Записи с темой: историки (список заголовков)
21:38 

«...о ВРЕМЕНИ и о СЕБЕ...»

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
В дни санкюлотид между 30-м фрюктидора года ушедшего (CCXII) и 1-м вандемьера года наступающего (CCXIII), уже по традиции, происходят удивительные встречи. Вот и на сей раз в виртуальном саду Тюильри встретились Герои Великой французской революции и Авторы, которые писали об этих Героях и о Революции. Встретились - и, как легко представить, разговорились. А точней - поспорили. Надо сказать, что встретились они, не видя друг друга, так что им приходилось одновременно не только защищать свои убеждения, высказывать свою точку зрения, но и угадывать своих собеседников.
Помогали им в этом пятеро Играющих (Сопровождающих). Каждый из них получил цветной маркер (см.ниже). А Координатор, единственный, знавший "в лицо" всех, зашифровал Героев и Авторов под разными поэтическими именами. Кто из Играющих кого именно будет сопровождать, какого Автора или Героя, решила открытая жеребьевка.
NOTA BENE: В виртуальной Республике - свои законы жизни, и участники нашего эксперимента вполне хорошо осведомлены о том, что происходило в самом конце XVIII века, в XIX-м, в ХХ-м и в XXI-м тоже, какие события и проблемы волновали и волнуют умы...


Авторы:
Облако
Река
Лес
Гора
Остров

Герои:
Ветер
Море
Луч
Песок
Ландшафт

Сопровождающие:
Оранжевый
Гранатовый
Фисташковый
Бирюзовый
Лиловый


Один из дней санкюлотид между CCXIII и CCXIV годами. Тюильри. На развилке нескольких аллей - беседка, почти открытая, только купол и пять колонн, его поддерживающих. В центре - декоративный фонтанчик. Клумбы, на которых сейчас уже нет душистых цветов, а великолепие оттенков астр наши граждане, к сожалению, сейчас не могут видеть по причине завязанных глаз. Вокруг фонтанчика - деревянная скамейка со спинкой. Каждого персонажа приводит сопровождающий и усаживает на скамейку, так что все пятеро в конце концов окажутся довольно близко друг к другу, боком или спиной, но могут отлично друг друга слышать (пока им ничего другого не остается).

- - -
страница перемещена в сообщество 1 жерминаля CCXX года

@темы: якобинцы, философия, утопия, товарищам, социальная история, событие, скачать бесплатно, свобода-право-власть, революции, полезные ссылки, персона, они и мы, новые публикации, массы-классы-партии, литературная республика, история идей, историография, историки, дискуссии, Советский Союз, Россия и Франция, Революция-женского рода, Жан-Поль Марат, Европа, Великая французская революция, homo ludens, 20 век, 18 век

02:22 

кантианец, "подходящий к обществу с напильником" (вместо топора)

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии


Да, художник, скульптор и блестящий карикатурист Оноре Домье, как видно, очень не любил героя сегодняшней публикации!



Знаменитая в мире театра не менее, чем Домье в мире изобразительного искусства, Рашель считала иначе. “С этим человеком я бы хотела играть трагедию”, - будто бы сказала она, слушая его в Национальной ассамблее.


Николай Гаврилович Чернышевский вынес такой вердикт: “…француз только по изложению, а по духу — немец”



А мы предлагаем прочитать обстоятельную, как всегда,


статью Бориса Георгиевича Реизова из монографии “Французская романтическая историография”. Глава VI, “Г И З О, или ДОКТРИНА” (pdf, 440 кб)


Ссылки на другие проекты – пожалуйста:
Е.Федосова, “Франсуа Гизо”
Разносторонний Гизо: рецензии на две французские книги
А у кого есть возможность полистать книгу Анн Мартен-Фюжье “Светская жизнь и салоны”, стоит это сделать, Гизо посвящено много страниц.



картинки кликабельны

@темы: новые публикации, история идей, историография, историки, веселые картинки, Франция, Гизо, АРТеФАКТическое/иллюстрации, 1830-е

23:51 

санкюлотиды меж годом CCXII и CCXIII

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Граждане коллеги!
Вот-вот наступит новый республиканский год, но наступит только после шести праздничных дней.
Итак, на повестке дня:
1) очередная игра, требующая знания: а) истории ВФР, хотя бы в первом приближении, б) инфраструктуры и содержания сайтов ВФР и Vive Liberta, хотя бы в основном, в) представления о персонажах ВФР чуть больше, чем имена из словаря, г) чувства юмора и изобретательности;
2) каждая гражданка и каждый гражданин, дилетант или профессионал, с опытом игр или без оного, при желании может участвовать в организации санкюлотид, для чего должна (должен)…
3) …до 9 часов утра 28 фрюктидора CCXII (в пересчете – 14 сентября 2004) участвовать в жеребьевке и подтвердить свою заявку по электронной почте, для чего, в свою очередь, должна (должен)…
4) …выбрать два числа – по одному из двух предложенных списков (номера жеребьевки в дальнейшем никак фигурировать не будут, поэтому «забить» их можно под своим обычным именем или ником), после чего…
5) …от координатора этого безобразия вы получите персональное задание, реализация которого…
6) …и будет являться загадкой для Ваших коллег.

