Записи пользователя: Nataly Red Rose (список заголовков)
08:21 

Михаил Михайлович Штранге

Запутавшемуся миру спешим на выручку
В связи с публикацией работы "Великая французская революция и русское общество" в нашем сообществе развернулось обсуждение (дискуссия) о подробностях биографии этого ученого.
Можно ознакомиться с комментариями, что-либо добавить, уточнить (но только учитывая уже сказанное и установленное ранее, дабы не повторяться).
Эту запись я открываю для продолжения и, в частности, размещения большого текста.

@темы: товарищам, персона, историки, дискуссии, вопрос-ответ, военная история, Советский Союз, Россия и Франция, 20 век

13:29 

антиклерикальная акция

Запутавшемуся миру спешим на выручку
23 октября 2009 года на факультете международных отношений во время Пятой Ежегодной научной (!?) конференции "Религия в современной системе международных отношений" Комитетом 68-ми была проведена акция прямого действия. Цель акции - протест против клерикализации образования и насаждения мракобесья.
Недовольными студентами был избран путь окончательной абсурдизации и без того абсурдного мероприятия. Участники акции переоделись в антиклерикальных персонажей.
В ход акции сразу вмешались охваченные религиозным безумием преподаватели факультета и организаторы клерикального действа. Участников грубо выволакивали из актового зала притом, что студенты не совершили ничего противозаконного.
Организаторы конференции преследовали акционистов вплоть до ул. Пролетарской диктатуры, т.е. уже за пределами территории университета. Было применено физическое насилие к участницам, а студенту-чёрту угрожали крестом или крестами (?), проявляя пример истинно христианской добродетели смирения.
Комитет 68-ми, состоящий из студентов СПбГУ разных факультетов, выступает против клерикализации образования и религиозной пропаганды в стенах Университета, а также против фактического запрета свободы совести для учащихся.
Борьба продолжается!
Комитет 68-ми komitet68@yandex.ru
Источник: gadkaya-zebra.livejournal.com/25054.html
Кросс-пост lepestriny

И не могу не добавить "от себя лично". В школе до минимума урезали программы и часы на биологию, химию, физику, даже русский язык. За счет этих предметов вводятся славо-правие и... физкультура. А как же! Рабам нужны только мышцы да "страх божий" перед хозяевами. Знания им категорически ни к чему. Такова программа для нашего общества. (((
У гражданина Мнема - замечательно выраженный итог. Только вместо "подай" надо бы поставить "дай!" Эти не просят, они же требуют.

@темы: товарищам, социальная история, религия и церковь, полезные ссылки, они и мы, капитал, Россия

20:28 

про новый год и старые вопросы

Запутавшемуся миру спешим на выручку
- Хорошо! Они - они будут играть. А мы? Мы как встретим новый год?

Гражданка Эжени поставила вопрос напрямую.

- Давайте устроим костер! - немедленно отозвался Камил.

- Аутодафе? А для кого? - съязвил Жан Варле.

- Какое аутодафе! Костер - это костер. Сложим его в лесу на поляне, а сами будем вокруг митинговать. Петь песни и выступать с речами. - Камил обернулся к Вилату. - Твой день рождения меня на такую мысль навел. Отлично было!

- Как-то аскетично... - повела плечиком Тереза-с-Юга.

- А ты читала недавние споры об изобилии, самоограничении и о коммунизме? - вопрос Мишеля (некогда графа де Сен-Фаржо), может, и не лишен был доли иронии.

- Вот уж что-что, а праздник зависит не от роскошности, - вмешался Варле.

А Луи-Шарль, крутившийся тут же, добавил:

- ... а от веселости!

@темы: 18 век, 20 век, homo ludens, Россия и Франция, Советский Союз, дискуссии, история идей, массы-классы-партии, они и мы, революции, свобода-право-власть, социальная история, товарищам, утопия, якобинцы

13:19 

"Завещание" Жана Мелье

Запутавшемуся миру спешим на выручку
12:46 

либерализм (тема перманентная)

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Граждане коллеги, делаю то, что давно собиралась.
В разговоре о Парижской коммуне в комментариях у нас возник еще такой спор
А либерализм часто ведет к фашизму...
URL комментария
а от этого перешел b на то, в чем вообще суть либерализма.

