• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
09:57 

Иосиф Сергеевич Киссельгоф

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Давний знакомый наш автор.


14.09.1908, Торопец Калининской обл., - 19.05.1973, Уфа

Его трудовая деятельность началась в 1927 г. после окончания Ленинградского педагогического техникума им. Ушинского. До 1938 г. он работал учителем в школах города Ленинграда. После окончания вечернего отделения Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена был оставлен в аспирантуре этого же института, которую окончил в 1941 г., защитив кандидатскую диссертацию на тему: ««Общество друзей народа» и республиканское восстание 1832 г. в Париже». Результаты своего исследования Иосиф Сергеевич опубликовал в ряде статей («Процесс девятнадцати», «Общество друзей народа», «Борьба республиканцев Парижа против Июльской монархии и процесс пятнадцати» и др.).
В 1941 г. он был направлен на работу в Вологодский педагогический институт, где работал доцентом и деканом исторического факультета, а затем заведующим кафедрой всеобщей истории. В 1947—1951 гг. И.С.Киссельгоф работал доцентом кафедры новой и новейшей истории Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена, а с сентября 1951 г. до конца своей жизни — в Башкирском государственном университете сначала деканом факультета, с 1959 г. — заведующим кафедрой всеобщей истории.
В мае 1967 г. Иосиф Сергеевич защитил докторскую диссертацию на тему: «Ви-шистский режим во Франции в годы второй мировой войны». В марте 1968 г. был утвержден в звании профессора.
И.С.Киссельгоф был автором ряда фундаментальных работ по истории французского Сопротивления, опубликованных в различных изданиях, в том числе и во «Французском ежегоднике»: «Капитуляция Франции и вишистский режим в 1940—1941 гг.», «Образование национального фронта борьбы за независимость Франции», «Правящие круги и народные массы Франции после нападения гитлеровской Германии на СССР» и др. Он являлся и автором некоторых историографических статей, опубликованных в разных изданиях.
Под руководством И.С.Киссельгофа кафедра всеобщей истории Башкирского университета превратилась в важный периферийный центр по изучению истории Франции. Он был постоянным редактором выходивших в Уфе сборников «Из истории Франции».
И.С.Киссельгоф был талантливым лектором, педагогом, его лекции по новейшей истории, спецкурсы по истории международных отношений и новейшей истории Франции, а также спецсеминары по истории французского Сопротивления неизменно пользовались большим успехом у студентов.
Преждевременная кончина И.С.Киссельгофа — большая потеря для советских историков, занимающихся изучением истории Франции.

Французский ежегодник 1974


Дату рождения Иосифа Сергеевича мы нашли на сайте Башкирской энциклопедии


Спасибо и на том уфимцам. Вот еще два упоминания:

...Филологическое образование в Башкортостане ведет свое начало с 1920 года, когда в составе впервые открывшегося Уфимского института народного образования (впоследствии Башкирский госпединститут им. К.А.Тимирязева, а с 1957 года – Башкирский государственный университет) был создан филологический факультет, из которого в 1990 году выделился факультет башкирской филологии и журналистики. Деканами историко-филологического факультета в свое время работали Зайцев Яков Васильевич, Киссельгоф Иосиф Сергеевич, Сираев Зариф Исламович...
История факультета Башкирской филологии и журналистики

...Один из крупных промышленных и культурных центров Урала г. Уфа – столица Башкортостана – имеет разнообразную историографическую панораму. Конечно, основные силы ученых сосредоточены на изучении местной проблематики от археологии до современных социально-экономических и культурных процессов, но, подчеркнем еще раз, такой город вполне может развивать все отрасли исторического знания. Ведущую роль в изучении зарубежной истории играют университет и педагогический институт (ныне - педуниверситет). В университете довольно давно функционирует школа «новистов» со сменой ориентации по десятилетиям (конец 50-х – 60-е годы ХХ в.: в центре внимания – новая и новейшая история Франции, возглавлял исследования профессор И.С.Киссельгоф (1908-1973)
Лукиянов Ю. В. Антиковедение в Уфе: возникновение и развитие // СОФИЯ: Альманах: Вып.1 (Уфа: «Здравоохранение Башкортостана», 2005. С.304-307)

Еще мы нашли подтверждение, что в 1943-46 гг. Иосиф Сергеевич был деканом исторического факультета Вологодского государственного педагогического института. И вот тут-то увидели его фотграфию.