Дерзайте, коллеги!

А пока -

Но вот начинается...
после чего организаторы



@темы: философия, товарищам, революции, полезные ссылки, персона, они и мы, новые публикации, литературная республика, история идей, историография, историки, имена, события, календарь, дискуссии, Россия и Франция, Революция-женского рода, Просвещение, Нидерланды, Европа, Дантон Жорж-Жак, Великая французская революция, homo ludens, 20 век, 18 век

23:16 

вопрос-ответ-вопрос: какой не должна быть история

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Гражданин oke7 задал вопрос: почему я невежливо и неуважительно обошлась с Е.Съяновой и поставила ее в один ряд с Новодворской и Радзинским?
Я обещала ответить на этот вопрос, используя примеры. Исполняю обещание. Для этого взяла материалы одной из радиопередач, посвященной ВФР.
Все прокомментировать просто невозможно – для этого потребовалось изложить бы всю историю ВФР и все основные документы эпохи пересказать либо процитировать. Возьму несколько цитат. (Закрыв глаза на ужасающее косноязычие беседующих и более чем вольное обращение с терминологией, датами и именами.)

читать дальше
* * *
Да, удержаться от ерничанья очень трудно. Чувствую, что иногда срываюсь в такой тон. Но если серьезно говорить, мне не смешно. Мне горько и жутко от подобной «истории» и «историков», обслуживающих массовую аудиторию.
Не историк, а журналист? Но это не снимает с человека ответственность. Следует говорить о том, что знаешь. И если берешься за какую-то тему, эту тему нужно досконально изучить. Можно быть доступным для публики, кратким, но при этом точным и добросовестным.

Спасибо oke7 - за то, что задумывается над прочитанным и услышанным. Надеюсь, с пользой для всех нас мы ведем разговор.

@темы: Великая французская революция, Россия и Франция, дискуссии, историки, историография, либерализм, они и мы, революции, товарищам

22:00 

об истории и ее проблемах

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Я решила здесь тоже поместить пост Оксаны (из обсуждения в ЖЖ). Потому что, мне кажется, изложено очень ясно, а тема - очень важная, на эту тему мы натыкаемся практически в любой дискуссии.

1. Начнем с такого постороннего примера. В чайнике у нас горячая вода. Мы опускаем в воду термометр – видим, что его столбик быстро поднимается.
Видим – значит получаем информацию от собственного ощущения. Или, иными словами, мы с вами наблюдаем факт.
Но мы еще с вами знаем, как связаны способность спирта (или ртути, смотря какой термометр) расширяться при нагревании и температура среды, куда термометр погружается. Уже ЗНАЕМ. Т.е. это эмпирически многократно подтверждено опытом людей. И нам не надо устанавливать эту связь заново. Мы просто говорим – «температура воды в чайнике 90 градусов по Цельсию».
Говорим – значит описываем факт.
А вот если мы станем рассуждать о том, каким образом кинетическое движение молекул воды вызывает нагрев стекла резервуара термометра, благодаря теплопередаче нагревается внутри резервуара спирт, и т.д., и т.п. – это будет уже ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФАКТА.
читать дальше

@темы: вопрос-ответ, дискуссии, историки, историография, они и мы, товарищам

10:36 

близкородственная концепция

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
[…] авторы исторических романов с удивительным постоянством движутся по двум-трем проторенным направлениям. Если пишется такой исторический роман, то он пишется, как правило, только о четырех исторических эпохах с участием пяти-шести различных исторических персонажей; но и об этих эпохах и этих людях не принято писать ничего такого, что бы уже не было написано в других романах, написанных на ту же тему. Если же учесть, что за три тысячи лет нашей лучезарной истории произошло великое множество необычайно увлекательных, на редкость забавных, исключительно колоритных событий, то незадачливых авторов исторических романов уместно сравнить с живописцем, который никогда не писал ничего, кроме лиственницы, или со скульптором, который умеет лепить только левую ногу.
Вы также имеете право написать роман о Французской революции, хотя писать его лучше всего стоя на голове.
Вот основные принципы такого романа.
1) С 1790 по 1794 год парижане ничего не ели и даже не заходили в кафе. Круглые сутки они толклись на улицах, наслаждаясь видом Крови, особенно Голубой Крови.
2) Вся власть была сосредоточена в руках общественного палача и Робеспьера; и тому и другому были свойственны резкие перепады настроения, в результате чего, вместо того чтобы убить человека безо всякой видимой причины, они зачастую в последний момент освобождали его, также безо всякой видимой причины.
3) Аристократы делятся на две группы: глубоко порочные и совершенно невинные, но и те и другие обязательно хороши собой; и те и другие, судя по всему, предпочитают кончить жизнь на гильотине.
4) Завоевание Франции, идея Республики, влияние Руссо, угроза национального краха, деятельность Карно по созданию революционных армий, политика Питта, политика Австрии, неискоренимая привычка защищать свою собственность от иностранцев, участие вооруженных людей в битве при Вальми – все это не имеет ровным счетом никакого отношения к Французской революции, а потому должно быть опущено.


