Записи с темой: имена, события, календарь (список заголовков)
21:01 

Доступ к записи ограничен

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

21:40 

"и на обломках безучастья напишут наши имена" ;)

marianne68
Ceux qui font les révolutions à moitié ne font que se creuser un tombeau
20:56 

Ассоциация "Карманьоль Либерте" на фестивале "Времена и Эпохи" в Москве

allamarie
Aimons-nous tous, soyons unis, pardonnons а nos ennemis
20:49 

La grande joie du Père Duchesne - 1 апреля!

Синяя блуза
11:48 

грянем мы дружно нашу любимую

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него


Персонажи нашли отличную формулу поздравления:
Давайте поможем 2017-му быть справедливым и добрым. Мы, все люди, поможем - больше некому.

@темы: они и мы, имена, события, календарь, свобода-право-власть, Россия, Европа, товарищам, массы-классы-партии, Советский Союз, 21 век

10:12 

последний из могикан

Maria-S
"Я очень близок к решению, - ответил Вильгельм, - только не знаю, к которому"
Сквозь блоки, кордоны, пикеты
Далёких и близких земель,
По минному полю планеты
Идёт команданте Фидель.

Где стонет подкошено верба,
Где памятью славен Белград,
Кубинец, похожий на серба,
Геройски погиб, говорят...

За правду, за дальнего брата
Упал на чужую траву.
Но в полдень в долине Карата
Видали его наяву.

Какие молитвы хранили
Безумца от гибельных ран?
Ему - "Иншалла" - говорили.
А слышалось: "Но пасаран".

Над миром полуденным рея,
Крепчая надеждою встреч,
У северной кромки Кореи
Звучала испанская речь.

Горела священная мудрость
Звездой на родном кумаче.
А рядом - былые барбудос.
А рядом - прославленный Че.

Не сгинет Тирасполь мятежный.
Цхинвал не лишится земель,
Покуда походкой железной
Идёт по планете Фидель.



Людмила Щипачихина


Новый многоязычный сайт, посвященный товарищу Фиделю Кастро.


запись создана: 13.08.2016 в 20:42

@темы: товарищам, революции, полезные ссылки, персона, национально-освободительные движения, источники/документы, история идей, имена, события, календарь, Америка, 21 век, 20 век = век "Ха-Ха"

06:51 

"настало царство разбойников", или советский термидор

L del Kiante
«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Синьоры, синьорины, товарищи, коллеги и граждане,
вы ясно помните эти дни?.. и - что помните?

Мне казалось понятным, к чему стремятся "перестройщики", но вот чьи интересы в реальности выразил ГКЧП, для меня осталось туманным.
И, кстати, в своем непосредственном окружении вы помните людей, сразу и откровенно выступивших за ГКЧП, хотя бы на словах?

@темы: 20 век = век "Ха-Ха", Советский Союз, Термидор, вопрос-ответ, дискуссии, имена, события, календарь, история идей, массы-классы-партии, они и мы, свобода-право-власть, событие, социальная история, товарищам

22:34 

9 Мая, День Победы

heritier
их дело не пропало
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,—
Конечно, мы смотрим
глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым,
трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен
хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли,
что мир перенес.
…Конечно, мы смотрим
иными глазами
Такими же,
полными слез.


Юрий Поляков

"у войны неженское лицо"

@темы: 20 век = век "Ха-Ха", 21 век, Европа, Россия, Советский Союз, военная история, имена, события, календарь, история идей, они и мы, событие, товарищам

12:33 

мы слушаем "Ландыши" - подразумеваем "Карл Маркс" (не штадт)

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"


клип "Мегаполиса", ни один, ни второй, в соо тащить не стоит, поэтому слушаем Нину Дорда

С ПРАЗДНИКОМ, ТОВАРИЩИ! С МЕЖДУНАРОДНЫМ ДНЕМ СОЛИДАРНОСТИ ВСЕХ ТРУДЯЩИХСЯ!

