• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: россия (список заголовков)
19:30 

"в мундирах выпушки, погончики, петлички…"

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Ну вот, RAI-2 наконец представляет... :)))

Очередная книга по микроистории. Алла Бегунова всесторонне изучает и описывает жизнь гусар в эпоху правления Александра I: кого и как набирали в гусарские полки, каким было вооружение и знаки отличия разных полков, сколько стоило гусарское снаряжение, как шили доломаны и как седлали лошадей, как решали вопросы чести и как воевали.

Рисунки в книге черно-белые. Мы отобрали наиболее интересные и качественно сканируемые (отдельный архив-файл в конце поста).

Алла Бегунова
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РУССКОГО ГУСАРА
в ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА I
М.: «Молодая гвардия». 2000
скачать текст и иллюстрации


оглавление

@темы: предметы материальной культуры, новые публикации, Россия, Бонапарт, 19 век, скачать бесплатно

20:18 

"Я не согласен с Вашим мнением, но...

L del Kiante
«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
...готов отдать жизнь за Ваше право его высказывать".
Вольтер

Цитирую по памяти

Возможно, я найду и что добавить к предшествующим темам, а сейчас позвольте обозначить другую.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВРАГ

Господа! я нынче все бранить готов —
Я не в духе — и не в духе потому,
Что один из самых злых моих врагов
Из-за фразы осужден итти в тюрьму...

Признаюсь вам, не из нежности пустой
Чуть не плачу я, — а просто потому,
Что подавлена проклятою тюрьмой
Вся вражда во мне, кипевшая к нему.

Он язвил меня и в прозе, и в стихах;
Но мы бились не за старые долги,
Не за барыню в фальшивых волосах,
Нет! — мы были бескорыстные враги!

Вольной мысли то владыка, то слуга,
Я сбирался беспощадным быть врагом,
Поражая беспощадного врага;
Но — тюрьма его прикрыла, как щитом.

Перед этою защитой я — пигмей...
Или вы еще не знаете, что мы
Легче веруем под музыку цепей
Всякой мысли, выходящей из тюрьмы.

Иль не знаете, что даже злая ложь
Облекается в сияние добра,
Если ей грозит насилья острый нож,
А не сила неподкупного пера.

Я вчера еще перо мое точил,
Я вчера еще кипел и возражал,
А сегодня ум мой крылья опустил,
Потому что я боец, а не нахал.

Я краснел бы перед вами и собой,
Если б узника да вздумал уличать!
Поневоле он замолк передо мной —
И я должен поневоле замолчать.

Он страдает, оттого что есть семья, —
Я страдаю, оттого что слышу смех:
Но что значит гордость личная моя,
Если истина страдает больше всех!

Нет борьбы, и — ничего не разберешь —
Мысли спутаны случайностью слепой, —
Стала светом недосказанная ложь,
Недосказанная правда стала тьмой.

Что же делать? и кого теперь винить?
Господа, во имя правды и добра —
Не за счастье буду пить я — буду пить
За свободу мне враждебного пера!

Яков Петрович Полонский

@темы: Россия, дискуссии, литературная республика, они и мы

10:14 

Современные художественные образы исторических кинолент от А до Я

marianne68
Ceux qui font les révolutions à moitié ne font que se creuser un tombeau

Пособие для выпускников ВГИКа



В наше стремительно меняющееся время, когда мы заново переосмысливаем нашу историю и наконец-то узнаём Правду, настоящим творцам (которыми выпускники ВГИКа и являются) уже просто необходимо определить для себя какие-то основные, незыблемые творческие каноны, правила, образы. Это пособие будет своего рода подспорьем, если хотите – фундаментом, на котором и должны будут стоять кинематографические произведения Настоящих Творцов Обновлённой России, претендующих на историческую реальность.
А – Арбат. Улица в Москве, на которой обязан жить или хотя бы побывать главный положительный герой. Культовая улица для любого интеллигента. Показ этой улицы должен сопровождаться проникновенной песенкой Окуджавы «ах Арбат, мой Арбат…».

Б – Белая гвардия. Беззаветная гвардия, сражающаяся на просторах бывшей Российской Империи за торжество Добра. Характерная деталь – воины Белой гвардии всегда наступают правильными пехотными цепями и всегда во весь рост – это потому что они благородны и бесстрашны, в отличие от пьяной матросни или черни. Также отличаются подтянутостью, трезвостью и золотыми эполетами.

Баржи. В баржах зверски топятся интеллигенты, поэты, а также воины Белой гвардии, которые изредка всё же попадают в плен к пьяной матросне. Действие часто проходит в Северном Ледовитом океане.

В – Вечера. Всегда упоительны. Но - только в России, Которую Мы Потеряли (очень важное замечание). В кадре обязательны балы, красавицы, лакеи и юнкера. Чтобы максимально достоверно раскрыть картину вечеров, необходимо в звуковое сопровождение включить хруст французской булки.

читать дальше

Это пособие обошло уже весь ЖЖ, но настолько метко и остро, что и у нас поставлю, граждане.
Источник тут, а я первый раз увидела у товарища ustik.

И что следует добавить - специально для большой малочитающей части «обновленной России», если им эта запись попадется на глаза: похожее пособие предложил Великий Комбинатор поэту Ухудшанскому, типу, мнящему себя поэтом, но без намека на творческую искру, зато всем и всеми недовольного и вечно брюзжащего (Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой теленок»).

А в «Двенадцати стульях» был еще колоритный персонаж, тоже оплакивающий Россию-Которую-Мы-Потеряли: он стоял в музее, обхватив колонну, тупо глядя в пространство, и цедил единственную фразу: «Эх, люди жи-или!..»

@темы: 20 век, Россия, дискуссии, казус ляпсус, либерализм, они и мы, товарищам

23:02 

22 апреля

Свобода начинается с иронии


Официальным праздником (и выходным) этот день никогда не был,
но то, что это был красный день календаря -
это, по-моему, без сомнений. Ориентир такой, наряду с 1 мая и 7 ноября,
к этим дням планировали начала и завершения, особо важные отчеты,
на производстве, в науке...
А в школе в этот день принимали в октябрята, пионеры и в комсомол.
Октябрятскую звездочку и комсомольский билет мне вручали осенью, а вот пионерский галстук торжественно повязали 22 апреля 1990 года.
И, конечно, этот день всегда отмечали субботниками и воскресниками.
И это было здорово!

И здорово, что день рождения Владимира Ильича Ленина сегодня, несмотря на два десятка лет противодействия, либеральной контровской пропаганды, бессовестного вранья и изощренных псевдонаучных приемов,
несмотря на все на это, не мало людей воспринимают как ДАТУ, как ПРАЗДНИК.

Товарищи коллеги,
во-первых, рекомендую пойти в "Знание - власть" и читать новую биографию Ленина (книга издана в 2005 году и написана в начале 21 века )),
во-вторых, хочу поделиться ссылкой на галерею рисунков Лихачева,
в-третьих, вот какую интересную подборку выдал поисковик всемирной базы фильмов.


 

@темы: товарищам, революции, полезные ссылки, персона, они и мы, имена, события, календарь, Россия

14:15 

европейская аристократия: 1815-1914 гг.

Nevile
Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
Dominic Lieven
THE ARISTOCRACY IN EUROPE. 1815—1914

Macmillan Press London, 1992

Доминик Ливен
АРИСТОКРАТИЯ В ЕВРОПЕ. 1815—1914
перевод с английского под ред. М.А.Шерешевской
СПб: Академический проект. 2000

СКАЧАТЬ



Содержание

Список таблиц. Таблицы расположены в тексте соответствующих глав

Аннотация издательства

Не могу не сказать, что на книгу меня навела capra milana, за что ей большое спасибо! Читал с интересом и пользой.

@темы: 19 век, 20 век, Великобритания, Германия, Европа, Россия, историография, новые публикации, социальная история

21:07 

декабристы, народники, марксисты

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)
22:22 

"ах, боже мой, он карбонари!.."

...чужой среди своих
23:55 

"против кого дружим?.."