К истории возникновения «Общества прав человека и гражданина» (1830—1833)
Республиканское восстание 5-6 июня 1832 г. в Париже


@темы: социальная история, скачать бесплатно, персона, они и мы, новые публикации, массы-классы-партии, история идей, историография, Советский Союз, Россия и Франция, Июльская революция, Июльская монархия, Европа, 19 век, 1830-е

11:23 

шелковый "Карфаген"

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"

Вера Давидовна Маркова
Народное движение в Лионе
(21 сентября 1792 - 29 мая 1793)

Уч. записки Московского государственного
педагогического ин-та им. В.И.Ленина
1949. Т.LVIII. С.3-62

скачать


1. Продовольственный вопрос в Лионе и борьба Центрального клуба за максимум
2. Суд над королем и позиция Центрального клуба Лиона
3. Заседание Центрального клуба 6 февраля 1793 г. и его последствия
4. Борьба Центрального клуба за создание революционной армии и учреждение Революционного трибунала
5. Нарастание конфликта между революционными и контрреволюционными силами лиона и мятеж 29 мая 1793 г.

Мы считаем необходимым напомнить об этой статье, хотя появилась она в нашей библиотеке давно.
О лионском мятеже во время Великой французской революции слышали, наверное, все. Ну, кто мало-мальски внимателен был на уроках истории в школе ;).
А уж кто не был внимателен, те наверняка слышали про ужасный декрет о разрушении Лиона и страшных палачей Фуше и Колло д'Эрбуа (правда, эти события они относят то к Парижской коммуне, то к 1830 году почему-то...) О причинах - если удается добраться в разговоре до причин - называют ответ на изгнание белых пушистых жирондистов из Конвента. До того, что устранение жирондистов от депутатских обязанностей декретировали 2 июня, а мятеж в Лионе (от Парижа 5-6 дней пути для вестового, между прочим) вспыхнул 29 мая, дела нет.
Настоящая статья - единственная в своем роде. Основываясь на документальных источниках, В.Д.Маркова постаралась показать, что социальные противоречия в Лионе имели особый характер, что программа якобинцев Центрального клуба Лиона во многом опережала и парижский Якобинский клуб, и тем более Конвент. И что здесь уже вырисовываются будущие классовые бои, вспыхнувшие в восстаниях 1831 и 1834 годов.


Ну и что касается Колло.

@темы: Великая французская революция, Европа, скачать бесплатно, полезные ссылки, персона, капитал, источники/документы, история идей, дискуссии, Франция, Комитет общественного спасения, якобинцы, экономика должна, социальная история, событие, массы-классы-партии, 18 век

20:54 

революционный праздник или праздник революции?..

Marty Larny
Я уже забыл вопрос, но, думаю, ответил на него
07:09 

1 апреля... на красной скатерти - стакан воды...

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии


Мы выросли,
Но жар не тает,
Бунтарский жар
В нас не ослаб!
Мы выросли,
Как вырастает
Идущий к пристани корабль.


Иосиф Уткин

@темы: 21 век, homo ludens, АРТеФАКТическое/иллюстрации, Америка, Европа, Россия, Советский Союз, история идей, они и мы, революции, товарищам

18:38 

дискуссия о Народной Воле

Без диплома
Круглое невежество - не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже (Платон)

Михаил Николаевич Покровский. К юбилею Народной Воли
Дискуссия о Народной Воле в Обществе историков-марксистов

(открытое заседание секции истории ВКП(б) и ленинизма, 16 и 25 января и 4 февраля 1930 года)

Историк-марксист. 1930. Т.15. С.74-143


Мы постарались найти информацию об участниках этой дискуссии (хотя, к сожалению, не обо всех информацию удалось найти). Спасибо за подсказки в поиске и за помощь гражданам Оксане и Алексею, Митьке и Валентине.
Даже краткие сведения об их биографиях позволяют понять, почему дискуссия о Народной Воле была для них столь важной и принципиальной.

@темы: утопия, скачать бесплатно, свобода-право-власть, революции, полезные ссылки, персона, новые публикации, народники, массы-классы-партии, источники/документы, история идей, историография, историки, дискуссии, Советский Союз, Россия, Европа, 20 век, 19 век

21:55 

"аполитичность" и "безидеологичность" культуры там-у-них

forster2005
"Что толку видеть вещь, если о ней никто ничего не доказывает?!"
Извините, граждане товарищи, за пост не в тему, но оч хочется такой наглядный и яркий свеженький пример в наш арсенал добавить. Потом могу запись снести.

Валерий Гергиев, советский, по профессиональной подготовке, дирижер, по политическим убеждениям - ныне запутинец (а вообще - кто его знает). В 2015 его прочили на место главного дирижера мюнхенского филармонического оркестра. Однако сие может не состояться, поскольку Гергиев публично поддерживает РФ и Крым и подписал открытое письмо путину, а мюнхенцам это очень не нравится. От Гергиева требуют теперь "объясниться", как так он посмел, и даже "отречься", если хочет быть "достойным" славного Münchner Philharmoniker.