Гилберт Кит Честертон


@темы: 18 век, 19 век, Великая французская революция, дискуссии, историки, история идей, казус ляпсус, литературная республика, они и мы, полезные ссылки, товарищам

09:48 

Жан-Поль Марат, публицистика

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Преодолев все технические препятствия, он снова среди нас –

Жан-Поль МАРАТ со своими памфлетами.


Я воспроизвела издание 1937 года в точности, за исключением вступительной статьи В.Калашниковой, содержащей очень краткую биографию Марата и оценку его деятельности, характерную для советского историографа того времени: во-первых, статья несет мало информации сегодняшнему читателю, во-вторых, всегда лучше сначала знакомиться с первоисточником и пытаться составить собственный взгляд на вещи, а уж после изучать комментарии.
Так вот, по этой причине, свой комментарий я уберу под кат. :)

Nataly Red Rose
Ура, Марат!
Значит, я тоже добавляю подборку

Жан Жорес о Марате.


Я взяла именно фрагмент из тома 3, главы 4, отношение Марата к аграрному вопросу и к пролетариату, поскольку и давно обещала гражданину hleg отыскать что-то по рабочим объединениям во времена ВФР, после закона Ле Шапелье. И в целом мне это кажется интересным.

@темы: свобода-право-власть, революции, оригинальные произведения 18 в., новые публикации, массы-классы-партии, источники/документы, история идей, историография, историки, дискуссии, Жан-Поль Марат, Великая французская революция, скачать бесплатно

21:38 

куда дрейфует наша историография

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Некоторое время назад я пообещала коллегам оформить две статьи из журнала «Вопросы истории» за 2007 год: А.В.Гладышева, «Французская революция: взгляд из XXI века», которая является рецензией на работу А.В.Чудинова «Французская революция: история и мифы» (№ 10, с.66-73) и рецензию С.Ф.Блуменау на книгу А.В.Гордона «Власть и революция: советская историография Великой французской революции. 1918-1941» (№ 7, с.167-169).
Пообещала – граждане, сгоряча. Позабыв завет Талейрана – «никогда не следуйте первому побуждению». При повторном чтении этих материалов убедилась, что это – публицистика и только, к тому же заказная публицистика. Все эти псевдооткровения, «развенчания мифов советской историографии», апологию представителей либеральной и консервативной историографии трудно воспринимать всерьез, в качестве научной полемики, тем более зная и имея печатные подтверждения того, что те же самые авторы утверждали четверть века назад. Разумеется, кушать хочется всем, а за неконъюнктурное исследование платят не так хорошо, но не до такой же степени…

Собственно, вопрос, вынесенный в заглавие поста, риторический. Ответ на него прекрасно знают все, включая самих историков.
Первое – история, заодно с экономикой, философией, социологией и проч. ныне и присно обслуживает идеологию, проводимую на государственном уровне. А.З.Манфред охарактеризовал это давно и точно: «Стрелы, направленные против французской революции XVIII в., целят дальше, - это стрелы и против Великой Октябрьской социалистической революции». Добавлю: против любого поиска альтернатив существующему положению вещей, против любого конструктивного и организованного выступления против политики господствующего социального слоя и узаконенного и поддерживаемого им аппарата.
Второе – из изучения диалектики наши историки так и не вынесли никаких уроков, демонстрируя поразительную однобокость и статичность мышления, способного только отрицать одно и превозносить другое. Если завтра им спустят новый заказ, с точностью до наоборот, они станут столь же некритично и ненаучно превозносить Н.М.Лукина и отрицать все рациональные зерна в изысканиях Ф.Фюре…


Так вот, лучше займемся публикацией одной из книг серии

«ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ДОКУМЕНТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ»


Эта серия готовилась к 200-летию ВФР.
Редакционная коллегия: д.и.н., проф. А.В.Адо (председатель), к.и.н. В.Н.Горохов, д.и.н., проф. В.М.Далин, чл.-корр. АН СССР Ю.С.Кукушкин, д.и.и., проф. Г.С.Кучеренко, д.и.н., проф. В.П.Смирнов, д.и.н., проф. Е.Ф.Язьков. – Если не ошибаюсь, среди вышеупомянутых авторов есть аспиранты и ученики и А.В.Адо, и В.М.Далина, и А.З.Манфреда, и Я.М.Захера?

Начнем с предисловия к серии:

ЖИВОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


написанного Анатолием Васильевичем Адо, и оно является хорошим историографическим обзором.


