21:27 

реинкарнационный карнавал

Свобода начинается с иронии
homo ludens . дискуссии, не сданные в архив

Если чудеса случаются, то именно в такие дни - нельзя упускать шанс. Пусть это будет 2003 год по грегорианскому календарю или CCXII - по республиканскому. Пусть встретятся все, кто ушел раньше и позже, в неком парижском кафе, которое с третьими петухами исчезает… Надо дать возможность людям что-то досказать или повторить… познакомиться - тем, кто не успел это сделать… Потому что здесь собираются… как бы их назвать? Реинкарнаты :nechto:. В кого может воплотиться Ривароль двести лет спустя?.. А Дантон?.. А Роланы?.. Что-то они помнят из своей прошлой жизни, что-то - твердо знают, а о чем-то напрочь забыли…
Эксперимент несколько рискованный, но нам же рисковать не впервой.
Только поставим запрет на тему гильотины, Сансона и им подобное, а также не будем сводить счеты эбертистов с жирондистами в форме «а ты кто такой?!»
Сегодня могут встретиться два Робеспьера, два Дантона, две Манон, Луи XVI и Роза-Клер Лакомб,
и ничего странного и противоестественного в том не будет!


РЕИНКАРНАЦИЯ ПЕРВАЯ,
представленная гражданином Очевидцем
и разгадываемая активными гражданами
путем пристрастных вопросов



РЕИНКАРНАЦИЯ ВТОРАЯ,
представленная Натой Мишлетисткой


РЕИНКАРНАЦИЯ ТРЕТЬЯ,
представленная Л.



Восстановлено по оригинальной сохраненной версии нашего сайта, нивоз CCXI (декабрь 2002 - январь 2003)
связь времен

@темы: Жан-Поль Марат, Великая французская революция, homo ludens, 18 век, товарищам, персона, они и мы, литературная республика, Сен-Жюст, Россия и Франция, М.Робеспьер

23:29 

Комитет общей безопасности глазами юноши 19 века

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Продолжаем листать воспоминания молодых людей. Двое у нас уже отметились - Луи Дезире Верон и Пьер-Жан Давид. Сегодня разрешите представить вам, коллеги, Филарета Шаля.
Папа его был депутатом Национального конвента, якобинцем, монтаньяром, "цареубийцей", сочувствовал жерминальскому и прериальскому восстанию III года. Словом, хороший человек.
И сам Филарет - личность для французов примечательная. Основным его занятием была литература, критика, публицистика.
Фрагмент его воспоминаний, который мы поставили на библиотечную полку, - о двух одиозных (впрочем, для кого как) персонажах, членах Комитета общей безопасности - Марке Гийоме Альбере Вадье и Жан-Батисте Андре Амаре.
Текст совсем небольшой, на 3 неполные страницы. Комментариев я не делала, только дала ссылки по теме.

Да, есть противопоказания: гражданам, близко к сердцу принимающим коллизию Вадье-МР и "дело Катрин Тео", лучше, пожалуй, не расстраиваться лишний раз.

штрихи к портретам - из других источников
Филиппо Буонарроти об Амаре
гражданин Вадье и Роза Богарне Жозефина Бонапарт

@темы: 18 век, 19 век, Великая французская революция, Просвещение, дискуссии, история идей, источники/документы, литературная республика, неугомонный старик Вадье /наши звезды/, новые публикации, персона, скачать бесплатно, якобинцы

11:24 

10 августа в Шарантончике

Свобода начинается с иронии
13:28 

русское общество и Великая французская революция

Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательность... но одним лишь дуракам даровали боги умение говорить правду, никого не оскорбляя
Краткое резюме:
«…французские дела суть теперь предметом всеобщего внимания, так что все другие новости за ними позабывают».
В связи с чем повелеваем:
«сократительно переводить о смутах во Франции ныне царствующие и не упускать прибавлять известие или примечение, колико их колобродство им самим вредно».
Однако, в итоге,
«Хотя и взяты сильные предосторожности... однако змий, обольститель французской мнимой вольности, находит почти везде путь и вползывает неприметно, заражая ядом своим самые строгие сердца» и «может у нас в черни произвесть ферментацию».

Михаил Михайлович ШТРАНГЕ
РУССКОЕ ОБЩЕСТВО и ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1789-1794 гг.


