21:08 

Великая французская революция в советской литературе. 1917—1940 гг.

Eh voila
В действительности все не так, как на самом деле
библиотека Vive Liberta . apprendre par coeur



Художественное исследование исторических событий эпохи в литературе, как и в изобразительном искусстве, шло разными путями. Не все писатели и поэты выходили на революционную современность открыто, как поэт A.А.Блок в поэме «Двенадцать». Одни искали аналогий в русской истории, возрождая образы вождей народных восстаний Разина и Пугачева, другие — в истории Великой французской революции и Парижской Коммуны. К истории Французской революции обращались писатели и поэты разного таланта и разных национальностей, решая вопрос о принятии или непринятии Октября, постигая не только социальное и политическое, но и нравственное содержание революции. В советской литературе 1917—1940 гг. произведений о Великой французской революции больше, чем в изобразительном искусстве, аудитория у них была гораздо шире, связь с политическими проблемами дня теснее, а идейно-художественная значимость сложнее, разнообразнее и глубже. Великая французская революция вдохновляла и таких крупных писателей, как Б.Л.Пастернак и А.Н.Толстой, и авторов менее одаренных, как B.И.Нарбут или А.П.Глоба Обложка поэмы А.П.Глобы, затронула она и творчество поэтов М.А.Волошина, П.Г.Антокольского, писателей И.Г.Эренбурга и Ф.Ф.Раскольникова, творчество таджика С.Айни и латыша А.М.Упита.
Самым первым, насколько известно, на начавшуюся в России революцию опосредствованно через революцию французскую отозвался поэт Борис Пастернак. Вскоре после февраля он задумал роман из истории Великой французской революции, но так и не написал его, ограничившись двумя короткими драматическими отрывками, которые датированы июнем-июлем 1917 г. и впервые опубликованы в газете «Знамя труда» весной 1918 г.
Первый отрывок — диалог Сен-Жюста и Генриетты Леба накануне отъезда Сен-Жюста в армию 10—20 мессидора (29 июня — 8 июля) 1794 г.; второй — диалог Сен-Жюста и Робеспьера перед казнью в ночь с 9 на 10 термидора
. Подлинный герой этих отрывков — Сен-Жюст. Робеспьер с трудом собирается с мыслями, он поглощен воспоминаниями, он весь в прошлом. Сен-Жюст обозревает прошлое и будущее и как бы вне настоящего. Для Сен-Жюста фраза «Как могло случиться» не заключает вопроса и не требует ответа: прошлое пережито и осмыслено им. Сен-Жюст устремлен в будущее и, сознавая величие прошлого, прозревает победу в грядущем.
На Октябрьскую революцию первым, по-видимому, откликнулся Максимилиан Волошин, создавший в Коктебеле между 21 ноября и 7 декабря 1917 г. стихотворения «Взятие Бастилии», «Бонапарт» и «Термидор». Этот поэтический цикл — своеобразный художественный репортаж о ходе революции, предельно лаконичный, сжатый, словно бы насыщенный революционной энергией народа.
Восторженное чувство первых послеоктябрьских месяцев излилось прежде всего в песенной поэзии. 10 февраля 1918 г. «Правда» поместила «Коммунистическую Марсельезу» пролетарского поэта Демьяна Бедного («Мы — пожара всемирного пламя»), тотчас же выпущенную отдельным изданием Обложка книги Д.Бедного «Коммунистическая Марсельеза». Песня, имевшая подзаголовок «Посвящается рабоче-крестьянской социалистической армии», — публицистически страстный призыв к оружию в борьбе с внутренним и внешним врагом. В начале 1918 г. таджикский поэт Садриддин Айни сочинил на мелодию «Марсельезы» «Марш свободы» — первое произведение советской таджикской литературы. Стихотворение зовет к борьбе за свободу и справедливость:
О, рабы! Подымайтесь из праха,
Красным знаменем мир озаря!
Сбросьте иго покорства и страха
Засияла свободы заря.