@темы: 21 век, Германия, Европа, казус ляпсус, капитал, либерализм, товарищам

13:21 

"демократия" с изнанки - со своими подмоченными "фратэрнитэ" и "эгалитэ" (с)

marianne68
Ceux qui font les révolutions à moitié ne font que se creuser un tombeau
По заказу Гостелерадио... Книгу мне порекомендовал тов. Игорь. Прочитала - понравилось изложение и авторский подход.
Новейшая история, V Республика, генерал де Голль... и не только.


ANDRE DEMICHEL, FRANCINE DEMICHEL, MARCEL PIQUEMAL
INSTITUTIONS ET POUVOIR EN FRANCE

UNE TRADUCTION INSTITUTIONNELLE
DU CAPITALISME MONOPOLISTE D'ETAT
PARIS * EDITIONS SOCIALES * 1975


А.ДЕМИШЕЛЬ, Ф.ДЕМИШЕЛЬ, М.ПИКЕМАЛЬ
ИНСТИТУТЫ И ВЛАСТЬ ВО ФРАНЦИИ
ИНСТИТУЦИОННЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА

Перевод с французского под редакцией и с послесловием М. А. КРУТОГОЛОВА
Переводчик кандидат юрид. наук В. Н. ДАНИЛЕНК0
Редактор - 3. И. ЛУКОВНИКОВА
М.: Прогресс. 1977

скачать


оглавление

@темы: 20 век, Великая французская революция, Европа, Парижская коммуна, история идей, история права, источники/документы, капитал, либерализм, массы-классы-партии, новые публикации, они и мы, полезные ссылки, свобода-право-власть, скачать бесплатно, социальная история

21:38 

8 Марта - да здравствует феминизм!

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Гражданке и граждане, сестры по оружию и братья, товарищи и просто читатели!
Восстанавливаем, обновляем и добавляем.
В этой записи собраны все материалы нашей библиотеки, относящиеся (так или иначе) к "женскому вопросу" и женскому движению в самом широком понимании.


Галина Иосифовна Серебрякова
ЖЕНЩИНЫ ЭПОХИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

М.: государственное издательство художественной литературы. 1958. 160 с.


оглавление


Эмма Адлер
ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1789-1795 гг.

Перевод с немецкого Казимира Казимировича Богдзевича
М.: Товарищество типографии А.И.Мамонтова. 1907


оглавление



Марк Вилье
ЖЕНСКИЕ КЛУБЫ и ЛЕГИОНЫ АМАЗОНОК

Перевод с французского Юрия Михайловича Стеклова
М.: книж.изд-во "Современные проблемы". 1912


оглавление


Адриан Лассер
КОЛЛЕКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН в ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Перевод с французского Эльт
С.-Петербург: типография И.Г.Брауде и К


оглавление

Екатерина Николаевна Щепкина
ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ в ГОДЫ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

с предисловием А.Коллонтай
Петербург: Первая государственная типография, Гатчинская, 26. 1921



Клара Соломоновна Рукшина
Мэри Уолстонкрафт о Великой французской революции



Олимпия де Гуж
Декларация прав женщины и гражданки

перевод с англ. и франц.




Криста Вольф
Нет места. Нигде. Тень мечты (Каролина Гюндероде)




Линн Абрамс
ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ НОВОЙ ЭПОХИ. 1789-1918

Перевод с английского Елены Незлобиной
М.: изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2011





Иван Сергеевич Книжник-Ветров
РУССКИЕ ДЕЯТЕЛЬНИЦЫ I ИНТЕРНАЦИОНАЛА и ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ

М.-Л.: Наука. 1964




Иван Сергеевич Книжник-Ветров
АННА ВАСИЛЬЕВНА КОРВИН-КРУКОВСКАЯ (ЖАКЛАР)
ДРУГ ДОСТОЕВСКОГО, ДЕЯТЕЛЬНИЦА ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ

М.: издательство Всесоюз.общ-ва политкаторжан и ссыльно-переселенцев. 1931




Александр Иванович Молок
ОЧЕРКИ БЫТА и КУЛЬТУРЫ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ 1871 года

Л., 1924


Борьба за светскую школу
Клубы
Женское движение



Луиза Мишель
КОММУНА

перевод с французского О.М.Бескина
М.: Октябрь. 1923




Эмилия Кирилловна Пименова
ВОСПОМИНАНИЯ (1855-1904 гг.)




