• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: источники/документы (список заголовков)
19:29 

ТЕРМИДОР

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
21:49 

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Уважаемые коллеги, прошу учесть: под катом – длинные текстовые цитаты и гиперссылки. Графики нет, но объем не маленький.

«НОЧЬ ЧУДЕС»

Под таким названием вошло в историю заседание Национального (оно же Учредительное) Собрания 4 августа 1789 года.
Оценивали и оценивают это событие по-разному. Некоторые, тогда и сейчас, видят в нем едва ли не счастливое завершение Революции. Другие, там и здесь, считают его не более чем тактической уловкой и формальностью, в результате которой волки ничего не потеряли, а овцы ничего не выиграли.

Давайте сначала окинем беглым взглядом «исходные данные», и сделаем это с помощью консервативных и либеральных историков, очень традиционных, которых в сочувствии и полном принятии Революции трудно заподозрить.


О дворянстве


читать дальше


О землевладении и землепользовании


читать дальше


Об армии


читать дальше


О народном беспросветии просвещении


читать дальше


Еще об экономике


читать дальше


Кому во Франции жить хорошо


читать дальше



Феодальные права и личная крепостная зависимость (описание на примере)


читать дальше


О некоторых привилегиях, из уничтоженных Собранием
Право охоты принадлежало исключительно дворянству. Нарушение этого права преследовалось с беспощадностью. Генрих IV, например, издал указ, по которому подвергается смертной казни всякий, кто несколько раз будет застигнут за охотой на крупную дичь в королевских лесах. В связи с правом охоты находится и прав о на голубятни, причем законодательство различает droit des fuies et droit des colombiers; и colombiers, и fuies — голубятни, но первые значительно большего размера, чем вторые. Сеньоры пользовались исключительным правом иметь голубятни и помещать их среди крестьянских полей, чтобы птица могла питаться зерном с них. Право охот и право на голубятни являлись настоящим бичом крестьянского землевладения.
В то время, как сеньор и его люди ломали изгороди и топтали хлеб, охотясь для своего развлечения за дичью, крестьянин обязан был оказывать ему уважение. Под страхом штрафа, тюремного заключения и ссылки на галеры в случае рецидива, он должен был давать им опустошать свое поле, должен был поддерживать и в случае надобности насаждать на нем кусты терновника, в которых могла бы держаться птица. Он не мог ни полоть сорной травы, ни жать, ни пахать в удобное время, ни выпускать на волю свою собаку, разве искалечив ее или привесив к ее шее чурбан. Он не имел права убить вороны, а на его глазах сторож сеньора убивал кошку, защищавшую его гумно от полевых мышей и крыс. Убытки, которые причиняли крестьянину помещичьи дичь и голуби, были так велики, что жалобы на них почти всегда занимают первое место в крестьянских челобитных и иногда наполняют их с начала до конца.


Источники:
Э.Шампьон, «Франция в 1789 году»
Вильгельм Блос, «Французская революция»
И.Тэна, «Происхождение общественного строя современной Франции»

Цитируется по: Ф.Минье, «История Французской революции», М., 2006.


Как это происходило


Подборка документов в нашей библиотеке,
в которую входят:
Проект постановления, предложенный 3 августа 1789 г. Учредительному Собранию его комитетом докладов
Проект постановления, предложенный Тарже Учредительному Собранию 4 aвгуста 1789 г.
Из протокола ночного заседания Учредительного Собрания 4 августа 1789 г.
Из декрета Учредительного Собрания от 10 августа 1789 г. о подавлении беспорядков
Из декрета Учредительного Собрания от 11 августа 1789 г. об уничтожении феодальных прав и привилегий
Марат о 4 августа («Друг народа» № II)
Из переписки Готье де Боза
Письмо Бертрана Барера, синьора де Вьезак, жителям Вьезака
Можно также обратиться к подборке «Аграрная политика в период Великой французской революции», разделу «Постановления Учредительного собрания»


Одной из причин добровольного «жертвования» дворянства и духовенства своими «исконными правами» называют страх. Уважаемый Томас Карлейль где-то насчитал 72 сожженных замка. Но в данном случае вполне себя оправдывает поговорка «у страха глаза велики». Причем – у обеих сторон, поджигаемых и поджигателях.

Жорж Лефевр, «”Великий страх” 1789 года».


А Джордж Рюде приводит вот какие данные:

читать дальше


Теперь обратимся к Петру Алексеевичу Кропоткину. Ему не надо было следить за политкорректностью :)


читать дальше

@темы: либерализм, источники/документы, история идей, историография, имена, события, календарь, дискуссии, Великая французская революция, 18 век, полезные ссылки, событие, социальная история, экономика должна

21:37 

10 августа 1792 года

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Поговорить о таких событиях никогда не поздно и всегда актуально. Особенно в условиях, когда, по выражению Геббеля, изо всех сил «пытаются превратить новейшую историю в резинку, чтобы с ее помощью стереть Революцию».

Итак, что происходит?



Вялотекущие военные действия (20 апреля т.г. Людовик XVI объявил от имени Франции войну Австрии) переходят в активные. Поскольку организовать должным образом оборону страны не входит в планы двора, даже провинциальные французы начинают справедливо усматривать в короле с его советниками пособников внешнего врага.
Масла в огонь подливает неумно составленный манифест герцога Брауншвейгского (или манифест Ферзена - некоторые авторы считают, что он отредактировал этот документ таким образом, что и последнему крестьянину в Пиренеях только и оставалось, что взяться за вилы).
Между тем в Париже в течение полутора месяцев идет подготовка классического организованного восстания. Обратите внимание – здесь далеко не только парижане!
читать дальше

С конца июля секции и ЦК регулярно направляет Национальному собранию адреса и петиции, убеждая принять конкретные меры обороны, первая из которых – отстранить от власти недееспособного монарха.
«МЫ БУДЕМ ТЕРПЕЛИВО И МИРНО ЖДАТЬ…»
…до 11 часов вечера будущего четверга ответа Национального собрания; но если к 11 часам вечера будущего четверга Законодательный корпус не воздаст должное справедливости и праву народа, то в тот же день, в полночь, ударят в набат, пробьют сбор и все разом восстанут.