Армия принципов прорвется там, где не пройдет армия солдат. Т.Пейн
как принцип международной политики (

ФОССЕЙ ДЖОН КОББ ХЕРНШОУ
ЕВРОПЕЙСКИЕ КОАЛИЦИИ, СОЮЗЫ и СОГЛАСИЯ,
НАЧИНАЯ с 1792 года


Перевод с английского М.ЗЕЛИНСКОГО
под общей редакцией Ф.РОТШТЕЙНА

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАБИНЕТ ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
БИБЛИОТЕКА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКВА, 1924. 38 c.


Предисловие Ф. Ротштейна
Введение
I. Первая коалиция против Франции 1792-93 гг.
II. Вторая коалиция против Франции 1799 г.
III. Вооруженный нейтралитет 1800 г.
IV. Третья коалиция против Франции 1805-6 гг.
V. Свободный союз против Франции 1809 г.
VI Четвертая коалиция против Франции 1812-14 гг.
VII. Пятая коалиция против Франции 1815 г.
VIII. Священный союз 1819 г.
IX. Четверной союз 1815 г.
X. Тройственный союз 1827 г. для защиты греков
XI. Четверной союз 1834 г.
XII. Четверной союз 1840 г. против Магомета-Али
XIII. Союз против России 1854 г.
XIV. Союз трех императоров 1872 г.
XV. Тройственный союз 1882 г.
XVI. Тройственное согласие 1907 г.
XVII. Балканская лига 1912 г.
XVIII. Лондонское соглашение 1914 г. и союз 1914-18 гг.

Брошюра справочного характера, детального и глубокого анализа причин создания коалиций и обзора военных действий не включает.

Материалы к главам 1-6:


Международная политика в документах
Французская дипломатия во время Революции: материалы Министерства иностранных дел Франции
А.Нарочницкий. Вопросы войны и мира во внешней политике якобинской республики летом 1793 г.
А.Нарочницкий. Робеспьеровский Комитет общественного спасения и нейтральные страны с осени 1793 г. до раскола среди якобинцев
А.Нарочницкий. Якобинская республика и нейтральные государства летом 1793 г.

К главам 14-18:


И.Галкин. Франко-прусская война и Парижская Коммуна. Франция и Германия в 1870-1914 гг. (или формат дежавю).

Благодарю всех за книги, появившиеся за несколько последних недель, за мое отсутствие,
рад вас снова видеть, уважаемые коллеги,
и поздравляю Натали с недавно бывшим днем рождения )

@темы: новые публикации, история дипломатии, военная история, Франция, Россия, Нидерланды, Июльская монархия, Италия, Европа, Германия, Великобритания, Великая французская революция, Бонапарт, Бельгия, АРТеФАКТическое/иллюстрации, 20 век, 19 век, 18 век

02:21 

тогда и теперь (только личный опыт)

Свобода начинается с иронии
Этот соц-опрос мы обсуждали с товарищами редакторами еще зимой, и вот дискуссии наши, граждане коллеги, все-таки провоцируют такой опрос провести.
Задача –

сравнить свою жизнь (и мировосприятие; мироощущение; настроение – кому что ближе) до 1990 года и после.


Непременные условия:
1) Только свой личный опыт! Не надо никаких обобщений «за всю Одессу» (т.е. за всю страну); не надо про соседа дядю Петю и троюродную тетю Свету и знакомого знакомой маминой подруги… Только – Вы, Ваша жизнь, Ваш личный опыт, ясно и конкретно: тут +, тут -, тут ничего не изменилось, и т.п.
2) Следует из пункта 1 – в опросе могут участвовать только люди, родившиеся не позже 1978 года. Да, я понимаю, что таким образом «отсекаю» многих моих друзей, читателей и сама себя. Но надо исходить из реальности: те, кому было в 1990-91 по 10-11 лет, не отвечали за себя и тем более за кого-то еще, не добывали средства к существованию для семьи, не участвовали в политической жизни. Эту возрастную границу, по-хорошему, следовало бы еще ниже опустить, года до 1972, но просто, боюсь, тогда отвечающих будет очень мало.
3) Просьба обязательно отметить два обстоятельствасоциальную принадлежность и сферу деятельности (например, «я из семьи инженеров, до 91 работала учителем, сейчас тоже») и место жительства (тут важно принципиально – РСФСР или другая союзная республика, столица или областной город, или маленький городок, или поселок).

Сроков «сдачи» не устанавливаю. Будет что проанализировать и обнародовать через неделю - так и поступим.
И прошу хорошо обдумать ответ, если Вы решите поучаствовать. Чтобы он не отражал Ваше минутное настроение.
Поскольку в дайри комменты не скрываются, можно отвечать в ЖЖ.
Я поставила разрешение на анонимное (неавторизованное) комментирование, но вы, пожалуйста, подписывайтесь, кто есть кто, хотя бы своим ником.
Безымянных респондентов в основную группу все равно не включу. Вот такая я вредная. )

21 августа 2009


Большое спасибо всем, кто откликнулся на это предложение.
Представляю по тону некоторых постов, что для вас это было очень не просто, потребовало напряжения душевных сил. Спасибо.


Мы не ставили задачу сравнить два государства, две системы, и т.д. – для такого сравнения требуются другие совсем показатели и методы.
А хотели мы увидеть – все вместе – что же, все-таки, важно для людей в их оценке своей жизни в данном обществе.
Вопрос сформулирован «в общем» - для того, чтобы заранее не задавать направление ответа. Было важно то, что же сам человек выберет в качестве критериев сравнения.
Потому что очень-очень-очень часто, в разных спорах с апологетами либерализма и рынка и, соответственно, сторонниками государственного курса с 91 года, основным доводом с их стороны служит… а вот как раз не восторжествовавшие будто бы «общечеловеческие ценности»! и не обретенные якобы «свободы»! Нет – их сравнение сводится к тому, что в СССР у них не было «доступа к благам», «за импортными шмотками приходилось стоять в очереди», социальная стабильность – это была «тюремная пайка вовремя».
Таковые здесь в опросе не представлены, и этого следовало ожидать )). А жаль, честное слово.
Проанализировать ответы каждый может и сам (сейчас я открыла почти все, кроме тех ответов, на открытие которых еще не получила согласие).
Картина получилась несколько односторонняя. Но, по-моему, интересная. Может, с моими они разойдутся.
запись создана: 29.06.2009 в 19:12

@темы: экономика должна, товарищам, социальная история, Советский Союз, Россия, 20 век

09:25 

революционеры и либералы России

Березовый сок
Вопреки видимости, именно зима — пора надежды (Ж.Сесборн)

РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ и ЛИБЕРАЛЫ РОССИИ


М.: Наука, 1990. 336 с.

В сборнике, посвященном 100-летию со дня рождения Бориса Павловича Козьмина, исследуются взаимоотношения революционеров и либералов - одна из коренных проблем общественного движения. Повествуется о различных течениях революционной мысли в этот период, об идейном разногласии в освободительном движении, о направленности русского утопического социализма.
СОДЕРЖАНИЕ
(Для публикации в нашей библиотеке мы выбрали несколько статей – их названия выделены жирным шрифтом)
В.А.Твардовская, Б.С.Итенберг. За изучением революционного движения в России (К столетию со дня рождения Б.П.Козьмина)
Б.С.Итенберг. Революционеры и либералы в пореформенной России
Б.П.Балуев. Либеральное народничество и Г.В.Плеханов (проблема интеллигенции)

В.А.Твардовская. Революционная демократия и Ф.М.Достоевский
Н.М.Пирумова. «Русский социализм» А.И.Герцена
Е.Л.Рудницкая. «Общество Народного Освобождения» и его русские связи (кружок П.Г.Заичневского)
В.И.Харламов. Публицисты «Недели» и формирование либерально-народнической идеологии в 70-80-х годах XIX в.
В.Я.Гросул. Газета «Общее дело» о событиях в Юго-Восточной Европе (80-е годы XIX в.)
Е.А.Дудзинская. Общественно-политическая деятельность А.И.Кошелева в пореформенное время
А.С.Нифонтов. Письма русского посла Н.А.Орлова 1859-1865 гг.
С.В.Мироненко. «Московский заговор» 1817 г. и проблема формирования декабристской идеологии
Т.В.Мальчикова. Проблемы истории рабочего движения в исследованиях Б.П.Козьмина
О.В.Будницкий. История «Народной воли» в идейной борьбе первой российской революции
Б.М.Шахматов. Журнал и газета «Набат» П.Н.Ткачева (указатель содержания)