И еще - вспомним тех, благодаря кому нам есть что читать, что сканить и чем делиться и что обсуждать, наших и ненаших
Ревекку Абрамовну
Софью Андреевну
Милицу Васильевну
Анну Михайловну
Минну Моисеевну
Марию Аркадьевну
Эмилию Кирилловну
Татьяну Александровну
Эмму Адлер
Ирину Алексеевну
Любовь Авксентьевну
Клару Наумовну
Галину Иосифовну
Энну Адольфовну
Киру Эммануиловну
Полину Семеновну
Зинаиду Сергеевну
Раису Михайловну
Екатерину Николаевну
Александру Дмитриевну
Наталью Алексеевну
Наталию Павловну
Александру Александровну
Ксению Игнатьевну

@темы: якобинцы, товарищам, социальная история, скачать бесплатно, свобода-право-власть, реставрация, революции, полезные ссылки, персона, они и мы, новые публикации, массы-классы-партии, литературная республика, либерализм, капитал, источники/документы, история идей, военная история, Франция, Революция-женского рода, Просвещение, Парижская коммуна, Комитет общественного спасения, Комитет общей безопасности, Жан-Поль Марат, Европа, Великая французская революция, Бонапарт, friend-to-friend--пиво только членам профсоюза, 20 век, 19 век, 1871, 1848, 1830-е, 18 век

14:08 

Нетривиальный вопрос

и особенно енот
"Просто мы на крыльях носим то, что носят на руках."
Дорогие участники сообщества!

Мне встретилась песня Шарля Азнавура (текст Мориса Видалена) "Liberté", которой мне хотелось бы с вами поделиться и в связи с которой хотелось бы задать один вопрос.

Вот сама песня:

Прослушать или скачать Charles Aznavour Liberte бесплатно на Простоплеер
Ссылка на Ютуб, если Простоплеер не работает.

Вот ее текст на русском.
(На французском его можно найти, например, здесь.)

А вопрос заключается в следующем: текст песни очень конкретный, и поэтому интересно, нет ли у участников сообщества идей, какие исторические персонажи могли бы быть героями этой песни?

@темы: вопрос-ответ, Франция

12:43 

и снова о Термидоре и терроре

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
15:24 

Великая, Малая и Белая Русь

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Автор - Александр Васильевич Соловьев (ссылка ведет на статью в Лит.энциклопедии).
Публикация статьи - "Вопросы истории". 1947, № 7.
Скачать и изучать )

@темы: Европа, Россия, Средние века, дискуссии, источники/документы, они и мы, полезные ссылки, скачать бесплатно

14:10 

"Восстань, о Греция, восстань!.."

Nataly Red Rose
Свобода начинается с иронии
Восстань, о Греция, восстань.
Недаром напрягала силы,
Недаром потрясала брань
Олимп и Пинд и Фермопилы.

Под сенью ветхой их вершин
Свобода юная возникла,
На гробах <...> Перикла,
На <...> мраморных Афин.

Страна героев и богов
Расторгла рабские вериги
При пеньи пламенных стихов
Тиртея, Байрона и Риги.


А.С.Пушкин




Ольга Борисовна Шпаро
ОСВОБОЖДЕНИЕ ГРЕЦИИ и РОССИЯ
1821-1829

М.: Мысль. 1965


Введение
Глава 1. Начало освободительного движения
Глава 2. Великая революция
Глава 3. Греческая революция и Россия
Глава 4. Политика Джорджа Каннинга
Глава 5. Греческий протокол
Глава 6. Лондонский договор 1827 г.
Глава 7. Наваринское сражение
Глава 8. Финал
Литература


И еще подарочек от Capra Milana (friend-to-friend)

Знакомые по другим публикациям авторы (со ссылками на справки о них) и персонажи


ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ
Народы Юго-Восточной Европы
Конец XVIII — середина XIX в.

СПб.: Алетейя. 2012. 464 с.
Редакционная коллегия: Инна Ивановна Лещиловская (ответственный редактор), Александр Викторович Карасев.
Рецензенты: доктор исторических наук Светлана Ивановна Данченко, кандидат исторических наук Ольга Анатольевна Дубовик.


Аннотация издательства
В данной книге исследованы биографии выдающихся сербов, болгар, черногорцев, словенцев, хорватов, греков, и румын и их вклад в общественно-политический и культурный прогресс своих народов в период с конца XVIII и до середины XIX века. Их деятельность рассмотрена в контексте важнейших процессов, протекавших в Юго-Восточной Европе, событий международной жизни Европы, представлены также их контакты с Россией.
Это было время небывалого общественного подъема славян, получившего в литературе название национального Возрождения, и сопровождавших его ярких проявлений межславянского общения. Большая часть видных политических и культурных деятелей славянских народов была в центре этих отношений. Аналогичные процессы проходили в рассматриваемый период и у неславянских народов Балканского полуострова. В рамках избранного жанра показаны политические, культурные, научные связи представителей славянских и неславянских народов региона, прослеживаются процессы их взаимовлияния.
Обстоятельное изучение жизни и творчества выдающихся представителей народов Юго-Восточной Европы проливает дополнительный свет на событийную сторону и психологическую атмосферу той эпохи.
В центре внимания авторов данного исследования находится Человек, созидающий историю.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Чуркина Искра Васильевна
Антон Томаж Линхарт
Валентин Водник и Ерней Копитар
Матия Маяр Зильский