Поскольку тема заслуживает отдельного внимания (я не говорю, что немедленной эмоциональной реакции ) ) и вообще тема перманентная, выношу отдельные комментарии со ссылками на них. так чтоб "сюжетную линию" восстановить и основные доводы всех сторон.
Высказывались marianne68, revolt-d, ton mu, Belle Garde и я.
*

@темы: Европа, Россия, дискуссии, история идей, либерализм, они и мы, революции, социальная история

10:05 

классический французский либерализм

Запутавшемуся миру спешим на выручку
КЛАССИЧЕСКИЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ
Сборник переводов текстов Бенжамена Констана и Франсуа Гизо
М.: РОССПЭН. 2000.
Перевод с французского М.М.Федоровой

Об этом сборнике напомнил гражданин Без диплома в разговоре по поводу монографии М.Алпатова.
Подумав, я решила вступительную статью М.Федоровой отсканировать и вам, граждане, на прочтение предложить (скан без распознавания).

Автор с Гизо «дружит» давно, ссылки на ее работы в сети будут на сводной странице, пока даю эту:
М.Федорова. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. Разум - Деспот или Суверен?

@темы: философия, революции, полезные ссылки, персона, новые публикации, либерализм, история идей, историки, Россия и Франция, 19 век

21:27 

реинкарнационный карнавал

Запутавшемуся миру спешим на выручку
homo ludens . дискуссии, не сданные в архив

Если чудеса случаются, то именно в такие дни - нельзя упускать шанс. Пусть это будет 2003 год по грегорианскому календарю или CCXII - по республиканскому. Пусть встретятся все, кто ушел раньше и позже, в неком парижском кафе, которое с третьими петухами исчезает… Надо дать возможность людям что-то досказать или повторить… познакомиться - тем, кто не успел это сделать… Потому что здесь собираются… как бы их назвать? Реинкарнаты :nechto:. В кого может воплотиться Ривароль двести лет спустя?.. А Дантон?.. А Роланы?.. Что-то они помнят из своей прошлой жизни, что-то - твердо знают, а о чем-то напрочь забыли…
Эксперимент несколько рискованный, но нам же рисковать не впервой.
Только поставим запрет на тему гильотины, Сансона и им подобное, а также не будем сводить счеты эбертистов с жирондистами в форме «а ты кто такой?!»
Сегодня могут встретиться два Робеспьера, два Дантона, две Манон, Луи XVI и Роза-Клер Лакомб,
и ничего странного и противоестественного в том не будет!


РЕИНКАРНАЦИЯ ПЕРВАЯ,
представленная гражданином Очевидцем
и разгадываемая активными гражданами
путем пристрастных вопросов



РЕИНКАРНАЦИЯ ВТОРАЯ,
представленная Натой Мишлетисткой


РЕИНКАРНАЦИЯ ТРЕТЬЯ,
представленная Л.



Восстановлено по оригинальной сохраненной версии нашего сайта, нивоз CCXI (декабрь 2002 - январь 2003)
связь времен

@темы: Жан-Поль Марат, Великая французская революция, homo ludens, 18 век, товарищам, персона, они и мы, литературная республика, Сен-Жюст, Россия и Франция, М.Робеспьер

11:19 

Месмер (магнетический сеанс с разоблачением)

Запутавшемуся миру спешим на выручку
homo ludens . дискуссии, не сданные в архив

ПЬЕСА-ЗАГАДКА
в ПЯТИ КОРОТЕНЬКИХ ДЕЙСТВИЯХ с НЕОЖИДАННОЙ РАЗВЯЗКОЙ

ДЕЙСТВИЕ I


Восстановлено по оригинальной сохраненной версии нашего сайта, 2003
связь времен


p.s. Реабилитация Месмера: попытка Стефана Цвейга. Совершенно серьезный очерк, не имеющий отношения к нашей игре.

