21:38 

куда дрейфует наша историография

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Некоторое время назад я пообещала коллегам оформить две статьи из журнала «Вопросы истории» за 2007 год: А.В.Гладышева, «Французская революция: взгляд из XXI века», которая является рецензией на работу А.В.Чудинова «Французская революция: история и мифы» (№ 10, с.66-73) и рецензию С.Ф.Блуменау на книгу А.В.Гордона «Власть и революция: советская историография Великой французской революции. 1918-1941» (№ 7, с.167-169).
Пообещала – граждане, сгоряча. Позабыв завет Талейрана – «никогда не следуйте первому побуждению». При повторном чтении этих материалов убедилась, что это – публицистика и только, к тому же заказная публицистика. Все эти псевдооткровения, «развенчания мифов советской историографии», апологию представителей либеральной и консервативной историографии трудно воспринимать всерьез, в качестве научной полемики, тем более зная и имея печатные подтверждения того, что те же самые авторы утверждали четверть века назад. Разумеется, кушать хочется всем, а за неконъюнктурное исследование платят не так хорошо, но не до такой же степени…

Собственно, вопрос, вынесенный в заглавие поста, риторический. Ответ на него прекрасно знают все, включая самих историков.
Первое – история, заодно с экономикой, философией, социологией и проч. ныне и присно обслуживает идеологию, проводимую на государственном уровне. А.З.Манфред охарактеризовал это давно и точно: «Стрелы, направленные против французской революции XVIII в., целят дальше, - это стрелы и против Великой Октябрьской социалистической революции». Добавлю: против любого поиска альтернатив существующему положению вещей, против любого конструктивного и организованного выступления против политики господствующего социального слоя и узаконенного и поддерживаемого им аппарата.
Второе – из изучения диалектики наши историки так и не вынесли никаких уроков, демонстрируя поразительную однобокость и статичность мышления, способного только отрицать одно и превозносить другое. Если завтра им спустят новый заказ, с точностью до наоборот, они станут столь же некритично и ненаучно превозносить Н.М.Лукина и отрицать все рациональные зерна в изысканиях Ф.Фюре…


Так вот, лучше займемся публикацией одной из книг серии

«ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ДОКУМЕНТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ»


Эта серия готовилась к 200-летию ВФР.
Редакционная коллегия: д.и.н., проф. А.В.Адо (председатель), к.и.н. В.Н.Горохов, д.и.н., проф. В.М.Далин, чл.-корр. АН СССР Ю.С.Кукушкин, д.и.и., проф. Г.С.Кучеренко, д.и.н., проф. В.П.Смирнов, д.и.н., проф. Е.Ф.Язьков. – Если не ошибаюсь, среди вышеупомянутых авторов есть аспиранты и ученики и А.В.Адо, и В.М.Далина, и А.З.Манфреда, и Я.М.Захера?

Начнем с предисловия к серии:

ЖИВОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


написанного Анатолием Васильевичем Адо, и оно является хорошим историографическим обзором.


читать дальше

@темы: свобода-право-власть, революции, массы-классы-партии, либерализм, капитал, история идей, историография, историки, дискуссии, Россия и Франция, Великая французская революция

21:00 

большевики +/- якобинцы

Свобода начинается с иронии
Уважаемые коллеги и читатели!

Так называется наш опрос в ЖЖ. Приглашаю участвовать.


Если в ЖЖ нет возможности, но есть желание участвовать, можно отвечать и здесь, не возражаю, а только приветствую.
(Просто здесь комменты не скроешь до поры до времени.)

