Записи пользователя: Nataly Red Rose (список заголовков)
23:41 

ты помнишь ту весну? то было в дни Коммуны!

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Капитулянты, собравшиеся в правительстве после падения Второй империи, под управление Тьера, бросив Париж на производ судьбы, сбежали от голода и прусской картечи в Версаль.
Когда же за налаживание обороны и восстановления коммунальной и общественной жизни в столице и в стране взялась избранная парижанами Коммуна, капитулянты объявили это "предательством интересов нации и вопиющим беспорядком".

Семьдесят два дня жила Парижская коммуна. "Оборона есть смерть вооруженного восстания".
Тьеровская солдатня в погонах и без, после отчаянного сопротивления парижан, захватила город и устроила кровавую бойню.
Неделю с 24 по 28 мая 1871 года называют "кровавой неделей".

В память Коммуны, ее защитников,
в память 35000 безвинно уничтоженных людей,
в напоминание о настоящей физиономии либерализма и капитала и организуемого им белого террора
митинг объявляю открытым.

=============================
UPD 25 мая:

в комментариях - ссылки на книги, размещенные в нашей библиотеке:


И.Галкин, "Франко-прусская война и Парижская Коммуна. Франция и Германия в1870-1914 гг." (1952)
Э.Вандервельде, "Парижская Коммуна" (1918)
Н.Емельянова, "Англия и Парижская Коммуна" (1981)
А.Молок, "Очерки быта и культуры Парижской Коммуны: организация народного образования, клубы, женское движение" (1924)
"Парижская Коммуна: акты и документы. Эпизоды кровавой недели (по книге К.Пельтана)" (издание 1920 года, предисловие Г.Зиновьева)
Ю.Данилин, "Поэты Парижской Коммуны", историко-литературоведческая монография (1947)

Тематический раздел будет пополняться.
==============================
UPD 30 мая:

В библиотеке добавлен раздел "Парижская Коммуна 1871 года",


где собраны ссылки на уже подготовленные материалы.

@темы: 1871, 19 век, Великобритания, Европа, Парижская коммуна, Россия и Франция, имена, события, календарь, история идей, источники/документы, капитал, новые публикации, они и мы, революции, религия и церковь, событие, социальная история

21:29 

про руды, розы и воздушные шары

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Гражданин Ривароль как-то сказал: живот - это почва, в которой зреют мысли. Сколько ж нареканий он за это вызывает. "Вульгарный материализм", мол. Конечно, я не спорю, в таких вопросах, а особенно с гражданином Барнавом или с гражданкой Полиной, мне не тягаться, а про себя думаю: шутка ли это? Ведь что я давно заметил - настроение человека очень зависит от того, что он ест. Даже опыт хочу поставить. К примеру, если приготовить салаты поострей - станут ли все спорщиками или остряками? И наоборот - от нежного суфле люди сделаются сентиментальными?..

Впрочем, что всегда и безотказно вызывает на разговоры - так это интересный предмет. И хороший кофе.

@темы: утопия, товарищам, свобода-право-власть, революции, они и мы, массы-классы-партии, дискуссии, Россия и Франция, Великая французская революция, homo ludens, 20 век, 18 век

08:44 

"ревизионист № 1" и "похороны марксизма отменяются"

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Две пользительные ссылки.
Е.Меер. Ранний А.Коббен и социально-экономические проблемы Французской революции
(автор из Красноярского пед.ин-та, работа выложена на сайте Герценской библиотеки).

А это - совсем другое, но автор наш, и статья точно в тему:
Е.Плимак. Не рано ли нам хоронить марксизм?

@темы: историки, историография, история идей, полезные ссылки, товарищам

23:02 

22 апреля

Запутавшемуся миру спешим на выручку


Официальным праздником (и выходным) этот день никогда не был,
но то, что это был красный день календаря -
это, по-моему, без сомнений. Ориентир такой, наряду с 1 мая и 7 ноября,
к этим дням планировали начала и завершения, особо важные отчеты,
на производстве, в науке...
А в школе в этот день принимали в октябрята, пионеры и в комсомол.
Октябрятскую звездочку и комсомольский билет мне вручали осенью, а вот пионерский галстук торжественно повязали 22 апреля 1990 года.
И, конечно, этот день всегда отмечали субботниками и воскресниками.
И это было здорово!