@темы: товарищам, свобода-право-власть, персона, они и мы, массы-классы-партии, история идей, дискуссии, Россия и Франция, Великая французская революция, homo ludens, 18 век

23:13 

А.З.Манфред. Руссо. Мирабо. Робеспьер

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Граждане коллеги!
Книгу "Три портрета эпохи Великой французской революции" выложил полностью гражданин a1_a1.
Подписывайтесь на сообщество "Знание - власть"!

@темы: 18 век, Великая французская революция, М.Робеспьер, Мирабо, Просвещение, Франция, историки, история идей, персона, полезные ссылки, якобинцы

20:41 

вопрос: придворный этикет в 18 веке (Франция, Англия, Испания))

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Граждане коллеги, читательница Рамина задала вопрос. Она ищет книги и статьи
"о придворном этикете (теперь уже не важно, Испанском ли, Французском ли Английском), его истории" - эпохи, предшествующей ВФР.
Более точно направление поиска задаст она сама.

Я предложила серию "Повседневная жизнь":
Ги Шоссинан-Ногаре. Повседневная жизнь жен и возлюбленных французских королей (2003)
Глаголева Е.В. Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII. М.: Молодая гвардия, 200
Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях: пер. с фр./ науч. ред и предисл. Левандовский А. П. М.: Молодая гвардия, 2003
Неклюдова М. С. Искусство частной жизни: Век Людовика XIV. М.: ОГИ, 2008. (Серия "Нация и культура/ Новые исследования. История культуры")
Эрланже Ф. Эпоха дворов и королей. Этикет и нравы в 1558—1715 гг. Пер. с англ. Т.В.Шестопал. Смоленск: Русич, 2005 (Серия "Популярная историческая библиотека").
Филипп Арьес. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999 (в другом контексте, но много деталей).

Подскажите, пожалуйста, что еще можно почитать с пользой для раскрытия темы!

@темы: товарищам, историография, вопрос-ответ, Просвещение, 18 век

11:24 

10 августа в Шарантончике

Запутавшемуся миру спешим на выручку
02:21 

тогда и теперь (только личный опыт)

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Этот соц-опрос мы обсуждали с товарищами редакторами еще зимой, и вот дискуссии наши, граждане коллеги, все-таки провоцируют такой опрос провести.
Задача –

сравнить свою жизнь (и мировосприятие; мироощущение; настроение – кому что ближе) до 1990 года и после.


Непременные условия:
1) Только свой личный опыт! Не надо никаких обобщений «за всю Одессу» (т.е. за всю страну); не надо про соседа дядю Петю и троюродную тетю Свету и знакомого знакомой маминой подруги… Только – Вы, Ваша жизнь, Ваш личный опыт, ясно и конкретно: тут +, тут -, тут ничего не изменилось, и т.п.
2) Следует из пункта 1 – в опросе могут участвовать только люди, родившиеся не позже 1978 года. Да, я понимаю, что таким образом «отсекаю» многих моих друзей, читателей и сама себя. Но надо исходить из реальности: те, кому было в 1990-91 по 10-11 лет, не отвечали за себя и тем более за кого-то еще, не добывали средства к существованию для семьи, не участвовали в политической жизни. Эту возрастную границу, по-хорошему, следовало бы еще ниже опустить, года до 1972, но просто, боюсь, тогда отвечающих будет очень мало.
3) Просьба обязательно отметить два обстоятельствасоциальную принадлежность и сферу деятельности (например, «я из семьи инженеров, до 91 работала учителем, сейчас тоже») и место жительства (тут важно принципиально – РСФСР или другая союзная республика, столица или областной город, или маленький городок, или поселок).