@темы: они и мы, 20 век, Великая французская революция, Россия и Франция, дискуссии, история идей, массы-классы-партии, революции, свобода-право-власть, товарищам

10:36 

близкородственная концепция

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
[…] авторы исторических романов с удивительным постоянством движутся по двум-трем проторенным направлениям. Если пишется такой исторический роман, то он пишется, как правило, только о четырех исторических эпохах с участием пяти-шести различных исторических персонажей; но и об этих эпохах и этих людях не принято писать ничего такого, что бы уже не было написано в других романах, написанных на ту же тему. Если же учесть, что за три тысячи лет нашей лучезарной истории произошло великое множество необычайно увлекательных, на редкость забавных, исключительно колоритных событий, то незадачливых авторов исторических романов уместно сравнить с живописцем, который никогда не писал ничего, кроме лиственницы, или со скульптором, который умеет лепить только левую ногу.
Вы также имеете право написать роман о Французской революции, хотя писать его лучше всего стоя на голове.
Вот основные принципы такого романа.
1) С 1790 по 1794 год парижане ничего не ели и даже не заходили в кафе. Круглые сутки они толклись на улицах, наслаждаясь видом Крови, особенно Голубой Крови.
2) Вся власть была сосредоточена в руках общественного палача и Робеспьера; и тому и другому были свойственны резкие перепады настроения, в результате чего, вместо того чтобы убить человека безо всякой видимой причины, они зачастую в последний момент освобождали его, также безо всякой видимой причины.
3) Аристократы делятся на две группы: глубоко порочные и совершенно невинные, но и те и другие обязательно хороши собой; и те и другие, судя по всему, предпочитают кончить жизнь на гильотине.
4) Завоевание Франции, идея Республики, влияние Руссо, угроза национального краха, деятельность Карно по созданию революционных армий, политика Питта, политика Австрии, неискоренимая привычка защищать свою собственность от иностранцев, участие вооруженных людей в битве при Вальми – все это не имеет ровным счетом никакого отношения к Французской революции, а потому должно быть опущено.


Гилберт Кит Честертон


@темы: 18 век, 19 век, Великая французская революция, дискуссии, историки, история идей, казус ляпсус, литературная республика, они и мы, полезные ссылки, товарищам

10:14 

Современные художественные образы исторических кинолент от А до Я

marianne68
Ceux qui font les révolutions à moitié ne font que se creuser un tombeau

Пособие для выпускников ВГИКа



В наше стремительно меняющееся время, когда мы заново переосмысливаем нашу историю и наконец-то узнаём Правду, настоящим творцам (которыми выпускники ВГИКа и являются) уже просто необходимо определить для себя какие-то основные, незыблемые творческие каноны, правила, образы. Это пособие будет своего рода подспорьем, если хотите – фундаментом, на котором и должны будут стоять кинематографические произведения Настоящих Творцов Обновлённой России, претендующих на историческую реальность.
А – Арбат. Улица в Москве, на которой обязан жить или хотя бы побывать главный положительный герой. Культовая улица для любого интеллигента. Показ этой улицы должен сопровождаться проникновенной песенкой Окуджавы «ах Арбат, мой Арбат…».

Б – Белая гвардия. Беззаветная гвардия, сражающаяся на просторах бывшей Российской Империи за торжество Добра. Характерная деталь – воины Белой гвардии всегда наступают правильными пехотными цепями и всегда во весь рост – это потому что они благородны и бесстрашны, в отличие от пьяной матросни или черни. Также отличаются подтянутостью, трезвостью и золотыми эполетами.

Баржи. В баржах зверски топятся интеллигенты, поэты, а также воины Белой гвардии, которые изредка всё же попадают в плен к пьяной матросне. Действие часто проходит в Северном Ледовитом океане.

В – Вечера. Всегда упоительны. Но - только в России, Которую Мы Потеряли (очень важное замечание). В кадре обязательны балы, красавицы, лакеи и юнкера. Чтобы максимально достоверно раскрыть картину вечеров, необходимо в звуковое сопровождение включить хруст французской булки.

читать дальше

Это пособие обошло уже весь ЖЖ, но настолько метко и остро, что и у нас поставлю, граждане.
Источник тут, а я первый раз увидела у товарища ustik.