читать дальше

@темы: свобода-право-власть, революции, массы-классы-партии, либерализм, капитал, история идей, историография, историки, дискуссии, Россия и Франция, Великая французская революция

21:40 

а теперь - книга

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново

Eвгений Mихайлович Кожокин


ФРАНЦУЗСКИЕ РАБОЧИЕ:


от ВЕЛИКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ до РЕВОЛЮЦИИ 1848 года


М.: изд-во МГУ. 1985. 240 с.
скачать и читать

Предисловие А.В.Адо

Содержание и ссылки на текст:

ВВЕДЕНИЕ

I. РАБОЧИЕ ФРАНЦИИ в ЭПОХУ КОРПОРАЦИЙ и МАНУФАКТУР


1. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ «СТАРОГО ПОРЯДКА»
2. «OUVRIERS» в ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФРАНЦУЗОВ XVIII в.
3. РАБОЧИЙ ЛЮД: СДВИГИ в ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ

II. УЧАСТИЕ РАБОЧИХ в ВЕЛИКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ


1. РАБОЧИЕ В РЕВОЛЮЦИОННОЙ ТОЛПЕ
2. 1789-1792: ПРИОБЩЕНИЕ к ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ
3. ДВИЖЕНИЕ САНКЮЛОТОВ
4. РЕВОЛЮЦИЯ КАК СОБЫТИЕ в ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ФРАНЦУЗСКИХ РАБОЧИХ

III. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ и ПРОЛЕТАРИАТ в ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.


1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
А. Фабрично-заводское производство
Б. Мануфактурное производство
МЕЛКОТОВАРНЫЙ УКЛАД
2. ОБРАЗ ЖИЗНИ РАБОЧИХ

IV. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ФРАНЦУЗСКИХ РАБОЧИХ в 30-40-е года XIX в.


1. ФОРМЫ СОЗНАНИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ КЛАССОВОМУ
2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КЛАССОВОГО СОЗНАНИЯ
СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССОВОГО ВИДЕНИЯ ОБЩЕСТВА
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО КЛАССА
РАБОЧИЙ КЛАСС И УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ


В нашей электронной библиотеке опубликованы статьи из книг данной серии:
Д.Туган-Барановский. На пути к брюмеру
Е.Кожокин. Французская буржуазия на исходе Старого порядка<
Э.Гусейнов. Жиронда и перспективные проблемы изучения Великой французской революции


Другие тематические материалы:
Дж.Рюде. Народные низы в истории. Англия в 18 в. Переход к промышленному обществу. Промышленная Британия
Дж.Рюде. Народные низы в истории. Идеология и классовое сознание. Идеология народного протеста
Дж.Рюде. Народные низы в истории. Лики толпы. Характер и поведение. Победы и поражения
Дж.Рюде. Народные низы в истории: 1730-1848. Французская революция

А.Намазова. Бельгийская революция 1830 года (в одной из глав охарактризовано промышленное производство и положение рабочих в Бельгии)
З.Иванова. Дискуссия о французском дворянстве

Т.Богданович. Аристократия и народ накануне Французской революции 1789 г.
И.Берго. Парламенты и политическая борьба во Франции накануне Великой французской революции
Агония французского абсолютизма (глава из коллективной монографии)

@темы: скачать бесплатно, революции, новые публикации, массы-классы-партии, либерализм, история идей, историография, историки, дискуссии, Франция, Великая французская революция, 18 век, социальная история

14:20 

отдельной строкой - Век Просвещения в сети

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
С-Нежана, за что ей огромное спасибо, навела на золотоносную для любителей истории века Просвещения жилу!
Славим гражданскую филологическую доблесть! )

По каким-то "таинственным закономерностям" поисковых систем, эти сборники редко попадают на первые страницы поиска по запросам. А материалы богатейшие!
Все - со страницы Натальи Пахсарьян. Отдельные ссылки на сводных страницах у нас стояли, но целиком страницу мы не пиарили (упущение!)
Итак:

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Филологический факультет. Кафедра истории зарубежной литературы. Ответственный редактор Н. Т. Пахсарьян. М.: Экон-информ, 2004. 464 с.
Содержание

XVIII век: Литература в контексте культуры. М.: Издательство УРАО, 1999. 232 с.
Содержание

Другой XVIII век: Материалы третьей научной конференции по проблемам литературы и культуры (18 — 20 апреля 2002 г.) / Отв. ред. Пахсарьян Наталья Тиграновна / В надзаг.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Филологический факультет. Кафедра истории зарубежной литературы. Москва: Экон-Информ, 2002.
В сборнике представлены материалы третьей научной конференции по проблемам литературы и культуры XVIII века, проведенной в МГУ 18-20 апреля 2002 г. в рамках программы Российского Общества по изучению XVIII века.

СОДЕРЖАНИЕ

@темы: историки, дискуссии, 18 век, Просвещение, историография, полезные ссылки

23:13 

Огюстен Робеспьер, или "иногда они возвращаются"

Свобода начинается с иронии
Предупреждаю, граждане коллеги: это курьез. Но показательный по-своему, и достойный занять место в нашей шедеВРАЛЬной коллекции.