Москва: издательство Академии Наук СССР. 1956
Введение
Глава 1. Общественно-политическая жизнь России в последней трети XVIII в.
Глава 2. Начало революции во Франции и первые отклики на нее в России
Глава 3. Отражение в России революционных событий 1791 г. во Франции
Глава 4. Свержение монархии во Франции в оценке русских современников
Глава 5. Отношение русского общества к якобинской диктатуре
Заключение
Источники и литература


Прошу заранее извинения за возможные пропущенные ошибки вычитки в ссылках и верстку, это у меня первый опыт ).
Рекомендуемые по теме ссылки даны перед текстом.

Об авторе

Об авторе - статья-некролог из "Вопрсов истории", 1968, № 9, с.216.
Добавлена М-Ворониным 31.08.09


p.p.s. от Capra Milana
Спустя месяцы после наших длительных розысков и споров (содержащихся в комментариях к сей записи и в переписке), в сети появилось вот что:

"ШТРАНГЕ Михаил Михайлович (30 сентября 1907, Казань – 1968, СССР). Литератор, историк. В эмиграции во Франции с 1923, преимущественно жил в замке д’Арсин (деп. Верхняя Савойя), которым владели его родители. Окончил Collège de Bonneville (деп. Верхняя Савойя) (1928). Получил диплом конструктора-кораблестроителя. Одно время работал на кораблестроительном заводе в Антверпене (Бельгия). Учился на математическом (1930), затем на историко-филологическом факультете в Сорбонне (1930-е). Занимался литературным трудом. Был завербован в советскую разведку. Известен под именем Мишель Странге. Во время Второй мировой войны участник Сопротивления. Член советской военной миссии во Франции в конце войны, ведал бывшими военнопленными во Франции и репатриацией русских эмигрантов. Получил звание старшего лейтенанта (1944). В 1945–1946 был помощником начальника лагеря «Борегар» (под Парижем). Вернулся в СССР в 1947. Занимался историей Франции и России. Автор изданных в Москве монографий: «Русское общество и французская революция 1789–1794 гг.» (1956) и «Демократическая интеллигенция России в XVIII веке» (1965)."
Источник
Я выделила полужирным шрифтом то, что является, кажется, сведениями новыми.

@темы: 18 век, Великая французская революция, Россия и Франция, историки, история идей, источники/документы, либерализм, литературная республика, новые публикации, революции, социальная история

23:43 

Как бы выглядела революция в наши дни?

Sight & Sound
Мне было бы интересно, если бы мы все создали какую-нибудь ролевую игру о революции, например, в США в сегодняшние дни. Прочитав все серьезные исследования о революциях всех присутствующих, у меня возникло естественное желание применить эти знания к текущему
времени, а чтобы это не выглядело странным, можно взять и не США, а
допустим, Китай.

Предположим, мы находимся все в Китае и перед нами задача - осуществить нормальную Революцию, чтобы там пришла к власти демократия, о которой говорили Лидеры Великой Французской Революции (лично мне,
конечно, интересно взять Штаты, потому что там псевдодемократия).
(Давайте ни слова не упоминать о России, сами понимаете почему).