И что следует добавить - специально для большой малочитающей части «обновленной России», если им эта запись попадется на глаза: похожее пособие предложил Великий Комбинатор поэту Ухудшанскому, типу, мнящему себя поэтом, но без намека на творческую искру, зато всем и всеми недовольного и вечно брюзжащего (Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой теленок»).

А в «Двенадцати стульях» был еще колоритный персонаж, тоже оплакивающий Россию-Которую-Мы-Потеряли: он стоял в музее, обхватив колонну, тупо глядя в пространство, и цедил единственную фразу: «Эх, люди жи-или!..»

@темы: 20 век, Россия, дискуссии, казус ляпсус, либерализм, они и мы, товарищам

20:18 

"Я не согласен с Вашим мнением, но...

L del Kiante
«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
...готов отдать жизнь за Ваше право его высказывать".
Вольтер

Цитирую по памяти

Возможно, я найду и что добавить к предшествующим темам, а сейчас позвольте обозначить другую.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВРАГ

Господа! я нынче все бранить готов —
Я не в духе — и не в духе потому,
Что один из самых злых моих врагов
Из-за фразы осужден итти в тюрьму...

Признаюсь вам, не из нежности пустой
Чуть не плачу я, — а просто потому,
Что подавлена проклятою тюрьмой
Вся вражда во мне, кипевшая к нему.

Он язвил меня и в прозе, и в стихах;
Но мы бились не за старые долги,
Не за барыню в фальшивых волосах,
Нет! — мы были бескорыстные враги!

Вольной мысли то владыка, то слуга,
Я сбирался беспощадным быть врагом,
Поражая беспощадного врага;
Но — тюрьма его прикрыла, как щитом.

Перед этою защитой я — пигмей...
Или вы еще не знаете, что мы
Легче веруем под музыку цепей
Всякой мысли, выходящей из тюрьмы.

Иль не знаете, что даже злая ложь
Облекается в сияние добра,
Если ей грозит насилья острый нож,
А не сила неподкупного пера.

Я вчера еще перо мое точил,
Я вчера еще кипел и возражал,
А сегодня ум мой крылья опустил,
Потому что я боец, а не нахал.

Я краснел бы перед вами и собой,
Если б узника да вздумал уличать!
Поневоле он замолк передо мной —
И я должен поневоле замолчать.

Он страдает, оттого что есть семья, —
Я страдаю, оттого что слышу смех:
Но что значит гордость личная моя,
Если истина страдает больше всех!

Нет борьбы, и — ничего не разберешь —
Мысли спутаны случайностью слепой, —
Стала светом недосказанная ложь,
Недосказанная правда стала тьмой.

Что же делать? и кого теперь винить?
Господа, во имя правды и добра —
Не за счастье буду пить я — буду пить
За свободу мне враждебного пера!

Яков Петрович Полонский

@темы: Россия, дискуссии, литературная республика, они и мы

23:16 

вопрос-ответ-вопрос: какой не должна быть история

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Гражданин oke7 задал вопрос: почему я невежливо и неуважительно обошлась с Е.Съяновой и поставила ее в один ряд с Новодворской и Радзинским?
Я обещала ответить на этот вопрос, используя примеры. Исполняю обещание. Для этого взяла материалы одной из радиопередач, посвященной ВФР.
Все прокомментировать просто невозможно – для этого потребовалось изложить бы всю историю ВФР и все основные документы эпохи пересказать либо процитировать. Возьму несколько цитат. (Закрыв глаза на ужасающее косноязычие беседующих и более чем вольное обращение с терминологией, датами и именами.)

читать дальше
* * *
Да, удержаться от ерничанья очень трудно. Чувствую, что иногда срываюсь в такой тон. Но если серьезно говорить, мне не смешно. Мне горько и жутко от подобной «истории» и «историков», обслуживающих массовую аудиторию.
Не историк, а журналист? Но это не снимает с человека ответственность. Следует говорить о том, что знаешь. И если берешься за какую-то тему, эту тему нужно досконально изучить. Можно быть доступным для публики, кратким, но при этом точным и добросовестным.