«Едва ли многие знают, — писалось в «Русском архиве», — что брат Робеспьера также (как и брат Марата. — А.М.) бежал из Франции в Россию, в царствование Павла Петровича проживал в Петербурге, а в 1838 г. переселился в Киев, где и умер 15 лет назад (т. е. в 1851 г. — А.М.). Он также, как Марат, переменил свою фамилию и назывался м-р де Мельян, по имени своего родного селения. Жена его содержала в Киеве образцовый женский пансион. Сам он жил при ней, пользуясь покровительством тогдашнего генерал-губернатора (Бибикова), которого чуть ли не воспитывал в детстве. Де Мельян был весьма почтенный, кроткий и милый в разговоре француз. Любимым предметом его разговоров было время его жизни в Петербурге при Павле Петровиче. «Трудно себе представить, — говаривал он, — то бешенное веселье, которое в то время царствовало в петербургском обществе; в 10 часов по распоряжению полиции все огни в домах должны были быть погашены, но выдумали шторы на двойной подкладке, которые, спущенные в урочный час, мешали видеть комнатное освещение с улицы, и хозяева, простившись со слишком строгими блюстителями законного порядка, оставались в кругу людей, не заботящихся о том, что ожидает их заутра, — веселились, танцевали до упаду, вели речи безбоязненные, произносили суждения (...) дерзкие. Предателей не бывало».
А.Н.Макаров, "Малая энциклопедия киевской старины"
Навел меня на эту публикацию товарищ kermanich

С братом Марата мы уже обсуждали ситуацию, хотя там тоже далеко не все ясно.
А Огюстена уж столько раз отправляли служить под началом Наполеона Бонапарта в Итальянскую армию... но чтобы в Киев его поселить - такое мне попалось впервые :-D
А вот откуда берут начало эта или подобные небылицы? Это тоже интересно установить.

Товарищ Л. одно предположение высказала:
"Есть такой историк - Шугуров Михаил Федорович (1829-1891), преподавал в Московском университете.
И у сего Шугурова есть статья в журнале "Русский Архив" (1867) - "Семейство Робеспьеров".
Лет 7-8 назад я обращалась в нашей библиотеке за журналом, его не оказалось. Особых усилий по розыску я не прилагала.
Но теперь прочитала "Киевскую быль" и подумала: а не от Шугурова ли тянется эта сказка?..
...Чудесные истории о спасении бытовали во все времена и о многих персонах, наперекор даже очевидным фактом. Сказка о принцессе Анастасии и проч. в том же роде - они имеют, видимо, некую общую основу, коренящуюся в массовом сознании. Это действительно интересное историко-культурно-психологическое явление, которое можно было бы исследовать."

В общем, вспомнился мне после этой "энциклопедии" Козьма Прутков:
Однажды нес пастух куда-то молоко,
Но так ужасно далеко,
Что уж назад не возвращался.
Читатель! он тебе не попадался?

Так вот, граждане коллеги: он вам не попадался? в Киеве, Петербурге или др.городах?.. ;-)

@темы: казус ляпсус, историки, дискуссии, Россия и Франция, М.Робеспьер, Жан-Поль Марат, Великая французская революция, Огюстен Робеспьер, они и мы, персона, товарищам

17:22 

Эмилия Петриченко, Эмилия Кирилловна Пименова

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Одна из первых слушательниц женских медицинских курсов, переводчик и публицист, общественный деятель, активная феминистка.

Заметка в журнале «Вопросы истории» довольно скупая, но огромная благодарность Нате Павловне Ефремовой за то, что она собрала имеющиеся сведения и попыталась привлечь внимание к личности Пименовой.
Мы можем еще меньше - разместить информацию в сети. Но и это лучше, чем ничего.

В нашей библиотеке можно прочитать очерк Эмилии Кирилловны Пименовой
«Эро Сешель, творец французской конституции»
В сети также выложена ее работа «Наполеон I», с характерной ошибкой – “Э.Пименов
Эмилия Пименова – в одной из наших игр.

Замечание личного характера

"ДНИ МИНУВШИЕ" - воспоминания Эмилии Кирилловны.

@темы: персона, они и мы, новые публикации, литературная республика, историография, историки, Эмилия Пименова, Россия и Франция, Революция-женского рода, Великая французская революция

21:08 

Великая французская революция: история, историки, историография

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
…Он вращается в обществе порой диаметрально противоположных политических деятелей, имеет друзей во всех кругах и связи на высоком правительственном уровне. Сен-Симон, как мы ниже увидим, не всегда лестно отзывался о главе Директории, а Баррас в своих мемуарах, выделяющихся непомерно часто встречающимся словом «мадам», так ни разу и не вспомнит о Сен-Симоне. …Казалось бы, Сен-Симон находится в добром согласии с буржуазной республикой, с существующей общественно-политической организацией. Но «политика качелей» — колебания Директории то влево, то вправо — очень скоро приносит Сен-Симону неприятности.
А. В. Гладышев
К.-А.Сен-Симон накануне и после государственного переворота 18 фрюктидора V года Республики