Сроков «сдачи» не устанавливаю. Будет что проанализировать и обнародовать через неделю - так и поступим.
И прошу хорошо обдумать ответ, если Вы решите поучаствовать. Чтобы он не отражал Ваше минутное настроение.
Поскольку в дайри комменты не скрываются, можно отвечать в ЖЖ.
Я поставила разрешение на анонимное (неавторизованное) комментирование, но вы, пожалуйста, подписывайтесь, кто есть кто, хотя бы своим ником.
Безымянных респондентов в основную группу все равно не включу. Вот такая я вредная. )

21 августа 2009


Большое спасибо всем, кто откликнулся на это предложение.
Представляю по тону некоторых постов, что для вас это было очень не просто, потребовало напряжения душевных сил. Спасибо.


Мы не ставили задачу сравнить два государства, две системы, и т.д. – для такого сравнения требуются другие совсем показатели и методы.
А хотели мы увидеть – все вместе – что же, все-таки, важно для людей в их оценке своей жизни в данном обществе.
Вопрос сформулирован «в общем» - для того, чтобы заранее не задавать направление ответа. Было важно то, что же сам человек выберет в качестве критериев сравнения.
Потому что очень-очень-очень часто, в разных спорах с апологетами либерализма и рынка и, соответственно, сторонниками государственного курса с 91 года, основным доводом с их стороны служит… а вот как раз не восторжествовавшие будто бы «общечеловеческие ценности»! и не обретенные якобы «свободы»! Нет – их сравнение сводится к тому, что в СССР у них не было «доступа к благам», «за импортными шмотками приходилось стоять в очереди», социальная стабильность – это была «тюремная пайка вовремя».
Таковые здесь в опросе не представлены, и этого следовало ожидать )). А жаль, честное слово.
Проанализировать ответы каждый может и сам (сейчас я открыла почти все, кроме тех ответов, на открытие которых еще не получила согласие).
Картина получилась несколько односторонняя. Но, по-моему, интересная. Может, с моими они разойдутся.
запись создана: 29.06.2009 в 19:12

@темы: экономика должна, товарищам, социальная история, Советский Союз, Россия, 20 век

12:52 

"жить работая или умереть сражаясь!"

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Уважаемые коллеги, снова на повестке дня - социальная история в раритетных изданиях.
Пока что я даю ссылки и содержание двух книг, товарищ Э.П. должен придти с тов.Е.Тарле (книга "Крестьяне и рабочие в эпоху ВФР"), а тем временем обдумаю еще свои комментарии.
Раткевич (у нас в библиотеке есть уже любимая читателями статья о газетах ВФР и очерк биографии Жильбера Ромма) нашел и сканировал тов. Синяя Блуза, а Фромана-Молока подготовил тов. Свой среди чужих....

К. РАТКЕВИЧ
ФРАНЦУЗСКИЕ РАБОЧИЕ в ГОДЫ ВЕЛИКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


М.-Л.: Московский рабочий. 1928. Типография и Словолитня «Красная пресня» (3-я Мосполиграф).
Содержание

ПЬЕР ФРОМАН
РАБОЧЕЕ ВОССТАНИЕ в ЛИОНЕ 1831 г.


М.-Л.: Партиздат. 1933.
Перевод с французского и вступительная статья А.И.Молока

скан/pdf
Содержание

Должен я пришел )

Евгений Викторович Тарле
КРЕСТЬЯНЕ и РАБОЧИЕ во ФРАНЦИИ
В ЭПОХУ ВЕЛИКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


Библиотека Вольного Университета
3-е издание
Петроград: книгоиздательство В.С.Клестова. 1919
(скан/pdf)
Содержание

Приложение из комментариев (Capra Milana, L del Kiante):

Из письма Ференца Листа - Адольфу Питке, 1837 год


@темы: социальная история, событие, революции, новые публикации, капитал, история идей, историография, историки, дискуссии, Франция, Июльская революция, Июльская монархия, Великая французская революция, 19 век, 1830-е, 18 век

20:34 

о сене, пирожных, Бастилии, "кто первый начал", а еще - о народе и толпе

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Люблю я этот праздник. И сколько помню, всегда 14 июля яркое солнце... В 90-м? Так ведь нету правил без исключений. К тому же добрый дождь в средине лета - это тоже хорошо...

Граждане, salut et fraternite! Поздравляю вас!