В «Бастилии» Владимира Нарбута, напечатанной в 1921 г. в сборнике «Советская земля», образный строй усложняется: поэта увлекает взаимосвязь прошлого и настоящего, преемственность Июля и Октября.
Драматургия несколько отставала от поэзии, но все же быстрее прозы откликалась на революционную действительность. Очень велик был спрос на короткие агитпьесы и инсценировки песен, сочинялись они во множестве и некоторые, например «Марат» A.Амнуэля (май 1919 г.) Обложка поэмы А.П.Глобы, приобрели огромную популярность и игрались по всей стране. Типична для политических инсценировок песен «Наша Карманьола» B.Киршона (1923 г.) Обложка книги В.Киршона — сценарий постановки с балетными танцами и ритмическими спортивными упражнениями, по ходу которой красноармейцы и рабочие прогоняли внешних и внутренних врагов: Милюкова, генералов, нэпманов и др.
Самая серьезная и политически заостренная попытка дать идеологическую и моральную оценку Октября, проецируя на современность историю Великой французской революции, была предпринята А.Н.Толстым в 1918 г. в драме «Смерть Дантона» Обложка книги Алексея Толстого «Смерть Дантона». Эта пьеса возникла из инсценировки для сцены трагедии немецкого драматурга Г.Бюхнера «Смерть Дантона» (1835 г.), заказанной писателю московским театром Ф.А.Корша для постановки ее к первой годовщине Октября.
А.Н.Толстой, как известно, восторженно встретил Февральскую революцию и враждебно Октябрьскую. Свое неприятие революции, которой был свидетелем, он вложил в пьесу немецкого писателя XIX в. Инсценировка Толстого и спектакль вызвали резко отрицательную оценку критики и прессы, выдвинувших против автора политические обвинения. Толстой, в это время находившийся на юге, в 1919 г. издал в Одессе «Смерть Дантона» со своим предисловием и вскоре выехал в эмиграцию.
В этом первом варианте драмы Толстой акцентировал внимание на стихийности и разрушительности в действиях революционного народа Парижа, главный конфликт пьесы сконцентрировал на проблеме террора, как символе насильственной революции, и развенчивал тактику террора разными художественными средствами. Толстой развил мотив сентябрьских убийств, поднял (вероятно, первым в советской литературе) тему погубленных поэтов, довел до крайности противопоставление Дантона и Робеспьера, сочинив сцену, где Дантон, не желая больше проливать кровь, покушается на жизнь Робеспьера, и т.д. Пьеса Толстого не свободна от фаталистического толкования законов истории и исторического пессимизма: трагедия кончается безысходностью, автор не дает выхода в будущее.
В начале 20-х годов в мировоззрении А.Н.Толстого произошел перелом, он пересмотрел свою историко-философскую концепцию революции, в апреле 1922 г. открыто порвал с эмиграцией и в январе 1923 г. создал вторую редакцию пьесы, которую издал в Берлине незадолго до возвращения на родину.
Идейный центр второй редакции трагедии — признание автором исторической необходимости революции и неизбежности вооруженной борьбы для ее победы. Толстой изменил характеристику народа — это уже не чернь, жаждущая кровопролития, а санкюлоты, требующие хлеба, и переосмыслил столкновение между Дантоном и Робеспьером. Теперь это конфликт не соперничающих вождей, а двух разных политических программ. Робеспьер — возвышенный мечтатель, он развивает перед Дантоном свои мечты о будущей революции, социальном равенстве и т.д., но Дантон уже не верит в революцию. Дантон безнадежно отстал от революции, он вне революционного потока. Таким образом, сцена покушения, которую Толстой сохранил, приобрела иной смысл: Дантон гибнет не по вине Робеспьера, не как жертва террора, а как человек, чья роль в революции исчерпана. Однако Толстой оставил без изменений тему погубленных поэтов. Эта тема возникает в пьесе дважды. Сначала женщина из народа — Женщина в шали, один из положительных образов пьесы, рассказывает Дантону о своем невинно погибшем муже: он был поэтом и мог стать гордостью Франции. Позже Дантон из-за стены тюремной камеры слышит голос Андре Шенье, ожидающего казни. Всё же историческая и нравственная правота на стороне Робеспьера, трагизм его положения в невозможности довести революцию до конца и увидеть ее победу, однако великий якобинец не страшится гибели — его поддерживает вера в будущее.
Вторая редакция трагедии «Смерть Дантона» как полноценное произведение А.Н.Толстого включена в последнее издание его сочинений (1986 г.). литературе, как и в искусстве, новый интерес к Великой французской революции появляется конце 20-х — начале 30-х го-:, когда темы революционной борьбы освещаются с позиций той идеологической и политикой ситуации.
В 1927 г. поэт П.Г. Антокольский, не раз находивший источник творчества в истории культуре Франции, в будущем автор поэм «Франсуа Вийон», «Коммуна 1871 года», опубликовал свой поэтический шедевр — стихотворение «Санкюлот», а в 1929 г. написал драматическую поэму «Робеспьер и Горгона» Обложка поэмы П.Г.Антокольского «Робеспьер и Горгона».
«Санкюлот» — сгусток ненависти и гнева, вопль отчаяния, взрыв протеста, злости и горечи гнетенных и обездоленных, обманутых той, прошлой революцией.
«Робеспьер и Горгона» — то причудливые, то реалистические картины Парижа, куда в начале термидора приезжает фургон бродячих актеров «Балаган Горгоны», где термидорианцы плетут интриги, а голова Горгоны — каменная маска на стене дома — ведет беседу с Робеспьером. Робеспьер, колеблющийся, сомневающийся, побуждаемый к действию Сен-Жюстом, в диалоге с Горгоной-Стеной (или с самим собой) и с девочкой-актрисой, от которой его отделяет стена непонимания, отчетливо сознает свое одиночество и неизбежность гибели. Далее следует заседание Конвента, арест, выстрел Мерда. Но перед финалом девочка-актриса вспоминает встречу у стены со странным человеком — она не может его забыть. Поэма завершается наступлением утра 10 термидора — дня казни.
В мае 1928 г. в Париже И.Г.Эренбург закончил «Заговор равных» — единственное в советской литературе произведение в прозе о Французской революции. В «Заговоре равных» Эренбург с легкой иронией рассказывает историю революции и жизнь Бабёфа, мастерски набрасывая портреты персонажей: Барраса, Карно, Фуше, Друэ, бабувистов. По мере приближения к финалу автор меняет интонацию и в сценах ареста бабувистов, суда над ними и вынесения приговора, постепенно усиливает накал повествования, поднимаясь в сцене похорон до подлинного драматизма. Крестьяне находят тела казненных Бабёфа и Дарте, выброшенные в канаву, и тайком хоронят их. Слова одного из крестьян: «Это Бабёф. Он был честным человеком... Он был Трибун народа... За это его и убили», звучат как реквием павшему герою.
Идея повести, в общем, не сложна и не нова: революция и человечность неотделимы, тот, кто отступает от человечности, тот предает революцию. Бабёф в «Заговоре равных», как герои и других произведений советской литературы о Французской революции, погибает с верой в более великую революцию будущего.
Ф.Ф.Раскольников в драме «Робеспьер», поставленной и изданной в 1931 г., так же как и его предшественники Пастернак, Толстой, Антокольский и Эренбург, останавливает свой выбор на гибели героя, но трактует эту тему по-своему.
Подробнее о драме «Робеспьер» Ф.Ф.Раскольникова, как и о пьесе «Марат» А.Амнуэля, см. раздел о театре.