Крупный русский советский историк был ученым широкого профиля. Известны его труды по истории античности, теории и истории исторической науки, проблемам средневековья, в частности по кальвинизму. Значительное место в его научном творчестве занимали вопросы новой истории, особенно истории общественной мысли. И хотя его интересовали идеи, исторические теории, общественные учения всех периодов истории, центральное место в его исследованиях занимает период последней трети XVIII в. и первой трети XIX в., когда общественная мысль находилась под влиянием Великой французской революции.
А. П. Данилова
Эпоха Великой французской революции в научном творчестве Роберта Юльевича Виппера


…книге был уготован необычайный успех в историографии Великой французской революции. До сего дня не прекращается в буржуазной науке полемика... При этом оценки этого труда достаточно разноречивы: от признания его «выдающимся» до полного отрицания исторических заслуг. Предпринимаются попытки интерпретировать идеи в интересах реакционного отрицания всякого значения Великой французской революции и опровержения марксистского учения об общественно-экономических формациях.
В чем же секрет необыкновенной и продолжительной популярности книги?
Т. Н. Иванова
Оценка книги А. Токвиля «Старый порядок и Революция»
Русской буржуазно-либеральной историографией втор.полов. XIX – нач.XX в.


Терминология — это совокупность терминов, то есть слов, соответствующих наиболее важным понятиям, которыми оперирует определенная наука, научная школа или даже всего один ученый. Когда историк встречает в тексте знакомый термин, он обычно понимает его в том смысле, в каком и сам мог бы употребить, когда же встречает термин незнакомый, то обычно считает достаточным справиться о нем в словаре. Но в словарях часто не отражены те семантические оттенки, которые историку могут быть чрезвычайно важны и которые только историк и может выявить.
У незначительных, эклектически мыслящих авторов понятия «работают» в хаосе, у мыслителей последовательных и значительных — всегда в системе. Выявить эту систему и место понятия в ней не так уж сложно, однако такие изыскания нельзя считать только историческими: они находятся на стыке истории с философией и филологией. Междисциплинарные барьеры сродни ведомственным: они отпугивают. Но пока в значение терминов не внесена ясность, историческое исследование не может сделать ни шагу без риска впасть в грубейшие ошибки.
Изучая трактат Алексиса Токвиля «О демократии в Америке» — интереснейший памятник исторической мысли первой половины XIX в., необходимо прежде всего выяснить, что Токвиль называл демократией.
С. А. Исаев
Что А. Токвиль называл демократией?


«Одной из причин, породивших так называемую поэзию «мировой скорби», являлась, несомненно, реакция, глушившая самые благородные надежды и создававшая атмосферу разочарования и апатии». Но именно такой социально-психологический фон сделал тему не свободы вообще, а свободы личности центральной. Свобода в сознании творцов идеала революции и ее участников — неясный туманный образ такого положения человека в будущем, при котором он не испытывает гнетущего давления социальной среды, бессилия перед всепроникающей системой власти. Свобода понималась как право на политическую защиту общественного мнения и частных интересов от произвола деспотии. Разграничение интересов гражданского общества и государства введением республиканского правления (Руссо) или разделением властей (Монтескье) казалось достаточным для достижения столь страстно желаемой цели. Эту веру восприняли от просветителей и первые английские романтики. Недопонимание столь сложной проблемы накануне революции было запрограммировано особенностями менталитета эпохи Просвещения.
Перед современником этих событий, способным к их осмыслению, но воспитанным на идеях просветителей, были поставлены как минимум три вопроса: 1. Способна ли индивидуальная воля к рациональному и беспредельному вмешательству в ход событий? Какова роль личности в истории? 2. Так ли изначально «от природы» чист и нравствен человек? 3. Определяется ли общественная организация «интересами» индивида? Каким должно быть соотношение интересов личности и общества?
«Быть первым человеком в стране — не диктатором — не Суллой, а Вашингтоном или Аристидом — первым по дарованиям и любви к истине — это почти то же, что быть богом! Франклин, Пенн, вслед за ними Брут или Кассий — даже Мирабо — или Сен-Жюст».
А. В. Ковыршин
Влияние Великой французской революции на социально-философские взгляды Байрона


Традиционной в историографии Великой французской революции стала негативная оценка деятельности финансового ведомства революции. Основанием для такого резко критического отношения к руководителям финансового ведомства революции и их деятельности представляется следующее: отсутствие отчетности, потеря обычных источников доходов и опора казначейства на ассигнат, невыполнение обещания покрыть государственный долг.
Таким образом, картина может представиться такой: ничего делать не умели и поэтому ничего сделать не смогли, кроме как прибегнуть к печатному станку. Выпуск ассигнатов привел к инфляции, которая, являясь следствием ошибок, нанесла удар по самой революции. Непокрытие долга и банкротство 1797 г. служат якобы доказательством неэффективности работы казначейства.
Рассмотрим причины опоры Конвента в основном на ассигнат, причины и характер проведения банкротства, социальные итоги финансовой политики революции (для более полного выяснения ее классового характера) и вернемся к вопросу об ее эффективности.
С. Н. Коротков
К вопросу об оценке итогов финансовой политики Конвента