Чем отвечает Собрание? - 9 августа, после очень долгих прений, законодатели постановили: ОТЛОЖИТЬ РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСА о НИЗЛОЖЕНИИ ЛЮДОВИКА ХVI.
Глупее не придумаешь…


ХРОНИКА 10 АВГУСТА


читать дальше

И Т О Г И


На вечернем заседании 10 августа Собрание, по докладу Верньо, декретировало:
читать дальше

Некоторые новшества


читать дальше


А вот любопытный документ – письма Гувернера Морриса - Томасу Джефферсону [предшественнику Морриса, в данный момент - статс-секретарь Соединенных Штатов]. Он неплохо иллюстрирует отношение к событиям.
читать дальше


Это – результаты непосредственные. Но не к этому сводилась революция 10 августа.
Вспомним, что и причины, ее вызвавшие, состояли не только в международном и военном положении Франции. Дальше умилений перед «добровольными жертвованиями» дворянства и духовенства дело не шло; три года, с 4 августа 1789, неразрешенные вопросы феодальных повинностей, землевладения и землепользования оставались не урегулированы.
«Для политиков главный интерес 10 августа заключается в том, что в этот день был нанесен удар королевской власти. - Не только. Уничтожение имущественного ценза, то есть введение единого для всех граждан избирательного права было важным шагом к демократии!
…Для народа же этот день был главным образом днем уничтожения той силы, которая противилась осуществлению декретов, направленных против феодальных прав, против эмигрантов и против священников
, и ради этого призывала себе на помощь немецкое нашествие.»
(П.А.Кропоткин, глава XXXIII)

Имущества эмигрантов во Франции и колониях отныне конфисковались и подлежали продаже мелкими участками, не более 4-х арпанов. Что стоит за этим?
Вот представьте, коллеги. Крупные землевладельцы давным-давно, еще до 1789 года, отчуждены от своих земель. читать дальше

И еще одно замечание – ибо, как оказалось, много еще читателей, самолично изобретающих «отмену частной собственности якобинцами», экспроприацию и принцип «все поделить» по Полиграф-Полиграфычу Шарикову. Господа! так называемый «аграрный закон» существовал в умах, но никогда – в законах или на практике. И якобинцы, да будет вам известно, были противниками аграрного закона. Сторонники аграрного закона - это интеллигентский «Социальный кружок», аббат Клод Фоше, журналист Никола Бонвиль, активист клуба Кордельеров Антуан Моморо… К тому же, заметьте, крестьяне должны были купить земельный участок, а не просто получали его.

С материалами в более развернутом виде можно ознакомиться в библиотеке. Там и тексты манифеста, постановлений секций, Коммуны, Собрания, свидетельства современников (в частности, Пьера-Луи Редерёра, того самого, который убедил Луи прятаться в Собрании), письма Луи брату, графу Прованскому, и т.д., и т.п.

@темы: имена, события, календарь, дискуссии, вопрос-ответ, военная история, М.Робеспьер, Жан-Поль Марат, Европа, Дантон Жорж-Жак, Великая французская революция, 18 век, историография, история дипломатии, история идей, источники/документы, массы-классы-партии, они и мы, персона, полезные ссылки, революции, событие, социальная история, экономика должна

17:31 

Что известно о количестве жертв террора в годы Французской революции?

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Такой вопрос задал гражданин в ЖЖ:
"было бы интересно узнать Ваше мнение и некоторые материалы о терроре якобинцев, т.е. масштаб, кол-во жертв, методы и проч. Было бы интересно сравнить и с последствиями революций в других странах, например с нашей Великой Октябрьской :-)"


А вот - ответ.


читать дальше

Для сравнения


В 1871 году либеральное правительство А.Тьера
в течение мая и июня (менее чем за 2 месяца)
уничтожило в одном только Париже и пригородах 20000-35000 человек,
среди них женщин и детей 9-14, даже 7 лет;
в том числе используя массовые расстрелы из митральез.
Точное число погибших не могли назвать даже командующие убийствами мак-магон, галифе и аппер.


запись создана: 24.08.2008 в 17:26

@темы: Великая французская революция, 20 век, 19 век, 18 век, Дантон Жорж-Жак, Европа, Жан-Поль Марат, Комитет общей безопасности, Комитет общественного спасения, М.Робеспьер, Сен-Жюст, Термидор, военная история, вопрос-ответ, дискуссии, историография, источники/документы, либерализм, они и мы, полезные ссылки, религия и церковь, свобода-право-власть, социальная история, якобинцы

20:48 

"под шорох прусских виселиц"

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Мы говорили, что Жорес в ближайшие дни понадобится. Правда, не сама его «Социалистическая история ВФР», а «дополнительные замечания» к 3-му тому шеститомного издания 1973-77 гг. Этот пост – в основном цитирование статьи из приложения (с.521-527), написанная под редакцией Анатолия Васильевича Адо.
А.В.Адо с коллегами-редакторами опирается на два главных источника – работы Пьера Карона (P.Caron, 1875-1952, с 1937 по 1941 гг. генеральный директор Архивов Франции) и аббата Б.Плонжерона (B.Plongeron). Это два французских историка.
Плонжерон в своей работе «Conсе religieuse en revolution. Regards sur l'historiographie religieuse de la Revolution francaise» (Paris, 1969) описывает происхождение историографического «заговора» и показывает, что контрреволюционные версии рассказа о сентябрьских избиениях были выработаны еще во время Революции: в 1793 г. аббат Баррюель опубликовал «L'Histoire de la persecution du clerge en 1793, a Paris»; этот текст был воспроизведен в его «Histoire du clerge pendant la Revolution francaise» (London, aout 1793). Лагарп, новообращенный в католицизм, подкрепил версию иезуита (La Harpe. Du fanatisme dans la langue revolutionnaire. Paris); наконец, в VIII г. в главе XVIII своего «Nouveau Paris» Себастиан Мерсье, выдавая себя за очевидца избиений, еще более расширил легенду. Она была окончательно разработана в XIX в. столь различными авторами, как ультрамонтан Жозеф де Местр и социалист Луи Блан (в его «Histoire de la Revolution francaise», 1847). «То обстоятельство, что социалистическая традиция восприняла тезис чисто контрреволюционного происхождения, является отнюдь не наименее интересным аспектом этой длинной истории заговора».
Критическое исследование истории сентябрьских избиений представляет двоякого рода трудности, одни из которых связаны с природой самих фактов, другие — с состоянием документации. Рассказ о таком событии, каким бы богатым ни было лежащее в его основе досье, не может быть совершенно точным: всегда потребуются оговорки, так как историк не будет иметь возможности утверждать, что все протекало именно таким-то образом. Эти неблагоприятные обстоятельства еще усугубляются пробелами в документации: сентябрьские избиения не стали предметом судебного или административного расследования немедленно после событий. Следствия, проведенные в III, в IV и в IX гг., слишком запоздали и не были беспристрастными.

Что касается самих фактов, их существа, их хронологической последовательности, статистики жертв, числа и личности убийц, то уже давно между историками нет подлинно существенных расхождений.


Остается основной вопрос —

вопрос об ответственности.


Над тезисом народной стихийности, отстаиваемым ранее такими историками-демократами, как Луи Блан, восторжествовал затем тезис преднамеренного умысла: считали, что было предварительное намерение и подготовка к исполнению. Поскольку гипотеза прямой коллективной ответственности парижского населения - была отвергнута, ответственность мало-помалу оказалась возложенной исключительно на Генеральный совет Парижской коммуны и главным образом на его Наблюдательный комитет и еще больше на Марата, который в нем заседает и вдохновляет его.