Стоит упомянуть еще одно произведение: А.А.Исбах, "Дантон".

- - -
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РОССИЯ
Редакционная коллегия:
М.: Прогресс, 1989. 552 с., ил.
аннотация



связь времен

@темы: 18 век, 20 век, homo ludens, АРТеФАКТическое/иллюстрации, Великая французская революция, Гракх Бабеф, Дантон Жорж-Жак, Директория, Европа, Жан-Поль Марат, Комитет общей безопасности, Комитет общественного спасения, М.Робеспьер, Россия, Россия и Франция, Сен-Жюст, Советский Союз, Термидор, Франция, дискуссии, имена, события, календарь, историки, история идей, история искусств, история моды, источники/документы, литературная республика, массы-классы-партии, новые публикации, они и мы, персона, полезные ссылки, предметы материальной культуры, революции, свобода-право-власть, скачать бесплатно, событие, социальная история, товарищам

20:41 

ВФР в рифмах: два века и еще четверть

Директор театра
Чем больше артист, тем больше пауза!
Как правильно говорят догадливые гражданки и граждане, мы восстановили поэтическую страницу, и не только восстановили, но и здесь продублировали... на всякий случай. Итак, весь список со ссылками.


библиотека Vive Liberta . apprendre par coeur


РЕВОЛЮЦИОННЫЙ и КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР


Взятие Бастилии, или Спасенный Париж (1789 год)
Поход в Версаль и прибытие короля в Париж (к событиям 5-6 октября 1789 года)
Патриотическая песнь, известная как «Ça ira!» (исполнялась на празднике Федерации 14 июля 1790 года)
Куплеты о федерации (1791 год)
Песнь аристократов (появилась в 1791 году)
Песнь к событиям Вареннского кризиса (1791 год)
Песня о чувствах народа против бывшего короля и об изменах проклятого Булье
Гражданский гимн
Песня рейнской армии (Марсельеза)
Карманьола
Республиканский романс
Песня санкюлотов (куплеты Аристида Валькура)
Куплеты о республиканском календаре
Санкюлот
Республиканский порох и пушки
Ответ пороху
"Пробуждение народа"
Ответ на "Пробуждение народа"
10-е Термидора, или Смерть Робеспьера
Гимн 9 Термидора II года
Французский народ - франтам



Андре Шенье. Оды и ямбы. Публицистика
Вильям Блейк. Французская революция
Роберт Бернс. Дерево Свободы
Кристиан Фридрих Даниель Шубарт. По поводу обломка от темницы Вольтера
Самюэль Тэйлор Кольридж. Падение Бастилии
Пьер-Жан Беранже. Четырнадцатое июля. Богиня



Перси Биши Шелли. Песнь к защитникам Свободы
Огюст Барбье. Барабанщик Барра. Девяносто третий год
Сильвие Страхимир Краньчевич. Воскресение
Эжезипп Моро, Пьер Дюпон, Шарль Жилль, Огюст Барбье, Пьер-Жан Беранже, Пьер Венсар-старший, Гюстав Леруа, Пьер Лашамбоди, Эжен Потье, Жан-Батист Клеман, Виктор Гюго - в книге Ю.Данилина «Очерк французской политической поэзии XIX века: от Июльской революции до Парижской коммуны»
Каролина Павлова. Разговор в Трианоне
Михаил Лермонтов. Фрагмент поэмы "Сашка". Пророчество Казота
И.П.Горн. Ночь перед казнью
Джозуэ Кардуччи. Ca ira! На LXXVIII годовщину провозглашения Французской республики



Жан Никола Артюр Рембо. Кузнец. "Французы, вспомните, как в девяносто третьем..."
Луиза Мишель. "Когда я смотрела на эту печальную когорту..."