Лещиловская Инна Ивановна
Людевит Гай
Иван Кукулевич-Сакцинский
Досифей Обрадович
Карагеоргий

Достян Ирина Степановна
Вук Стефанович Караджич

Хитрова Нина Ивановна, Медведева Ольга Владимировна
Паисий Хилендарский

Медведева Ольга Владимировна
Софроний Врачанский

Макарова Ирина Феликсовна
Неофит Хилендарский Бозвели

Арш Григорий Львович
Евгений Булгари
Ригас Велестинлис
Александр Ипсиланти
Иоанн Каподистрия
Адамантиос Кораис

Виноградов Владилен Николаевич
Тудор Владимиреску
Николае Бэлческу



Материалы к теме в сети, в том числе нашими силами:
Арш Г.Л. К вопросу об идейном воздействии Великой французской революции на балканские народы (Неизвестный текст конституции и «Военного гимна» Ригаса Велестинлиса)
Грачев В.П. Первое сербское восстание и Россия во время русско-турецкой войны 1806—1812 гг.
Достян И.С. Русский участник греческой революции
Егер О. Всемирная история (т.4. Новейшая история). Кн.4, гл.3. Восточный вопрос. Восстание в Греции 1821-1830 гг. Русско-турецкая война 1828 г. и мир в Адрианополе 1829 г.
Карасев А.В. Россия и Балканский союз 60-х годов XIX века / автореферат диссертации
Лещиловская И.И. Захария Орфелин — сербский энциклопедист XVIII в.
На путях к Югославии и против /И.В.Чуркина, И.С.Достян, А.В.Карасев, А.П.Шемякин
Юрьев А. Байрон в Греции
Джордж Байрон. "Кефалонский дневник"

@темы: социальная история, событие, скачать бесплатно, реставрация, революции, полезные ссылки, персона, новые публикации, национально-освободительные движения, массы-классы-партии, военная история, Франция, Россия, Просвещение, Италия, Испания, Европа, Греция, Германия, Великобритания, Австрия, friend-to-friend--пиво только членам профсоюза, 19 век

17:20 

"славная английская" и дипломатия

Nevile
Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
18:27 

из воспоминаний Великой Отечественной войны

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)
12:44 

история диалектики (Европа Возрождения и Нового времени)

L del Kiante
«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»


ИСТОРИЯ ДИАЛЕКТИКИ XIV-XVIII вв.
М.: Мысль. 1974. 356 с.


Авторский коллектив:
Книга представляет собой одно из первых обобщений исследований диалектического аспекта философской мысли в период XIV—XVIII вв. В работе рассматриваются диалектические идеи таких выдающихся мыслителей, как Николай Кузанский, Бёме, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Вольтер, Дидро и др. Книга снабжена именным и предметным указателями.
ОТ ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ АН СССР


оглавление

Введение. Проблемы диалектики в эпоху господства метафизического способа мышления

Раздел первый. ДИАЛЕКТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XIV — НАЧАЛО XVII в.)
Глава первая. Николай Кузанский
Глава вторая. Диалектические идеи итальянского Возрождения
Глава третья. Бёме

Раздел второй. ДИАЛЕКТИКА В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА МЕТАФИЗИЧЕСКИХ СИСТЕМ (XVII — НАЧАЛО XVIII в.)
Глава четвертая. Ф.Бэкон
Глава пятая. Декарт
Глава шестая. Паскаль
Глава седьмая. Спиноза
Глава восьмая. Толанд
Глава девятая. Лейбниц

Раздел третий. КРИЗИС МЕТАФИЗИКИ И УСИЛЕНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ (XVIII в.)
Глава десятая. Вольтер
Глава одиннадцатая. Дешан
Глава двенадцатая. Руссо
Глава тринадцатая. Дидро

Раздел четвертый. ИСТОРИОГРАФИЯ
Глава четырнадцатая. Советская историография западноевропейской диалектики XIV—XVIII вв.

Заключение

Список цитируемой литературы
Указатель имен
Предметный указатель

@темы: 17 век, 18 век, Возрождение, Вольтер, Дидро, Европа, Ж.-Ж.Руссо, Просвещение, Советский Союз, Средние века, историография, история идей, новые публикации, полезные ссылки, скачать бесплатно, философия

18:10 

история экономическая

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)

Иосиф Михайлович Кулишер
1.08.1878, Киев, — 17.11.1933 (1934?), Ленинград

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ и РАБОЧИЙ КЛАСС
в Западной Европе в XVI-XVIII ст.