Мы здесь не будем возвращаться к описанию фактов, разве что потребуются некоторые уточнения.
В эти первые дни сентября 1792 г. тюрьмы Парижа были полны. «Но, — подчеркивает П.Карон, — не будем придавать этому эпитету значения превосходной степени».
Народные суды. Документы, исходящие от личного состава охраны, показания очевидцев или оставшихся в живых в значительной мере подтверждают традиционную версию: согласно этим текстам, участие импровизированных народных судов в избиениях бесспорно для большей части тюрем и весьма вероятно для остальных. Эти суды получили свои полномочия от народа. Последний, делегируя им свой суверенитет, от него не отрекался. Этим объясняется прием, оказанный судами, например, теми, что действовали при тюрьмах Аббатства и Ла Форс, ходатайствам секций в пользу того или иного из их сограждан; ни одно из этих ходатайств не осталось, по-видимому, безрезультатным: в них видели выражение народной воли, перед которой все обязаны склоняться.

Что касается самих избиений, то, не отрицая здесь того, что могли иметь место безобразные эксцессы, бесспорно также то, что с самого начала в народном воображении начался процесс преувеличения и искажения. Он очень быстро породил некое представление, которое затем бессознательно перешло в рассказы современников и в конечном счете и в заблуждение историков. В той мере, в какой эти утрированные изображения (палачи, обнаженные по пояс, пьяные и залитые кровью) поддаются проверке, по-видимому, не соответствуют действительности ни для одной из тюрем.
Так или иначе, сегодня невозможно отличить вымысла от действительности в тех мрачных картинах, которые написаны множеством мемуаристов и историков; их собственный интерес заключается в том, что они показывают, какое яркое впечатление на многие умы произвела дикость этих истреблений посредством сабли и дубины. Но необходимо заметить: не было ружей и боеприпасов для защитников родины; представлялось непатриотичным тратить порох и патроны для такого дела.

Каково число жертв? По П.Карону:
Аббатство — 156—196,
Бисетр — 160—170,
Карм — 141
Шатле — 215—220,
Консьержери — 100—350,
Бернардинцев и Ла Форс – 208,
Сен-Фирмен — около 75,
Сальпетриер — 35.
Итак, общий итог от 1090 до 1395.

Всегда допускалось, и это бесспорно, что значительное число заключенных избежало избиений. Из вероятного общего числа заключенных, содержавшихся в девяти перечисленных выше тюрьмах — 2782 человека, — минимальное число спасшихся составило 1333 (47,9%), максимальное — 1628 человек (58,5%).

Другое важное уточнение: среди жертв сентября фигурируют наряду с политическими заключенными арестованные и осужденные по уголовным делам. Но в какой пропорции? Из девяти вышеупомянутые тюрем в четырех содержались только «неполитические» заключенные. В тюрьме Ла Форс из 23 убитых только один «политический». Предполагается, что общее число «политических» колеблется от 353 до 392. Следовательно, из числа жертв «неполитические» относятся, по-видимому, к священникам и «политическим»-мирянам как три к одному.

Переходим к убийцам. По преданию, они были немногочисленны; трудно что-нибудь решить на этот счет, поскольку документация не содержит никаких указаний, заслуживающих доверия. Большинство этих убийц, точного числа которых мы никогда не узнаем Св.Аббатстве и в Ла Форс их, по-видимому, было немного), состояло из ремесленников, мелких хозяев, торговцев, а также нескольких бывших военных или жандармов. Из 39 «убийц». привлеченных к ответственности в IV г., 36 были оправданы за отсутствием достаточных доказательств. Во всяком случае, можно утверждать, что современники считали, что часть «убийц» принадлежала именно к этим социальным категориям. Стало быть, это люди, принадлежавшим к средним социальным категориям, активисты секций и борцы — участники революционных дней.

В исследовании вопроса об ответственности прежде всего встает
вопрос о роли правительства:
мы имеем в виду Законодательное собрание и Временный Исполнительный совет.
Что касается Законодательного собрания, следует отметить слабость его вмешательства, действительные причины которой остаются неясными и допускают различные толкования. Одно замечание, дающее материал для размышлений: поражает объем и значительность работы в законодательном плане, выполненной Собранием в те дни.
О коллективной роли Временного Исполнительного совета во время кризиса известно еще менее. Со 2 по 7 сентября Совет собирался ежедневно, но его протоколы не содержат никакого намека на события, разыгравшиеся в тюрьмах. Что касается отдельных членов Совета, то документы умалчивают о четырех из них: Серване (военное министерство), Монже (морское министерство), Лебрене (министерство иностранных дел), Клавьере (министерство финансов). Остаются Ролан в министерстве внутренних дел и Дантон в министерстве юстиции.
Ролан во время избиений и в последующие дни не проявил заметного волнения: он порицал, но в умеренном тоне. Однако реакция его чувствительности была более резкой — он заболел желтухой. И уж конечно, его самолюбие было уязвлено тем, что его попытки вмешательства оказались бесполезными. История с выписанным против него ордером на арест, который Дантон отменил, растравила рану: Ролан и его жена этого не забыли. Воспоминание об испытанном шоке объясняет отчасти то ожесточение, с которым начиная с середины сентября Ролан выступает против Парижской коммуны.
Роль Дантона — один из вопросов, чаще всего обсуждаемых в связи с сентябрьскими событиями. Одно несомненно — это полное отсутствие в имеющейся документации указаний на какую-либо попытку со стороны Дантона прекратить избиения. Но это, конечно, не основание для заключения о том, что он был соучастником или виновником избиений. В своем качестве министра Дантон, так же как и Ролан, так же как и весь Исполнительный совет в целом, не имел возможности действовать эффективно. Но он мог бы вмешаться, как один из вождей народной партии в Париже. Он этого не сделал то ли потому, что одобрял избиения или не порицал их, то ли потому, что, каково бы ни было его мнение, он счел бесполезным вмешиваться. П.Карон позволяет себе выдвинуть гипотезу, что воздержание Дантона отражало скрытое согласие: мера, мол, страшная, но необходимая, неизбежная.

Многочисленные историки, поддерживавшие тезис об ответственности Парижской коммуны за сентябрьские избиения, воздержались от уточнения доли ответственности ее различных органов. Из анализа фактов вытекает, что роль мэра, членов прокуратуры, главнокомандующего в развитии кризиса была значительной или ничтожной. По-иному обстоит дело с Генеральным советом и с Наблюдательным комитетом, причем, по мнению Карона, у историков есть тенденция оправдывать совет, перелагая ответственность на комитет. Правильнее будет сказать, что совет легко примирился со своим бессилием и также поступил комитет.
Остается вопрос о циркуляре Наблюдательного комитета от 3 сентября. Из внимательного анализа этого документа следует, что он призывает не к тому, чтобы убивать всех заключенных без различия, а к тому, чтобы судить их в порядке быстрого судопроизводства и продавать смерти тех, кто будет признан виновным.
Такой призыв в тот момент, когда он последовал, был вполне приемлем для многих, а не только для Марата и его коллег. Тезис преобладающей или исключительной ответственности комитета имеет антиякобинское происхождение. Он родился тогда же, во время событий; для современников он обладал тем преимуществом, что возлагал вину за гнусность избиений на нескольких человек, в частности на Марата, а его привлекательность для историков заключалась в упрощении вопроса об ответственности.
В действительности факты были, по-видимому, гораздо сложнее. Так же, как Собрание, Временный Исполнительный совет, так же, как Генеральный совет Коммуны, Наблюдательный комитет не мог влиять на ход событий; подобно другим органам власти, он мог бы влиять, только действуя духе этих событий.