Ж.Камбон накануне революции весьма успешно руководил финансовым домом… Рамель и Годен были авторитетными министрами финансов соответственно Директората и Империи... Нет оснований считать этих людей некомпетентными в финансовых вопросах. Публичные признания Камбоном и Рамелем исключительной роли ассигната в деле обеспечения обороны доказывают, что они пришли к выводу о возможности лишь эмиссионной политики. Эффективность финансовой политики революции доказывается победами, одержанными над внешними и внутренними врагами Республики. Для укрепления финансового положения использовались все средства, в том числе отсутствие точных данных о нем. Следует отказаться от тезиса об отсутствии определенной политики в области финансов, Камбон «энергично и целенаправленно проводил политику инфляции», которая обеспечила Республику необходимыми для победы средствами, способствуя одновременно обогащению буржуазии.

В середине XVIII в. центр умственной жизни Великобритании переместился из переживавших период упадка университетов Оксфорда и Кембриджа в Шотландию, в университеты Глазго и Эдинбурга. Так возник феномен, который некоторые историки определяют как «шотландское просвещение». К главным их достижениям, безусловно, относятся формулирование нового подхода к изучению явлений общественной жизни, отказ от рационалистического метода дедуцирования. Если Руссо, приступая к анализу происхождения социального неравенства, заявил о том, что для этого необходимо сначала отбросить все факты, то «моральные философы» именно в фактах видели фундамент всех общественных теорий.
Ю. Б. Лебедев
Шотландское Просвещение и его «моральная философия»


Анализируя работы … по истории Франции XVIII в., надо отметить, что основное внимание ученого привлекало не столько исследование Великой французской революции, сколько предшествовавшего ей события. …самыми ценными в творческом наследии являются его труд о провинциальной администрации в эпоху старого порядка и примыкающие к этому труду статьи.
О. А. Леонидова, Т. Н. Иванова
Павел Николаевич Ардашев: материалы к научной биографии


Эпоха Великой французской революции:
проблемы истории и историографии


К 200-летнему юбилею революции
Межвузовский сборник научных трудов. Чувашский университет. Чебоксары, 1989.

За помощь в подготовке материала большое спасибо гражданину Я и моя собака.
И мы сошлись во мнении, что этот сборник, пожалуй, посильней более известных аналогичных изданий того же периода.

@темы: либерализм, Россия и Франция, 18 век, 19 век, Великая французская революция, Просвещение, дискуссии, историки, историография, история идей, новые публикации, персона, философия

08:44 

"ревизионист № 1" и "похороны марксизма отменяются"

Свобода начинается с иронии
Две пользительные ссылки.
Е.Меер. Ранний А.Коббен и социально-экономические проблемы Французской революции
(автор из Красноярского пед.ин-та, работа выложена на сайте Герценской библиотеки).

А это - совсем другое, но автор наш, и статья точно в тему:
Е.Плимак. Не рано ли нам хоронить марксизм?

@темы: историки, историография, история идей, полезные ссылки, товарищам

10:52 

излюбленная, правомерная и ошибочная историческая аналогия

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
…Будучи призваны устранить противоречия, назревающие «десятилетиями и веками», эти революции отличались необыкновенной содержательностью событий и таким размахом классовой борьбы, какого не знала до того всемирная история. Именно эта их необыкновенная содержательность, обилие событий и редкая острота политических столкновений делают классические буржуазные революции источником всевозможных политических и тактических поучений. К числу бессмыслиц, щедро распространяемых нашими прямыми противниками, в их числе и так называемой оппозицией, относится, «между прочим, то утверждение, что мы будто бы пугаемся опыта этих революций, боимся оглянуться на них и «под всяческими предлогами» избегаем сопоставления с ними нашей революции. В этом утверждении наших противников не содержится и намека на правду. Мы не только не отрицаем необходимости и безусловной полезности глубокого изучения этих революций, напротив, мы прямо обязываем к такому изучению.

По историческим аналогиями бьют прямой наводкой два автора. О Колоколкине пока ничего не откопали, а Сергей Михайлович Моносов – историк известный, проблемами Великой французской революции занимался вплотную (можно почитать его «Историю якобинского клуба»).
Автора теории, против которой они выступают, тоже особо представлять не надо: Николай Васильевич Устрялов («Путь термидора»). [Другая ссылка.]
Словом, брошюра не столько историческая, сколько политическая, хотя понятно, что истории без политики нет и никогда не было. Кто интересуется фракционной борьбой в нашей стране после Великого Октября, тем тоже может быть интересно познакомиться.
А товарищу Л. спасибо, что нашла эту книжку в библиотеке и не дала сгинуть бесследно еще одному раритету. ))

В.КОЛОКОЛКИН и С.MOHOСOB
ЧТО ТАКОЕ ТЕРМИДОР


Московский рабочий, 1929

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
I. Великая французская революция. Ход Французской революции. Господство и падение Жиронды. Организация якобинской диктатуры. Экономические и социальные предпосылки термидора.
II. Социалистическая революция. Что экономически означал бы термидор у нас
III. Исторические и классовые корни теории «русского термидора»

Качайте, читайте.