Пг.: издательство «Брокгауз-Эфрон». 1922



Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие к первому изданию
Предисловие по второму изданию

Введение. Характер промышленности в средние века

А. Домашняя или кустарная промышленность
Глава I. Переход от замкнутого городского хозяйства к территориальному хозяйству
Глава II. Появление конкуренции в торговле и влияние ее на цены
Глава III. Возникновение кустарной или домашней промышленности
Глава IV. Ремесло и кустарная промышленность. — Казенные и частные предприятия. — Техника XVII—XVIII ст.
Глава V. Образование класса скупщиков-капиталистов в XVI—XVIII ст.
Глава VI. Состав рабочих в области кустарной промышленности
Глава VII. Кризисы и безработица
Глава VIII. Взаимные отношения между предпринимателем и рабочими
Глава IX. Мероприятия государства с целью понижения заработной платы
Глава X. Уменьшение заработной платы в XII—XVIII ст. — Расплата товарами. — Продолжительность рабочего дня. — Стремление к распространению труда женщин и детей
Глава XI. Общее положение рабочих в кустарной промышленности

Б. Централизованные мануфактуры в XVII—XVIII ст.
Глава I. Понятие мануфактуры прежде и теперь. — Централизованные мануфактуры, устроенные иностранцами.
Глава II. Мануфактуры с несвободным трудом
Глава III. Мануфактуры, возникшие из более ранних форм производства
Глава IV. Выводы централизованных мануфактур. — Разделение труда на мануфактурах
Глава V. Положение рабочих на централизованных мануфактурах. — Прикрепление рабочих к мануфактуре. — Продолжительность рабочего дня. — Эксплоатация труда женщин и малолетних

Заключение

Спасибо за помощь тов. Э.П.
То же в формате DjVu (или), спасибо тов. rexy_craxy

@темы: экономика должна, социальная история, скачать бесплатно, полезные ссылки, новые публикации, массы-классы-партии, либерализм, источники/документы, историография, дискуссии, Франция, Нидерланды, Европа, Германия, Великобритания, Австрия, 18 век, 17 век

21:31 

реконструкция - visage de MR

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
Кажется, накануне Рождества мне попалась на глаза эта фотография.

А только что я обнаружил еще и видео.

upd Видимая невооруженным глазом политическая подоплека - ссылка на страницу, где я и нашел фотографию.
The whole argument might seem academic, but Robespierre remains a hugely divisive figure in current French politics. When the first 3D images emerged earlier this month, far left politicians denounced it as a plot to make their hero look evil.
"These days, with 3D, heroes are derided and tyrant kings are magnified ... A sad era," wrote Alexis Corbiere, a Paris official and member of the Leftist Front, which is among many to view Robespierre as a champion of social justice.
"It's not neutral, this face. I don't even know if they're aware of it, but it has a political message," he said. "It comes from the view of Robespierre as a monster, whose face inspires fear, and it keeps with the tradition of counterrevolutionary caricature."

Вопрос: А Ваше (первое) впечатление?
1. терпимо, даже похоже 
8  (16.67%)
2. примерно так и представляю себе МР 
3  (6.25%)
3. "скорее нет, чем да" 
15  (31.25%)
4. "не верю!" 
22  (45.83%)
Всего: 48

@темы: товарищам, полезные ссылки, персона, они и мы, историки, дискуссии, М.Робеспьер, Великая французская революция, АРТеФАКТическое/иллюстрации, homo ludens, 21 век, 18 век

15:12 

quelques salons de Paris au XVIIIe siècle

АиФ
Молчи так, чтобы было слышно, о чем ты умалчиваешь /Доминик Опольский/
Предупреждение
1) Граждане товарищи коллеги, дабы текст этот не омрачал ваши ясные лица, отнеситесь к нему с подобающим... м-м... словом, подобающе, и тогда он станет просто смешной безделкой.
2) Мы не стали церемониться с автором, ибо автор не церемонится с историей.

ПАРИЖСКИЕ САЛОНЫ XVIII СТОЛЕТИЯ
Вестник иностранной литературы
1899 (февраль). С.3-28


Настоящий текст представляет собой реферат книги Мэри Суммер "Несколько парижских салонов в XVIII-м веке" - "Quelques salons de Paris au XVIIIe siècle" (Paris: Socit francaise d'éditions d'art, L.H.May, [1898]) - скачать скан этой книги, с заставками и картинками, можно в библиотеке archive.org.
Автор - Луиза-Мари Филон [Louise-Marie Filon] (1842-1902), дочь историка Шарля-Огюста Филона (Charles-Auguste-Désiré Filon, 1800–1875), сестра историка и литератора Пьера-Мари-Огюстена Филона (Pierre-Marie-Augustin Filon, 1841-1916), жена (23.04.1859) первого французского исследователя тибетской культуры Филиппа-Эдуарда Фуко (Philippe-Édouard Foucaux, 15.09.1811, Анжер, - 20.05.1894, Париж).
Мэри Суммер (Mary Summer - мы думаем, английский вариант имени указывает на такую именно транскрипцию фамилии) - псевдоним, под которым м-м Фуко издала
ряд своих сочинений.
Однако если судить по уровню представленного реферата, Мари-Мэри - заурядная графоманка конца XIX века, пережевывающая околоисторические анекдоты и даже не удосуживающаяся их проверить. Возможно, в книгах, посвященных буддизму и Индии, она и демонстрирует более интересный подход... Кому это любопытно, тот найдет и прочитает. В отношении же истории XVIII века и, что до слез типично, истории Великой французской революции автор глубокая невежда.