Переходя к низовым организациям, следует отметить, что позиция парижских секций не отличалась от вышеизложенного. Постановления секций, поскольку представляется возможным установить их точную дату, не предшествовали избиениям, лишь иногда совпадали с ними во времени и, наиболее вероятно, появились позднее, после начала избиений. Несомненно, эти постановления способствовали поддержанию воли к репрессиям, но они не побуждали к ним; самое большее, что они могли сделать, — это санкционировать действия, которые уже совершались. К тому же секционной инициативы было бы недостаточно для объяснения размаха и неистовой силы событий сентября.



В заключение этого анализа вернемся к рассмотрению двух традиционных объяснений сентябрьских избиений:
одно, построенное на том, что избиения были организованы административными властями, другое, объясняющее все стихийным взрывом народного гнева.
Первое объяснение, хотя и привлекает своей простотой, не может быть принято, ибо, даже сведенное к обвинению Наблюдательного комитета, оно не выдерживает критики. По мнению П.Карона, при нынешнем состоянии известной документации версия «организации избиении административными властями» в том виде, как она традиционно формулируется, должна рассматриваться как легенда. Легенда эта содержится в зародыше в одном письме г-жи Ролан к Банкалю от 5 сентября:
«Мы находимся под ножом Робеспьера и Марата... Дантон исподтишка возглавляет эту орду...» И 9 сентября она пишет тому же адресату: «Друг мой, Дантон руководит всем; Робеспьер — игрушка в его руках; Марат держит его факел и его кинжал». На первых же заседаниях Конвента Жиронда раздувала легенду и неустанно повторяла ее. Мы находим ее и в 1793 и в 1794 гг., в сочинениях жирондистов-изгнанников. Оттуда она перешла в контрреволюционную литературу, а затем в труды историков.

Тезис стихийного народного взрыва ближе к действительности. Но он требует уточнения: сам по себе он не является ключом, который следует искать в обстоятельствах, предшествовавших событиям. То массовое движение, каким были сентябрьские избиения, было не результатом подготовительных мер, а следствием некоего коллективного настроения, созревшего в умах, в котором тщетно было бы стараться определить роль отдельных личностей пли групп. Сентябрьские события могут быть поняты только в тесной связи с эпохой и атмосферой тех дней.
И прежде всего в связи с вторжением иностранных армий, что создало атмосферу постоянной взволнованности и возбуждения. На это указывал Азема в своем докладе Конвенту от 16 июня 1793 г.: «События 2 и 3 сентября были вызваны исключительно вторжением врагов во Францию и их быстрым продвижением, в которых справедливо видели следствие измены всех наших внутренних врагов... Остановив продвижение неприятеля, мы остановили и проявления народной мести, которые прекратились сразу же после прекращения продвижения неприятеля». Действительно, первый террор закончился сразу после Вальми. Продолжим логический ход: все дает основание предполагать, что волонтеры, федераты, направлявшиеся в армию, приняли участие в парижских избиениях. Между походом против внешнего врага и расправой с внутренними врагами связь несомненна.
С 1789 г. патриоты одержимы неотвязной мыслью о «заговоре аристократов»: после 10 августа она опять на первом плане, как в июле 1789 г., в момент Великого страха. «Надлежало помешать продвижению врага к столице,— пишет в своих «Записных книжках» драгун Маркан 12 сентября 1792 г., после потери прохода Круа-о-Буа в Арагоннах, — где они собирались перебить наших законодателей, вернуть Людовику Капету его железный скипетр и вновь заковать нас в цепи» — страх социальный неотделим от страха за нацию. С ростом страха и ненависти к захватчику усиливались страх и ненависть к врагу внутреннему, к аристократам и их приспешникам.
В народном сознании все это связывается с концепциями суверенитета: народ есть верховный судья, «правосудие всегда пребывает среди народа», в крайних обстоятельствах он берет его вновь в свои руки и осуществляет, если нужно, ускоренную процедуру традиционного чрезвычайного правосудия. Суды, заседавшие в тюрьмах во время сентябрьских событий, получили свои полномочия от народа, который, делегируя эти полномочия, не отказался от своего суверенитета: когда он его утверждает, они склоняются перед ним. Поскольку эти суды были образованы народом, они сами были народом. Один из комиссаров Генерального совета Коммуны заявил в Законодательном собрании на заседании, состоявшемся в ночь со 2 на 3 сентября: «Осуществляя свою есть, народ тем самым творил правосудие».
Следовательно, слепая ярость направленных против врагов Революции сентябрьских событий объясняется совокупностью конкретных исторических условий и обстоятельств. Их легко обрисовать: предшествующее состояние тревоги и возбуждения; затем, в связи со случайным инцидентом, скопление народа, смертельный удар, казнь; и сразу же упадок возбуждения. Патриотическая и революционная тревога смертельная напряженность опять появляются в 1793 г.: в марте, после измены Дюмурье, затем в августе перед лицом угрожающей отечеству крайней опасности. Но в то время Революционный трибунал, закон о подозрительных, учреждение, а затем усиление революционного порядка управления (Революционного правительства) смягчили страх перед заговором аристократии, сдержали реакцию народных масс: народные избиения сменил легальный террор, он обеспечил торжество Революции как внутри страны, так и на границах.


Дискуссионные материалы также на странице сайта.




А слова "под шорох прусских виселиц" принадлежат Томасу Карлейлю, а вовсе не левым иcторикам ВФР.

@темы: дискуссии, военная история, Великая французская революция, 18 век, имена, события, календарь, источники/документы, массы-классы-партии, персона, событие, социальная история

09:48 

Жан-Поль Марат, публицистика

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Преодолев все технические препятствия, он снова среди нас –

Жан-Поль МАРАТ со своими памфлетами.


Я воспроизвела издание 1937 года в точности, за исключением вступительной статьи В.Калашниковой, содержащей очень краткую биографию Марата и оценку его деятельности, характерную для советского историографа того времени: во-первых, статья несет мало информации сегодняшнему читателю, во-вторых, всегда лучше сначала знакомиться с первоисточником и пытаться составить собственный взгляд на вещи, а уж после изучать комментарии.
Так вот, по этой причине, свой комментарий я уберу под кат. :)

Nataly Red Rose
Ура, Марат!
Значит, я тоже добавляю подборку

Жан Жорес о Марате.


Я взяла именно фрагмент из тома 3, главы 4, отношение Марата к аграрному вопросу и к пролетариату, поскольку и давно обещала гражданину hleg отыскать что-то по рабочим объединениям во времена ВФР, после закона Ле Шапелье. И в целом мне это кажется интересным.

@темы: свобода-право-власть, революции, оригинальные произведения 18 в., новые публикации, массы-классы-партии, источники/документы, история идей, историография, историки, дискуссии, Жан-Поль Марат, Великая французская революция, скачать бесплатно

15:49 

перлюстрация дипломатической корреспонденции

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
Первые перлюстраторы – издатели средины 19 в. Но широкой огласке содержание писем предал гражданин Густав Ландауэр, а потом и профессор Иван Николаевич Бороздин. :)

Все это означает, что мы продолжаем публиковать содержание двухтомного сборника

«ПИСЬМА о ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»,


постоянные читатели эту замечательную книгу уже знают и оценили.

