Записи пользователя: АиФ (список заголовков)
09:19 

Девятое Термидора

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
22:16 

"Никогда не следует карать преступление, если его можно предупредить""

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
При самой малой склонности к размышлению совершенно невозможно установить, что нарушает общественный порядок, не выяснив, в чем этот порядок состоит. Придя, таким образом, к рассмотрению общественных связей, надо бесспорно допустить наличие договора между членами общества: равные права, взаимные выгоды, взаимная помощь — вот каковы должны быть его основы; свобода, справедливость, мир, согласие, благополучие — вот каковы должны быть его плоды.
Однако когда я раскрываю летописи народов, то единственными предметами, которые во всех видах представляются моему разуму, являются тирания на одной стороне, рабство — на другой. Пусть так, скажет кто-либо; но ведь после вторжения власть становится законной и право приходит на смену насилию; после того, как революция произошла, следовало дать почувствовать обществу ее результаты, а это достигалось лишь при помощи хороших законов. Я понимаю, что завоеватели, после того, как они все истребили, опрокинули, захватили, боятся злоупотреблять своими завоеваниями и прибегают к кажущейся мягкости, чтобы сделать свое владычество более терпимым, но ведь верховная власть остается у узурпатора и он разделяет ее со своими приверженцами. Окиньте взорам большую часть народов мира — и кого вы увидите? Никого, кроме презренных рабов и повелевающих господ. Разве не являются законы приказами тех, кто имеет власть? И если бы еще они уважали дело своих рук! Но они по собственному своему желанию заставляют молчать законы, они нарушают их безнаказанно и затем, чтобы укрыться от всякого надзора, они окружают себя священной оградой, к которой никто не смеет приблизиться.

Прежде чем думать о наказании преступлений, следует составить себе правильное представление о них.
Что такое преступление? Нарушение законов; но существуют ли такие священные законы хотя бы у одного правительства мира и можно ли рассматривать как таковые установления, в создании которых не принимал участия каждый член государства? Разве то, что называют этим именем, является чем-то иным, как не приказом надменного властелина? Стало быть, власть этих законов является лишь скрытой тиранией ничтожного меньшинства над большинством. Но опустим завесу на эти таинственные предметы; там скрывается тот мистический ковчег, на который не может быть брошен взгляд непосвященного.

В мире нет ни одного правительства, которое можно было бы рассматривать в качестве законного; поэтому не является ли подчинение законам скорее делом расчета, чем долга? Но не будем разрывать слабых уз, связывающих нас; зло анархии было бы еще хуже, чем зло деспотизма. Конечно, все государства были созданы насилием, убийством, разбоем, и власть вначале не имела другого основания, кроме силы. Для того чтобы сделать ее менее ненавистной, люди стремились сделать ее менее тиранической; они уже стремятся сделать ее менее пристрастной, и, возможно, наступит день, когда она будет использоваться лишь для общего блага. Но что же может сделать подчинение законам обязательным при существующем положении вещей?
Оставьте в стороне всякого рода насилие, и вы найдете, что единственным законным основанием общества является благополучие тех, кто его составляет. Люди объединились лишь для своего общего интереса; они создали законы лишь для того, чтобы определить взаимные права, и учредили правительство лишь для того, чтобы обеспечить себе пользование этими правами. Если они отказались от личной мести, то это было сделано для того, чтобы передать ее в общественные руки; если они отказались от естественной свободы, то это было сделано для того, чтобы приобрести гражданскую свободу; если они отказались от первобытной общности имущества, то это было сделано для того, чтобы иметь некоторую его часть в собственном владении. За родом, заключившим общественный договор, следует род, который его утверждает; но число членов государства беспрестанно меняется. К тому же, когда для предупреждения роста частных состояний не приняты никакие меры, то благодаря свободе, предоставленной честолюбию, ловкости, дарованиям, одна часть подданных всегда обогащается за счет другой; в силу невозможности распоряжаться своим имуществом в пользу посторонних за неимением прямых наследников богатства вскоре неизбежно скопляются в небольшом числе семейств. Словом, в государстве имеется множество неимущих подданных, которые оставят свое потомство в нищете. Итак, они оказываются вынужденными погибать с голоду на земле, изобилующей чужими владениями, от которых они ничем не могут поживиться. Будучи связаны с обществом одними лишь невыгодами, обязаны ли они уважать его законы? Конечно, нет; если общество их покидает, они возвращаются в естественное состояние; если они силой требуют прав, от которых они отказались лишь для того, чтобы обеспечить себе большие выгоды, то всякая власть, которая будет сопротивляться этому, окажется тиранической, а судья, приговаривающий их к смерти, — лишь подлым убийцей.

Если необходимо, чтобы для самосохранения общество принуждало своих членов уважать установленный порядок, то прежде всего оно должно обезопасить их от искушений нужды. Оно должно поэтому предоставить им обеспеченное существование, приличную одежду, полную поддержку, пособия при их болезнях и уход в старости, ибо они могут отказаться от своих естественных прав лишь постольку, поскольку общество создает для них положение, имеющее преимущество перед их естественным состоянием. Стало быть, лишь после выполнения таким образом своих обязательств в отношении всех своих членов общество вправе наказывать тех, кто нарушает его законы.

Покарать преступление, не нарушая справедливости, это значит: обуздать злых, защитить невинных, избавить слабых от притеснения, вырвать меч из рук тирании, поддержать порядок в обществе и обеспечить спокойствие его членов; какая другая цель может быть более разумной, более благородной, более великодушной и более важной для благополучия людей! Могут ли мои слабые познания способствовать ее осуществлению? Трудясь над разрушением пагубных предрассудков, я часто буду вынужден оскорблять общераспространенные мнения. Сколько невежд восстанет против меня! Но не все ли это равно? Я должен говорить для мудрецов и только их одобрение мне дорого.