Эдуард Багрицкий. 1871. Бастилия
Максимилиан Волошин. Взятие Бастилии. Взятие Тюильри. Голова mme de Lamballe. Термидор
Борис Пастернак. Драматические отрывки
Павел Антокольский. Через полтораста лет после взятия Бастилии. Итог. Санкюлот. Два портрета. Робеспьер и Горгона


связь времен

@темы: якобинцы, философия, утопия, товарищам, социальная история, событие, скачать бесплатно, свобода-право-власть, реставрация, революции, полезные ссылки, персона, оригинальные произведения 18 в., они и мы, массы-классы-партии, литературная республика, либерализм, источники/документы, история моды, история искусств, история идей, дискуссии, военная история, Франция, Термидор, Советский Союз, Сен-Жюст, Россия и Франция, Россия, Революция-женского рода, Парижская коммуна, М.Робеспьер, Июльская революция, Июльская монархия, Италия, Жан-Поль Марат, Европа, Директория, Дантон Жорж-Жак, Гракх Бабеф, Германия, Великобритания, Великая французская революция, homo ludens, 21 век, 20 век, 19 век, 18 век

20:38 

ДВЕСТИ ЛЕТ СПУСТЯ

Директор театра
Чем больше артист, тем больше пауза!
20:35 

ДВЕ РЕВОЛЮЦИИ

Директор театра
Чем больше артист, тем больше пауза!

@темы: утопия, товарищам, социальная история, событие, скачать бесплатно, свобода-право-власть, революции, полезные ссылки, персона, они и мы, массы-классы-партии, литературная республика, либерализм, источники/документы, история моды, история искусств, история идей, дискуссии, военная история, Франция, Термидор, Советский Союз, Сен-Жюст, Россия и Франция, Россия, М.Робеспьер, Жан-Поль Марат, Европа, Дантон Жорж-Жак, Гракх Бабеф, Великая французская революция, homo ludens, 20 век, 19 век, 18 век

20:33 

ДОЧЬ-ГЕРОИНЯ МАТЕРИ-БОГИНИ...

Директор театра
Чем больше артист, тем больше пауза!
20:31 

ВЕК ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ

Директор театра
Чем больше артист, тем больше пауза!
библиотека Vive Liberta . apprendre par coeur



Перси Биши Шелли


ПЕСНЬ к ЗАЩИТНИКАМ СВОБОДЫ


Огюст Барбье


БАРАБАНЩИК БАРРА

ДЕВЯНОСТО ТРЕТИЙ ГОД


Сильвие Страхимир Краньчевич


RESSURECTIO


Эжезипп Моро, Пьер Дюпон, Шарль Жилль, Огюст Барбье, Пьер-Жан Беранже, Пьер Венсар-старший, Гюстав Леруа, Пьер Лашамбоди, Эжен Потье, Жан-Батист Клеман, Виктор Гюго - в книге Ю.Данилина «Очерк французской политической поэзии XIX века: от Июльской революции до Парижской коммуны»





Каролина Павлова


РАЗГОВОР В ТРИАНОНЕ


Джозуэ Кардуччи


CA IRA

На LXXVIII годовщину провозглашения Французской республики

Перевод И.Поступальского. Джозуэ Кардуччи. Избранное. М., 1958


связь времен

@темы: 18 век, 1830-е, 1848, 19 век, homo ludens, Великая французская революция, Великобритания, Германия, Европа, Июльская монархия, Июльская революция, М.Робеспьер, Франция, дискуссии, история идей, история искусств, история моды, источники/документы, литературная республика, массы-классы-партии, они и мы, персона, полезные ссылки, революции, реставрация, свобода-право-власть, скачать бесплатно, событие, социальная история, товарищам, утопия

20:28 

СОВРЕМЕННИКИ и ОЧЕВИДЦЫ

Директор театра
Чем больше артист, тем больше пауза!
20:25 

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ и КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР

Директор театра
Чем больше артист, тем больше пауза!
библиотека Vive Liberta . apprendre par coeur


ВЗЯТИЕ БАСТИЛИИ, или СПАСЕННЫЙ ПАРИЖ
1789 год



ПОХОД в ВЕРСАЛЬ и ПРИБЫТИЕ КОРОЛЯ в ПАРИЖ
к событиям 5-6 октября 1790 года



ПАТРИОТИЧЕСКАЯПЕСНЬ
известная как «Ça ira!»,
исполнялась на празднике Федерации
14 июля 1790 года



КУПЛЕТЫ о ФЕДЕРАЦИИ (1791 год)



ПЕСНЬ АРИСТОКРАТОВ
появилась в 1791 году



ПЕСНЬ
к событиям Вареннского кризиса,1791 год


«Песня о чувствах народа против бывшего короля и об изменах проклятого Булье»



ГРАЖДАНСКИЙ ГИМН (сочинение Буа)



ПЕСНЯ РЕЙНСКОЙ АРМИИ (МАРСЕЛЬЕЗА)



КАРМАНЬОЛА


РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РОМАНС



ПЕСНЯ САНКЮЛОТОВ (куплеты Аристида Валькура)



КУПЛЕТЫ о РЕСПУБЛИКАНСКОМ КАЛЕНДАРЕ
(сочинение гражданина Дюкруази)



САНКЮЛОТ



РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОРОХ и ПУШКИ, ОТВЕТ ПОРОХУ (сочинение Купиньи)




«ПРОБУЖДЕНИЕ НАРОДА»

Ответ на «Пробуждение народа»



10-е ТЕРМИДОРА, или СМЕРТЬ РОБЕСПЬЕРА
(из бумаг Гракха Бабефа)