@темы: товарищам, свобода-право-власть, они и мы, массы-классы-партии, имена, события, календарь, Советский Союз, Россия, Европа, Америка, 21 век, 20 век = век "Ха-Ха", 19 век

16:13 

передвижная изба-читальня

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Реестр материалов библиотеки Vive Liberta и Век Просвещения с действующими ссылками для скачивания текстов. Организован как алфавитный каталог любой библиотеки.
Если гиперссылка отсутствует - это значит, текст еще не восстановлен или еще не подготовлен, нужно подождать.
А
Б
Ва - Вл
Во - Ву
Га - Голь
Гор - Гу
Да - Дек
Дем - Дю
Е
Ж
За - Зв
Зи - Зу
И
Ка - Кир
Кис - Ком
Кон - Крю
Куд - Куч
Ла - Лещ
Либ - Ля
Ма - Ми
Мо - Му
Н
О
П
Ра - Рош
Ру - Ря
Са - Сми
Соб - Сю
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

===========================
Уже подключенные тематические разделы нашей библиотеки:

Великая французская революция
Великая французская революция в поэзии: тогда и теперь

Век Просвещения vs Старый порядок

Рисорджименто (национально-освободительное и революционное движение за воссоединение и независимость Италии)

"Весна народов" (европейские революции 1848-49 годов и то, что этому предшествовало)

Парижская коммуна 1871 года

Эпизоды истории Средних веков, Возрождения и раннего Нового времени (в том числе материалы о ранних буржуазных революциях в Европе - Нидерландах, Англии)

"Конец истории"?!.. (самая что ни есть жгучая современность)

История идей: "от утопии к науке"

Историки и историография

Революционная традиция в России


запись создана: 23.02.2013 в 15:11

@темы: якобинцы, экономика должна, философия, утопия, товарищам, социальная история, событие, скачать бесплатно, свобода-право-власть, реставрация, религия и церковь, революции, предметы материальной культуры, полезные ссылки, персона, оригинальные произведения 18 в., национально-освободительные движения, народники, массы-классы-партии, литературная республика, либерализм, капитал, казус ляпсус, источники/документы, история науки, история моды, история искусств, история идей, история дипломатии, историография, историки, имена, события, календарь, дискуссии, декабристы, военная история, Шометт, Франция, Термидор, Средние века, Советский Союз, Сильвен Марешаль, Сен-Жюст, Россия и Франция, Россия, Революция-женского рода, Просвещение, Парижская коммуна, Нидерланды, Моцарт, Монтескье, Мабли, М.Робеспьер, Л.-О.Бланки, Комитет общественного спасения, Комитет общей безопасности, Июльская революция, Июльская монархия, Италия, Испания, Жан-Поль Марат, Жан Мелье, Ж.-Ж.Руссо, Европа, Древний мир, Директория, Дидро, Дантон Жорж-Жак, Гракх Бабеф, Германия, Вольтер, Великобритания, Великая французская революция, Бонапарт, Бельгия, Америка, Австрия, homo ludens, 20 век, 19 век, 1871, 1848, 1830-е, 18 век, 17 век

11:11 

"протеже Робеспьера"

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Тов. Capra Milana и персонаж ББ приучили и нас рыться в подшивках газет.
Инициативная группа в деп.Йонна в 2013 году почтила память Мишеля.
Гражданка написала пиесу для трио (Феликс Ле Пелетье, Тереза-с-Юга и МР),
граждане местные музейщики организовали коллоквиум.
Скан статьи и несколько фотографий в превью.
.........
Фотографии и проч.

Страница, Мишелю посвященная, в Кафе.

p.s.

@темы: якобинцы, товарищам, персона, они и мы, имена, события, календарь, Франция, Великая французская революция, АРТеФАКТическое/иллюстрации, homo ludens, 21 век

08:03 

1 апреля

Свой среди чужих...
...чужой среди своих
19:56 

Vive la Commune de Paris!