И здорово, что день рождения Владимира Ильича Ленина сегодня, несмотря на два десятка лет противодействия, либеральной контровской пропаганды, бессовестного вранья и изощренных псевдонаучных приемов,
несмотря на все на это, не мало людей воспринимают как ДАТУ, как ПРАЗДНИК.

Товарищи коллеги,
во-первых, рекомендую пойти в "Знание - власть" и читать новую биографию Ленина (книга издана в 2005 году и написана в начале 21 века )),
во-вторых, хочу поделиться ссылкой на галерею рисунков Лихачева,
в-третьих, вот какую интересную подборку выдал поисковик всемирной базы фильмов.


 

@темы: товарищам, революции, полезные ссылки, персона, они и мы, имена, события, календарь, Россия

21:22 

12 апреля

Запутавшемуся миру спешим на выручку


Граждане, плакат - это мелкое фотошопное хулиганство на основе рисунка Жана Эффеля.

Название "Луна и красная звезда" настоящее, и подпись настоящая.
Но рисунок относится к другой теме, салюты - это в честь годовщины Октября.
Но мы с синьором L del Kiante подумали - а запуск спутников и первой ракеты с космонавтом тоже можно считать "искрами" красной звезды!

А еще 12 апреля считается днем рождения рок-н-ролла. Если правильно помню, инструментальная группа, которая исполняла с Биллом Хейли "Rock Around Clock", называлась "КОМЕТЫ"!
Не случайно. :)

Из ЖЖ-френд-ленты - к сегодняшнему дню:
«Шагаем в небо»
Как убивали русский космос
День рождения группы «Гагарин»
Несколько космических марок
Звездное небо надо мной и Кант в космолете!
С днем космонавтики!
Фильм о работе станции «Салют»
Что дали человечеству полеты в космос?
Гагаринский старт…
Когда мы были первыми
День моей мечты
Первый

@темы: имена, события, календарь, они и мы, товарищам

09:13 

про одну букву и разные законы

Запутавшемуся миру спешим на выручку
- Шел я недавно мимо голубого особняка, - сообщил мне гражданин Колло, - Вижу - Луи-Шарль в резиновых сапогах шлепает по лужам. Флот у него, какой Бертрану де Мольвилю не снился и нам тоже. Спрашиваю, как дела. А он мне говорит: мама отправилась погостить у роялистов, поэтому у нас дома тоже Республика. Тут вышла Иоланда и попросила меня передать записки. Вилату, Эжени, еще одну - Клоотсу. И от Луи Толстого, как я думаю, - Фукье...

А вот и сама Эжени появилась - задом наперед, извиняюсь, потому как они с гражданином Мишелем фехтовали прямо на ходу. Гражданка Эжени закричала: "ничья, ничья! равный счет!" - и оба побросали деревянные шпаги, уселись на обычное свое место и заказали апельсинов.

- Как визит прошел? - спросил Колло.

@темы: товарищам, они и мы, дискуссии, Россия и Франция, homo ludens, 20 век, 18 век

19:51 

M(asculin) / F(emminine)

Запутавшемуся миру спешим на выручку

M(asculin) / F(emminine),
но не по Жану-Люку Годару



Это первое предупреждение, во избежание разочарований. То есть любовная лирика программой не предусматривается. Разве что вы сами ее отыщете там, где ее нет, - это право остается за вами, лишь бы не превращалось в цель.

Итак, условия



ЧТО из ЭТОГО ВЫШЛО...

@темы: товарищам, они и мы, история идей, дискуссии, Россия и Франция, Революция-женского рода, Европа, Великая французская революция, homo ludens, 18 век

23:13 

Огюстен Робеспьер, или "иногда они возвращаются"

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Предупреждаю, граждане коллеги: это курьез. Но показательный по-своему, и достойный занять место в нашей шедеВРАЛЬной коллекции.

