Записи пользователя: Marty Larny (список заголовков)
20:24 

подарок для "термидорианок", "термидорианцев" и... а, впрочем, для всех

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
20:42 

какой же праздник без Марата?

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
20:31 

Юлий Даниэль, "Либералам" (год 1972)

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Отменно мыты, гладко бриты
И не заношено белье,
О, либералы — сибариты,
Оплот мой, логово мое!

О, как мы были прямодушны,
Когда кипели, как боржом,
Когда, уткнувши рты в подушки,
Крамолой восхищали жен.

И, в меру биты, вдоволь сыты,
Мы так рвались в бескровный бой!
О, либералы — фавориты
Эпохи каждой и любой.

Вся жизнь — подножье громким фразам,
За них — на ринг, за них — на риск...
Но нам твердил советчик-разум,
Что есть Игарка и Норильск.

И мы, шипя, ползли под лавки,
Плюясь, гнусавили псалмы,
Дерьмо на розовой подкладке —
Герои, либералы, мы!

И вновь тоскуем по России
Пастеризованной тоской,
О, либералы — паразиты
На гноище беды людской.



Со стихотворением меня познакомили граждане varjag_2007 и comte-de-varand, у второго товарища по ссылке еще и великолепная фотография.
По-моему, пафос направлен против образа действий, но не против образа мыслей, и финал подразумевает и противопоставление либералов "людям" (о похожих риторических фигурах мне давно хочется сказать отдельно), а "беда" - советский строй, не так ли? Но общая характеристика больно хороша.


p.s. Заметил перед отправкой пост очепятку в заголовке - "дибералам". "Подсознательное говорит" )

@темы: товарищам, социальная история, свобода-право-власть, они и мы, массы-классы-партии, литературная республика, Советский Союз, Россия, 21 век, 20 век

22:46 

АРТеФАКТическое, для релаксации )

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
22:37 

санкюлоты и якобинцы

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него

Альбер Собуль
ПАРИЖСКИЕ САНКЮЛОТЫ
во ВРЕМЯ ЯКОБИНСКОЙ ДИКТАТУРЫ
народное движение и революционное правительство
2 июня 1793 года – 9 термидора II года

перевод с французского Б.С.Вайсмана, Д.Л.Каравкиной, Е.В.Рубинина
М.: Прогресс. 1966

файл скан/pdf, 35,2 Мб, скачать


оглавление

Вступительная статья А.З.Манфреда

Введение. Буржуазная революция и народное движение

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОДЪЕМ и УПРОЧЕНИЕ НАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ (июнь 1793 года - плювиоз II года)

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПАРИЖСКИЕ САНКЮЛОТЫ, ИХ УСТРЕМЛЕНИЯ и ОРГАНИЗАЦИЯ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСЛАБЛЕНИЕ и ЗАКАТ НАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ (вантоз - термидор II года)

Заключение. Парижские санкюлоты и 9 термидора
1. Народ накануне термидора
2. Парижские секции 9 термидора
3. Народное движение и буржуазная революция; опыт подведения итогов

Примечания
Список сокращений


p.s. Подарок любимому автору в честь дня его рождения (недавнего).
За помощь в обработке и верстке благодарю гражданина товарища Свой среди чужих...

@темы: якобинцы, экономика должна, социальная история, событие, скачать бесплатно, свобода-право-власть, полезные ссылки, персона, новые публикации, массы-классы-партии, источники/документы, история идей, историография, историки, дискуссии, Шометт, Франция, Термидор, Сильвен Марешаль, Сен-Жюст, М.Робеспьер, Комитет общественного спасения, Жан-Поль Марат, Великая французская революция, 20 век, 18 век

20:26 

журналистика ВФР как зеркало классовой борьбы

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Во всяком случае, я так воспринимаю и замысел, и исполнение книги. И будучи публично уличен в профессиональных пристрастиях )), при неоценимой технической помощи гражданина heritier, ставлю на полку нашей библиотеки эту книгу, со многими любопытными, не слишком широко известными фактическими подробностями и цитатами.
p.s. Картинки будут через пару дней.
p.p.s. Да, чуть не забыл. В книге есть типографский брак - отсутствуют 4 страницы, вместо них напечатаны повторы. :( Исправить это невозможно, ибо весь тираж таков.


ГЕНРИХ КУНОВ
БОРЬБА КЛАССОВ и ПАРТИЙ в ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
ПЕРЕВОД, ПРЕДИСЛОВИЕ и ДОПОЛНЕНИЯ И.СТЕПАНОВА
ТРЕТЬЕ, ВНОВЬ ПЕРЕСМОТРЕННОЕ, ИЗДАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКВА * 1923 * ПЕТРОГРАД

скачать скан/pdf


В нашей библиотеке размещена работа Г.Кунова «Политические кофейни: парижские силуэты времен Великой французской революции».

Иван Иванович Скворцов-Степанов, настоящая фамилия — Скворцов, литературный псевдоним — И.Степанов (8.03.1870, Богородский уезд, Московская губерния — 8.10.1928, Сочи). Сочинения, опубл. в сети: Капитал и газеты // Вестник труда, 1909, № 2; Мысли о религии. Госполитиздат, 1959



СОДЕРЖАНИЕ


К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

КО ВТОРОМУ РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Второе издание предлагаемой книги является под новым названием: «Партии великой французской революции и их пресса». Некоторые рецензенты первого издания отмечали, что название: «Революционная журналистика во Франции 1789—94 годов», не совсем подходящее, поскольку в этой книге трактуется не только французская периодическая печать той эпохи, но и политические партии и борьба между ними. Я не мог оспаривать правильности этого замечания, а так как во второе издание внесены две новых главы, которые подробно обрисовывают борьбу интересов, разыгравшуюся за первое пятилетие революции между либеральной крупной буржуазией, крестьянами и рабочими, то я соответственно изменил название книги.
В этих вновь присоединенных главах я останавливаюсь главным образом на трех исторических легендах, которые в течение почти столетия один историк революции повторяет вслед за другим, и которые в течение этого времени приобрели значение своего рода исторических догм:
Будто бы постановлениями 4-го (точнее: 6—11-го) августа 1789 года устранена наибольшая или важнейшая часть старых французских феодальных прав.
Будто бы либеральным законодательством первого и второго Национальных Собраний создано новое крестьянское сословие во Франции.
Будто этим же либеральным законодательством значительно облегчен жребий рабочих.

Насколько много было оснований за этими легендами, пусть решает сам читатель, познакомившись с содержанием третьей и четвертой главы. Я был бы очень обязан моим критикам, если бы они показали, что какие-нибудь части в этом изложении неправильны. Но я не могу признать порочащим меня упрек одного из рецензентов первого издания, что я разрушаю все красивые иллюзии: на мой взгляд, задача историка вовсе не в том, чтобы щадить красивые иллюзии и в соответствии с этим почтительно укреплять старые исторические легенды, а в том, чтобы быть правдивым, хотя бы голая правда и показалась грубой для чувствительных душ.
В остальных главах книги ничего не изменено, только исправлены некоторые мелкие опечатки.