@темы: 18 век, 20 век, homo ludens, Великая французская революция, Россия и Франция, дискуссии, история идей, массы-классы-партии, они и мы, революции, свобода-право-власть, событие, товарищам

11:55 

"цветы жизни": какой должна быть оранжерея?

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Игра по мотивам недавней публикации в нашей библиотеке, согласно инициативе редакторов и читателей.

Август 1793 года. Несмотря на все трудности внешнего и внутреннего положения, единая и неделимая Французская республика, а именно ее правительство - Национальный конвент -

решает задачу создания системы народного образования.


Подать свой проект может любая гражданка и любой гражданин.
Рассмотрением проектов занимается компетентная Комиссия по народному образованию, у деятелей Комиссии - совершенно разные взгляды на принципы воспитания и образования.


В игре надо, по возможности, учесть исторические реалии (без фантастики и без альтернативных событий).
Персонажи, подающие проект, могут быть "настоящие"
(хоть Шометт, хоть Лолотта Демулен; исключаются лишь те, чьи проекты присутствуют в книге О.Сыркиной. И эмигрантов, пожалуйста, не берите. Очень жаль, тов.Мунье бы хотела послушать, но правила есть правила.)
или вымышленные. Для вымышленных персонажей надо указать имя, возраст, род занятий, семейное положение, место проживания.
Например: Симона Бове, 35 лет, имеет троих детей, жена торговца сукном, постоянно живет в Меце. Разумеется, грамотная и думающая гражданка, если имеет свое мнение по вопросу и в состоянии связно его изложить.
И, само собой, соотносить высказываемое мнение с социальной принадлежностью и характером, который вы создадите.
Срок подачи проектов - 30-31 июля.
Комиссия сделает заключения по каждому из проектов.

Цели у нас с вами, граждане коллеги, две:
* как обычно, "погружение в эпоху", т.е. попытка вникнуть в мышление людей 18 века, представить уровень знаний того времени о педагогике, "подстроиться" под язык и стиль эпохи;
* конструкция проекта, чтобы он был и выполним в то время и в тех условиях, и максимально давал возможность поднять грамотность населения, качество образования, и обеспечивал определенные моральные установки личности через воспитание и образование.
чтобы не казалось, что управлять государством - это легко и просто ))
запись создана: 16.07.2009 в 00:38

@темы: homo ludens, Великая французская революция, дискуссии, история идей, они и мы, товарищам

09:26 

с праздником, граждане!

Запутавшемуся миру спешим на выручку
"Неважно, что штурм парижской тюрьмы был маленьким эпизодом Великой революции: эта атака стала эмблемой и воодушевила весь мир. Некоторые празднуют годовщину монарха, другие отмечают годовщину завоевания иностранных территорий или разрушение соседних. Французский народ выбрал как национальный праздник годовщину народной бури и своей свободы. В дни, когда мой народ празднует победу, которая принесла другим народам освобождение, я повторяю далеко от дорогого, полюбившегося мне Парижа, вместе с моими французскими друзьями: да здравствует 14 июля! Ура свободе!"
Илья Эренбург, Москва, 1945 год

Маленький эпизод Великой революции


То, что знаковым, символическим событием стал именно штурм Бастилии, произошло достаточно случайно и вместе с тем закономерно. Штурм - это острие, в штурм вылились многие и многие события предшествующих дней и даже месяцев.
Потому что, хоть мы и называем 14 июля днем "начала" Великой французской революции, началась она гораздо раньше.
Ближайшие и непосредственные причины восстания 14 июля: события, которые не столь на виду, но имеют значение большее, чем сам штурм

Подборки документов:
14 июля 1789 года
14 июля 1790 года - свидетельства, воспоминания


А новая публикация у нас сегодня –

фрагмент поэмы Вильяма Блейка "Французская революция",


спасибо за скан доблестному маршалу Мюрату.