Maria-S
"Я очень близок к решению, - ответил Вильгельм, - только не знаю, к которому"
14:43 

годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции - с праздником, товарищи!

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
21:21 

Очередная годовщина 21 сентября 1792

allamarie
Aimons-nous tous, soyons unis, pardonnons а nos ennemis
С чем всех республиканцев от души поздравляю!

В связи с этим событием вспоминается известный горельеф на Мемориале Республики (Monument à la République) в Париже. Но вот всё-таки где на нём автор предложения отменить монархический режим? Грегуар-то там, а где Жан-Мари? И кого ещё можно узнать среди депутатов?

Мои предположения насчёт некоторых персонажей:

1 - Бийо (?)
3 - Марат
13 - Дантон (?)
19 - Робеспьер
30 - Эро
33 - Грегуар
34 - предположительно Жан-Мари, но больше по логике, нежели по сходству... Каково ваше мнение, граждане?









Кстати, в январе этого года Мемориал Республики стал центром массовой демонстрации в связи с терактом в Париже, к нему прикрепляли букеты, плакаты, зажигали свечи. Бийо там оказался с плакатом в руках, а на Робеспьера как-то символично оплыла свечка красным воском.





Ещё картинки есть здесь.

@темы: АРТеФАКТическое/иллюстрации, Бийо-Варенн /наши звезды/, Колло д'Эрбуа /наши звезды/, имена, события, календарь

07:41 

10 сентября, после обедни...

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Этот короткий фильм кто-то записал в 2005 году, а кто-то опубликовал в сети 12 января 2014 года. Уважаемые граждане, ничего сверхнового и даже просто нового (ну, кроме, может, одной репродукции промелькнувшей), зато... зато можно потренироваться воспринимать французскую речь на слух ).

"иконостас"

Фрагмент книги А.Олара "Ораторы Французской революции" (воспроизведено гражданкой Martine Gabrielle в современной русской орфографии по изданию 1907 года).

ЗлоПриключения ББ во времена Первой империи (отсель и далее)

ББ в книге М.Ю.Германа "Давид" (серия "ЖЗЛ").

@темы: товарищам, революции, персона, они и мы, литературная республика, история идей, имена, события, календарь, Россия и Франция, Просвещение, Комитет общественного спасения, Июльская революция, Июльская монархия, Великая французская революция, ББ (не Бриджит Бардо!) /наши звезды/, АРТеФАКТическое/иллюстрации, homo ludens, 21 век, 20 век = век "Ха-Ха", 19 век, 18 век

11:29 

день Победы. уже 70-й

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/


Война, война. Любой из нас,
Еще живых людей,
Покуда жив, запомнил час,
Когда узнал о ней.
И как бы ни была она
В тот первый час мала,
Пускай не ты - твоя жена
Все сразу поняла.
Ей по наследству мать ее
Успела передать
Войны великое чутье,
А той - другая мать...



Александр Твардовский

@темы: Европа, 20 век, Советский Союз, военная история, имена, события, календарь, история идей, они и мы, событие, товарищам

18:15 

на том же месте, в тот же час...

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)

Первый день после осеннего равноденствия и новолуния, первое вандемьера 223-го года Свободы,
и наша библиотека,
и мы.

Дарения в честь запланированы на выходные,
благодарения принимаются хоть прямо сейчас ).
Ибо - сколько б нас ни пытались закрыть, похоронить, дискредитировать, "настучать" на нас и взломать,
наша Vive Liberta живет и действует,
и будет жить и действовать,
доколе хоть один из нас будет работоспособен.

С новым годом, с новым библиотечным сезоном!


@темы: 21 век, homo ludens, имена, события, календарь, они и мы, товарищам

21:22 

В.И.Якоби «Девятое термидора» (холст, масло, 1864 г.)