Генрих Кунов
Фриденау, близ Берлина, сентябрь 1912 года



Введение

Глава первая. Экономические и классовые противоречия к началу революции

Глава вторая. Партии и партийная пресса в 1789 году

Глава третья. Либеральная буржуазия и крестьяне

Глава четвертая. Буржуазия и рабочие

Глава пятая. Роялистско-клерикальные и аристократическо-конституционные группы в 1789—1792 годах

Глава шестая. Либеральная пресса

Глава седьмая. Жирондистская пресса

Глава восьмая. Дантонисты и их пресса

Глава девятая. Политико-теоретический ежегодник якобинцев

Глава десятая. "Друг Народа" Марата

Глава одиннадцатая. Гебер и его "Отец Дюшен"

Глава двенадцатая. Пять лет партийной борьбы

Приложение (ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 1776-1794 гг.)

@темы: якобинцы, экономика должна, событие, скачать бесплатно, свобода-право-власть, религия и церковь, революции, полезные ссылки, новые публикации, массы-классы-партии, либерализм, источники/документы, история идей, историография, историки, дискуссии, Шометт, Франция, М.Робеспьер, Жан-Поль Марат, Дантон Жорж-Жак, Германия, Великая французская революция, АРТеФАКТическое/иллюстрации, 20 век, 18 век

04:17 

занятный рисунок, с трудностями идентификации места и времени

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
18:26 

Danton Tods

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него

Георг Бюхнер
СМЕРТЬ ДАНТОНА

драма в 4-х действиях
По изданию:
Г.Бюхнер. Пьесы, проза, письма
Переводы с немецкого под редакцией А.Карельского
М.: Искусство. 1972


действующие лица (нами даны ссылки на подборки материалов о персонажах)

материалы о Георге Бюхнере


Алексей Николаевич Толстой
СМЕРТЬ ДАНТОНА

трагедия в 12-ти кратинах
По изданию:
А.Н.Толстой. Сочинения
М.: Правда. 1980
Послесловие В.П.Скобелева
Комментарии А.А.Макарова
Иллюстрации С.А.Соколова


История этой пьесы такова

действующие лица

материалы об А.Н.Толстом

p.s. Ян Хагенс. Революция как театр (перевод с англ. О.Осиповой, Э.Пашковского)

- - -
Люсиль, Марта (Ек.Урзова), Натали Красная Роза, Э.Пашковский, М.Воронин, В.Веденеев, 2004; материал перемещен в сообщество 9.02.12

@темы: якобинцы, социальная история, литературная республика, скачать бесплатно, свобода-право-власть, революции, полезные ссылки, персона, они и мы, казус ляпсус, история искусств, дискуссии, Шометт, Франция, Сен-Жюст, М.Робеспьер, массы-классы-партии, Комитет общественного спасения, Комитет общей безопасности, Европа, Дантон Жорж-Жак, Германия, Великая французская революция, homo ludens, 19 век, 1830-е, 18 век

15:43 

Ларри Вульф, "Изобретая Восточную Европу"

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него

Ларри Вульф
ИЗОБРЕТАЯ ВОСТОЧНУЮ ЕВРОПУ

КАРТА ЦИВИЛИЗАЦИИ в СОЗНАНИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Перевод с английского
М.: Новое литературное обозрение. 2003. 560 с.


Мы не ставим себе целью поместить здесь всю книгу, но хотим привлечь к ней внимание, а потому позволяем себе сокращение текста, в частности, ссылок, и предупреждаем об этом читателей. Надеемся, для вас будет интересной встреча с персонажами эпохи Просвещения и Великой французской революции - Руссо и Маратом, Екатериной II и жирондистом Карра, г-ном Сегюром-старшим, Вольтером, неутомимой мадам Жоффрен и другими. Попробуем взглянуть на себя глазами европейца XVIII столетия!..

из введения

Из главы I. ПЕРЕСЕКАЯ ГРАНИЦУ: ПУТЕШЕСТВЕННИКИ XVIII ВЕКА ОТКРЫВАЮТ ВОСТОЧНУЮ ЕВРОПУ
«Эти полудикари»
«Вблизи цивилизованных областей Европы»
«Места, вовсе у нас неизвестные»
«Степень цивилизованности»


Из главы III. ВООБРАЖАЯ ВОСТОЧНУЮ ЕВРОПУ: ЛИТЕРАТУРА, ФАНТАЗИЯ и ВЫМЫШЛЕННЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
Моцарт, Лессинг, Вольтер, Марат, граф д'Отрив и барон Мюнхгаузен
«Границы Европы»
«Более грубые и невоспитанные народы»
«Я теперь пункититити»
«В неизвестных краях, потеряв ориентацию»


Леди Крэйвен, потемкинские деревни и большое путешествие Екатерины Великой, графа де Сегюра, принца де Линя и Иосифа II
«Самое горячее воображение»
«Образ цивилизации»
Кода: «атака легкой бригады»


Из главы VI. ОБРАЩАЯСЬ к ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
Часть I. Россия в сочинениях Вольтера
«Галопом к Адрианополю»
«Я старше, чем Ваша империя»
«Рассеивая хаос»
«Ужинать в Софии»
«Создание новой Вселенной»


Дидро и Екатерина II, и снова Вольтер
«Мечтания наедине с самим собой»
«Исполнить план цивилизования»
«Ваш русский старик из Ферне»


Часть II. Польша в сочинениях Руссо
на самом деле не только Руссо - мадам Жоффрен, Марат, Адам Смит и другие - вокруг вечного польского вопроса
«Удачи вам, храбрые поляки!»
«На край света»
«Словно спустясь с другой планеты»
«Недостойность поляков»


«Последний народ в Европе»
«Экономические советы»
«Польская анархия»
«Республика Востока»


- - -
Подготовили к веб-публикации Л., Э.Пашковский, В.Веденеев, 2006; материал перемещен в сообщество Vive Liberta 5.02.12

- - -
В дополнение предлагаем вам, уважаемые читатели, мнение о России г-жи де Сталь - главу из ее воспоминаний

«Десять лет в изгнании»
Перевод, статьи и комментарии В.А.Мильчиной
М.: ОГИ. 2003. 526 с.


Подготовили к веб-публикации Л., Александр, 2008; материал перемещен в сообщество Vive Liberta 5.02.12

@темы: философия, социальная история, скачать бесплатно, революции, полезные ссылки, персона, оригинальные произведения 18 в., они и мы, литературная республика, источники/документы, история науки, история идей, история дипломатии, историография, историки, дискуссии, Франция, Россия и Франция, Россия, Просвещение, Моцарт, Жан-Поль Марат, Ж.-Ж.Руссо, Европа, Германия, Великобритания, Австрия, 20 век, 19 век, 18 век

18:07 

"плебейский натиск"

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Две основные статьи - тт. Тонковой и Гавриличева. И Софья Андреевна будет тут уместна.

Валентин Андреевич Гавриличев
НАРОДНЫЕ МАССЫ и ПЛЕБЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ СЕНТ-АНТУАНСКОГО ПРЕДМЕСТЬЯ ЛЕТОМ 1793 г.
Французский ежегодник 1980

Раиса Михайловна Тонкова-Яковкина
ДВИЖЕНИЕ НАРОДНЫХ МАСС ПАРИЖА 4—5 сентября 1793 г. («ПЛЕБЕЙСКИЙ НАТИСК»)
Из ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ и МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Сборник статей в память академика Евгения Викторовича Тарле
М.: издательство АН СССР. 1957


Софья Андреевна Лотте
РАБОЧИЙ ВОПРОС в ЛИОНЕ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ
(По поводу одного конкурса, объявленного аббатом Рейналем)

Французский ежегодник 1962


@темы: якобинцы, экономика должна, социальная история, событие, скачать бесплатно, свобода-право-власть, революции, полезные ссылки, новые публикации, массы-классы-партии, источники/документы, история идей, историография, историки, Шометт, Франция, М.Робеспьер, Комитет общественного спасения, Великая французская революция, 18 век

17:35 

капитал

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него

Жан Бувье
1920 - 1987
КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ ВО ФРАНЦИИ в XIX в.

ПРОБЛЕМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
перевод Е.Л.Глушицкой
Французский ежегодник 1968


Друзьям и недругам Франсуа Фюре второстепенные подробности будут любопытны )

На этом подборка статей социально-экономической тематики из ФЕ не заканчивается, еще выступят тт. Лотте и другие, а также гражданин Копосов.

@темы: 18 век, 19 век, Великая французская революция, Европа, Июльская монархия, Июльская революция, Франция, капитал, либерализм, новые публикации, полезные ссылки, скачать бесплатно, социальная история, экономика должна

06:02 

вопрос о земле - продолжение подборки

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него

Анатолий Васильевич Адо, Зинаида Алексеевна Чеканцева
ДВИЖЕНИЕ «ВООРУЖЕННЫХ МАСОК»
(80-е годы XVIII века)

Французский ежегодник 1984

Абель Израилевич Коробочко
ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
во ФРАНЦИИ в ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

Французский ежегодник 1965

Клод Женден
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА во ФРАНЦИИ
от КОНЦА СТАРОГО ПОРЯДКА до ПЕРВОЙ ИМПЕРИИ

перевод Е.О.Обичкиной
Французский ежегодник 1985


Bладимир Николаевич Малов
К ВОПРОСУ о СКЛАДЫВАНИИ
ЕДИНОГО ХЛЕБНОГО РЫНКА
во ФРАНЦИИ в XVIII—XIX веках
Опыт корреляционного анализа

Французский ежегодник 1979

Федор Васильевич Потемкин
АГРОНОМИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
и ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПРОПАГАНДИСТОВ «НОВОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ»
во ФРАНЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII — НАЧАЛЕ XIX в.

Французский ежегодник 1965

М. А. Кудрявцева
О КОНЦЕНТРАЦИИ И ДРОБЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
во ФРАНЦИИ в 50—60-Х годах XIX в.

Французский ежегодник 1963


@темы: 18 век, 1830-е, 1848, 19 век, Великая французская революция, Первая империя, Франция, историки, историография, история идей, источники/документы, либерализм, новые публикации, персона, полезные ссылки, революции, скачать бесплатно, социальная история, экономика должна, якобинцы

18:19 

рождественский Матьез

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него

АЛЬБЕРТ МАТЬЕ (sic!)
КАК ПОБЕЖДАЛА ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
ПЕРЕВОД С ФРАНЦУЗСКОГО ПОД РЕДАКЦИЕЙ И С ПРЕДИСЛОВИЕМ Ц. ФРИДЛЯНДА
М.: ВОЕННЫЙ ВЕСТНИК. 1928


ОГЛАВЛЕНИЕ


Это и есть обещанный раритет. Как уверяет в предисловии т.Фридлянд, не компиляция, а перевод отдельной работы. Мне было некогда попытаться проверить, так что вам, граждане коллеги, зеленый свет.
А книжечка примечательна еще и тем, что предисловие в целости и сохранности и имя Фридлянда не вымарано.

@темы: экономика должна, товарищам, социальная история, событие, скачать бесплатно, революции, полезные ссылки, персона, новые публикации, массы-классы-партии, источники/документы, история науки, историография, историки, военная история, Франция, Комитет общественного спасения, Комитет общей безопасности, Европа, Великая французская революция, 20 век, 18 век, якобинцы

06:49 

Гракх vs Цезарь (сегодня 18 брюмера)

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Статьи, отвечающие теме в точности, будут добавлены немного времени спустя. Сейчас - от Бабефа к Бонапарту, от флореаля к брюмеру, транзитная остановка - "Директория".
- - -
В XVII и XVIII вв. друзьями трудящихся, в особенности бедного крестьянства, строились всевозможные теории то о «возврате» к счастливому прошлому, то о создании совершенно нового общественного строя, не похожего на прошлые формы общества.
В эпоху французской революции имелись течения, которые ставили своей целью восстановить старые общественные порядки, вернуться к мелкому производству, основанному на личном труде. Так называемый аграрный коммунизм означал возврат к примитивным формам коммунизма. Такой возврат к прошлому имел по существу реакционный характер. Наряду с подобными идеями, уже имели место и другие, которые ориентировались не на прошлое, а на будущее, исходя из той мысли, что прогрессивное развитие возможно не на возврате к примитивным условиям жизни, а, наоборот, на движении вперед к новым формам, которые явятся результатом коренного изменения общества на основе успехов науки и техники.
Однако между прошлым и будущим нет абсолютного разрыва. Поскольку существующее общество есть результат развития, продукт всей предшествующей истории, то оно принесло с собою наиболее прогрессивные и жизненные элементы, из которых обычно строится новая общественная формация.
С другой стороны, часто бывает так, что пережитки старого более или менее прочно удерживаются в новой общественной формации.
Часто ученые задают себе вопрос, каковы источники тех или иных коммунистических утопий. Исследователи часто склонны искать их корни или в отдаленном, сказочном прошлом или в каких-нибудь литературных произведениях седой старины. Эти поиски источников кажутся нам несостоятельными. Разумеется, Томас Мор имел своим «первоисточником» (литературным) Платона, подобно тому, как Морелли имел своего предшественника в лице Мора, но эти литературные источники не являются определяющими для создания коммунистических систем. Подлинными источниками являются условия реальной жизни. Незачем лишний раз объяснять, что Томас Мор, или точнее его «Утопия», представляет собою продукт английского общества его времени. При этом надо помнить, что Мор исходил из строя той сельской общины, которая еще так или иначе, несмотря на все меры к разрушению общинного строя, сохранилась и которая могла стать исходным пунктом для восстановления общественной собственности.
В глазах крестьянства, по крайней мере беднейшего, земля всегда и почти повсюду считалась «божьей», т.е. общей собственностью.
«После того, — пишет Фриц Вольтере, — как начали присматриваться к собственной стране, внимание вскоре было привлечено целым рядом коммунистических семейных союзов, которые вызвали чувство восторга даже у самого Вольтера: я здесь имею в виду крестьянские общины в Оверни.
Почти у всех народов мы наталкивались на пережитки первоначального коммунизма, корни которого восходят к периоду пастушеской жизни и началу оседлости. В настоящее время коммунистические учреждения сохранились главным образом среди славянских народностей, в крестьянских семьях. В XVIII в. они (коммунистические учреждения. — А.Д.) не успели еще окончательно исчезнуть и во Франции. В Оверни крестьянские семьи Киттар-Пинонов, Баритель, Боже, Бургад, Таренте, Терм, Продель, Боннему, Турнель, Англад и другие продолжали жить еще полностью в коммунистическом быту».
Само собой разумеется, что, имея перед глазами такие живые образцы, теоретикам аграрного коммунизма незачем было обращаться в заморские страны или в седую древность за поисками коммунистических общин.
Основным вопросом французской революции XVIII в. был вопрос аграрный. Индустрия была еще мало развита. Сельское хозяйство играло ведущую роль в экономике страны. Крестьянство было доведено до высшей степени нищеты и деградации. Оно устраивало бунты, восстания, убивало помещиков и слишком ревностных чиновников.
Естественно, что вопрос о положении крестьянства сильно беспокоил друзей народа, которые искали пути и способы для изменения его положения. Наметились два решения вопроса:, равный раздел земли и создание аграрно-коммунистических общин.
Сторонники раздела земли, или «аграрного закона», преобладали над сторонниками отмены частной собственности. Крестьянству ближе всего был раздел земли. Вокруг аграрного закона велись во время революции очень острые бои. Правительство Робеспьера приняло, как уже сказано было, суровый закон, который был на руку буржуазии, владельцам земли.
Теоретики коммунизма стояли за полную отмену частной собственности, видя в ней источник всех бедствий. На коммунистические теории оказали влияние, помимо литературных произведений прошлого (утопий), коммунистические крестьянские общины.
Как ни слаба была коммунистическая прослойка во время революции, она, несомненно, сыграла свою роль, вызвав к жизни «Заговор равных», так как Бабеф воспитывался на идеях Морелли, Мабли и современных ему Буасселя, Доливье, Ланжа, Госслена, Ретифа де ла Бретона и др. Надо еще подчеркнуть, что Бабеф очень ценил Руссо, произведения которого, в частности его «Эмиль», произвели на него сильнейшее впечатление. Основная идея Руссо — идея равенства — явилась исходным принципом всего мировоззрения Бабефа. На идее равенства он построил все свое учение. Впрочем, эта идея являлась в то время самой популярной, самой распространенной. Именно во имя равенства совершили-де, революцию, равенство провозглашено естественным правом человека. Во имя равенства крестьянство требовало раздела земли. На идее равенства строили свои коммунистические теории как старшее поколение утопических коммунистов, так и молодое поколение, в том числе и Бабеф.