ГИМН 9 ТЕРМИДОРА II ГОДА


ФРАНЦУЗСКИЙ НАРОД - ФРАНТАМ



связь времен

@темы: Директория, Гракх Бабеф, Великая французская революция, homo ludens, 18 век, Европа, Жан-Поль Марат, М.Робеспьер, Революция-женского рода, Термидор, Франция, военная история, история идей, история искусств, история моды, источники/документы, литературная республика, массы-классы-партии, оригинальные произведения 18 в., персона, полезные ссылки, религия и церковь, свобода-право-власть, скачать бесплатно, событие, социальная история, товарищам, утопия, якобинцы

14:57 

ишь чем балуются!.. тоже хочу )

Nataly Red Rose
Запутавшемуся миру спешим на выручку
28.06.2014 в 12:15
Пишет Eh voila:

***
28.06.2014 в 09:09
Пишет Mezzo soprano:


23.06.2014 в 22:01
Пишет Eh voila:

Будь у Вас такая возможность - неважно, как это осуществляется технически, - побывать в любой эпохе (ну и в любой точке земного шара - пространственно-временной континуум ;) )
куда бы Вы отправились?
в качестве кого?
зачем?
на какое время?
Только договоримся, что всё реально, притащить за собой нельзя ни ИЛ-76, ни даже литиевую батарейку, и повернуть колесо истории у Вас не получится. Утопического и антиутопического будущего тоже нет.
URL записи

Мой ответ: я бы путешествовала за ключами к загадкам. Загадок много, а меня мало, поэтому - хочу в елизаветинскую Англию, убедиться, что Шекспир - женщина.
URL записи


Три дня в весеннем месяце нисане, Римская империя, провинция на Ближнем Востоке, город Ерашалаим. Все равно в качестве кого, лишь бы был доступ на заседания синдериона, во дворцы Ирода Антипы и Понтия Пилата.
Хочу знать, жеводанский зверь меня заешь, что же там на самом деле произошло.

URL записи

Правда, руки связаны, если нельзя ни во что вмешиваться... Но все равно. Цель - разоблачить историографические мифы. Поэтому хочу быть столбовою дворянкой провансальской или руанской крестьянкой в 1788 году - месяц же я выдержу? Еще месяц - гренобльским адвокатишкой.
А вторая прицельная точка - хочу быть в Смольном в ночь на 25 октября 1917 года. Телеграфисткой, например.

@темы: они и мы, homo ludens, товарищам

10:33 

22 июня

Кибальчиш
Нельзя уставать, товарищи, - отряд не закончил войну
Закончено срочное обученье,
По мокрым колосьям несжатой ржи
Выходит народное ополченье
На подмосковные рубежи.

Дождь шелестит по осенним рощам,
Суглинок чавкает под ногой.
Есть высшая правда в порыве общем,
И штатские люди идут в огонь.

В очках, неуклюжи, сутуловаты,
Обмотки вкривь, и пилотки вкось.
Но всею душою они солдаты,
Коль в руки оружие взять пришлось.

Пустынны, печальны деревни, дачи
И пионерские лагеря. Вперед!
Не умеем мы жить иначе,
- Советские годы прошли не зря.

Идут ополченцы по доброй воле.
И каждому сердцу близки до слез
В столбах электрических линий поле,
Да церковь старинная, да совхоз.

С двумя орденами на гимнастерке
Шагает с ротою политрук.
Он виден сейчас вон на том пригорке.
Да это ж Кайтанов, мой старый друг!

На марше он принял подразделенье.
С бойцами еще не знаком почти.
На карте осталось одно селенье,
А дальше защитникам нет пути,

А дальше зигзагом ползут окопы,
Отрытые школьницами Москвы,
И орды, пришедшие из Европы,
Таятся в клочках неживой травы.



Евгений Долматовский, "Народное ополченье"

@темы: 20 век, Великая Отечественная война, Европа, Советский Союз, военная история, история идей, массы-классы-партии, они и мы, полезные ссылки, событие, социальная история, товарищам

11:55 

отстоим МР?

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Пишет allamarie:
30.05.2014 в 17:41

Кстати, такая судьба <переименование>, возможно, в скором времени ожидает площадь Робеспьера в Марселе. Желающие могут подписать против этого петицию.

URL комментария

@темы: 18 век, 21 век, Великая французская революция, Европа, М.Робеспьер, имена, события, календарь, они и мы, персона, полезные ссылки, товарищам

18:47 

а название такое, право слово, боевое!

Свой среди чужих...
...чужой среди своих
13:12 

"парагвайский Робеспьер" (снова и опять)

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Огромная благодарность Леониду М. за новую книгу для библиотеки.
цитирую его письмо


Mоисей Самуилович Альперович
РЕВОЛЮЦИЯ И ДИКТАТУРА В ПАРАГВАЕ
(1810—1840)

М: Наука. 1975
скачивать здесь


В монографии на примере Парагвая исследуются некоторые малоизученные аспекты революционного процесса в Испанской Америке первой половины XIX в. Значительное место занимает анализ социального содержания испаноамериканской революции. Особое внимание уделено оценке характера и классовой сущности парагвайской диктатуры, выяснению причин и целей ее изоляционистской политики. Выводы автора имеют существенное значение для правильного понимания общих закономерностей и специфических региональных особенностей освободительного движения XIX в. в американских колониях Испании.