Жан-Поль МАРАТ
ПЛАН УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Перевод с французского Н. С. Лапшиной
под редакцией и с предисловием проф. А. А. Герцензона
М.: изд-во иностранной литературы. 1951


Предисловие (перенесено нами в конец текста)

Введение
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Об основных принципах хорошего законодательства
                 Об общественном порядке
                 О законах
                 Об обязанности подчиняться законам
                 Об уголовных законах
                 О санкции законов
                 О наказаниях
                 Род наказаний должен вытекать из природы преступлений
                 Правосудие должно быть беспристрастным
                 Наказания должны быть личными
                 Законы должны быть непреклонными
                 О публичности уголовного кодекса
                 О тех, которые не ответственны за свои действия перед правосудием
                 В каком возрасте человек ответственен за свои действия перед правосудием?

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О преступлениях и наказаниях
       Раздел первый. О преступлениях против государства
           Глава первая. О ложных государственных преступлениях
                 О сочинениях против государя и т. п.
                 О жалобах государю и о сопротивлении несправедливым его повелениям
                 О посягательствах на жизнь государя
                 О порче чеканных монет
                 О подделке чеканных монет
                 Продолжение двух предыдущих статей
                 О контрабанде
                 О дезертирстве
           Глава вторая. О подлинных государственных преступлениях
                 О притеснениях и взяточничестве
                 О переходе на сторону врага
                 О нарушении служебного долга
                 О растрате и хищениях
                 О лихоимствах, происках и изменах
                 О поджоге кораблей, верфей, складов, арсеналов, общественных архивов и зданий
                 О заговорах
       Раздел второй. О преступлениях против законной власти
                 О пренебрежении к повелениям государя и должностных лиц
                 О пренебрежении к родительской власти
                 О хозяевах и слугах
       Раздел третий. О преступлениях против безопасности лиц
                 О предумышленном убийстве
                 О насилиях и оскорблениях
                 О засаде, опасных ранениях, увечьях и других посягательствах на жизнь, не сопровождавшихся смертью
                 Об убийстве, совершенном при самозащите
                 О невольном убийстве
                 О дуэли
                 О вредном изменении съестных припасов
                 О самоубийстве
       Раздел четвертый. О преступлениях против собственности
                 О краже и ее различных видах
                 Об укрывательстве
                 Об изменении товаров
                 О ростовщичестве
       Раздел пятый. О преступлениях против нравственности
                 О развратителях
                 Об обольщении
                 О прелюбодеянии
                 О незаконных связях
                 Об увозе
                 Об изнасиловании
                 О многоженстве
                 О проституции и разврате
                 О сводничестве
                 О мужеложстве и скотоложстве
                 Способы предупреждения преступлений, вызываемых испорченностью нравов
       Раздел шестой. О преступлениях против чести
                 О злословии
                 О клевете
                 О пасквилях
                 Об обвинениях
                 О клятвопреступлении
       Раздел седьмой. О преступлениях против общественного спокойствия
                 О пьянстве
       Раздел восьмой. О преступлениях против религии
                 Об атеизме, ересях и расколе
                 О простом святотатстве
                 О богохульстве
                 О магии
                 О преступлениях, нарушающих отправление богослужения
                 О плохом обращении со священниками, отправляющими свои обязанности
                 О краже священных вещей
                 О соблазнительных сочинениях
                 О соучастниках
                 О непредвиденных случаях
                 Способ поддержания действующих законов

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О природе и силе доказательств и презумпций
                 О донесении
                 О розыске виновного
                 О преследовании преступников
                 О полюбовной сделке и о прощении преступлений
                 Об уголовном судопроизводстве
                 Продолжение того же предмета
                 Продолжение того же предмета
                 О неприемлемых свидетелях
                 О доказательстве посредством свидетельских показаний
                 О доказательстве посредством поличного
                 О доказательстве посредством следов преступления
                 Особые случаи
                 О презумпциях

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. О способе приобретения доказательств и презумпций во время судебного расследования так, чтобы не нарушить ни справедливости, ни свободы и согласовать мягкость с уверенностью в наказаниях и человечность — с безопасностью гражданского общества
                 Общее правило
                 О тюремном заключении
                 О судебных формах
                 Об уголовном судопроизводстве
                 О способе приобретения доказательств преступления
                 Об обращении с обвиняемыми во время их заключения
                 Продолжение того же предмета
                 Продолжение того же предмета
                 Об уголовном суде
                 Продолжение того же предмета
                 Продолжение того же предмета
                 О сроках производства дел
                 О судебном следствии
                 Об исполнении приговоров

Заключение


А.Герцензон. Уголовно-правовая теория Марата
Все материалы о Марате
* * *
А что касается портрета - mme Martine Gabrielle оказалась права :)

@темы: экономика должна, философия, социальная история, свобода-право-власть, религия и церковь, полезные ссылки, персона, оригинальные произведения 18 в., новые публикации, литературная республика, источники/документы, история идей, историки, Франция, Просвещение, Жан-Поль Марат, Европа, Великая французская революция, 18 век

11:32 

До каких пор ярость деспотов будет называться правосудием,

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/

а правосудие народа варварством или бунтом?..