«Едва ли многие знают, — писалось в «Русском архиве», — что брат Робеспьера также (как и брат Марата. — А.М.) бежал из Франции в Россию, в царствование Павла Петровича проживал в Петербурге, а в 1838 г. переселился в Киев, где и умер 15 лет назад (т. е. в 1851 г. — А.М.). Он также, как Марат, переменил свою фамилию и назывался м-р де Мельян, по имени своего родного селения. Жена его содержала в Киеве образцовый женский пансион. Сам он жил при ней, пользуясь покровительством тогдашнего генерал-губернатора (Бибикова), которого чуть ли не воспитывал в детстве. Де Мельян был весьма почтенный, кроткий и милый в разговоре француз. Любимым предметом его разговоров было время его жизни в Петербурге при Павле Петровиче. «Трудно себе представить, — говаривал он, — то бешенное веселье, которое в то время царствовало в петербургском обществе; в 10 часов по распоряжению полиции все огни в домах должны были быть погашены, но выдумали шторы на двойной подкладке, которые, спущенные в урочный час, мешали видеть комнатное освещение с улицы, и хозяева, простившись со слишком строгими блюстителями законного порядка, оставались в кругу людей, не заботящихся о том, что ожидает их заутра, — веселились, танцевали до упаду, вели речи безбоязненные, произносили суждения (...) дерзкие. Предателей не бывало».
А.Н.Макаров, "Малая энциклопедия киевской старины"
Навел меня на эту публикацию товарищ kermanich

С братом Марата мы уже обсуждали ситуацию, хотя там тоже далеко не все ясно.
А Огюстена уж столько раз отправляли служить под началом Наполеона Бонапарта в Итальянскую армию... но чтобы в Киев его поселить - такое мне попалось впервые :-D
А вот откуда берут начало эта или подобные небылицы? Это тоже интересно установить.

Товарищ Л. одно предположение высказала:
"Есть такой историк - Шугуров Михаил Федорович (1829-1891), преподавал в Московском университете.
И у сего Шугурова есть статья в журнале "Русский Архив" (1867) - "Семейство Робеспьеров".
Лет 7-8 назад я обращалась в нашей библиотеке за журналом, его не оказалось. Особых усилий по розыску я не прилагала.
Но теперь прочитала "Киевскую быль" и подумала: а не от Шугурова ли тянется эта сказка?..
...Чудесные истории о спасении бытовали во все времена и о многих персонах, наперекор даже очевидным фактом. Сказка о принцессе Анастасии и проч. в том же роде - они имеют, видимо, некую общую основу, коренящуюся в массовом сознании. Это действительно интересное историко-культурно-психологическое явление, которое можно было бы исследовать."

В общем, вспомнился мне после этой "энциклопедии" Козьма Прутков:
Однажды нес пастух куда-то молоко,
Но так ужасно далеко,
Что уж назад не возвращался.
Читатель! он тебе не попадался?

Так вот, граждане коллеги: он вам не попадался? в Киеве, Петербурге или др.городах?.. ;-)

@темы: казус ляпсус, историки, дискуссии, Россия и Франция, М.Робеспьер, Жан-Поль Марат, Великая французская революция, Огюстен Робеспьер, они и мы, персона, товарищам

22:19 

"частная жизнь" Робеспьера

Запутавшемуся миру спешим на выручку

Девушка, которой не было, или Личное дело м-ль Дезорти



Согласно некой "историографической традиции", в родном Аррасе у Максимильена Робеспьера была невеста, некто м-ль Дезорти... )
mlle Anais предприняла интереснейшее историко-литературное расследование, чтобы установить, кто эта девушка, "где этот дом", и кому же, в конце концов, принадлежит этот исторический сюжет.

@темы: персона, 18 век, Великая французская революция, М.Робеспьер, дискуссии, они и мы, полезные ссылки

21:05 

про маятник, спутник и комиксы

Запутавшемуся миру спешим на выручку
- На пленэр ходили, гражданка?

