


@темы: 18 век, Великая французская революция, Жан-Поль Марат, Просвещение, Франция, дискуссии, историки, история идей, история науки, новые публикации, они и мы, персона

00:54 

22 июня

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Мальчишки сорок первого, подъем!
Чужие сапоги грохочут в мире.
Зовет горнист — он был убит в четыре.
Труба поет, и мы с тобой встаем.
Ночь самая короткая в году,
Рассвет над Бугом безмятежно ласков.
Роса июня на тяжелых касках,
И первый луч позолотил звезду.
Серп месяца растаял, невесом —
Его не сплющил орудийный молот.
Нас память обжигает, а не холод.
А на рассвете сладок детский сон.
Пусть дочка спит на первом этаже,
Пусть днем смеется, ищет землянику.
Рассветный час шестых ее каникул,
Но мне сегодня не заснуть уже.
Ровесники, вы слышите шаги
Суровые, как траурные, вести.
Вдоль всей границы в Лиепае, в Бресте
Сейчас солдаты встали из могил.
Нам не увидеть ни солдатских лиц,
Ни гимнастерок, ни бинтов кровавых.
Но слышен шелест их победной славы
В недремлющем безмолвии границ.
Мальчишки сорок первого, во всем
Для нас то утро как завет осталось.
И нам судьба солдатская досталась.
И этот мир мы все-таки спасем!

Никита Суслович

@темы: товарищам, они и мы, имена, события, календарь

23:38 

la desobeissance sage - мудрое непослушание

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
По-моему, это их и объединяет, тех, о ком сегодня речь. )

Вячеслав Петрович ВОЛГИН
РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ во ФРАНЦИИ в XVIII веке


Москва: ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР. 1958
Содержание

Предыдущая публикация книги В.П.Волгина имела место быть недавно.

Ссылки на дополнительные материалы в файл я внес, но почему бы и не напомнить кое о чем еще раз: памфлеты Марата и анализ его взглядов Ж.Жоресом, Марат-АРТеФАКТический;
Сильвен Марешаль пугает королей и разоблачает клириков.

И картинки. Четыре гравюры, три первые - 1840 года:
Монтескье,
Вольтер,
Руссо.
Марат - гравюра не часто воспроизводимая, ок.1844-48 гг.

А это фотография: памятник философу в современном Париже. )

@темы: 18 век, АРТеФАКТическое/иллюстрации, Великая французская революция, Просвещение, Франция, история идей, литературная республика, новые публикации, оригинальные произведения 18 в., персона, революции, философия

Vive Liberta

главная