Максимилиан РОБЕСПЬЕР
РЕВОЛЮЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОСУДИЕ
СТАТЬИ И РЕЧИ

Перевод с франц. Н.С.Лапшиной
под редакцией и с предисловием А.А.Герцензона
М.: государственное издательство юридической литературы. 1959


Предисловие

СТАТЬИ И РЕЧИ
О бесчестящих наказаниях
О введении суда присяжных
Об организации кассационного суда
О Морском уголовном кодекс
Об организации уголовного правосудия. О необходимости письменного судопроизводства
Принципы организации суда присяжных
О свободе печати
О смертной казни
О королевской неприкосновенности
О роли общественного обвинителя
Проспект «Защитника конституции»
Изложение моих принципов
О необходимости и природе воинской дисциплины
Мнение о суде над Людовиком XVI
Вторая речь о суде над Людовиком XVI
О революционном трибунал
О Декларации прав человека и гражданина
О Конституции
О реорганизации революционного трибунала
О принципах революционного правительства
О принципах политической морали
О новой реорганизации революционного трибунала
Речь, произнесенная 8 термидора 2-го года Республики

Указатель имен и терминов

Н.С.Лапшиной даны краткие справочные сведения не только о современниках М.Робеспьера, но и о упоминаемых деятелях античности, а также пояснения терминов, названий обществ, клубов и т.д. Мы туда же поместили ссылки на имеющиеся в сети материалы.

Еще одна речь Робеспьера - на нашумевшем процессе о громоотводе. Перевод mlle Anais.

Полная подборка ссылок на материалы о М.Робеспьере
Алексей Адольфович ГЕРЦЕНЗОН (17.03.1902 — 13.12.1970)

А картинки были такие: * * * *

@темы: якобинцы, философия, социальная история, свобода-право-власть, религия и церковь, полезные ссылки, персона, оригинальные произведения 18 в., новые публикации, массы-классы-партии, источники/документы, история идей, историки, Шометт, Франция, Термидор, Сен-Жюст, Просвещение, Монтескье, М.Робеспьер, Комитет общественного спасения, Комитет общей безопасности, Жан-Поль Марат, Ж.-Ж.Руссо, Дантон Жорж-Жак, Великая французская революция, 18 век

10:05 

Дантон, Бабеф, Далин и Матьез

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Заметка в "Вопросах истории" (1959, № 4):

Виктор Моисеевич Далин
НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОТНОШЕНИИ БАБЕФА К ДАНТОНУ


совсем небольшая, но любопытная: вопрос датировки неоконченного письма Бабефа к Дантону о дистриктах.

@темы: 18 век, 20 век, Великая французская революция, Гракх Бабеф, Дантон Жорж-Жак, Франция, историки, источники/документы, новые публикации, персона

00:38 

"перлюстрация корреспонденции" именинника

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
От имени и по поручению
Я и моя собака, Capra Milana и от себя лично,
6 мая с.г.
объявляю:

ПЕРЕПИСКА РОБЕСПЬЕРА
Ленинград: «Прибой». 1925


Предисловие Ц.Фридлянда – отсутствовало в бумажном оригинале, вероятно, удалено работниками библиотеки после того, как Фридлянд был репрессирован
Введение (Ж.Мишон, описаны основные и неосновные источники формирования сборника)
Переписка Робеспьера
Примечания


Я все же сделаю несколько предупреждений.
1. Ничего "личного", в общепринятом представлении.
2. Некоторые письма пересказаны, некоторые - очень кратко (и это решение не издательства "Прибой", а Ж.Мишона со товарищи).
3. Наши примечания не могли охватить неохватное, а цель комментировать отношения корреспондентов и вовсе в наши планы не входило. Как могли уже заметить наши читатели, все справки мы стараемся делать с минимумом оценок и интерпретаций.
Персонажей, которых любой заинтересованный без труда отыщет сам, мы оставили в покое, только напоминая ссылки на сводную страницу. Главным образом мы пытались показать, кто стоит за мало известными неспециалистам именами - кого искать (и где) в случае надобности. Для этого привлекали сведения из биографических словарей Ж.Тюлара с соавторами, Альбера Собуля с соавторами, словаря депутатов Национального собрания 1789-1889 и др.источники.


Точным подсчетом я не занималась, но, кажется, по числу приведенных писем первое место делят Гюфруа, Жюльен-младший, Бюиссар и... Шабо :)
Среди корреспондентов также граждане МерленЫ, Вадье, Тальен, Фрерон, Петион, Колло, Жозеф Лебон (рекомендую отнестись со вниманием), депутаты-жирондисты, исключенные из Конвента после 2 июня 1793 г.
Переписка с Сен-Жюстом и Леба, несколько писем Дюпле, письма Манон Ролан, адресованные Робеспьеру, наверняка многим знакомы по более поздним изданиям.
В сборник включены еще и те письма Комитета общественного спасения, которые подписаны в числе других Робеспьером.
Хорошо освещена миссия Огюстена Робеспьера и Рикора к Итальянской армии.

Вот и вся моя речь.

С днем рождения, МР!



upd 17 мая с.г.


Capra Milana предложила нам познакомиться с мадам Шалабр и ее письмами по английскому переводу книги Эктора Флейшмана "Робеспьер и женщины".
А гражданин Оппортунист нашел и подготовил статью-предисловие Ц.Фридлянда, опубликованное в журнале "Историк-марксист" (1927, том 3).


upd


Небольшая портретная галерея: МР и его корреспонденты

@темы: якобинцы, экономика должна, социальная история, свобода-право-власть, религия и церковь, полезные ссылки, персона, они и мы, новые публикации, массы-классы-партии, литературная республика, источники/документы, история идей, имена, события, календарь, военная история, Термидор, Просвещение, М.Робеспьер, Комитет общественного спасения, Комитет общей безопасности, Жан-Поль Марат, Европа, Дантон Жорж-Жак, Великая французская революция, АРТеФАКТическое/иллюстрации, 18 век

08:11 

социальный (и социалистические) идеи в Европе первой половины 19 в.