Абрам Моисеевич Деборин [Иоффе]
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА ГРАКХА БАБЕФА
Из ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ
и МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИИ
Сборник статей в память
академика Евгения Викторовича Тарле


- - -
Все биографы Бабефа признают исключительную важность аррасского периода в идейной биографии «Трибуна народа». Нет сомнения в том, что именно во время пребывания Бабефа в тюрьме Боде в 1795 г. его теоретическая мысль работала особенно напряженно, его коммунистические идеи, обогащенные всем опытом французской революции и, особенно, якобинской диктатуры, приобрели наибольшую зрелость и ясность. 18 июля 1794 г. Бабеф вышел из тюрьмы в Лане (центр департамента Эны), где он находился в связи с пересмотром приговора амьенского трибунала по пресловутому делу о «подлоге». В термидоре — до сих пор неизвестно, когда, до или после казни Робеспьера, — он очутился вновь в Париже. В сентябре он выпускает первый номер своей газеты. Уже в октябре появляется распоряжение о его задержании, скоро, правда, отмененное. Но в январе 1795 г. очередной номер своей газеты Бабеф редактирует, по примеру Марата, «из глубины подземелья», т.е. будучи на нелегальном положении. 10 плювиоза III г. (29 января 1795 г.), — после его возвращения в столицу прошло всего лишь полгода, — против Бабефа выступает с яростными нападками в термидорианском Конвенте сам Тальен. Через две недели (24 плювиоза — 12 февраля) Бабеф был уже арестован, а 15 марта 1795 г. препровожден в Аррасскую тюрьму.
В течение этих шести-семи месяцев в жизни Бабефа произошел давно созревший «скачок», — он оказался на политической авансцене Франции. Он имел свою газету, к которой очень внимательно прислушивались не только в столице, но и во всей стране. Не случайно Бабеф с двадцатого номера переименовал свой орган из «Газеты свободы печати», в «Трибуна народа». Весной 1793 г. он называл так Шометта, — зимой 1794 г. он впервые называет так самого себя. На этот раз Бабеф выступал уже не как «Марат Пикардии», а как трибун всей плебейской Франции.
В нашу задачу не входит подробный теоретический анализ «Манифеста плебеев», в частности, тех его положений, которые носят особо «грубо-уравнительный характер». Мы ограничиваемся здесь только историей его написания, которая представляется нам очень существенной. До последнего времени в литературе, посвященной истории бабувизма и его идеологии, существуют значительные разногласия. Совсем недавно один из новейших исследователей этого вопроса Клод Мазорик выступил с защитой той точки зрения, что идейное развитие Бабефа шло далеко не «прямолинейно», а шло сложными зигзагами, то приближаясь, то сравнительно далеко удаляясь от коммунистических принципов (защита «аграрного закона»).
Как мы видим, это развитие шло по «восходящей линии». В бурные 1789—1794 гг. коммунистические идеи Бабефа неизмеримо обогащались и прояснялись прежде всего для него самого. …«книжное» влияние было, вероятно, второстепенным. И генезис коммунистического мировоззрения Бабефа, и его развитие определялись прежде всего опытом. Но как бы ни развивались эти социальные идеи Бабефа, как бы много поправок, дополнений и изменений ни вносил в них исторический опыт, его идейное развитие действительно носило «прямолинейный» характер.

Виктор Моисеевич Далин
К ИСТОРИИ «МАНИФЕСТА ПЛЕБЕЕВ»
Бабеф в Аррасской тюрьме

ИСТОРИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Сборник статей памяти академика Вячеслава Петровича Волгина