@темы: они и мы, дискуссии, Америка

09:37 

Великая французская революция: ромАны и рОманы

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
…Романисты творили в духе прошлой действительности, останавливаясь преимущественно не на каком-нибудь ином времени, как на годе патриотического подъема во внешней войне, ожесточенной гражданской войны, монтаньярского своем месте, и нельзя обвинять историков, если их труды не так общеинтересны, как романы.
Революция была великим переломом или сдвигом в историческом быту Франции. За десятилетие от 1789 по 1799 год во Франции все изменилось так сильно, как не могло бы измениться в столь короткое время при нормальном течении жизни. Только «История одного крестьянина» Эркмана-Шатриана как бы немного затронула эту тему, но много ли она дала хотя бы для представления о том изменении, которое произошло в аграрном быту Франции, даже прощая авторам, что они совсем проглядели важный вопрос о ликвидации феодального режима? И опять это отнюдь не упрек, а только констатирование факта и его объяснение из самого свойства политических учреждений, законодательства и экономических порядков, не позволяющих им делаться объектами беллетристики.
Притом, как-никак, в историческом романе на первом плане всегда судьбы немногих лиц; каких-либо людей, семьи, кружка, а не всей нации, которая отодвигается на задний план, является лишь общим фоном картины, иногда чуть не простой декорацией. Судьбы всей нации могут быть предметом только научных исторических изображений. Поэтому исторические романы и не могут претендовать на то, чтобы выяснять значение тех эпох, которые в них изображаются, в целом истории какого-нибудь народа. Исторический роман схватывает только один момент и показывает, как этот момент отражается на психике и на судьбах немногих людей, выведенных на сцену, но отнюдь не на общественном строе. Делаю это предупреждение для тех читателей, которые могли бы подумать, что, перечитавши все главные исторические романы о французской революции, они получат о ней полное понятие. Художественное творчество и научное исследование имеют каждое свои задачи, свои права и свои законы, и для существования исторического романа есть свои основания, хотя бы он и не мог быть полным и совершенно верным отражением действительности, к которому стремится историческая наука.
Еще одно общее замечание само собою напрашивается в связи с только что высказанною мыслью. Исторические события, субъективно воспринимаясь психикой их современников и в ней преломляясь, продолжают жить в сознании потомства в таком преломленном виде известной легендарности, которую научное историческое исследование часто бывает призванным разрушать, по крайней мере, в некоторых ее сторонах. Революция оставила по себе в жизни французской нации не только объективные следы в созданных ею переменах и в дальнейшем течении событий, но и целую героическую легенду, как результат субъективных переживаний и оценок того, что было в действительности, как продукт некоторого своеобразного творчества, родственного созданию мифов, преданий, легенд, в которых между собою переплетаются Wahrheit und Dichtung (правда и вымысел). И в историографии французской революции, и в художественной литературе, воспроизводящей эту эпоху, одни писатели более склонны были вдохновляться героическою легендою, другие стремились ближе распознать самоё действительность. Первые, это — романисты-романтики, над творчеством которых царит героический пафос, как у Виктора Гюго, вторые — романисты-реалисты, каковы Бальзак в начале и Анатоль Франс в конце с их скептическим отношением к легенде. Чтобы оставаться историческим романом, как таковым, он не должен быть ни чистой сказкой, ни голой историей, потому что в первом случае он не был бы историческим, во втором не был бы романом. Различие же между романтизмом и реализмом — уже второстепенная в данном вопросе вещь, лишь бы в произведении была поэтическая правда и от него веяло духом человечности.

Николай Иванович Кареев
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ в ИСТОРИЧЕСКОМ РОМАНЕ


Петроград: книгоиздательство «Сеятель». 1923

I. Общие соображения об историческом poмане
II. Исторические романы
III. «Мопра», «Нанон» и «Кадио» Жорж Санд
IV. «Шуаны» и «Темное дело» Бальзака
V. «Повесть о двух городах» Диккенса
VI. «Девяносто третий год» Виктора Гюго
VII. «История одного крестьянина» Эркмана-Шатриана
VIII. Романы Феликса Гра
IX. «Журдан-Головорез» Эрнеста Додэ
X. «Канонисса» А.Терье
XI. Роман Анатоля Франса «Боги жаждут»
XII. Революционные драмы Романа Роллана
Заключение


Ранее опубликованы в нашей библиотеке:
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ и РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ и ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ
Р.Роллан, «Четырнадцатое июля»
Р.Роллан, «Робеспьер» (фрагмент драмы)
Ромен Роллан в нашей и других библиотеках
Виктор Гюго
Анатоль Франс

Труды Николая Ивановича Кареева



UPD


Книга в DjVu-формате, спасибо гражданину rexy_craxy!

@темы: новые публикации, литературная республика, историки, Франция, Великая французская революция, 19 век, персона

22:00 

про голубей и бунты (продолжение)

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
02:57 

о чем же говорили Робеспьер и Дантон

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
14:17 

про ассорти и меццо-сопрано

Свобода начинается с иронии
22:43 

nomina sunt gloriosa...

Чем больше артист, тем больше пауза!
22:19 

"частная жизнь" Робеспьера

Свобода начинается с иронии

Девушка, которой не было, или Личное дело м-ль Дезорти



Согласно некой "историографической традиции", в родном Аррасе у Максимильена Робеспьера была невеста, некто м-ль Дезорти... )
mlle Anais предприняла интереснейшее историко-литературное расследование, чтобы установить, кто эта девушка, "где этот дом", и кому же, в конце концов, принадлежит этот исторический сюжет.