Дополнительный список научных трудов Б.П.Козьмина


Скачать


Из статей:

Борис Самуилович ИТЕНБЕРГ
РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ и ЛИБЕРАЛЫ в ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ


Борис Петрович БАЛУЕВ
ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАРОДНИЧЕСТВО И.Г.В.ПЛЕХАНОВ
(ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ)


Елена Львовна РУДНИЦКАЯ
«ОБЩЕСТВО НАРОДНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ» и его РУССКИЕ СВЯЗИ
(кружок П.Г.Заичневского)


Сергей Владимирович МИРОНЕНКО
«МОСКОВСКИЙ ЗАГОВОР» 1817 г.
и ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКАБРИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ


Т. В. МАЛЬЧИКОВА
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ
в ИССЛЕДОВАНИЯХ Бориса Павловича КОЗЬМИНА


Олег Витальевич БУДНИЦКИЙ
ИСТОРИЯ «НАРОДНОЙ ВОЛИ»
в ИДЕЙНОЙ БОРЬБЕ ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


Борис Михайлович Шахматов. Журнал и газета «Набат» П.Н.Ткачева (указатель содержания)


Скачать

Тематические материалы
Т.Кондратьева. Большевики-якобинцы и призрак Термидора
М.Покровский. Очерки русского революционного движения XIX - нач. XX вв.
О.Орлик. Передовая Россия и революционная Франция (1830-е гг.)
П.Ткаченко. Восприятие революционными разночинцами идей западноевропейского утопического социализма
М.Домманже. Бланки


Сканировал гражданин Без диплома

@темы: якобинцы, свобода-право-власть, революции, они и мы, новые публикации, народники, массы-классы-партии, либерализм, история идей, дискуссии, декабристы, Россия, 20 век, 19 век

12:46 

либерализм (тема перманентная)

Свобода начинается с иронии
Граждане коллеги, делаю то, что давно собиралась.
В разговоре о Парижской коммуне в комментариях у нас возник еще такой спор
А либерализм часто ведет к фашизму...
URL комментария
а от этого перешел b на то, в чем вообще суть либерализма.

Поскольку тема заслуживает отдельного внимания (я не говорю, что немедленной эмоциональной реакции ) ) и вообще тема перманентная, выношу отдельные комментарии со ссылками на них. так чтоб "сюжетную линию" восстановить и основные доводы всех сторон.
Высказывались marianne68, revolt-d, ton mu, Belle Garde и я.
*

@темы: Европа, Россия, дискуссии, история идей, либерализм, они и мы, революции, социальная история

13:29 

антиклерикальная акция

Свобода начинается с иронии
23 октября 2009 года на факультете международных отношений во время Пятой Ежегодной научной (!?) конференции "Религия в современной системе международных отношений" Комитетом 68-ми была проведена акция прямого действия. Цель акции - протест против клерикализации образования и насаждения мракобесья.
Недовольными студентами был избран путь окончательной абсурдизации и без того абсурдного мероприятия. Участники акции переоделись в антиклерикальных персонажей.
В ход акции сразу вмешались охваченные религиозным безумием преподаватели факультета и организаторы клерикального действа. Участников грубо выволакивали из актового зала притом, что студенты не совершили ничего противозаконного.
Организаторы конференции преследовали акционистов вплоть до ул. Пролетарской диктатуры, т.е. уже за пределами территории университета. Было применено физическое насилие к участницам, а студенту-чёрту угрожали крестом или крестами (?), проявляя пример истинно христианской добродетели смирения.
Комитет 68-ми, состоящий из студентов СПбГУ разных факультетов, выступает против клерикализации образования и религиозной пропаганды в стенах Университета, а также против фактического запрета свободы совести для учащихся.
Борьба продолжается!
Комитет 68-ми komitet68@yandex.ru
Источник: gadkaya-zebra.livejournal.com/25054.html
Кросс-пост lepestriny

И не могу не добавить "от себя лично". В школе до минимума урезали программы и часы на биологию, химию, физику, даже русский язык. За счет этих предметов вводятся славо-правие и... физкультура. А как же! Рабам нужны только мышцы да "страх божий" перед хозяевами. Знания им категорически ни к чему. Такова программа для нашего общества. (((
У гражданина Мнема - замечательно выраженный итог. Только вместо "подай" надо бы поставить "дай!" Эти не просят, они же требуют.

@темы: товарищам, социальная история, религия и церковь, полезные ссылки, они и мы, капитал, Россия

00:03 

меж революциями, реакцией, диктатурами: Испания за полвека

...чужой среди своих

Мы оставили этих и других милых персонажей в затруднительном положении.

За шесть лет французского плена Фердинанд окончательно нашел себя. Его жизнь в замке Валансе протекала в истинно бурбонском стиле: прогулки, биллиард, танцульки, пьяные оргии, любовные интриги, религиозные церемонии. Под высоким руководством своего духовника Остоласа — законченного негодяя перуанского происхождения — Фердинанд сам служил обедни и лично вышивал покров богородице из белого шелка с золотом. При каждом удобном случае он позорно раболепствовал перед Наполеоном: поздравлял его с одержанными победами, просил дать ему в жены принцессу из рода Бонапартов, умолял императора назначить дон Карлоса начальником одной из дивизий «великой армии», отправившейся на завоевание России. Все худшие стороны натуры Фердинанда полностью развились во Франции, и теперь он возвращался домой законченным реакционером, мракобесом-церковником и трусливо-мстительным изувером…
<…> Все это было не очень умно, …но зато это было в стиле Фердинанда, так гармонично сочетавшего в себе два основных начала: глупость и подлость.


Иван Михайлович МАЙСКИЙ
ИСПАНИЯ 1808–1917
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК


М.: издательство АКАДЕМИИ НАУК СССР. 1959


Начало публикации текста

В этом выпуске:
Контрреволюция (1814—1820)
Вторая революция (1820—1823)

Такова была расстановка классовых сил в эпоху второй испанской революции. Любопытно сравнить ее с той, которая наблюдалась во Франции в конце XVIII века. Конечно, все исторические аналогии условны и их нельзя принимать слишком буквально. Но все-таки с этой оговоркой можно считать, что между указанными периодами испанской и французской истории имеются, с одной стороны, известные элементы сходства, а с другой стороны, известные элементы различия.
Отметим сначала элементы сходства. Вот главнейшие из них: основные социальные силы, стоявшие на стороне феодальной реакции, в обоих случаях были одни и те же; то же самое следует сказать и об основных социальных силах революционного лагеря, а также об имевшихся в нем внутренних группировках, ибо умеренные были испанским вариантом жирондистов, восторженные — испанским вариантом якобинцев, а коммунерос — испанским вариантом кордельеров; клуб «кафе Лоренсини» явно подражал клубу якобинцев, а безрубашечники несомненно вдохновлялись примером санкюлотов.
Наряду с элементами сходства, имелись и весьма серьезные элементы различия. Вот главнейшие из них: французская революция в противоположность испанской ликвидировала помещиков и дала крестьянину землю, а это подрезало корни феодальной реакции и обеспечило победу буржуазии; монархия была низвергнута и ее место заняла республика; внутренняя борьба в лагере французской революции закончилась торжеством якобинцев, а это в свою очередь привело к созданию крепкой революционной власти и верной революции вооруженной силы, сумевших разгромить всех врагов революции — как внутренних, так и внешних.