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/

Вячеслав Петрович ВОЛГИН
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX века
М.: Наука. 1976


Роберт Оуэн (14 мая 1771— 17 ноября 1858)
Джон Френсис Брей (1809–1897)
Социалистические идеи в английской публицистике 1830-х-1840-х годов Джеймс О‘Брайен Бронтер (6 февраля 1802 — 2 декабря 1864), Даниель О‘Коннор, чартисты
Система Франсуа-Мари-Шарля Фурье (7 апреля 1772 — 10 октября 1837)
Социологические взгляды Фурье
Сен-Симон и сен-симонизм
Клод-Анри Сен-Симон (17 октября 1760 - 19 мая 1825), Арман Сент-Аман Базар (18 сентября 1791- 29 июля 1832), Проспер Бартелеми Анфантен (8 февраля 1796 - 31 августа 1864)
Пьер-Анри Леру (7 апреля 1797 – 12 апреля 1871) - один из эпигонов сен-симонизма
Константен Пеккёр (26 октября 1801 - 1887)
Социальное учение Вильгельма Вейтлинга (5 октября 1808 — 25 января 1871)
Социализм Герцена
Комментарии
Указатель имен

Наш любимый Борис Георгиевич Реизов. Виктор Гюго, Пьер Леру и «символический стиль»
Памятник Леру
Ассоциация друзей Леру (франц.)
Краткая биография на сайте Национальной ассамблеи Франции
Прочие портреты будут позже.

- - -
Добавление от Plume de paon

В.П.Волгин. Этьен КАБЕ (вступительная статья к русскому изданию "Путешествия в Икарию", М.-Л., 1935; скан/pdf)


@темы: 19 век, Великобритания, Германия, Европа, Ж.-Ж.Руссо, Франция, историки, историография, история идей, капитал, новые публикации, персона, полезные ссылки, революции, религия и церковь, свобода-право-власть, социальная история, утопия, философия, экономика должна

18:27 

«Сова Минервы вылетает только ночью»