Неловко прислонив к стене мольберт в холщовой сумке, Леа кивнула.

- Утомились, наверное, - продолжал Жюно. - Сейчас вам чай приготовлю, с лимоном...

- Я... мне пора домой...

Она хотела возразить, не потому, что не устала, - кажется, она боялась расспросов о своих успехах, но Жюно уже скрылся за стойкой, а к Элеоноре подошел Фабр, с тем же вопросом:

@темы: товарищам, они и мы, Россия и Франция, Великая французская революция, АРТеФАКТическое/иллюстрации, homo ludens, 20 век, 19 век, 18 век

13:48 

из френд-ленты ЖЖ

Запутавшемуся миру спешим на выручку
13:20 

Революция - женского рода!

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Революционный характер способен сказать «нет»,
или, иными словами, он способен на неповиновение.
Для революционного характера неповиновение может служить примером добродетели.
…История человечества началась с акта неповиновения <…>
я ссылаюсь на древнееврейскую и древнегреческую мифологию.
В истории Адама и Евы присутствует повеление Господа не есть яблоко,
И человек – или, если быть вполне честным, - женщина
оказывается способной сказать «нет»
.
Она проявляет неповиновение… Каков же результат?
По мифу, человек изгоняется из Рая, то есть человек выходит из пред-индивидуалистического, пред-сознательного, предысторического и, если хотите, предчеловеческого состояния. И его извлекли из Рая и заставили идти по дороге истории.
На языке мифа ему не дозволено вернуться. На самом деле он не способен вернуться. Раз пробудилось его осознание самого себя как существа отдельного от другого человека, от природы, он уже не может вернуться к той изначальной гармонии, существовавшей до его пробуждения.
С первого акта неповиновения началась история человечества,
и этот же акт стал первым актом свободы.

Эрих Фромм, «Догма о Христе»

8 Марта – день международной солидарности женщин-трудящихся в борьбе за свои права




В вантозе CCXIII года граждане Оксана и Алексей отправляли нам из Германии послание, в котором смысл праздника раскрыт очень точно,
поэтому я хочу повторить его накануне очередного дня 8 марта.


ФЕМИНИСТИЧЕСКИМ  и  АНТИФЕМИНИСТИЧЕСКИМ ДИСКУССИЯМ
посвящается

Размышления персонажей XVIII века по случаю Восьмого марта


А в нашей библиотеке, напомню, собраны ссылки на материалы об участии женщин в Французской революции (и не только). За и против, и даже очень за и очень против.

В том числе:
Декларация прав женщины и гражданки, 1791 год
Адриан Лассер. Коллективное участие женщин в Великой французской революции
Эмма Адлер. Знаменитые женщины Французской революции

Марк Вилье. Женские клубы и легионы амазонок

Законодательство Великой французской революции и положение женщин

@темы: 18 век, 19 век, Великая французская революция, Революция-женского рода, дискуссии, имена, события, календарь, история идей, они и мы, товарищам

22:43 

«Я буду вместо, вместо, вместо НЕЁ...» («цветник»)

Запутавшемуся миру спешим на выручку
homo ludens . дискуссии, не сданные в архив

Условия игры были таковы: ведущий, зашифровав в цветах француженок, современниц ВФР, достаточно известных неспециалистам, провел жеребьевку; в итоге каждому игроку досталась женская роль, которую надо сыграть, и неизвестный персонаж, чье имя надо назвать в конце игры. Вопросы, одинаковые для всех героинь, задавал ведущий («обязательная программа»), а потом игроки получили возможность задать вопросы друг другу, от лица своей героини или от себя лично («произвольная программа»).

Что из этого вышло?..
Часть первая
ELLE
обязательная программа

Итак, дамы, у каждой из вас гости. Не так чтоб большой бал, но и не совсем заурядный вечер. И Вы на нем – единственная женщина.