Интервенция «Священного союза»
Черное десятилетие (1823—1833)
Первая карлистская война и третья революция (1833—1843)

(«испанская Вандея»)
За дон Карлосом, прежде всего, стояла старинная родовая аристократия, гранды, преимущественно гранды экономически более отсталых северных районов — Наварры, Басконии, Арагона, — поддерживаемые известной частью дворянства. Далее, за дон Карлосом стояло большинство высшего католического духовенства, в частности уже известная нам апостолическая партия. Церковная иерархия играла особенно крупную роль. Она мечтала о возрождении того «счастливого» времени, когда короли являлись послушным инструментом ее политики: Фердинандом, как мы знаем, сановники церкви были не вполне довольны. Напротив, дон Карлоса они считали вполне подходящим для себя королем. Персонально он стоял значительно выше своего старшего брата и потому представлял собой более удобный материал для творимой монархической легенды. Политически он был честолюбив и с упоением мечтал о престоле, в чем его сильно поддерживала жена — португальская принцесса Мария Франциска. В то же время дон Карлос был слабоволен, смиренно-благочестив, сугубо консервативен. Он точно нарочно был создан для того, чтобы стать игрушкой в руках своего духовника.
А кто стоял за Христиной?
Здесь картина была значительно сложнее. Сама по себе Христина мало чем отличалась от дон Карлоса в области политических взглядов и настроений. Она была доброй католичкой и убежденной роялисткой старобурбонского толка. Ее идеалом являлась феодально-абсолютистская монархия прошлого — пышная, блестящая, с придворной камарильей, с интригами и дуэлями, с балами и любовниками, с трубадурами и шутами. Всякий намек на возможность контроля монархии со стороны народа Христина воспринимала как личное оскорбление. Всякое проявление либерализма рассматривала как дьявольское наваждение. Энергичная и властолюбивая, она была взбалмошна, вероломна, капризна, распущенна и чрезвычайно падка на богатство. «Легкость» в нравах у нее была необыкновенная.
Совершенно очевидно, что в сфере «идеологической» между дон Карлосом и Христиной легко было бы перекинуть спасительный мостик. Однако борьба за трон превращала их в ожесточенных врагов.

Социальные корни войны
Военные операции
Политическая борьба
Диктатура Эспартеро
Диктатура генерала Нарваеса (1843—1854)
Экономика Испании в середине XIX века


Не огорчайтесь заранее - вас ждет встреча не только с Фердинандом, Карлом, Александром I, но и с Рафаэлем Риего, Антонио Кирогой, декабристами.
А продолжение следует!
Картинки тоже. )

@темы: экономика должна, социальная история, свобода-право-власть, реставрация, религия и церковь, революции, персона, новые публикации, массы-классы-партии, либерализм, история идей, история дипломатии, историки, декабристы, военная история, веселые картинки, Франция, Россия, Июльская монархия, Испания, Европа, Великобритания, 19 век, 1830-е

12:04 

красный день календаря

Чем больше артист, тем больше пауза!
20:27 

собрание сочинений Е.В.Тарле

Свобода начинается с иронии
АКАДЕМИК Евгений Викторович Тарле
СОЧИНЕНИЯ В ДВЕHАДЦATИ ТОМАХ. 1959, ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДEMИИ НАУК СССР MОСКВА.

Том 1
Крестьяне в Венгрии до реформы Иосифа II
Чарльз Парнель. (Страница из истории Англии и Ирландии).
Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени
Английская годовщина 1827-1902. (К семидесятипятилетию со дня смерти Джорджа Каннинга
Чем объясняется современный интерес к экономической истории.
Ирландия от восстания 1798 года до аграрной реформы нынешнего министерства.
Роль студенчества в революционном движении в Европе в 1848 году. (Исторический очерк)
Рабочие национальных мануфактур во Франции в эпоху революции (1789-1799 гг.).

Том 2
РАБОЧИЙ КЛАСС ВО ФРАНЦИИ В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИИ

Том 3
КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БЛОКАДА

Том 4
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КОРОЛЕВСТВА ИТАЛИИ В ЦАРСТВОВАНИЕ НАПОЛЕОНА I
ПАДЕНИЕ АБСОЛЮТИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
БЫЛА ЛИ ЕКАТЕРИНИНСКАЯ РОССИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ ОТСТАЛОЮ СТРАНОЮ? АНГЛИЙСКИЙ ПОСОЛ И ЕКАТЕРИНА В 1756—1757 гг.
ПЕЧАТЬ ВО ФРАНЦИИ ПРИ НАПОЛЕОНЕ I
К ИСТОРИИ 1904-1907 гг.
ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I И КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ ПО НЕИЗДАННЫМ ДОНЕСЕНИЯМ ФРАНЦУЗСКИХ ДИПЛОМАТОВ 1842—1847 гг.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ В ПАРИЖЕ

Том 5
ВОЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НА ЗАПАДЕ ЕВРОПЫ И ДЕКАБРИСТЫ.
ЕВРОПА В ЭПОХУ ИМПЕРИАЛИЗМА. 1871—1919 гг
ГРАФ С.Ю. ВИТТЕ. ОПЫТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Том 6
РАБОЧИЙ КЛАСС ВО ФРАНЦИИ В ПЕРВЫЕ ВРЕМЕНА МАШИННОГО ПРОИЗВОДСТВА
ЖАН-ПОЛЬ МАРАТ, ДРУГ НАРОДА.
КРУПНАЯ СТАЧКА ШАХТЕРОВ РИВ-ДЕ-ЖЬЕ В 1844 г.
ЖЕРМИНАЛЬ И ПРЕРИАЛЬ
ДОНЕСЕНИЯ ЯКОВА ТОЛСТОГО ИЗ ПАРИЖА В III ОТДЕЛЕНИЕ.
ВЗЯТИЕ БАСТИЛИИ.
СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Том 7
НАПОЛЕОН
НАШЕСТВИЕ НАПОЛЕОНА НА РОССИЮ 1812 г.
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И АНГЛИЯ.
ПРЕДИСЛОВИЕ [к книге Наполеон. Избранные произведения, т. 1. М., Воен. изд., 1941].
МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ - ПОЛКОВОДЕЦ И ДИПЛОМАТ.

Том 8
КРЫМСКАЯ ВОЙНА, Часть.1

Том 9
КРЫМСКАЯ ВОЙНА, Часть.2

Том 10
ЧЕСМЕНСКИЙ БОЙ II ПЕРВАЯ РУССКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В АРХИПЕЛАГ (1769 - 1774).
АДМИРАЛ УШАКОВ НА СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ (1798 - 1800)
ЭКСПЕДИЦИЯ АДМИРАЛА СЕНЯВИИА В СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ (1805-1807)
СЕВЕРНАЯ ВОЙНА И ШВЕДСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА РОССИЮ

Том 11
ТАЛЕЙРАН
СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ 1896 – 1940гг.

Том 12
СТАТЬИ И РЕЦЕНЗИИ 1941 – 1955гг.
«НАПОЛЕОН» СТЕНДАЛЯ
БОРОДИНО
Библиография печатных трудов академика Е. В. Тарле

Это все в библиотеке гражданина crusoe.
Ссылки - в "Знание - власть".

@темы: 18 век, 19 век, Бонапарт, Великая французская революция, Великобритания, Европа, Жан-Поль Марат, Россия, Россия и Франция, Франция, военная история, историки, историография, история дипломатии, персона, полезные ссылки, социальная история

02:43 

"две головы орла, которые означали деспотизм и суеверие, были отрублены"