Plume de paon
tantum possumus, quantum scimus
библиотека Vive Liberta . apprendre par coeur



Картина В.И.Якоби «Девятое термидора», написанная в 1864 г. в Париже, стоит особняком в русской живописи дооктябрьской эпохи. Русские художники нечасто обращались к истории Франции (Отечественная война 1812 г. — исключение) и обычно выбирали сюжеты из периода средних веков. Так, Н.В.Неврева привлекало раннее средневековье, К.Ф.Гуна, В.Д.Поленова, того же В.И.Якоби — религиозные войны, А.Н.Бенуа — Версаль времен Короля-Солнца.
В.И.Якоби одним из первых русских художников смело поднял в живописи тему революционного движения. Под влиянием революционно-демократического подъема самого начала 60-х годов он написал «Привал арестантов» (1861 г.), произведение, встретившее горячий прием у передовой России, и почти сразу же задумал картину из истории Великой Французской революции. Но свойственное шестидесятникам понимание истории как процесса, насыщенного драматическими поворотами, и конкретные судьбы русских революционеров — например, поэта и публициста М.И.Михайлова, отправленного на каторгу после студенческих волнений осени 1861 г., — воздействовали на выбор темы будущей картины — темы поражения и гибели борцов за свободу. Из рассказа народника Л.Ф.Пантелеева известно, что вскоре после студенческой истории 1861 г. Якоби просил Н.Г.Чернышевского найти студентов, готовых позировать для полотна «Смерть Робеспьера».
(Пантелеев Л.Ф. Воспоминания. М., 1958, с.338—339).
С 1862 г. Якоби в качестве пенсионера Академии художеств жил за границей, сначала в Германии и Швейцарии, а с сентября 1863 г. — в Париже. Круг его чтения в эти годы по истории революции составляли «История Французской революции» Л.Блана, «История Сен-Жюста» Э.Амеля, «Луи Давид и его школа» Э.Делеклюза.
В Париже интерес Якоби к революционным идеям поддерживался и всей атмосферой французской столицы, где тогда оживленно обсуждался польский вопрос, и самым близким окружением художника. Его младший брат Павел, участвовавший в польском восстании и чудом оставшийся в живых после битвы под Крушиной, приехал в Париж закупать оружие и у Якоби встречался с М.Бакуниным. Серьезно интересовалась общественными и политическими проблемами гражданская жена художника А.Н.Тюфяева, впоследствии знаменитая русская гарибальдийка, организовавшая дерзкий побег из крепости осужденного на смерть адъютанта Д.Гарибальди. Записные книжки, которые она вела много лет, позволяют проследить подробно жизнь художника за границей и его работу над картиной (см. превосходную публикацию: Любович Н. Страницы жизни В.Якоби. — «Художник», 1974, № 3). Близким другом Тюфяевой в Париже была украинская писательница Марко Вовчок, переписывавшаяся с А.И.Герценом,
в будущем первая переводчица на русский язык романа Эркмана—Шатриана «История одного крестьянина».
Вместе с тем изменение политической и общественной обстановки в России: арест и гражданская казнь Н.Г.Чернышевского и подавление польского восстания — укрепило художника в его намерении создать произведение о гибели революционера. Якоби оставил занимавшую его некоторое время мысль о картине «Смерть Марата», поскольку судьба Друга народа, убитого женской рукой, т.е. ставшего жертвой террористического акта, не отвечала более глубокому замыслу художника: прибегнув к исторической аналогии, осудить расправу самодержавия над лучшими людьми своего времени. В конце 1863 г. Якоби приступил к работе над полотном «Последние минуты Робеспьера» и закончил его в ноябре 1864 г.
Первоначальное название картины, не совсем точное, позже было заменено на более нейтральное «Умеренные и террористы», которое искажало смысл произведения и смещало акценты в трактовке художником образов победителей и побежденных. Современное название «Девятое термидора», как бы символизируя саму идею поражения и гибели, соответствует, на наш взгляд, и замыслу художника, и содержанию полотна.
Действие происходит в ночь с 9 на 10 термидора в зале Комитета общественного спасения, где в ожидании казни заключены Робеспьер и его единомышленники.
Композиция картины построена так, чтобы подчеркнуть одиночество и обреченность горсточки революционеров. Формат картины вытянут по горизонтали, и арестованные якобинцы отодвинуты к ее краям далеко друг от друга: слева лежащий Робеспьер, справа у окна Сен-Жюст (стоит у занавеса), Пейан и Дюма (сидит на стуле, прикрыв лицо рукой). Вождь якобинцев отделен от своих друзей также пустым пространством в центре комнаты и фигурами победителей, окружающих его ложе. На втором плане солдаты, столпившиеся в дверях, образуют отдельную группу и равнодушны к происходящему.
Картина убедительна своей исторической и психологической достоверностью. Соответствует реальности поведение персонажей: наглое торжество победителей, отрешенность Робеспьера и гордое бесстрастие Сен-Жюста, в портретных чертах которых заметна близость к иконографии XVIII в. Верны исторические реалии, любопытна, например, деталь: трехцветный шарф — этот символ республиканской Франции — носят и победители и побежденные.
Комната погружена в полумрак, его разрывает свет лампы, освещающий распростертого, беспомощного Робеспьера, над которым глумятся победители. Контраст света и тени, общий темный колорит полотна, пронизанный золотисто-красноватыми отблесками, и сама обнаженность конфликта, исход которого предрешен, наполняют картину звучанием, которое, по словам В.Стасова, восхищавшегося работой Якоби, создает «самое полное впечатление грозной трагичности».
Но в картине, в сущности, нет героизма. Художник не избежал жанровости в показе критического момента истории, и революционеры предстают на его полотне не столько как герои, сколько как жертвы или страдальцы.