Сегодня читаем переписку Гувернера Морриса, Томаса Джефферсона, Джорджа Вашингтона, Джона Джонса, лорда Ауклэнда (английского посла в Голландии), Губера, графа Мустье (посла Франции в США в начале 1789 года), Уильяма Кэрмайкеля (посла США в Испании), Джона Джея, фон дер Гольца (прусского посла во Франции).
Период – весна-осень 1789 года, два письма Морриса Джефферсону написаны в конце августа 1792 года.
Умонастроения и события накануне собрания Генеральных штатов, отставка Неккера (и его почти водевильная встреча с Иоландой Полиньяк в Базеле), обстоятельства создания Национальной гвардии и поход женщин на Версаль, обыски на предмет оружия (1792) – такие темы обсуждают корреспонденты.
Объем небольшой, но содержание достаточно важное.

@темы: событие, скачать бесплатно, свобода-право-власть, персона, новые публикации, либерализм, источники/документы, история идей, история дипломатии, имена, события, календарь, Франция, Просвещение, Европа, Великая французская революция, Америка, 18 век, социальная история

20:22 

свидетели событий Великой французской революции

resoner
Не все ли равно, что я делаю. Спросите, что я думаю / Жюль Ренар
Друзья мои редакторы и читатели,
переписка семьи Жюльен из сборника "Письма о Французской революции" Г.Ландауэра и И.Н.Бороздина готова.

С самым юным, в то время, участником этого диалога, Марком Антуаном, мы уже немного знакомы. О Жюльене-старшем и мадам Жюльен информация лишь на французском языке, но я постараюсь сделать какую-нибудь краткую справку.

Письма написаны в период с 1789 по 1793 гг. Особенно подробно корреспонденты останавливаются на событиях праздника в честь швейцарцев полка Шатовье 11 апреля 1792 г., Революции 10 августа, сентябрьских днях, на противостоянии жирондистов и монтаньяров весной 1793 года.

@темы: 18 век, Великая французская революция, история идей, источники/документы, новые публикации, персона, свобода-право-власть, социальная история, якобинцы

13:58 

Великая французская революция: «Экономика должна быть!»

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
Две статьи из одного сборника, авторы постоянным читателям знакомы. Это Е.В.Киселева (кандидат исторических наук, Государственный университет гуманитарных наук) и В.А.Гавриличев, тот самый, что составил единственный до сих пор библиографический указатель к нашей теме.

ЯКОБИНЦЫ и ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ НАЛОГИ на БОГАТЫХ


Суть, вкратце, такова. «Зимой 1792-93 г. в суровых условиях войны, блокады, экономического кризиса, разгула инфляции и роста цен, материальное положение народных масс Франции заметно ухудшилось, в то время как прибыли банкиров, финансистов, крупных торговцев, поставщиков и др. возрастали». Жирондисты (та социальная прослойка, интересы которой Жиронда представляла политически) сначала ратовали с пеной у рта за р-р-революционную войну и общеевропейскую р-р-революцию, а когда дошло до войны, принимали в ней горячее участие посредством чтения газет и дебатов в клубах, предоставляя воевать другим. Жак Ру, Шометт потребовали введения особого «военного налога».
Инициатива с трудом, но пошла. Даже Тюрио и Дантон, Гупийо и Тальен разделяли такую меру. Любопытно, что в Конвенте много ораторствовал на тему налога на богачей Барер и фактически, вместе с Маратом, дважды провел декреты при сильном сопротивлении жирондистов. (Учитывая, что дебаты разгорелись весной 1793 года, важный штрих к расстановке сил и к личному портрету.)
Как рассчитывали этот налог, какие гарантии он давал уплатившим его, как расходовались получаемые таким образом средства? Гавриличев оперирует документальными данными (многА цифрОВ!).
Подробно освещена деятельность в миссиях Колло д’Эрбуа (в Ньевр), Лапланша, Жозефа Фуше, Леба и Сен-Жюста. В порядке обмена опытом - возможно, пригодится.

ПОЛИТИКА ЯКОБИНСКОЙ ДИКТАТУРЫ
в ОБЛАСТИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ТОРГОВЛИ и ПРОМЫШЛЕННОСТИ
весной-летом 1794 года


Статья тематически связана с предыдущей. «Свободный» рынок vs государственный контроль.

Тут я хочу сделать одно замечание, специально для всяческих «фритридеров».
Самый затасканный аргумент, в духе Ф.Ф.Преображенского, по глупости не уступающий аргументам П.П.Шарикова: разруха есть прямое следствие перехода к «командной» экономике, к «социалистической» экономике, и вообще прямое следствие революции.
В действительности причинно-следственная связь такова: революция (1789 года и 1917 года) происходит в ситуации глубокого экономического кризиса, а не порождает его; она, революция, должна исправить все то, что науправляли «верхи», и при этом использовать совершенно новую систему и методы; вот почему на нее падает двойная ответственность и двойное бремя. Dixi.


Для воспомоществования – подборки документов: «Продовольственный вопрос», «Террор – в порядок дня!» (тексты закона о максимуме и др.)
О миссии Фуше подробно – статья Я.Захера
О социальной борьбе в Лионе – статья В.Марковой
Жак Ру, «О причинах несчастий Французской республики»


Над сборником мы продолжаем работать. А ранее опубликована статья, тоже на экономическую тему, C.Коротков.О роли национальных имуществ в «рождении» новой буржуазии.

@темы: якобинцы, экономика должна, социальная история, революции, персона, они и мы, новые публикации, либерализм, капитал, источники/документы, история идей, дискуссии, Советский Союз, Россия и Франция, Великая французская революция, 18 век

11:55 

Великая французская революция: взгляд из Геттингена

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
В продолжение международной темы и терзания сборника «Французская революция XVIII в.: экономика, политика, идеология».
За помощь спасибо гражданину. Cosmopolite!

С. Н. Искюль
РЕВОЛЮЦИЯ в ОCВЕЩЕНИИ
ГЕТТИНГЕНСКОГО «REVOLUTIONS—ALMANACH»



Среди печатных изданий конца XVIII в., во множестве появившихся на свет в германских государствах под влиянием Великой французской революции и в той или иной степени отразивших все многообразие происходивших во Франции событий, был выходивший в 1793—1800 гг. в Геттингене «Альманах революции» («Revolutions—Almanach»). Этот во всех отношениях примечательный альманах редактировался известным геттингенским публицистом и писателем Генрихом-Августом Райхардом, который в предисловии к его первому номеру писал:
«Этот исторический альманах посвящается, как уже следует из его названия, исключительно насильственным переменам и потрясениям, каковые претерпевали европейские государства и земли в древние и новые времена. Он состоит из отрывков, расположенных без хронологической последовательности и выбранных из описаний великих мировых событий, которые сделаны вполне откровенно и с приверженностью к истине. Если этот опыт получит одобрение, выпуск альманаха будет продолжен». Редактор альманаха вполне понимает что иные из этих событий скорее могут быть названы мятежами, чем революциями, однако же «огромное значение, которое имеет в наше время модное слово “Революция”, оправдывает его в выборе названия альманаха и причислении к революциям этих иных событий».
Может быть, именно это высказывание Г.-А.Райхарда, а также характер некоторых помещавшихся в его детище материалов явились причиной того, что историки, занимавшиеся германской публицистикой эпохи французской революции и сосредоточившие все свое внимание главным образом на немецкой публицистике якобинского толка, оставили в стороне многие другие издания, в том числе и «Альманах революции».