"Я очень близок к решению, - ответил Вильгельм, - только не знаю, к которому"
Я увидел себя во сне на улицах хорошо знакомого Петербурга, но вокруг все до того изменилось, что трудно было поверить, что я нахожусь в знакомом городе. Новые прекрасные общественные здания возвышались на каждом шагу, а старые, хорошо знакомые дворцы и казармы имели совершенно новое назначение, до странности не похожее на первоначальное. Раньше город был наполнен бесчисленными казармами, - теперь они были заняты общественными школами, академиями и библиотеками всех видов. Вот мрачный Михайловский замок, в котором задушили Павла I, - теперь на нем надпись большими золотыми буквами: «Дворец Государственного Собрания». Вот Аничкин дворец, через большие стеклянные окна которого видно множество прекрасных статуй из мрамора и бронзы. Это Русский Пантеон, собрание статуй и бюстов людей, прославившихся своими талантами или заслугами перед Отечеством.
На Невском картина тоже переменилась. Ранее вдали рисовался силуэт монастыря, а теперь вместо него возвышалась триумфальная арка, как бы воздвигнутая на развалинах фанатизма. В этот момент музыка необычайной гармонии и силы достигла моего слуха. Бесчисленное множество народа вливалось во врата гигантского круглого здания, увенчанного куполом, - именно оттуда слышались потрясшие меня звуки. Размеры и великолепие здания превосходили не только все то, что существовало в то время на земле, но и огромные памятники римского величия. Бронзовые двери необычайной величины открывались, чтобы впустить народ, и я вошел вместе с толпою.
Изнутри купол, поддерживаемый тройным рядом колонн, представлял небо, покрытое звездами. Белый мраморный алтарь возвышался посреди залы, на нем горел неугасимый огонь. Нет ни икон, ни священников, только в глубоком молчании стоящий народ слушает изумительную музыку. Минутное молчание воцарилось в храме, после чего несколько превосходных по правильности и звучности голосов стали петь гимн созданию под музыку Гайдна. Я думал, что действительно внимаю хору ангелов.
Я приблизился к старцу, только что перед тем обращавшемуся к толпе со ступеней алтаря: «Сударь, извините любопытство иностранца, который, не зная, должно ли верить глазам своим, осмеливается спросить у вас объяснения стольким чудесам. Разве ваши сограждане не принадлежат к греко-кафолическому вероисповеданию? Но величественное собрание, которого я только что был свидетелем, равно не похоже на обедню греческую и латинскую и даже не носит следов христианства».
«Откуда же вы явились? - ответил мне старец. - Или изучение истории до того поглотило вас, что прошедшее для нас воскресло, а настоящее исчезло из ваших глаз? Вот уже около трех веков, как среди нас установлена истинная религия, т.е. культ единого и всемогущего бога, основанный на догме бессмертия души, страдания и наград после смерти и очищенный от всяких связей с человеческими суевериями. Мы не обращаем наших молитв ни к пшеничному хлебу, ни к омеле с дуба, ни к святому миру, - но к тому, кого величайший поэт одной нации, давней нашей учительницы, определил одним стихом: «Вечность имя ему, и его создание - мир». Среди простого народа еще существуют старухи и ханжи, которые жалеют о прежних обрядах. Ничего не может быть прекраснее, говорят они, как видеть архиерейскую службу и дюжину священников и дьяконов, обращенных в лакеев, которые заняты его облачением, коленопреклоняются и поминутно целуют его руку, пока он сидит, а все верующие стоят. Скажите, разве это не было настоящим идолопоклонством, менее пышным, чем у греков, но более нелепым, потому что священнослужители отождествлялись с идолом? Ныне у нас нет священников и тем менее - монахов. Всякий верховный чиновник по очереди несет обязанности, которые я исполнял сегодня. Выйдя из храма, я займусь правосудием. Тот, кто стоит на страже порядка земного, не есть ли достойнейший представитель бога, источника порядка во вселенной? Ничего нет проще нашего культа. Музыка - единственное искусство, допускаемое при новом богослужении: «она - естественный язык между человеком и божеством».
Проходя по Дворцовой площади, я видел, что старый русский флаг вьется над черными от ветхости» стенами Зимнего дворца,однако вместо двуглавого орла с молниями в когтях было изображение парящего в облаках феникса, который держит в клюве венок из оливковых ветвей и бессмертника. «Как видите, мы изменили герб империи, - сказал старец: - Две головы орла, которые означали деспотизм и суеверие, были отрублены, и из пролившейся крови возник феникс свободы и истинной веры. Великие события, разбив наши оковы, вознесли нас на первое место среди народов Европы».
Кругом царили изобилие и довольство; какой-то новый общественный строй, согласующийся с законами человечности, обеспечивал общее благосостояние, и если кто впадал в бедность, то лишь от чисто случайных несчастных обстоятельств. Они немедленно получали самую щедрую помощь от своих сограждан и выходят из бедности. Все граждане равны перед законом – как то следовало из надписи на новом великолепном дворце: «Святилище правосудия, открытое для каждого гражданина, где во всякий час он может требовать защиты законов». Здесь собирается верховный трибунал, состоящий из старейшин нации.
Великие события, разбив оковы народа, вдохнули новую жизнь в литературное творчество, стали вскрывать плодоносную и почти нетронутую жилу нашей древней народной словесности, и вскоре из нее вспыхнул поэтический огонь, который и теперь с таким блеском горит в наших эпопеях и трагедиях. С установлением новых нравов возникла и хорошая комедия, комедия самобытная.
Проходя по городу, я был поражен костюмами жителей. Они соединяли европейское изящество с азиатским величием, и при внимательном рассмотрении я узнал русский кафтан с некоторыми изменениями.
«Мне кажется, - сказал я своему руководителю, - что Петр Великий велел высшему классу русского общества носить немецкое платье, - с каких пор вы его сняли?»
«С тех пор, как мы стали нацией, - ответил он, - с тех пор, как, перестав быть рабами, мы более не носим ливреи господина. Петр Великий, несмотря на исключительные таланты, обладал скорее гением подражательным, нежели творческим.»
Тут мы готовились пройти во Дворец правосудия - он помещался на другом берегу Невы, и к нему вел великолепный мост, наполовину мраморный, наполовину гранитный. Такого еще не было в Петербурге...


Если кто еще не догадался, мы отмечаем годовщину 14 декабря – годовщину восстания 1825 года на Сенатской площади.
Первая из сегодняшних публикаций - статья

Милицы Васильевны Нечкиной «ДЕКАБРИСТСКАЯ ”УТОПИЯ”»


Декабристы, разумеется, не были утопистами в привычном для историка значении этого слова. Они не оставили после себя утопий, - историк изучает их реальные конституционные проекты, а не фантастические учения об идеальном общественном строе. Но среди идеологических документов раннего декабризма есть один, к которому подходит это слово, несмотря на все сделанные оговорки. Интересующий нас документ разыскан Б.Л.Модзалевским и впервые опубликован в 1927 г. в составе найденных им остатков архива «Зеленой Лампы». В составе архива «Зеленой Лампы» и находится интересующее нас произведение. Озаглавлено оно одним словом «Сон». Рукопись на французском языке занимает шесть листов и содержит авторские поправки. На основе анализа почерка и сопоставления ряда биографических данных Л.Б.Модзалевский пришел к убедительному выводу, что автором ее является Александр Дмитриевич Улыбышев (моцартоведы и моцартопоклонники – улыбнулись :) ).