@темы: персона, 18 век, Великая французская революция, М.Робеспьер, дискуссии, они и мы, полезные ссылки

23:13 

Огюстен Робеспьер, или "иногда они возвращаются"

Свобода начинается с иронии
Предупреждаю, граждане коллеги: это курьез. Но показательный по-своему, и достойный занять место в нашей шедеВРАЛЬной коллекции.

«Едва ли многие знают, — писалось в «Русском архиве», — что брат Робеспьера также (как и брат Марата. — А.М.) бежал из Франции в Россию, в царствование Павла Петровича проживал в Петербурге, а в 1838 г. переселился в Киев, где и умер 15 лет назад (т. е. в 1851 г. — А.М.). Он также, как Марат, переменил свою фамилию и назывался м-р де Мельян, по имени своего родного селения. Жена его содержала в Киеве образцовый женский пансион. Сам он жил при ней, пользуясь покровительством тогдашнего генерал-губернатора (Бибикова), которого чуть ли не воспитывал в детстве. Де Мельян был весьма почтенный, кроткий и милый в разговоре француз. Любимым предметом его разговоров было время его жизни в Петербурге при Павле Петровиче. «Трудно себе представить, — говаривал он, — то бешенное веселье, которое в то время царствовало в петербургском обществе; в 10 часов по распоряжению полиции все огни в домах должны были быть погашены, но выдумали шторы на двойной подкладке, которые, спущенные в урочный час, мешали видеть комнатное освещение с улицы, и хозяева, простившись со слишком строгими блюстителями законного порядка, оставались в кругу людей, не заботящихся о том, что ожидает их заутра, — веселились, танцевали до упаду, вели речи безбоязненные, произносили суждения (...) дерзкие. Предателей не бывало».
А.Н.Макаров, "Малая энциклопедия киевской старины"
Навел меня на эту публикацию товарищ kermanich

С братом Марата мы уже обсуждали ситуацию, хотя там тоже далеко не все ясно.
А Огюстена уж столько раз отправляли служить под началом Наполеона Бонапарта в Итальянскую армию... но чтобы в Киев его поселить - такое мне попалось впервые :-D
А вот откуда берут начало эта или подобные небылицы? Это тоже интересно установить.

Товарищ Л. одно предположение высказала:
"Есть такой историк - Шугуров Михаил Федорович (1829-1891), преподавал в Московском университете.
И у сего Шугурова есть статья в журнале "Русский Архив" (1867) - "Семейство Робеспьеров".
Лет 7-8 назад я обращалась в нашей библиотеке за журналом, его не оказалось. Особых усилий по розыску я не прилагала.
Но теперь прочитала "Киевскую быль" и подумала: а не от Шугурова ли тянется эта сказка?..
...Чудесные истории о спасении бытовали во все времена и о многих персонах, наперекор даже очевидным фактом. Сказка о принцессе Анастасии и проч. в том же роде - они имеют, видимо, некую общую основу, коренящуюся в массовом сознании. Это действительно интересное историко-культурно-психологическое явление, которое можно было бы исследовать."

В общем, вспомнился мне после этой "энциклопедии" Козьма Прутков:
Однажды нес пастух куда-то молоко,
Но так ужасно далеко,
Что уж назад не возвращался.
Читатель! он тебе не попадался?

Так вот, граждане коллеги: он вам не попадался? в Киеве, Петербурге или др.городах?.. ;-)

@темы: казус ляпсус, историки, дискуссии, Россия и Франция, М.Робеспьер, Жан-Поль Марат, Великая французская революция, Огюстен Робеспьер, они и мы, персона, товарищам

13:38 

"Томас Пейн и рождение современных демократий"

marianne68
Ceux qui font les révolutions à moitié ne font que se creuser un tombeau
Статья Клары Рукшиной. В 4-х частях, начало.

Варианты того же материала по др.ссылкам:
Трактат "Здравый смысл" (1776 год)
Эволюция мировоззрения Радищева и анонимный памфлет "Здравый смысл"
Так кто же написал Декларацию независимости?

p.s. Товарищи, я не спец в ВФР и не спец по Тому Пейну. Компания у Рукшиной (др. публикации и сам сайт Лебедева) мне очень не нравятся. Так что не ругайте ).

"Здравого смысла" в переводе я не нашла, кроме как отрывка тут.
Тут - глава из истории философии, к Пейну имеющая отношение. (ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.)