И в статье Искюля обрисованы основные темы альманаха, то, как они раскрыты, показаны перемены в настроении редактора и его корреспондентов в зависимости от смены политического климата.
Настолько забавно, что почти захотелось полистать альманах, жаль, что немецкий не настолько знаю.

С публицистикой, письмами и подробной биографией Георга Форстера, на которого часто ссылаются и Искюль, и сотрудники альманаха, можно познакомиться в нашей библиотеке.

Об авторе

@темы: 18 век, Великая французская революция, Германия, история идей, источники/документы, либерализм, новые публикации, событие, якобинцы

22:49 

Робеспьер как дипломат

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
23:41 

ты помнишь ту весну? то было в дни Коммуны!

Свобода начинается с иронии
Капитулянты, собравшиеся в правительстве после падения Второй империи, под управление Тьера, бросив Париж на производ судьбы, сбежали от голода и прусской картечи в Версаль.
Когда же за налаживание обороны и восстановления коммунальной и общественной жизни в столице и в стране взялась избранная парижанами Коммуна, капитулянты объявили это "предательством интересов нации и вопиющим беспорядком".

Семьдесят два дня жила Парижская коммуна. "Оборона есть смерть вооруженного восстания".
Тьеровская солдатня в погонах и без, после отчаянного сопротивления парижан, захватила город и устроила кровавую бойню.
Неделю с 24 по 28 мая 1871 года называют "кровавой неделей".

В память Коммуны, ее защитников,
в память 35000 безвинно уничтоженных людей,
в напоминание о настоящей физиономии либерализма и капитала и организуемого им белого террора
митинг объявляю открытым.

=============================
UPD 25 мая:

в комментариях - ссылки на книги, размещенные в нашей библиотеке:


И.Галкин, "Франко-прусская война и Парижская Коммуна. Франция и Германия в1870-1914 гг." (1952)
Э.Вандервельде, "Парижская Коммуна" (1918)
Н.Емельянова, "Англия и Парижская Коммуна" (1981)
А.Молок, "Очерки быта и культуры Парижской Коммуны: организация народного образования, клубы, женское движение" (1924)
"Парижская Коммуна: акты и документы. Эпизоды кровавой недели (по книге К.Пельтана)" (издание 1920 года, предисловие Г.Зиновьева)
Ю.Данилин, "Поэты Парижской Коммуны", историко-литературоведческая монография (1947)

Тематический раздел будет пополняться.
==============================
UPD 30 мая:

В библиотеке добавлен раздел "Парижская Коммуна 1871 года",


где собраны ссылки на уже подготовленные материалы.

@темы: 1871, 19 век, Великобритания, Европа, Парижская коммуна, Россия и Франция, имена, события, календарь, история идей, источники/документы, капитал, новые публикации, они и мы, революции, религия и церковь, событие, социальная история

13:33 

Разум и "Верховное существо" - вместе или против?

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
10:16 

от первого лица из гущи событий

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Теперь не время прислушиваться к голосу человеколюбия, требовавшего от нас пощады для заблудших. Мы не должны больше делать уступок врагам революции, мы должны смотреть на них только как на изменников.
…я не произнес слова «милосердие»; я не высказывал мысли, что надо быть снисходительными к виновным. Наоборот, я требовал создания сильного и революционного правительства. Я призывал к спасительной твердости до того момента, когда верховенство народа будет повсюду признано. Я не только не думаю смягчить революционные меры, но, напротив, я предлагаю представить вам проект таких мер, которые могли бы действовать с большей силой и с большей справедливостью; так как не мало интриганов и настоящих заговорщиков избегло народного правосудия, меж тем как оно покарало менее виновных, нежели они.
Действуйте беспощадно; что вам за дело до ропота аристократов! Если мера, принимаемая вами, окажется великим благом, народ благословит вас. Берите пример с природы: она заботится только о сохранении рода; и вы не думайте об отдельных личностях. Да и какое значение могут иметь в наших глазах интересы личности по сравнению с интересами целого народа?
Будем помнить, что, слишком прислушиваясь к голосу справедливости, мы рискуем впасть в опасность чрезмерной снисходительности и дать таким образом оружие против себя нашим врагам. Сохранение нужного равновесия, хотя и трудно, но возможно. Вот на что я прошу вас направить все ваше внимание: задача заключается в том, чтобы выработать приемы скорого и справедливого суда, не замедляя хода революции.
Теперь необходимо, чтобы законы были так же беспощадны к тем, кто посмеет посягнуть на завоевания народа, как был беспощаден сам народ, уничтожая тиранию.


Эбер?.. Робеспьер?.. Опять Марат!..

@темы: персона, оригинальные произведения 18 в., новые публикации, массы-классы-партии, источники/документы, имена, события, календарь, Франция, Дантон Жорж-Жак, Великая французская революция, 18 век, свобода-право-власть, социальная история

21:57 

тоненькая брошюра - живая книга

Старый сплетник-сказочник
«Венков потомки мимам не плетут» /Шиллер/ - Потомки переплетают все, что наплели современники (Ф.Топорищев)
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ БОРЦАМ РЕВОЛЮЦИИ (МОПР)

БЕССМЕРТНАЯ КОММУНА


ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНОВ, УЧАСТНИКОВ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ
Т.т. ГУСТАВА ИНАРА, АНТУАНА ГЕ, М.П.САЖИНА, АХИЛЛА ЛЕРУА, В.Б.АРЕНДТА, ИППОЛИТА НОЭЛЯ


ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК МОПР СССР
Москва -1928


Густав Инар. Борьба за Коммуну
Антуан Ге. Месть буржуазии
М. П. Сажин (Арман Росс). Расстрел Коммуны
Ахилл Леруа. Из моей жизни
В. Б. Арендт. Революционерка (Анна Пустовойтова)
Ипполит Ноэль. Мне было тогда 15 лет
Приложения Документы Коммуны (декреты и воззвания)
Указатель литературы

@темы: новые публикации, источники/документы, история идей, Россия и Франция, Парижская коммуна, 19 век, 1871, они и мы, революции, социальная история

17:10 

народное образование во Франции конца 18 столетия

Свобода начинается с иронии
Вот, наконец, пришел тот час! А то я ни есть, ни спать не могу, пока не поделюсь нашим редакторским счастьем.
Товарищ Э.П. отыскал книгу, давнюю мечту не только мою.
С ней пришлось много повозиться, и я заранее извиняюсь за проскочившие ошибки вычитки.
В 1922 году два преподавателя Педагогического института имени А.И.Герцена, А.И.Пинкевич и О.Е.Сыркина, начали грандиозный проект. И я с полной ответственностью заявляю, что книга вышла замечательная и без малого 90 лет остается единственным исследованием по теме.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ
ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


РЕЧИ и ДОКЛАДЫ
Мирабо, Таллейрана-Перигора, Кондорсе, Арбогаста, Ромма, Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо, Лаканаля, Сийеса, Гассенфратца и Лавуазье


Перевод и вступительная статья О. Е. СЫРКИНОЙ
Под редакцией и с предисловием проф. А. П. ПИНКЕВИЧА
МОСКВА: ИЗДАТЕЛЬСТВО «РАБОТНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ». 1926

Книга состоит из 2 частей.
Вторая часть – это переводы докладов и некоторых декретов. Если перевод фрагментов докладов Талейрана и Кондорсе можно найти в «Социалистической истории Французской революции» Ж.Жореса, а доклад по плану Ле Пеллетье имеется в собрании произведений Робеспьера, то все остальное – уникальные документы.