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Доколе будут злоупотреблять нашим терпением! - вскричал некогда римский оратор, в ту эпоху, когда республике угрожала клика заговорщиков, насчитывавшая в своих рядах виднейших граждан, наряду с презренной чернью.
Не должны ли мы обратиться с теми же словами к современным писателям, при виде того наступательного союза, который заключили почти все ваши литераторы против религии и правительства? Ибо это ни для кого не тайна: преступная лига сама выдала свои намерения. Она ставит себе целью разрушить гармонию между различными сословиями государства, в основе которой всегда лежала тесная связь между церковью и политическим строем. Да, господа, с тех пор как искоренены ереси, не раз нарушавшие мир Европы, выступило из мрака новое учение, еще более опасное по своим последствиям, чем все прежние заблуждения. Среди нас возникла дерзновенная и нечестивая секта. Она украсила свое лжеучение именем философии. Прикрываясь этой пышной вывеской, она возомнила себя кладезем мудрости. Ее члены объявили себя просветителями рода человеческого: свобода мышления - вот их боевой клич, которым они оглашают весь земной шар. Одной рукой они пытаются поколебать трон, другой - разрушить алтарь. Они стремятся уничтожить веру и изменить общественное мнение о религиозных и гражданских учреждениях - и вполне достигают своих целей. Их учение распространяется, число их сторонников растет. Монархии колеблются на своих вековых устоях; и нации, утратившие свои прежние принципы, сами изумляются происшедшей в них перемене.
Благодаря безнаказанности, семена безбожия распространяются с величайшей быстротой. Зловредное учение сбрасывает маску, богохульство оглашает всю страну, безбожные писания распродаются по высокой цене, которая только усиливает их соблазн. Даже женщины читают эти книги, отравленные ядом отрицания и безверия; пренебрегая своими священными обязанностями, они проводят всю жизнь в праздных размышлениях над ними.
Едва появившись в столице, эти пагубные писания обрушиваются, как лавина, на провинции, опустошая все на своем пути. Ничто не может избегнуть этой заразы. Она проникает в мастерские, в хижины - и конец вере, конец религиозности, конец чистоте нравов! Прежней невинности нет и следа. Безверие своим тлетворным дыханием иссушает душу. Народ терпел нужду, но у него по крайней мере было утешение: теперь он удручен и трудом, и сомнениям и. Он утешался надеждой на лучшую долю в будущей жизни, теперь он стонет под бременем тяжких лишений и не видит им другого конца, кроме смерти и полного уничтожения.
Таково, господа, содержание «Системы Природы»- книги, которую нечестивая секта называет величайшим произведением человеческого разума.
Вы, конечно, содрогнетесь от ужаса, припомнив всю цепь умозаключений этого автора. Он не видит ничего, вне физических предметов, и поэтому отрицает всякое духовное начало. Он хочет судить о самом творце природы по ее физическим явлениям. Не постигая в своем ослеплении всеблагого творца, он заключает отсюда, что все непостижимое не существует. Приходя к такому странному и нелепому выводу, он идет далее от софизма к софизму, от богохульства к богохульству, бросая дерзкий вызов религии и законам.
Этот писатель далеко превосходит своей дерзостью Эпикура, Спинозу и всех философов, или вернее, всех атеистов прошлых веков. Последние, по крайней мере, набрасывали покрывало на свое возмутительное учение. Иногда они лишь высказывали сомнение в существовании бога и тем самым как бы его признавали. Автор же «Системы Природы» открыто и решительно объявляет, что бога нет и быть не может. Он хочет утвердить господство материализма и фатализма. В глазах этого святотатца, бог - не что иное, как существо вымышленное, вредный предрассудок, порожденный страхом, возвещенный обманщиками, распространившийся благодаря невежеству и трусости, укрепившийся при помощи деспотизма... Этот ужасный призрак якобы одурманивает умы, является источником рабства народов и всех бедствий рода человеческого. В виду этого, все философы и все благе мыслящие люди вообще должны свергнуть его владычество и вернуть людей в лоно природы, т.е. толкнуть под иго слепой необходимости.
Итак, автор «Системы Природы» учит, что нет ни провидения, ни свободы, ни бессмертия души, ни будущей жизни, что вселенная - порождение необходимости, игрушка в ее руках, что божество - нелепая химера, которая является источником всех зол. Но ему мало этого зловредного учения: не довольствуясь им, безумец дерзает подрывать основы общества и нападать на лиц, облеченных верховной властью.
По его мнению, лица стоящие во главе нации - не что иное, как узурпаторы, присвоившие себе пышный титул представителей бога только для того, чтобы безнаказанно и деспотически распоряжаться страной. Согласие между духовенством и монархической властью в его глазах - не более, как союз против рода человеческого.
Он хочет убедить народы, что у королей нет и не может быть над ними никакой власти, кроме той, которую они сами же ему вручили. Он утверждает, что народ вправе ограничить власть монарха, потребовать у него отчета, и даже лишить его власти, если она не соответствует интересам народа. Навязывая народу какие то воображаемые права, он уверяет, что народ достигнет счастья только тогда, когда ограничит власть своих монархов и заставит их считать себя лишь представителями народа и исполнителями его воли.
«Система Природы» и подобные ей сочинения имеют в виду не только подорвать христианскую религию, но и разрушить до основания всякую веру, всякий страх божий, всякую связь между небом и землей, словом, стереть с лица земли малейший след какой бы то ни было религии - естественной или данной откровением. Но этому возмутительному учению не достаточно вырвать с корнем веру в бога. Его беспокойный дух стремится к ниспровержению всего нашего политического строя. Он не успокоится до тех пор, пока не передаст всю исполнительную и законодательную власть в руки большинства, пока не уничтожит необходимое неравенство между общественными группами и сословиями, пока не ограничит власть королей и не передаст ее в руки слепой черни - словом, пока не ввергнет весь мир в пучину анархии.
Нет, господа, ничто не в состоянии остановить занесенную руку правосудия! К каким бы хитростям и угрозам ни прибегали сторонники этого безбожного учения, они не избегнут мудрой кары, они встретят суровых обвинителей в лице блюстителей правосудия! Вы не заражены ядом нечестивых учений. Он не ослабил спасительной суровости, которая характеризует истых слуг правосудия.
Нам говорят, что борьба с этим учением задерживает прогресс наук и, особенно, развитие естествознания. Но разве, не желая задерживать прогресса человеческого разума, мы должны позволить ему разрушить все на своем пути? Неужели он свободен только тогда, когда сбрасывает с себя всякую узду? Нет! есть узда, к которой он должен приспособиться, которая нисколько не мешает его поступательному движению. Делая общим достоянием бредовые идеи заблуждающегося ума, мы, несомненно, совершили бы преступление.
Разве не то же роковое злоупотребление свободой мышления породило множество взглядов, сект, партий, родило тот дух независимости, результаты которого испытали другие нации, в виде зловещих революций?
То же злоупотребление вызовет во Франции, быть может, еще более гибельные последствия. Дух безграничной свободы найдет в наших национальных чертах, в подвижности нашей нации, в ее любви к новшествам, благоприятные условия для подготовки самых ужасных революций. Этот дух свободы уже заразил нас своим тлетворным дыханием. Он исказил присущие нашей нации кротость и доброту. Он привил почти всем сословиям развращенные нравы, злокачественные принципы, подозрительный язык, незнакомый нашим предкам.
При таком положении вещей, только спасительная строгость может положить предел дерзости авторов, возмутительной деятельности опасной секты, все растущему брожению умов и, наконец, жадности типографов. Брожение проникает повсюду, дерзость превосходит всякие границы. Вы должны принять мудрые меры, чтобы прекратить дальнейшее распространение этой заразы.

Из речи государственного обвинителя, на основании которой присуждены к сожжению "Система Природы" и другие произведения

ГОЛЬБАХА.
Клара Наумовна БЕРКОВА
«Поль ГОЛЬБАХ»
М.: "Красная новь", Главполитпросвет. 1923


ВВЕДЕНИЕ
1. Французские просветители XVIII века
2. Гольбах. - Биография. - Личность. - Влияние Гольбаха. - Гольбах как материалист

"СИСТЕМА ПРИРОДЫ"
ГЛАВА 1. Предисловие к "Системе Природы"
ГЛАВА 2. Натурфилософия. - Понятие о природе. - Материя. - Движение
ГЛАВА 3. Натурфилософия. - Закономерность явлений. - Порядок и беспорядок. - Случайность
ГЛАВА 4. Антропология. - Человек, как частица природы. - Физическая природа "души" человека. - Зависимость души от тела. - Ощущение, как основа душевной деятельности. - Вопрос о происхождении человека
ГЛАВА 5. Этика. - Интерес как главный двигатель действий человека. - Отношение между личным интересом и общественным благом. - Добродетель и порок. - Чувственное наслаждение п прочное счастье. - Правильно понятый личный интерес как основа нравственности
ГЛАВА 6. Политика. - Общественный договор. - Происхождение правительства. - Роль закона. - Задачи просвещенной политики. - Связь между дурными законами и дурными нравами. - Борьба с преступностью при свете материалистического учения. - Заключение
ГЛАВА 7. Происхождение идеи божества. - Происхождение религиозного культа
ГЛАВА 8. Внутренние противоречия идеи божества. - Объяснение мирового зла. - Первородный грех. - Награды и наказания в будущей жизни. - Непостижимость и другие атрибуты божества. - Роль традиции и авторитета в религиозном культе. - Бессмысленность молитвы
ГЛАВА 9. Доказательства существования бога. - "Врожденность" идеи божества. - Откровение. - "Гармония" природы, как свидетельство премудрости ее творца. - Деизм и его внутренние противоречия
ГЛАВА 10. Идея божества с утилитарной точки зрения. - Влияние религии на развитие наук. - Природа как единственный источник
морали. - Противоречие между требованиями природы и религии.
ГЛАВА 11. Атеизм как логический вывод из всего предыдущего. - Совместимость атеизма с моралью. - Необходима ли религия народу? - Религия - опиум народов. - Атеистическое общество будущего