Вот еще цитата характерная:

@темы: Великая французская революция, Россия и Франция, Советский Союз, дискуссии, историки, историография, история идей, массы-классы-партии, новые публикации, они и мы, революции, свобода-право-власть, социальная история, якобинцы

13:33 

Разум и "Верховное существо" - вместе или против?

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
22:38 

хронология международного революционного и освободительного движения

Синяя блуза
08:49 

вся политика в чашке кофе

tantum possumus, quantum scimus
Гражданин Старый сплетник-сказочник был столь же любезен, помогая оцифровывать эту книгу, сколь и скромен, предоставив мне возможность объявить о ней.

РАБОЧЕЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРИБОЙ», ЛЕНИНГРАД, 1926, - издательство, которое, по моему убеждению, давно заслуживает увековечения, ибо это издательство сделало для интересующихся историей нашей Революции больше, чем все издательства после 1990 года, вместе взятые, подготовив перевод и издание многих документов и классических работ… Извините, я увлекся.

Итак,
ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО

ГЕНРИХ КУНОВ


Уроженец немецкого городка Шверин, сын рабочего сцены, журналист, популяризатор истории, политический деятель. Его очерки о парижских кафе, газетах, партиях и социальных группах во времена ВФР по-немецки тяжеловаты, по-немецки же юмористичны, несмотря на серьезность, и по-журналистски задиристы.

Кофе подан, граждане коллеги, - горячий, не обожгитесь:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОФЕЙНИ


Оглавление таково:

Брошюра сия имеет и подзаголовок:

ПАРИЖСКИЕ СИЛУЭТЫ
ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


Посмотрим на эти силуэты и глазами художников. Это будут Огюст Раффе и Франсуа-Серафен Дельпеш

@темы: якобинцы, социальная история, событие, следствие ведут..., скачать бесплатно, свобода-право-власть, революции, персона, новые публикации, неугомонный старик Вадье /наши звезды/, массы-классы-партии, литературная республика, либерализм, история идей, историки, дискуссии, веселые картинки, Франция, Гракх Бабеф, Германия, Великая французская революция, ББ (не Бриджит Бардо!) /наши звезды/, АРТеФАКТическое/иллюстрации, 18 век

21:35 

L.-A.Blanqui. M.Dommanget

«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»

МОРИС ДОМАНЖЕ
БЛАНКИ


Пер. с французского
Л.: рабочее издательство "Прибой". 1925


Оглавление:
Предисловие
I. Жизнь
* От рождения по 1830
* С 1830 по 1848
* Начало Февральской Революции. Документы Ташеро
* С 16-го апреля 1848 г. до амнистии 1859 г.
* От амнистии 1859 г. дo войны 1870 г.
* От войны 1870 до кончины
II. Идеи
* Бланки как мыслитель
* Критика капиталистического общества
* Борьба классов
* Критика паллиативов
* Кооперация, синдикализм и стачка
* Необходимость политической борьбы
* Эволюция и революция. Диктатура пролетариата
* Разрыв с буржуазией. Вооружение рабочих
* Отсрочка выборов. Отклонение Национального Собрания
* Борьба против церкви и религий
* Уничтожение буржуазной прессы
* Всестороннее просвещение для всех
* Другие диктаторские меры
* Коммунизм
* Критика различных социалистических школ
* Тактика восстания
* Бланкизм в Интернационале и Коммуна
* Бланкизм и марксизм
* Русский бланкизм

Синьоры и синьорины, ранее вы могли прочитать очерк о Бланки Веры Бонч-Бруевич и главу в книге В.П.Волгина "Французский утопический коммунизм 18-19 в.", я лишь напоминаю об этих публикациях.

Я хотел представить вам автора, Мориса Домманже, но к своему большому сожалению, не нашел о нем интересных сетевых материалов.
Ну что же? Интересующиеся историей Великой французской революции знают этого историка, первого исследователя идей и движения "бешеных", одного из крупных специалистов "по бабувизму". Ему принадлежат книги о Сильвене Марешале, Жане Мелье, Пьере Доливье, Сен-Жюсте (кажется, ни одна не переводилась?).
К Домманже еще попробую вернуться,
пока же, уважаемые коллеги, добавлю к книге
портрет (дагерротип) Бланки
аллегорический портрет работы Жозефа Виртса
и ссылку на сочинения Бланки, подготовленные В.П.Волгиным и изданные в 1952 году (это архив).

@темы: персона, новые публикации, история идей, историки, Франция, Л.-О.Бланки, 19 век, 1871, 1848, 1830-е

21:07 

декабристы, народники, марксисты

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)

Vive Liberta

главная