Из истории праздника


@темы: товарищам, событие, революции, они и мы, новые публикации, имена, события, календарь, Франция, Великая французская революция, 18 век

17:10 

народное образование во Франции конца 18 столетия

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Вот, наконец, пришел тот час! А то я ни есть, ни спать не могу, пока не поделюсь нашим редакторским счастьем.
Товарищ Э.П. отыскал книгу, давнюю мечту не только мою.
С ней пришлось много повозиться, и я заранее извиняюсь за проскочившие ошибки вычитки.
В 1922 году два преподавателя Педагогического института имени А.И.Герцена, А.И.Пинкевич и О.Е.Сыркина, начали грандиозный проект. И я с полной ответственностью заявляю, что книга вышла замечательная и без малого 90 лет остается единственным исследованием по теме.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ
ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


РЕЧИ и ДОКЛАДЫ
Мирабо, Таллейрана-Перигора, Кондорсе, Арбогаста, Ромма, Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо, Лаканаля, Сийеса, Гассенфратца и Лавуазье


Перевод и вступительная статья О. Е. СЫРКИНОЙ
Под редакцией и с предисловием проф. А. П. ПИНКЕВИЧА
МОСКВА: ИЗДАТЕЛЬСТВО «РАБОТНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ». 1926

Книга состоит из 2 частей.
Вторая часть – это переводы докладов и некоторых декретов. Если перевод фрагментов докладов Талейрана и Кондорсе можно найти в «Социалистической истории Французской революции» Ж.Жореса, а доклад по плану Ле Пеллетье имеется в собрании произведений Робеспьера, то все остальное – уникальные документы.

Первая часть – это, так можно сказать, развернутые комментарии О.Сыркиной к докладам. Чтобы работать с документом, нужно знать его исторический контекст, «особенности исторического момента», и личность докладчиков представлять себе. В общем, я считаю, книжка полезна еще и с позиций методиста – посмотреть и поучиться, как это делается.

содержание

Мы с гражданами Люсиль и Эмилем добавили к тексту некоторые замечания, а в основном ссылки на статьи, книги или персоналии.

Дополнительная литература:
О.Старосельская-Никитина. Очерки истории науки и техники в эпоху Великой французской революции
В.Волгин. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке
Ф.Бенуа. Искусство Франции в эпоху Революции и Первой Империи (главы об организации изучения и преподавания изящных искусств)
Р.Пельше. Нравы и искусство Французской революции
Ф.Саньяк. Гражданское законодательство Французской революции
Можно еще порекомендовать работы Моны Озуф о празднествах, статью в сборнике «Просвещение» (М.-Париж, 1970) и недавно переведенную книгу («Революционный праздник»), но она рассматривает вопрос не с педагогической точки зрения.

О дехристианизации, культах Разума и Верховного существа, об отношении к проблеме церкви и государства, философии, науки и религии см.: А.Олар, «Христианство и Великая французская революция», «Культ Разума и Верховного существа во время Великой французской революции», подборку документов и статей.

«Герои образовательного фронта»

еще эмоции и личные оценки

Альберт Петрович Пинкевич: краткая биографическая справка (одна, вторая).
Нашел коллега-персонаж. А о Сыркиной, к большому сожалению, сведений нет.

Дополнение:
Сен-Жюст, "Республиканские установления" - "Об образовании"


@темы: 18 век, Великая французская революция, Просвещение, Франция, дискуссии, историография, история идей, источники/документы, новые публикации, они и мы, персона, социальная история, якобинцы

07:39 

участникам сообщества и постоянным читателям

Запутавшемуся миру спешим на выручку
Граждане коллеги,
ставлю такую запись - для более близкого знакомства, так скажем.
Не у всех профили и дневники открыты всем, и интересы по-разному изложены, и т.д., и т.п.
Короче говоря: в комментах к этой записи желающие могут что-либо сообщить о своих интересах, связанных с тематикой сообщества (кто чем особенно интересуется, почему, зачем).

 

@темы: дискуссии, они и мы, товарищам

14:17 

про ассорти и меццо-сопрано

Запутавшемуся миру спешим на выручку
11:52 

"La Commune de Paris" Питера Уоткинса

Запутавшемуся миру спешим на выручку

Vive Liberta

главная