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Речь государственного обвинителя, на основании которой присуждены к сожжению "Система Природы" и другие произведения Гольбаха.
запись создана: 21.01.2010 в 18:44

@темы: философия, социальная история, религия и церковь, революции, персона, новые публикации, литературная республика, история науки, история идей, Франция, Просвещение, Гольбах, Великая французская революция, 18 век

18:05 

окаянные вольтерьянцы! с праздником :)

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
"...между двумя слугами Гуманизма, которых разделяют 1800 лет, существует таинственная связь. Давайте с глубоким почтением скажем: Иисус рыдал, Вольтер улыбался”. Но у улыбки Вольтера были тысячи обличий — и столько же целей. Он использовал ее, чтобы бороться с несправедливостью, нетерпимостью и абсолютистской властью как в церкви, так и в государстве. Кроме того, он пользовался ею и для личной мести, и никому не удалось бы добиться с ее помощью такого разрушительного эффекта. “Насмешка, — утверждал он, — побеждает почти все. Это самое мощное оружие. Смеяться во время мести — в этом великое удовольствие."
Виктор Гюго

По существу гражданину Гюго можно кое в чем возразить, но прежде всего поздравим с днем рождения
гражданина Вольтера.

Что добавим к находкам прошлого года?
Я начну с портрета, который не очень часто попадается:

@темы: философия, товарищам, свобода-право-власть, религия и церковь, революции, полезные ссылки, персона, литературная республика, история идей, веселые картинки, Франция, Просвещение, Вольтер, АРТеФАКТическое/иллюстрации, 18 век

09:37 

"преступление и наказание"

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/

Алексей Адольфович Герцензон
(4(17).3.1902, Москва, — 13.12.1970, там же)
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ Жана Поля МАРАТА


М.: Государственное издательство юридической литературы. 1956


ВВЕДЕНИЕ
Задачи исследования. Социально-политические предпосылки развития прогрессивные уголовно-правовых теории во Франции перед буржуазной революцией XVIII века. Две классовые линии в развитии этих теорий

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРЕССИВНЫХ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ТЕОРИЙ
ПЕРЕД ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ XVIII в.
Монтескье, Беккариа, Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Руссо, Мелье, Морелли, Мабли. Французская прогрессивная уголовно-правовая литература XVIII века
Особо следует остановиться на характеристике десятитомной «Библиотеки», изданной в 1782—1785 годах Бриссо. «Философская библиотека законодателя, политика, юриста, или выбор лучших речей, диссертаций, опытов, отрывков, составленных об уголовном законодательстве известнейшими писателями, на французском, английском, итальянском, германском, испанском и тому подобных языках для достижения реформы уголовных законов во всех странах, переведенных и сопровожденных замечаниями и историческими наблюдениями Ж.-П.Бриссо де Варвилля, автора «Теории уголовных законов».

II. КРАТКИЙ ОЧЕРК ЖИЗНИ и НАУЧНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРАТА
Дореволюционный период. Годы революции (1789—1793 гг.). Буржуазные историки о Марате. Буржуазные юристы о Марате. Марксистская оценка научно-политической деятельности Марата. Советская литература о Марате

III. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ МАРАТА в ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Первые высказывания Марата по уголовному праву. Подготовка «Плана уголовного законодательства». Вопросы общей части уголовного права в «Плане». Вопросы особенной части уголовного права в «Плане». Вопросы судоустройства и судопроизводства в «Плане». «План» Марата и прогрессивные уголовно-правовые теории XVIII века

IV. РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОИ ТЕОРИИ МАРАТА в ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ
Социально-политические предпосылки развития уголовно-правовой теории Марата в годы революции. Изменения, внесенные Маратом в новое издание «Плана уголовного законодательства», опубликованное в 1790 году. Взгляды Марата на судебную реформу. Отношение Марата к французскому уголовному кодексу 1791 года. Отношение Марата к антирабочим законам Ле Шапелье

V. МАРАТ и РАЗОБЛАЧЕНИЕ КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Разоблачение происков контрреволюции — основа политической деятельности Марата. Марат о задачах борьбы с контрреволюцией. Понятие контрреволюционного преступления. Связь внутренней и внешней контрреволюции. Контрреволюционный характер деятельности спекулянтов. Разоблачение контрреволюционной деятельности Людовика XVI и его придворные. Марат и процесс Людовика XVI. Разоблачение Маратом многочисленных попыток контрреволюции расправиться с ним как с Другом народа

VI. МАРАТ о РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ и о РЕВОЛЮЦИОННЫХ МЕРАХ ПОДАВЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВРАГОВ НАРОДА
Содержание и задачи революционной законности, сформулированные Маратом. Противопоставление «законности» эксплуататоров и революционной законности трудящихся масс. Марат о роли законодательства в осуществлении социально-экономических реформ. Обоснование необходимости проведения революционного террора в отношении врагов народа Революционный террор и идеи гуманизма. Практическое применение идей Марата о революционном терроре и деятельности Конвента в 1793—1794 годах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УГОЛОВНО-ПРАВОВОИ ТЕОРИИ МАРАТА