- - -
Директория не хотела, чтобы процесс «флореалистов» проходил в Париже, опасаясь народных выступлений. Она смогла воспользоваться тем обстоятельством, что по конституции 1795 г. члены законодательного корпуса в случае задержания подлежали особому Верховному суду. Так как среди арестованных был член Совета пятисот Друэ, было принято решение передать дело всех арестованных этому суду и перенести его заседания в небольшой городок Вандом (департамент Луар-и-Шер). Даже тогда, когда 30 термидора (17 июля 1796 г.) Друэ при содействии Барраса удалось бежать и предлог для передачи дела в Верховный суд отпал, Директория настояла на своем. Все лица, арестованные в флореале, 9—10 фрюктидора IV года (27—28 августа 1796 г.) были в железных клетках направлены в Вандом, превращенный почти в военный лагерь.
Всего к суду в Вандоме были привлечены 65 человек. 18 из них удалось скрыться, в том числе Друэ, Ф.Лепелетье, Роберу Ленде, Россиньолю, Парену, тайным агентам «заговора» — Менесье, Клоду Фике, Буэну, Бодсону и др. На скамье подсудимых оказалось 47 человек. Но, по сообщению Буонарроти, 23 из них не имели никакого отношения к движению. Между тем им было предъявлено обвинение в принадлежности к «заговору», имевшему целью вооруженное восстание, ниспровержение Директории и восстановление конституции 1793 г., что по закону Майля от 27 жерминаля каралось смертной казнью.
Бабеф с первого же дня своего ареста признал существование нелегальной организации, «заговора». Он рассчитывал, что в судебном процессе — пусть он и завершится вынесением рокового приговора — обвиняемые, и он первый среди них, высоко поднимут свое знамя и объяснят всей Франции цель создания «общества совершенного равенства», во имя которого они бросили свой вызов Директории.
Однако большинство обвиняемых не разделяли мнения Бабефа. Те из них — а они составляли половину, — кто не принимал никакого участия в тайной организации, естественно, отвергали это обвинение. Но и большинство участников «заговора» придерживались той же тактики.
Не желая подвергать опасности смертного приговора своих единомышленников, Бабеф вынужден был изменить свою линию поведения. Но это ставило его в очень затруднительное положение. Представители обвинения легко могли упрекнуть его в противоречиях: его отрицанию существования заговора они могли противопоставить его же собственные заявления, сделанные после ареста. Против него говорили десятки документов, захваченных при аресте, его рукой написанные инструкции тайным агентам и т. д. Его заявлениям, что не было «тайной директории», а существовало только «филантропическое общество», что были не тайные агенты, а только распространители и корреспонденты «Трибуна народа», легко было противопоставить неопровержимые документы.
Вот почему составление обширной защитительной речи доставляло, вероятно, Бабефу немало трудностей. Ее содержание должно было противоречить его собственным глубоким убеждениям и намерениям. В ней явственно сказалась вся затруднительность положения, в котором очутился Бабеф вследствие тактики, принятой большинством бабувистов.
Процесс начался только 2 вантоза V года (20 февраля 1797 г.), почти через полгода после того, как обвиняемых привезли в Вандом. Он продолжался больше трех месяцев и шел с огромным напряжением. Это был поистине процесс «последних Гракхов» революции.
Вандом не забыл мучеников свободы. В 1945 г., вскоре после освобождения Франции, в присутствии Жака Дюкло, на том месте в здании аббатства, служившего тюрьмой, где была дверь, через которую, как предполагается, Бабефа и Дарте вывели на казнь, была установлена мемориальная доска с надписью:
«ФРАНЦУЗЫ!
8 ПРЕРИАЛЯ V ГОДА — 27 МАЯ 1797 Г. —
ГРАКХ БАБЕФ И ОГЮСТЕН ДАРТЕ —
МУЧЕНИКИ СВОБОДЫ — ВЫШЛИ ОТСЮДА,
ЧТОБЫ ОТПРАВИТЬСЯ НА ЭШАФОТ
КАК ЖЕРТВЫ СВОЕГО ИДЕАЛА».

Виктор Моисеевич Далин
ВАНДОМСКИЙ ПРОЦЕСС
Французский ежегодник 1978


- - -
Биографии важнейших участников бабувистского движения изучены еще совершенно недостаточно. Только за последние годы биография Филиппа Буонарроти стала предметом серьезного и тщательного изучения, но о других руководителях бабувистской организации, об их роли на первых этапах революции, их поведении после Вандомского процесса, в последние годы директории, до и после 18 брюмера — мы почти ничего не знаем. Лучшим доказательством этого служит тот факт, что об одной из центральных фигур в движении, единственном «агенте связи», связывавшим «повстанческую директорию», военный комитет и 12 районных агентов, Дидье-Журдейле, «главной пружине всей организации, как совершенно правильно характеризует его автор новейшей, ценной монографии о Буонарроти, Арман Саитта, нет еще ни одной биографической заметки.
Буонарроти в своем письме к Бронтерру О'Брайену, впервые назвав фамилию Дидье (в первом издании его книги в 1828 г. она была зашифрованна — Эндиди), ограничился глухим указанием — «слесарь». Это было естественно, так как Дидье в то время еще жил и упоминание о нем могло ему повредить. Но почти через сто лет Морис Домманже, один из лучших знатоков движения Бабефа, ограничился короткой и не совсем точной справкой: «Дидье, бывший красильщик в Шуази-ле-Руа, затем присяжный революционного трибунала, потом слесарь в Париже». Альберт Матьез, в своей «Директории», говорит об агенте связи Дидье: «простой слесарь, бывший телохранитель Робеспьера, закадычный друг семьи Дюпле». Ж.Вальтер, новейший биограф Бабефа, повторяет то же утверждение: «был только один агент связи, Дидье, простой рабочий — слесарь». Жорж Лефевр, мимо внимания которого не прошла нелегальная деятельность Дидье во время империи, характеризует его как якобинца.
Среди двенадцати районных агентов Бабефа были люди, обладавшие значительным опытом революционной деятельности… В военном комитете были такие видные и популярные люди, как Жан Россиньоль, рабочий-ювелир, вышедший из Сен-Антуанского предместья и ставший генералом, Фион, бывший льежский бургомистр, Массар — оба генералы. Кажется странным, что при таком обилии людей, хорошо известных революционному Парижу, единственным «агентом связи» между ними был поставлен мало известный Дидье. Однако такое впечатление создается только потому, что до сих пор очень красочная и яркая биография Дидье совершенно не изучалась, что не собраны воедино даже сведения о нем, разбросанные в различных опубликованных печатных источниках и монографиях, что не устранено до сих пор недоразумение, связанное с двойной фамилией Дидье, бывшее выгодным для него по конспиративным соображениям, но введшее в заблуждение даже наполеоновскую полицию.
Социальные идеи этих руководителей Парижской Коммуны в 1792—1794 гг. были неясны еще им самим. «Чего они хотели, — писал Энгельс, — никто не мог сказать до тех пор, пока, спустя долгое время после падения Коммуны, Бабеф не придал этому определенную форму». Вот почему совершенно естественно, что костяк бабувистской организации в Париже в 1795—1796 гг. составили именно уцелевшие после 9 термидора, жерминаля и прериаля деятели Коммуны. Как раз Дидье-Журдейль, «гражданский курьер» секции Французского театра 11 августа 1792 г., член «наблюдательного комитета» и администратор полиции Парижской Коммуны в сентябрьские дни, «крепкий» заседатель революционного трибунала, оправдавший Марата и судивший Дантона, помощник Бушотта, делегат Якобинского клуба в Коммуне в трагическую ночь 9—10 термидора, является живым воплощением этой, вскрытой Энгельсом, преемственности между Коммуной 1792—1794 гг. и движением Бабефа.
Можно было предполагать, что после термидорианской реакции, после провокации в Гренельском лагере и Вандомского процесса, после закрытия Манежа после 18 брюмера, казней и проскрипции IX г., после «списка 130-ти», лично составленного Наполеоном, «македонская фаланга» этих плебейских революционеров была окончательно уничтожена. Однако биография Дидье особенно интересна тем, что еще и в 1807 г. в Париже, под самым носом наполеоновской полиции, он делает попытку возродить бабувистскую организацию.
То, что не удалось Дидье, удалось на периферии огромной наполеоновской империи Феликсу Лепелетье, сумевшему в ссылке на о.Ре увлечь коменданта крепости полковника Уде и дать толчок к созданию организации «филадельфов», удалось в Женеве Филиппу Буонарроти. Пусть в условиях наполеоновской империи коммунистические идеи отошли на задний план, по сравнению с чисто политическими, — в изменившихся условиях Франции 30-годов XIX в. они снова заняли свое место. Важно то, что «македонская фаланга» сумела перенести идеи Бабефа в XIX столетие. За простой и величественной фигурой Ф.Буонарроти стоят пока безымянные, но имеющие право на историческую память его сотоварищи, такие, как «слесарь Жан-Баптист Дидье-Журдейль».