@темы: 18 век, Просвещение, Томас Пейн, история идей, персона, полезные ссылки, массы-классы-партии, свобода-право-власть

21:19 

история Древнего мира - Рим

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Граждане коллеги, подборка книг (уже мини-библиотека по теме).
Подготовил гражданин rexy-craxy - не лениться благодарить товарища за колоссальный труд!
Опубликовано в его ЖЖ и в "Знание - власть" (полезнейшее сообщество).

Штаерман Е. М. Древний Рим: проблемы экономического развития
М.: Наука, 1978.
Постоянная ссылка
Временная ссылка 1
Временная ссылка 2
Размер: 3.97 Мб
Доступен до: 2009-05-10
Аннотация издательства:

Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима
М.: Наука, 1987.
Постоянная ссылка
Временная ссылка 1
Временная ссылка 2
Размер: 10.12 Мб
Доступен до: 2009-05-10
Аннотация издательства:

Нечай Ф. М. Образование римского государства
Минск: Изд-во БГУ, 1972
Постоянная ссылка
Временная ссылка 1
Временная ссылка 2
Размер: 5.81 Мб
Доступен до: 2009-05-09
Аннотация издательства:

Штаерман Е. М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи (Италия и Западные провинции)
М.: Изд-во АН СССР, 1961
Постоянная ссылка
Временная ссылка 1
Временная ссылка 2
Размер: 9.45 Мб
Доступен до: 2009-05-09

Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима
Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1964
Постоянная ссылка
Временная ссылка 1
Временная ссылка 2
Размер: 11.88 Мб
Доступен до: 2009-05-09

Немировский А. И. История раннего Рима и Италии. Возникновение классового общества и государства
Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1962
Постоянная ссылка
Временная ссылка 1
Временная ссылка 2
Размер: 14.50 Мб
Доступен до: 2009-05-08

Анри Валлон. История рабства в античном мире. Греция. Рим
Аннотация
Читать
Скачать doc
Скачать pdf

Маяк И. Л. Римляне ранней Республики
М.: Изд-во МГУ, 1993. 160 с.
Постоянная ссылка
Временная ссылка 1
Временная ссылка 2
Размер: 3.01 Мб
Доступен до: 2009-05-07
Аннотация издательства:

Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса)
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 272 с.
URL 1
URL 2
Update. URL 3 (бессрочный)
Размер: 7.42 Мб
Доступен до: 2009-05-06
Аннотация издательства:

UPD 1:
Штаерман Е. М. История крестьянства в древнем Риме
М.: Наука, 1996
Временная ссылка 1
Временная ссылка 2
Размер: 3.04 Мб
Доступен до: 2009-05-11
Аннотация издательства:

UPD2:
Залесский Н. Н. Этруски в Северной Италии
Л.: Изд-во ЛГУ, 1959
Временная ссылка 1
Временная ссылка 2
Размер: 5.07 Мб
Доступен до: 2009-05-11
Аннотация издательства:

Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме
// Вестник древней истории, 1989, N 2, стр. 76-94.
Временная ссылка 1
Временная ссылка 2
Размер: 483.72 кб
Доступен до: 2009-05-11

Штаерман Е. М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике
М.: Наука, 1964
Временная ссылка 1
Временная ссылка 2
Размер: 7.01 Мб
Доступен до: 2009-05-11

Штаерман Е. М. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи

Как работать с книгами в формате DjVu


@темы: Древний мир, полезные ссылки, Римская республика

09:13 

про одну букву и разные законы

Свобода начинается с иронии
- Шел я недавно мимо голубого особняка, - сообщил мне гражданин Колло, - Вижу - Луи-Шарль в резиновых сапогах шлепает по лужам. Флот у него, какой Бертрану де Мольвилю не снился и нам тоже. Спрашиваю, как дела. А он мне говорит: мама отправилась погостить у роялистов, поэтому у нас дома тоже Республика. Тут вышла Иоланда и попросила меня передать записки. Вилату, Эжени, еще одну - Клоотсу. И от Луи Толстого, как я думаю, - Фукье...

А вот и сама Эжени появилась - задом наперед, извиняюсь, потому как они с гражданином Мишелем фехтовали прямо на ходу. Гражданка Эжени закричала: "ничья, ничья! равный счет!" - и оба побросали деревянные шпаги, уселись на обычное свое место и заказали апельсинов.