Итак, на сцене
маркиза де Ламбер, Фонтенель, д'Аржансон, м-м дю Шатлэ, или просто Эмилия, Вольтер, м-м дю Дефан, Жюли де Леспинас, д'Аламбер, Франсуа де Конти, Гольбах, бедный Жан-Жак, Эмилия Вторая и ее маман Сент-Амарант, "страшный свирепай диктатор Робеспьер" и "известный изверг Фукье-Танвиль" (sic), Ривароль, "корчивший из себя демократа" Феликс де Сен-Фаржо, "суровый член Конвента Фабр", "ярый республиканец Геро де Сешель", тень Дантона и Сен-Жюст с докладом.

Кто не боится, приходите за ссылкой ;)

@темы: новые публикации, литературная республика, либерализм, казус ляпсус, Россия и Франция, Просвещение, Вольтер, Великая французская революция, friend-to-friend--пиво только членам профсоюза, 19 век, 18 век

12:10 

сайт Социальный Компас / Социальная Повестка

Синяя блуза
Граждане товарищи, кто еще не видел, такой есть интересный ресурс.
Авторы - о своем проекте:
"Когда мы начинали «Социальную повестку«, мы хотели восполнить два недостатка, равно присутствующих как в мейнстримных СМИ, так на многочисленных левых сайтах:
Первый — отсутствие социальных новостей, о работе и повседневности «обычных людей», особенно в провиции и за рубежом; за 20 лет капитализма мы стал сильно провинциальней и меньше интересуемся жизнью трудящихся других стран, чем в советские годы (политики и celebrities не в счёт).
Второй — удручающее неиспользование данных научных исследований, посвящённых социальной ситуации, что в России, что в других странах. Скажем, исследований бедности, классового расслоения, восприятием богатых и бедных «в своём слое» и со стороны — словом, все те данные, весь тот массив знаний, накопленный многочисленными исследователями, как у нас в стране, так и за границей, которую коммунист должен знать, уметь анализировать и пр.
Третий — о достижениях естественных наук тоже надо информировать, и мы будем. Поскольку они, особенно биология с психологией, обретают всё большее идеологическое значение — по мере того, как люди всё меньше и меньше готовы всерьёз доверять доводам «от морали» и «от религии», доводы «от науки» приобретают всё большую роль. Рассказывая о достижениях «переднего края науки», мы будем стараться разрушать идеологические мифы, рядящиеся в научную оболочку."

Лично меня больше всего заинтересовал пункт 1.

@темы: товарищам, социальная история, свобода-право-власть, революции, полезные ссылки, они и мы, национально-освободительные движения, массы-классы-партии, капитал, источники/документы, дискуссии, 21 век, 20 век

19:15 

Рождественское - Noël Patriotique

allamarie
Aimons-nous tous, soyons unis, pardonnons а nos ennemis
В связи с западным Рождеством.

Помните у Пушкина это стихотворение?

NOËL

Ура! в Россию скачет
Кочующий деспо́т.
Спаситель горько плачет,
А с ним и весь народ.
Мария в хлопотах Спасителя стращает:
«Не плачь, дитя, не плачь, суда́рь:
Вот бука, бука — русский царь!»
Царь входит и вещает:

«Узнай, народ российский,
Что знает целый мир:
И прусский и австрийский
Я сшил себе мундир.
О радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен;
Меня газетчик прославлял;
Я ел, и пил, и обещал —
И делом не замучен.

Узнай еще в прибавку,
Что сделаю потом:
Лаврову дам отставку,
А Соца — в желтый дом;
Закон постановлю на место вам Горголи,
И людям я права людей,
По царской милости моей,
Отдам из доброй воли».

От радости в постеле
Распрыгалось дитя:
«Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?»
А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки;
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши как царь-отец
Рассказывает сказки».

Название дано по-французски, что наводит на мысль о том, что это подражание какому-то французскому источнику. Может быть, даже существует литературная традиция сатирических стихов на тему рождественской ис тории, имено в форме подобных куплетов? Мне известен только нижеследующий жирондистский Noël Patriotique. Автор - Жирей-Дюпре (Girey-Dupré;). Согласно Мишелю Биару, Жирей-Дюпре был близок к Бриссо и руководил издательством «Французского патриота». Его Noël Patriotique, в котором он высмеивает своих политических оппонентов, был написан в конце 1792 года, приобрёл большую известность, и был перепечатан многими журналами. Возможно, именно эти куплеты и вдохновили Пушкина написать собственную версию уже о российской политической ситуации? Вот текст Жирея-Дюпре. Мой неполный перевод следует ниже.