Первая часть – это, так можно сказать, развернутые комментарии О.Сыркиной к докладам. Чтобы работать с документом, нужно знать его исторический контекст, «особенности исторического момента», и личность докладчиков представлять себе. В общем, я считаю, книжка полезна еще и с позиций методиста – посмотреть и поучиться, как это делается.

содержание

Мы с гражданами Люсиль и Эмилем добавили к тексту некоторые замечания, а в основном ссылки на статьи, книги или персоналии.

Дополнительная литература:
О.Старосельская-Никитина. Очерки истории науки и техники в эпоху Великой французской революции
В.Волгин. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке
Ф.Бенуа. Искусство Франции в эпоху Революции и Первой Империи (главы об организации изучения и преподавания изящных искусств)
Р.Пельше. Нравы и искусство Французской революции
Ф.Саньяк. Гражданское законодательство Французской революции
Можно еще порекомендовать работы Моны Озуф о празднествах, статью в сборнике «Просвещение» (М.-Париж, 1970) и недавно переведенную книгу («Революционный праздник»), но она рассматривает вопрос не с педагогической точки зрения.

О дехристианизации, культах Разума и Верховного существа, об отношении к проблеме церкви и государства, философии, науки и религии см.: А.Олар, «Христианство и Великая французская революция», «Культ Разума и Верховного существа во время Великой французской революции», подборку документов и статей.

«Герои образовательного фронта»

еще эмоции и личные оценки

Альберт Петрович Пинкевич: краткая биографическая справка (одна, вторая).
Нашел коллега-персонаж. А о Сыркиной, к большому сожалению, сведений нет.

Дополнение:
Сен-Жюст, "Республиканские установления" - "Об образовании"


@темы: 18 век, Великая французская революция, Просвещение, Франция, дискуссии, историография, история идей, источники/документы, новые публикации, они и мы, персона, социальная история, якобинцы

13:28 

русское общество и Великая французская революция

Истине самой по себе свойственна неотразимая притягательность... но одним лишь дуракам даровали боги умение говорить правду, никого не оскорбляя
Краткое резюме:
«…французские дела суть теперь предметом всеобщего внимания, так что все другие новости за ними позабывают».
В связи с чем повелеваем:
«сократительно переводить о смутах во Франции ныне царствующие и не упускать прибавлять известие или примечение, колико их колобродство им самим вредно».
Однако, в итоге,
«Хотя и взяты сильные предосторожности... однако змий, обольститель французской мнимой вольности, находит почти везде путь и вползывает неприметно, заражая ядом своим самые строгие сердца» и «может у нас в черни произвесть ферментацию».

Михаил Михайлович ШТРАНГЕ
РУССКОЕ ОБЩЕСТВО и ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1789-1794 гг.


Москва: издательство Академии Наук СССР. 1956
Введение
Глава 1. Общественно-политическая жизнь России в последней трети XVIII в.
Глава 2. Начало революции во Франции и первые отклики на нее в России
Глава 3. Отражение в России революционных событий 1791 г. во Франции
Глава 4. Свержение монархии во Франции в оценке русских современников
Глава 5. Отношение русского общества к якобинской диктатуре
Заключение
Источники и литература


Прошу заранее извинения за возможные пропущенные ошибки вычитки в ссылках и верстку, это у меня первый опыт ).
Рекомендуемые по теме ссылки даны перед текстом.

Об авторе

Об авторе - статья-некролог из "Вопрсов истории", 1968, № 9, с.216.
Добавлена М-Ворониным 31.08.09


p.p.s. от Capra Milana
Спустя месяцы после наших длительных розысков и споров (содержащихся в комментариях к сей записи и в переписке), в сети появилось вот что:

"ШТРАНГЕ Михаил Михайлович (30 сентября 1907, Казань – 1968, СССР). Литератор, историк. В эмиграции во Франции с 1923, преимущественно жил в замке д’Арсин (деп. Верхняя Савойя), которым владели его родители. Окончил Collège de Bonneville (деп. Верхняя Савойя) (1928). Получил диплом конструктора-кораблестроителя. Одно время работал на кораблестроительном заводе в Антверпене (Бельгия). Учился на математическом (1930), затем на историко-филологическом факультете в Сорбонне (1930-е). Занимался литературным трудом. Был завербован в советскую разведку. Известен под именем Мишель Странге. Во время Второй мировой войны участник Сопротивления. Член советской военной миссии во Франции в конце войны, ведал бывшими военнопленными во Франции и репатриацией русских эмигрантов. Получил звание старшего лейтенанта (1944). В 1945–1946 был помощником начальника лагеря «Борегар» (под Парижем). Вернулся в СССР в 1947. Занимался историей Франции и России. Автор изданных в Москве монографий: «Русское общество и французская революция 1789–1794 гг.» (1956) и «Демократическая интеллигенция России в XVIII веке» (1965)."
Источник
Я выделила полужирным шрифтом то, что является, кажется, сведениями новыми.

@темы: 18 век, Великая французская революция, Россия и Франция, историки, история идей, источники/документы, либерализм, литературная республика, новые публикации, революции, социальная история

10:55 

условия труда во Франции, 1700-1948 гг.

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Товарищ Л. отыскала книгу сию, оценила, сканировала, ей – все благодарности, мы только радисты верстальщики.

Юрген КУЧИНСКИЙ
(17 сент. 1904, Эльберфельд, - 6 авг. 1997, Берлин)
ИСТОРИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА во ФРАНЦИИ с 1700 по 1948 гг.


Перевод с немецкого А.Е.Аничковой
По оригинальному изданию 1949 (Берлин). М.: «Иностранная литература». 1950

Книга Ю.Кучинского, выходящая в русском изданий с небольшими сокращениями, представляет собой четвертый том серии работ того же автора по истории условий труда пролетариата основных капиталистических стран.
Статистические данные. 198 таблиц.

Так, значит, товарищи: у кого быстрый инет и проч.блага, могут скачивать сразу всю книгу – 5,6 Мб, по этой ссылке.
У кого технические возможности скромнее – пожалуйста, скачивайте отдельно по главам, там файлы от 0,8 до 1,3 Мб, ссылки для скачивания – под названием соответствующей главы.