- Как визит прошел? - спросил Колло.

@темы: товарищам, они и мы, дискуссии, Россия и Франция, homo ludens, 20 век, 18 век

11:18 

"валентинов день" (3-й опыт)

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Валентинка отправляется от литературного или киношного персонажа его историческому прототипу.

Литературные и киношные персонажи из круга:

Подпись – первой буквой фамилии персонажа.

Порядок действий (воспроизвожу объяснение Оксаны на примере):

ГлавВрач и Директор Шарантончика



* * *

@темы: они и мы, Россия и Франция, Великая французская революция, homo ludens, 18 век

17:58 

операция "Ева"

«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Синьорины, любезные синьорины!
Не покушаясь на смысл сегодняшнего праздника
и всецело соглашаясь с его социально-политическим характером,
будучи в глубине души искренним феминистом,
все же предлагаю вам дополнение к Эриху Фромму.


Десять (их тридцать, но я ограничиваюсь десятью, по числу заповедей ;-)) эпизодов операции "Ева",
выполненной карандашом и пером
знаменитого французского карикатуриста Жана Эффеля.


Предупреждение
Рисунки не слишком антирелигиозные, сексистские только слегка и совершенно пристойные, однако пуританам и людям без чувства юмора от просмотра лучше воздержаться.


Черно-белые, ок.700х1000 пкс, 130-160 кб.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

@темы: Революция-женского рода, homo ludens, веселые картинки, дискуссии, товарищам

21:27 

"предметы материальной культуры", как пишут на сайте rmn

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
С Martine Gabrielle мы осуществили, доступными техническими средствами, одну идею: подготовили альбом

Нины Юрьевны Бирюковой
"Западноевропейские набивные ткани 16-18 века".


Представьте, коллеги, добротное издание "Искусства" 1973 года.
Нестандартный формат А4+, толстая полуглянцевая мелованная бумага, тонкая гарнитура шрифта, фотографии, академически скрупулезное изложение на двух язках... )
Текст (русский) - в pdf.
Следует сказать, что исследование представляет интерес и с точки зрения истории развития промышленности Италии, Франции, Германии,
и те граждане, кого картинки и моды не интересуют, могут, тем не менее, некоторую информацию из книги почерпнуть.
На перенабирание библиографии пока нет времени, поэтому - картинкой.

Иллюстрации, с очень небольшими сокращениями, разделены на два архива:
черно-белые, расположенные по тексту, и цветные, занимающие в альбоме отдельные листы.
Конечно, пришлось их уменьшить, а для удобства читателей подписи мы поместили непосредственно на каждый образец.

NB: иллюстрации не все одинаковы по качеству; это прежде всего зависело от сохранности ткани и возможностей тогдашней техники. Где сумели, откорректировали photo shop'ом.
Образчик лучшего.
Образчик худшего.

@темы: предметы материальной культуры, оригинальные произведения 18 в., новые публикации, история моды, веселые картинки, Просвещение, Европа, АРТеФАКТическое/иллюстрации, 18 век, 17 век

13:58 

Великая французская революция: «Экономика должна быть!»

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Две статьи из одного сборника, авторы постоянным читателям знакомы. Это Е.В.Киселева (кандидат исторических наук, Государственный университет гуманитарных наук) и В.А.Гавриличев, тот самый, что составил единственный до сих пор библиографический указатель к нашей теме.

ЯКОБИНЦЫ и ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ НАЛОГИ на БОГАТЫХ


Суть, вкратце, такова. «Зимой 1792-93 г. в суровых условиях войны, блокады, экономического кризиса, разгула инфляции и роста цен, материальное положение народных масс Франции заметно ухудшилось, в то время как прибыли банкиров, финансистов, крупных торговцев, поставщиков и др. возрастали». Жирондисты (та социальная прослойка, интересы которой Жиронда представляла политически) сначала ратовали с пеной у рта за р-р-революционную войну и общеевропейскую р-р-революцию, а когда дошло до войны, принимали в ней горячее участие посредством чтения газет и дебатов в клубах, предоставляя воевать другим. Жак Ру, Шометт потребовали введения особого «военного налога».
Инициатива с трудом, но пошла. Даже Тюрио и Дантон, Гупийо и Тальен разделяли такую меру. Любопытно, что в Конвенте много ораторствовал на тему налога на богачей Барер и фактически, вместе с Маратом, дважды провел декреты при сильном сопротивлении жирондистов. (Учитывая, что дебаты разгорелись весной 1793 года, важный штрих к расстановке сил и к личному портрету.)
Как рассчитывали этот налог, какие гарантии он давал уплатившим его, как расходовались получаемые таким образом средства? Гавриличев оперирует документальными данными (многА цифрОВ!).
Подробно освещена деятельность в миссиях Колло д’Эрбуа (в Ньевр), Лапланша, Жозефа Фуше, Леба и Сен-Жюста. В порядке обмена опытом - возможно, пригодится.