*
Сообщения о внезапной смерти Александра I были встречены в Англии с недоверием. В самой смерти, конечно, никто не сомневался; одновременно пять курьеров сообщили о ней Ротшильду; так хорошо был поставлен осведомительный аппарат биржи. Не было, однако, уверенности в достоверности сообщений о естественной смерти императора. «Лаконизм «Санкт-Петербургской Газеты», — писала «Morning Post», — очень показателен. Несколько строчек о болезни, точно не указанной, может быть является достаточным для жителей Севера, которым даются лишь краткие объяснения, но это не может удовлетворить любознательных и рассудительных обитателей Запада».
К началу января переход власти к Константину казался совершившимся фактом. «Подобно его отцу Павлу, Константин всегда был и поныне остался сторонником самой суровой дисциплины, и считается большим военным авторитетом. Было бы неправильным считать Константина абсолютным невеждой. Если он и варвар, то варвар цивилизованный…» Оценка Константина, данная в указанной нами выше статье, дает нам ключ к пониманию отношения английского общественного мнения к перспективе его воцарения на русском престоле. Появление на престоле Константина, не связанного узами Священного Союза, и по своему характеру склонного к военной авантюре, немедленно вызвало беспокойство в английской печати и отразилось на настроении биржи. В Сити определенно высказывалось мнение, что «Константин должен будет найти занятие для армии, и так как эта необходимость вполне соответствует личным стремлениям императора, следует ожидать крупных событий. Фонды понижаются под угрозой русско-турецкой войны».
Известие о восстании 14/26 декабря прибыло в Лондон в такой форме, которая не оставляла сомнений о результатах восстания и в успехе нового императора. Схема событий, вырисовывающаяся из сообщений английской печати 11—16 января, примерно такова: отречение Константина явилось вынужденным актом со стороны последнего ввиду враждебного отношения к нему императрицы-матери и других членов императорской семьи. Законный наследник престола — Константин — отказывается от власти; новый император Николай в то же время является в известном смысле узурпатором престола. На защиту Константина выступает часть армии, верная прежней присяге. Восставшие являются, таким образом, защитниками и приверженцами законного императора. Восставшие разбиты, и с вопросом о воцарении Константина временно покончено. О подлинных целях восстания еще ничего неизвестно.
«Принципы легитимизма безнадежно поколеблены... Для нас, англичан, подданных ограниченной монархии, самая вера в легитимизм представляется детской нелепостью. Для других народов, однако, будет полезно это новое доказательство фактического расхождения последователей легитимизма с основными его принципами».
«Сообщения из Петербурга от 26 декабря повествуют об из ряда вон выходящих событиях, происшедших через несколько часов после объявления Николая императором и обагривших кровью русских солдат трон нового императора. Императрица Мария Федоровна обратилась ко всем офицерам петербургского гарнизона с призывом способствовать принесению присяги Николаю полками гарнизона. Все полки изъявили свое согласие, за исключением Московского полка, находившегося в подчинении у самого Константина... Императрица-мать, возмущенная открытым сопротивлением выраженной ею воле и сознавая опасность какой-либо задержки в повиновении армии, отдала приказание начать немедленно стрельбу по восставшему полку. Есть что-то ужасное в мысли, что эти несчастные погибли только потому, что они изъявили нежелание отойти от присяги, которую они принесли лишь несколько дней тому назад».
Петербургское правительство было, таким образом, поставлено перед необходимостью не только найти иное объяснение восстанию, но и снабдить это объяснение достаточными доказательствами, которые произвели бы в Англии и других частях Западной Европы должное впечатление. Этим на наш взгляд объясняется и стремление петербургского правительства дать возможно широкую огласку всем официальным русским документам о событиях 14/26 декабря.
В своей книге «Россия и русские» Николай Тургенев указывает, что отношение английской и французской прессы к участникам декабрьского восстания было в общем и целом довольно беспристрастным. Английская и французская печать ограничивалась последующей регистрацией фактов и в своих комментариях, по указанию Тургенева, не высказывалась ни за, ни против восстания. Только в Германии нашелся «ученый негодяй», начальник уголовной полиции, позволивший себе публично выступить с квазинаучным обвинением участников восстания на основе отчета следственной комиссии.
Исследование английской печати первой половины 1826 года не позволяет нам согласиться с приведенным выше утверждением Николая Тургенева. Мы находим в английской печати отчетливо выявленный призыв к амнистии участников восстания. Требования амнистии весьма многочисленны; в конце января надежды на амнистию встречаются в комментариях к событиям в России почти всех лондонских газет. «Император прощает обманутых, — писала «British Press» 23 янв., — но объявляет о своем намерении наказать виновных и в корне уничтожить злое начало. Вместо подобных обвинений общая амнистия выла бы более подходящей, для нового монарха».
На этом пути английское общество ждало горькое разочарование. Комментируя приговор, «Times» 10 августа отмечал: «36 заговорщиков были приговорены к смертной казни, но только по отношению к пяти из них приговор был приведен в исполнение. Смертная казнь по отношению к остальным 31 была заменена, по милости государя, приговором, значительно более тяжким, чем смерть на эшафоте: пожизненными каторжными работами в рудниках». Далее следуют имена пяти повешенных, «спасенных палачом от милости императора».
Отчет следственной комиссии был приведен почти целиком во всех крупнейших органах печати, но почти ни в одном мы не находим его оценки. Только «Times» обрушивается на николаевское правительство с обвинением в лицемерии и отсталости. «Отчет о так наз. заговоре в России, — писал «Times», — займет, конечно, свое место в архивах русской империи и будет, из любезности, включен в архив (английского) министерства иностранных дел. Императорское правительство, однако, жестоко ошибается, если думает, что чисто формальное следствие, произведенное комиссией из 8 членов — придворных и адъютантов императора, может пробудить к себе доверие в цивилизованных странах Европы, или даже в менее культурной России».
Приговор по делу декабристов и отчет следственной комиссии являлись в глазах английского общества первым провозвестником грядущего удушения всякой свободы в Николаевской России». Мы готовы согласиться, — писал далее «Times», — с составителями отчета в том, что если деспотизм царя должен быть обеспечен навеки, всякое движение к свободе слова, действий и мысли должно быть пресечено в корне». На самом деле «слова и поступки обвиняемых с 1818 года по 26 дек. 1825 г. не заключают в себе ничего такого, что могло бы считаться изменой в любой цивилизованной стране в мире».
В последней статье о процессе участников декабрьского восстания «Times» суммирует намеченные им против Николаевского правительства обвинения: «Большие старания прилагаются в Петербурге для того, чтобы снова убедить мир в виновности лиц, участвовавших в заговоре. Тем не менее, признано, что многие из них до конца заявляли о своем убеждении, что их планы рано или поздно неизбежно будут осуществлены на практике. Многие говорили о высоких мотивах, руководивших ими. Нам представляется, что государи Священного Союза и их наследники остаются верны своей системе; революции должны происходить, потому что не будет реформ. Если государи будут упорствовать в своем нежелании итти на уступки, нет сомнения, что наступит момент, когда крупные изменения произойдут помимо их воли...»
В суждениях английской печати о восстании декабристов мы можем наметить три основные линии. Лишь очень незначительная часть английского общественного мнения рассматривает декабристов как злонамеренных анархистов, опасных революционеров, готовых ниспровергнуть государственную организацию. Гораздо чаще декабристов обвиняют в том, что они недостаточно усвоили передовые идеи западно-европейского конституционализма в его английской форме и вступили на революционный путь.
Итак, вторая работа –

Исаак Семенович Звавич, «ВОССТАНИЕ 14 ДЕКАБРЯ и АНГЛИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ»