В.И.Якоби. «Девятое термидора»

- - -
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РОССИЯ
Редакционная коллегия:
М.: Прогресс, 1989. 552 с., ил.
аннотация



связь времен

@темы: 18 век, 19 век, 20 век, homo ludens, АРТеФАКТическое/иллюстрации, Великая французская революция, Европа, М.Робеспьер, Россия, Россия и Франция, Сен-Жюст, Термидор, Франция, имена, события, календарь, история идей, история искусств, источники/документы, массы-классы-партии, новые публикации, они и мы, персона, полезные ссылки, предметы материальной культуры, революции, свобода-право-власть, скачать бесплатно, социальная история, товарищам, якобинцы

21:21 

Великая французская революция в советском искусстве и литературе. 1950—1986 гг.

Plume de paon
tantum possumus, quantum scimus
библиотека Vive Liberta . apprendre par coeur



В послевоенные годы Великая французская революция уже не вызывала столь жгучего интереса и не играла столь значительной роли в художественной и литературной жизни, как до войны, в большой степени утратив для искусства и литературы значение прямой аналогии или параллели с Октябрьской революцией. Только в последние годы появились серьезные крупные работы художников Б.А.Тальберга и X.А.Аврутиса, впервые создавших живописные портреты деятелей революции.
Из литературных произведений можно назвать лишь историческую драму И.Луковского «Марат», вышедшую в свет в 1954 г., но не ставившуюся на сцене Обложка пьесы И.Луковского «Марат».
История революции постоянно интерпретируется в книжной графике в связи с переизданиями произведений художественной литературы. Чаще всего в разных городах страны и с иллюстрациями разных художников переиздается «Девяносто третий год» В.Гюго. При иллюстрировании романа художников неизменно привлекает его ключевой исторический эпизод — встреча в кабачке на Павлиньей улице триумвирата Марата, Дантона и Робеспьера. У Гюго встреча трех великих революционеров — острейшее столкновение различных политических программ и характеров. Однако художники И.А.Константиновский в давнем (1952 г.) ленинградском издании и Е.В.Попов в новом днепропетровском издании (1986 г.) Е.В.Попов. «Встреча» показывают событие, исполненное глубокого внутреннего драматизма, как жанровую сцену, подробно выписывая интерьер таверны, детали костюмов и пр., дробя впечатление и внося в изображение оттенок обыденности и прозаизма.
Московский график В.А.Носков, оформлявший «Девяносто третий год» для серии «Библиотека исторического романа» (1963 г.), напротив, исключает случайное и второстепенное В.А.Носков. «Встреча» . В.А.Носков. «Марат». Стремясь к цельности и силе изображения, он сталкивает черные и белые штрихи и пятна и строит композицию компактно, на крупных, приближенных к зрителю планах, так, что героям как бы тесно в отведенном для них пространстве. Интерпретация В.А.Носкова близка к оценке этого эпизода романа, данной Н.И.Кареевым, который писал: «Сцена свидания Робеспьера, Марата и Дантона в кабачке на улице Павлина — сцена большого исторического смысла».
Выдающимися произведениями о Великой французской революции последних десятилетий стали «Робеспьер» Б.А.Тальберга и цикл X.А.Аврутиса.