ПОЛИТИКА ЯКОБИНСКОЙ ДИКТАТУРЫ
в ОБЛАСТИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ТОРГОВЛИ и ПРОМЫШЛЕННОСТИ
весной-летом 1794 года


Статья тематически связана с предыдущей. «Свободный» рынок vs государственный контроль.

Тут я хочу сделать одно замечание, специально для всяческих «фритридеров».
Самый затасканный аргумент, в духе Ф.Ф.Преображенского, по глупости не уступающий аргументам П.П.Шарикова: разруха есть прямое следствие перехода к «командной» экономике, к «социалистической» экономике, и вообще прямое следствие революции.
В действительности причинно-следственная связь такова: революция (1789 года и 1917 года) происходит в ситуации глубокого экономического кризиса, а не порождает его; она, революция, должна исправить все то, что науправляли «верхи», и при этом использовать совершенно новую систему и методы; вот почему на нее падает двойная ответственность и двойное бремя. Dixi.


Для воспомоществования – подборки документов: «Продовольственный вопрос», «Террор – в порядок дня!» (тексты закона о максимуме и др.)
О миссии Фуше подробно – статья Я.Захера
О социальной борьбе в Лионе – статья В.Марковой
Жак Ру, «О причинах несчастий Французской республики»


Над сборником мы продолжаем работать. А ранее опубликована статья, тоже на экономическую тему, C.Коротков.О роли национальных имуществ в «рождении» новой буржуазии.

@темы: якобинцы, экономика должна, социальная история, революции, персона, они и мы, новые публикации, либерализм, капитал, источники/документы, история идей, дискуссии, Советский Союз, Россия и Франция, Великая французская революция, 18 век

05:30 

«Мятеж» не может кончиться удачей –

Свобода начинается с иронии

в противном случае его зовут иначе.



/Джон Харрингтон/


Граждане коллеги и товарищи,
приглашаем к обсуждению и выработке четких историко-политических терминов:
БУНТ
МЯТЕЖ
ВОССТАНИЕ
РЕВОЛЮЦИЯ (как событие)
ПЕРЕВОРОТ
ПУТЧ
. . .
(список можно дополнить)

Интуитивно различия между этими словами понятны. Даже очень хорошо понятны; это видно по тому, как переименовывают Великую октябрьскую социалистическую революцию в «переворот» или «путч»; по тому, как называют «революциями» смены правительств оранжевые или розовые, хотя революциями они не являются, и так далее.
Но речь не просто об оценочной интерпретации – именно о терминах, ясных, научных определениях.

Поскольку термины описывают явления однородные, предлагаем несколько критериев, которые нужно отразить в каждом определении (можно дополнять, исключать):
1) глубина социально-политического конфликта – причины события;
2) масштаб события, подразумевается не только территория, а прежде всего вовлеченность разных категорий населения;
3) руководящее ядро (что оно собой представляет);
4) степень подготовленности;
5) наличие/отсутствие оформленных требований, программы;
6) насильственный/ненасильственный характер;
7) продолжительность (временная);
8) основной достигаемый результат.

Проверка – на конкретных примерах. Насколько полно учитывает определение оттенки и варианты реальных событий.

. . .

Если такие работы уже проделаны, их следовало бы свести вместе и проанализировать.

Копирую из ЖЖ-сообщества этот пост моих товарищей.
В ЖЖ не у всех есть аккаунт, так что, если есть интерес, можно участвовать и тут.



 

@темы: 1830-е, 18 век, 1848, 1871, 19 век, 20 век, Великая французская революция, Европа, Россия и Франция, дискуссии, история идей, массы-классы-партии, они и мы, революции, свобода-право-власть, социальная история, товарищам, философия

Vive Liberta

главная