Спасибо oke7 - за то, что задумывается над прочитанным и услышанным. Надеюсь, с пользой для всех нас мы ведем разговор.

@темы: Великая французская революция, Россия и Франция, дискуссии, историки, историография, либерализм, они и мы, революции, товарищам

22:00 

об истории и ее проблемах

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Я решила здесь тоже поместить пост Оксаны (из обсуждения в ЖЖ). Потому что, мне кажется, изложено очень ясно, а тема - очень важная, на эту тему мы натыкаемся практически в любой дискуссии.

1. Начнем с такого постороннего примера. В чайнике у нас горячая вода. Мы опускаем в воду термометр – видим, что его столбик быстро поднимается.
Видим – значит получаем информацию от собственного ощущения. Или, иными словами, мы с вами наблюдаем факт.
Но мы еще с вами знаем, как связаны способность спирта (или ртути, смотря какой термометр) расширяться при нагревании и температура среды, куда термометр погружается. Уже ЗНАЕМ. Т.е. это эмпирически многократно подтверждено опытом людей. И нам не надо устанавливать эту связь заново. Мы просто говорим – «температура воды в чайнике 90 градусов по Цельсию».
Говорим – значит описываем факт.
А вот если мы станем рассуждать о том, каким образом кинетическое движение молекул воды вызывает нагрев стекла резервуара термометра, благодаря теплопередаче нагревается внутри резервуара спирт, и т.д., и т.п. – это будет уже ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФАКТА.
читать дальше

@темы: вопрос-ответ, дискуссии, историки, историография, они и мы, товарищам

22:54 

скажи мне, что ты читаешь, - и я скажу, кто ты

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
У нас с друзьями такая традиция каждый год 31-го декабря… - время от времени проводить игры.
Игры бывают разные: большие и маленькие, серьезные и не совсем серьезные. И задачи тоже разные.

На сей раз игра получилась из разряда «психологические этюды», то есть небольшие монологи, диалоги, сценки или что-нибудь в эпистолярном жанре (жестко не ограничивали), в которых загаданные персонажи раскрывали свое отношение к Книге и по возможности повествовали о своих личных библиотеках.
Идея принадлежит [L]joachim_murat[/L] и приурочена ко дню рождения Наполеона Бонапарта.
Персонажи привлекаются, как всегда, достаточно известные. На сей раз играли только французы. А период, который им ограничили (это понятно, поскольку и у одного и того же персонажа библиотека с интервалом в 15 лет могла быть не одна и та же. Но все-таки, поскольку игра есть игра, легкие анахронизмы могут встречаться), - 1769-1800 годы (это не границы рождения-ухода, это период, в который мог бы иметь место данный монолог!). В этюдах отражаются реалии жизни персонажа, так что каждый деталь, в общем-то, не случайна, и способствует отгадке.

Под катом – семь этюдов.
Вы можете поучаствовать, граждане коллеги. Либо предложить свой этюд для отгадывания, либо предложить варианты отгадок (одну, две, три все семь – как захотите).

@темы: homo ludens, они и мы, персона

00:35 

lock Доступ к записи ограничен

cytoex
Ω cyto ex machina Ω
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

19:41 

lock Доступ к записи ограничен

cytoex
Ω cyto ex machina Ω
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

10:20 

Вот такое вот

IaRna
Поживем - увидим, доживем - узнаем, выживем - учтем.
...Сначала они предоставляют тебе решать. Потом они соглашаются с тем, что принятое тобой решение правильное и единственно возможное..

И никто из них никогда не простит тебе этого решения.