***
Представляете, на этом самом мероприятии, торжественном или не очень, Вы вдруг видите человека, который был Вашим близким, может даже, очень близким и интимным знакомым!.. Вы его появления никак не ожидали. А он в Вашу сторону пристально посматривает.

***
Вопрос – совсем короткий, но вовсе не простой: Вы верите в женскую дружбу?

***
Допустим такое: за Вами увязалась гадалка. А может, Вы и сами заглянули в салон к Ленорман. Как Вы отнесетесь к ее предсказаниям?

***
«Что можно Юпитеру, того нельзя быку». И наоборот. А вот как Вы относитесь к проблеме мужской верности или, если угодно, неверности? В области морали к женщинам и мужчинам должны предъявляться одинаковые требования или нет?

@темы: товарищам, персона, они и мы, дискуссии, Франция, Революция-женского рода, Великая французская революция, homo ludens, 18 век

14:05 

23 февраля - это день рождения Красной армии

Запутавшемуся миру спешим на выручку


Серия рисунков А.Дейнеко "Парад Красной армии", 1931
(какая там колонна ОСАВИАХИМа! :) )

А это серьезней - работы В.В.Жаркова по истории Советской армии, на сайте Ярославского государственного педагогического института имени К.Д.Ушинского. Спасибо за находку мистеру Невиллу!

Военная реформа (1924-1928 гг.) и политическая работа в Красной Армии
Воинская дисциплина в Красной Армии
Культурно-просветительная работа в Красной Армии в межвоенный период


@темы: имена, события, календарь, они и мы, полезные ссылки, товарищам

21:33 

новогодние авантюры продолжаются

Запутавшемуся миру спешим на выручку
На сей раз авантюра состояла в следующем.

Нужно было придумать эпизод-загадку,
в котором бы некий центральный персонаж
очутился в неправдоподобной...
ну, или маловероятной для него и для окружающих ситуации.
Эпизод должен быть фантастичным,
но без вмешательства чудес, мистики и других сверхъестественных явлений.


Вот еще некоторые условия:
главный персонаж - имевший место жить в реальности,
живший во Франции и родившийся между 1750 и 1780 годами н.э.;
время действия должно соответствовать исторической жизни персонажа;
вымышленные лица участвовать в эпизоде могут, равно как и исторические лица.

С разрешения авторов, обнародую несколько эпизодов
и предлагаю:
1) попытаться отгадать (ответы лучше отправлять на ю-мэйл; буду принимать до 12-го января),
2) предложить свою загадку, отвечающую тем же условиям (можно помещать под этой записью в комментах, завтра, 10-го, весь день).

Удачи! :)

читать дальше

@темы: homo ludens, они и мы, 18 век, 19 век, Великая французская революция, Россия и Франция, персона

23:52 

"Кто варит суп, то пусть и ест его"

Запутавшемуся миру спешим на выручку
“Нет прямой, линейной обусловленности массового сознания экономическими условиями, но, с другой стороны, именно ими предопределяются границы вариативности массового сознания. И никакая, даже самая буйная, фантазия не в силах преодолеть эти границы. Но в заданных базисными отношениями рамках возможно великое множество типов мировоззрения, поэтому выяснение характера экономической детерминированности сознания выступает лишь как первый этап анализа.”

Вторая часть книги Е.М.Кожокина (первая здесь).

Тут у нас понемножку отметились товарищи Мишле, Бланки, Гейне, Луи Блан в качестве социологов, сенсимонисты в качестве утешителей и просветителей.
Но основное, на мой взгляд, не это.

Данные статистики по современным, т.е. первой трети 19 в., источникам (статистические сводки и переписи 1830-40-х гг.; повседневная пресса; переписи 1839-1845 гг.; исследования инспекторов промышленных предприятий, врачей, например, Л.-Р.Виллерме; анкеты; письма самих рабочих и нанимателей, мемуары и даже стихи; полицейские архивы – причем не только данные по Парижу, но по департаментам в первую очередь).

Описание процессов сахароварения, выплавки чугуна и железа, шерстопрядения и изготовления шерстных тканей, работа в угольной шахте.
Сравнение механизации и машинизации 10 важнейших отраслей французской промышленности.