Виктор Моисеевич Далин
«АГЕНТ СВЯЗИ» БАБЕФА — ДИДЬЕ-ЖУРДЕЙЛЬ
Из ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ
и МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИИ
Сборник статей в память
академика Евгения Викторовича Тарле


- - -

Альбер Собуль
ОТ ТЕРРОРА К КОНСУЛЬСТВУ:
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ

перевод Н.И.Непомнящей
Французский ежегодник 1971


- - -
5 апреля 1795 г. французский посол в Швейцарии Ф.Бартелеми и прусский представитель на переговорах К.-А.Гарденберг от имени своих правительств подписали Базельский мирный договор. Несмотря на прекрасное положение с источниками и большое количество публикаций, этот договор, представлявший собой выдающийся внешнеполитический успех термидорианской Франции, принадлежит к числу спорных событий Великой французской революции. При этом создается впечатление, что если современники оценили его в первую очередь как выход Пруссии из первой контрреволюционной коалиции, то впоследствии это всегда понималось по-другому. Исправить эту ошибку, предложить новую, позитивную оценку Базельского мира — первая задача данной статьи. Вторая задача заключается в анализе вневременного феномена — формирования межгосударственных отношений во время революций и важных международных последствий этого процесса.

Курт Хольцапфель
К ПРЕДЫСТОРИИ БАЗЕЛЬСКОГО МИРА 1795 ГОДА
Борьба между реакцией и прогрессом
и формирование межгосударственных отношений

перевод Е.В.Котовой
Французский ежегодник 1986


- - -

Варужан Арамаздович Погосян
ДИРЕКТОРИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Французский ежегодник 1983


- - -

Наполеон Бонапарт
УЖИН в БОКЕРЕ
Перевод и комментарий Елены Ивановны Лебедевой

Французский ежегодник 1986


- - -
…Во дворе Люксембургского дворца генерала ожидала вся официальная Франция. Здесь были все пять членов Директории, в шитых золотом красных мантиях и шляпах, украшенных пышным плюмажем, министры, высшие должностные лица республики, члены Совета старейшин и Совета пятисот, генералы, высшие офицеры.
Под звуки «Гимна свободе», исполняемого хором консерватории, Бонапарт, сопутствуемый генералами Бертье и Жубером, несшими знамена, прошел через расступившиеся ряды к «алтарю отечества», где его стоя ожидали члены правительства.
Все были поражены, как отмечала печать, необычайной худобой генерала. Эта худощавость, крайняя бледность матовой кожи лица, длинные черные волосы, падавшие на плечи, — все придавало двадцативосьмилетнему генералу вид совсем еще молодого человека, почти юноши. Только твердо сжатый рот и неменяющееся, непроницаемое выражение лица выдавали его возраст.
К генералу обратился по поручению Директории с приветственной речью, изысканной и льстивой, Талейран. Бонапарт отвечал коротко и сдержанно, его плохо понимали: резкий, но негромкий голос и нефранцузский выговор, к которому еще не привыкли, делали почти невозможным восприятие речи. Доходили отдельные слова: он воздавал похвалу революции. Директории, солдатам. Лишь позже из газет узнали, что он говорил также и о свободе Европы — и даже! — о лучших органических законах.
Бонапарту ответил Баррас. Он произнес пышную цветистую речь, полную неумеренных похвал выдающемуся полководцу Республики. Эта речь показала, что, при всех своих пороках, бессменный член Директории был, как всегда, весьма не глуп. Как и все ораторы того времени — это было в моде — Баррас обратился к опыту истории. Он вспомнил, естественно, о Цезаре, но не для сравнения, а в противопоставление. Он приветствовал Бонапарта, как героя, отомстившего от имени Франции восемнадцать столетий спустя за содеянное Цезарем. «Он принес на нашу землю рабство и разрушения; вы принесли его античной родине свободу и жизнь». В этих немногих словах было не столько лести, сколько предостережений; Баррас считал своевременным преподать победоносному генералу урок в назидание. Бонапарт слушал директора с бесстрастным лицом.
Баррас закончил свою речь братским объятием. Затем с генералом расцеловались остальные четыре члена Директории. Все присутствующие бурно и долго рукоплескали.
Эта сцена торжественной встречи правительства Республики с прославленным полководцем, а ныне и миротворцем, — со словами взаимной признательности, братскими объятиями и всеобщими аплодисментами — могла создать у наблюдающих впечатление полного единодушия, единства, гармонии. Но…

Альберт Захарович Манфред
ЕГИПЕТСКИЙ ПОХОД БОНАПАРТА
Французский ежегодник 1969


- - -
Как относился Бальзак к Наполеону? Насколько полно и правдиво запечатлена в творчестве главы европейского реализма личность его знаменитейшего современника, в которой отразились противоречия эпохи и мимо которой не мог пройти в те годы ни один большой художник,— личность, и до наших дней вызывающая яростные споры? Нам представляется, что Бальзак как историк Наполеона недостаточно оценен.
Широко распространено мнение о культе Наполеона у Бальзака. Стереотипное в прошлом веке, оно и сейчас повторяется в специальных трудах.
Безусловно, Бальзак, всегда считавший духовную энергию главным чудом жизни и ее высшей поэзией, восхищался Наполеоном как «человеком феноменальной воли». Отношение его к императору французов сложно и далеко не однозначно. Он освещает множество разных сторон личности и деятельности Наполеона, различные последствия этой деятельности, общественно-исторические зависимости императора и вызванные ими внутренние противоречия. Созданный в «Человеческой комедии» образ Наполеона заслуживает внимательного изучения не только с точки зрения его познавательной ценности, но и как пример, на котором полно и ярко вырисовывается художественный метод реалиста Бальзака вообще.

Раиса Азарьевна Резник
НАПОЛЕОН в «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОМЕДИИ» ОНОРЕ де БАЛЬЗАКА
Французский ежегодник 1985


- - -

Константин Симонов
НАПОЛЕОН
несколько мыслей на тему, предложенную редакцией «Фигаро Литтерер»
Французский ежегодник 1969
М.: Наука. 1971. С.209-211