Внимание!! Если кто считает, что высмеивать якобинцев заведомо не смешно и вообще предосудительно, пожалуйста, не читайте!!

Noël patriotique

Dieu se fait sans-culotte
Pour nous offrir les cieux
D’une vierge dévote
Il naît en ces bas lieux
De sa concepcion vous savez la méthode
Le mari très peu s’en mêla
Il en jura, l’on en glosa
Aujourd’hui c’est la mode

Les rois partent, leur place
Est remplie aussitôt
Jésus fait la grimace
Voyant avec Chabot
Le parti cordelier, ennemi des despotes
Qui les poursuit avec ardeur
Mais pour être leur successeur
Et gagner leur culottes

Jésus crut voir Pilate
Sitôt qu’il vit Danton
Joseph franc démocrate
Le maudit sans façon
La sainte vierge eut peur apercevant Rovère
Le boef vit Legendre et beugla
L’âne vit Billaud et trembla
Pour son foin, sa litière

Suivi de ses dévotes
De sa cour entouré
Le dieu des sans-culottes
Robespierre est entré
« Je vous dénonce tous », cria l’orateur blême
Jésus, ce sont des intrigans
Ils te prodiguent un encens
Qui n’est dû qu’à moi-même

Tout près de Robespierre
Joseph vit Desmoulins
« Ah ! Bonjour cher confrère »
Lui dit le saint malin
« Ah ! Bonjour cher patron », lui répond Camille
On rit… Mais ô soudaine horreur !
Qui pourrait peindre la terreur
De la sainte famille

Marat entre…. A sa vue
Le bon dieu brissotin
De sa mère éperdue
Se cache dans le sein
« Père éternel », dit-il, « quel être épouvantable !
Ah ! Fais-le rentrer en enfer
Attends que je sois au désert
Pour m’envoyer le diable »

Un couple dramatique
Marche après Thuriot
C’est Fabre le comique
Et le sobre Collot
Pour bercer l’enfant dieu
Collot lit « L’Inconnu »
On siffle, on baille, on s’endort
Et l’âne seul veillait encore
Quand la pièce fut lue


Noël patriotique (перевод Аллы Джейкобс)

Господь с небес спустился,
Чтоб свой спасти народ
От девы вновь родился
Спаситель-санкюлот
Зачатия его знакома вам метода
Муж был там как бы ни при чём
Весьма судачили о том -
Такая нынче мода

Волхвы ещё успели
уйти недалеко,
а тут уж кордельеры
явилися с Шабо.
Всех деспотов враги, поборники свободы,
Аристократов и царей
Прогнать хотят они скорей
Чтоб их носить кюлоты

Дантон чуть показался,
«Пилат!» - Иисус вскричал
Иосиф не сдержался,
Дантона обругал
Лежандра увидав, мычит от страха Милка
Осёл, увидевши Бийо
За сено стал дрожать своё
И за свою подстилку

В кругу своих любимцев
Со свитою своей
Вот сам бог якобинцев
Явился - Робеспьер.
Оратор всех разоблачить немедленно настроен.
«Иисусе, все они льстецы,
Тебе они поют хвалы
Каких лишь я достоин!»

Семью перепугал
Видом своим Марат.
«Отче, Иисус сказал,
Верни его ты в ад!
Такого страха я не видывал доныне.
Пусть позже он придёт, когда
Сорок ночей и дней поста
я проведу в пустыне!»

Парочка театралов
Входит за Тюрио:
Фабр, комик каких мало,
И чопорный Колло.
Чтобы Иисус уснул спокойно
Колло читает «Незнакомца»
Заместо детской сказки.
Народ зевал, носом клевал
Один осёл не задремал
Дослушав до развязки.

Куплет про Колло считается первым и единственным пре-термидорианским источником, который можно истолковать, как иронический намёк на склонность к злоупотреблению спиртными напитками. «Sobre» можно читать как «трезвый», а можно как «серьёзный, без чувства юмора». Эта последняя интерпретация вполне оправдана контекстом, поскольку автор противопоставляет Fabre le comique et le sobre Collot, а в следующих строках речь идёт как раз о якобы занудной до потери пульса пьесе Колло, которая всех усыпляет (на самом деле она имела значительный успех, да ведь и не имело бы смысла упоминать пьесу, о которой никто не слышал). Иными словами, до термидорианской реакции Колло поливают грязью как драматурга и якобинца, но только в период термидорианской реакции возникает миф о закоренелом алкоголике...

Всем счастливых и патриотических праздников! :new5:

Vive Liberta

главная