От автора
Введение
Глава 1. Некоторые особенности колонизации Парагвая
Глава 2. Предпосылки «майской революции» 1811 г.
Глава 3. Провозглашение независимости и образование республики
Глава 4. Установление и консолидация диктатуры
Глава 5. Внешняя и внутренняя политика правительства Франсии
Глава 6. Историографический очерк
Глава 7. Характер и социальная сущность режима Франсии
Заключение
Библиография
Указатель имен
Список сокращений

- - -
Другие материалы по теме:

Альперович М.С. Франсиа и Франция («Парагвайский Робеспьер» во французской историографии)
Мирошевский В.М. Хосе Гаспар Франсиа - вождь парагвайской революционной демократии (1814-1840)
Рудый М. Парагвайский Робеспьер

@темы: утопия, социальная история, событие, скачать бесплатно, революции, полезные ссылки, персона, новые публикации, национально-освободительные движения, массы-классы-партии, источники/документы, история идей, историография, военная история, Европа, Великая французская революция, Америка, 19 век, 1830-е

17:47 

гражданская война 1918-1922 гг.

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново


ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА и ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ В СССР
1918-1922
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
М.: Советская Энциклопедия. 1983


Биографические справки, краткое содержание правительственных декретов, военные операции, военные формирования, временные административно-территориальные образования, экономические понятия, карты, схемы и мн., мн. др.
скачать здесь или здесь (pdf, 354 Мб)

Цветные врезки
Репродукции живописных и графических работ, посвященных гражданской войне 1918-1922 гг., фотографии произведений скульптуры, памятников, кадры из фильмов, фотографии спектаклей, книжные иллюстрации, плакаты, ордена, знаки воинских различий, военная форма красноармейцев, белогвардейцев и интервентов, типы оружия
скачать здесь или здесь (pdf, 32 Мб)

Карты собраны отдельно в альбоме (обещанное добавлено)

@темы: экономика должна, социальная история, событие, скачать бесплатно, свобода-право-власть, религия и церковь, революции, полезные ссылки, персона, они и мы, новые публикации, массы-классы-партии, источники/документы, история науки, история искусств, история идей, история дипломатии, военная история, Франция, Советский Союз, Россия, Европа, Германия, Великобритания, Великая Октябрьская Социалистическая революция, Америка, АРТеФАКТическое/иллюстрации, 20 век, 1917

21:54 

история новейшая, самая новейшая

М-Воронин
Верить можно только в невероятное. Остальное само собой разумеется. (Жильбер Сесборн)

Массовые нарушения прав человека в ходе гражданского противостояния на Украине
можно скачать по электронная версия книги от автора.

@темы: 21 век, Европа, капитал, массы-классы-партии, они и мы, полезные ссылки, свобода-право-власть, скачать бесплатно

14:42 

всем, всем, всем!

Capra Milana
мир не существует, а поминутно творится заново
Николай Иосифович Чупрун открыл свой сайт.
Там его работы о Сен-Жюсте, прежних лет и новая.
Можно написать несколько слов благодарности в гостевой книге.

За наводку спасибо Владимиру Радченко.

@темы: 18 век, 20 век, Великая французская революция, Европа, Сен-Жюст, Советский Союз, историки, историография, история идей, они и мы, персона, полезные ссылки, революции, скачать бесплатно, товарищам

22:18 

egalite - justice - liberte

Nataly Red Rose
Запутавшемуся миру спешим на выручку
У frau_zapka контекст феминистский
(как мне кажется)
10330499_713420705383702_4994257330413012861_n

А если шире взять?
Товарищи левые и граждане правые, как прокомментируете?..

@темы: вопрос-ответ, товарищам, свобода-право-власть, они и мы, массы-классы-партии, дискуссии, Революция-женского рода

11:45 

народная культура средневековья

L del Kiante
«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»

Владислав Петрович Даркевич
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Светская праздничная жизнь в искусстве IX—XVI вв.
Ответственный редактор
доктор исторических наук
Георгий Карлович Вагнер
Рецензенты:
доктор исторических наук
Татьяна Васильевна Николаева
член-корреспондент АН СССР
Владимир Терентьевич Пашуто
М.: Наука. 1988

скачать


Монография посвящена праздничной культуре средневековья. Главными источниками послужили произведения изобразительного искусства - романская и готическая скульптура, художественное ремесло, миниатюры рукописей. Их исследование дает возможность проникнуть в живую полнокровную действительность той эпохи. Для историков, искусствоведов, археологов и более широкого круга читателей, интересующихся средневековьем.
К аннотации издательства необходимо добавить: В.П. рассматривает средневековую культуру Руси и Европу не "параллельно", а интегративно.
Много-много иллюстраций!