В связи с этой заметкой я перебирал в памяти, приходилось ли мне когда-нибудь — в школе или в университете, или позже, в армии, или еще позже, в сорок или пятьдесят лет, — обсуждать со своими товарищами и соотечественниками личность Наполеона или его место в истории? Приходилось ли нам спорить о нем?
Еще раз размышляя над этим противоречием, я подумал сегодня, что, быть может, вообще не следует ставить эпитета «великий» перед словом «человек». Или, во всяком случае, ставить этот эпитет перед словом «человек» крайне редко и осторожно, лишь тогда, когда ты убежден, что величие масштаба деятельности этого человека сочетается с величием его нравственных достоинств. Может быть, чтобы не впадать в противоречие с нравственными критериями, нам стоит почаще говорить: великий писатель, великий ученый, великий артист, великий полководец, великий государственный деятель, и пореже говорить: великий человек.
- - -
Историки, стремясь понять, стараются найти какую-то руководящую нить в сложном нагромождении фактов. С точки зрения Альбера Сореля, его последователя Альбсра Вандаля и официальной наполеоновской историографии, революция вела неизбежно к диктатуре, а стремление обрести естественные границы обрекало Францию на вечную войну. Что авторитарное правительство было необходимо для спасения революции, возражает Жорж Лефевр, с этим мы охотно согласимся, но военная диктатура сама по себе вовсе не требовала ни восстановления наследственной монархии, ни восстановления дворянской аристократии. Так спорят между собой историки...
История Наполеона, так же как и история Французской революции, никогда не будет завершена и никогда не будет написана полностью. От поколения к поколению она никогда не перестанет возбуждать в людях работу мысли и энтузиазм.
С того дня, когда он стал повелителем Франции, Наполеон занял центральное место в истории — и все, казалось, стушевывалось перед ним. Но если воздействие, оказанное им на Францию и на Европу, было значительным, то лишь постольку, поскольку оно шло в фарватере развития истории, начиная с 1789 г. Когда увлеченный своим воображением и своим гением («Я живу всегда на десять лет вперед»), император оторвался от хода истории и, теряя контакт с действительностью, захотел превзойти ее, он потерпел неудачу, а затем крушение. Извергнутый из истории, Наполеон, благодаря гениальному видению своей судьбы и упрямой воле, смог продиктовать сочинения, написанные на Святой Елене, заложить таким образом основы наполеоновской легенды и тем самым вновь занять место в центре развития истории. Сочиняя свою собственную историю, он стирает все, что могло омрачить славу героя. Здесь то, что он сделал, не так важно, как то, что он хотел сделать. Легенда начинается с истолкования фактов самим Наполеоном. Так он становится защитником принципов 1789 г., сторонником либеральных идей; он стал диктатором лишь по необходимости; он хотел мира, но постоянно возрождавшаяся европейская коалиция непрерывно вынуждала его вести войну... Эти легендарные (в том смысле, что они часто не соответствуют действительности) толкования действительности ведут свое происхождение от мемуаров Наполеона, написанных под его диктовку на острове Святой Елены, и его разговоров, подлинных устных мемуаров, благоговейно записанных его поклонниками.
В сочинениях, написанных на Святой Елене, не следует искать искренности. Элементы изложения расположены там в строгой зависимости от заранее поставленной цели, и это — цель политическая; одни явления исчезают, другие, наоборот, подчеркнуты. По словам королевы Гортензии, Наполеон «арранжировал свою жизнь, свою защиту и свою славу с изощренным кокетством хорошего драматурга, заботливо готовящего свой пятый акт и следящего за приготовлениями финального апофеоза». Не то, чтобы император сознательно искажал факты, чтоб в таком виде навязать их общественному мнению. Легенда не представляет собой сочетания фальсифицированных фактов, это — сочетание принципов и намерений, приписываемых Наполеону; и они оказались удивительно эффективными в развитии истории до 10 декабря 1848 г. и позднее.

Альбер Собуль
ГЕРОЙ, ЛЕГЕНДА и ИСТОРИЯ
перевод Е.В.Рубинина
Французский ежегодник 1969


@темы: социальная история, событие, революции, полезные ссылки, персона, оригинальные произведения 18 в., новые публикации, источники/документы, история идей, история дипломатии, историография, имена, события, календарь, дискуссии, Франция, Термидор, Италия, Европа, Гракх Бабеф, Великая французская революция, Бонапарт, 19 век, 18 век

07:23 

армия в период Великой французской революции

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него

Марсель Рейнар
1899 – 1973
О РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОЛИ АРМИИ
В ПЕРИОД ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1789 г.

Перевод Н. В. Рудницкой
Французский ежегодник 1961


Гиви Шалвович Кигурадзе
ПРОБУЖДЕНИЕ АРМИИ
Французский ежегодник 1984



к теме:
А.Дживелегов. Армия Великой французской революции и ее вожди
М.Буковецкая. Борьба якобинцев за создание революционной армии Франции
Э.Ференбах. Идеологизация войны и радикализация Французской революции
А.Собуль. О миссии Сен-Жюста в Рейнскую армию (брюмер II года Республики)
В.Третьяков. Французские революционные войны 1792-96 гг. Краткий стратегический очерк



Об авторах, к сожалению, пока располагаем минимумом сведений.
Гиви Шалвович работал в Тбилисском университете, занимался, кажется, больше эпохой Бонапарта, чем ВФР... или занимался военной историей. Во всяком случае, защищал докторскую по теме "Проблема армии в период Великой французской буржуазной революции (1789-1794 гг.)".
О Марселе Рейнаре как биографе Карно раньше упоминалось.

@темы: 18 век, Великая французская революция, Европа, Франция, военная история, историки, история идей, массы-классы-партии, новые публикации, полезные ссылки, социальная история

06:39 

о Николае Михайловиче Лукине

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Автор не из числа мной любимых историков ВФР, скорее даже наоборот ),
но, без всяких оговорок, заслуживающий читательского внимания, уважения и доброй памяти.
Три статьи из ФЕ, ему посвященные.


Анатолий Васильевич Адо
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Н.М.ЛУКИНА
и НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ КРЕСТЬЯНСТВА
во ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Французский ежегодник 1981

Илья Саввич Галкин
РАННИЕ СТРАНИЦЫ РЕВОЛЮЦИОННОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.М.ЛУКИНА
Французский ежегодник 1981

Валентин Андреевич Гавриличев
Н.М.ЛУКИН
и ЕГО РОЛЬ в РАЗВИТИИ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Французский ежегодник 1964



ЛУКИН (Н.Антонов) Николай Михайлович
20.07.1885 — 19.07.1940

В.Дунаевский. Николай Михайлович Лукин. «Портреты историков Время и судьбы»

О роли Лукина в советской школе историков (из дискуссии)


Из трудов Н.М.Лукина:

1-й Интернационал и Парижская коммуна (по неопубликованным документам)

Максимилиан Робеспьер

Царизм и Французская буржуазная революция 1789 года: по донесениям И.М.Симолина

@темы: якобинцы, революции, полезные ссылки, персона, они и мы, новые публикации, история науки, история идей, историография, историки, дискуссии, Советский Союз, Россия и Франция, Великая французская революция, 20 век, 18 век

21:07 

всемирный день революционеров - 14 июля

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
"Есть у Революции начало..." Относительно и весьма условно датируемое, тем не менее, ставшее точкой отсчета.

К 222-й годовщине победоносного штурма Бастилии.
О революционной преемственности,
об историографии Великой французской революции,
о ее восприятии в XVIII и XIX столетиях во Франции, Венгрии, Греции, Италии,
о связи между ВФР и Просвещением
и о том самом общественном сознании революционной эпохи, которое стали чаще называть "ментальностью".
.

Эрнест Лабрусс
КАК ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ БЛЕСТЯЩЕ ОБЪЯСНЯЕТ И ОПРАВДЫВАЕТ
ГЕРОИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Французский ежегодник 1971

Леонид Вячеславович Кошелев
ОБЩЕСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII СТОЛЕТИЯ
(его основание и первые годы работы)

Французский ежегодник 1962

Альбер Собуль
ЖОРЕС, МАТЬЕЗ и ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Французский ежегодник 1980

Шандор Лукачи
ПЕТЕФИ, ЕГО РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИДЕИ И ИХ ФРАНЦУЗСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Французский ежегодник 1973

Григорий Львович Арш
К ВОПРОСУ ОБ ИДЕЙНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ
ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
НА БАЛКАНСКИЕ НАРОДЫ
(Неизвестный текст конституции и «Военного гимна» Ригаса Велестинлиса)

Французский ежегодник 1963

Кира Эммануиловна Кирова
ФРАНЦУЗСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ (1789—1848 гг.)
и ИТАЛЬЯНСКИЕ УМЕРЕННЫЕ ЛИБЕРАЛЫ (1830—1860 гг.)