«Робеспьер» Б.Тальберга является частью монументального триптиха «Великие мыслители-утописты» (1970 г.), в котором художник объединил Томаса Мора, Томмазо Кампанеллу и Максимилиана Робеспьера — провозвестников нового общества, отдавших свои жизни во имя великой идеи.
«Робеспьер» Б.Тальберга
Фигура Робеспьера в рост вписана в деревянную раму, но это рама не портрета, а гильотины, и лезвие гильотины нависает над головой героя как символ его самопожертвования и гибели. Однако образ Робеспьера многозначен, и черты жертвенности присутствуют, но не доминируют. Это благородный герой, праведник, подвижник, одушевленный великой целью. Строгость и ясность композиции, чистота контуров, чистота цвета, гладкая техника письма, общая высокая пластическая культура изображения складываются в возвышенно-благородный стиль, отвечающий содержанию образа. Эпоха обозначена художником гильотиной, трехцветными знаменами, фланкирующими фигуру, и выбором цвета — белого и голубого с участием красного, но герой не замкнут в конкретном историческом периоде. Он стоит как будто бы на сцене или, может быть, на эшафоте, а, точнее, на постаменте и, одухотворенный великим подвигом и высшей правотой, возвышается над временем и над людьми. В триптихе Б.Тальберга, который понимает историю больше как связь времен, чем как связь событий, и ищет в ней не драматические коллизии, а победы человеческого духа, великие мыслители— утописты вне категорий времени, они герои вечно длящейся человеческой истории, герои на все времена.
Цикл «Великая французская революция» художника Х.А.Аврутиса складывался в конце 60-х — начале 80-х годов. Цикл состоит из десяти полотен, среди них исторические портреты деятелей революции Мирабо, Марата, Демулена, Дантона, Робеспьера, Сен-Жюста и портрет Ш.Корде, а также две тематические картины «Девятое термидора» и «Монтаньяры». Следы тщательного изучения графических и живописных материалов эпохи наиболее заметны в портретах Марата, Ш.Корде, Сен-Жюста и, частично, Демулена.
Х.А.Аврутис. Портрет К.Демулена В портрете Камиля Демулена художник схватил главное в характере этого журналиста, одаренного неистощимым остроумием и находчивостью. Это весельчак, насмешник, с чисто французской живостью как бы вступающий в непосредственный контакт со зрителем. Зелено-голубоватый колорит портрета напоминает о знаменитой зеленой веточке, сорванной Демуленом с дерева в саду Пале-Руаяля вслед за призывом «К оружию!» и ставшей перед взятием Бастилии знаком объединения и восстания.
Х.А.Аврутис. Портрет Дантона-оратора Наиболее удался художнику, на наш взгляд, портрет Дантона-оратора. Перед нами поистине титан революции, трибун, неистовый патриот, поднявший на защиту отечества тысячи людей. Могучая голова, рывком прорезающая плоскость холста по диагонали, сильный резкий мазок, лепящий форму, сама живописная фактура, густая, пастозная, в которой так ощутимы стремительные удары кисти, насыщают полотно патетикой и страстной энергией. Этот Дантон неотразимо воздействует на зрителя. Невозможно, кажется, противостоять этому мужественному кличу, этому неудержимому волевому порыву, не слышать раскатов громового голоса, который Ж.Жорес сравнивал с грохотом пушки, подающей сигнал тревоги и зовущей на штурм. Художник захвачен своим героем, но не возвеличивает его. В этом образе вождя, вожака, способного увлечь за собой массы, он раскрывает и другое. Горящий взгляд Дантона направлен в сторону, это невидящий взгляд человека, в своей одержимости не замечающего, следует ли за ним кто-нибудь.