Указатель имен (с нашими ссылками на подборки материалов из электронных библиотек)

Основные даты жизни и деятельности Жана Поля Марата






Материалы, близкие по тематике

На фронтисписе помещен портрет

Об авторе – краткая биография

В сети также есть книга, того же автора:
ПРОБЛЕМА ЗАКОННОСТИ И ПРАВОСУДИЯ ВО ФРАНЦУЗСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ ВОСЕМНАДЦАТОГО ВЕКА
§ ОГЛАВЛЕНИЕ
§ Глава 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЦУЗСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА, ПРОЦЕССА И СУДОУСТРОЙСТВА
Глава II ПРОСВЕТИТЕЛЫЮ-ГУМАННСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОСУДИЯ
§ Глава III ИДЕИ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ XVIII в. О ЗАКОННОСТИ II ПРАВОСУДИИ
§ Глава IV РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОСУДИЯ
§ Глава V ВЛИЯНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ И РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ИДЕИ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1789-1794 гг.
§ Указатель имен


Обширный доклад Лепелетье о проекте уголовного кодекса

@темы: социальная история, полезные ссылки, персона, оригинальные произведения 18 в., новые публикации, литературная республика, история идей, дискуссии, Франция, Просвещение, Монтескье, Мабли, Жан-Поль Марат, Ж.-Ж.Руссо, Дидро, Вольтер, Великая французская революция, 18 век

10:57 

"Земля - крестьянам?" причины и итоги Великой французской революции

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/

Анатолий Васильевич АДО
КРЕСТЬЯНЕ и ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ в 1789-1794 гг.


М.: издательство МГУ. 1987. Издание 2-е, переработанное и дополненное
Рецензенты: доктор исторических наук И.С.Галкин, кандидат исторических наук Г.С.Черткова.
Для специалистов-историков, научных работников, преподавателей высшей школы.

содержание

Скачать текст



Примечания
Источники и литература



Карты и приложение


перечень

дополнительные ссылки, более подробно - в тексте

Научная проблема монографии, состояние вопроса и постановка задачи (из авторского введения)

А далее мы будем отмечать некоторые «повороты сюжета» книги, которые нам кажутся – в свете обсуждений на форумах и встреченных там представлений о ВФР, повторяющихся вопросов и поисковых запросов, - особенно важными.

Над книгой поработали мы вместе - с гражданином Очевидцем (М.Ворониным) и Натали.

@темы: 18 век, Великая французская революция, Франция, дискуссии, историки, историография, история идей, источники/документы, капитал, либерализм, новые публикации, событие, социальная история, экономика должна, якобинцы

19:31 

С.Г.Лозинский. Мирабо. Дантон. Марат. Процесс Луи XVI

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/

Самуил Горациевич Лозинский
(1874, Бобруйск, - 1945, Киров)
ОЧЕРКИ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


Петроград. 1918, с «ерами» и «ятями»

Очерков четыре:

МИРАБО
ДАНТОН
МАРАТ
ПРОЦЕСС ЛЮДОВИКА XVI


Тексты небольшие. Жанр – популяризированная история. Изложение характерное (кому знакомы Ник.Ив.Кареев, или Вильгельм Блос и Луи Блан в русском издании, те поймут, о чем я. :)). Очерки не содержат биографических сведений, не ждите и не ищите, - это представление автора о политической деятельности вышеупомянутых персонажей, причем четко ограниченной годами Революции. «Авторская позиция»… Не буду высказывать свое заключение, судите сами.
Самыми любопытными мне показались страницы, посвященные орг.работе Дантона в 1789-1792 годах; тов. Э.П., тут Вам маленький подарок, как бывшему заместителю прокурора Парижской Коммуны.

Дополнительно:

Об авторе

@темы: якобинцы, персона, новые публикации, история идей, Россия и Франция, Мирабо, Людовик XVI, Жан-Поль Марат, Дантон Жорж-Жак, Великая французская революция, АРТеФАКТическое/иллюстрации, 18 век

10:16 

от первого лица из гущи событий

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Теперь не время прислушиваться к голосу человеколюбия, требовавшего от нас пощады для заблудших. Мы не должны больше делать уступок врагам революции, мы должны смотреть на них только как на изменников.
…я не произнес слова «милосердие»; я не высказывал мысли, что надо быть снисходительными к виновным. Наоборот, я требовал создания сильного и революционного правительства. Я призывал к спасительной твердости до того момента, когда верховенство народа будет повсюду признано. Я не только не думаю смягчить революционные меры, но, напротив, я предлагаю представить вам проект таких мер, которые могли бы действовать с большей силой и с большей справедливостью; так как не мало интриганов и настоящих заговорщиков избегло народного правосудия, меж тем как оно покарало менее виновных, нежели они.
Действуйте беспощадно; что вам за дело до ропота аристократов! Если мера, принимаемая вами, окажется великим благом, народ благословит вас. Берите пример с природы: она заботится только о сохранении рода; и вы не думайте об отдельных личностях. Да и какое значение могут иметь в наших глазах интересы личности по сравнению с интересами целого народа?
Будем помнить, что, слишком прислушиваясь к голосу справедливости, мы рискуем впасть в опасность чрезмерной снисходительности и дать таким образом оружие против себя нашим врагам. Сохранение нужного равновесия, хотя и трудно, но возможно. Вот на что я прошу вас направить все ваше внимание: задача заключается в том, чтобы выработать приемы скорого и справедливого суда, не замедляя хода революции.
Теперь необходимо, чтобы законы были так же беспощадны к тем, кто посмеет посягнуть на завоевания народа, как был беспощаден сам народ, уничтожая тиранию.


Эбер?.. Робеспьер?.. Опять Марат!..