@темы: жись, шизь и фантазь, злобное, личное

15:52 

lock Доступ к записи ограничен

cytoex
Ω cyto ex machina Ω
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

17:19 

lock Доступ к записи ограничен

cytoex
Ω cyto ex machina Ω
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

17:26 

Мумия-3: Индрик-зверь и Змей Горыныч

Hordan Kor
Per aspera ad penem
Сходили в субботу на "Мумию-3". Фильм достойный. Рекомендую. Хотя главных ожиданий - "еще страшнее, еще смешнее" - лента не оправдала. И по сравненю с первыми двумя сериями сериала страдает одним строго определенным недугом. С египтянином Имхотепом герои сражались динамично, яростно, занимательно, и все было четко синхронизировано, не затянуто и не ускорено. Каждая минутка стояла строго на своем месте. В третьей части авторы, увы, не сумели избежать суетности и скомканности при отличном сюжете, монументальности и мощи.

Никак не проявила себя шикарная китайская девка со шрамом, которой положено быть ярко отрицательной сукой со злостью на изуродованном лице. Однако до уровня злыдни Патриции Веласкес из первых двух серий она не дотянула. Да и вообще не проявила себя никак кроме того, что померла вместе со своим генералом. Ни кто такая, ни что делает, никакой вообще роли не сыграла и никаких действий не произвела. А могла бы: смотрелась она интереснее, чем эта правильная положительная китайка двухтыщелетней давности с пафосно умершей на ее руках мамой-ведьмой. Хотя и шрам у нее какой-то не слишком натуральный получился.

Порадовали йети - шикарные снежные звери. Ну и сам злодей, китайский император, тоже молодец, выглядит красиво. Змей Горыныч - просто блеск! Наверняка авторы фильмы тоже смотрели в детстве сказки Александра Роу, потому что в некоторых моментах китайский дракон ну просто очень похож на нашу родимую трехголовую гадинку. Индрик-зверь тоже получился такой... пушистый... Но йети, конечно же, превыше всех похвал - отлично прорисованы, с чувством юмора и долга и боевыми качествами.

Голливуд довольно грамотно отреагировал на находку в Китае знаменитой "терракотовой армии", хотя и поздно - находка-то состоялась еще в 1974 году. С тех пор, кажется, не было замечено в кино других версий появления терракотовых воинов, по крайней мере, я не замечал. Кажется, каждый из этих глиняных солдат имел реального прототипа - каждую статую лепили с живого человека. Так что версия, изложенная в кино, вполне могла иметь некое реальное обоснование...

В кино, правда, не сообщили, каким образом солдаты, превратившиеся в глиняные статуи во дворе дворца, спустя две тысячи лет оказались в коридорах какого-то подземелья, а сам император, застывший в момент превращения в нелепой позе посреди главного зала своего дворца, вдруг очутился еще ниже в подземелье на бронзовой колеснице с поводьями в руках на платформе древнего лифта. Еще более непонятна была ситуевина с недопущением воскрешения мумии: двухтыщелетняя девка-хранительница воткнула нож в сердце трупа, когда гроб был вскрыт, а потом удивилась: ой, а это не император! А где же император? Если она две тысячи лет тщательно готовилась именно к этому моменту, она что, не знала что именно произошло со злым правителем? Ведь ее мамаша-ведьма присутствовала при том, как живой император превратился в терракотовую статую - собственно, она же его в нее и превратила вместе со всей его армией, лошадьми и колесницей, - а значит, быть похороненным в гробу уж никак не мог. Так нет же, эта чувиха прыгнула в гроб и со всего размаху вонзила убийственный девайс не туда. Хорош также и китайский генерал, мечтающий воскресить своего древнего повелителя - тоже, что ли, не знал, куда капать живую воду? Ведь во всех хрониках четко было сказано - превратился в статую! Но и он оживляющие капли решил накапать в гроб. Ну и оживил бы императорского егеря, если бы эта чувиха-хранительница не вышибла бы хрусталь у него из рук. Вода и плеснула терракотовой статуе в спину. А потом еще возмущаются: ах, мол, какой злой генерал, оживил таки древнего злодея! А на самом деле все попросту неграмотные, учебников не читали, и что охраняют и за чем охотятся просто не знали. Налицо пример того, как история превращается в абстракцию без реальных фактов, на основе одних лишь домыслов.