Продолжительность рабочего времени, сезонная занятость, сравнение распределения рабочей силы по отраслям в разных департаментах.

Сколько времени и чему надо было учиться, чтобы овладеть той или иной специальностью.
«…Производственные функции плотника или камнереза, каменщика или токаря-машиностроителя отличались сложностью и многообразием. В письме в газету «Enquete sociale» рабочий-плотник Веллю дал любопытное перечисление знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения плотницких работ. Эти знания включали: 1) определенное представление об архитектуре, необходимое для чтения чертежей и перерисовки их деталей; 2) понимание характерных особенностей различных пород дерева; 3) усвоение элементов статики для правильного закрепления тяжестей на точках опоры и элементов стереотомии для точного рассечения твердых тел различной геометрической формы. При этом Веллю отмечал, что плотникам, работающим в сельской местности и участвующим в возведении водяных и ветряных мельниц, гидравлических машин, бумажных прессов и волочилен, требуются дополнительные знания из области механики, гидростатики и даже алгебры.»
- граждане, начало 19 в., однако. Простой плотник… :)

А вот еще:
«Парижанин, рабочий-плотник в письме в редакцию газеты «Reforme», делая расчет бюджета работника своей профессии, в качестве обязательной статьи расхода указал и плату за месяц обучения в подобной школе.191 Свидетельство такого же рода имеется и в незаконченной книге Венсара. Он писал о профессии камнереза: «Часть заработка уходит на уроки по прикладному черчению и геометрии: на преподавателя, инструменты, бумагу, краски, карандаши - а все это недешево!.. Сколько времени и сил приходится затратить, чтобы обучиться этому богом проклятому ремеслу! Сколько вытерпеть мук, прежде чем можно будет с гордостью сказать: Я - Камнерез!» В анкете о положении рабочих Парижа, опубликованной в газете фурьеристов «Democratic pacifique», отмечалось, что «среди рабочих-плотников практически нет таких, которые на протяжении нескольких лет не посещали бы школу с целью изучения прикладного черчения, почти все они совершили также Тур де Франс»»
- коллеги, скажите мне, а охфес-менеджер много тратит из своего бюджета на профессиональное самообразование? то есть – тратит ли вообще?..


Сколько получали разные специалисты за свой труд и как эти деньги тратили («потребительская корзина» семьи, рассчитанная самим рабочим – обоснованный максимум и реализуемый минимум).

Перегрузки физические и психологические и способы отдыха.
Да нет, не только то, что можно подумать:
«Обязательные годы обучения при всей его ущербности не могли не наложить отпечатка на личность. Во всяком случае у части работников складывалось понимание необходимости положительных знаний. В некоторых же пробуждалась настоящая страсть к учению. Именно страсть могла заставить усталого, часто регулярно не высыпавшегося человека приходить вечером на какие-либо курсы, слушать лекции, читать трактаты по физике или историк. Молодой эльзасец, рабочий-кожевник, совершая Тур де Франс, писал отцу из Безансона, что каждый день он работает с половины пятого утра до восьми вечера, но тем не менее регулярно занимается французским языком и географией, а в Боне ему удалось посещать вечерние курсы чтения, письма и арифметики»
- да, коллеги, а кто-нибудь видел живьем, как работник непроизводственной сферы коммерческого учреждения слагал бы стихи – не ядовитые частушки, а стихи – в честь своего труда?.. А вот французский столяр слагал.

Или:

«Когда в 1848 г. закрылся парижский театр Бомарше, его директор объявил, что банкротство объясняется тем, что вследствие промышленного кризиса театр перестали посещать его постоянные зрители, пролетарии из предместья Сент-Антуан.
Тогда же В.Желю вместе со своими друзьями, портовыми грузчиками, пытался поставить ко дню Карнавала пьесу Шиллера.»