Х.А.Аврутис. Портрет Робеспьера Еще сильнее отрешенность от окружающего выражена в портрете Робеспьера. Он изображен в фас, расположение его фигуры совпадает с вертикальной плоскостью холста, закрепляющей ее неподвижность и скованность. Резко моделированные черты лица с плотно сжатыми узкими губами, с тяжелым взглядом из-под нависших век, устремленным прямо перед собой, но как бы обращенным в себя, впалые щеки, шея, тесно охваченная воротником, подпирающим голову, сливаются в непроницаемо-застылое лицо-маску, не лишенную элемента гротеска. От человека на портрете, написанном в холодных серовато-бело-голубоватых тонах, веет холодом и неприступностью. Но в этой неприступности, в этой мрачной застылости скрыта страшная сила, то холодное пламя, подчиненное непреклонной воле, которое, вырвавшись наружу, делало вождя якобинцев столь опасным для врагов революции.
Х.А.Аврутис. «Девятое термидора» В картине «Девятое термидора» X.А.Аврутис столетие спустя после В.И.Якоби возвращается к теме поражения якобинцев, по-своему осмысливает эту тему и предлагает собственное живописное ее решение. Он находит для своей картины необычную композицию, открывающую возможность трактовать события 9 термидора без всякого героического или возвышенного ореола.
Раненый Робеспьер сдвинут в угол картины и в неловкой позе лежит прямо на полу. Он совершенно одинок, вокруг него нет ни дружеских, ни враждебных лиц, его окружают приклады ружей и ноги его врагов, готовых не то растоптать его, не то вытолкнуть из пространства картины. В картине X.А.Аврутиса заключена мысль не о драме гибели, а о драме поражения со всей ее беспредельной унизительностью, неизбежной при торжестве грубой силы.
Талантливые, значительные, но и разные по концепции, работы Б.А.Тальберга и X.А.Аврутиса о Великой французской революции свидетельствуют о неисчерпаемости идейного и образного, пусть и противоречивого, содержания событий двухсотлетней давности, продолжающих будить творческое воображение художников, находящих в той эпохе героические характеры и героические деяния.

Смотрите также графику М.К.Соколова.

- - -
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РОССИЯ
Редакционная коллегия:
М.: Прогресс, 1989. 552 с., ил.
аннотация



связь времен

@темы: 18 век, Советский Союз, Россия и Франция, Россия, М.Робеспьер, Жан-Поль Марат, Европа, Дантон Жорж-Жак, Великая французская революция, АРТеФАКТическое/иллюстрации, homo ludens, 20 век, Средние века, Термидор, Франция, дискуссии, имена, события, календарь, история идей, история искусств, история моды, источники/документы, литературная республика, массы-классы-партии, новые публикации, они и мы, персона, полезные ссылки, предметы материальной культуры, революции, свобода-право-власть, событие, социальная история, товарищам

Vive Liberta

главная