Не менее ярко показывает кино отношение америкосов к древним реликвиям и культуре иных государств. Вместо того, чтобы вернуть это яйцо, хрустальный глаз этот, алмаз-изумруд офигенной ценности официально в торжественной обстановке с показом по телевизору и во всех газетах, они вместо правительственной делегации поручают отвезти сокровище самому обезбашенному искателю приключений, которого хлебом не корми, дай только шашкой помахать да из пистолета пострелять по всяким мумиям. Да еще и предупредили - ты поаккуратней, а то там водятся разбойники. В общем, все сделали, чтобы алмаз не достиг места назначения. И, хотя алмаз таки достиг этого места, то есть музея, но передан был частным порядком из рук в руки смотрителю, как возвращают старый чайник, одолженный соседом на пару минут. Вот у нас икону вернули из-за границы в храм - на всю Россию шум во всех СМИ. Во Франции что-то в Лувр поместили из какой-то провинции - шум на всю Европу. А там... И еще чего-то кричат о каких-то духовных ценностях.

Очень серьезная потеря фильма - Рейчел Уайс, игравшая жену главного героя в "египетской" дилогии. Вместо нее под видом миссис О'Коннол зрителям подсунули менее вразумительную Марию Белло. Лично мне она понравилась куда менее. Ну да Бог с ней, в конце концов, если уж Дамблдора и Флитвика заменили, то что там какая-то Рейчел Уайс! В конце концов, можно подумать, что она упала, сломала нос и вынуждена была лечь под нож пластического хирурга. Правда, об этом в кино не сообщили.

Равно с тем задались мы вопросом: сердитого египтянина подымали из пекла дважды. Будет ли в будущем "Мумия-4: Возвращение Дракона"? Было бы интересно, хотя есть страх, что грядет вслед за тем разочарование...

Тем, однако, не менее, кино достойное, к просмотру всем рекомендовано, и будет приобретено на лицензионном двд с целью смотреть в дальнейшем на языке оригинала.


@музыка: Аккорд - "Под гармошку и под гитару"

@темы: кино, рецензии

04:35 

lock Доступ к записи ограничен

cytoex
Ω cyto ex machina Ω
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

19:53 

lock Доступ к записи ограничен

cytoex
Ω cyto ex machina Ω
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

00:07 

Hordan Kor
Per aspera ad penem
...основа мнения, что Бог - это лжец, лежит в самих людях. Люди всегда хотят всего и сразу, полного счастья, причем в первую очередь для себя, чего не будет никогда. Особенно если люди сами ничего для этого не делают, а только хотят и мечтают. И когда что-то происходит, начинается - "где был Бог, почему не помог?". Ответ прост: человеку дана полная свобода выбора, и если человек чего-то не делает, значит не хочет, и никто заставлять его не будет. Как было сказано: не помогает Бог лентяям, а только тем, кто сам что-то делает. Другие еще вспоминают крестовые походы, зверства инквизиции и тп, при этом не предполагая, что церковь и вера - вещи разные. И очень часто в церкви веры нет, только религия - свод законов и обрядов. А религия начинается там, где кончается вера.

@музыка: Оркестр Алеаторики - "Vacavilla"

@настроение: спать вроде бы пора... а приходится думать...

@темы: Мысли вслух

15:19 

lock Доступ к записи ограничен

cytoex
Ω cyto ex machina Ω
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

20:23 

lock Доступ к записи ограничен

cytoex
Ω cyto ex machina Ω
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

01:35 

lock Доступ к записи ограничен

cytoex
Ω cyto ex machina Ω
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

Vive Liberta

главная