Быт и нравы.
Многое, конечно, было, но картинами, какие рисовали Э.Золя и др.авторы, жизнь не исчерпывалась:
«Солидарность в рамках микрогруппы проявлялась не спорадически, а являлась строгим моральным законом внутренней жизни. Хорошо осведомленная о жизни пролетариата газета «Reforme» писала, например, о таком давнем обычае рабочих-плотников: в том случае, если в каком-либо городе плотницкие работы хорошо оплачивались и рабочих туда стекалось слишком много, город добровольно покидали давно в нем трудившиеся подмастерья, чтобы дать возможность подзаработать вновь прибывшим.»
- покажите мне где-нибудь пример такого альтруизма и солидарности среди каких-нибудь воротничков, все равно какого века. Жажду чуда!

Ходовые лозунги, к слову, тоже выразительны, в комментариях не нуждаются:

«Позор тому, кто не хочет трудиться! Слава трудящемуся каждый день!»
«Жить работая или умереть сражаясь?»


Партикуляристское сознание. Отношение к Луи-Филиппу, Карлу Х, Наполеону Бонапарту.

В общем, прав был Огюст Бланки - «Кто варит суп, то пусть и ест его».

III. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ и ПРОЛЕТАРИАТ в ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.


1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
А. Фабрично-заводское производство
Б. Мануфактурное производство
МЕЛКОТОВАРНЫЙ УКЛАД
2. ОБРАЗ ЖИЗНИ РАБОЧИХ

IV. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ФРАНЦУЗСКИХ РАБОЧИХ в 30-40-е года XIX в.


1. ФОРМЫ СОЗНАНИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ КЛАССОВОМУ
2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КЛАССОВОГО СОЗНАНИЯ
СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССОВОГО ВИДЕНИЯ ОБЩЕСТВА
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО КЛАССА
РАБОЧИЙ КЛАСС И УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

@темы: социальная история, скачать бесплатно, революции, они и мы, новые публикации, массы-классы-партии, либерализм, капитал, история идей, историография, дискуссии, Франция, 19 век, экономика должна

12:37 

новогоднее обращение :)

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Уважаемые коллеги, постоянные читатели нашего сообщества!

Мне очень хочется успеть поздравить вас с новым годом -

=LiRi=, akella_, Amoha, Belle Garde, Doctor Hannibal Lector, Dread King, Free fencer, Free-trader, Gesti, gran-salis, Homme de La Rochelle, Hordan Kor, Jan Wielohorski, Joachim-Murat, L del Kiante, latazza, Lys de France, Mademoiselle Cygne, maison menusieur, Maria-S, marianne68, Martine Gabrielle, Noiseless, Resonanz, Revolt-d, Sectumsempra., Sky Marley, Snow palace, so what, Solveig-song, stroggs, Super Dragon, Tamara ragE, Агитатор, горлан, Альбатрос-3/4, Амбика, Без диплома, Березовый сок, Варенье из мечты, Директор театра, Инсар, Ловиатар, Оппортунист, С-Нежана, Свой среди чужих..., серебристый лис, Синяя блуза, Старый сплетник-сказочник, туман, Уютная окраина, Фиолетовые сумерки, Хиппешница, Цитоэкс, Я и моя собака, [февраль], ~!Anastasia!~

Что же нам друг другу пожелать?.. Это всегда трудно.
Не будем ура-оптимистами, но и постараемся нос не вешать.
И вспомним стихотворение Николая Огарева.

Вот год еще прошел, как сновиденье,
Исчез, примкнулся к тьме годов;
Недавний труп нашел успокоенье
Среди истлевших мертвецов.
Остался жить среди воспоминаний,
С толпой утрат, с толпой скорбей,
С толпой возвышенных мечтаний,
С толпой обманов меж людей.
Всегда в борьбе, всегда против теченья
Мы правим нашею ладьей,
За годом год в стремительном движенье
Бежит обратною волной.
Пусть так, пускай мы каждый год с борьбою
Против течения плывем.
Друзья, начало скрыто за рекою,
Начало жизни мы найдем.
Пусть много бед останется за нами,
Волна обратная пройдет,
А на конце пред нашими глазами
Завеса с истины спадет.