ПРЕДИСЛОВИЕ В. В. Любимовой
Глава I. ПЕРИОД до БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1700—1789 гг.)

1. ПОЛОЖЕНИЕ СОСЛОВИЙ во ФРАНЦИИ в XVIII в.
2. ПОДРЫВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРАВЯЩЕГО КЛАССА
и СОЗДАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА для ГОСПОДСТВА БУРЖУАЗИИ
3. ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧИХ
дополнительно к главе I

Глава II. РАННИЙ ПЕРИОД ФРАНЦУЗСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА (1789—1848 гг.)
1. ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ и ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
2. ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧИХ в ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИИ,
КОНСУЛЬСТВА и ИМПЕРИИ (1789—1815 гг.)
3. ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧИХ в ПЕРИОД РЕСТАВРАЦИИ (1815—1830 гг.)
4. ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧИХ в ПЕРИОД ИЮЛЬСКОЙ МОНАРХИИ (с 1830 по 1848 г.)

Глава III. ПЕРИОД ПЕРЕХОДА к ЗРЕЛОМУ КАПИТАЛИЗМУ (1850—1870 гг.)
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
2. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ и РАБОЧИЙ ДЕНЬ
3. ЗАНЯТОСТЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ и ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА
4. БЕЗРАБОТИЦА, НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ, МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ
5. СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
6. ОБЩИЙ ОБЗОР УСЛОВИЙ ТРУДА

дополнительно к главам II-III

Глава IV. ПЕРИОД ЗРЕЛОГО КАПИТАЛИЗМА (1870—1900 гг.)
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
2. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА и ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ
3. РАБОЧИЙ ДЕНЬ и ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
4. БЕЗРАБОТИЦА и НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
5. ОБЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
6. БОРЬБА РАБОЧИХ за ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ
7.ЭКСПЛУАТАЦИЯ и ОГРАБЛЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОГО НАСЕЛЕНИЯ
дополнительно к главе IV

Глава V. ПЕРИОД УПАДКА (1900—1918 гг.)
и ОБЩЕГО КРИЗИСА (НАЧАВШИЙСЯ с 1918 г.)
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
2. РАЗВИТИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
3. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ДНЯ и БЕЗРАБОТИЦА
4. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА и НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ и СТАЧЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
6. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
7. ПОЛОЖЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ в КОЛОНИЯХ

upd 6/09/09


Гражданин rexy_craxy (спасибо!) сверстал вариант в дежваю:
depositfiles.com/files/0y6wyke6j
narod.ru/disk/12819251000/Kupchinskij__Istorija...

@темы: экономика должна, социальная история, реставрация, новые публикации, капитал, источники/документы, история идей, дискуссии, Франция, Парижская коммуна, Июльская революция, Июльская монархия, Директория, Великая французская революция, 20 век, 19 век, 1871, 1848, 1830-е, 18 век

10:47 

Старый режим во Франции: документы (хрестоматия)

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)

Сергей Данилович Сказкин
СТАРЫЙ ПОРЯДОК во ФРАНЦИИ
история в источниках
пособие для практических занятий


М.-Л.: государственное издательство. 1925. 96 с.
Предисловие
Источники
I. Из «Политического завещания» Ришелье
1. Из предисловия к «политическому завещанию»
2. О принципах управления
3. О дворянстве
4. О третьем сословии королевства. О чинах юстиции
5. О чинах финансового ведомства
6. О народе

II. Теории абсолютизма и их критика
7. Людовик XIV о королевской власти
8. Боссюэт. Учение о королевской власти
9. Оппозиционная печать при Людовике XIV

III. Кольбертизм
10. Докладная записка Кольбера 1664 г.
11. Королевский указ 1670 г.
12 —13. Инструкции Кольбера к Беллинцани
14. Письмо Кольбера к интенданту Ербиньи

IV. Внешняя торговля Франции, колонии, внешняя политика
15. Эдикт об учреждении Северной торговой компании
16. Торговля Франции с Испанией в 1681 г. Инструкция графу де Вогийону
17. Парижский мир 1763 г.

V. Религиозная политика
18. Из Указа об отмене Нантского эдикта

VI. Интенданты
19. Поручение интенданту Вилльмонте (1637 г.)
20. Сен-Симон об интендантах

VII. Джон Лоу и его система
21. Вольтер о системе Джона Лоу
22. Париж в 1720 г. (Из дневника Жана Бюва)

VIII. Внутреннее состояние Франции в средине XVIII в. по сочинениям д'Аржансона
23. Королевский двор и его значение в управлении. Из мемуаров д'Аржансона 1748 г.
24. Из дневника д'Аржансона за 1748—1755 г.г.

IX. Парламенты
25. Февральский эдикт 1771 г.
26. Парламенты против отмены дорожной повинности 1776

X. Попытки реформ при Тюрго
27. Из докладной записки Тюрго о муниципалитетах
28. Из эдикта об упразднении цехов
29. Внутреннее управление мануфактурой Сен-Мор
30. Дюбуле-Фавье Кольберу
31. Устав подмастерьев-корзинщиков г.Орлеана
32. Из устава союза подмастерьев г.Макона
33 Королевское распоряжение о компаньонажах (1749 г.)
34. Из ордонанса губернатора г.Монпелье (1730 г.)
35. Административное распоряжение по г. Орлеану
36. Постановление Тулузского суда 1779 г.
37. Организация хозяев, направленная против рабочих

XII. Аграрные отношения и крестьянство
38. Из «Путешествия по Франции» Артура Юнга
а) о формах землевладения и землепользования
б) о половниках
в) о мелкой собственности

XIII. Общественные учения
39. Из «Завещания» Жана Мелье

Примечания

@темы: экономика должна, философия, социальная история, персона, новые публикации, либерализм, источники/документы, история идей, Франция, Просвещение, Великая французская революция, 18 век, 17 век

10:57 

"Земля - крестьянам?" причины и итоги Великой французской революции

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/

Анатолий Васильевич АДО
КРЕСТЬЯНЕ и ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ в 1789-1794 гг.


М.: издательство МГУ. 1987. Издание 2-е, переработанное и дополненное
Рецензенты: доктор исторических наук И.С.Галкин, кандидат исторических наук Г.С.Черткова.
Для специалистов-историков, научных работников, преподавателей высшей школы.

содержание

Скачать текст



Примечания
Источники и литература



Карты и приложение


перечень

дополнительные ссылки, более подробно - в тексте

Научная проблема монографии, состояние вопроса и постановка задачи (из авторского введения)

А далее мы будем отмечать некоторые «повороты сюжета» книги, которые нам кажутся – в свете обсуждений на форумах и встреченных там представлений о ВФР, повторяющихся вопросов и поисковых запросов, - особенно важными.

Над книгой поработали мы вместе - с гражданином Очевидцем (М.Ворониным) и Натали.

@темы: 18 век, Великая французская революция, Франция, дискуссии, историки, историография, история идей, источники/документы, капитал, либерализм, новые публикации, событие, социальная история, экономика должна, якобинцы

Vive Liberta

главная