*
«Поразительное открытие, что свободолюбивые убеждения гнездятся даже в русской армии, вызвало оглушительный контрудар со стороны Сен-Жерменского предместья» (Стендаль).
Располагая устойчивым и послушным большинством в палате, правительство Виллеля должно было все же считаться с пэрами и держателями крупных рент и отражать удары тройной оппозиции: ультрамонтанов, которые со времени коронации Карла Х в мае 1825 г. считали, что пришел их час (эта крайняя группа ультрароялистов имела своим органом «Quotidienne»); Шатобриана и его группы, которая повела за собой колкий «Journal des Debats»; наконец, либералов, взгляды которых — более или менее направленные на борьбу с правительством — выражали «Courrier» и «Constitutionnel».
Симпатии, которые вначале газета «Journal des Debats» выражала декабристам, исчезли, как только стало ясно, что дело русских дворян потеряно. Что касается газеты «Constitutionnel», то она мало занималась раскрытием смысла восстания, и то с единственной целью доставить затруднения министерству Виллеля. В поразивших газету событиях она усмотрела конец Священного союза, поворотный пункт европейской политики и перспективу ближайшего освобождения греков. Политического смысла движения декабристов и его социального значения она не уловила.
«В Петербурге имели место мятежные действия; восшествие императора Николая на престол отмечено резней, и он должен был пробиваться к трону через кровь собственных гвардейцев» («Constitutionnel»).
«В Петербурге происходят бои. Императорская гвардия стреляла в императорскую гвардию; одни выступают за Николая и систему Александра, а другие — за Константина и московскую партию, которая требует войны за Грецию». Далее следовали комментарии: «Здесь военное восстание в пользу Константина, в городе и среди войск, где не предполагали наличия его сторонников... Возможно, это — движение, которое может перекинуться на всю армию и во все уголки империи, в частности в Москву, Польшу, Бессарабию» («Journal des Debats»). Газета трактовала события как простой результат соперничества двух братьев, ссоры двух партий. Повод к возмущению подменял действительность, которая вскоре сделается ясной, но о которой пока никто не подозревал.
«Constitutionnel», который странным образом не замечал освободительного и революционного характера событий, предлагал, однако, извлечь из них большие уроки: «Кровавые столкновения в России должны вразумить королей, что национальные учреждения и установление общественных свобод являются столь же благодетельными для них, как и для самих народов». Что касается правительства, которое было осведомлено о событиях, то оно «оставило биржу в потемках». «Если г.Виллель и его друзья не воспользовались этой осведомленностью, чтобы получить большие незаконные барыши, то по крайней мере они могли это сделать, и этого достаточно для их осуждения».
Ляферронэ 26 декабря вечером, а затем 27-го доносил о событиях, очевидцем которых он был. Дама получил также очень обстоятельный отчет о 14 декабря, переведенный с немецкого.
В анонимном рассказе о беспорядках, написанном по-немецки и представленном Дама, сообщалось,
Таким образом, 11 января Дама и другие ультрароялистские министры были предупреждены, что петербургское восстание не простая ссора двух князей, а революционный взрыв и что еще неизвестно, закончилась ли уже революция или она только началась.
«Я должен заверить вас, господин барон, — писал он 5 января, — что я далеко не разделяю чувства беспечности, которую проявляет император в отношении только что развернувшегося заговора. Все, что я узнаю от людей благоразумных и хорошо осведомленных о настроении умов, внушает мне еще более беспокойства относительно последствий этого крупного события». Если даже граф Воронцов не смог противостоять обольщению конституционных идей, то можно себе представить, что должно делаться с молодыми офицерами, «которые путем опасного чтения выработали в себе крайние стремления к полной свободе... ничто не может дать представления о смелости разговоров и крайности мнений, которые я постоянно слышу среди офицеров гвардии, являющихся в то же время почитателями самых пылких наших республиканцев и самых горячих бонапартистов. В области заговоров русские более ловки, чем мы. Дерзость сочетается у них с благоразумием, и кажущееся легкомыслие не ведет их к откровенности. События, свидетелями которых мы были, предвещают еще более грозные последствия... Мина взорвалась слишком рано из-за нетерпения и горячности нескольких молодых люден; и даже при этих обстоятельствах им был бы обеспечен успех, если бы во главе их стоял хоть один человек, у которого было бы столько же присутствия духа, сколько у них решимости».
Сен-При, французский посол в Берлине: «Можно сказать с уверенностью, — писал он, — что если бы в день 26 декабря восставшие выказали больше энергии, они разделались бы с империей и с императором». Все внушает опасения за будущее «в этой стране с ее большими злоупотреблениями, которые все живо ощущают... Нельзя скрывать, что среди высших классов и даже среди благоразумных людей, наибольших приверженцев порядка, господствует всеобщая жажда обновления; эго чувство питается ошибками продажной администрации, которыми пренебрегал покойный император и против которых необходимо немедленно найти средство. Это чувство не проникло еще в низшие классы общества, но не эти классы делают революцию, они являются только ее орудием». Надо надеяться, что проекты мятежников будут разрушены: «Надо этого желать, потому что здешняя революция была бы страшной; речь шла бы не о том, чтобы низложить одного императора и заменить его другим: весь общественный порядок был бы потрясен до основания, и Европа покрылась бы его обломками».
В то время как в течение января и февраля 1826 г. поток подробной информации притекал из Петербурга в Париж, на стол совета министров и здесь испарялся, как в песчаной пустыне, парижской прессе приходилось только комментировать официальные сообщения, которые печатались в «Journal de S.-Petersbourg» и которые «Moniteur» не мог скрывать, либо обращаться к крайне редким свидетельствам частных писем, с трудом доставлявшихся из России. Прессе было трудно дать французской публике серьезную информацию. Но этого недостаточно, чтобы объяснить слабость и скудость последней. Даже когда пресса не подчинялась приказам правительства, она нисколько не стремилась углубиться в проблемы, выдвинутые теми, кто носил благородное имя декабристов. Она оставалась то болтливой, то сдержанной...
Журнал «Lе Меrсиrе du XIX-e siecle», правильно оценивая посредственное произведение Альфонса Рабб «Итоги русской истории», напечатанное в начале 1826 г., писал: «Мы с удивлением увидели сидящей на вулкане эту Россию, про которую думали, что она терпеливо несет ярмо самодержавной власти. Можно было видеть, как гордые страсти аристократии сомкнулись с народным недовольством, чтобы, может быть, опрокинуть империю Петра Великого и установить на ее обломках совершенно новый порядок». Россия, вступила на путь, «который должен привести к освобождению русского народа, поднять его к лучам свободу - это путь, который ведет к подлинному могуществу».
Это -

Поль Ангран и его статья «ОТГОЛОСКИ ВОССТАНИЯ ДЕКАБРИСТОВ
ВО ФРАНЦИИ»



Скачать архив можно здесь.


Четвертая статья в нем - Сергея Владимировича Мироненко, «”МОСКОВСКИЙ ЗАГОВОР” 1817 г. и ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕКАБРИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ» из сборника к 100-летию Б.П.Козьмина (фрагменты мы публиковали раньше).

@темы: социальная история, событие, свобода-право-власть, реставрация, революции, полезные ссылки, они и мы, новые публикации, массы-классы-партии, литературная республика, либерализм, источники/документы, история идей, имена, события, календарь, декабристы, Франция, Россия и Франция, Россия, Европа, Великобритания, Великая французская революция, 19 век

03:14 

нивозовский АРТеФАКТический марафон

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
По решению Комитета Общественного Веселья Vive Liberta,
как директор Шарантончика, объявляю
с 10 по 15 нивоза 217-го года
(31 декабря 2009 до 5 января 2010)
АРТеФАКТический марафон.


Иллюстрации могут быть любые по жанру, технике исполнения, времени создания, стране происхождения и тематике (впрочем, за модераторами остается право цензуры),
обязательное условие - иллюстрация должна быть связана с одной или несколькими публикациями или дискуссиями в сообществе, на которую(ые) автор поста дает прямую ссылку.
И в целях экономии трафика и для быстрой загрузки страницы, прошу, коллеги, выкладывать превью, можно без "моря".
* * *
Даю отмашку.

"Генерал Бонапарт закрывает клуб Пантеона" (монохромный вариант картины, втор.пол. 19 в.)
О клубе Пантеона мы вспоминали неоднократно - в темах "После Термидора", заговора во имя Равенства, развития социальных идей во Франции конца 18 в.
www.diary.ru/~vive-liberta/p74039596.htm
www.diary.ru/~vive-liberta/p71864548.htm
www.diary.ru/~vive-liberta/p76446733.htm
www.diary.ru/~vive-liberta/p80853458.htm
www.diary.ru/~vive-liberta/p83411267.htm

@темы: якобинцы, экономика должна, философия, товарищам, социальная история, событие, свобода-право-власть, реставрация, религия и церковь, революции, предметы материальной культуры, полезные ссылки, персона, оригинальные произведения 18 в., они и мы, новые публикации, национально-освободительные движения, народники, массы-классы-партии, литературная республика, либерализм, капитал, казус ляпсус, источники/документы, история науки, история моды, история искусств, история идей, история дипломатии, историки, имена, события, календарь, дискуссии, декабристы, военная история, веселые картинки, Франция, Термидор, Советский Союз, Сильвен Марешаль, Сен-Жюст, Россия, Просвещение, Парижская коммуна, Нидерланды, Моцарт, М.Робеспьер, Л.-О.Бланки, Июльская революция, Июльская монархия, Италия, Испания, Жан-Поль Марат, Жан Мелье, Европа, Директория, Гракх Бабеф, Германия, Вольтер, Великобритания, Великая французская революция, Бонапарт, АРТеФАКТическое/иллюстрации, homo ludens, 20 век, 19 век, 1871, 1848, 1830-е, 18 век, 17 век

18:36 

революция 1848-1849 гг. в Венгрии (часть вторая)

...чужой среди своих

Ревекка Абрамовна Авербух
РЕВОЛЮЦИЯ и НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА в ВЕНГРИИ 1848-1849