@темы: социальная история, свобода-право-власть, персона, оригинальные произведения 18 в., новые публикации, массы-классы-партии, источники/документы, имена, события, календарь, Франция, Дантон Жорж-Жак, Великая французская революция, 18 век

14:20 

отдельной строкой - Век Просвещения в сети

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
С-Нежана, за что ей огромное спасибо, навела на золотоносную для любителей истории века Просвещения жилу!
Славим гражданскую филологическую доблесть! )

По каким-то "таинственным закономерностям" поисковых систем, эти сборники редко попадают на первые страницы поиска по запросам. А материалы богатейшие!
Все - со страницы Натальи Пахсарьян. Отдельные ссылки на сводных страницах у нас стояли, но целиком страницу мы не пиарили (упущение!)
Итак:

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Филологический факультет. Кафедра истории зарубежной литературы. Ответственный редактор Н. Т. Пахсарьян. М.: Экон-информ, 2004. 464 с.
Содержание

XVIII век: Литература в контексте культуры. М.: Издательство УРАО, 1999. 232 с.
Содержание

Другой XVIII век: Материалы третьей научной конференции по проблемам литературы и культуры (18 — 20 апреля 2002 г.) / Отв. ред. Пахсарьян Наталья Тиграновна / В надзаг.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Филологический факультет. Кафедра истории зарубежной литературы. Москва: Экон-Информ, 2002.
В сборнике представлены материалы третьей научной конференции по проблемам литературы и культуры XVIII века, проведенной в МГУ 18-20 апреля 2002 г. в рамках программы Российского Общества по изучению XVIII века.

СОДЕРЖАНИЕ

@темы: историки, дискуссии, 18 век, Просвещение, историография, полезные ссылки

11:50 

продолжаем изучать историю злоключений сограждан Тиля Уленшпигеля

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/

Г. Г. Бауман
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ и НИДЕРЛАНДЫ


В сб. «Французская революция XVIII века: экономика, политика, идеология»

Хотя статья называется «ВФР и Нидерланды», на первое место все же следует ставить Нидерланды. И к событиям 1787 года автор подбирается от «золотого» XVII века, а продолжает тему намного дальше Термидора, так что интересующимся эпохой Консулата и Империи тоже есть что почитать. Ну и не только взаимоотношения с Францией затронуты, - Пруссия, Англия, Россия участвуют.

С точки зрения анализа буржуазных революций (как «смены формаций») автор сделал замечаний не много, зато дельных: «объективные законы развития капитализма требовали не только полной ликвидации пережитков феодализма, но и устранения двухсотлетних «нажитков» раннего капитализма — городского и провинциального партикуляризма, олигархии регентов, тиранической власти статхаудера, дискриминации диссентеров и т.д.» - это все к вопросу о «ревизионистах», кто интересуется. И финал статьи, на мой взгляд, интересный - «цена прогресса».

читать дальше

В дополнение к статье можно вернуться к монографии Аллы Сергеевны Намазовой о Бельгийской революции 1830 года, т.к. история политических отношений между Нидерландами и Бельгией захватывает и начало 19 века.
А есть ее же статья «Брабантская революция», стоит почитать.

@темы: Просвещение, Нидерланды, Европа, Великая французская революция, 19 век, 18 век, событие, революции, новые публикации, национально-освободительные движения, история идей, дискуссии, Франция

18:48 

Пан Таддеуш (товарищ Костюшко)

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
День рождения у него сегодня.
По сему поводу потчуем коллег по сообществу и читателей двумя французскими гравюрами 1840 года.

"Майская конституция" и торжественная присяга.

@темы: 18 век, имена, события, календарь, они и мы, персона

10:36 

близкородственная концепция

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
[…] авторы исторических романов с удивительным постоянством движутся по двум-трем проторенным направлениям. Если пишется такой исторический роман, то он пишется, как правило, только о четырех исторических эпохах с участием пяти-шести различных исторических персонажей; но и об этих эпохах и этих людях не принято писать ничего такого, что бы уже не было написано в других романах, написанных на ту же тему. Если же учесть, что за три тысячи лет нашей лучезарной истории произошло великое множество необычайно увлекательных, на редкость забавных, исключительно колоритных событий, то незадачливых авторов исторических романов уместно сравнить с живописцем, который никогда не писал ничего, кроме лиственницы, или со скульптором, который умеет лепить только левую ногу.
Вы также имеете право написать роман о Французской революции, хотя писать его лучше всего стоя на голове.
Вот основные принципы такого романа.
1) С 1790 по 1794 год парижане ничего не ели и даже не заходили в кафе. Круглые сутки они толклись на улицах, наслаждаясь видом Крови, особенно Голубой Крови.
2) Вся власть была сосредоточена в руках общественного палача и Робеспьера; и тому и другому были свойственны резкие перепады настроения, в результате чего, вместо того чтобы убить человека безо всякой видимой причины, они зачастую в последний момент освобождали его, также безо всякой видимой причины.
3) Аристократы делятся на две группы: глубоко порочные и совершенно невинные, но и те и другие обязательно хороши собой; и те и другие, судя по всему, предпочитают кончить жизнь на гильотине.
4) Завоевание Франции, идея Республики, влияние Руссо, угроза национального краха, деятельность Карно по созданию революционных армий, политика Питта, политика Австрии, неискоренимая привычка защищать свою собственность от иностранцев, участие вооруженных людей в битве при Вальми – все это не имеет ровным счетом никакого отношения к Французской революции, а потому должно быть опущено.


Гилберт Кит Честертон


@темы: 18 век, 19 век, Великая французская революция, дискуссии, историки, история идей, казус ляпсус, литературная республика, они и мы, полезные ссылки, товарищам

20:33 

после Потопа

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/

Vive Liberta

главная