А в подарок – шоколад. Не простой, а исторический…
читать дальше


 

@темы: товарищам, они и мы, имена, события, календарь, веселые картинки, Россия и Франция, АРТеФАКТическое/иллюстрации

23:34 

про зимние ягоды

Запутавшемуся миру спешим на выручку
...растительное масло, соль и - перманганат, говорите? С таким ингредиентом мне дела иметь не приходится, за ним лучше сходить в лабораторию к гражданину Лавуазье.
Задали задачу, граждане. Выращивать зеленый лук, петрушку и салат в нивозе, плювиозе и вантозе мне случалось, а вот выращивать комнатный иней не доводилось...

А между тем, что могло быть проще идеи комнатного инея.

@темы: философия, товарищам, свобода-право-власть, революции, они и мы, массы-классы-партии, дискуссии, Россия и Франция, homo ludens, 20 век, 18 век

05:30 

«Мятеж» не может кончиться удачей –

Запутавшемуся миру спешим на выручку

в противном случае его зовут иначе.



/Джон Харрингтон/


Граждане коллеги и товарищи,
приглашаем к обсуждению и выработке четких историко-политических терминов:
БУНТ
МЯТЕЖ
ВОССТАНИЕ
РЕВОЛЮЦИЯ (как событие)
ПЕРЕВОРОТ
ПУТЧ
. . .
(список можно дополнить)

Интуитивно различия между этими словами понятны. Даже очень хорошо понятны; это видно по тому, как переименовывают Великую октябрьскую социалистическую революцию в «переворот» или «путч»; по тому, как называют «революциями» смены правительств оранжевые или розовые, хотя революциями они не являются, и так далее.
Но речь не просто об оценочной интерпретации – именно о терминах, ясных, научных определениях.

Поскольку термины описывают явления однородные, предлагаем несколько критериев, которые нужно отразить в каждом определении (можно дополнять, исключать):
1) глубина социально-политического конфликта – причины события;
2) масштаб события, подразумевается не только территория, а прежде всего вовлеченность разных категорий населения;
3) руководящее ядро (что оно собой представляет);
4) степень подготовленности;
5) наличие/отсутствие оформленных требований, программы;
6) насильственный/ненасильственный характер;
7) продолжительность (временная);
8) основной достигаемый результат.

Проверка – на конкретных примерах. Насколько полно учитывает определение оттенки и варианты реальных событий.

. . .

Если такие работы уже проделаны, их следовало бы свести вместе и проанализировать.

Копирую из ЖЖ-сообщества этот пост моих товарищей.
В ЖЖ не у всех есть аккаунт, так что, если есть интерес, можно участвовать и тут.



 

@темы: 1830-е, 18 век, 1848, 1871, 19 век, 20 век, Великая французская революция, Европа, Россия и Франция, дискуссии, история идей, массы-классы-партии, они и мы, революции, свобода-право-власть, социальная история, товарищам, философия

16:05 

портрет Сен-Жюста (следствие ведут...)

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Юная гражданка Maria-S некоторое время назад нашла любопытный портрет:

портретное
...очень странный и мало похожий портрет Сен-Жюста. Что вы об этом скажете? Ошибка? однофамилец?

URL записи

Я с ее согласия дублирую информацию тут, портрет прилагаю, и еще хочу кинуть ссылку из англо-французского сообщества ЖЖ.
Автор поста - maelicia, и предлагает она галерею изображений. Лично я обнаружила для себя 3 новых, которых раньше не видала.
Но такого, как нашла Мария, там нет! Дело еще в том, что находится он в музее в Блеранкуре, на родине Сен-Жюста.


И к слову раз пришлось, об иконографии Сен-Жюста - две ссылки с нашего сайта, на случай, если кто не видел, размышления по теме (1 и 2).

@темы: персона, они и мы, казус ляпсус, веселые картинки, Сен-Жюст, Великая французская революция, АРТеФАКТическое/иллюстрации

Vive Liberta

главная