ВВЕДЕНИЕ
Источники
Территориальные границы
Хронологические границы. Периодизация
Методика. «Лес символов»
Структура книги

Часть первая. ЖОНГЛЕРЫ
Глава 1. Репертуар жонглеров
Универсальные артисты
Классификация жонглеров
Специализация жонглеров

Глава 2. Эквилибристы
Балансеры на канате и шаре
Балансирование предметами

Глава 3. Мастера жонглирования

Глава 4. Дрессировщики
Средневековые зверинцы
Шествия удивительных зверей
Дрессировщики львов
Трюки дрессированных львов
Львы-людоеды
Поводыри медведей
Демонический медведь
«Хозяин леса»
Борьба с медведем
Медвежья комедия
Медведи-музыканты
Медведь и обезьяна
Медведь и «коза»
Дрессированные обезьяны
Обезьяны в романском искусстве
Трюки обезьян
Обезьяны — музыканты и танцоры
Комические турниры
Дрессированные лошади
Дрессированные собаки
Адский пес
Кошки — спутницы шутов
Дрессированные козы и свиньи
Ручные зайцы
Говорящие попугаи

Глава 5. Фокусники
Трюки фокусников
«Дети планеты Луна»
Заклинатели змей

Глава 6. Кукольники
Театр марионеток
Театр перчаточных (петрушечных) кукол
Панч и Джуди
Театр Петрушки
Куклы-дьяволята

Глава 7. Жизнь жонглеров
«Ты так беден и жалко одет...»
Группы жонглеров
Костюмы жонглеров
Жизнь в пути
Места и стиль выступлений
Жонглеры на мостах
Жонглеры на свадьбах
Жонглеры при феодальных дворах
Жонглеры на церковных праздниках
Клирики- жонглеры
Международное искусство
Культурно-историческая роль жонглеров

Часть вторая. НАРОД НА ПЛОЩАДИ
Глава 1. Танцы
Хороводы
Кароль-фарандола
Парные танцы
Танцы с мечами
Мавританская пляска
Танец среди яиц

Глава 2. Ряженые
Зооморфные маски
Ряженые демонами
Демоны мистерий
Шаривари
Антропоморфные маски

Глава 3. Календарные празднества
Майский король
Майское дерево
Пародийные похороны
Заклинание весны
«Славянский Вакх»

Глава 4. Состязания и игры
Состязания в силе
Состязания в ловкости
Состязания в меткости
Военные игры
Пародийные турниры
Игры с мячом и шарами
Разные игры
Петушиные бои
Бои баранов


Часть третья. КАРНАВАЛ
Глава 1. Шуты
Символизм образа шута
Обеденные шутки
Пляски шутов

Глава 2. Праздники дураков
Король шутов
Епископ дураков

Глава 3. Карнавальные процессии
Карнавальный корабль
Карнавал в Нюрнберге
Штурм «ада»
«Ад — крепость»
Карнавальные великаны
Живые картины
Битва Карнавала и Поста


Часть четвертая. В МИРЕ АНТИНОМИЙ
Глава 1. Слуги сатаны
Игрища между селами
Гистрионы — идолопоклонники
Поругание Христа
«Учителя науки разврата»
Жонглеры-чародеи
Низвержение мага
Бесы-скоморохи
Демонические музыканты
Сирены и кентавры
Жонглеры в преисподней
Музыкальный ад

Глава 2. Апология скоморошества
«Веселие угодно богу»
Жонглеры Богоматери
Жонглеры и «куртуазный феномен»

Глава 3. Музыка и танцы: оппозиция добра и зла
Священная музыка
Запретная музыка
Небесные мелодии и бесовские наигрыши

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Другие работы автора:
АРГОНАВТЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
БЕЛОЗЕРЬЕ
Древняя Рязань
Происхождение и развитие городов древней Руси (X–XIII вв.)
СТАРАЯ РЯЗАНЬ: ОТ ДЕТИНЦА К СТОЛЬНОМУ ГОРОДУ



Родился 1 сентября 1934 года. Доктор исторических наук, академик РАЕН. С 1958 года работает в Институте археологии РАН. Участник и руководитель ряда археологических экспедиций, автор около 200 научных трудов. Основные научные интересы: история и культура Руси IX–XIII вв., народная культура средневековья, связи средневековой Руси с Западной Европой, Византией и арабским миром.

@темы: homo ludens, АРТеФАКТическое/иллюстрации, Европа, Средние века, веселые картинки, история идей, история искусств, источники/документы, новые публикации, предметы материальной культуры, религия и церковь, скачать бесплатно, социальная история

10:47 

с Днем Победы!

heritier
их дело не пропало


Товарищи, я вспомню сегодня стихотворение Максима Рыльского - поэта советской Украины.

Украина родимая - волны полей,
Города лучезарные, белые хаты!
Украина! Горячею грудью своей
Ты встречаешь сегодня врага-супостата!

Украина, живого труда сторона,
Зори ясные, тихие, синие воды!
Украина! Ты в славной борьбе не одна,
В ней с тобою под стягом багряным - народы

Не один ты видала разбойный погром,
Помнишь топот, и грохот, и хохот батыев,-
Но из пепла, сияя лазурным венком,
Вырастал твой певучий, могучий твой Киев.

Видишь, русский с тобою, грузин и таджик,
Братья все и друзья, - грозной рати лавина!
Свят союз наш, народ - беспредельно велик,
Беспредельно силен в своей ярости львиной!

Мать родная моя! Вслед за черной грозой
День победы наступит, звеня и сверкая!
Славен будет вовеки священный твой бой!
Славен серп твой и меч твой, отчизна родная!