М.: Наука. 1965

Введение, главы с 1 по 3 и иллюстрации (в комментариях)
В этом выпуске:

Глава 4. УКРЕПЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ФРОНТА БОРЬБЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
И ЕГО ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (октябрь—декабрь 1848 года)
1. Венгерская революция и октябрьское восстание в Вене
2. Шестинедельная передышка после поражения при Швехате
3. Оборона Пешта. Эвакуация столицы
4. Попытки венгерского правительства найти поддержку в Англии и Франции
Глава 5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕНГРИИ В НАЧАЛЕ 1849 года.
КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ ГОНВЕДСКОИ АРМИИ
1. Политическое положение в Трансильвании
2. Обстановка в Венгрии после сдачи столицы
3. Крестьянство и политика дворянства в первые месяцы 1849 года
4. Деятельность Государственного собрания в Дебрецене. Усиление «Партии мира»
5. Весенний поход и опубликование «Декларации независимости»
Глава 6. ПОСЛЕДНИЙ ЭТАП ВЕНГЕРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1. Правительство Семере
2. Народ и правительство
3. Последние попытки венгерского правительства добиться помощи со стороны Англии и Франции
4. Капитуляция венгерского командования при Вилагоше (13 августа 1849 г.)
5. Последние попытки вооруженного сопротивления силам реакции
6. Борьба венгерского народа за независимость в 1848-1849 годах и передовая русская общественность (А.И.Герцен и Лайош Кошут, Н.Г.Чернышевский)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Скачать файлик

Так мы с L del Kiante довели Венгрию до победы и возвращаемся к нашим средневековым итальянским друзьям. )
запись создана: 31.01.2010 в 20:26

@темы: социальная история, событие, революции, персона, новые публикации, национально-освободительные движения, массы-классы-партии, либерализм, история идей, военная история, Россия, Европа, Австрия, 19 век

18:24 

Об удобных креслах и порченных яблоках

resoner
Не все ли равно, что я делаю. Спросите, что я думаю / Жюль Ренар
Граждане коллеги, перед вами – работа литературоведческая, могущая в той или иной степени быть отнесенной к Веку Просвещения:

А. Г. ГОРНФЕЛЬД
КАК РАБОТАЛИ ГЕТЕ, ШИЛЛЕР и ГЕЙНЕ
Серия «Как работали классики», редактор серии – Д.Д.Благой. Вып.III
М.: кооперативное издательство «Мир». 1933


Вступительная статья И.М.Нусинова (помещена нами после основного текста)
От автора
I. Учеба
II. Поэтика вдохновения и сознательная работа
III. Рабочая обстановка
IV. У истоков замысла
V. Прообразы и признания
VI. Готовая фабула
VII. Исторические материалы и историческая точность
VIII. Работа над планами и работа по планам
IX. Обработка и переработка


Аркадий Гео́ргиевич Го́рнфельд (30.08.1867 — 25.03.1941)


- критик и литературовед, известный весьма, вы без труда найдете и статью С.А.Венгерова о нем, и Ин.Анненского.
Я ограничусь ссылкой на Литературную энциклопедию (по традиции), "Рулекс" и очерк Горнфельда «Чеховские финалы», воспроизведенный по первой его публикации.
В предисловии к книге, написанном Нусиновым, встречается термин, понимание которого важно для восприятия, может быть, и оценки книги, - потебнианство.
Происходит он от фамилии Алекса́ндра Афана́сьевича Потебни́ (22.09.1835 — 11.12.1891), филолога, философа, семиотика.
Исаак Маркович Нусинов (1889—1950?), полагаю, нас тоже должен интересовать, поскольку он выступает оппонентом Горнфельда.


Что касается персонажей книги, то материалы о них можно найти на сводной странице:
Гете
Шиллер
Гейне

а некоторые портреты демонстрировались в связи с публикацией брошюры В.Н.Перцева.

И, как мне кажется, тематически наша новая публикация связана с затрагиваемой уже темой "Гений или труд?"
запись создана: 15.01.2010 в 03:24

@темы: 18 век, 19 век, 20 век, Германия, Просвещение, Россия, дискуссии, история идей, история искусств, история науки, литературная республика, новые публикации, персона, полезные ссылки

12:14 

"о времени и о себе": Эмилия Кирилловна Пименова

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново

ВОСПОМИНАНИЯ Эмилии Кирилловны ПИМЕНОВОЙ


Среди тем записи я выбрала, конечно, «Революция – женского рода!» Эмилия Кирилловна не была революционеркой, если под этим подразумевать сознательную политическую деятельность, подготовку нелегальных изданий, участие в баррикадных боях. Тем не менее – она революционерка. Революционный характер, по Эриху Фромму; человек, умеющий говорить «нет» и говорить «да».
Текст, который я вам предлагаю, может быть интересен интересующимся историей журналистики и литературы и – шире – интересующимся историей России второй половины 19-го столетия. Но не ожидайте, пожалуйста, каких-то эпических картин, потрясающих воображение. Все очень камерно, можно даже сказать, буднично, и при этом совершенно свободно от мелочности (которой часто грешат мем
ауры), естественно и очень тактично.

Содержание
I. Островок Ашур-адэ. — Шхуна "Волга". — Баку. — Вечные огни. — Жизнь на судне. — Ручной барс. — В бурю на двухвесельной лодке.
II. На севере. — Мои родители. - Польское восстание 1863 г. — Кармелитский монастырь. — Польское общество. — Подавление польского восстания. — В институте. — Опять в усадьбе — Поездка в Петербург.
III. Возвращение в Каспий. — Опять на Ашур-адэ. — Знакомство с Генри Стэнли.
IV. Жизнь на острове Ашур-адэ — Литературно-музыкальные вечера. — Завтрак в персидском вкусе. — Неожиданный финал завтрака. — Организация Хивинского похода. — Скобелев. — Кружок прогрессивной молодежи. — Допущение женщин к практической работе в Медико-Хирургической Академии.
V. Подготовка к Хивинскому походу. — Туркмены. — Выступление в поход — Проводы отряда — Мечты об отъезде в Петербург и поступлении на курсы. — Невеста. — Несостоявшаяся свобода. — Буря на Каспии. — Мое предложение будущему мужу. — Свадьба. — Отъезд в Петербург.
VI. В Петербурге. — Экзамены. — Студентка. — Курсы для образования ученых акушерок. — Студенческие волнения. — Переезд в Колпино. — Работа в Николаевском госпитале. — Закрытие курсов.
VII. Приезд родителей. — Жизнь в Колпине. — Переезд в Петербург.
VIII. Знакомство с Н.К.Михайловским, Лесевичем, Южаковым, Г.И.Успенским и Маминым-Сибиряком.
IX. Борьба за жизнь. — Газета "Гражданин". — Первые шаги на литературном поприще — Князь Мещерский. — Встречи с Н.К.Михайловским. — А.А.Давыдова. — М.И.Туган-Барановский. — Похороны Шелгунова. — Высылка Н.К.Михайловского. — "Русское Богатство". — Рождение журнала "Мир Божий". — Ангел Иванович Богданович. — Уход из "Гражданина". — Работа в "Мире Божьем". — А.Волынский и "Северный Вестник". — Н.Ф.Анненский. — Редакторы "Русского Богатства". — Выступления Н.К.Михайловского на вечерах. — Болезнь Гл.Ив.Успенского.
Х. Бюллетени по иностранной политике для военного министра. — Девяностые годы. — Представители марксизма. — Русско-японская война — Смерть Н.К.Михайловского и знаменательная встреча двух процессий.

В нашей библиотеке можно ознакомиться с работой Э.К.Пименовой «Эро де Сешель, творец Французской конституции 1793 года», и статьей Наты Ефремовой о Пименовой, в основном построенной на публикуемых здесь воспоминаниях.

«О пользе революционной риторики» - на правах редактора

@темы: 19 век, 20 век, Великая французская революция, Европа, Революция-женского рода, Россия, Россия и Франция, историки, история идей, история искусств, источники/документы, литературная республика, народники, новые публикации, они и мы, персона, полезные ссылки, социальная история, товарищам

Vive Liberta

главная