Французский ежегодник 1982

Иогансон Исаакович Зильберфарб
ШАРЛЬ ФУРЬЕ и ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Французский ежегодник 1966

Альбер Собуль
ФИЛОСОФЫ и ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Французский ежегодник 1982

Мишель Вовель
К ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
ЭПОХИ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Французский ежегодник 1983, 1984




В подготовке приняли участие товарищи граждане L del Kiante, Capra Milana, Без диплома.

Обещанные картинки - я не забыл ;-)

@темы: 18 век, 1848, 19 век, 20 век, АРТеФАКТическое/иллюстрации, Великая французская революция, Европа, Италия, Просвещение, Россия и Франция, Советский Союз, Франция, дискуссии, имена, события, календарь, историки, историография, история идей, источники/документы, массы-классы-партии, национально-освободительные движения, новые публикации, они и мы, персона, полезные ссылки, революции, свобода-право-власть, событие, социальная история, товарищам, философия, якобинцы

07:44 

руссоистам - от окаянных вольтерьянцев (и просто антируссоистов)

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Это стало традицией - традицию нужно подкармливать ;-)

Робер Дерате. Руссо и социализм / ФЕ 1973

Израиль Ефимович Верцман. Судьба и современная проблематика наследия Жан-Жака Руссо / ФЕ 1962

Aльберт Захарович Манфред. Жан-Жак Руссо и его время. Из литературного наследия / ФЕ 1981

Bадим Сергеевич Алексеев-Попов. Лев Толстой и Жан-Жак Руссо (к постановке проблемы) / ФЕ 1982

Мишель Лоне. Своеобразие «Рассуждения о неравенстве» Руссо в интеллектуальной атмосфере его создания / ФЕ 1971

Татьяна Леонидовна Занадворова. Теория Руссо о возвращении к природе / ФЕ 1979


@темы: персона, свобода-право-власть, история идей, полезные ссылки, Ж.-Ж.Руссо, революции, Европа, социальная история, Франция, историки, литературная республика, Просвещение, 18 век, историография, Россия и Франция, они и мы, якобинцы, новые публикации, 20 век, Великая французская революция, имена, события, календарь

06:49 

профессиональные цехи во Франции на излете средних веков

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Все теории социал-фашизма строятся на пропаганде того, что рабочий может стать сохозяином капиталистического предприятия.
На заре капитализма буржуа были заинтересованы изображать себя «рабочими». Они воспевали мастеров, которые трудились сами наряду со своими подмастерьями и учениками. Отсюда апологетические буржуазные теории вульгарной политической экономии, что капиталист разбогател благодаря своему трудолюбию, воздержанности, способности и так далее. Позднее стало невозможно изображать хозяина рабочим — стали изображать рабочего хозяином, опять-таки прибегая к идеализации феодализма.

Настоящая статья является попыткой поставить одну из проблем классовой борьбы в эпоху феодализма, а именно проблему борьбы классов в феодальном городе, ставшем с самого начала ареной столкновения между нарождающимся буржуа и будущим предпролетариатом.
Маркс различает два вида феодальной собственности: «С одной стороны, земельная собственность с прикованным к ней трудом крепостных, а с другой — собственный труд при наличии мелкого капитала, распоряжающегося трудом подмастерьев». Под вторым видом собственности Маркс подразумевает индивидуальную частную собственность, при которой в основном собственный труд соединяется с собственными орудиями труда.
«Действительный дуализм средних веков» основан на расчленении земельной собственности, при котором собственником земли является помещик-феодал, а владельцем, сидящим на ней, — крепостной или просто феодально-обязанный крестьянин. Это расчленение приводит к необходимости (крестьянин—владелец) и возможности (феодал—собственник) внеэкономического принуждения.
Городская феодальная собственность лишена этого дуализма. Мастер и ученики, мастер и подмастерье не выражают расчлененности собственности на собственность и владение. Подмастерье в отличие от феодального крестьянина: а) не ведет отдельного, собственного хозяйства, б) работает вместе со своим господином и в) имеет законное право сам стать господином, т.е. владельцем, став полноправным членом цеха — мастером.
Феодальный крестьянин является зародышевым индивидуальным частным собственником, борющимся за превращение в полного и свободного индивидуального частного собственника. Городской ремесленник уже является носителем индивидуальной собственности, часто, однако, и городская ремесленная собственность не является полной, свободной индивидуальной частной собственностью. Она корпоративна, сословно связана. Ей присущи элементы внеэкономического принуждения. Вот почему она все же является видом феодальной собственности. Ее сила — в отсутствии дуализма земельной собственности. Ее феодальность — в сословной связанности, в элементах внеэкономического принуждения. Элементы сословной связанности и внеэкономического принуждения ярко выявлены в наследственности привилегий мастера, в положении ученика и во взаимоотношениях его с мастером, в порядке найма подмастерьев.

Софья Андреевна Лоте
К ПРОБЛЕМАМ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ в ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА
классовая борьба в цехах

Борьба классов. 1933, № 10


См. работы С.Лотте:
«Республиканское сословие»: из истории французского предпролетариата XVIII в. / Французский ежегодник 1960
«Дело Ревельона» / Французский ежегодник 1958
Пролетариат и буржуазия в Великой французской революции
Великая французская революция (М.: гос. социально-экономическое изд-во. 1933)

и работы других авторов по теме:
С.Сытин. Рабочие организации во Франции накануне революции конца XVIII в.: историографический обзор / Французский ежегодник 1974
Ю.Кучинский. Условия труда во Франции с 1700 по 1948 гг.
Е.Кожокин. Французские рабочие: от Великой буржуазной революции до 1848 г.: 1, 2
Е.Кожокин. Французская буржуазия на исходе Старого порядка



p.s. К слову, обратите внимание: в деле фигурируют Банкаль дез Исар, семейство Буайе-Фонфред и проч.

@темы: 17 век, 18 век, Великая французская революция, Средние века, Франция, историки, историография, капитал, массы-классы-партии, новые публикации, полезные ссылки, социальная история, экономика должна

07:08 

Альбер Собуль

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
«Конечно, если бы он был членом Конвента,
он заседал бок о бок с Робеспьером,
но по вечерам он ходил бы на собрания секций и народных обществ.
»

К 27-му, то есть непосредственно ко дню рождения выдающегося историка ВФР, одного из моих любимых авторов, надеемся выложить еще материалы.
А сегодня – «просто так» - будет подборка воспоминаний из Французского ежегодника 1982

Жак Годшо
СОБУЛЬ, КАКИМ Я ЕГО ЗНАЛ

Жан Брюа
АЛЬБЕР СОБУЛЬ (1914-1982)

Вальтер Марков
ВСТРЕЧИ с АЛЬБЕРОМ СОБУЛЕМ

Дидье Лемэр
АЛЬБЕР СОБУЛЬ в ВАНДОМЕ

Альбер Собуль о себе самом: АВТОБИОГРАФИЯ


@темы: товарищам, социальная история, революции, полезные ссылки, персона, новые публикации, история идей, историография, историки, имена, события, календарь, Франция, Великая французская революция, 20 век, 18 век

Vive Liberta

главная