@темы: Европа, 20 век, Советский Союз, военная история, имена, события, календарь, они и мы, товарищам

22:39 

Дина Волкац - кинолог и миноискатель Джульбарс

L del Kiante
«Moi aujourd’hui et moi tantôt, sommes bien deux»
Среди четвероногих миноискателей, отлично зарекомендовавших себя в годы Великой Отечественной, да и сразу после войны, были и свои лидеры, чьи имена, то бишь клички, вошли в историю СССР. Но безусловным чемпионом поиска мин считался Джульбарс, служивший в 37-м отдельном батальоне разминирования 14-й инженерно-штурмовой бригады. Дворцы над Дунаем, замки Праги, соборы Вены - эти уникальные памятники архитектуры дожили до наших дней и благодаря феноменальному чутью Джульбарса. Документальным подтверждением этого служит справка, в которой сообщается, что с сентября 1944 по август 1945, принимая участие в разминировании на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии, Джульбарс обнаружил 468 мин и более 150 снарядов. 21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги» - единственный пёс, удостоенный такой награды.
С Джульбарсом связан еще один интересный исторический факт. Среди многочисленных питомцев Центральной школы военного собаководства, заслуживших почетное право принимать участие в параде Победы, состоявшемся на Красной площади 24 июня 1945 года, был, конечно, и Джульбарс. Но в день, когда проходил парад Победы, он еще не оправился от полученного накануне ранения и не мог пройти в составе «коробки» Центральной школы. Ее начальник генерал-майор Г.Медведев доложил об этом командовавшему парадом маршалу Советского Союза Константину Рокоссовскому, который поставил в известность Сталина.
Верховный распорядился: «Пусть эту собаку пронесут на руках по Красной площади на моем кителе...». Поношенный китель без погон был немедленно доставлен в Центральную школу. Там соорудили нечто вроде лотка, который когда-то бывал у разносчиков, подвернув рукава, прикрепили к нему китель спинкой наружу, воротником вперед. Джульбарс мгновенно сообразил, что от него требуется, и в ходе тренировок лежал на кителе не двигаясь. И в день Великого Парада вслед за «коробкой» солдат у ноги каждого из них шла собака-миноискатель, «рубил строевым» командир 37-го отдельного батальона разминирования майор Александр Мазовер, неся Джульбарса с забинтованными лапами и гордо вскинутой мордой на кителе генералиссимуса...
Джульбарс был личной собакой старшего лейтенанта Дины Соломоновны Волкац, жены командира 37-го ОБР. Обученный своей хозяйкой всем видам служб, которые тогда только существовали, «Жулик», как его называла Дина, особенно владел искусством поиска мин. Впрочем, таких воспитанников у Дины было немало. Собаками она начала заниматься давно, еще до войны. Жила Дина в Харькове, где родилась и стала в клубе Осоавиахима инструктором служебного собаководства. В 1941 году её, 18-летнюю девушку, призвали с первого курса Харьковского театрального института, так как инструктор-кинолог - профессия военная, и направили в Центральную школу служебного собаководства обучать солдат обращаться с собаками, «призванными» на военную службу.
Дина получила воинское звание младшего лейтенанта и приступила к работе. Специализировалась она на подготовке собак МРС (минно-розыскной службы). В школе, выбрав себе собаку для работы, Волкац показала ее начальнику отделения. Рыжий пёс был неказист и обшарпан, и она услышала ироническое: «Хуже собаки найти не удалось? Разрешите узнать, по каким же признакам вы ее выбрали». «По глазам», - серьезно ответила Дина. И, как видим, глаза не обманули надежд хозяйки.
...После учебы в Центральной школе вылет в Воронеж оказался своеобразным экзаменом и для Дины Волкац, и для Джульбарса. А в мае 1943г. они оба выехали на Калининский фронт. Лейтенанта Волкац назначили командиром взвода дрессировщиков - минеров 37-го отдельного батальона разминирования, которым командовал капитан Александр Мазовер.
Нет сомнения, что дрессировщиком Дина Соломоновна была выдающимся, и в том, что 37-й ОБР за два года войны потерял не более 10 минеров, есть и её заслуга. Это высокий показатель, учитывая, что минер ошибается только один раз. Кроме того, именно Дина сумела подготовить первую в Красной Армии собаку-диверсанта. Собаководы давно лелеяли мечту выдрессировать собаку-минера так, чтобы она могла работать не как самоубийца, но попытки проваливались. У Дины - получилось! Из наиболее способных дрессировщиков и лучших собак Волкац отобрала свою особую группу. По ночам в районе Торопца наши машинисты, сами того не ведая, исправно давили учебные мины, подбрасываемые собаками. Самым надежным исполнителем задуманной диверсии оказался Джульбарс.
И поздней осенью 1943 года он успешно выполнил не учебную, а боевую задачу: выскочил на рельсы перед приближающимся немецким воинским эшелоном, сбросил вьюк с зарядом, зубами выдернул чеку капсюля-воспламенителя, скатился с насыпи и умчался в лес. Джульбарс был уже рядом с минерами, когда прогремел взрыв, разметавший эшелон. Так успешно закончилась уникальная и пока единственная в боевой практике операция с применением собаки-диверсанта. За её подготовку лейтенант Дина Волкац была награждена орденом Красной Звезды.


Марк Штейнберг
Пёс на кителе Сталина,
или четвероногие спасатели

@темы: 20 век, Европа, Советский Союз, великая отечественная война, военная история, имена, события, календарь, персона, полезные ссылки, событие, товарищам

Vive Liberta

главная